Журнал «Золотой Лев» № 83-84- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Войска США за границей: хроника 55 лет[1]

 

В период с 1950 по 2005 год, в среднем 23% военнослужащих США находились на территории иностранных государств. Наименьшим американское военное присутствие было в 1995 году — тогда за пределами США были расквартированы 13.7% личного состава. Рекорд в 31% был установлен в 1951 году — во время войны в Корее. Ныне этот показатель составляет 27% — прежде всего из-за конфликта в Ираке, где расквартирована значительная группировка американских войск.

По оценкам исследовательского центра Heritage Foundation, ныне США держат за своими границами меньше войск (в 2005 году их численность составляла 386 тыс.), чем практически на всем протяжении 20-го столетия. В среднем, в период с 1950 по 2000 год за границей служили 535.5 тыс. американских солдат и моряков. В 1968 году, во время войны во Вьетнаме, был установлен рекорд — тогда за пределами США служили почти 1.1 млн. человек. В 1999 году американский контингент был сокращен до 206 тыс. Для сравнения, в среднем, в этот период времени численность вооруженных сил США составляла 2.3 млн. человек.

Для оценки масштабов дислокации войск в США используют термин «billet» (в данном контексте, буквально, «единица расквартирования») — это один военнослужащий, проходящий службу на протяжении одного года. За полвека (1950–2000 годы) насчитывается 118.8 млн. «единиц расквартирования» (один военнослужащий может служить не год, а более), в том числе 27.3 млн. — за пределами США. Львиная доля «единиц расквартирования» приходится на три страны — Германию, Японию и Вьетнам.

Во время Второй Мировой войны США обзавелись военными базами в Исландии, Северной Африке и Индийском океане. Точнее, право использовать большинство этих баз США получили от союзников — Великобритании и генерала Де Голля, представлявшего интересы «Свободной Франции». После того, как Вторая Мировая война закончилась, американские войска остались на территории западной части Германии, Италии, Франции, Японии, в южной части Корейского полуострова и т.д. Во многих этих странах были созданы постоянные военные объекты, часть которых существует и поныне. Тогда же сложилась и определенная традиция размещения американских войск: в Великобритании были созданы крупные военно-воздушные базы, в Германии большей частью базируется пехота, танки и госпитали, в Италии — военно-морской флот. По данным Роберта Харкави, автора исследования «Иностранные Военные Базы — Глобальное Иностранное Военное Присутствие», в случае с Германией и Японией, американские военные базы должны были гарантировать стабильность новорожденных государств и исключить возможность реванша со стороны германских нацистов и японских милитаристов

По данным Национального Оборонного Университета США, в 1947 году, после начала Холодной войны, США начали масштабные переговоры с правительствами государств-союзников о возможности размещения американских войск на их территориях. К 1960 году США подписали 8 крупномасштабных многосторонних договоров о военном сотрудничестве с 42 странами мира и заключили отдельные соглашения подобного рода еще с 30 странами, которые дали США право при определенных условиях размещать гарнизоны на их территориях. В частности, в 1947 году был заключен «Пакт Рио» с 22 государствами Центральной и Южной Америки. Впрочем, на протяжении десятилетий военные базы США в этих странах не создавались. Исключением стала военная база Гуантанамо на Кубе и военные объекты США в зоне Панамского канала, а также станции разведки на Багамских и Бермудских островах. В 1949 году был создан блок НАТО (NATO), в который на первом этапе, помимо США, вошли еще 12 европейских государств. К 1960 году к ним прибавились Западная Германия и Турция. В 1951 году США подписали договор о безопасности с Австралией и Новой Зеландией, в результате которого был создан блок АНЗЮС. В 1954 году была создана Организация Государств Юго-Восточной Азии (СЕАТО) (SEATO), в которую помимо США вошли Австралия, Франция, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд и Великобритания. Двусторонние соглашения о размещении американских военных баз были подписаны с Филиппинами (1951 год), Южной Кореей (1953) и Японией (1960). Группировки американских войск выполняли двоякую роль: с одной стороны они должны были противостоять советской и китайской агрессии, с другой — закрепляли военное присутствие США в стратегически важных регионах мира.

На протяжении последних десятилетий американские военные служили в 54 государствах мира (учтены только государства, где американский контингент насчитывал более 1 тыс. солдат и офицеров). В среднестатистический год подобные контингенты расквартировывались в 20 государствах, плюс 11.8 государств принимали меньшие группировки вооруженных сил США (больше 100, но меньше 1 тыс.). После окончания Холодной войны концентрация американских войск значительно усилилась — крупные контингенты остались только в 14 государствах.

События последних лет заметно повлияли на дислокацию американских войск. Во второй половине 20 века США готовились к отражению советской агрессии. Поэтому американские войска были размещены, прежде всего, в Западной Европе — там были расквартированы 52% всех войск (крупная группировка находилась в Германии, на долю которой пришлась треть всех солдат и офицеров, служивших за пределами США) и Азии (прежде всего, в Японии и Южной Корее) — 41% всех войск. Американские контингенты обычно базировались на территории стран — союзниц США, однако периодически они оказывались в таких государствах, как Франция, Испания, Португалия и даже Ливия.

После терактов 2001 года «европейский» и «азиатский» контингенты постоянно сокращались, в то время, как численность войск США в зоне Ближнего Востока была резко увеличена. Если в 1986–1990 годы в Европе базировались более 300 тыс. американских солдат, то к 2000 году их осталось чуть более 100 тыс. В 2004 году президент США Джордж Буш объявил, что в течение ближайших 10-ти лет США собираются вывести из Европы и Азии еще 70 тыс. солдат. Фактически, это продолжение сокращений, начатых после окончания Холодной войны, когда из Германии были выведены несколько сот тысяч американских солдат. Аналогичная судьба, возможно, постигнет и 37 тыс. американских солдат и офицеров, расквартированных в Южной Корее.

 

Военная география

Ни одно государство мира не размещало столько своих войск за рубежом, как США.

 

Европа

Американские войска оказались в Европе после окончания Второй Мировой войны. С началом Холодной войны Европа, и, в первую очередь, Германия, воспринимались как потенциальное поле боя — место столкновения войск НАТО и Варшавского Договора. За период с 1950 по 1953 года численность американских войск в Германии была утроена. Впоследствии, американская группировка, расквартированная в Германии, насчитывала от 250 тыс. до 1 млн. человек. С окончанием Холодной войны ее численность резко уменьшилась: в 1993 году она составляла 105 тыс., в 2000 году на территории Германии осталось 69 тыс. американских военнослужащих.

Аналогичные процессы происходили и в иных европейских государствах. В 1950-е годы во Франции базировался 50-ти тыс. контингент американских войск, к середине 1960-х годов в стране осталось не более 100 американских военнослужащих, большей частью служивших в охране посольства США. После 1991 года из Великобритании были выведены десятки тысяч американских солдат. В Италии размеры американского контингента традиционно были невелики и поныне составляют примерно 12 тыс. человек. В Испании в 1970-е-1980-е годы служили около 9 тыс. американцев — после 1989 года их осталось менее 2 тыс. Воинские контингенты США были сокращены более, чем наполовину в таких странах, как Португалия, Исландия, Греция и Нидерланды.

Единственным случаем, когда американский контингент в Европе был увеличен, стала война в Югославии. В 1996 году миротворческий контингент из примерно 15 тыс. американских военнослужащих был переброшен в Боснию и Герцеговину. Ныне там служат около 3 тыс. солдат.

Азия

После окончания Второй Мировой войны войска США оккупировали Японию. В начале 1950-х годов значительная группировка американских войск приняла участие в Корейской войне, а в 1960–1970-е годы — в войне во Вьетнаме. В результате, значительные контингенты войск США остаются и в Японии и в Южной Корее. Кроме того, США создали военные альянсы с Филиппинами и Тайванем.

После того, как США в 1946 году предоставили независимость Филиппинам, они, тем не менее, сохранили большинство своих военных баз на территории этого государства. Здесь обосновалась группировка из, примерно, 15 тыс. человек, которые обслуживали военно-воздушные и военно-морские базы.

До начала войны в Корее (1950–1953 годы) на Корейском полуострове было расквартировано около 500 американских военнослужащих. В 1953 году их численность достигла 326.8 тыс. Впоследствии американский контингент выступал в качестве гаранта безопасности Южной Кореи. В 1960–1970-е годы в Корее находилось 60–70 тыс. американских солдат, в 1980-е — около 40 тыс., в 1990-е годы — около 35 тыс.

В 1950-е годы войска США некоторое время использовались, как средства сдерживания коммунистического Китая. Например, в 1957 году в Гонконге (тогда находился под британской юрисдикцией) находилось 4.5 тыс. американских солдат — к 1960 году их осталось 26. На Тайване в 1954 году было расквартировано более 4 тыс. американских военных, в 1958 году их численность достигла 19 тыс., а впоследствии уменьшилась до 4–10 тыс. В 1973 году, после того, как США и Китай установили дипломатические отношения, американские войска начали покидать Тайвань (вывод полностью завершился в 1979 году).

Во время войны во Вьетнаме в этой стране находилось до 600 тыс. американских солдат. Американцы (в основном, летчики и тыловые подразделения) также базировались в соседнем Таиланде.

Ближний Восток

На протяжении нескольких десятилетий в этом регионе находилось достаточно немного американских войск. К примеру, в середине 1950-х годов у США было два центра связи в Марокко. В Кувейте, который является одним из ключевых союзников США, первые американские военные объекты появились в начале 1980-х годов.

Постоянное военное присутствие США в районе Персидского залива приветствовали многие страны мира, зависящие от поставок ближневосточной нефти. По данным Energy Intelligence Group, в 2002 году США потребили не более 25% нефти, импортированной из района Персидского залива — остальную нефть закупили Япония, Китай, европейские государства, Индия и т.д., для которых обеспечение стабильных поставок энергии жизненно важно.

Своим постоянным военным присутствием в Персидском заливе США обязаны СССР и Ираку. В 1980 году советские войска вошли в Афганистан. Президент США Джимми Картер, озабоченный тем, что радиус действия советских боевых самолетов позволил им достигать Персидского залива, объявил этот регион зоной стратегических интересов США, которую предполагалось защищать всеми способами, в том числе и военными. Картер также принял решение создать Силы Быстрого Реагирования — несколько тысяч военнослужащих, которые могли быть переброшены в зону Персидского залива в случае кризиса. Тогда в этом регионе США опирались на двух стратегических союзников — Саудовскую Аравию и Иран. Однако в 1980 году в Иране произошла исламская революция, и Тегеран стал противником Вашингтона. Чтобы исправить положение, администрация Рональда Рейгана увеличила размер Сил Быстрого Реагирования, которые были преобразованы в Центральное Командование, отвечающее за безопасность Персидского залива. В 1987 году, с началом войны между Ираком и Ираном, повлекшим нападения авиации и военно-морских сил враждующих сторон на нефтепромыслы и танкеры, США создали международные силы по охране коммуникаций. Этим было положено начало постоянному присутствию ВМФ США в зоне Персидского залива.

В 1991 году страны региона согласились на создание военных баз США. Это произошло в результате захвата Кувейта иракской армией. Временные базы США и международной коалиции в этом регионе через некоторое время превратились в постоянные. Военные базы США появились в Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах (во всех этих странах США арендовали военные объекты национальных вооруженных сил). Их присутствие объяснялось необходимостью сдерживать агрессивность Ирака и, возможно, Ирана, а также обеспечивать безопасность маршрутов транспортировки нефти. Любопытно, что американские военные базы, фактически, заменили британские военные базы, просуществовавшие в этом регионе до начала 1970-х годов. Однако после освобождения Кувейта численность американских войск в этом регионе составляла примерно 4 тыс. человек. Однако до и после начала войны с Ираком (с 2003 года) численность американских войск здесь была значительно увеличена и ныне достигает примерно 200 тыс.

Перед этим, после террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон (2001 год) и начала операции в Афганистане, американские войска оказались в Афганистане, а также нескольких постсоветских государствах Средней Азии — прежде всего, в Узбекистане и Кыргызстане.

В Турции, которая является членом НАТО и давним союзником США, в период Холодной войны базировалось 5–10 тыс. американских солдат. Кроме этого, США имели военное присутствие в Иране, Пакистане, Ливане, Израиле и Индии.

Африка

На протяжении долгого времени Африка находилась на периферии интересов США. Однако с начала 1960-х годов контингенты американских войск начали появляться и на этом континенте. В Ливии американские вооруженные силы находились в 1950–1960-е годы, их численность не превышала 5–6 тыс. человек. В Эфиопии с 1957 по 1973 год квартировали около 1 тыс. американских военнослужащих. Кроме того, американские военные служили в Египте и Марокко. Некоторые из подразделений вооруженных сил США участвовали в проведении международных миротворческих и гуманитарных операций. С начала 1970-х годов численность американских войск в Африке стабильно сокращалась.

Америка

С 1950-х годов небольшие подразделения американских войск были разбросаны по многим странам Латинской Америки (прежде всего, в зоне Панамского канала), Карибского бассейна (Бермуды) и в Канаде. Если в 1950-е годы в Латинской Америке базировались примерно 37 тыс. американских солдат, то в 1960-е — в среднем, 28 тыс. С 1980-х годов размеры контингента не превышают 14 — 16 тыс., большей частью это разбросанные по многим странам группы военнослужащих, не превышающие 100 человек (охрана посольств, военные советники и пр.).

При подготовке материала была использована информация Министерства Обороны США и Heritage Foundation.

 

Цели и задачи

 

Ныне американские воинские подразделения присутствуют в 130-ти странах мира. На протяжении последних 50-ти лет число стран, где находились американские военные, доходило до 185-ти, однако в их число входят государства, с которыми США воевали (например, Северная Корея) и страны, где американские военные охраняли посольства или работали в военных миссиях, а также выступали в качестве инструкторов, советников и пр.

К примеру, по состоянию на 1999 год (более свежие данные недоступны) на территории России служили 88 американских военнослужащих, в Таджикистане и Туркменистане — по одному, в Армении, Азербайджане и Узбекистане — по два, в Грузии и Молдове — по пять, в Кыргызстане — 8, в Беларуси — 9, в Казахстане — 11, в Украине — 18.

Точные данные о количестве военных баз, которыми оперирует Пентагон, ныне неизвестны. Общеприняты две цифры: около 6 тыс. военных баз находятся на территории США и несколько сот — на территории других стран (190 из них — в Европе, более 80-ти — в Азии, 16 — в Латинской Америке).

Традиционно Пентагон разделяет военные подразделения, находящиеся вне пределов территории США, на пять категорий. Категория 1. Войска постоянно находящиеся за рубежом. Ныне они расквартированы, в основном, в Германии, Южной Корее и Японии. 2. Войска, периодически отправляемые за рубеж. Под этим подразумеваются, например, морские походы эскадр военно-морского флота США. 3. Войска, отправляемые для участия в учениях или военных действиях. Ныне крупнейшая группировка США расположена в Ираке. 4. Войска, направляемые за рубеж в рамках международных программ, например, для обучения военнослужащих иных государств, предоставления им дополнительной помощи и т.д. 5. Международные учебные и аналитические центры, в деятельности которых участвуют американские военные.

Военные базы США по размерам условно делятся на три категории. К первой принято относить крупные военные базы. Они находятся в Японии, на Окинаве, острове Гуам, в Великобритании, Германии, Катаре и Гондурасе. На них размещены значительные контингенты вооруженных сил, запасы техники, сырья и материалов, построены долговременные сооружения и есть возможность расквартировать значительное количество военнослужащих. Вторую категорию баз принято называть «оперативными» базами. Такого рода базы находятся в Южной Корее, на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане, в Кувейте, Болгарии, Узбекистане и Австралии. Эти базы призваны решать тактические задачи. Количество их функций и военных запасов ограничено. К третьей категории относятся мелкие военные сооружения — центры связи, аэродромы «подскока» и т.д.

Исторически США перебрасывали свои войска за рубеж, преследуя совершенно различные цели. К примеру, военные базы на Ближнем Востоке должны были обеспечивать безопасность путей транспортировки нефти из зоны Персидского залива и поддерживать стабильность в этом традиционно нестабильном регионе. Военные базы в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе изначально создавались для сдерживания СССР и Китая. Ряд баз был построен для обслуживания океанского флота США. Такую роль выполняют, например, базы в Японии.

Военные базы США выполняют функции полигонов — такова задача, например, баз расположенных в Пуэрто-Рико (там ВМФ США проводит артиллерийские стрельбы) и на Окинаве, а ранее в зоне Панамского Канала (там войска обучаютсяобучались вести боевые действия в джунглях). Военные базы также выполняют функции опорных пунктов, позволяющих быстро перебросить воинские подразделения в определенный район. Такие функции выполняют, например, базы в Гондурасе, Окинаве, Германии, Кувейте. Ряд военных объектов выполняют функции командных центров, центров разведки и коммуникации. К их числу относят базы на Окинаве, в Катаре, Австралии. Кроме того, контингенты вооруженных сил США призваны обеспечивать контроль над территорией нестабильных государств — эту роль они выполняют, например, в Афганистане и Ираке.

Военные аналитики США считают, что военные базы за рубежом важны по следующим причинам. Во-первых, они обеспечивают гибкость в проведении военных, миротворческих или гуманитарных операций. Сеть портов, аэродромов, госпиталей, складов позволяет разрабатывать несколько вариантов проведения операций и обеспечивает войскам надежный тыл. Во-вторых, наличие баз заметно увеличивает скорость подготовки к операциям с использованием вооруженных сил США. Часть сил и средств постоянно находятся вблизи будущего театра военных действий. Кроме того, нет необходимости заблаговременно готовить инфраструктуру войны. Например, тяжелораненых американских солдат из Ирака самолетами доставляют на военную базу Рамштейн в Германии, где находится крупнейший военный госпиталь. Аналогичные госпитали в Ираке не развертываются. С другой стороны, принято считать, что вооруженные силы США больше не нуждаются в примерно четверти ныне существующих военных баз. Поэтому американские военные переедут в иные страны и регионы мира и будут решать новые задачи — бороться с террористами, участвовать в проведении гуманитарных операций и т.д.

Нынешний министр обороны США Дональд Рамсфелд поддерживает концепцию: «места, а не базы». Она предусматривает постоянное присутствие США в опасном регионе, которое должно основываться не на строительстве баз и размещении крупных гарнизонов, а на установлении долгосрочных союзов с государствами региона. Кроме того, Пентагон прекратил оценивать возможности военных баз на основе подсчета количества штыков, танков или артиллерийских орудий. Ныне за основу взят фактор «возможностей», который предоставляет вооруженным силам США тот или иной военный объект в том или ином месте.

Американские военные могут появиться в странах, так называемой «Новой Европы» — в Румынии, Польше и Болгарии, в Индии, а также, возможно, во Вьетнаме, в Северной Африке — в качестве претендентов называются Марокко, Тунис и Алжир и Западной Африке (Сенегал, Гана, Гвинея, Мали и Сьерра — Леоне). В прошлое, скорее всего, уйдут крупные гарнизоны.

 

Война идей. Военные базы против террористов

 

Ныне Министерство Обороны США планирует перебазировать военные объекты США как можно ближе к «горячим точкам» Ближнего и Среднего Востока. Однако неизвестно, каким образом это может помочь выиграть войну с терроризмом.

Чарльз Пенья, автор книги «Выиграть Не-Войну», приходит к выводу, что начало войны с терроризмом во многом обязано расположением большого количества американских войск на иностранной территории. Это вызывает раздражение у части местных жителей, которые, в ряде случаев, пополняют ряды террористов. Это служит формальным поводом для объявления войны со стороны лидеров террористических структур. И это усложняет задачи США, поскольку подобное распыление войск не повышает уровень безопасности Соединенных Штатов.

К схожему выводу пришел Роберт Пэйп, профессор Университета Чикаго, который проанализировал статистику атак, совершаемых террористами-самоубийцами. По его оценкам, практически все атаки самоубийц в течение последних десятилетий производились с целью заставить иностранные войска покинуть территорию, которую самоубийцы считали своей родиной.

Полковник Корпуса Морской Пехоты в отставке Томас Хэмс опубликовал книгу «Праща и Камень», в которой доказывает, что современная война имеет парадоксальный характер. Главным противником вооруженных сил большинства стран мира становятся не такие же армии, а инсургенты. Фактически, «слабые» ведут войну против «сильных», достигая при этом значительных успехов, а традиционные вооруженные силы не имеют возможностей одержать победу, поскольку у них нет противника, которого возможно разбить — у террористов нет армий, столиц и даже экономики, разрушение которой может поставить их перед необходимостью капитулировать.

Шон Бримли, аналитик Центра Стратегических и Международных Исследований, в статье, опубликованной журналом Parameters, проводит параллель между войной с террором и Холодной войной. Он приводит известную историю, касающуюся идеологии противостояния Запада и СССР. В 1947 году журнал Foreign Affairs опубликовал статью, подписанную псевдонимом "Х". Фактически, это была, так называемая, «длинная телеграмма», годом раньше отправленная в Вашингтон Джорджем Кеннаном, американским дипломатом, работавшим в Москве. В телеграмме (и статье) впервые был изложен тезис о политике «сдерживания российских экспансионистских тенденций», который стал впоследствии ключевым элементом «советской политики» США и идейным базисом для создания блока НАТО. Кеннан писал, что единственное, что может принести США и Западу успех — это постоянное и все время нарастающее давление, используемое для достижения поставленных целей. Бримли считает, что аналогичная стратегия — и только она — может привести к победе в войне с террором, которая может стать столь же «долгой» войной, какой была Холодная война. В этой ситуации военное присутствие американских войск в иных регионах мира может выполнять ту же функцию сдерживания, что и в эпоху Холодной войны.

По мысли Дэвида Барно, профессора Военного Университета США, это явление можно также назвать конфликтом между оружием и тактикой «первого поколения» с оружием и тактикой «четвертого поколения». Традиционно в США под «первым поколением» подразумевается ситуация, сложившаяся в мире после изобретения пороха и появления воинских частей, использующих огнестрельное оружие. Тогда государства предпочитали вести наступательные войны, армии были небольшими по размерам, недостаточно мобильными (средством передвижения были лошади и солдатские ноги) и достаточно слабо вооруженными. Апофеозом войны первого поколения стали Наполеоновские войны.

Им на смену пришли конфликты второго поколения. Революция в военном деле произошла благодаря Промышленной революции, появлению железных дорог, телеграфа, массового использования нарезного оружия и пр. Полководцы получили возможность быстро перебрасывать значительные армии на дальние расстояние и возможности оперативной связи. Армии стали комплектоваться на основе призыва. Эти конфликты стали намного более кровавыми. Вероятно, первой войной такого рода была Гражданская война в США, ее апофеозом — Первая Мировая война. Военные стали готовиться к войне третьего поколения в 1920-е-1930-е годы. Это война моторов и маневра. Вероятно ее первым проявлением были «блицкриги» германской армии эпохи Второй Мировой войны, последним примером войны такого рода — вторжение США и их союзников в Ирак.

Ныне военные аналитики говорят о войне четвертого поколения. Это «сетевая война», в которой задействованы не только вооруженные силы, но и политические, экономические, информационные и пр. инструменты, применяемые для разгрома противника. Задача этой войны — не разгром армии противника и захват его территории, а давление на органы власти, которые принимают решение о начале войны.

Американская военная доктрина изображает структуру целей войны в виде пирамиды. Ее верхушка — политический уровень, ниже (более широкая часть) — стратегический, еще ниже — операционный. Последний, базовый уровень — тактический. Дэвид Барно отмечает, что последние пять лет ведения военных действий показывают, что террористы создали свою доктрину войны, которая является «перевернутой пирамидой»: то есть, во главу угла поставлена тактика, а политика, наоборот, имеет наименьшее значение. По его мнению, «война четвертого поколения» предусматривает, прежде всего войну разведок и идеологий. Однако пока неясно, какую роль в этом могут сыграть контингенты американских войск, расквартированные за пределами США.

Авторы сборника «Динамика Военной Революции, с 1300 по 2050 год», 1300–2050 утверждают, что во многих случаях размещение военных баз и гарнизонов на территории иностранных государств бессмысленно. Дело в том, что государства создают военную инфраструктуру, готовясь к определенному типу «придуманной» ими войны. Однако реальность зачастую оказывается совершенно иной, и колоссальные затраты сил и средств оказываются бесполезными, а иногда и вредными для достижения победы, поскольку будущее предсказать невозможно.

Лоренс Корб и Роберт Бурстин, сотрудники исследовательского Центра Американского Прогресса, опубликовавшие книгу «Стратегия Национальной Безопасности для 21-го Века», иллюстрируют эту гипотезу анализом политики Администрации Джорджа Буша. По их мнению, до терактов 11 сентября 2001 года, в первые восемь месяцев своего президентства, Буш делал все, чтобы отвратить от сотрудничества с США государства и организации, способные оказывать содействие Соединенным Штатам в сфере безопасности. Это было вызвано тем, что после окончания Холодной войны было трудно оправдать увеличение военного бюджета. В то же время, США не обращали внимания на террористов. После атак террористов на Нью-Йорк и Вашингтон ситуация кардинально изменилась, и США вынуждены были разрабатывать новые концепции действия в изменившемся мире, в частности, они стали использовать идею привнесения демократии с помощью военной силы.

Энтони Зинни, генерал Корпуса Морской Пехоты в отставке, бывший командующий Центрального Командования Вооруженных Сил США, уверен, что война более не может считаться вариантом решения международных проблем, поскольку страна-победитель неизбежно вынуждена принимать на себя обязательства (например, помощь в восстановлении местной экономики или органов власти), которые не имеют ничего общего с военными делом.

 

Медаль Чести

 

Медаль Чести является высшей военной наградой Соединенных Штатов Америки, которая присуждается специальным постановлением Конгресса США. Статут Медали Чести допускает как прижизненное, так и посмертное награждение, причем через любое время после совершения подвига.

С момента ее учреждения до настоящего времени Медаль Чести присуждалась 3 461 раз, причем 19 кавалеров получили ее дважды. Абсолютное большинство награжденных составляют военнослужащие, хотя в 19 веке Медаль Чести получили также и восемь гражданских лиц, участвовавших в Гражданской войне и в войнах с индейцами.

Исторически Медаль Чести стала первым американским постоянным военным орденом, поскольку все предшествующие отличия привязывались к какой-то определенной акции или кампании. В 1780 году Континентальный Конгресс отметил солдат милиции штата Нью-Йорк, участвовавших в пленении британского разведчика майора Джона Андре, специально созданным для этой цели Медальоном Верности. Двумя годами позже будущий первый президент, а тогда главнокомандующий вооруженными силами США Джордж Вашингтон, учредил Знак Военных Заслуг, металлический жетон в форме сердца, обтянутый темно-красной материей с вышитой надписью «Заслуги», который полагалось носить на левой стороне груди. Этот орден получили только три участника Войны за независимость — причем, среди них не было ни одного офицера. С наступлением мира, Знак Военных Заслуг формально не был упразднен, однако больше им уже никого не награждали. Только 22 декабря 1932 года, в день двухсотлетней годовщины рождения Вашингтона, президент Герберт Гувер издал указ о восстановлении этого ордена под названием «Пурпурное Сердце».

У Медали Чести был еще один предшественник, Сертификат Заслуг. Он был введен постановлением Конгресса США от 3 марта 1847 года, принятым во время войны с Мексикой (1846 — 1848). Им награждались только рядовые, проявившие храбрость «в присутствии противника». В общей сложности этим знаком отличия были отмечены 539 человек. В 1874 году Конгресс восстановил эту награду, после чего ее в общей сложности получили еще 462 военнослужащих. Летом 1918 года ее окончательно упразднили, хотя последнее награждение было проведено годом позже.

Медаль Чести была учреждена через несколько месяцев после начала Гражданской войны по инициативе военно-морского министра Гидеона Веллеса. Она предназначалась исключительно для награждения матросов и младших командиров ВМФ и морской пехоты, причем только «во время нынешней войны». Это уточнение содержалось в тексте законопроекта об учреждении новой награды, который 9 декабря 1861 года внес на рассмотрение Сената США сенатор от штата Айова Джеймс Граймс, возглавлявший Комитет Сената по Делам ВМФ. Законодатели вотировали этот билль 21 декабря, и в тот же день его подписал президент Авраам Линкольн. В законе даже было указано количество подлежащих чеканке медалей — 200 штук.

17 февраля 1862 года сенатор от штата Массачусетс Генри Уилсон предложил учредить аналогичную медаль для признания заслуг рядового и сержантского состава сухопутной армии «особо зарекомендовавших себя доблестью в бою и другими солдатскими достоинствами». Этот билль обсуждался около пяти месяцев и был подписан Линкольном только 12 июля. Армейская медаль, как и ее флотская предшественница, предназначалась только участникам боевых действий, имеющих место «во время нынешнего мятежа». В 1863 году Конгресс снял это ограничение и объявил Медаль Чести постоянной наградой.

На практике армейская версия медали так и не стала наградой, зарезервированной исключительно для рядового и сержантского состава. 3 марта 1863 года Конгресс особым постановлением предоставил право на ее получение также и офицерами, причем произошло это еще до появления первых награжденных. Однако офицеры ВМФ, Корпуса Морской пехоты и Береговой Охраны получили право на Медаль Чести лишь в марте 1915 года.

Впервые церемония вручения новой награды состоялась в конце марта 1863 года. Ее получили участники провалившегося диверсионного рейда, осуществленного годом ранее. Двадцать пять добровольцев во главе с Джеймсом Эндрюсом попытались отбить у войск Конфедерации США локомотив и перегнать его за линию фронта, разрушая по пути железнодорожное полотно и станционные постройки. Однако операция оказалась неудачной, южане перехватили на своей территории «рейдеров Эндрюса» вместе с захваченным паровозом. Восьми рейдерам тогда удалось бежать, трое пропали без вести, восемь человек, включая и командира, были повешены, а шесть отправлены в лагерь для военнопленных. В начале следующей весны эту шестерку обменяли на захваченных военнослужащих южан, после чего Конгресс постановил отметить новым знаком отличия всех выживших участников рейда. 25 марта военный министр Эдвин Стентон представил этих солдат президенту Линкольну, который поблагодарил их за доблесть и сообщил о награждении Медалью Чести. Заказанные Военным министерством медали еще не были отчеканены, имелось лишь несколько образцов, один из которых Линкольн вручил самому молодому из рейдеров, рядовому Джейкобу Парротту.

В том же 1863 году имел место печально знаменитый случай массового ошибочного награждения Медалью Чести. Произошло это так. В конце июня закончился девятимесячный срок службы солдат добровольческого 27-го Мэнского полка, который входил в состав столичного гарнизона. Как раз в это время армия южан под командованием генерала Роберта Ли начала наступление в штате Пенсильвания, что создавало непосредственную угрозу Вашингтону. Командир 27-го Мэнского полка, полковник Чарльз Уэнтворт, попросил своих офицеров убедить подчиненных продолжить службу. Эту инициативу полностью одобрил военный министр Стентон, пообещавший вручить Медаль Чести сознательным солдатам. Из всего контингента такое желание изъявили лишь 309 человек, остальные 555 волонтеров разошлись по домам. Фактически и оставшиеся солдаты задержались лишь на считанные дни, так как в самом начале июля Ли потерпел поражение в битве при Геттисберге и отступил. Хотя сознательные уроженцы штата Мэн даже не принимали участия в боевых действиях, Стентон счел, что подобное поведение заслуживает поощрения, и представил их к награде. Из-за ошибки в оформлении наградных листов медали получили все без исключения солдаты и сержанты полка, хотя большинство из них попросту не имело на это права. Поскольку и «законных», и «незаконных» кавалеров уже не было в Вашингтоне, все медали были разосланы по почте.

В общей сложности Медаль Чести получили 1517 участников боевых действий, имевших место в 1861- 1865 годах. Среди них была первая и до сих пор единственная женщина, удостоенная этой награды — военный врач Мэри Эдвардс Уолкер. Один из кавалеров, бывший помощник военного хирурга Бернард Ирвин, был отмечен за отвагу, проявленную еще до начала Гражданской войны, в феврале 1861 года (он принял командование над эскадроном, посланным на выручку отдаленного поста, осажденного индейцами-апачами). Свою награду он получил лишь в 1894 году, с опозданием ровно на треть века.

По завершении Гражданской войны Медалью Чести продолжали награждать участников многочисленных конфликтов с индейскими племенами. Однако четких критериев награждения тогда не было, так что нередко случалось, что медалью удостаивались заслуги весьма скромного характера.

Ситуация стала меняться лишь в начале 20 века. В 1905 году президент Теодор Рузвельт постановил, что Медаль Чести должна вручаться на «формальной и впечатляющей церемонии» либо лично президентом, либо его личным представителем (до этого военное министерство чаще всего отправляло медали по почте). Это распоряжение сразу повысило престиж награды и привело к тому, что представлять к ней стали более осмотрительно. А в 1916 году Конгресс включил в Закон о национальной обороне положение, требующее награждать Медалью Чести только за особо доблестное поведение на поле боя. В 1918 году Конгресс уточнил, что кавалерами могут быть лишь военнослужащие, проявившие особую отвагу с риском для жизни и «в большей степени, нежели требовал от них воинский долг». Однако по отношению к ВМФ это требование тогда не ввели, поскольку морская служба сама по себе считалась опасным делом. 25 июля 1963 года Конгресс унифицировал высокие критерии награждения Медалью чести для всех родов войск.

В настоящее время Медаль чести чеканится в трех версиях — армейской, морской и авиационной. Кавалеры получают пожизненный пенсион в размере $400 в месяц, который выплачивается независимо от наличия любых других пенсий или пособий. Прочие привилегии включают право на захоронение на Арлингтонском Национальном кладбище и право бесплатно летать на военно-транспортных самолетах при наличии свободных мест. Дети кавалеров Медали Чести могут поступать в военные академии без рекомендации членов Конгресса, в которой нуждаются прочие абитуриенты.

 

Washington ProFile

Мик

7 июня 2006



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-