Журнал «Золотой Лев» № 81-82 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Кричевский

 

Даешь Стабфонд на оборону!

 

В череде майских праздников, ожидания и последующего обсуждения президентского послания, усиливающейся дискуссии о преемнике малозамеченным осталось одно важное событие, а именно подписание о предание гласности постановления Правительства России от 21 апреля 2006 года за № 229 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда РФ". Уж сколько копий вокруг направлений использования нефтяных излишков было сломано, поучаствовал в этом процессе и Ваш покорный слуга, а вот поди ж ты, отстоял-таки лучший министр финансов Центральной и Восточной Европы 2004 года свою точку зрения, загрузил оппонентов сказочкой об инфляции и добился размещения наших с вами денег в иностранной валюте и гособлигациях других стран. "И молодец! — мог бы сказать о нем Путин. — Молодец!"

Представляет интерес список стран, которым ломится нежданное дополнительное финансирование. Средства стабфонда могут размещаться в ценные бумаги правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. По странному совпадению абсолютное большинство этих стран входит в блок НАТО, а, значит, наши деньги, коих накопилось уже более 1,8 трлн. рублей, будут направлены не только на финансирование тамошних социальных программ, субсидирование их сельхозпроизводителей, поддержку науки и образования, но не в последнюю очередь на оборону.

Глядя вслед уходящему поезду, продолжаешь уговаривать себя, что постановление Правительства — еще не закон, а министры, даже такие лучшие как Кудрин — пока не президент, следовательно, разговор о направлениях использования стабфонда, принадлежащего всей стране, заканчивать рано. Ладно бы я один был таким наивным. Нашелся еще один умный товарищ, мэр Москвы Лужков, который, выступая перед ветеранами накануне Дня Победы, сказал:

 

"В голове не укладывается. Финансовая стабилизация — это хорошо, с одной стороны. Кудрин жестко, по-бухгалтерски, жлобски собирал деньги. Для государственной системы — это абсолютно недостаточно. Их надо вкладывать в экономику и оборону России. А мы подкармливаем экономику других стран".

 

Вот так — сначала Кудрин был лучшим министром финансов, потом одним из "соплежуев", теперь еще со жлобом сравнили. Жлоб, кстати говоря, не такое уж и бранное словцо. Возьмите словарь: жлоб — жадина, жмот, крохобор, скряга. Впрочем, слово "жлоб" может иметь и другое значение — человек, который пытается замкнуть на себя все больше полномочий, ни за что при этом не отвечая, своего рода бездельник, трутень. Это к Кудрину, да и не только к нему подходит больше. Как еще можно расценивать упорное игнорирование мнений экономистов, производственников, управленцев, на протяжении года предлагавших множество вариантов использования части аккумулируемых средств во благо страны? Как еще кроме желания ничего не делать, а только осуществлять бухгалтерские проводки и считать прибыль, можно обозначить кудринскую линию борьбы за стабфонд? Жлоб — он и есть — жлоб.

Американцы, кстати, тоже делают вид, что не совсем понимают, как поступает со стабфондом правительство. Недавно заместитель госсекретаря США по энергетике, санкциям и товарной политике Пол Саймонс выдал:

 

"Очень важно, чтобы Россия осуществляла инвестиции для того, чтобы сохранять свою роль надежного поставщика. Если инвестиции сейчас начнут сокращаться, то через пять-шесть-восемь лет мы можем увидеть падение производства".

 

Удивительно, но Америка солидарна с российским руководством по вопросу создания на базе Российской Федерации всемирной кочегарки, вот и призывает вкладываться в нефтедобычу. В то же время администрация Буша будет как минимум не против вложения стабфондовских средств в свои государственные программы, я так думаю, даже подскажет, куда и сколько вкладывать.

Кроме того, мнение Саймонса — еще одно подтверждение моей позиции,  что "деревья не могут расти бесконечно". На примере инвестиций в сырьевой сектор мы видим четкую закономерность — за этапом высоких цен и, как следствие, больших инвестиций в нефтедобычу и нефтепереработку неизбежно следует спад. Американцы очень боятся того, что русские, вместо того, чтобы вкладываться в разработку и добычу энергосырья, все деньги куда-то заховают, и падение производства в сырьевых отраслях наступит даже не через "пять-шесть-восемь лет", а гораздо раньше.

Однако довольно об иностранной валюте и долговых обязательствах. В лужковском высказывании заинтересовало второе после экономики направление размещения излишков — оборона. Интересно, что до Лужкова никто из радетелей за народную долю об обороне даже не вспомнил. А ведь оборона — это прежде всего перевооружение нашей армии и реанимация оборонной промышленности страны. Согласитесь, дни, предшествующие 9 мая — одни из лучших моментов для подобных высказываний, пусть даже поезд ушел.

 

Непобедимая и легендарная

 

Боеготовность российской армии — такой же миф как удвоение ВВП, свободная конвертация рубля или вечно высокие цены на нефть. Сегодняшнее состояние "непобедимой и легендарной" ни для кого не секрет. Вот оценки экспертов журнала "Foreign Affairs":

 

"Впервые с начала 1960-х гг. Соединенные Штаты Америки стоят на пороге эпохи ядерного превосходства над Россией".

 

По сравнению с СССР у России на 39% сократилось число стратегических бомбардировщиков, на 58% — межконтинентальных баллистических ракет и на 80% — число подводных лодок с баллистическими ракетами.

 

"Однако истинные масштабы распада российского арсенала куда значительнее, чем можно судить по этим цифрам. Те стратегические ядерные силы (СЯС), которыми располагает сейчас Россия, едва ли боеспособны".

 

В статье Владислава Шурыгина "Послесловие к реквиему" приводятся более конкретные данные по родам войск: из 1800 самолетов 1200 нуждаются в капитальном ремонте, в большинстве авиационных частей из 36 положенных по штату самолетов в небо могут подняться не более 10 машин. К 2010 году из 47 атомных подводных лодок России в строю останется 10-12, а в составе Тихоокеанского флота нет ни одного атомного подводного ракетоносца. Для замены 150 ракет РС-36М и Р-36М2 "Воевода" и 36 ракет РТ-23 "Молодец", которые уже сняты с боевого дежурства, потребуется не менее 26 лет. На орбите нет ни одного российского спутника оптикоэлектронной разведки, хотя над нашей страной постоянно "висят" 16 разведывательных спутников США.

Все разговоры о том, что в последние годы положение с перевооружением российской армии выправляется — болтовня. В президентском послании-2006 тезис об улучшении технической базы армии был проиллюстрирован лишь двумя достраиваемыми подводными лодками, так и не прошедшими испытаний ракетными комплексами "Булава", да семью только-только поступившими комплексами "Тополь-М". В прошлом году ПВО так и не получила оборонного комплекса С-400, в ВВС не были произведены вертолёты Ми-28 и Ка-50, в сухопутные войска вместо 91 танка поставили 19. Но даже за отгруженную и переданную технику Минфин и Минобороны до сих пор полностью не расплатились.

В президентском послании говорилось, что российские расходы на оборону в процентах к ВВП сопоставимы с расходами других ядерных держав. Однако ничего не было сказано про то, как можно сравнивать российскую территорию, ее природные богатства, социальные и геополитические особенности нашей страны и армии с теми же Великобританией или Францией. Не зря же бюджет Народно-освободительной армии Китая — до сих пор тайна за семью печатями.

Немногие знают, что в те годы, когда ельцинский режим выполнял взятые обязательства о демилитаризации бюджета, армия финансировалась в том числе за счет "нецелевого использования бюджетных средств". Несколько лет назад мне рассказывал об этом бывший министр финансов одного из ближайших к Москве регионов, ныне отошедший в мир иной. Человек не нажил себе несметных богатств, и общались мы в обычном санатории уже после его отставки. В середине 90-х принцип "мирного" бюджета, возведенный в ранг государственной финансовой политики, попросту не позволял выделять армии столько денег, сколько ей было нужно. Поэтому ведомству моего собеседника по отдельным статьям перечисляли чуть больше средств, чем было предусмотрено, с тем условием, что часть выделяемых денег должна отправляться на Северный флот.

Это было указание Кремля, и никто, даже губернатор, не мог воспротивиться такому решению, тем более, что армия для любого российского гражданина — святое. А потом были выборы, старый "губер" проиграл, а новый нашел единственный повод для смены команды финансового блока области. Какой? Естественно, нецелевое использование бюджетных средств. Но не путайте настоящих казнокрадов с такими, как этот бывший региональный министр. Против него не то, что дела не было возбуждено, даже проверки не проводилось, все всё знали. Так что "пацифистский" бюджет России — тоже миф.

В условиях, когда бюджетных денег на перевооружение армии катастрофически не хватает, когда как воздух нужен внебюджетный источник финансирования разработки и производства новой оборонной продукции, когда этот источник есть — Стабилизационный фонд, Минфин укрепляет оборонную мощь США и их европейских союзников по НАТО, покупая государственные долговые обязательства этих стран! Механизм перевода наших денег в иностранные оборонные комплексы прост. Полученные от размещения гособлигаций деньги позволяют перенаправить часть бюджетных трат на оборону, а чтобы не вылезать за рамки "пацифистского" бюджета, правительство может профинансировать разработку инновационных технологий двойного назначения, космические запуски, ядерные испытания в "мирных целях", тем самым косвенно оплатив военные заказы и создав рабочие места в "оборонке".

 

Геополитическая эффективность

 

Инвестирование средств стабфонда предполагает определенную экономическую эффективность. Разделим экономическую эффективность использования нефтяной заначки для перевооружения армии и подъема оборонной промышленности на геополитическую и страновую. В этой главке вкратце представим геополитическую выгоду, а в следующем — возможные доходы от использования средств внутри страны.

Экономические преимущества от укрепления позиций России в геополитике проиллюстрировать несложно. Одной из основных причин поражения России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. было устаревшее и недостаточное вооружение российского флота. Спросите у ветеранов Второй мировой, каких организационных и финансовых усилий стоил нам возврат территорий, отошедших Японии в той войне. Был бы дальневосточный флот сильным — у японцев даже мысли о нападении не возникло.

В конце 50-х годов прошлого века Берлин был разделен на две части во многом благодаря ядерному превосходству США, полученному в первые годы "холодной войны". Карибский кризис 1962 г., одной из целей развязывания которого было восстановление паритета между СССР и США в геополитическом влиянии, обернулся для Советского Союза практически полным содержанием кубинского режима на протяжении почти 30 лет. Видимо, рано Сталин опустил "железный занавес"[1], недооценка ускоренного создания ядерного оружия американцами вылилась в огромные затраты на протяжении последующих десятилетий.

В наши дни одно только упоминание о возможной войне в Иране мгновенно повышает цены на сырье, что играет на руку американским нефтяным корпорациям. Оккупированный сегодня Ирак с отошедшей все тем же американцам нефтедобывающей отраслью является лучшим доказательством того, что с военными угрозами со стороны США нужно считаться. А ведь с оккупацией Ирака Россия потеряла не только выгодные нефтяные подряды. Россия вынуждена была "простить" Ираку внешний долг на сумму 8 млрд. долларов.

В ситуации, когда, состояние армии становится не только политическим, но и экономическим фактором развития страны, российское правительство, располагающее огромными деньгами вне бюджета[2], просто обязано всемерно поддерживать и развивать качество вооружений и боевой подготовки своей армии. Вместо этого Фрадков подписывает постановление, согласно которому почти 70 млрд. долларов идет на поддержку внешней и внутренней политики, а также оборонного комплекса государств, которых Путин характеризует как "волк кушает и никого не слушает"!

Основным негативным последствием размещения стабфонда за рубежом может стать то, что в скором времени при падении нефтяных цен и окончательном износе основных компонентов российского ядерного щита денег на перевооружение может просто не оказаться. Оставим в стороне предположения, что, дескать, стабфонд и так разворуют. Все гораздо проще — покупка западных ценных бумаг предполагает фиксированные сроки вложений, а досрочный возврат вложенных средств приведет к огромным дисконтным потерям. Опять будем пускать шапку на оборону?

 

Страновая эффективность

 

Одна из основных мыслей этого материала — показать, что внебюджетный стабфонд является уникальной возможностью, не увеличивая военные расходы бюджета, профинансировать в полном объеме оборонные программы. Кроме того, продукция нашей "оборонки" все еще конкурентоспособна на внешнем рынке. Эффективность вложений в развитие оборонной промышленности подсчитать достаточно просто. Например, две трети российского экспорта вооружений приходится на истребители. Для организации производства российских истребителей 5-го поколения требуется порядка 6 млрд. долларов. Зарубежным потребителям каждая такая машина обойдется минимум в 40 млн. долларов, всего мы сможем продать порядка 1000 самолетов на общую сумму в 40 млрд. долларов.

Другим, подтверждающим несомненную эффективность вложений в оборонку примером, является долгосрочная готовность Индии, Китая и некоторых других стран закупать наши корабли и подводные лодки. Естественно, при соответствующем техническом оснащении. Огромный интерес во всем мире проявляется к нашим танкам, радиолокационным установкам и космическим разработкам. А теперь сравним прибыль от кудринских вложений в иностранные гособлигации — 4% годовых и прибыль от вложений грефовского Инвестфонда — те же 4% годовых с сотнями процентов прибыли, которые получит страна, экспортируя новейшее оружие и попутно перевооружая армию.

В настоящее время Россия торгует оружием с 67 странами мира. В период с 1981 по 1991 гг. объем экспорта оружия нашей страной составлял в среднем 20 млрд. долларов в год. Через восемь-десять лет, с окончанием срока службы основных поставленных видов вооружений, правительствам стран-покупателей придется закупать новые танки, самолеты и корабли. Россия несомненно будет иметь исторические и технологические преимущества перед конкурентами.

Вложение части средств стабфонда в российскую оборонную промышленность поднимет с колен многие предприятия в регионах, потянет за собой смежные отрасли, вдохнет жизнь в сотни российских городов, где оборонные заводы были градообразующими. На оживших предприятиях моментально начнется сопутствующий выпуск гражданских товаров, поскольку многие современные технологии, применяемые в военной сфере — двойного назначения.

Остается кудринская сказочка про инфляцию, которая якобы возникнет при использовании стабфонда внутри страны. Это "отвлечение на негодный объект" развенчивается просто. Во-первых, стабфондовские рубли — "живые" деньги, эмитированные в свое время Центробанком и изъятые налоговой службой у нефтяников и газовиков, так что денежная масса не увеличится.

Во-вторых, получателями средств из нефтяного загашника и одновременно заказчиками оборонной продукции выступят государственные организации, контролируемые правительством, Счетной палатой и, на худой конец, президентом. Так что при наличии политической воли вопрос контроля над выделяемыми средствами отпадает сам собой.

В-третьих, зарплаты и прочие выплаты работникам "оборонки" будут выплачиваться из заработанных денег, а не из бюджета, так что нагрузка на федеральный или региональный бюджеты не увеличится. Тем более, что многие из бывших оборонных предприятий ныне акционированы и не являются госсобственностью.

Если кто-нибудь сможет объяснить, откуда при таком использовании стабфонда появится инфляция, пусть это сделает. Очень часто при восприятии откровенного бреда и вместо того, чтобы во всеуслышание заявить об этом, мы начинаем искать все новые и новые доказательства несостоятельности высказанной оппонентом позиции, забывая, что подобные мозговые вирусы внедряются специально, для того, чтобы заморочить людям головы и увести от реальных проблем.

Инфляция при использовании стабфонда внутри страны — из той же оперы. Цель Кудрина и Ко заключается не в том, чтобы развивать национальное хозяйство, а в том, чтобы максимально, по-жлобски, расширить круг своей компетенции, ни за что при этом не отвечая, продержаться на своем месте как можно дольше и в дальнейшем, с подстриженными купонами, свалить куда-нибудь подальше от ответственности за содеянное.

В скором времени наша страна может потерять не только один из немногих несырьевых источников экспортных поступлений и шанс на возрождение промышленности. Россия утратит боеспособную армию, и у нее останется единственное доказательство своей обороноспособности — специальные ракеты, которые при уничтожении Центрального командного пункта полетят через всю страну с востока на запад и с запада на восток, автоматически поднимая из шахт все уцелевшие остатки былого ядерного величия.

 

Апн 21.05.06



[1] Справедливости ради стоит напомнить, что «железный занавес» был изготовлен и применен после окончания Второй мировой войны не Москвой, а Лондоном и Вашингтоном.  Претензии к Сталину, таким образом, неосновательны (прим. ред. ЗЛ).

[2] Внебюджетные доходы и расходы правительства в любом государстве – разновидность тягчайшего преступления и источник коррупции.


Реклама:
-