Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Э. Попов

 

Боевая ничья в пользу «оранжевых»

 

Состоявшиеся 26 марта выборы в Верховную Раду Украины по своей значимости фактически приравнены к выборам президента. Как известно, согласно начавшейся с 1 января политреформе, Украина становится парламентско-президентской республикой, властные прерогативы президента сводятся к представительским функциям.

Итоги голосования 26 марта могут перечеркнуть результаты победы "оранжевой революции" и создать в украинском парламенте плацдарм для реванша "новой оппозиции" во главе с Виктором Януковичем. Тем более, что, по последним данным, лидирует именно оппозиционная Партия регионов Украины. Второе и третье места, как и предполагалось, достались, соответственно, Блоку Юлии Тимошенко и пропрезидентскому блоку "Наша Украина".

Реализация сценария под условным названием "реванш юго-востока" возможна лишь при нескольких условиях: если фракция партии Януковича в парламенте, которой перейдет часть мандатов избирательных объединений-аутсайдеров, сумеет объединиться с фракцией "Народной оппозиции" и, возможно, с коммунистами; если новый состав Верховной Рады не будет распущен "революционным" президентом или действие политреформы не будет приостановлено в интересах украинской государственности, то есть, "оранжевой" власти.

Янукович в своем телеинтервью практически исключил возможность роспуска парламента президентом. Между тем, в окружении Ющенко в преддверие выборов неоднократно делались заявления о вероятности подобного сценария. Сам Ющенко, как известно, заявлял о необходимости вынесения решенного, казалось бы, вопроса о политреформе на референдум. Причем им была предложена идея создания новой конституции, которую он по окончании избирательной кампании предлагает вынести на общенародное обсуждение.

По уровню задействования административного ресурса, прямых фальсификаций и прочих нарушений избирательного законодательства новая власть оставила далеко позади пресловутый кучмовский режим. Различными оппозиционными силами на Украине и международными наблюдателями накануне и в ходе выборов уже делались многочисленные заявления о беспрецедентных для страны масштабах нарушений в ходе подготовки выборов.

Согласно заявлению наблюдателя Международного мониторингового бюро в составе миссии наблюдателей Международной организации по наблюдению за выборами в странах СНГ CIS-EMO Игоря Борисова, избирательная кампания на Украине продемонстрировала ненадлежащую подготовку к голосованию прежде всего со стороны государства. В частности, как отмечают наблюдатели, во многих областях Украины зафиксированы случаи путаницы в избирательных бюллетенях – неправильно вычеркнуты партии, которые не принимают участия в голосовании, кроме того, отмечается нехватка избирательных бюллетеней на участках для голосования, передает ИА REGNUM. По заявлению одного из участников предвыборной гонки, действующего спикера Верховной Рады Виктора Литвина, власть намерено внесла путаницу и неразбериху в процедуру голосования.

Это далеко не полный перечень "грязных" технологий, которые были апробированы властью. Следует, к тому же, иметь в виду, что в рукаве у президента Ющенко имеется еще один козырь: отмена результатов выборов и роспуск парламента под благовидным предлогом не допустить гражданской смуты в стране.

Очевидно, что голоса протеста против многочисленных и масштабных нарушений процедуры выборов, которые раздаются из лагеря оппозиции, не будут услышаны на Западе, который уже сейчас готов признать, что выборы на Украине прошли без серьезных нарушений демократических норм. Представители миссий ОБСЕ, осуществлявших контроль выборов в Верховную Раду, еще на подготовительной стадии неоднократно заявляли о демократичности избирательной процедуры. Те "немногочисленные" нарушения, которые были ими обнаружены, заранее отдавались на рассмотрение украинских судов – то есть, все той же "оранжевой" власти.

На данный момент мы располагаем неполными данными по итогам голосования. Однако сейчас уже известно, что "Наша Украина" и БЮТ суммарно получили большее количество голосов, чем ПР. Поэтому наиболее вероятен, на наш взгляд, более мягкий сценарий, о котором заявляли и Ющенко, и Тимошенко: создание "оранжевой" коалиции.

В экспертном сообществе и в части правящей и оппозиционной элиты страны в последние недели активно муссировалась тема якобы состоявшегося "пакта Ющенко-Януковича", в результате которого были задокументированы договоренности о последующем после выборов разделе портфелей в новом правительстве. Тем самым предрекалось создание широкой коалиции между "Нашей Украиной" и регионалами. Последовавшие в день выборов заявление Ющенко о предстоящих 27 марта переговорах по созданию "оранжевой" коалиции с Блоком Тимошенко и Социалистической партией Украины Мороза опровергли эти домыслы. Действительно, союз вчерашних противников – Ющенко и Януковича – был бы слишком противоестественным в глазах избирателей и с той, и с другой стороны. Для Ющенко это означало бы расписаться в предательстве "идеалов Майдана", для Януковича – оказаться перед необходимостью объяснять "соглашение с дьяволом". Тимошенко, которой не откажешь ни в уме, ни в энергии еще в начале февраля сделала примечательное заявление: "оранжевые" намеренно идут в парламент несколькими блоками, чтобы получить большее количество голосов, чем в случае реализации широкой "оранжевой" коалиции.

Наконец, создания реальной, а не опереточной однодневной коалиции не допустила бы Америка, по указанию которой Ющенко в одночасье изменил свою политику в отношении Приднестровья. США и ЕС заинтересованы в поглощении западом (прежде всего, Галицией) востока (Донбасса и Крыма) или, по крайней мере, в максимальном ослаблении политических и экономических позиций пророссийского юго-востока. Вплоть до банкротства целых отраслей, на которых держится хозяйственное и финансовое могущество "донецких". И президент Ющенко пойдет на намеренный развал экономики востока Украины, пусть даже это ударит по общеукраинским национальным интересам. Юго-восток страны будет обескровлен, а обанкротившиеся предприятия металлургии, химической и угледобывающей промышленности будут за бесценок скуплены "новой олигархией" – галичанами и собственно Западом.

Окружение Ющенко мечтает об экспансии на юго-восток страны, в том числе, об "освоении" (то есть, конфискации) бизнеса днепропетровского и донецкого бизнес-кланов. "Донецкие" же заинтересованы, скорее, в удержании своей территории. Партия регионов была и осталась именно региональной партией. Не случайно список партии представлен на 70% "донецкими".

Не вызывает сомнения, что определенные соглашения между Ющенко и Януковичем все же были достигнуты, хотя и не в том формате, о котором так много писала украинская пресса. Какова цель оппозиционеров из Партии регионов? Как мы считаем, блок Януковича шел на выборы, чтобы обеспечить интересы донецкого бизнеса. Этим и объясняется и высокий процент донбассовских бизнесменов, и относительно вялая критика действующей власти. Настоящей радикальной оппозицией выступили блок Натальи Витренко "Народная оппозиция" и оппозиционный блок "Не так!". Теряя, тем самым, голоса потенциальных избирателей, лидеры регионалов достигают (или думают, что достигают) другой, более приземленной цели: получения гарантий от Киева в неприкосновенности их бизнеса и части властных полномочий в ряде юго-восточных областей страны.

Одной из главных сенсаций избирательной кампании 2006 года стало принятие политсоветом партии решения идти на выборы не широким коалиционным блоком, а партийным списком. Между тем ранее велись переговоры о создании подобного блока, позволившего бы объединить различные оппозиционные силы за исключением коммунистов. Почему этого не было сделано? Официальная, то есть, исходящая из руководящих кругов ПР версия такова: партийный список позволит укрепить региональную структуру достаточно аморфной еще партии (на прошлых парламентских выборах ПР входила в состав прокучмовского блока "За Единую Украину"). Представляется, однако, что лидеры регионалов несколько лукавят. Решение Януковича идти на выборы самостоятельно вызвало растерянность у других оппозиционных сил, которые, хотя и не обладают такими высокими шансами, что и ПР, способны были принести в общую копилку несколько процентов дополнительных голосов.

От решения вопроса, кому удастся создать парламентское большинство – "оранжевой" коалиции или оппозиционным блокам, – зависит будущее украинской государственности. Скорее всего, это будут, все же, "оранжевые", которые, однако, будут вынуждены уступить часть властных прерогатив своим противникам. Очевидно, что сложившийся расклад сил в новом составе Верховной Рады будет очень неустойчивым и не даст ощутимых преимуществ ни одной из сторон. По всей видимости, впереди Украину ожидает череда парламентских кризисов, создание и развал правительственных коалиций. Вполне вероятно, что завершится это противостояние отказом от не оправдавшей ожиданий политреформы.

Главный итог выборов – Ющенко и его команде не удалось спаять Украину в единое политическое и культурное целое. Наоборот, внутренний раскол внутри страны – на две или даже на три части, представленных парламентскими партиями – еще более усугубился. Политическая борьба на Украине перейдет в совершенно иное русло. Единственным стратегическим выходом из ситуации перманентного противостояния парламентских фракций/регионов является федерализация Украины.

 

Новая политика

27 марта 2006


Реклама:
-