Журнал «Золотой Лев» № 75-76 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.А. Нарочницкая

 

Прошлым, нынешним и будущим защитникам

Косова поля посвящается

 

 

РОССИЯ И СЛАВЯНЕ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

Универсалистские проект в свете религиозно-философских основ истории

 

Век и Тысячелетие Россия переступает, утратив едва ли не все свершения десяти поколений. Разрушено национальное и государственное тело русского народа. Исторический и духовный опыт русской жизни, создавший самобытную глубоко христианскую культуру и цивилизацию подвергается невиданному искушению и глумлению со стороны удачливого кузена марксизма – либерализма.

Под видом прощания с тоталитаризмом рухнула вся русская история – Ясский и Кючук-Кайнарджийский договоры, Ништатский мир и Полтава, а вместе с ней поствизантийское пространство. Россия перестала быть державой, без которой ни одна пушка в Европе не стреляла, и Запад стал стрелять в кого пожелает, попирая коран демократии – международное право.

Агрессия против суверенной Югославии, совершенная под надуманным предлогом, открыла этап нового передела мира. Он осуществляется, как и «во времена тиранов», прямой военной силой, однако под флером псевдогуманистического либерального универсализма. Зерном этой доктрины стало объявление национальных интересов и суверенитета второстепенными перед «вселенской демократией», что напоминает примат пролетарского интернационализма и мировой революции в марксизме-ленинизме. Центральная новая идеологема – права человека и земная жизнь как высшая ценность - есть логическое завершение идеи автономности от Бога человеческой личности, главный результат усилий антихристианского Просвещения, который к концу Тысячелетия привел через безверие к полной дегуманизации человека.

Это подрывает не только двухтысячелетнюю христианскую культуру, но и простейшие формы человеческого общежития. Если жизнь высшая ценность, то мать не закроет собой дитя, муж отдаст жену насильнику. Это бестиализация человека, так как человек только там, где дух выше плоти. Вера, Отечество, долг, честь, любовь – метафизические ценности были для человека выше жизни, и для христиан вдохновляющим образом была Крестная Жертва Спасителя, а в Евангелии сказано: «нет больше той любви, как если кто душу свою отдаст за други своя».

Геополитические следствия такой идеологии весьма драматичны для государств-наций. Человек, свободный от ассоциации с высшими духовными ценностями – религиозными, национальными, семейными, становится гражданином мира и живет по принципу "ubi bene ibi patria" – «где хорошо, там и отечество» – то есть «хлебом единым». Такими людьми управляет мировое правительство, а не национальная власть. Нация перестает быть преемственно живущим организмом, связанным духом и общими историческими переживаниями, и превращается в охлос – толпу. Это и есть судьба самонадеянного демоса и его мнимой кратии в атлантическом Pax Americana. Но за охлократией всегда стоит всесильная олигархия. Претензии такого мирового правительства карать всех непокорных налицо. Философия либерализма извращается в тоталитарное мировоззрение, не терпящее иных ценностей. Любое государство, прежде всего, обязано проводить проамериканскую политику и не препятствовать геополитическим планам владычества над миром, иначе его демократия будет немедленно объявлена ненастоящей, а само государство фашистским.

Это сокрушительное банкротство западноевропейского либерализма как философии и демократии как практики. Но именно под этим идеологическим флагом совершалось сознательное разрушение России в двух ее ипостасях – как равновеликой всему совокупному Западу геополитической силы и самостоятельной исторической личности с собственным поиском смысла мировой истории. Происходящее меньше всего отражает борьбу идеологий ХХ века – пресловутое соперничество демократии и тоталитаризма. Эти клише в начале разрушения ялтинско-потсдамской системы еще заслоняли истинные устремления западной цивилизации. Сегодня противостояние обрело знакомые очертания – граница его опять возникла там, где Ватикан, Речь Посполитая и империя Габсбургов стремились овладеть византийским пространством и где эта экспансия разбилась о мощь российского великодержавия, которое удерживало линию триста лет.

Россия своим двукратным самопредательством – в 1917 и в 1991-м утратила свое духовное национальное лицо и геополитическую миссию. В вотчину Запада добровольно переходит Киевская Русь - колыбель русского Православия и символ византийской преемственности. Печальным знамением времени становится партнерство православной Грузии с атлантической Портой, а вход британских кораблей в Севастополь символизирует возвращение из прошлого века Восточного вопроса. На этом апокалипсическом фоне сербское сопротивление 1999года - последний чистый и яркий язык пламени, вырвавшийся из гнилостного тления славянства. Кое-где вспыхивают маленькие очажки – православные греки жгут американские флаги, и их, как и сербов немедленно объявляют коммунистами. Это окончательно убеждает, что обрушенный на нас в начале ХХ века коммунизм был одним из инструментов общего замысла уходящего столетия. В сегодняшнем земном успехе Pax Americana - итог всех универсалистских идей ХХ в. как марксистских, так и либеральных - “всемирного братства труда”, «общеевропейского дома», “единого мира”.

Вселенская дилемма “Россия и Европа”, которую, так или иначе, не обошли вниманием почти все крупные умы России прошлого, и Мировой Восточный вопрос опять во всем своем исполинском масштабе встают на пороге III Тысячелетия. Православно-христианское толкование истории позволяет панорамно увидеть побудительные мотивы многовекового и нынешнего наступления латинского Запада, путь православной России к катастрофе начала и конца ХХ века. Такой подход раскрывает религиозные основы американского мессианизма, питаемого кальвинистским провиденциализмом, показывает неизбежность капитуляции либеральной Европы перед атлантизмом, логичность соучастия в нынешнем Дранг нах Остен «левых» правительств Европы, антихристианский характер всех универсалистских проектов ХХ столетия.

В центре размышления - не государство - политический земной институт, всегда греховный и несовершенный, а Отечество - вечный дар, врученный нам для постоянного исторического делания, на котором неизбежны грехи и поражения. По страданиям велико и задание: осознать глубину противостояния, истоки нашей силы и продолжить свой творческий акт в мировой истории. Россия нужна миру как Россия и должна остаться ею. Несмотря на горькие разочарования, я верю, что Россия восстанет из мнимого гроба, возродит свою духовную ипостась и вернет свою роль в мире.

Сейчас, когда процесс отпадения сухих ветвей от общеславянского и православного древа зашел уже далеко, судьба и исторический выбор сербов – форпоста православия на Западе - имеет не меньшее значение для вселенской истории, чем выбор русских. И, хотя книга о России, я с болью и любовью посвящаю ее первое издание моей Сербии.

На Балканах, по сербам, по Дрине в глазах вечно самодовольного Запада пролегает граница «цивилизованного» мира. Поэтому драма Югославии как в капле воды отражает все противоречия мировой истории, двадцатого столетия и своей нации. Это и извечное пренебрежение к “восточным варварам” в самом культурно-историческом сознании Запада, заметное и у Геродота, и даже в «Персах» Эсхилла. Перенесенное на соперничающий образ в христианской истории оно воплотилось в многовековом наступлении латинства на Православие и в сегодняшнем невиданном Дранг нах Остен. Это и плачевный итог соперничества двух рационалистических проектов земного рая - марксистского и либерального, разрушившего национальное самосознание и расколовшего нации в коммунистических странах. Это духовное и геополитическое соперничество вокруг поствизантийского пространства и российского наследства. Здесь решается не только будущее сербов, но и пути мировой истории. Поэтому расчлененная Югославия, попираемая и одновременно соблазняемая Западом - сегодня как никогда - великая держава.

Я верю, что проявленный в ходе агрессии Запада гордый дух и национальная воля сербского народа еще не истратили своего призвания. Ведь именно тогда с величием подлинной нации сербы отложили в сторону разногласия по поводу устроения государства, чтобы защитить Отечество, продемонстрировав примат духа, единство, невиданную в безбожном ХХ веке готовность к самопожертвованию. И именно тогда ничтожный духом агрессор побоялся воевать лицом к лицу.

Сегодня же, когда либеральный Запад сопровождает свое участие демоническим искусительством, вспоминается католическая Европа: как сатана-соблазнитель, говорила она одряхлевшей Византии: «Видишь царство сие, пади и поклонись мне и все будет твое». – Дряхлая Византия, как пишет Н.Данилевский, - «показала миру невиданный пример духовного героизма, предпочтя политическую смерть измене веры, ценой которых предлагалось спасение». Это же понятие о наиценнейшем жило всегда в сердце сербского народа вместе со сказанием о видении князю Лазарю, которому предлагается выбор между земным венцом и победою – и между венцом небесным, купленным ценою смерти и поражения.

Наш драматический опыт учит не ждать от завоевателя - спасения, от расчленителя - помощи, от религиозного совратителя - сочувствия и понимания, от погубителя - благожелательства и от клеветника - правды.

На распятом антихристианскими силами Косовом поле, в колыбели сербской государственности, на древней земле державы Неманичей, отчизне Святого Саввы Сербского еще свершится вселенская битва.

 

15. 03.06

 

Сайт Нарочницкой


Реклама:
-