Журнал «Золотой Лев» № 75-76 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

П. Святенков

 

Шкурка великой империи

 

Политическая Москва кипит, как бульон "Магги". Обсуждается новый курс Кремля. Говорят, что российское правительство намерено добиться двух великих целей, а именно: а) вернуть России позиции великой державы на Ближнем Востоке, б) резко укрепить позиции России в Средней Азии. Обе великие цели объявляются частью плана по возрождению трансгалактического могущества Москвы, новый шаг в деле строительства всемогущей энергетической империи. Известнейший политолог и главред газеты "Московские новости" Виталий Третьяков даже ввел в оборот словосочетание "мировая держава второго ранга", призванное обозначить новый уровень глобальных притязаний Москвы.

Попробуем разобрать хитросплетения кремлевской политики. Само словосочетание "мировая держава второго ранга" бессмысленно. По определению, мировая держава — это такая, чьи интересы распространяются на всю планету или, по крайней мере, на большинство её регионов. Российские интересы не охватывают даже когда-то подконтрольную Восточную Европу, где уж говорить про мир!

Интересы мировых держав неизбежно должны пересекаться. В точках пересечения возникают конфликты. Что будет делать мировая держава второго ранга, если ее интересы пересекутся с интересами мировой державы первого ранга? Очевидно, без борьбы уступить. Но тогда она уже не мировая держава.

Термин этот, несмотря на бессмысленность, имеет, тем не менее, практическую ценность. Дело в том, что мировая держава второго ранга — это мировая держава "по доверенности". Что это значит? Россия играет в "сырьевую империю", то есть такое государственное образование, которое выступает донором энергетической безопасности других стран, в сущности, живет для других.

А теперь внимание — вопрос. Если мы предоставляем в распоряжение других свою нефть, свой газ и свой народ, то почему бы не предоставить в распоряжение внешних сил и саму международно-правовую сущность Российской Федерации? Непонятно? Приведем пример.

Допустим, существует юридически грамотно оформленная фирма. У этой фирмы нет никакой собственности, зато есть пакет бумаг, позволяющий ей действовать в качестве юридического лица — устав, печать, счет и т.д. и т.п. Этакая юридическая "шкурка" организации, которой в реальности нет. Однако эту "шкурку" можно выгодно продать тем, кто нуждается в оформлении своей деятельности и не хочет возиться с бумагами. Международно-правовой статус Российской Федерации — такой же товар, как нефть или газ. Бумаги оформлены. Есть членство в ООН, "большой восьмерке", даже пресловутый суверенитет. Почему бы не вывести это богатство на мировой рынок? И вывели.

"Шкурка" Российской Федерации оказалась востребована на международном рынке. Для переговоров с формально числящимися экстремистами ХАМАСом и Ираном требуются стул, стол и отдельное юридическое лицо. Чтобы никто не заподозрил благородный Запад в контактах со столь одиозными политическими режимами.

Разумеется, статус Российской Федерации как подставной фирмы Запада в переговорах с "экстремистами" не будет равен статусу "мировой державы", пусть и второго ранга. Подставной фирмой воспользуются, а потом выкинут. Запад, скорее всего, пойдет на прямые переговоры с ХАМАС, ибо именно эта правая организация может подписать мир с Израилем — по той простой причине, что у ХАМАСа нет критиков справа. Никто не сможет обвинить этих отъявленных террористов в измене Родине, если они согласятся с существованием Израиля в обмен на образование Палестинского государства, за создание которого они столь долго боролись.

Однако мировое сообщество щадит чувства израильтян. Премьер-министр Шарон в коме, из которой, скорее всего, он уже не выйдет. Еще будучи на ногах, он ухитрился объявить досрочные выборы и создать новую партию "Кадима", которая должна была отстаивать его план одностороннего размежевания с Палестиной. Что бы не говорили, реально этот план — подготовка к созданию в Палестине арабского государства, ибо он подразумевает вывод еврейских поселений с палестинских земель. Запад не может сейчас одобрить ХАМАС. Это означало бы нервировать израильтян, для которых ХАМАС — прежде всего, террористы. Взволнованные евреи могут проголосовать на выборах не за "Кадиму", а за какую-нибудь другую партию (например, Ликуд), что затормозит мирный процесс. Этого Запад допустить не может.

Одновременно он не может не говорить с ХАМАС. Ибо взволнованные террористы способны начать какие-нибудь теракты на территории Израиля, в результате чего обеспокоенные граждане этого государства опять-таки проголосуют не так, как надо. Выходит, говорить с ХАМАСом надо. Но через посредника.

Тут как раз и подвернулась "умная Маша" — Россия, вынесшая свою "шкурку" на международный рынок. Посредничеством воспользовались. Но скоро в Израиле пройдут выборы, тогда нужда в посреднике, скорее всего, отпадет. Обесцененную "шкурку" отбросят, чтобы говорить с ХАМАС напрямую. Невероятно? Не будем наивными. В конце концов, покойный Арафат десятилетиями считался террористом, что не помешало ему стать главой Палестинской автономии и получить Нобелевскую премию вместе с израильским премьером Рабином и министром иностранных дел Пересом.

Аналогичная ситуация складывается и в вопросе российского посредничества в отношениях между Западом и Ираном. Да, Соединенные Штаты не любят Иран и не хотят, чтобы это государство получило ядерный статус. Однако ядерное оружие расползается по планете. Ядерными странами де-факто являются все тот же Израиль, а также Индия. Больше того, исламская ядерная бомба, которой принято пугать мир, уже существует. Ядерным государством является Пакистан — исламская страна, население которой вдвое больше иранского, а политический режим на порядок авторитарнее (аятоллы допускают относительно демократические выборы президента и парламента, в то время как Пакистаном правит военный диктатор).

Иран, разумеется, не откажется от ядерной программы. Подобный отказ был бы безумием с его стороны, ибо Запад считается с только с силой. Даже потенциальная вероятность наличия "бомбы" у Северной Кореи заставляет Запад резко снижать тон в разговоре с этим государством.

А вот вопросы трансформации режима аятолл из антизападного в прозападный вполне обсуждаемы. На первых порах — через посредников. И тут опять пригодится российская международно-правовая "шкурка". Если только США не решаться начать войну против Ирана, переговоры неизбежны. Примирение Запада и аятолл не кажется невероятным. Когда нужно, Запад проявляет чудеса толерантности. Примирился же он с "тираном и террористом" Каддафи.

Итак, в делах мирового уровня удел России — служить прикрытием глобальных интересов. Но в делах Средней Азии Россия по-прежнему может играть свою игру. Здесь интересы России весьма существенны. Без сохранения контроля над регионом ставка на формирование энергетической империи будет бита, ведь Россия не только экспортер нефти и газа в страны ЕС, но и транзитное государство для среднеазиатских энергоресурсов. Если они пойдут в Европу, минуя территорию России, об энергетической империи можно будет забыть, как о страшном кремлевском сне.

Поэтому лучшие умы России сейчас заняты сочинением проектов удержания Средней Азии в сфере влияния России. Однако выполнить их будет нелегко. Торговля региона (а особенно Казахстана) с Китаем нарастает, как снежная лавина. Учитывая общую границу Казахстана и Китая, а также объем экономики последнего (только по населению Китай превосходит Казахстан почти в 100 раз), нетрудно предположить, что влияние КНР на регион резко усилится уже в ближайшие 2-3 года. Одновременно стремятся укрепиться в Средней Азии и США. У них другие аргументы — не торговля, но давление, основанное на поддержке "инфраструктуры контроля", то есть прозападной оппозиции, а также точечных инвестициях в сырьевые проекты (современный Казахстан — сырьевое государство). Страны центрально-азиатского региона опасаются чрезмерной зависимости со стороны Китая. Однако для защиты от влияния со стороны КНР им логично было бы обратиться к Западу. Ибо только Запад может противостоять Китаю в современных условиях. Понятно, что подобный сценарий категорически не устраивает Россию. Единственный товар, который Россия может предложить на этом рынке — это поддержка стабильности ныне существующих в регионе режимов. Не так уж много, учитывая, что Кремль не сумел обеспечить сохранение "престола" не только за преемником Кучмы, но даже за аджарским князем Абашидзе, не говоря уже об Аскаре Акаеве.

Поэтому, в качестве гипотезы, можно предположить, что Кремль надеется получить в награду за свои услуги свободу рук в Средней Азии. Однако подобный ход событий маловероятен. В богатом нефтью и газом регионе никто не допустит кремлевского посредничества. Любые мало-мальски влиятельные политические силы современного мира будут стремиться сюда, чтобы "отведать" здешней нефти и утвердиться в Хартленде — геополитическом сердце мира.

Поэтому успех кремлевской политики в регионе будет зависеть не столько от Москвы, сколько от внешних факторов. От того, насколько глубокими окажутся противоречия внутри Запада (что, разумеется, отвлекло бы внимание США и Европы от Средней Азии), а также не возникнет ли какого-либо неожиданного кризиса в Китае? Если события продолжат развиваться так, как они развиваются в настоящий момент, следует ожидать дальнейшего вытеснения России из региона. Ставка на сырьевую империю себя не оправдывает.

 

По материалам АПН-Казахстан

9.03.2006


Реклама:
-