Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
А. Вислов
«Сволочи» в «Полумгле» истории
Два этих кинофильма, вышедших в наш прокат сравнительно
недавно, явились тем не менее последними гулкими отзвуками той массированной,
громокипящей, бравурной и на редкость малоосмысленной арт-кампании, что была
проведена в стране в ознаменование 60-летия Победы.
Дату, или, как сейчас принято говорить, «информационный
повод», использовали на всю катушку: с размахом и помпой, куда там прежние
советские юбилейные торжества (кампания разворачивалась в лучших традициях
полководческой тактики большого «навала», только тогда не жалели человеческих
жизней, а сегодня – финансовых средств), и с ранее невиданными возможностями
для любых творческих самовыражений и исторических переосмыслений.
На визуализацию своего индивидуального взгляда на образ
Великой Отечественной войны, ранее уже оставивший след в искусстве, постановщик
Александр Атанесян получил от щедрот государства (в лице Федерального агентства
по культуре и кинематографии), согласно просочившимся в печать сведениям, 700
тысяч долларов.
Режиссёру-дебютанту Артёму Антонову перепало, судя по
всему, значительно меньше: он, вон, бедный, не смог даже безусловно
напрашивающегося в кадр по всем законам кинематографической логики завалящего
медведя перед камерой поставить – ограничился узнаваемым рычанием на озвучке,
да какими-то ритмичными шевелениями в недрах домысливаемой зрителем берлоги…
Но, так или иначе, общая смета госрасходов на два проходящих,
по идее, по разряду вошедшего в былую силу и новую моду «патриотического»
должна приближаться к заветной цифре в миллион американских дензнаков. Творцам
её, ясное дело, не достало. Бог с ним, со скучно виртуализировавшимся косолапым
– в конце концов в отличие от коллеги Атанесяна режиссёр Антонов снимал не
какой-то там залихватский военный экшен, бери выше, глубоководную притчу – но
вот качество компьютерных спецэффектов в первом из рассматриваемых случаев,
всерьёз претендующем на сугубую «блокбастерность», право слово, могло быть и
повыше. Хотя, рискнём предположить мы, бросающаяся в глаза выразительная
бледность экранных полотен проистекает вовсе не из-за досадных бухгалтерских
обсчётов по части освоения бюджетных выделений и не по причинам неожиданных
промашек опытнейших продюсеров.
Так, например, обращает на себя внимание наличие в титрах
наряду с собственно производителями – продюсерским центром «Парадиз» и
киностудией «Никола-фильм» соответственно ещё каких-то «аффилированных» в
процесс создания лент структур, как-то: фонд Ролана Быкова и кинотелевизионная
компания «РИТМ», с одной стороны, и «представляющего» вездесущего канала
телеканала СТС – с другой. Припадение же к молочным государственным сосцам,
пускай даже и в случае обращения к «святой для всех и каждого теме», пусть и в
виду совершенно особого предъюбилейного ража, вынуждающего отдельных
ответственных лиц выступать в роли бендеровского сеятеля денег
налогоплательщиков, всё равно – как нам всем теперь уже очень хорошо известно –
властно требует определённых лоббистских усилий. Впрочем, пора прервать,
вероятно, ход наших опасных и голословных в данном случае умозаключений. Тем
более что суть дела отнюдь не в этом.
Главное – в другом. В том, что и атанесяновские «Сволочи» и
антоновский «Полумрак» (а речь, как было нетрудно догадаться, идёт именно об
этих, вызвавших некоторый шорох в СМИ, произведениях «возрождающегося»
отечественного кинематографа) при всей их жанровой, стилевой и проч. несхожести
поразительно сходны в идеологической надстройке или, как опять-таки нынче
принято выражаться, в своём «месадже». Который можно смело обозначить как
попытку перекодировки исторической памяти. И «народное» кино «Сволочи»,
рекламировавшееся и «продвигавшееся» в массы «весомо, грубо, зримо» (от этих обнажённых
подростковых торсов с постеров, недавно украшавших собой едва ли не каждую
остановку городского общественного транспорта, казалось, некуда было укрыться),
и куда более сдержанных на первый взгляд амбиций «Полумгла», относящаяся к
направлению кинематографа авторского, интеллектуального, «фестивального», –
каждое со своей стороны решительно взялись за «смену вех».
Довольно с нас, словно бы возопили они в унисон, всего
этого упоения победными маршами и любования боевой романтикой, довольно всех
этих мудрых полководцев и беззаветных героев. Пора вспомнить о классическом
«маленьком человеке», перемалываемом в труху жестоким военным молохом. И
режиссёры-гуманисты, ничтоже сумняшеся, избирают для своих душервущих экранных
откровений следующие богатые сюжеты.
1943 год. В суровых горах Казахстана денно и нощно
готовится отчаянная бригада юных ниндзя-диверсантов, без страха и упрёка,
набранная из числа 14–15-летних преступников и одиноких беспризорников, которым
Родина великодушно предлагает погибнуть за неё. Пускай в безвестности, но зато
в лихом мальчишеско-бандитском азарте, на который умудрённые психологи из НКВД
дальновидно делают основной расчёт.
Зима 44-го. В забытой богом деревушке холодного северного
края группа пленных немцев строит вышку для радиомаяка, постепенно убеждая – и
люто ненавидящих их поначалу советских воинов-охранников, и с понятной
встревоженностью встретивших их простых деревенских баб – в том, что они «тоже
люди». И когда это осознание, кажется, уже полностью растопило души (и, более того,
готово предъявить миру нескольких его одушевлённых плодов) – на арену выступает
сумрачного вида представитель вышеупомянутого ведомства и не терпящим
возражений голосом отдаёт команды: стройку за возникшей ненадобностью
остановить, строителей ввиду невозможности их транспортировки и отсутствия
питания ликвидировать. Что немедленно и исполняется в действие, практически на
виду у жителей деревни Полумгла.
В истории Второй мировой с избытком трагических и
по-настоящему страшных страниц, в том числе и таких, что не дают большого
повода для собственной гордости. Стоит ли ещё более поддавать «хоррора» и
слезоточивых страстей, тем более что реальные исторические факты ставятся при
этом ровно с ног на голову. В действительности подобные диверсионные группы из
беспризорных подростков, оказавшихся на оккупированных территориях, пытались
создать немецкие абверкоманды. Надо ли говорить, что в наших войсках, и без
того переполненных горящими отчаянностью до всяких особо важных заданий
добровольцами, нужды в них не было никакой. О том, что именно в 1944 году
соответствующие органы проявляли особую заинтересованность в сохранении и даже
увеличении ресурсов жизнедеятельности военнопленных рабочих сил, о чём
неоднократно уведомляли имеющимися в архивах телеграммами и директивами (в
частности, о максимальном улучшении их питания)…
Но до архивов ли современным гуманистам? Все эти справки
ФСБ, предшествовавшие пышной премьере «Сволочей», все эти крики души
сценаристов «Полумглы» Игоря Болгарина и Виктора Смирнова о том, что приданный
фильму новый финал не только полностью разрушил их авторский замысел, но и
является полностью надуманным (на передовой – да, могли расстрелять, в тылу –
никогда), а также последовавшие затем депутатские запросы требования создания
специальных историко-консультативных комиссий – всё это, с одной стороны, для
триумфаторов проката и международных фестивалей, с другой не более чем досадное
жужжание. А в результате – мощнейший дополнительный рекламный и PR-фактор, о
чём прямо заявил режиссёр Атанесян.
Реклама же является вторым, после умелого освоения средств
госбюджета, главным двигателем нашего бодрого и беззастенчивого «нового
российского кино».
ЛГ 22.03.06