Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
Л. Сычёва
Менялы
в храме культуры
Современная культура
— зона повышенной опасности. Об этом думалось в новогоднюю ночь, глядя на ее телевизионное
отражение. Обновилась артель? Поднялась в юморе выше пояса? Нет, все осталось,
как и год назад, только стало еще непотребнее. Это все тот же куршевель для
людишек класса ниже среднего. В такую теленочь вдруг с тоской вспомнилась
реклама — как бы ни была она назойлива и надоедлива, а все же она разбавила бы
этот вал пошлости и скудоумия...
Конечно, телевизор — это всего лишь “кривое зеркало”
современной культуры и современной России. Это утешение обычно приходит в
голову, когда мы размышляем о духовной жизни общества. Но не обманываем ли мы
себя ложными надеждами? Ни другой жизни, ни другого времени, ни другой страны,
ни другого телевидения у нас уже не будет. “Дайте свободу, суки!” — поет с
экрана Филипп Киркоров. Все мы это видим каждый день (в выходные и праздничные
дни в удвоенном объеме). Видим и соглашаемся с оценкой известного политика, что
налицо дебилизация населения. Терпим, смиряемся: журналисты, деятели культуры,
депутаты, сенаторы, члены Правительства, мэры, префекты, священнослужители...
***
В Государственной Думе проходили парламентские слушания,
посвященные формированию нравственных идеалов в современных СМИ. Людмила
Ростощенкова, представитель Гостелерадиокомпании Хакасии, поделилась своими
впечатлениями: “Вчера я случайно включила один московский канал. Ведущий
спрашивал собеседника, что такое зонтик. И, оказывается, зонтик — это...
презерватив от дождя!.. Вы понимаете?! А мы говорим о какой-то свободе
творчества. В Японии на государственном канале 70 процентов времени отдано
образовательным и культурно-просветительским программам. На частных каналах —
та же картина. А мы имеем то, что имеем — зонтик”.
Другой участник дискуссии, Александр Обертынский из
Ростова-на-Дону, председатель совета директоров Издательского дома
“Крестьянин”, тоже не остался без московских впечатлений: “Иду я в
Государственную Думу на парламентские слушания по Охотному ряду. Стоят
рекламные тумбы. На одной изображены два полуобнаженных подростка группы “Тату”
— легли друг на друга. На второй — реклама журнала “Самая”. Здоровенными
буквами повествуется о 10 способах, как увеличить сексуальную
привлекательность. То, что я увидел — это не порнография, и, наверное, тут
нарушения закона нет. Но вы знаете, я испытал чувство стыда за Госдуму.
Размещение этой рекламы глупо даже с точки зрения рынка, потому что потребители
такой продукции не ходят здесь. Или, может быть, Дума глубоко обожает “Тату” и
думает о способах привлекательности?! Мне кажется, когда будет больше стыда, в
том числе и в наших общественных выступлениях, тогда жизнь вокруг изменится в лучшую
сторону”.
Призыв наивного провинциала опоздал на четверть века. За
это время в России выведена совершенно новая порода деятелей культуры. Ее нам
беспрестанно демонстрирует ТВ. Исполнителям рукоплещет зал: хорошо одетые,
смеющиеся люди. Допустим, в ряде случаев перед нами элементарный “монтаж” —
зрителей подверстывают из других концертов. Но вот свежий пример, подлинность
которого не подлежит сомнению: 2 января в самое лучшее вечернее время по одному
из государственных телеканалов показали запись торжества, посвященного
скромному юбилею Министерства экономического развития и торговли. Сцена
украшена российскими флагом, гербом. Сотрудников министерства веселит артист
Юрий Гальцев. Самая невинная из прозвучавших шуток такова: “Как-то в носе
ковыряя, мне там лишнее зачем...” Зал — рукоплещет. Затем под государственными
регалиями резвится опять-таки Филипп Киркоров с полуголой подтанцовкой.
Трудно сказать, был ли на этом концерте руководитель МЭРТ
Герман Греф, но, памятуя о его речи в защиту непотребного “Аншлага”, можно
предположить, что “культурный уровень” сей корпоративной вечеринки его вполне
устроил.
Раз есть таланты, должны быть и поклонники. Это ведь они
“хочут песен”. Они их и заказывают.
***
А что есть культура? Ныне бытует мнение (в том числе и в
самых “элитных” кругах), что это вид досуга. Для тех, кто уж совсем нищ духом,
свободное время заполняется телевизионным ширпотребом, “желтыми” книжными
сериями, сканвордами в газетах и игровыми автоматами. Для “элиты” культура —
это книги “признанных на Западе” Сорокина и Ерофеева, театр Виктюка, билеты в
первые ряды консерватории на заезжих звезд и походы в дорогие казино. Да,
конечно, культура — это еще и просвещение: уцелевшие библиотеки для сельских
ребятишек и стажировки в престижных западных вузах. Есть еще и “экспортный
вариант”: балет, опера, “кокошники” и колокольня Ивана Великого...
|
Источник:
КM.RU.Новости |
Но почему-то почти никто сегодня не говорит о том, что
культура — это духовная жизнь человека, народа и государства. И без этой жизни
бытие превращается в существование. Привитие безобразного лишает народ и страну
жизнестойкости. Культура — это то, что делает человека человеком, а государство
государством. В духовно разрушенной стране можно
делать все что угодно. Напротив, именно духовная крепость цементирует нацию и
государство. По всем материальным показателям СССР должен был бы проиграть
войну Германии, а вышло наоборот! Богатая Америка, еще больше укрепившая свою
финансовую мощь во время Второй мировой, рвалась в космос, а сделали это
другие. Надеюсь, читатель, мы еще помним кто...
Руины духовные во много раз опаснее экономической разрухи.
Человек, духовно сломленный, готов умереть, человек, духовно стойкий, сражается
до конца в любых обстоятельствах. Этой же закономерности подчиняются и
государства, которые прежде всего являются сущностью духовной, что убедительно
доказал в своих работах русский философ Иван Ильин.
Суть здоровой жизни состоит не в убиении времени — у
полноценных людей и государств нет “досуга”, есть праздники. Суть здоровой
жизни не в обустройстве “культурного комфорта”. В чем смысл истории и бытия?
Что есть истина и жизнь человека? Каково будущее России и каким должно быть
наше государственное “завтра”? Конечно, эти вопросы посложнее “ковыряния в
носу”, но что такое человек, о них не думающий?!.
***
Любопытно было слушать на уже упоминавшихся парламентских
слушаниях спор о путях развития культуры. Заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по информационной политике Павел Пожигайло говорил:
“СМИ, безусловно, пропагандисты. Они являются существенным фактором или даже
вектором развития или неразвития страны, увеличения, скажем, наркомании или
преступных группировок. Об этом свидетельствует статистика, которую мы получили
из МВД после фильма “Бригада”: появились десятки группировок в стране, где
бандиты носили те же клички, и даже почерк их работы был похож”.
М. Швыдкой: “Мы
живем в стране, скажем так, транзитной. Мы переходим от одной формации к
какой-то другой. И жить по закону бизнеса, заниматься бизнесом, а бизнес — это
жесткая вещь, в сфере, скажем, сталелитейной или агропромышленной и жить по
каким-то другим законам в сфере телевизионного бизнеса просто невозможно”.
П. Пожигайло: “В
Евангелие написано: “По делам их — узнаете их”. У нас огромное количество дел и
подвигов человеческих, которых мы сегодня по телевидению не видим. Есть люди,
которые строят храмы, помогают школам и детским домам. Их очень много в нашей
стране”.
М. Швыдкой: “Сегодня
есть такое желание у разных групп населения: для того чтобы определиться по
части получения денег от Правительства, только себя назвать патриотами. Вот мы
патриоты, дайте нам денег, мы создадим патриотическое телевидение, кино,
газеты. А вот всем остальным непатриотам не давайте. Это тоже большая ошибка, потому
что мы живем в стране с множественностью взглядов на то, что происходит в ней.
И все, что находится в конституционном поле, все должно быть, так или иначе,
доступно для распространения. И во-первых, и во-вторых должно быть поддержано,
это тоже очень серьезный вопрос”.
Ну что же, М. Швыдкой, наверное, прав — мы действительно
живем в стране “транзитной”. Переходим от человека духовного к человеку
бездуховному. И выхода, по крайней мере в рамках нынешнего “конституционного
поля”, как-то не просматривается. Потому что истинные патриоты, то есть те, кто
с утра до вечера сидит “в ящике” или “на трубе”, вовсе не собираются оставлять
свои “делянки”. Это они — настоящие рыночники, настоящие бизнесмены и
настоящие, широкие демократы. Они — хозяева государства-дома по имени
“Россия-2”, где так вольно дышит человек-обезьяна.
Но что любопытно: “культурные отношения” между центром и
регионами уже обострены до предела. “Сбросив” на плечи местных властей
библиотеки, клубы, школы, московские культуртрегеры по-прежнему втолковывают
провинциалам, как замечательны “Дети Розенталя”, какой интеллектуал и полемист
В. Познер со своей Телеакадемией и какие выдающиеся произведения пишет
литератор-фекалист В.Сорокин. Однако многие местные чиновники, прямо-таки по
Станиславскому, говорят Москве: “Не верю!” Регионы пытаются защититься от
агрессивной антикультурной экспансии — создавая свое законодательство (в
Красноярском крае), развивая местное телевидение (в Томске) и просто
поддерживая классическую и народную культуру (что можно увидеть, например, в
Тамбовской области). Под прессом насилия и зла, растления и кровавого ужаса все
равно пробивается настоящая жизнь. Миша Калинин, 17-летний школьник из
Череповецкого района Вологодской области, пишет:
“Гибнут святыни в огне,
Рушатся храмы,
Хором кричат о войне
Телепрограммы...
Топчут рвачей сапоги
Историю тщетно:
Знаю, всему вопреки,
Слово бессмертно”.
Такие ребята — тоже продукт современной культурной
политики. Только растущий вопреки ей. И их уже не купишь за долларовую подачку,
не прельстишь перспективой “жить по закону телевизионного бизнеса” и не
заставишь идти на компромисс со своей совестью. Они пойдут своим путем. До
конца...
Рфс 2/2006