Журнал «Золотой Лев» № 83-84- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

В. Варнавский,

доктор экономических наук

 

СТАБФОНД: РИСКИ НОРВЕЖСКОЙ МОДЕЛИ

 

Российское правительство серьезно болеет. И одна из его главных болезней называется «любовь к западным моделям». Нет сомнений, Норвегия - во многом пример для подражания, но только не в вопросе размещения бюджетных средств за рубежом. Вложение денег Государственного нефтяного фонда (ГНФ) Норвегии в облигации иностранных правительств и акции транснациональных компаний (ТНК) в начале 2000-х годов принесло не доходы, а убытки.

 

Копилка правительственного либерализма

 

Ничто в России не растет сейчас так быстро, как Стабилизационный фонд. Его объем на 1 мая текущего года составил 1800 млрд руб. Прирост за апрель был равен 123 млрд руб., за март — 115 млрд руб. Каждая из этих цифр более чем в 1,5 раза превышает весь Инвестиционный фонд правительства 2006 г.!

Но средства Стабилизационного фонда не работают на экономику России. Правительство ежемесячно выводит из экономического оборота огромные финансовые ресурсы, сопоставимые с годовыми затратами на все четыре приоритетных национальных проекта. Таким образом, только за счет прироста Стабфонда в России можно было бы финансировать не 4, а 48 национальных проектов! И это без учета роста накапливаемых золотовалютных резервов Центробанка.

Ясно, что рано или поздно и экономика, и политика, и общественное мнение заставят правительство раскупорить кубышку Стабфонда. Вопрос только в том, кому это пойдет на пользу — России или Западу?

Вся правительственная затея расходовать Стабилизационный фонд на приобретение ценных бумаг иностранных государств и ТНК слепо скопирована с зарубежного, в первую очередь норвежского, опыта.

 

Экономика разных скоростей

 

Спору нет, Россия и Норвегия во многом похожи. Обе страны расположены примерно в одной климатической зоне[1], живут в основном за счет минеральных природных ресурсов и имеют ярко выраженный рентный характер экономик.

Как и в России, фундамент норвежской экономики составляет энергетика. Вклад нефтегазового сектора у нашего северного соседа соизмерим с российским и составляет 23% ВВП страны. За счет энергетики на 1/3 формируются государственные бюджеты в обеих странах.

И у России, и у Норвегии степень интегрированности в мировую экономику составляет более 30%, что определяется сырьевым, главным образом нефтегазовым, экспортом, который превышает 50% всего экспорта товаров и услуг каждой из стран. На технологический сектор в структуре экспорта у них приходится менее 15% общего вывоза товаров.

Но на этих количественных параметрах сходство и заканчивается. В отличие от России Норвегия — страна, находящаяся на постиндустриальной стадии развития, с отлаженным новейшим производством, грамотной экономической политикой государства, с самыми высокими в мире социальными стандартами.

Норвегия — один из мировых лидеров по качеству жизни и социальным параметрам. Производство ВВП в Норвегии на душу населения почти в 8 раз выше, чем в России. Продолжительность жизни главной рабочей силы в любом обществе — мужчин — у нашего северного соседа на 19 лет превышает значение аналогичного показателя в России. (Средний российский мужчина не доживает даже до пенсионного возраста.) Детская смертность в Норвегии почти в 5 раз ниже, чем в России. Норвегия характеризуется самыми низкими в мире показателями младенческой смертности — 3,73 на 1000 новорожденных (в США -7,5, в России - 16,1).

Улучшение состояния здравоохранения, повышение жизненного уровня обеспечивают постоянный, хотя и медленный рост населения в течение жизни двух последних поколений норвежцев — 0,4% в год, в то время как в России численность населения падает уже второе десятилетие.

Одно из главных сущностных различий России и Норвегии состоит в разном понимании правящими кругами роли и значения государства[2] в развитии экономики.

 

Сильное государство- основа развития

 

В Норвегии роль государства в экономике значительно более масштабная, чем в России. Это результат пребывания у власти в течение 30 лет социал-демократов, которые в своей экономической политике опирались на скандинавскую модель «государства всеобщего благосостояния». Правительство Норвегии через крупные государственные предприятия не только контролирует ключевые секторы (нефть и газ), но и поддерживает сельское хозяйство, производство морепродуктов и другие отрасли.

В отличие от России экономическая сила государства в Норвегии определяется не степенью коррупции власти с бизнесом, а долей государственных расходов в ВВП страны.

По этому количественному показателю норвежское государство в настоящее время в 1,5 раза сильнее, чем российское: в 2006 г. в Норвегии государственные расходы должны составить 45,3% ВВП, а в России — только около 30%, включая все уровни государственного управления (федеральный, региональный и местный). При таком размере государственных расходов российское правительство не в состоянии ни существенно влиять на экономическое развитие, ни обеспечить социальную справедливость, стабильность, рост.

Но потенциально российское правительство могло бы играть многократно более значительную роль в экономике своей страны, если бы возвращало в отечественное производство все получаемые доходы. Изымая средства в Стабилизационный фонд, оно подрывает воспроизводство. А если, кроме того, будет принято решение о вложении средств Стабфонда в зарубежные активы, то российский бюджет может не только не получить прибыли от такого «выгодного» вложения, но и понести прямые убытки, как это было в Норвегии в начале 2000-х годов.

 

Убыточность норвежского ГНФ

 

Норвегия вкладывает средства ГНФ за рубежом в облигации иностранных правительств (60% ГНФ) и акции крупнейших ТНК (40%) с 1995 г. Что же приносит такое размещение государственных денежных ресурсов бюджету?

Согласно официальным данным Центрального банка Норвегии, вложение ГНФ в акции ТНК в течение ряда лет имело отрицательную доходность, то есть было убыточным. В 2000 г. доходы по таким инвестициям шли со знаком «минус» и составили -5,8%, в 2001 г. - -14,6%, в 2002 г. --24,4%. Доходы от размещения средств в облигации иностранных правительств не перекрывали убытки от акций ТНК. В результате суммарная доходность от размещения средств Государственного нефтяного фонда Норвегии за рубежом сводилась также с минусом. В 2001 г. — -2,5%, в 2002 г. - -4,7%.

Знает ли об этом экономическая власть России, активно лоббирующая норвежскую модель Стабилизационного фонда в своей стране? Без сомнений. Так, министр А. Кудрин в интервью агентству Прайм-ТАСС 18 мая с.г. заявил: «Государственный нефтяной фонд Норвегии в 2000—2002 гг. по корпоративной части размещался с большим минусом, и даже плюсы по доходам от размещения средств в государственных облигациях его не перекрыли».

Наверное, вкладывать нефтедоллары за рубежом с высокими рисками и убытками может себе позволить находящаяся на вершине благосостояния Норвегия, у которой устойчивая экономика, нет серьезных социальных проблем, а потеря нескольких миллиардов долларов не отражается негативно на экономическом росте. Но этого не имеет права делать страна, на порядок отстающая от главных держав мира по всем качественным показателям развития: ВВП, приросту населения, продолжительности жизни, детской смертности. Копить деньги, чтобы поднимать западную экономику, создавать за рубежом рабочие места, в то время как в своей стране 30 млн человек живут ниже черты бедности, — кощунство.

Для чего и для кого вообще «сберегать» средства в Стабилизационном фонде, в то время как в стране критически низкие социальные показатели развития? Какие высшие цели преследует государство, когда готовит решение о размещении огромных денег за рубежом?

Если экономика России упадет в кризис или мировые цены на нефть резко пойдут вниз, то никакие стабилизационные и иные фонды страну не спасут. Даже более того — с большой вероятностью средства, вложенные за рубежом, будут потеряны.

Для того чтобы избежать негативных последствий от колебаний мирового рынка, надо заниматься отечественным производством, ориентироваться на своего потребителя, создавать новые рабочие места у себя в стране. И делать это надо сейчас, а не тогда, когда в мировой экономике начнется спад. Экономика — очень консервативная, инерционная система, ее не раскрутить в течение месяцев. Для этого нужна целенаправленная работа всей государственной машины в течение многих лет.

Деньги Стабилизационного фонда — это нефтяная рента, которая принадлежит России, и вкладывать ее надо только в Россию, в ее европейскую часть, в Север, в создание социально-производственной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, в освоение новых месторождений, в новые знания и медицину. Да мало ли имеется самых неотложных нужд в такой огромной стране, как Россия!

 

ФельдПочта

№ 125 - 5 июня 2006 г.



[1] Россия и Норвегия (вообще Скандинавия) живут всё-таки в разных климатических зонах. Норвегию омывает Гольфстрим, а Россию - пронизывают арктические ветры.

[2] Автор имеет в виду не государство, а государственную власть.


Реклама:
-