Журнал «Золотой Лев» № 83-84- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Болотовский

 

Та самая декларация

 

У Ильфа и Петрова есть рассказ под названием "Детей надо любить". И приводятся в нем строчки из замечательного стихотворения, некогда, еще в дореволюционную пору, опубликованного в "Ведомостях одесского градоначальства":

Скажи, дорогая мамаша,

Какой нынче праздник у нас?

В блестящем мундире папаша,

Не ходит брат Митенька в класс.

Автора этих строк, скромного одесского цензора Плаксина, давно нет на свете. А вопрос "Какой нынче праздник у нас?" по-прежнему волнует лучшие российские умы. Причем сильнее всего волнует на исходе второй недели июня, когда страна отмечает едва ли не самый загадочный из всех своих праздников - День России. Или День независимости России. Или День принятия Декларации о государственном суверенитете России. Воспроизвести по памяти точное название праздника способны, по данным разных опросов, от 3 до 6 процентов жителей страны. Внятно объяснить, что именно мы празднуем в этот день, могут и вовсе единицы. На страницах газет и журналов, в радиоэфире и даже, как ни странно, в эфире телевизионном который год идет нешуточная рубка все на ту же тему: "Скажи, дорогая...". Но дорогая мамаша молчит. Видимо, сама не знает ответа. Или знает только то, что и без нее известно всем.

А именно: 12 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята "Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической республики". Этот документ нынче не ругает только ленивый. Почти все - либералы и консерваторы, западники и почвенники, безродные космополиты и родовитые патриоты, - все, без преувеличения все сходятся в горячей нелюбви к нему. Одни утверждают, что именно июньская Декларация 1990 года развязала руки противникам горбачевских реформ и привела страну сперва к противостоянию союзной и республиканской элит, затем - к путчу 1991 года, а в итоге - к номенклатурному пути развития всех мало-мальски значимых политических и экономических процессов. Другие, напротив, в теории всецело одобряют номенклатурный путь, но считают, что на практике Декларация послужила спусковым механизмом развала действенных номенклатур (как теперь бы выразились, "властной вертикали") и, как следствие, механизмом распада Советского Союза.

Читая и слушая спорящих, порой ловишь себя на мысли о том, что говорят они о каких-то совсем разных документах - уж больно противоречивые свойства приписывают они Декларации 1990 года. Вслед за этой мыслью закрадывается другая, еще более пакостная: а читали ли они, собственно, саму Декларацию? К слову сказать, разыскать этот документ в "бумажных" и электронных библиотеках не так просто - в одних его попросту не держат, а поиск в других осложнен тем, что точное название документа (а уж тем более его содержание) известно разве что заядлым архивистам.

Облегчим спорщикам жизнь. Вот он, этот документ. Благо, он не настолько объемен, чтобы не воспроизвести его целиком.

 

Декларация о государственном суверенитете

Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

 

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

- сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

- выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

 

Председатель Верховного Совета РСФСР

Б.Н.ЕЛЬЦИН

 

Впечатляет Декларация? Или, по совести сказать, не очень? Или, если как на духу, вообще не впечатляет?

Нет, не впечатляет. Перед нами - набор традиционных для того времени штампов, не имеющих никакой практической силы. Перечитывая их сегодня, трудно понять, каким образом полторы страницы банальностей и благих пожеланий могли привести к государственным потрясениям в вышеописанных масштабах.

Единственный сколько-нибудь серьезный по возможным последствиям пункт 5-2 ("Верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР...") уже несколькими строками ниже фактически дезавуирован оговоркой: "Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором". Все прочее, если называть вещи своими именами, - лирика. Сдвинуть с места и столкнуть в схватке не на живот, а на смерть колоссальные номенклатурные армии Советского Союза и Советской России подобный документ заведомо не мог.

В чем угодно готов заподозрить автор этих строк спорящие ныне стороны, только не в глупости. И те, и другие прекрасно понимают, что эта сдвижка и эта схватка начались не 12 июня 1990 года, а гораздо раньше. В равной степени они не сомневаются и в том, что Декларация могла повлиять на ход сражения вряд ли в большей мере, чем пролет стаи галок над полем Бородинской битвы. Понимают, не сомневаются - и все же раздувают значение июньской Декларации до вселенских пределов, и все лишь потому, что не желают признать крайне неудобный для обеих сторон факт: перестройка, и особенно завершающая ее часть, была в первую очередь средством и формой подготовки к неминуемому и гигантскому по своим масштабам переделу собственности. С тем, что этот передел в условиях экстенсивного развития народного хозяйства и усугубляющихся с конца 60-х годов распада экономики и краха идеологии стал действительно неминуемым, спорить невозможно.

И робкие старания Косыгина, и неуклюжие попытки Андропова избежать передела с помощью структурных перетасовок и ведомственных переподчинений убедительно показали: корень зла таится именно в том, что единая система управления по определению не поспевает за задачами роста производства и объективно становится тормозом этого роста. И об эту сухую констатацию разбиваются все сегодняшние попытки подверстать крушение советского проекта к спорам территорий, объяснить причины этого крушения "войнами законов", появлением "неконституционных самозваных органов власти", декларациями о суверенитетах и прочим, в этом же ряду стоящим.

Лукавят одни, но лукавят и другие.

Не противники горбачевских реформ и не вызывающие материнскую жалость унылые путчисты образца 1991 года привели к тому, что все основные политические и экономические процессы пошли в постсоветской, "демократической" России по номенклатурному пути. Это было результатом совершенно осознанного выбора команды реформаторов, не желавшей отпускать на волю рыночных волн самые лакомые куски собственности. И то, что приватизация в России была приватизацией номенклатурной, - это еще полбеды. Много хуже то, что ее осуществляла номенклатура новая, не имеющая ни минимальных представлений об особенностях хозяйствования в огромной, медлительной и холодной стране, ни минимального сострадания к ней и ее народу.

Собственно, ради того и были затеяны перечисленные выше "войны", чтобы отодвинуть в сторону номенклатуру старую или как минимум заставить ее подчиниться новым правилам игры. (Заставлять, к слову, не пришлось - "старики" в большинстве своем подчинились этим правилам весьма охотно, поскольку усмотрели в них невиданные прежде возможности личного обогащения). Посему и попытки объяснить сегодняшнее засилье чиновничества неизбежным, заключенным "во имя бескровного перехода от одной формации к другой" компромиссным соглашением демократов со старой номенклатурой - суть попытки лукавые. Не было никакого компромисса - старая номенклатура получила только те места, занимая которые она не могла представлять угрозу номенклатуре новой. То беспрецедентное давление, которое оказывалось, к примеру, на кабинет Примакова, стало лучшим доказательством принципиальной невозможности серьезных компромиссов между двумя противоборствующими силами.

Третьей же силы не было вовсе. Сейчас многие пытаются утверждать, что она была: и умеренные реформаторы, и умеренные патриоты, а чаще те и другие вместе. Это, однако, иллюзия. Идеи были. Программы, порой интересные, были тоже. А силы не было. Впрочем, это тема для совсем другого разговора...

Сегодня, оборачиваясь назад и пытаясь взглянуть на события 15-16-летней давности "без гнева и пристрастия", мы видим, что и июньская Декларация 1990 года, и множество других громких дискуссий, программных заявлений, крылатых фраз и липучих ярлыков давно опали, обнажив, как выразился бы по сему поводу группенфюрер Мюллер, простую человеческую суть происходившего.

Так что же мы празднуем 12 июня в таком случае? День великого Самообмана. Впрочем, не будем слишком строги к себе самим. Мы хотели, как лучше. Это не может не утешать.

 

Рж

15 июня 2006

 


Реклама:
-