Журнал «Золотой Лев» № 75-76 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
М.Г. Делягин
Три лица президента
Появление пропагандистских брошюр, активизация
"промывания мозгов" по Кремль-ТВ и беспрецедентное
по охвату и интенсивности тиражирование заурядного выступления
Суркова месячной давности (такое ощущение, что в администрации президента
кто-то проснулся, вышел из отпуска или не смог написать требуемый
пропагандистский документ) показывает: захватив Россию, Путин и его окружение
наконец дозрели до потребности ее в чем-либо убедить.
Само по себе
это ленинское желание похвально.
Однако поскольку интересы правящей бюрократии (обеих ее
крыльев — и силовых олигархов, и либеральных фундаменталистов)
несовместимы с интересами не то что развития, но и выживания как
России в целом, так и большинства российских семей, реализовать эту
идею не удастся. Политтехнологии все же не всесильны и способны
заменять собой реальность лишь для относительно узкого круга лиц, действительно
"Допущенных к Столу".
Тем не менее, пропагандистское давление
на общественное сознание неминуемо причинит ему существенные травмы,
запутает часть оторванной от повседневной жизни интеллектуальцев и, в конечном
счете, ужесточит предстоящий системный кризис.
Чтобы смягчить эти последствия, следует подробно
рассмотреть идеологию Путина — как ее "экспортный" вариант,
представляющий собой просто пропаганду, так и реальный,
существующий "для своих" реально воплощаемый в жизнь (см.
таблицу ниже).
В ходе рассмотрения неожиданностью стало наличие двух
не просто различных, но и несовместимых пропагандистских концептов: для внешнего
и внутреннего употребления. Да, риторика и расстановка
акцентов должны различаться в зависимости от аудитории, — но полное,
принципиальное расхождение посланий, адресуемых внешнему миру (я рассматривал
только Запад как основного адресата, ибо включение исламского мира и Китая
не только усложнило бы картину, но и усугубило бы впечатление)
и собственному населению, производит слишком сильное впечатление. В
среднесрочном плане такая пропаганда способна убедить лишь в одном:
в клинической лживости ее источников.
При этом пропаганда, предназначенная для внутреннего
пользования, — отнюдь не профессиональная геббельсовская ложь, ломающая
сопротивляющийся разум наглостью и тотальностью, а какое-то по-малолетски
беспомощное самозабвенное вранье, рассыпающееся даже не от критики,
а от простого соприкосновения с повседневной жизнью.
Конечно, приходится быть реалистами: в большинстве случаев
пропаганда не вполне совпадает с реально сложившейся идеологией.
Однако она должна быть как можно ближе к ней, ибо
каждое не то что противоречие, но даже несовпадение слов, в которых
выражается пропаганда, с делами, в которых обнаруживает себя идеология,
подтачивает ее целостность и подрывает ее привлекательность.
Полное расхождение пропаганды, адресованной вовне, с
пропагандой, адресованной внутрь страны, и их обеих — с реальной
идеологией правящей группы, — самое наглядное свидетельство нежизнеспособности
современного режима: с такими тараканами (если не в голове, то в
мегафоне) долго не живут.
Как и положено для желающих программировать будущее,
нынешние "соловьи Кремля" начинают с переписывания истории. Они
действительно успешно "прикладывают" либералов, считающих чудовищные
90-е годы своего рода Золотым веком "свободы слова" (точнее — свободы
своего слова), и пытаются в очередной раз представить победу силовой
путинской олигархии над коммерческой ельцинской как победу
государственности над воровством.
В 2003 году это сработало — но с того времени стало
слишком заметно, что масштабы воровства в результате этой победы
фантасмагорически выросли, а путинские олигархи отличаются от ельцинских
(в той степени, в которой они отличаются) статью, мастью и выросшими
аппетитами, но не сутью.
Вместе с тем при всей своей забавности официальная
пропаганда в некоторых своих элементах по-настоящему опасна уже
не для самой правящей бюрократии, но для России в целом.
Больше всего тревожит использование термина
"фашизм" как своего рода "средства массового поражения" для
оппозиционеров.
Под давлением официальной пропаганды общественное сознание
начинает потихоньку понимать под "фашистом" уже
не изверга рода человеческого, а просто недолюбливающего Путина
и видящего реальные межнациональные проблемы, то есть вполне разумного
и нормального человека. "Антифашистское" же движение
"Наши", заработавшую стойкую репутацию "путинюгенда"
и как минимум причастное к террору против российских оппозиционеров,
дискредитирует вполне фашистскими по своей сути методами саму святую для
нашей страны идею борьбы с фашизмом.
В результате попытка опорочить оппозицию ведет
к неизбежной и начинающейся уже сейчас реабилитации самого термина
"фашист".
Между тем советский народ и советская идентичность,
и по сей день являющаяся главным фактором, скрепляющим наше общество (ибо
российской идентичности, отличающейся от советской, как таковой
не выработано), сформировались в решающей степени в ходе Великой
Отечественной войны — в ходе борьбы с фашизмом.
Приватизация этой темы заведомо нечистоплотными дельцами от
политики, в силу самих своих личностей и образа действия обеляющих
фашизм, с которым они якобы борются, размывает саму идентичность современного
российского общества и тем самым разрушает его.
Невольно (хочется верить, что невольно) реабилитируя фашизм,
эти люди уничтожают то единственное, что еще объединяет всех россиян без
различия вероисповедания и социального статуса.
Своей нелепой и неэффективной с точки зрения текущей
политики пропагандой они, тем не менее, весьма эффективно уничтожают Россию.
Поэтому изучение этой пропаганды и тщательное
отделение ее от реальной идеологии, которой руководствуется современная
правящая бюрократия, важны не просто, с точки зрения текущего
политического момента, но и как средство сохранения и развития
российской идентичности, а, соответственно, — сохранения и развития
России.
Идеология Путина: «на экспорт» и «для своих»
Опыт примерной реконструкции
Основные
параметры |
Для
мирового сообщества (Запада) |
Для
населения России |
Для
правящей бюрократии |
Кто такие «мы» |
Россия —
великая страна, часть европейской цивилизации. |
Россия —
великое государство, развивающееся по своей логике в своих интересах. |
Группа
сослуживцев, пришедшая к власти. |
Наша миссия |
Обеспечение
Запада энергоресурсами («энергетическая держава», опережение на рынке США
Нигерии), сдерживание его стратегических конкурентов (ислама и Китая). |
Построение
«великой России» — конкурентоспособной «суверенной демократии» с растущим
благосостоянием, достаточными социальными гарантиями, воспитанием патриотизма
и гордости за свою страну. |
Построение
«великой России» как инструмента безграничного долгосрочного индивидуального
и группового потребления (материального и символического — в виде
причастности к решению судеб мира). |
Образ врага |
«Международный»
(исламский) терроризм, внутри страны — враги демократии как современной
религии (антисемиты и коммунисты). |
Запад (в т.ч.
выражающие его ценности либеральная оппозиция и коммерческие олигархи эпохи
Ельцина), «фашисты» (нелиберальная оппозиция и вся поддерживающая с ней отношения
либеральная оппозиция), сепаратисты (в основном исламисты). |
Ситуативно:
все, кто мешает потреблять. Исключение:
невозможен серьезный конфликт с Западом как гарантом потребления. |
Союзники |
Запад |
Население,
силовые структуры, «национально ориентированный» (контролируемый ими) бизнес,
ситуативно — Запад, ислам и Китай, между которыми балансируют. |
«Агенты
влияния» и лично преданные люди в России и за рубежом. |
Образ действия |
Совместно с
Западом, на основе международного права. Горбачевщина, в том числе
энергетическая. |
Предельный
прагматизм.
Конкурентоспособность как получение нефтедолларов при готовности ради
отношений с Западом уничтожать производства, кроме приносящих основные
средства экспортеров сырья, в т.ч. ростом импорта и иностранных инвестиций. |
Предельный
прагматизм (цинизм).
Превращение государства в инструмент личного обогащения, присвоение ресурсов
бизнеса и населения, привлечение иностранного каптала. |
Средства |
Всемерное
привлечение иностранных (западных) инвестиций, совместное освоение природных
ресурсов России, расширение контроля Запада за ее ядерными объектами. |
Суверенная
демократия («будем делать, что хотим, и называть это демократией»),
конструктивный изоляционизм (игнорирование неудобных мнений Запада).
Восстановление роли государства («теневая приватизация»). Идеология
«осажденной крепости» и «патриотизма» (вы должны любить нас, так как
остальные еще хуже и вас ненавидят). «Удвоение ВВП», обгон Португалии,
дебюрократизация, диверсификация экономики — пустые пропагандистские звуки. |
Тактика: «нефть
и контроль за ядерными объектами в обмен на молчание». Стратегия: «недра в
обмен на собственность». |
Квинтэссенция |
Обслуживание |
Величие |
Потребление |
АПН
13.03.06