Журнал «Золотой Лев» № 83-84- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.Владимиров

 

Глобальная война уже идёт[1]

Практически весь мир сегодня находится в состоянии войны, а США не стесняясь,

ведут ее вооруженными средствами

 

Все основные геополитические игроки уже ведут против России войну. Главной целью этой войны являются ресурсы планетарного развития, имеющиеся на ее пространствах. Главной причиной войны против России является ее очевидная государственная и военная слабость, а также ее стратегическая несостоятельность. Поводом для открытого начала войны может стать все что угодно по выбору агрессора.

 

Об основах Стратегии национальной безопасности и развития России

 

Если обратиться к тематике конференций, семинаров, выступлений политологов и аналитиков последнего времени, то мы поразимся широчайшему спектру существующих «опасностей» и стратегий «безопасностей». Получается, что нас окружают одни «всегда и везде» опасности, и что жить просто опасно, а жить хорошо - опасней еще больше.

Надо отметить, что в этой ситуации есть своя «правда жизни», и каждая тема любого серьезного выступления, может быть справедливо отнесена к сфере национальной безопасности. Получается, что все наше национальной бытие проходит под знаком «национального выживания», а сам подход государства к этому феномену, делает его своего рода идеологией государственного существования.

Конечно такой подход, особенно сегодня, может иметь место, но нам представляется, что сама идеология государственной безопасности, как идеология «защищенности», практически не оставляет место «развитию», что конечно обедняет само государственное бытие. Мы считаем, что произошла следующая подмена. Мы знаем, что в России официально декларировано отсутствие государственной идеологии, и всячески осмеивается сама идея разработки национальной государственной идеи. Но, поскольку власть понимает, что совсем без идеологии нельзя, то отсутствующая государственная идеология сознательно подменяется идеологией национальной безопасности.

Это значит, что разработка Национальной стратегии России, почти сознательно подменена попытками разработки стратегий важных, но, все-таки, относительно национальной стратегии, только частных.

В целом это значит, что мы должны определиться с Национальной стратегией России, так как только она способна вобрать в себя и сформулировать ее национальные цели, а так же руководить их реализацией и национальным бытием.

Нам представляется крайне важным, обратиться к разработке именно теоретических и методологических начал Национальной стратегии, так как очевидно, что непонимание существа основных категорий стратегического понятийного аппарата, приводит к формированию ложных теоретических сущностей, потом к формированию структур, и только затрудняющих управление страной, притом, что не делается и то дело, ради которого они и создавались.

Поэтому, нам представляется важным сформулировать ряд тезисов, определяющих логическую последовательность выявления обоснований и разработки основ национальной стратегии России.

При этом надо помнить, что разработка стратегии включает в себя следующую обязательную логику действий: выявление субъекта (объекта) стратегии и определение его базового предназначения; оценку стратегической обстановки и определение основных стратегических позиций сторон; определение замысла и принятие стратегических решений; производство стратегического расчета времени; решение комплекса проблем стратегического управления и обеспечения стратегических действий. Остановимся на тезисах раскрывающих существо только некоторых частей этой логики.

Первым главным действием является оценка стратегической обстановки.

Всю совокупность главных вопросов оценки стратегической обстановки можно разделить на пять групп.

1. Основные вопросы определяющие (прямо и непосредственно влияющие на формирование) параметры и аспекты национальной стратегии.

Внешняя составляющая.

а) Что представляет собою современный мир как социальная система и система цивилизаций. Отсюда, необходимость цивилизационного, геополитического и этногенного подходов при оценке общей стратегической обстановки. Современное состояние мира, основные тенденции мирового развития и их динамика.

б) Оценка стратегической планетарной обстановки в парадигме «Мир — Война». Система внешних угроз существованию России цивилизационного плана.

в) Выявление применяемых к России геополитических технологий как новых операционных средств войны.

Внутренняя составляющая

а) Роль «места и роли» страны в мире. Место России в мире как государства, суперэтноса и цивилизации и его влияние на внутреннее состояние страны.

б) Оценка современного состояния России как геополитического образования, государства, суперэтноса и особой цивилизации. Уровень и тенденции собственного влияния России на свое развитие, место и роль в мире.

в) Система внутренних угроз существованию России.

2. Оценка обстановки должна привести к определению общего стратегического замысла и принятию решения. Надо решить — кто мы, какова конечная историческая цель нашего национального бытия, предназначения и развития; чего нам надо, зачем, куда и как нам идти; чего мы хотим от мира и от себя; что у нас есть и чего не хватает, для того чтобы идти вперед и развиваться; кто и на каком этапе является нашим стратегическим партнером, союзником, противником или врагом и так далее.

3. Отсюда - необходимость национальной стратегии России как теории, практики и искусства управления государством. Это значит, что необходим анализ и формирование теоретических аспектов проблемы, то есть определить: что есть «национальная стратегия»; чем она определяется; какова общая структура национальной стратегии; дать современное прочтение базовых категорий национальной стратегии как теории управления государством, например, таких как «Мир» и «Война»; представить национальную стратегию как систему ее частных стратегий; определиться с идеологией самой стратегии, и т. д.

4. В основу стратегического расчета времени необходимо положить: выявление основных тенденций планетарного развития и их конкретное влияние на историческое будущее России: оценку стратегических замыслов и действий основных геополитических игроков-оппонентов России, с учетом предвидения последствий воздействия на наше государство новых операционных средств войны.

5. Все это должно позволить нам сформулировать, в конечном итоге, национальную стратегию России как теорию управления державой, принять базовые стратегические решения во всех сферах бытия России, сформулировать выводы и рекомендации для практики и организации стратегического управления. Они должны касаться таких сфер как; структура власти; система стратегического управления; методология и принципы принятия стратегических решений и так далее, вплоть до структуры общества и его представительства во власти, и должностных обязанностей государственных служащих от Президента - до дворника.

Если мы не поставим себе эти вопросы и не ответим на них честно и сами, то мы всегда будем натыкаться на отсутствие общих основ управления державой, и будем обречены на то, что каждое министерство (и даже каждый крупный чиновник или олигарх) будет проводить свою собственную внешнюю и внутреннюю политику, несовпадающую с целями национального развития и с предпочтениями народов России.

Другими словами, мы будем обречены, существовать в условиях вечного переходного периода «из ниоткуда - в никуда, через ничего», и быть вечно ведомыми нашими цивилизационными врагами, исполнять чужую волю и постепенно исчезать из истории.

Общая оценка стратегической обстановки

Анализ основных мировых событий конца прошлого и начала нынешнего столетия позволяет выявить и утверждать, что мир и Россия существуют в принципиально новых условиях, которые позволяют определять нашу эпоху в качестве эпохи перемен, как эпоху планетарной уязвимости и возникновения новых форм и условий существования человечества.

Эти новые условия существования России как особой цивилизации, суперэтноса и государства, проявляются в ряде новых факторов планетарного бытия, во многом обусловленных - самоуничтожением советского-российского великодержавия во всех его геополитических, геоэкономических, идеологических и всех других духовных ипостасях, как совокупного российского и советского геополитического проекта, и как потенциально равновеликого и, однозначно - однопорядкового совокупному Западу, цивилизационного явления и самостоятельной планетарной силы, пытавшейся формировать свое бытие на основе собственных базовых ценностей коллективного существования, и самостоятельно определявшего цели собственного цивилизационного бытия.

Крушение СССР явилось крупнейшей геополитической катастрофой XX века и крупнейшей национальной трагедией.

Мы считаем, главное содержание современной эпохи состоит в том, что:

дальнейшее будущее человечества и основной механизм планетарного развития будет определяться борьбой цивилизаций как главных субъектов геополитики, в процессе смены Человечеством технологического уклада своего бытия.

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь — порождают новую диалектику его развития.

 

Новые факторы развития человечества

 

Основным субъектом геополитики становятся цивилизации. Цивилизационный фактор становится все более нарастающей силой, оказывающей влияние на все мировые, региональные и даже локальные дела, он так же определяет основные правила игры сегодняшней мировой политики (геополитики), внося в нее свои собственные, всенарастающие коррективы. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса, и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.

Особенностью современного состояния отношений ведущих цивилизаций мира является их растущая взаимная некомплиментарность, связанная с общей несовместимостью их ценностных основ, и которая рельефно проявляется в росте цивилизационных напряжений практически во всех точках их соприкосновений.

Взаимная некомплиментарность основных цивилизаций - Русской Православной, Исламской, Китайской, и Западной имеет тенденцию к обострению их отношений от конкуренции вплоть до прямой конфронтации. Причиной нарастания цивилизационного антагонизма является беспрецедентная, агрессивная и силовая экспансия в мир ценностей Западной цивилизации руководимой США.

Все ожесточающаяся борьба трех основных планетарных геополитических проектов: Американского фундаментально-либерального; Китайского фундаментально-шовинистического; «Исламского» фундаментально-радикального. Притом, что России пока еще не удалось стать основой собственного геополитического проекта, поэтому она до сих пор является лишь «территорией освоения» другими геополитическими проектами.

Настойчивое стремление США и их ближайших союзников выстроить силой однополярную модель человеческой цивилизации, и обеспечить свое вечное благополучие за счет ресурсов остального человечества.

Явно обозначившееся неприятие миром цивилизационного западного силового диктата, формирование новых полей цивилизационных противоречий и новых форм борьбы цивилизационного плана (например, международный терроризм), а так же нарастание борьбы незападных цивилизаций за сохранение планетарного цивилизационного разнообразия («цветущей цивилизационной сложности»).

Появление первых признаков формирования нового собственного российского геополитического проекта, основанного на собственно российской (советской) и славянской (православной) идентификации ее основного населения (ее сегодняшнего ареала), на традиционных российских (православных) ценностях коллективного существования.

Основные Вызовы национальной безопасности России внешнего характера так же связаны с двумя глобальными тенденциями: всеобщей глобализацией всех сфер планетарного бытия, а так же «диффузией этносов и рас».

Первая из этих глобальные тенденций, смертельно опасна возможностью окончательной утраты Россией собственной идентичности и национального суверенитета, и автоматического перевода России в разряд «сопутствующих и обеспечивающих» государств, а вторая — возможностью окончательной утраты российским суперэтносом своего исторического месторазвития, а значит и его «исторического свертывания» уже в обозримом будущем.

Эти глобальные негативные тенденции планетарного развития сопровождаются исчерпанием природных ресурсов и катастрофически ухудшающейся экологией обитания человека, а так же все ускоряющимся процессом «порчи» цивилизации и ростом цивилизационных напряжений во всех регионах и на всех континентах планеты.

Очевидно дальнейшее нарастание взаимных территориальных претензий и дальнейшее разрушение существующей системы международно-признанных национальных границ.

Явное нарастание таких условий и особенностей планетарного бытия, которое можно квалифицировать не иначе, чем как состояние войны всех против всех.

Сегодня все крупнейшие геополитические игроки находятся в состоянии перманентной войны друг с другом за «прорыв» в постиндустриальную эпоху и «информационное общество», за контроль над источниками ресурсов и недопущения к ним альтернативных центров силы, и за свое цивилизационное выживание.

При этом главным аргументом в этой войне является только совокупная мощь государства, олицетворенная в ее экономике и вооруженных силах.

Сегодня выявилась общность глобальных интересов выживания Человеческой цивилизации. Проблемы глобальной экологии, международной преступности и терроризма, истощение источников минеральных ресурсов, плодородных почв и питьевой воды, проблемы вопиющего неравенства уровней жизни людей различных регионов мира, и рост цивилизационных, расовых и этнических напряжений на всех континентах - ужесточают условия выживания Человечества и выдвигают категорический императив взаимосодействия всех государств и народов Земли ради сохранения цивилизации людей, в качестве его основной повестки дня.

В условиях усиления глобальных угроз выживанию всех, безопасность так же должна быть всеобщей.

Основные Вызовы национальной безопасности России внутреннего характера.

Мы считаем, что эти Вызовы сосредоточены в возможности потери принадлежащих русской цивилизации высших национальных духовных, культурных и материальных ценностей, собственной идентичности, а так же исторических национальных пространств и месторазвития. Население страны находится под угрозой постепенного вымирания, территория под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни под угрозой умышленного разрушения.

Ситуация усугубляется ежедневно и ее ухудшение прямо зависит от ряда объективных факторов национального бытия России

Первый. У России нет национальной идеологии, способной объединить усилия нации во имя Великой цели, Общего врага или Единого дела всей Нации.

Второй. Обвальное падение пассионарности титульного государствообразующего русского этноса, приведшее к свертыванию его способности к производительному труду, национальной мобилизации и выживанию.

Третий. В канву национальных ценностей великорусских, а равно и мусульманских этносов достаточно глубоко внедрены (и продолжают активно внедряться) порочные и глубоко чуждые им ценности Западной цивилизации.

Эти Западные ценности, основанные на примате индивидуального выживания, успеха любой ценой и всеобщего оторговления всех сфер и сторон национального бытия - подкрепляются ежедневным примером (пока еще) наглядной и абсолютной силы Запада, а так же демонстрацией «похотей» образа жизни Христианского Мира и «разврата благостей его быта».

Четвертый. Деидеологизация и десоциализация государства, свертывание национальной экономики, «добровольный ход» государства из сфер экономики, науки, здравоохранения, образования и культуры, а также отсутствия у российской власти даже основ национальной стратегии и, уже и понимания происходящих в стране и мире процессов - привело к следующим негативным тенденциям национального бытия:

депопуляция коренного населения;

массовая безработица практически во всех регионах страны;

люмпенизация наиболее дееспособной и образованной части населения России;

отсутствие любой разумной перспективы у молодежи, у которой (даже несмотря на образование), практически нет другого пути в жизни, как только «уйти в криминал»;

абсолютизация частной собственности, недвижимости и денег;

полное запустение Российского Нечерноземья, «умирание» производства, сельского хозяйства, и так далее.

Пятый. Полное банкротство власти, негативный кадровый отбор, депрофессионализация и массовая коррупция всех ее уровней, а так же криминализация самой российской государственности, при полном отсутствии самой потребности государства в честных и профессиональных работниках.

Шестой. Полное падение нравов, при котором воровать становится престижным, важным и поощряемым делом, а честно трудиться считается зазорным или признаком идиотизма, уделом «дураков и низших».

Седьмой. Разрушение и криминализация национальной правоохранительной системы и системы национальной безопасности страны.

Темнее менее, мы считаем, что этап переходного периода, как периода смены базовых принципов функционирования общества, государства и экономики, сопровождавшийся процессом «первичного накопления капитала» и безудержной либерализацией всех сфер национального бытия - закончен.

Настала пора трансформировать накопленные ресурсы в само национальное развитие, основанное на масштабном развитии российской науки, экономики и всей социальной сферы национального бытия как основы любого позитивного развития, и формирования свободного общества свободных людей.

Очевидно, что выйти из переходного состояния Россия может только через принятие стратегических решений, принимаемых на основе ее новой национальной стратегии.

Сегодня Россия переходит к этапу развития нации, развитию, которое будет планово и гарантированно обеспечивать достойную жизнь ее народов, ее национальную безопасность, процветание и историческую вечность в качестве великой мировой державы.

Наша задача, базируясь на великой истории России, ее исторических ценностях и достижениях - строить ее великое, свободное и демократическое будущее, чем определить новый вектор развития тысячелетней национальной истории.

Именно поэтому существует необходимость перехода к другим парадигмам существования, а значит - необходимость формирования национальной стратегии безопасности и развития России как основы управления, развития и бытия нации в ближайшей исторической перспективе, то есть на 10–20–30 и более лет.

 

Основные подходы к формированию национальной стратегии России

 

Так сталось, что у России никогда не было отдельного официального документа, в котором были бы сформулированы базовые цели предназначения и бытия нации, были бы определены основы национальной идеологии и сформулированы основы национального строительства, а так же, определены основные принципы построения государства, общества и существо их взаимосвязей с личностью гражданина России.

В отсутствии твердых и соответствующих историческим национальным ценностям идеологических основ бытия, политическая мысль и государственность России металась между «западничеством» и «славянофильством», так и не находя выбора собственной идентичности в самой России как особой цивилизации, органично вобравшей в себя все лучшее, имеющееся в других цивилизациях и остающейся при этом самою собой.

Этот фактор стал особенно очевиден после дезинтеграции СССР, когда у России как государства не было официально сформулированных основ национального стратегического целеполагания, а значит основ стратегического планирования национального развития и целенаправленного управления бытием в интересах нации и человека.

В течение последних пятнадцати лет масштабные понимаемые и разделяемые народами России цели национального развития не ставились, и нация утрачивала смысл собственного бытия. Не зная, что делать со страной и как решать жгучие и совершенно конкретные проблемы ее выживания, государственная власть того времени специально уводила внимание нации от их решения. Она растворяла ее внимание, навязывая обществу дискуссии по частным и малозначащим для людей проблемам типа «монетаризации экономики», и бесконечного «выбора» между «демократией и угрозой коммунистического реванша» и тому подобными темами. Конкретная работа по выводу страны из системного кризиса практически не велась, и общее состояние страны ухудшалось.

Отсутствие Больших Национальных Целей привело к утрате Большого Смысла и Предназначения нации. Цели существования государства и общества все больше расходились даже в своих основах. Диалог между ними власть даже не пыталась организовать, так как сама была в этом не заинтересована.

Провозглашенная деидеологизация государства оказалась порочным принципом государственного строительства. Этот лозунг не только дезориентировал нацию, но и привел к тому, что роль государственной идеологии стали играть антисоциальные принципы «наживы любой ценой», а национальная идентичность России подверглась разрушению.

Это привело к тому, что в отсутствие официально признанных и разделяемых нацией целей существования, государственная власть и его бюрократический аппарат определяли себе цели и задачи своей работы сами, потом сами их, как умели, выполняли, и сами их оценивали.

Не имея официальных критериев и показателей национального развития, как критериев эффективности и дееспособности власти, государственная бюрократия всегда оставалась безответственной.

Нация, не зная этих критериев, дезориентировалась относительно целей и качества своего государства и его руководителей, и не всегда могла точно сформулировать свои требования к ним. Все это позволяло власти спекулировать на интересах различных социальных групп общества и не принимать практических и масштабных мер к действительному развитию России.

В результате - Россия, почти всегда, упускала свое историческое время, а потом, восстанавливала упущенное ценой огромных усилий и жертв нации. Сегодня очевидно, что такое положение более нетерпимо и нам необходимо четко определиться с основами своего национального бытия.

Мы уверены, что формирование национальной стратегии безопасности и развития России должно начинаться с идеологии.

Утратив старую идеологию, Россия не имеет необходимого базиса развития, как системы целей и приоритетов национального развития, как основы формирования соей идентичности и всех государственных политик. Россия не имеет необходимого базиса для новых долгосрочных мировоззренческих ориентиров и помимо солидарности с «общечеловеческими ценностями» не может предложить вовне какой-либо новой идеи.

Однако именно идеология может быть вполне реальным ресурсом политики и является необходимым условием единства нации в понимании своего места в мире и задач развития страны.

Кроме того, любое государство будет неизбежно проигрывать конкурентам и вообще не сможет сохранить решающего влияния на глобальные политические процессы, если не будет нести миру знамя какой-либо идеи развития, его ценностей и идеалов.

Мы убеждены, что без национальной идеологии, понимаемой как собственное нравственное национальное мировоззрение, а значит, без нравственных оснований национальной стратегии, невозможно никакое позитивное развитие. Опыт истории человечества говорит о том, что - все изначально безнравственное, при всей своей первоначальной кажущейся эффективности, в конечном счете (и все равно) выявляет свою генетическую порочность, и терпит исторический крах.

Мы считаем, что дееспособность национальной идеологии должна обеспечиваться теорией и практикой национальной стратегии России, и трудом нации по реализации ее базовых целей.

Главным в Национальной стратегии России являются ее Цели и высота стратегических мотивов, которые, по определению, должны быть нравственными и олицетворять здравый смысл нации. Только эти критерии обеспечат национальной стратегии безусловную поддержку народов России, чем и определят ее конечный успех.

Формирование стратегических установок должно осуществляться на основе учета всех аспектов внутреннего развития страны, и на основе ясно сформулированных национальных целей.

Именно эти Цели обуславливают идеологию, направленность и существо национальной стратегии России, составляют идеологическую и стратегическую основу национального планирования и управления национальным развитием.

Эти цели есть ни что иное, как желаемые и конкретные результаты усилий нации в данной (в каждой) сфере ее существования, достигаемые в результате ее труда и эффективного управления державой.

Эти цели должны иметь свой идеальный стратегический объем и разделяться на ряд частных рубежных стратегических целей, то есть целей достигаемых за определенные периоды работы нации, скажем - за 10–20–30 и более лет. Каждая из таких рубежных целей может стать предметом частных стратегий и реформ в различных сферах жизнедеятельности нации, и, обязательно, предметом ежегодного «бюджетного процесса», предметом всей текущей политики, государственной идеологической работы, то есть составлять предметную часть непрерывного управления державой по их реализации, и основу ее бытия.

 

О новом прочтении понятия «национальная безопасность»

 

Очевидно, что жизнеспособность и развитие России, реализация ее своего цивилизационного потенциала и предназначения, прямо зависит от ее способности обеспечить свою национальную безопасность.

Глобализация принесла в мир не только новые возможности, но и глобальную уязвимость, поэтому задача обеспечения национальной безопасности России, есть - основная задача государства, его Президента и правительства, а так же предмет заботы всего российского общества.

Нам представляется, что национальная безопасность, понимаемая сегодня, в целом, как реакция государства на сегодняшние и даже будущие угрозы национальным интересам, ведет страну в тупик, в «окоп» и к изоляции.

Мы считаем, что только мощное развитие всех сфер национального бытия ведет к реализации базовых целей национальной стратегии России, а значит и к обеспечению ее национальной безопасности.

Именно поэтому, наш девиз «БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ».

Базовые вечные цели национальной стратегии России диктуют необходимость ее перехода от существования в парадигме «поисков безопасности и национальных интересов», к функционированию государства и общества в парадигме «развития».

Основной принцип согласования парадигм «развития» и «безопасности» заключается в диалектике принципа «безопасность через развитие, и - развитие через безопасность», что должно стать базовым принципом и подходом к управлению державой.

При этом цели развития национальной стратегии являются целями государственной политики обретения Россией нового высшего качества, а цели преследующие недопущение ее выхода за пределы угрожающие самому бытию нации, являются целями политики ее национальной безопасности.

В этом плане важным является новое прочтение понятия «национальная безопасность».

Национальная безопасность России есть - формируемая государством, система внутренних и внешних условий бытия ее социума (народов) как состояние существования нации, гарантированно обеспечивающее реализацию ее базовых стратегических целей, то есть — ее самосохранение, позитивное развитие и историческую вечность, несмотря на все объективно существующие и возможные угрозы существованию России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

Главным объектом и субъектом национальной безопасности России является: она сама как государство (с его системой ее конституционных институтов), суперэтнос и особая цивилизация; само российское общество; а также личность каждого из ее граждан с присущими им укладом жизни и территорией.

Только сохранение уклада жизни, национально-культурной идентичности и территории России гарантирует удовлетворение физиологических потребностей населения, необходимых для его сохранения и воспроизводства, а также социально-духовных потребностей, без которых немыслимо самовыражение, всестороннее развитие и идентификация личности, общества и государства.

Таким образом, главными объектами национальной безопасности России является ее население, территория и уклад жизни, а ее главными базовыми критериями и целями - обеспечение гарантированного самовоспроизводства, самообеспечения и самосовершенствования нации, сохранение ее территории, идентичности и образа жизни как основ ее исторической вечности, и ее способность гарантировать свой национальный суверенитет собственной вооруженной силой.

Формирование таких собственных возможностей страны, а так же благожелательной внешней и внутренней обстановки для обеспечения гарантированного соответствия России этим критериям и целям - является сутью и целями политики государства во всех сферах функционирования нации и сутью ежедневной предметной практической деятельности власти.

Практическими критериями Национальной безопасности также выступают - определяемые национальной наукой, объективные показатели уровней состояния сфер жизнедеятельности нации, сфер функционирования государства и отдельных отраслей (в том числе, государственных стандартов качества жизни населения и всех видов производств), обеспечивающие устойчивость общественного строя России, и комфортные условия бытия ее народов, а также гарантирующие возможность реализации стратегических национальных целей.

Эти показатели и критерии состояния, при достижении ими определенных величин играют роль индикатора (и меры) опасности национальному развитию или суверенному существованию страны.

В этом случае государство обязано выявить причины и принять экстренные меры по ликвидации выявленной негативной тенденции развития страны (сферы, отрасли), в том числе путем принятия жестких мер, а также информировать об этом российскую общественность.

В свою очередь, российское общество, ощутившее признаки формирования негативной тенденции развития, обязано поставить эти проблемы своему государству и требовать немедленного исправления кризисной (предкризисной, потенциально опасной) ситуации и ответственности должностных лиц, виновных в ее наступлении.

Эти показатели и уровни должны быть оформлены в национальном праве, которое должно установить грани, переход которых социально опасен и автоматически влечет переход к чрезвычайным и военно-мобилизационным государственным практикам.

Мы считаем, что необходим (назрел) переход от инстинктивного поиска и декларации национальных интересов, к их формированию на базе идентичности нации и национальной стратегии России, и к их прямому воплощению.

Национальная безопасность России как государства, суперэтноса и особой цивилизации обеспечивается успешной реализацией ее стратегических целей во всех сферах функционирования государства и бытия нации.

Пятнадцатилетний опыт национального развития по пути демократии, а так же масштабы и сложность проблем национального бытия выявили невозможность решения всех проблем выживания и развития нации механизмами рынка, и их решения без национальной мобилизации, что определяет объективную необходимость укрепления роли государства как главной управляющей системы российского социума.

 

***

 

В середине прошлого века, прочерчивая пути государственного строительства великой России, великий русский философ Иван Ильин отмечал, что для этого: «Нужна новая идея — религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию».

Мы считаем, что в основе решения всех проблем национального бытия и в основе практической деятельности государства должна лежать разделяемая большинством нации национальная идея и идеология, способная определить направления развития России, поддерживать ее национальную идентичность, не допуская, одновременно, превалирования этнических, культурных или расовых принадлежностей.

Мы считаем, что в основе национальной идеи России и ее идеологии должны лежать российские национальные ценности, базовые цели национальной стратегии и цели достижения высокого качества жизни россиян, их достойная жизнь и государственные приоритеты поддержки российской семьи, честного труда и нравственности национального бытия, а так же демократические основы российской государственности, которые должны стать результатом собственного выбора и развития России.

Переход страны к развитию предполагает работу по управлению национальным бытием, которая сделала бы нацию способной достигать реализации ее базовых целей, путем формирования нравственных и гармоничных систем интересов личности, общества и государства, других и благоприятных внешних и внутренних условий национального бытия и развития.

Работа такого уровня возможна только тогда, когда ее будет осуществлять вся Россия, а ее общество будет сплочено самой идеей национального развития и системой очевидных успехов власти в постоянном и явном улучшении качества национального бытия.

Основу национальной стратегии предлагается формировать, основываясь на общеизвестном тезисе о том, что в основе всей и любой целенаправленной человеческой деятельности, деятельности личности, общества и государства, лежат их потребности и интересы.

Эти потребности и интересы, в общем виде, могут быть сформулированы следующим образом: Главная потребность человека и человечества — Жизнь как базовый биологический контекст, а его Главный интерес — Достойная жизнь как базовый социальный контекст.

Это значит, что вся социальная жизнь человека должна быть направлена на реализацию этих главных потребностей и интересов, которые выступают основной целью бытия, а, значит, и основой социального целеполагания.

Применительно к государству как главной обеспечивающей и управляющей социальной системе, этот тезис имеет вид категорического императива его функционирования.

Этот категорический императив, в виде суммы общенациональных целей, формулируется в национальной идее и идеологии России, которые, в свою очередь достигаются осуществлением ее национальной стратегии.

 

Основные константы национальной стратегии России

 

Нам представляется, что развитие России может быть успешным только в том случае, если она будет иметь:

четко сформулированные стратегические цели своего бытия;

будет правильно сориентирована относительно существующих тенденций планетарного развития как объективных условий ее существования;

когда ее государственная власть будет: знать и понимать существо ближайших стратегических задач; знать правду о состоянии дел в стране и имеющихся ресурсах; будет иметь представление о путях реализации целей национальной стратегии; руководствоваться методологией управления страной предлагаемой ее экспертным сообществом; и обладать необходимым кадровым потенциалом;

когда реализация целей национальной стратегии России станет рутинным, постоянным, ежедневным и плановым делом всех институтов государства и ее гражданского общества.

I. Основные цели национальной стратегии России.

Основными целями национальной стратегии России являются:

Достойная жизнь населения страны;

Гарантированное выживание, развитие, историческая успешность и вечность России как государства и особой цивилизации.

Эти цели являются константами национальной стратегии России, они являются неизменными ориентирами и приоритетами национального развития, и не подлежат девальвации или изменению в зависимости от слагающейся внешней международной геополитической конъюнктуры, или политических коллизий внутри страны.

II. Основные методологические константы и ограничения при проведении исследований и построении прогнозов.

Россия как великая держава и особая цивилизация, по определению не может иметь долгосрочных стратегических союзников равного ей масштаба.

Поэтому все взаимодействия с подобными ей субъектами геополитики, а так же исследования и построение прогнозов производится из их оценки в качестве оппонентов и соперников, а не союзников.

При проведении исследований и построении прогнозов взаимодействий России в сферах экономики и политики с США, Евросоюзом, Китаем, и любыми другими субъектами планетарной геополитики, приоритетными являются только национальные интересы страны, которые определяются в каждом отдельном случае, в том числе и относительно каждого из ее стратегический оппонентов.

Все расчеты и действия России в сфере экономики (геоэкономики), внешней и внутренней политики государства должны быть ориентированы и сфокусированы исключительно в интересах решении задач и реализации целей ее национальной стратегии. При этом экономика страны выступает в качестве материальной основы национальная развития, носит характер системы обеспечения национальных стратегических целей, и подчиняется решению всех базовых национальных задач.

Критериями эффективности расчетов исследований и практических действий России в основных сферах функционирования государства является - степень реализации основных целей ее национальной стратегии по направлениям развития и времени (3–5-10 лет).

Эффективность действий государства должны оцениваться только по ним.

Предлагаемые варианты проектов и решений в области национальной стратегии России оцениваются исключительно из соображений и оценки их

стратегических эффектов, а не по критериям их стоимости.

III. Основные геостратегические задачи России до 2015 года.

Основными задачами геостратегии России до 2015 года являются:

1. Решение задач во исполнение основных целей национального развития России, в первую очередь в сфере народонаселения.

2. Формирование собственного геополитического проекта на пространствах СНГ как государственного или межгосударственного (надгосударственного) образования, включающего:

территорию с населением порядка 300 млн. чел.;

имеющего собственный рынок и свою денежную систему;

самодостаточную и, в целом, способную к континентальной автаркии, экономику, производящую до 5–7% мирового ВВП, и развивающегося с темпами 8–10% роста ВВП в год;

эффективную систему региональной военно-политической безопасности.

3. Обеспечение внешней и внутренней безопасности национального развития.

4. Создание предпосылок перехода к новому технологическому укладу.

Представляется очевидным, что реализация Россией этих стратегических задач возможна только при условии ее четкого ориентирование во всей шкале геополитического фона ее современного бытия и его развития на долговременную историческую перспективу.

IV. Варианты геополитического фона развития России до 2015 года и на более длительную (до 2050 года) историческую перспективу.

А. Основные тенденции планетарного развития, полученные на основе анализа и экстраполяции в обозримое будущее их современного состояния.

Нам представляется, что современный мир все более погружается в «эпоху перемен», то есть входит в период поиска и оформления своего нового состояния, связанного с изменением доминирующего способа производства, перераспределением глобальных ролей, статусов и ресурсов, а так же с новым высоким уровнем планетарных коммуникаций и взаимозависимости.

В этой связи, анализ наиболее общих современных тенденции развития мира, при условии сохранения существующей ныне парадигмы его существования, позволяет привести, в качестве выводов, ряд следующих констатаций.

Глобализация приведет к разделению государств мира на - «успевших и вошедших» и «навсегда не успевших».

Основным фактором, определяющим глобальные процессы в первое двадцатилетие XXI века, вероятно, станут масштабные изменения в характере развития основных экономик мира.

В группе стран-лидеров (США, страны ЕС, Япония) можно ожидать начала постиндустриального перехода.

Массовое промышленное производство сконцентрируется в поясе «сверхиндустриальных» стран, таких как Китай, Индия, Бразилия, некоторые страны АТР.

Одновременно, в Африке, Южной Азии, Центральной Америке будет сохраняться зона слаборазвитых государств, плохо вписанных в глобальную экономику (транзит, энерго-сырьевая база, источник миграционных трудовых ресурсов).

Будет продолжаться глобальный кризис национальных идентичностей.

Этнографический и цивилизационный фон будет складываться не в пользу Христианской Европы и белой расы.

Нарастающий национализм коренного населения Европы приведет к резкому обострению и дестабилизации всей обстановки в Старом Свете.

Политический Ислам будет все более консолидироваться и самоидентифицироваться в качестве «главного будущего мира».

Цивилизационные противоречия между Христианством, Исламом и Китаем будут все более обнажаться и ожесточаться, вплоть до прямой вооруженной конфронтации.

Противоречия между центрами силы — США и Китаем, ими и остальным миром приобретут явную конфронтационную и антагонистическую окраску.

Станет все более очевидным перенапряжение экономик развитых стран и их ресурсная зависимость, в их экономике будет все более нарастать преимущественно антикризисный характер мер в противоположность политике развития. При этом тип «изматывающего» потребления в этих странах не будет изменяться, что приведет их экономики к еще большему напряжению и утрате кредитоспособности.

Азия будет упрочивать свое положение в мировой экономике в качестве ведущей промышленной зоны мира, выстраивая свою собственную континентальную модель рынка, глобализации, финансовой системы и военно-политической безопасности.

США будут продолжать подрывать свою экономику и международный авторитет бременем мирового лидерства, и начнут (будут вынуждены) сворачивать систему своего глобального военно-политического присутствия.

Состояние глобальной безопасности будет оцениваться как «всеобщая перманентная смута».

ООН как система глобальной безопасности окончательно утратит свою роль, значение и возможности позитивного влияния на развитие мира.

Мощь транснациональных корпораций (в том числе и их возможности в сфере вооруженной борьбы) сравнится с мощью самых развитых мировых держав, что позволит им по-своему «делить» мир и диктовать ему свои требования.

Начнется активный процесс замещения углеводородных энергоносителей на новые и альтернативные источники энергии.

Мировая финансовая система будет все больше виртуализироваться, криминализироваться и выходить из под контроля национальных и международных экономических институтов.

Станет очевидной тенденция расширения доступа к стратегическим запасам сырьевых ресурсов со стороны наиболее развитых государств, транснациональных корпораций и операторов мирового финансового рынка.

Разрушение национальных рынков развитых государств дешевыми товарами, производимыми странами с дешевой рабочей силой с неизбежностью приведет к крушению существующей Всемирной Торговой Организации, и всеобщему стремлению к национальной и региональной экономической самодостаточности.

Запад будет пытаться продолжать политику навязывания миру тотального и универсального рынка при агрессивном отрицании активной роли «национальных государств» (политической нации как суверенного субъекта), что уже привело к разрушению «эффективного пространства суверенитетов», замену которому создать не удалось, как не удалось сформировать и сам мировой "открытый рынок. Очевидно, что национальные государства и национальные экономики выжили, и далее будут играть важную роль в мире, с тенденцией образования достаточно автономных, региональных экономических структур, свободных от влияния США.

Рост мировой экономики как глобального и управляемого Западом, рынка практически прекратится.

Для фиксации зон влияния мировых центров экономической силы (Евросоюз, США, Китай) будут все более использоваться как экономические, так и собственно военные — силовые приемы.

Необратимые глобальные изменения климата приведут к нехватке питьевой воды и продовольствия, и ужесточению борьбы за жизненные ресурсы и производящее пространство-территорию.

Борьба за физическое выживание народов и наций будет принимать все более ожесточенные формы.

Массовая неуправляемая миграция примет, для Запада, вид настоящего стихийного бедствия.

Возможности стабильного развития мира будут практически утрачены.

Эти общие тенденции развития планетарного бытия будут создавать в целом неблагополучный фон исторического бытия России, притом, что для ее развития важную роль будут играть его региональные особенности.

Б. Основные особенности регионального геополитического фона

В условиях нарастания и дальнейшего развития негативных тенденций планетарного развития основные варианты состояния геополитических партнеров-оппонентов России в Евразии могут иметь следующее содержание.

Евросоюз

Нам представляется очевидным, как исчерпание Западом своего цивилизационного потенциала, так и инвестиционного потенциала его экономики, страховых и пенсионных накоплений.

Все это создает угрозу системного кризиса для стремительно стареющих наций «развитого мира».

В этих условиях, мы считаем, что экстенсивный путь «развития через расширение» ЕС уже исчерпал свой позитивный потенциал.

Поспешность самого «расширения» уже наполнила ЕС государствами неготовыми к любой интеграции, и с населением, стремительно теряющим свои привычные рабочие места, а значит и смысл своего существования.

Возможное принятие в ряды ЕС еще и Турции, представляющую собою просто иную цивилизацию (при наличии мощных цивилизационных плацдармов Ислама в каждой стране ЕС), еще больше осложнит ситуацию в Евросоюзе и сделает абсолютно невозможным любое позитивное управление им.

Государства Европы уже не в состоянии поддерживать дееспособность собственных национальных экономик и сферы жизнеобеспечивающего сервиса силами своих коренных этносов. Именно эти сферы наполняются «мигрантами» из Африки и Азии, то есть людьми того самого «третьего мира», на эксплуатации которого построено благополучие этих государств, что уже привело к обострению внутренних противоречий в них.

Политика, проводимая руководством ЕС, которая сегодня может оцениваться только как «политкорректность - на судьбах людей» все более теряет здравый смысл и поддержку населения государств Западной Европы.

Все это не может не привести к усилению тенденции ухода основных государств Евросоюза в решение собственных проблем.

Кроме того, собственная ресурсная база развития ЕС практически исчерпана, а его технологическая база все более переселяется в страны с дешевой рабочей силой.

Дорожные карты сближения Евросоюза и России в сферах экономики, внешней внутренней безопасности, социальной сфере, образовании и культуре - обессмысливаются тем, что они представляются скорее только «протоколами о намерениях» чем планами конкретных действий по обоюдной интеграции, так как, очевидно, что Европа (как и вообще Запад) не хочет и не допустит Россию к решению своих (общеевропейских) дел.

В этих условиях, как нам представляется, ожидать серьезных позитивных импульсов к реальной интеграции России и ЕС - не приходится.

Более того, мы уверены в том, что единственной заинтересованностью ЕС в России является только и исключительно - ее сырьевые и энергетические ресурсы и ее национальные рынки.

Именно поэтому, ЕС будет предпринимать любые усилия (от политкорректности, апелляции к правам человека и правилам ВТО) для того, чтобы:

во-первых, завоевать технологический, продовольственный и промышленный рынки России;

во-вторых, не допустить ее на свои рынки;

в-третьих, обеспечить свою энергетическую безопасность за ее счет;

в-четвертых, ослаблять ее, всем чем придется и получится.

В целом, Европа стремительно теряет свой потенциал развития и может представлять для России ценность только в качестве:

сырьевого и энергетического рынка;

центра технологий и сертификации собственных российских научных и технологических достижений;

инвестиционного центра;

источника образованного и подготовленного белого христианского населения, способного существенно облегчить России решение задач ее национальной стратегии.

Представляется, что отношения России с Евросоюзом должны носить характер неабсолютного приоритета.

Китай

В настоящее время, практически все политики и аналитики, оценивают Китай в качестве состоявшейся региональной супердержавы, и как основного претендента на «должность» мировой супердержавы, смещающего с этого пьедестала США уже к середине этого века. Сегодня есть много оценочных материалов и объективных данных, подтверждающих высокие темпы роста его национальной экономики и четкость государственного управления процессом развития. Безусловно, все это является объективной реальностью и все это впечатляет.

Нам представляется, что за всеми успехами развития Китая нельзя не видеть его продуманной национальной стратегии, которая настолько четко, планово и неуклонно исполняется, что уже многим наблюдателям рисуются некоторые сценарии «китаизированного будущего всего человечества».

Тем не менее, в мире набирают темпы тенденции, имеющие относительно Китая, разные знаки предпочтений.

Во-первых, тенденция, основанная на ориентации мировых рынков, инвестиционных потоков и всякого рода преференций на взаимодействие с Китаем как безусловным «будущим победителем» и основным мировым лидером на все обозримое историческое будущее, и в его национальных интересах.

Эта тенденция только усиливает как экономическую мощь самого Китая, так и его вес в геополитике, и в системе всех мировых взаимодействий - мир как бы уже спешит «лечь под победителя», хотя «что такое победа Китая?» пока еще окончательно никому не понятно.

В то же время, хотя скорая «победа» Китая и представляется неизбежной, но, в историческом контексте, как и любая победа, она очевидно условна, временна и неоднозначна.

Во-вторых, все большие темпы набирает тенденция, направленная на ограничение возможностей Китая и возможно более гибкого затруднения решения им своих сложных национальных экономических, социальных и внутриполитических задач. Например, нам известно о прекращении поставки Китаю США и Японией практически всей шкалы новейших научных и технологических достижений. Представляется очевидным нарастание масштабов мер превентивного характера, по ограничению мощи Китая и снижению его стратегических возможностей.

Кроме того, Китай практически близок к исчерпанию собственных сырьевых и энергетических ресурсов, и его уязвимость, в этом плане, будет все более нарастать.

Трудно разрешимой остается решение одной из основных задач Китая - обеспечение продовольствием его растущего населения, в том числе и по причине исчерпания возможностей земель сельскохозяйственного назначения.

Может быть самой важной задачей руководства и экономики Китая является - преодоление колоссального разрыва в уровнях и укладе жизни более трехсот миллионов китайцев населяющих бурно развивающиеся прибрежные и приграничные индустриальные районы, и почти миллиарда жителей его ужасающе бедных внутренних территорий.

В целом, Китай нуждается:

в территориях сельскохозяйственного назначения и колоссальном количестве новых рабочих мест;

в новейших военных, информационных, индустриальных и всех других видах технологий;

в продолжение массового инвестирования Западом своих национальных программ;

в получении доступа к огромным запасам и объемам сырьевых и энергетических ресурсов;

в своей собственной стабильности и внутренней безопасности развития.

В этом плане, Китай рассматривает весь остальной мир, только в качестве своего технологического и сырьевого придатка.

Представляется очевидным, что в интересах реализации своей национальной стратегии, Китай будет продолжать свою экономическую, культурную и миграционную экспансию все нарастающими темпами, имея в качестве главной стратегической цели - постепенное овладение ресурсами Сибири и Дальнего Востока России, с одновременным усилением своего присутствия в ее европейской части.

Кроме того, с нарастанием своей экономической и геополитической мощи, Китай будет стараться все более «замыкать» на себя рынок Евразии, вплоть до его оформления в качестве самостоятельного субъекта геоэкономических и геостратегических взаимодействий планетарного уровня, со своей собственной развитой экономической финансовой (автономной континентальной или мировой и противостоящей Западной) инфраструктурой, в рамках которой он будет неизбежно доминировать.

Россия может и должна использовать как экономическую мощь Китая, так и систему его проблем в интересах решения задач собственного национального развития, притом, что отношения с ним должны носить характер жесткого прагматического партнерства, с одновременным созданием возможностей прямого противостояния его экспансии, в том числе и вооруженным путем.

Россия

В условиях представленного прогноза (то есть объективного пессимистического варианта развития планетарных взаимодействий), ее собственное состояние будет слагаться на основе развития существующих, а так же проявления и формирования новых тенденций национального развития.

Представляется необходимым отметить, что, несмотря на известные всем, и явные успехи Росси в сфере экономики и геополитики, в ее бытии существуют (проявляются) некоторые факторы риска и негативные тенденции, преодоление которых является объективной необходимостью и залогом ее развития.

К таким тенденциям и факторам риска мы относим те из них, которые прямо влияют на геостратегию России ее возможности и историческое будущее:

отсутствие официальной декларированной национальной стратегии;

эйфорию от первоначальных успехов «ресурсной геостратегии»;

конечность национальных углеводородных энергетических ресурсов и огромные потребности в них для решения задач собственного развития страны;

отсутствие инфраструктуры развития;

свертывание промышленного высокотехнологичного производства;

отсутствие масштабных инфраструктурных проектов национального и международного масштабов;

отсутствие плановых начал государственного управления;

отсутствие кадрового потенциала государственной службы;

неадекватная задачам России финансовая и кадровая политика ее правительства;

ухудшающаяся демографическая обстановка, люмпенизация наиболее образованной части населения страны и сокращение его общей дееспособности (способности к производительному труду), а так же катастрофическое сокращение носителей национальной научной, управленческой и технологической культуры;

усиление масштабов криминализации власти и всех сфер народного хозяйства страны;

резкое ослабление возможностей и дееспособности силовой сферы государства.

При прямом сохранении и продолжении существующих трендов во внешней, внутренней, экономической и социальной политике, Россия практически не имеет исторического будущего.

В связи с приближением мировой нефтедобычи на уровень стабилизации и увеличение доли природного газа в энергетических балансах многих стран следует ожидать обострения конкуренции крупных импортеров за доступ к источникам нефти и газа. В первую очередь это относится к США и Китаю. Россия, как крупнейший экспортер этих энергоресурсов, может оказаться центром интересов этих стран.

Это означает, что Россия, как минимум; обязана это знать; к этому готовиться; этим пользоваться в своих интересах; развивать этот сектор, не подрывая основ своего ресурсного благополучия; уметь и иметь, чем защищать его.

 

***

 

В свою очередь, очевидно, что успех развития России прямо зависит от исключения этих негативных тенденций.

Это значит, что для их преодоления необходимо внесении существенных корректив в национальное развитие.

Такими главными и необходимыми направлениями деятельности государства развивающего плана, имеющими явную стратегическую направленность и масштаб, мы считаем:

Масштабные (в том числе и международные) инфраструктурные проекты, обеспечивающие развитие национальной территории Нечерноземья, Сибири и Дальнего Востока России;

Обеспечение прироста собственного населения России с темпом не менее 0,5–1,0 млн. чел. в год;

Переход к мобилизационной модели развития экономики, на основе усиления регулирующей роли государства, обеспечении прямой ответственности бизнеса и власти за состояние дел в стране и создание системы государственной поддержки венчурных, развивающих и социальных частных проектов;

Восстановление дееспособности и развитие национального высокотехнологичного производства.

Представляется, что важную часть задач национального развития Россия может решить, используя опыт, финансовые, технологические и трудовые ресурсы мировых экономических центров, особенно, таких как Евросоюз и Китай, в том числе и в интересах развития ЕЭП.

В то же время, формирование собственного рынка ЕЭП как части Евразийского континентального экономического пространства, возможно совместно с Китаем, нам представляется безальтернативным.

Евразийское Экономическое Пространство (ЕЭП)

Формирование дееспособного Евразийского Экономического Пространства - является основой строительства собственного геополитического проекта России, без реализации которого историческое время России в качестве великой державы будет стремительно сокращаться.

Именно поэтому работа по его созданию должна носить характер абсолютного национального стратегического приоритета.

В этой связи, стратегически необходимыми для России субъектами ЕЭП являются: Беларусь; Казахстан; Узбекистан; Таджикистан - отношения с которыми должны выстраиваться в первую очередь и вне зависимости от кадрового состава политического руководства этих государств или личных предпочтений политического истэблишмента России.

В этом плане, представляется необходимым ускорение создания Союзного государства (Россия и Беларусь), которое, как нам представляется, должно быть создано уже к середине 2008 года.

Все остальные потенциальные участники (субъекты) ЕЭП (Армения, Киргизстан, Украина, Грузия) могут включаться (или не включаться) в ЕЭП по мере их готовности.

В целом

Анализ планетарного геополитического поля в ближайшей (до 2015 года) и средней (до 2050 года) исторической перспективе позволяет сделать ряд выводов относительно внешних условий реализации целей национальной стратегии России:

с течением времени негативные тенденции планетарного бытия будут только усиливаться;

ничего хорошего Россию не ждет;

никто из ее потенциальных партнеров не будет облегчать ее жизнь и даже способствовать ее развитию, притом, что практически все субъекты геополитики будут стремиться к получению односторонних выгод от эксплуатации ресурсов и возможностей России, намеренно затрудняя ее развитие;

России придется решать задачи собственного выживания и развития в одиночку, и в условии общей нестабильности и борьбы «всех против всех»;

поэтому она должна обретать силы в самой себе, в разуме нации и ее ресурсах, и заниматься исключительно развитием собственных сил и увеличением собственной национальной мощи;

важнейшим условием выживания России станет способность государственной власти осуществлять развитие страны планово, ритмично, без перенапряжения нации и народного хозяйства, не отвлекая силы нации, в том числе и на решение амбициозных задач глобального уровня;

без принятия экстренных мер по перемене парадигмы национального развития и модели управления страной, шансы России остаться в числе основных геополитических игроков - практически отсутствуют.

Одним из самых важных направлений деятельности политического руководства России должно стать - ускоренное формирование на базе ОДКБ дееспособной системы региональной безопасности, и резкое улучшение качества и боевых возможностей Вооруженных Сил.

 

***

 

Некоторые методологические моменты

 

Мы считаем, что, самым важным моментом является осознание руководством государства необходимости разработки и статуирования национальной государственной идеи и национальной стратегии развития России.

Как известно, великий военный философ Сунь-Цзы древнего Китая, высказал мысль, что самой лучшей войной является та, при которой победа достигается самим ее замыслом (и который подразумевает разрушение замыслов противника).

Но, очевидно, что для того чтобы «победить замыслом», необходим сам «замысел», а значит, необходима национальная стратегия России, понимаемая как теория, практика и искусство управления государством (а не как «искусство вождения войск на театре войны»), и очевидная воля к победе.

Нам представляется крайне важной констатация того, что оценка стратегической планетарной обстановки в парадигме «Мир — Война», позволяет сделать вывод о том, что сегодня Россия находится в состоянии войны.

Мы считаем, что этот вывод является сегодня самым важным, так как известно, что состояние войны подразумевает: точное стратегическое планирование; все виды мобилизационных (экономическое, ресурсное и др.) напряжений; жесткое государственное управление, то есть особый режим функционирования государственной власти, что подразумевает жесткую исполнительную вертикаль, особое правовое поле деятельности всех субъектов государства и общества, а так же персональную ответственность руководителей как государственных, так и общественных структур и граждан за их собственные действия; наличие внеэкономического принуждения и ограничение потребления и свобод, и так далее.

Нам представляется, что при разработке и принятии официальной Национальной стратегии России (которую, по неволе, сегодня «замещает» стратегия обеспечения национальной безопасности), все имеющиеся сегодня стратегии (например, «обеспечения национальной безопасности», «экономического развития», «продовольственной безопасности», «информационной безопасности», «повышения конкурентоспособности», «борьбы с терроризмом» и так далее), займут, в ее рамках, свое штатное место в качестве отдельных направлений деятельности государства, руководимых собственными теориями и частными стратегиями.

Мы убеждены, что неразработанность национальной, собственно гражданской государственной стратегии России, ее теории и понятийного аппарата, с неизбежностью ведет к невозможности ее сознательного и профессионального применения в реальной политической жизни нации и государства, что негативно сказывается на всех сферах их бытия.

 

Некоторые общетеоретические тезисы

 

По нашему мнению, основу Национальной стратегии необходимо формировать, основываясь на общеизвестном тезисе о том, что в основе всей (и любой) целенаправленной человеческой деятельности (деятельности личности, общества и государства) лежат их потребности и интересы.

Эти потребности и интересы, в общем виде, могут быть сформулированы следующим образом: Главная потребность человека (человечества) — Жизнь (базовый биологический контекст), а его Главный интерес — Достойная жизнь (базовый социальный контекст).

Из этого вытекает следующий основополагающий вывод: вся социальная жизнь человека должна быть направлена на реализацию этих главных потребностей и интересов человека (личности, общества и государства), которые выступают основной целью бытия, а, значит, и основой социального целеполагания.

Применительно к государству как главной обеспечивающей социальной системе, этот тезис имеет вид категорического императива его функционирования.

Этот категорический императив, в виде суммы общенациональных целей, формулируется в Национальной государственной идее России, которые, в свою очередь достигаются осуществлением ее Национальной стратегии.

Национальная Стратегия — есть целенаправленная деятельность государства по управлению бытием нации, в соответствии с осознанным и избранным нацией Путем, обеспечивающим безусловное сохранение и развитие России как государства, суперэтноса и цивилизации.

Нам представляется, что для Национальной Стратегии ее внутренние основы являются определяющими, так как, в принципе, только собственная внутренняя определенность нации (и, конечно, государства и его политического руководства) относительно своих идеалов и национальных базовых предпочтений и целей бытия, способна сформулировать главные цели самой стратегии.

Национальная Стратегия определяет и реализует совокупность стратегических (базовых) целей, направлений существования и действий государства, обеспечивающих его цивилизационное выживание и развитие, а так же безопасность, развитие и благополучие населения страны.

Национальная стратегия определяется философией бытия нации (ее национальной государственной идеей), оперирует крупными политическими, экономическими и социальными блоками, проводится во внутренней и внешней сферах существования государства и проявляется (в том числе) в области и через систему стратегических отношений государств.

Национальная стратегия России должна замысливаться, планироваться и реализовываться масштабами десятилетий, веков, эпох, континентов и цивилизаций.

Национальная Стратегия должна преследовать такие цели, которые бы вытекали из Национальной государственной идеи России, и, сами по себе служили бы мотивацией к конструктивной деятельности государства, народов и наций по их достижению.

Главным в Стратегии является ее Цель и «высота стратегических мотивов», которые, по определению, должны быть нравственными и олицетворять здравый смысл нации.

Стратегическая цель государства — есть намечаемый результат действий государства стратегического масштаба, достижение которого приводит к коренным позитивным изменениям качества (и международного статуса) самого государства и создает предпосылки успешного (безопасного) национального развития, она достигается проведением системы внутренних и внешних стратегических действий.

Основой национальной стратегии и основой идеологии всех принимаемых решений, является национальная государственная идея России.

Высший смысл Национальной государственной Идеи России, есть - сбережение народа Российского, сохранение и развитие России как государства, суперэтноса и особой цивилизации.

 

Общие выводы и стратегический расчет времени

 

1. Политологический, исторический и собственно профессиональный военный анализ, показывает, что в бытии России как государства, геополитического образования и особой цивилизации существует ряд объективных факторов, имеющих новую цивилизационную и планетарную природу. Все они требуют нового осмысления, а так же быстрой, точной и безошибочной реакции на реально существующие вызовы выживанию России. Эти вызовы прямо связаны как с современными глобальными тенденциями планетарного развития, носящими в целом негативный характер, так и внутренним состоянием России.

2. Сегодня становится все более ясно, что борьба цивилизаций, как главных субъектов геополитики и есть тот новый механизм социального планетарного развития, который будет определять дальнейшее будущее всего человечества. Мы сегодня находимся на этапе первоначального осмысления этого процесса, и на стадии первичного осмысления самими цивилизациями своей геополитической субъектности.

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь — порождают новую диалектику его развития.

Очевидно, что глобальную политику формируют цивилизационные течения, это значит, что Национальная стратегия России, а значит и вся система ее национальной безопасности, должна формироваться с учетом этого нового глобального фактора.

Нам представляется, что при формировании Национальной стратегии России, понимание новой логики развития мира является для нее, может быть самым главным делом.

3. В настоящее время, в мире разворачиваются (почти одновременно) три геополитических проекта: Западный (США — американоцентричный) либерально — фундаментальный; «Исламский» фундаментально-радикальный; и Китайский фундаментально-шовинистический. Именно борьба этих геополитических проектов и составляет существо планетарных стратегических взаимодействий, и формирует канву внешних политик держав.

Каждый из этих геополитических проектов имеет четкую суперэтническую основу. При всей своей внешней несхожести, все они имеют несколько общих оснований: все эти проекты носят антагонистический и тоталитарный характер; все они имеют целью монопольное управление планетарными ресурсами; все они видят в России только территорию собственной экспансии и освоения.

4. Все эти основные геополитические игроки уже ведут против России войну.

Главной целью войны с Россией являются ресурсы планетарного развития, имеющиеся на ее пространствах.

Главной причиной войны против России является ее очевидная государственная и военная слабость, а так же ее стратегическая несостоятельность.

Поводом для открытого начала войны может стать все что угодно по выбору агрессора.

5. Практически весь мир сегодня находится в состоянии войны, а США не стесняясь, ведут ее вооруженными средствами.

Никакие разговоры о «стратегическом партнерстве», «возвращении России в лоно мировой цивилизации» и «решении общих антитеррористических задач», не должны скрывать от нас главное: сегодняшняя «мирная пауза» нужна всем только и исключительно для того, чтобы создать лучшие условия для ведения собственной войны, в этом качестве она нужна и России.

6. Особенностью современной перманентной (постоянно текущей) мировой войны является ее агрессивный, безжалостный, глобальный, системный и сетевой характер.

Война ведется абсолютно беспринципно и любыми методами, а будет вестись с применением всех имеющихся средств (в том числе и с применением оружия массового поражения) и при отсутствии формальных поводов, причин и правовых основ агрессии.

Война ведется в зависимости, исключительно и только, от решений и готовности к ней США. Более того, мы уже можем наблюдать конкретные результаты непрерывности стратегического процесса перекачки военной силы США, в их политическую и экономическую результативность.

7. Главным оружием войны против России, сегодня являются ее собственные национальные элиты, средства массовой информации, институты государства и гражданского общества, в которых базовые российские исторические национальные ценности — ценности коллективного существования перерождены, а содержащиеся в основах их функционирования ценности индивидуального выживания, определяют их антинациональное идеологическое целеполагание и деятельность.

8. Помешать такому развитию событий может только собственная адекватная военная мощь России и грандиозная работа нации по сохранению собственной культуры и государственности.

Это значит, что с точки зрения стратегии, Россия должна быть готова к прямой вооруженной борьбе на своей национальной территории: с международным (исламским) терроризмом — постоянно; с американской военной машиной — к 2015 году; с вооруженными силами Китая - начиная с 2030 года.

Это и есть стратегический расчет времени на все мероприятия государственной военной реформы и все другие национальные проекты.

Готовность государства и нации к этим войнам и есть тот максимальный объем задач, который наше государство и общество должно и обязано успеть решить в эти сроки.

9. Главным фактором, определяющим сегодня международный статус государства и степень его мирового значения, является исключительно и только его национальная военная мощь, готовность высшего политического руководства государства к ее применению, а так же способность государства и нации к большим и длительным мобилизационным напряжениям, и их готовность воевать до победы.

10. Военная организация государства Российская Федерация и особенно ее Вооруженные силы должны быть готовы к действиям в условиях наихудшего варианта развития событий. Это значит, что государственная военная реформа должна проводиться с тем, чтобы новое качество государства и Армии не допустило бы открытой войны на своей национальной территории, а в случае ее развязывания — обеспечивало бы конечную победу России в войне.

11. Очевидно, что для гарантированного решения задач национального выживания Россия не располагает большим ресурсом исторического времени, мы можем обозначить его протяженность только в 15–30 лет.

Это предполагает категорический императив перехода страны к другому национальному целеполаганию, к другой модели существования, а, значит, к другой (мобилизационной, а для обороны и плановой) модели управления государством, его экономикой, политикой и национальными ресурсами, с тем, что бы возобновить нашу историческую способность выдерживать, неизбежные в войне, большие и длительные мобилизационные напряжения.

12. Представляется очевидным, что достижение стратегических целей России с наименьшими издержками возможно только в условиях стратегической стабильности.

При этом, под «стратегической стабильностью» мы понимаем — состояние глобальной (региональной) относительной (в том числе и военно-политической) безопасности, как условие и необходимый общий благоприятный фон, и благожелательный (неконфронтационный) «климат» международных и внутренних отношений, способствующий достижению целей стратегии государства.

Мы можем утверждать, что основы «стратегической стабильности» России лежат в достижении ею собственной «внутренней стратегической устойчивости», то есть — дееспособности, самодостаточности и эффективности власти, национального хозяйства и Армии, а так же уверенности населения в безусловном превосходстве национальной (Российской) культуры и консолидированности Общества, убежденного в верности выбранного пути и величии своей исторической судьбы.

Обретение внутренней стратегической устойчивости России, является важнейшей задачей обороны государства.

13. Раскрывая стратегию России и при ее формировании, надо иметь в виду следующее: единственной стратегической целью государства является исключительно и только — выживание государства и нашей особой российской цивилизации вообще, и на этом пути у власти не должно возникать сомнений о полноте принимаемых к решению этой задачи мер.

Нам представляется очевидным, что для решения задач уровня национального выживания, необходима концентрация всех ресурсов страны, что предполагает необходимость появления оборонной составляющей во всех планах и проектах всех структур всех форм собственности, и во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Мы считаем важным высказать еще два тезиса.

Первый. Нам представляется, что изложенные выше - геополитический фон развития России до 2015 года и на более длительную перспективу, и основные региональные прогнозы развития геополитических партнеров-оппонентов России по Евразии, являются, в целом, спектром основных угроз национальной безопасности и развитию России.

Важнейшим условием успеха развития России должно стать осознание государственной властью и российским обществом, что будущее страны будет прямо зависеть от решений и активных целенаправленных действий самой России, направленных исключительно на решение собственных проблем.

Второй. В решении любых вопросов бытия России, а значит и при решении вопросов ее национальной безопасности, построение любых частных стратегий возможно, целесообразно и потенциально успешно только в том случае, если они являются частью общей национальной стратегии России понимаемой как теория, практика и искусство управления государством.

Задача национального экспертного сообщества состоит в том, чтобы разработать основы национальной стратегии и научить власть и общество ее азам.

 

Автор - генерал-майор, вице-президент Коллегии военных экспертов, кандидат политических наук.

 

МиК



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-