Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Чачия

 

Путь к мировой державе

Россия должна стать защитницей наций

 

Сегодня становится все более очевидным, что Россия преодолела тенденции к дезинтеграции и деградации, свертывает реализацию навязанных, чуждых ей антигосударственных доктрин и твердо встает на путь поступательного развития, укрепления полноценной независимой государственности. Уходит в прошлое позорная эпоха растаскивания и разворовывания собственной страны, безверия, нигилизма и апатии. Взят курс на возрождение России в качестве великой мировой державы[1]. Начало этому процессу положило известное заявление Владимира Путина о том, что Россия либо может существовать как великая держава, либо не будет существовать вовсе. Эта очевидная истина долгие годы была непонятна и неприемлема для правящей российской элиты, которой ближе был западный взгляд на прошлое и будущее Российского государства.

Таким образом, намечена благородная цель, сделаны правильные шаги для ее достижения - и результат не замедлил сказаться: налицо усиление вертикали власти, преодоление центробежных тенденций в государстве, ежегодный экономический рост, невероятный золотовалютный запас, повышение зарплат, пенсий, укрепление правопорядка, выплата внешних долгов, рост международного авторитета. Скептикам и нигилистам, которых в российском обществе предостаточно, следовало бы чаще вспоминать положение, в котором находилась страна в 2000 году, а ведь с тех пор прошло всего-то шесть лет.

Но давайте зададимся вопросом: а достаточно ли иметь много денег и золота для обретения статуса по-настоящему великой, а тем более мировой державы, то есть государства, оказывающего мощное, а то и решающее влияние на мировые процессы? История показывает, что недостаточно. Для становления такой державы необходимо идейное обеспечение. Никакие запасы нефти и газа не сделают страну мировой державой без национальной идеи, объединяющей народ, и мировой идеи, позиционирующей страну как носительницу мирового проекта.

Но прежде всего главным и непременным условием возрождения величия России является категорический отказ от навязанной извне пагубной, разрушительной, самоуничижительной практики покаяния. Активизировавшись в период перестройки, эта практика привела к утрате Советским Союзом авторитета в мире, к падению престижа государства в глазах даже собственных граждан и в конечном итоге к развалу СССР, а затем стала неотъемлемой частью общественно-политической жизни России и чуть было не привела к ее распаду в ельцинский период. Не одно десятилетие народ великой страны призывают каяться за его историю, за давно почивших в бозе правителей, за события вековой давности, потому что некое 'мировое сообщество' считает их 'позорными' для цивилизации. Кто для российской и европейской интеллигентствующей публики является олицетворением зла, жестокости, деспотизма, кровожадности, садизма по отношению к собственному народу? Иван Грозный, Екатерина Великая (Петру I многое прощается за его 'европейскую ориентацию' и ломку многовековых русских устоев - здесь в понимании 'гуманистов' цель оправдывает средства), в той или иной мере все другие русские цари (за исключением самого бездарного - Николая II, развалившего страну) и, конечно, Владимир Ленин с Иосифом Сталиным и все последующие генсеки (кроме по понятным причинам любимых Западом Никиты Хрущева и Михаила Горбачева). Периодически выползает на экран телевизора очередная 'совесть нации' и глубокомысленно изрекает: 'Да, Иван Грозный был, конечно, садист: Зверь, а не человек. Русскому народу за его зверства еще каяться и каяться'. Между тем Иван Грозный за годы своего царствования (в очень непростое, надо сказать, время) казнил около четырех тысяч человек, правивший тогда во Франции Карл IХ в Варфоломеевскую ночь и последующие за ней две недели вырезал 30 тысяч братьев-французов. В тот же самый период в Англии королева Елизавета I казнила 89 тысяч соотечественников, а король Генрих VIII, предварительно согнав людей с принадлежавших им земель, затем по закону о бродяжничестве перевешал 72 тысячи человек. В те же годы в Голландии казнили (в основном сожгли) 100 тысяч еретиков. И много ли вы видели французов, кающихся в гибели гугенотов? А англичан, проклинающих или Елизавету с Генрихом за их жертвы, или Невилла Чемберлена за Мюнхенский сговор, или Уинстона Черчилля за трагедию Ковентри и бесчеловечную бомбардировку Дрездена (унесшую жизни 300 тысяч мирных жителей и не оказавшую никакого влияния на ход военных действий)? А может быть, кто-нибудь знаком с американским чиновником, кающимся за атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки и сожжение заживо 200 тысяч жителей или за концлагеря для соотечественников, имевших хотя бы 1/16 японской крови?

Русский народ призывают каяться за Октябрьскую революцию и репрессии ЧК (кстати, много ли было русских среди революционеров и чекистов? И почему бы не извиниться, например, Латвии за 'латышских стрелков'?), за Гражданскую войну (извинился ли кто-нибудь перед Россией за интервенцию 1918 - 1920 гг.?), за 30-е, 40-е, 50-е годы (когда страна достигла невиданного за всю историю могущества).

Совсем недавно Совет Европы - одна из самых бездарных и бесполезных международных организаций, занимающаяся в основном принятием антироссийских резолюций (за что Россия исправно платит ей 23 млн евро ежегодно), - принял резолюцию с осуждением преступлений коммунистических режимов. Неужели их действительно волнуют канувшие в Лету тоталитарные режимы? Нет, им нужно еще раз подчеркнуть, что Россия - источник всех бед на планете, еще раз призвать русских покаяться за свою историю.

Некоторые члены российской делегации, кстати, поддержали эту резолюцию. Им, видимо, невдомек, что все, содеянное преступным режимом, рано или поздно также будет объявлено преступным и недействительным: и присоединение территорий (например, Калининградской области, Курил или Сахалина), и заключение международных договоров, и статус в международных организациях (например, постоянное членство в Совете Безопасности ООН), и многое другое, что получила Российская Федерация в наследство от 'преступного режима'. А почему бы российской делегации не призвать Европу покаяться за то, что к началу 40-х годов режимы многих европейских стран были фашистскими или полуфашистскими? И извиниться за то, что они участвовали в войне против СССР на стороне гитлеровской Германии?

Нас всех довели до того, что, празднуя День Победы, мы стесняемся назвать имя Верховного главнокомандующего! И это из страха, что на Западе какой-нибудь журналист напишет о возрождении сталинизма в России. Англичане на 9 Мая присылают России бюст Уинстона Черчилля (не Бернарда Монтгомери!), Россия в ответ - бюст Георгия Жукова. Это просто смешно. Над нами, непутевыми наследниками СССР, насмехаются за это самоуничижение! Ну-ка предложите французам покаяться за Великую французскую революцию, кстати, физически уничтожившую почти всю элиту нации, аристократию, снести памятник Максимильену Робеспьеру в отместку за его неслыханную кровожадность и бесперебойную работу гильотины. Не уверен, что ответ французов на это предложение был бы выдержан в литературном стиле. И это естественно. Каждый народ гордится своим прошлым, своими предками, более того, зачастую героизирует собственную историю, чтобы воспитывать новые поколения на великих примерах, прививать им чувство национального достоинства и причастности к славному прошлому. Любой американец вам с гордостью расскажет, что война Севера и Юга велась за демократию и свободу негров, хотя в действительности это была банальная война за хлопок, который произрастал на Юге, а Томас Джефферсон - отец американской демократии - так и умер крупным рабовладельцем.

Некоторые 'борцы за демократию', в том числе и российские, сунулись было в Китай с предложением китайцам покаяться за 'великого кормчего', но им вежливо и внятно объяснили, что путь развития Китая всегда был правильным - и в императорскую, и в коммунистическую эпохи, что были кое-какие ошибки, но несущественные. Вот ответ великой державы, заботящейся о своем будущем, о чести и достоинстве своего народа! А в России историческую память нации и сознание молодого поколения формируют 'Исторические хроники' Николая Сванидзе, 'Особая папка' Леонида Млечина, программы Роя Медведева и десятки других, где злорадное сплевывание собственной истории 'для достоверности' сопровождается демонстрацией кадров кинохроники тех лет (воистину достойные ученики приснопамятной 'школы Покровского'!). После просмотра этих передач у человека возникает одна мысль: 'Бежать надо из этой страны!' Ежедневно в прессе и по телевидению муссируются давно, казалось бы, развенчанные мифы о 60 - 80 миллионах замученных в ГУЛАГе (здравый смысл и элементарная статистика в расчет не берутся; Йозеф Геббельс с его 'чем невероятнее ложь, тем больше ей верят' позавидовал бы), паранойе Сталина (сама Наталья Бехтерева, как известно автору, публично призналась в еженедельнике 'Аргументы и факты', что запустила эту 'утку' по настоянию 'демократических кругов'), преступности пакта Молотова-Риббентропа (а Мюнхенский сговор был, оказывается, 'вынужденной необходимостью'), 'оккупации' (не освобождении!) Восточной Европы и десятки других лживых измышлений, порочащих историю страны. Посмотрите бесконечные российские телесериалы, идущие по всем каналам. Их два типа - 'криминальные' и 'исторические'. Первые заставляют задуматься о том, какая структура в России более преступна - милиция, ФСБ, ГРУ или армия; все они, судя по сериалам, значительно более преступны и отвратительны, чем уголовный мир. 'Исторические' сериалы показывают нам бесчеловечность советского строя, кровожадность людоеда Сталина, бессловесность и рабскую сущность советского (читай: русского) народа. И эти фильмы, как правило, получают различные премии, колоссальную рекламную поддержку, актеры - звания заслуженных и народных артистов. Как в советское время фильмы о Ленине, несмотря на их художественный уровень и степень исторической правдивости, получали Ленинские и Государственные премии, так и сегодня ловкие кинодельцы, сварганив фильм об 'ужасах советского прошлого' (в аннотациях так и пишут), гарантированно получают награды и телевизионную популярность.

Скажите, будет ли уважающая себя страна показывать на государственных телеканалах примитивные голливудские поделки, в которых русские люди выглядят тупыми рабами, полуидиотами, а руководители государства - дикими варварами, садистами, только и думающими о том, как бы расстрелять еще пару миллионов соотечественников? А как расценить демонстрацию фильмов, в которых какой-нибудь очередной Рэмбо сотнями убивает бездарных русских солдат, которые ничего не могут противопоставить американской мощи, благородству и профессионализму 'рейнджеров'? Повторяю: эти фильмы показывают российские государственные каналы!

Покаяние - это навязанный стране и народу губительный проект, имеющий целью представить Россию диким, варварским, деспотичным государством, населенным рабским, нецивилизованным народом, с тем чтобы, во-первых, сформировать в российском обществе комплекс неполноценности, лишить его чувства национальной гордости, патриотизма, любви и верности Отечеству (какие могут быть гордость и патриотизм, если вся история страны оказывается сплошным преступлением перед человечеством!). И во-вторых, иметь неоспоримое право указывать России ее место - на задворках истории, в хвосте исторического процесса, диктовать ей условия, навязывать нужные Западу нормы поведения. Нельзя не признать, что проект этот оказался весьма успешным: покаяние стало важнейшей частью исподволь культивируемого суррогата государственной идеологии, который активно навязывается людям средствами массовой информации.

Отказ от порочной и позорной практики покаяния, посыпания головы пеплом, самоуничижения - основная обязанность российского общества, важнейшая предпосылка возрождения страны. Не может быть великого будущего у народа, который не гордится своим великим прошлым. Напротив, отрицание прошлого, осуждение своих отцов и дедов, презрение к наследию предков - главный шаг на пути к деградации общества и нации в целом. Слава богу, такой подход к оценке жизни и деятельности предыдущих поколений трудно прививается патриархальным, традиционным нациям. Несмотря на старания значительной части российской политической и культурной элиты, всячески поощряемой западными наставниками, абсолютное большинство россиян не превратилось в хулителей Отечества, ниспровергателей национальных святынь, 'иванов, не помнящих родства'. В результате увеличилась пропасть, отделяющая элиту от основной массы народа, усилилось непонимание между ними, углубился разрыв между двумя системами базовых ценностей - естественной народной и искусственной элитарной. Но становление великой державы невозможно без идейного, духовно-нравственного единения национальной элиты и всего народа. Поэтому либо государство предложит нации приемлемую для нее формулу сотрудничества, либо это государство обречено. Формула, включающая в себя покаяние за собственную историю, в России бесперспективна, контрпродуктивна и губительна. Более того, она алогична, бессмысленна и безнравственна. Каяться можно и нужно за собственные ошибки и преступления (например, неплохо бы значительной части российской политической элиты покаяться за развал СССР, разграбление страны и обнищание народа - это было бы честно и понятно). Здравомыслящей патриотической части российского общества предлагаю вернуться к формуле выдающегося русского государственника, знаменитого графа Александра Бенкендорфа:

 

'Прошлое России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может себе представить самое пылкое воображение; вот точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана'.

 

Следующим шагом на пути становления России в качестве великой державы должно стать выдвижение национальной идеи, соответствующей историческому опыту, национальным устремлениям, социокультурному своеобразию, менталитету, духовно-нравственным основам народов России, в первую очередь русских как государствообразующего народа русской нации. Истинно русская национальная идея будет безусловно принята всеми нациями и народностями, проживающими на территории России, ибо их большинство составляют традиционные, патриархально-коллективистские народы, чье национальное мироощущение сформировано на ценностях православия и отчасти ислама - очень близких по базовым ценностям религий. Это должна быть объединительная идея, которая определит содержание, характер и направление социальной деятельности государства, консолидирует общество и направит по пути созидания, открывающего возможность прорыва в качественно новое состояние, особую историческую общность - российский народ. Исходя из этого национальная идея России представляется как триединство державности, духовности и справедливости. Из исторического опыта следует, что любой политический, экономический, культурный проект в России обречен, если не будет основываться на идее державности, проникнут духовностью и соответствовать принципам справедливости.

Идея державности предполагает: созидательный труд во имя становления России в качестве великой мировой державы, твердо отстаивающей на международной арене свои национальные интересы и интересы союзников; единство народа и государства; превалирование интересов государства и общества над корпоративными и частными интересами; незыблемость территориальной целостности страны; повышение обороноспособности государства; грамотную и активную демографическую политику; воспитание в гражданах чувства личной ответственности за судьбу Отечества, понимания великой исторической миссии России, ее объединительной и цивилизаторской роли на евразийском пространстве.

Идея духовности выражает: нравственные начала общественной жизни и нормы поведения человека в обществе и означает утверждение свободы убеждений, совести, добра, гуманности, человеколюбия; уважительное отношение к деятельности предков, соблюдение принципа исторической преемственности, отношение к нации как к единству прошлых, нынешнего и будущих поколений; соблюдение морально-нравственных устоев и обычаев, традиционных основ существования семьи и общества; приоритет развития национальной культуры и ее обогащение достижениями мировой цивилизации; гордость за свою Родину, ее историческое прошлое, веру в перспективное будущее, исторический оптимизм; защиту национально-культурных интересов всех этнических групп, культурных и религиозных автономий.

Идея справедливости предполагает: суверенность власти народа, функционирование всех ветвей государственной власти в соответствии с волей народа и национальными интересами страны; всеобщее равенство перед законом; реальные формы ответственности государственных должностных лиц (в том числе и выборных) за результаты своей деятельности; социальную ориентированность рыночной экономики; общедоступность образования и здравоохранения; реальное обеспечение естественного права человека на жизнь, работу, жилье; главенство принципов 'сильный ответствен за слабого', 'общество ответственно за каждого гражданина'; обеспечение равных стартовых условий для реализации личностью своих способностей.

Вместе с тем Россия в силу ряда причин (геополитическое положение, ограниченность людских ресурсов и т.п.) не может стать мировой державой, опираясь лишь на объединительную общенациональную идею, природные ресурсы, военно-промышленный потенциал (Китай с его полуторамиллиардным населением и многомиллионной зарубежной диаспорой - может). Те же США, сделав так называемую американскую мечту национальной идеей, реализовав ее, превратились в ведущую промышленную и великую военную державу и, опираясь на военную силу и доллар, навязанный миру в качестве мировой валюты, стали мировой сверхдержавой. Но 'американская мечта' как продукт весьма специфической исторической общности - американского народа - не могла идеологически обеспечивать эту 'сверхдержавность'. Поэтому для сохранения своего лидерства в мире США выдвинули мировой проект - глобализацию. Сегодня Россия наряду с множеством других стран является одним из объектов американского проекта глобализации, что исключает какие-либо ее претензии на статус мировой державы.

Совершенно неоспоримо, что стать мировой державой Россия может, лишь восстановив свое влияние на постсоветском пространстве и затем по возможности распространив его на значительную часть Евразии. Последние годы на постсоветском пространстве Россия играла роль ретранслятора американских идей глобализации, но в современных условиях ретранслятор никому не нужен, ведь есть возможность прямого контакта с генератором идей. Поэтому России, чтобы быть самостоятельным мировым центром силы, нужно стать прежде всего центром притяжения для всего евразийского пространства. А для этого необходимо, во-первых, осознать себя центром самодостаточной (во всех смыслах) евразийской цивилизации, а не стучаться в двери эфемерного 'европейского дома', чтобы в лучшем случае занять там место на задворках (тем более что никакого 'общего европейского дома' - противоестественного конгломерата наций - нет и не может быть). Во-вторых, России надо стать носительницей высокой духовно-нравственной идеи, которая будет привлекательной для народов, стремящихся к сохранению своего национального лица в условиях американизирующей, вестернизирующей всех и вся глобализации. Россия должна предложить евразийским народам альтернативу глобализации (в ее американском понимании), альтернативную модель развития наций.

Вспомним историю. Россия стала великой державой, когда объявила себя 'третьим Римом' - центром православия, защитницей христиан, противовесом агрессивному мусульманскому имперству. Россия стала еще более притягательной для большего числа народов и сформировалась как великая мировая держава, когда предложила миру коммунистическую идею и сама стала ее практическим реализатором, заявив о построении справедливого, то есть альтернативного капиталистическому, общества. Как бы сегодня ни относились к коммунизму, трудно спорить, что в тот период мировой истории он казался наиболее привлекательным. Сегодня у России есть возможность стать носительницей еще более высокой, благородной и чрезвычайно актуальной идеи - защиты наций, собственно явления нации!

Соединенные Штаты - лидер процесса глобализации, который на практике выражается прежде всего в унификации наций, утрате ими культурно-исторической феноменальности, уникальной самобытности, потере права на собственное национальное развитие. Нации, особенно малочисленные, уже почувствовали губительность американской модели глобализации. Большие нации ее переживут, как пережили две предшествующие модели - раннебольшевистскую и гитлеровскую, но малые нации могут погибнуть. Самостоятельно противостоять этой опасности они не в состоянии, необходимо объединение вокруг великой державы, способной отстаивать на мировой арене свои интересы и интересы союзников.

Россия может выдвинуть альтернативный американской глобализации мировой проект, предусматривающий сохранение и развитие наций как таковых, защиту их естественного права на национальную и религиозную специфику, социокультурное своебразие, собственную траекторию исторического развития и, кстати, собственную модель общественного устройства. Лишь в этом случае Россия станет истинным центром притяжения для десятков стран и народов, в первую очередь соседних, то есть населяющих постсоветские государства, евразийское пространство. Усиливающееся противостояние англосаксонского и исламского миров еще больше ускорит этот процесс.

Признаки краха американского проекта глобализации видны повсеместно. Это не только исламский мир, сопротивление которого пытаются представить как некую 'нецивилизованность' восточных народов, по выражению президента Буша, 'непонятное американцам варварство'. Последние события показали, что и народы старой Европы вовсе не готовы отказаться от идеи национального государства, от национальной и культурной идентичности. Народам мира становится все более очевидно, что диктуемый глобализацией отказ от традиции означает гибель цивилизации, стандартизация культур означает гибель культур, а унификация наций - их гибель. Поэтому не может быть долговечной гегемония в мире агрессивной сверхдержавы, безапелляционно, в том числе с помощью бомбежек и оккупации, навязывающей человечеству свои специфические стандарты и далеко не бесспорные ценности в качестве универсальных.

Россия исходя из своего геополитического положения, запасов природных ресурсов, военно-экономического потенциала, богатейшего исторического опыта, многовековых традиций толерантности, защиты слабых и угнетенных в состоянии взять на себя великую историческую миссию обеспечения сохранности национальной самобытности и религиозной специфики традиционных народов, их защиту от силового давления. Это и будет мировым проектом России, это и сделает ее мировой сверхдержавой будущего[2].

 

Политический класс

март 2006



[1] По данному вопросу, как и по некоторым другим, мнение редакции «Золотого льва» существенно расходится с мнением автора. Кроме того, в статье автор применяет «либеральный сленг», в отношении которого редакция уже неоднократно делала замечания по материалам предыдущих выпусков журнала, считая его использование неуместным для современной русской публицистики.

[2] Разумеется, одна из стратегических русских задач сейчас состоит в том, чтобы Государство Российское вернуло себе положение сверхдержавы, которым она обладала до 1991 года. Но не для того, чтобы кого-либо «защищать от силового давления».


Реклама:
-