Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Рябов

 

«Проблема-2008»: придется договариваться

Путин будет искать фигуру консенсуса

 

Все более или менее заметные изменения в российской политике продолжают происходить под знаком «проблемы 2008». Вот и недавние события, такие как публичный конфликт в кабинете министров, закончившийся опалой главы Минфина Алексея Кудрина, да создание еще одной «вертикали», на этот раз ВПК, венцом которой станет Военно-промышленная комиссия при правительстве, очевидно, следует рассматривать именно в таком контексте.

Одной из заметных тенденций последнего времени является набирающий силу процесс наделения ресурсами наиболее влиятельных участников президентской команды. Действительно, ныне собственный административно-финансовый ресурс получили не только Дмитрий Медведев с его департаментом по реализации национальных проектов и Сергей Иванов с Военно-промышленной комиссией, но директор ФСБ Николай Патрушев с Национальным антитеррористическим комитетом, под который предлагается подвести и дополнительное финансирование за счет средств крупного частного капитала. Заметно наращивает финансовый ресурс и президент РАО РЖД Владимир Якунин, про которого периодически возникают слухи, что он может вскоре получить крупный пост и в правительстве.

Одним из возможных сценариев подобного наращивания ресурсов может стать полномасштабное и многовекторное противостояние внутри президентской команды, «война всех против всех». К тому же конфликты последних месяцев дали наблюдателям немало поводов говорить о том, что все наиболее влиятельные группы интересов, представленные в Кремле или оказывающие на его политику заметное воздействие, нацелены на полный сброс конкурентов с политической сцены, нежели на достижение компромисса на основе взаимного учета интересов. Наиболее вероятным результатом подобного развития событий может стать взаимная дискредитация всех потенциальных претендентов на президентский пост.

Такой сценарий может быть выгоден тем, кто заинтересован в продлении президентских полномочий Владимира Путина. Едва ли это сам президент. Слишком много раз и на различные аудитории Путин говорил об отсутствии у него подобных намерений. Да и высокая внешнеполитическая активность Путина в последние месяцы, скорее, дает повод предположить, что он, возможно, оценивает перспективы своего участия в новых сферах деятельности после 2008 года, например, в глобальной энергетике.

Стало быть, если идея третьего президентского срока для Путина периодически возникает в политической повестке дня, то за нею, по-видимому, стоят те группы, которые не чувствуют себя уверенно, опасаясь, что в случае неблагоприятной властной конфигурации они могут потерять нынешние статусные позиции и контроль за мощными финансовыми потоками. Состав этих групп непостоянен, но периодически они дают знать о своих намерениях, то, осторожно вбрасывая в общественное мнение идею референдума об изменении Конституции РФ через довольно странные каналы (в этой связи говорят, что выход именно сейчас в свет книги бывшего олигарха Александра Смоленского имеет весьма знаковый подтекст), то, намекая на целесообразность освоения "белорусского опыта строительства «суверенной демократии», одним из ключевых элементов которого является продление через референдум полномочий действующего главы государства.

Впрочем, в реализацию подобного сценария верится с трудом, поскольку он требует буквально математического расчета последующих действий и использования хорошо спланированных многоходовых комбинаций. Всякому, кто хоть немного знаком с российской политикой с ее тыловой стороны понятно, что это едва ли возможно. Значит, если за процессом наделения ресурсов и стоит какая-то иная тенденция. Можно предположить, что конкретные фигуры и группы из президентской команды наделяются ресурсами для того, чтобы в ходе неизбежного в этом случае переформатирования интересов они сформировали новый консенсус внутри этой команды.

Тот, кто окажется наиболее успешным медиатором в поисках консенсуса внутри элиты и сможет завязать на себя наибольшее количество балансов, в конечном итоге и станет преемником. Вполне вероятно, что не все участники игры поймут ее скрытый смысл. Кто-то продолжит игру на монопольное подчинение себе всех остальных с захватом соответствующих позиций. В этом случае они рискуют проиграть, оказавшись за пределами консенсуса. Есть основания полагать, что роль временного медиатора поручена Михаилу Фрадкову, именно поэтому не состоялась его отставка, более того появились все признаки роста политического веса главы правительства. В рамках отведенных полномочий, прежде всего хозяйственного и экономического характера, Фрадкову нужно будет попытаться примирить конфликтующие группы интересов и достичь их взаимной сочетаемости.

Отсюда, конечно, не следует, что именно премьер постепенно из временного медиатора превратится в постоянного. Не исключено, что Фрадков всего лишь подготовит место для прихода новой фигуры из числа «питерцев», которая и займет позицию балансира, приемлемого для большинства конкурирующих групп. Из того факта, что в положении аутсайдера сегодня оказался министр финансов Алексей Кудрин пока не следует делать скоропалительных выводов. Скорее всего, Кудрину, за которым стоят мощные финансовые интересы, вынесено серьезное предупреждение о недопустимости некомандной игры, в том числе и вокруг Стабфонда. Какие выводы сделает из этого министр, покажет время.

 

Автор - главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения»

«Prognosis.ru»

 

МиК

28 марта 2006


Реклама:
-