Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
Заявление
Русского профсоюза инноваторов
"Россия стремительно падает в пропасть полного научно-технического
краха, а состояние всей инновационной сферы не может расцениваться иначе, чем
катастрофическое. Если не будут приняты экстренные и кардинальные меры по
исправлению данного положения, страна, уже в обозримой перспективе, может
прекратить свое существование как независимое государство".
Введение
Значение инноваций в современном мире трудно переоценить.
По оценкам американских экспертов, в капитале промышленных, инженерных, и даже
торговых фирм до 30-40% стоимости приходится на долю нематериальной, -
интеллектуальной собственности. Как указано в докладе Всемирного Банка "Сорок
лет назад Южная Корея, Китай, Финляндия и Израиль были странами с низким
уровнем индустриализации, и экспортировали главным образом сырье и материалы. В
60- годы экспорт Финляндии на 70% состоял из древесины и продуктов
лесообрабатывающей промышленности, а в структуре экспорта Израиля примерно 70%
приходилось на сельскохозяйственную продукцию. Ситуация в Южной Корее и Китае
была аналогичной. В настоящее время свыше 50% объема экспорта каждой из этих
стран приходится на высокотехнологическую продукцию". Важность этого
вопроса, - осознается и властями РФ. Как указывается в Указе Президента РФ «О
концепции национальной безопасности РФ»: «Ослабление научно-технического и технологического
потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях
научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной
собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией
наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и
подрывом обороноспособности России», и далее «Основными направлениями
обеспечения национальной безопасности РФ ... являются: принятие необходимых мер
по ... развитию научно-технического, технологического и производственного
потенциала…». Как отмечает В.В.Путин в статье "Россия на рубеже
тысячелетий": "...недостаточное внимание к инновациям привели к
резкому сокращению выпуска продукции, конкурентоспособной на мировых рынках по
соотношению показателей цена-качество ...".
1
Вопросы инновационной деятельности находятся под постоянным
контролем органов государственной власти РФ, что находит свое отражение в
принятии соответствующих документов. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.
№ 24, утверждена "Концепция национальной безопасности РФ",
предусматривающая "создание ... инфраструктуры, обеспечивающей
коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с
одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за
рубежом...", Принята "Стратегия развития РФ до 2010 года", целая
глава которой, - "Инновационное развитие экономики", посвящена
вопросам коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
Правительством РФ принята "Программа экономической реформы",
указывающая, что цель правительства состоит в "обеспечении того, чтобы
превосходство России в сфере науки и технологии превратилось в ресурс
экономического роста и восстановления промышленности с тем, чтобы Россия могла
превратиться из страны с "колониальной" экономикой, в которой
преобладает экспорт сырья и материалов, в развитую страну, обладающую высокими
технологиями и наукоемкими производствами, основанными на достижениях
отечественной науки и технологии" Как подчеркивается в программе,
"Создание благоприятных условий для инновационной деятельности позволит
модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально
повысить конкурентоспособность отечественных товаров". Принята Федеральная
инновационная программа "Российская инжиниринговая сеть технических
нововведений", принята "Программа первоочередных мер по развитию и
государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности". В
рамках разработки и реализации проекта "Федеральная инновационная
система", создается методологическая, нормативно-правовая база развития
инновационного предпринимательства, включающая организационно-экономическое,
информационное, кадровое, финансовое, социальное обеспечение, формируется
системная инфраструктура. В соответствии с Генеральными соглашениями с
руководителями органов исполнительной власти 32-х регионов, районов и
крупнейших городов создаются региональных инновационные системы. В рамках
Генеральных соглашений создаются региональные и районные инновационные центры,
координирующие развитие инновационного предпринимательства. Координация
развития инновационного предпринимательства на межрегиональном уровне
обеспечивается вновь создаваемыми по федеральным округам межрегиональными
инновационными центрами (Центральной России, Южный, Северный, Северо-Западный,
Восточно-Сибирский, Уральский, Нижне-Волжский, Поволжский, Сибирский, Дальневосточный).
В рамках Министерства науки и технологий РФ создано специализированное
"Управления инноваций и коммерциализации разработок", в качестве
своих основных задач ставящее "отбор коммерчески перспективных
отечественных научных и технологических разработок и создание условий для их
продвижения на российский и зарубежный рынки, разработку методик и проведение
комплексной экспертизы инновационных научно-технических проектов, имеющих своей
целью коммерциализацию результатов НИОКР и претендующих на оказание им
государственной поддержки из средств федерального бюджета и содействие в
получении внебюджетных средств, привлечение инвестиций в научно-технологическую
сферу, отработка механизмов совместного финансирования инновационных
научно-технических разработок с привлечением внебюджетных средств, средств
коммерческих структур, частного и банковского капитала, организация
взаимодействия инвесторов при выполнении проектов". Роспатентом совместно
с Минпромнауки РФ, разработана "Концепция государственной политики по
введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности
...", в качестве важнейшей задачи в сфере коммерциализации объектов
интеллектуальной собственности, указывающая задачу "стимулирования
инновационной деятельности". Готовится к принятию программа "Цели,
задачи и принципы участия РФ в управлении государственными организациями
науки", в качестве своих основных целей определяющая: "создание
необходимых условий для перехода российской экономики к инновационному пути
развития, комплексное реформирование и развитие национальной инновационной
системы; формирование условий для развития и повышения конкурентоспособности
"человеческого капитала", содействие вовлечению в хозяйственный
оборот и эффективному использованию результатов научной и научно-технической
деятельности". В рамках Академии народного хозяйства при Правительстве РФ,
открыт Центр коммерциализации технологий в ноябре 1993 года создан
"Инновационный Союз РФ", ставящий перед собой задачи объединения
усилий инноваторов для ускоренного внедрения и широкого распространения
инноваций, создание инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия
для развития инновационного предпринимательства в стране. В 1997 году по
Генеральному Соглашению с администрацией Московской области начаты работы по
созданию Пилотной региональной инновационной системы, разработана Программа
развития малого и среднего инновационного предпринимательства, а в 1999 году
создан Московский областной инновационный центр которому поручено осуществлять
специально разработанный Пилотный проект создания инновационной системы
Московской области, включая создание сети районных инновационных центров. На
межрегиональном уровне созданы Восточно-Сибирский, Поволжский, Северный, Южный
инновационные центры. В марте 2000 г. с участием Президента РФ В.В.Путина
состоялась I-я общероссийская конференция представителей малых предприятий,
решениями которой предусмотрено ускорить создание на общероссийском уровне
предпринимательской модели инновационной системы. В плане действий рабочей
группы Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам на 2000г. была
предусмотрена отработка и тиражирование в других регионах пилотного проекта
"Инновационная система Московской области". В феврале 2001 года
Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по безопасности в сфере
экономики рассмотрела вопрос "О мерах по развитию инновационной
деятельности как факторе повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой
продукции" и своим решением от 27.02.2001 г. № 1 рекомендовала, в качестве
первоочередных мер, Инновационному Союзу РФ подготовить и представить в
Правительство РФ предложения по созданию национальной инновационной системы,
объединяющей интересы государства и инновационного предпринимательства по
использованию новых знаний и практического опыта с целью реализации
конкурентных преимуществ в обеспечении устойчивого экономического роста,
повышения благосостояния и качества жизни населения России. Проведено около
30-ти международных и общероссийских съездов, конференций, симпозиумов, и выставок,
издано около 50-ти сборников, монографий, справочников, методических изданий.
2
Для совершения вышеописанного прорыва в научно-технической
области, и повышения эффективности отраслей народного хозяйства, посредством
повсеместного внедрения результатов передовых исследований, РФ обладает всей
необходимой производственной и внедренческой инфраструктурой. По состоянию на
начало 2004 года в РФ насчитывалось более 5 тысяч научных организаций, с общим
числом занятых свыше 900 тыс. человек. Число научных организаций РАН, за
1990-2002 годы увеличилось на 52,9% (с 297 до 454). Имеются 58 особо крупных
организаций, со статусом государственных научных центров РФ (ГНЦ). Эти
организации обладают, уникальными научными школами и научно-технологической
базой и ведут разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники,
критических технологий федерального уровня. Число наукоградов в России (сейчас
- 7), вот-вот должно увеличиться до девяти, а до конца 2005 года – до 12, с
включением их программ развития в бюджет 2006 года. И как минимум, два из них –
Троицк и Петергоф – твердо заявили о своих намерениях построить ИТ-технопарки.
3
На содержание всей вышеупомянутой инновационной
инфраструктуры тратится значительное количество государственных средств. Какова
же эффективность и результативность всех этих затрат? Основным показателем
эффективности любой инновационной деятельности является количество патентуемых
новых разработок. Какова ситуация с данным показателем. По официальным данным
Роспатента, подача заявок на выдачу патентов на изобретения, от заявителей из
РФ, за один только 2004 год, сократилась на 8%, а получение патентов по ранее
поданным заявкам - на 7,3%. Причем данные по 2005 году - скорее всего будут еще
хуже. Динамика получения патентов российскими заявителями вообще - очень
показательна и поучительна: Таблица - Динамика выдачи патентов российским
заявителям на изобретения
Выдано патентов:1997 - 25.644; 1998 - 19.215; 1999 - 15.362;
2000 - 14.444; 2001 - 13.779
Причем удельный вес числа заявок на изобретения от
многочисленных научных организаций составляет лишь 29% всех заявок, а доля
патентов - около 34%. За тот же 2004 год, количество заявок от зарубежных
заявителей возросло на 26,8%.
Динамика роста активности зарубежных заявителей, в последние
годы прослеживается вполне четко: 2003 - 5.682 заявок 2004 - 7.207
заявок
Если учесть, что процент выдачи по зарубежным заявкам редко
опускается ниже 90%, а по заявкам из РФ, - находится в районе 50%, то можно
предположить, что уже достигнут паритет по количеству патентов выдаваемых этим
двум группам заявителей. Но может быть количество перекрывается качеством, и
патенты российских заявителей приносят своим владельцам существенно большую
выгоду? Отнюдь. В официальных отчетах Роспатента открыто сообщается, что к
пятому году действия патента (примерно второй год после выдачи), российскими
патентообладателями продлевается на более трети (!) имеющихся у них патентов.
Как указывается: "По-видимому, значительная часть патентообладателей не
находит возможности или не видит смысла поддерживать в силе свои патенты. Таким
образом, количество патентов на изобретения, реально присутствующих на
патентном рынке, значительно меньше количества зарегистрированных
патентов." Однако, если учесть, что патенты, полученные в РФ зарубежными
заявителями, очень редко бросаются на втором году действия (ибо их поддержание
стоит порядка 450 рублей в год (15$), а их получение - обходится не дешевле
1.500$), то получается, что большая часть действующих ныне в РФ патентов -
принадлежит иностранным заявителям. Особенно наглядна ситуация в такой
важнейшей области, как микроэлектроника. Регистрация топологий интегральных
микросхем, в РФ, за 2004 год - возросла на целых 39,5%, - с 38 (тридцати
восьми) до аж 53 (пятидесяти трех) "штук", причем на российских
заявителей, из этих 53 "штук", - приходится лишь 33. И это - при том,
что топология регистрируется не в разрешительном порядке, с проведением
экспертизы новизны, а всего лишь в уведомительном, - в виде простой сдачи всего
пакета документов "в архив". Впрочем, ситуация с "регистрацией
программ для ЭВМ и баз данных" - и того хуже, - там, так даже, до сих пор
так толком и не определен сам тот орган, который собственно всем этим важным
делом и занимается. Ситуация с активностью заявителей отражается и на
востребованности патентных поверенных. В Москве, и Санкт-Петербурге - они
безусловно есть, а вот в Ивановской, Курской, Смоленской, Вологодской,
Мурманской, Пензенской, Курганской, и Псковской областях, республиках Карелия и
Коми, в Коми-Пермяцком, и Ямало-Ненецком автономных округах, - зарегистрировано
всего по одному патентному поверенному. А в Белгородской, Брянской, Орловской,
Костромской, Липецкой, Тамбовской, Архангельской, Амурской, Читинской,
Сахалинской, Магаданской, Камчатской, и Владимирской областях,
Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, и Чеченской республиках,
Ставропольском крае, республиках МарийЭл, Мордовия, Адыгея, Дагестан,
Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия (Алания), Алтай, Бурятия, Тыва, Саха
(Якутия), Хакасия и Удмуртия, Ненецком, Таймырском, Ханты-Мансийский, Агинском,
Усть-Ордынский, Эвенкийском, Корякском, Чукотском и Еврейском автономных
округах, - вообще нет ни одного патентного поверенного!!! Особенно показательно
эта картина выглядит в сравнении с США, где на 50 субъектов федерации (штатов),
- приходится порядка 40.000 патентных поверенных.
4
Кстати, о США. Динамика патентования новейших разработок на
крупнейшем мировом рынке, - в США, очень наглядно иллюстрирует ситуацию с
реальной мировой инновационной активностью. Выдача патентов в США по странам
заявителей (выборка).
страна |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
США |
111984 |
147518 |
153.486 |
157494 |
166037 |
167333 |
169028 |
Япония |
23179 |
30840 |
31.104 |
31295 |
33224 |
34859 |
35517 |
Тайвань |
2057 |
3100 |
3.693 |
4667 |
5371 |
5431 |
5298 |
Финляндия |
452 |
595 |
649 |
618 |
732 |
809 |
865 |
Россия |
111 |
189 |
181 |
183 |
234 |
200 |
202 |
В принципе, и эти цифры могли бы радовать, - в конце
концов, Россия патентует больше, чем Лаос, и намного больше, чем Мозамбик. Если
бы не одно обстоятельство.
Обратимся к официальным данным Роспетента.
Таблица
Динамика выдачи
патентов США на российские разработки (выборка)
Патентообладатели.
Количество патентов США на российские разработки
годы |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
всего |
81 |
101 |
130 |
165 |
166 |
282 |
277 |
284 |
Патенты с приоритетом России |
23 |
34 |
45 |
55 |
48 |
95 |
72 |
84 |
Патенты без приоритета России |
58 |
77 |
85 |
110 |
118 |
187 |
205 |
200 |
Совершенно бессмысленный на первый взгляд термин
"российские патенты без приоритета в России", на самом деле скрывает
то, известное практически всем специалистам обстоятельство, что подавляющая
часть российских разработок патентуется за рубежом "в черную", - не
только без использования услуг Роспатента, но и даже без его информирования.
Это, конечно, является грубейшим нарушением законодательства, но когда речь
идет о быстром и эффективном выводе разработок на мировой рынок, - не до
соблюдения формальностей, тем более, - когда возникают системные угрозы.
Кризисный 1998 год в этом плане весьма показателен. К чести Роспатента, он
понимает ситуацию, при которой он вынужден получать данные о патентовании
российскими заявителями своих разработок из ИНТЕРНЕТа, и даже пытается на эту
грустную тему иронизировать: "С 1992 года действует устойчивая тенденция
роста количества патентов США и ЕПВ (Европейское Патентное Ведомство) на
изобретения, в создании которых участвовали российские специалисты. Рост
количества патентов обеспечивается прежде всего все возрастающей активностью
физических лиц, которые либо выступают на патентном рынке самостоятельно как заявители/патентообладатели,
либо как авторы изобретений, принадлежащих иностранным компаниям."
Думается, что признание этого очевидного факта далось ему нелегко. Почему же
российские инноваторы оставляют без внимания основополагающие правительственные
документы, и игнорируют заботу и всемерную поддержку, оказываемые государством,
раз за разом срывая выполнение этой важнейшей народозяйственной задачи. И
почему организация, имеющая штат в 2.476 сотрудников, занимающая целый квартал
офисных зданий, растянувшийся на полную троллейбусную остановку, и получающая
более чем хорошее финансирование: 2001 - 545.553 тыс.руб., 2002 - 861.135
тыс.руб., 2003 - 938.773 тыс.руб., 2004 - 959.977 тыс.руб.), за целый год работы
вынуждена регистрировать только 84 разработки, впоследствии патентующиеся в США
и 33 топологии, с чем вполне бы мог справится и один работник, причем даже при
работе по пол дня, на пол ставки, да и вообще (при такой-то нагрузке), - при
работе на дому. Попытаемся разгадать эту загадку.
5
Так, а собственно, - разгадывать то - нечего.
Многочисленные, нагло-вороватые чиновники так долго, так настойчиво, и
так убедительно призывали инноваторов "перейти к рынку" и
"начать считать деньги", что те, наконец-то последовали этому,
безусловно мудрому и полезному совету. А расчеты эти оказались очень короткими
и очень простыми. При патентовании разработок через Россию, абсолютно впустую
теряется очень много денег и очень много времени. По деньгам, - для только
одного патента, на одном только НДС-е, в одних только США теряется от
2.000-2.500$, до 3.000-4.000$ (доблестная российская налоговая инспекция
умудряется взимать 18% НДС даже с ведомственных пошлин!!!, не говоря уже об
оплате услуг иностранных патентных поверенных). Потери в Европе, - примерно
сопоставимы, причем, что важно - для каждой (!) Европейской страны. При
патентовании и в США и в Европе, - эти потери естественно суммируются. Более
того, эти совершенно ничем не оправданные потери денег, сочетаются с не менее
неоправданными потерями времени. Процедура получения патента в РФ совершенно
запросто может занять 3 года (а для примера, - на Украине - патент можно
получить за 4 месяца, - отсутствие нефти и газа заставляют относится к
инноваторам с уважением). И все это время - патента - не будет, а срок -
будет капать. А ведь это время - драгоценно, причем - в самом прямом смысле
этого слова, - процедура международного патентования очень жестко
расписана по временным этапам, и нарушение этих сроков чревато очень
серьезными неприятностями, из которых штрафы в 1.000 долларов или евро -
еще отнюдь не самое плохое. Причем при перепатентовании российских
заявок в зарубежных странах (а иначе - зачем все затевать), например, в
тех же США, российский заявитель, с весьма неприятным удивлением может
обнаружить, что для лиц, подающих заявки напрямую, предусмотрены весьма
серьезные льготы и скидки (США тратят крупные суммы на осмысленную
политику по привлечению со всего мира перспективных разработок), которых
он, обратившись в "родное" патентное ведомство - естественно
оказался полностью лишен, и ему теперь предстоит оплата всех, весьма
серьезных расходов, по "полной программе" (а теперь - вопрос на
засыпку - "Наступит ли он еще хоть раз на эти грабли?").
Кроме того, сотрудники Роспатента, при работе (над будущей международной
заявкой), могут допустить совершенно незаметные для себя и внешне вполне
безобидные действия (прямо предусмотренные должностными инструкциями),
которые впоследствии могут не только "стоить" заявителю дополнительных,
и ничем не оправданных 2.000-4.000$/евро, но и могут сделать дальнейшее
международное патентование вообще невозможным! Если же принять во
внимание (практически уже свершившуюся) отмену отсрочек для аспирантов,
то ситуация из трагической - становится уже просто комической, ибо при этом
аспиранты не только однозначно "вылетают" из жесткого
"тайминга" международного патентования, но и очень серьезно
осложняют это самое патентование для своих оставшихся "на воле"
коллег, опрометчиво принявших данных аспирантов в свой дружный коллектив.
Впрочем, справедливости ради, надо признать, что данная ситуация является в
большой степени гипотетической, ибо главным законом современной
российской науки является железное правило: "Придумал стоящую вещь -
уезжай НЕМЕДЛЕННО!". Благо, руководство российской академии наук, из
такого способа международного научно-технического "обмена" - не
делает ни секрета, ни уж тем более трагедии. Да и правильно, - все
равно здесь, в России, никакую новую разработку - внедрить попросту
невозможно, точно так же, как и найти здесь кредитные ресурсы для ее внедрения за
рубежом (о внедрении в РФ, - даже и речи не идет). Более того, при
"легальном" трансферте новых технологий, помимо огромных, и
совершенно бессмысленных потерь на платежах и сборах, российских инноваторов
подстерегает еще и опасность другого, чисто "местного" рода.
Бдительные и зоркие органы, стоящие на страже безопасности государства (вот
только какого?), могут не только полностью парализовать любую непонравившуюся
им работу, но и могут доставить ее российским участникам очень серьезные
неприятности. Примеры результатов реальной и успешной (!) инновационной
деятельности на мировом рынке, директора теплофизического центра Красноярского
госуниверситета Валентина Данилова, директора Института сверхпластичности
металлов Оскара Кайбышева, и гендиректора "ЦНИИМАШ-Экспорта", -
академика Игоря Решетина - у всех перед глазами. (А ведь и в том и в другом и в
третьем случае, - были преступно и фактически безвозвратно разрушены и
уничтожены крупные научные коллективы, имеющие приоритетный мировой уровень
исследований. И это - только самые громкие "дела", а счет более мелким
- идет вообще на сотни.) Кстати говоря, - забавное совпадение, - тотальному
"нападению" (спецслужб, прокуратуры, налоговых, экологов, и т.д. и
т.п.), - практически одновременно подверглись все (еще хоть как-то работающие)
предприятия ракетно-космической и авиационной отраслей, абсолютно по
всему спектру, - начиная с конструкторских бюро, и заканчивая заводами, и
на сегодняшний момент - среди них нет ни одного (!) нормально работающего, так
что ни о каком освоении ими новых разработок - и речи идти не
может. Да и с ВУЗами - потенциальными поставщиками новых разработчиков, -
тоже творится что-то неладное, - основная кузница "авиационно-ракетных"
кадров, - МАИ - в буквальном смысле - лежит в руинах, хотя
"Пищевой", стоящий через дорогу - чувствует себя прекрасно. То
же самое, к слову - и с "ядерной" сферой, - министерство обороны
России, "забыло" включить в первоначальный перечень ВУЗов имеющих
военную кафедру, - основного в стране "поставщика"
"ядерных" кадров - МИФИ. Одно из двух - либо министерство
находилось в состоянии сильного алкогольного/наркотического опьянения,
либо оно - действительно министерство обороны, но отнюдь не России. Так
что российским инноваторам, прежде чем жизнерадостно бежать в российское
же патентное ведомство и сдавать туда свои разработки - есть более чем
серьезный повод задуматься. (и судя по вышеприведенным цифрам бесстрастной
патентной статистики, - они это уже сделали). В СССР существовала мощная
система поддержки инновационной деятельности вообще, и патентования
результатов научно-технической деятельности в частности. Треть всех
изобретений мира регистрировалось в СССР. В любом НИИ и КБ, в любом ВУЗе,
на любом производстве, сразу же после создания "первого"
отдела, - создавался отдел патентный, через который проходили все без
исключения новые разработки. Любая техническая диссертация в обязательном
порядке должна была содержать раздел патентных исследований по тематике
работы. Выходили сотни отчетов, обзоров, и исследований зарубежных разработок,
которые обязан был штудировать любой, кто был хоть как-то причастен к научно-технической
деятельности. Все это гарантировало мировую новизну и актуальность работ.
Параллельно, - существовала мощная система поддержки инноваций во всех
сферах и на всех уровнях государства, - начиная с бесплатной помощи в
оформлении всех необходимых документов по заявке, через систему ВОИРа, и
заканчивая развитой системой ведомственных премий и даже льгот по квартплате
для изобретателей и рационализаторов. Все это, в совокупности, -
позволяло государству удерживать мировой паритет в научно-технической
сфере, и как следствие - сохранять фактическую независимость на мировой
арене.
Ничего этого - больше нет, - все разрушено до основания.
Как прямо указывается в докладе Всемирного Банка "... инновационная
система России лежит в руинах ...". 5000 "научных" организаций,
совокупным штатом в 900000 человек, "выдает" на мировой инновационный
рынок не более 40 патентов в год (об их "качестве" - скромно
умолчим). Количество внутренних патентных заявок от авторов РФ - ежегодно
сокращается минимум на 8%-10%, а вот от зарубежных - растет на 26%. Из
тех 23-х с лишним тысяч российских заявителей, что ежегодно приходит за
патентом - половина, - не способна его даже получить, хотя в большинстве
случаев, для этого вполне достаточно простого перевода заявки в формат полезной
модели. Из второй половины, получившей свои патенты, 70%, то есть - подавляющая
часть - бросают это дело, на второй же год после получения, не желая тратиться
даже на 15$ за продление этих "патентов". Те же, кто реально
продвигает свои разработки на мировом патентном рынке, - в столь же подавляющем
большинстве случаев - в российские патентные органы - вообще не обращаются. А
если взять административную карту РФ, и отметить на ней те из 80 с лишним
субъектов, где патентных поверенных один-два, а то - и вовсе - ни одного, то
вообще возникает вполне резонный вопрос, - что же происходит, на этой
"территории". Последствия всего этого, - абсолютно закономерны.
Согласно данным Минпромнауки РФ "доля России на мировых рынках
высокотехнологичной продукции занимает только 0,3% – в 130 раз меньше, чем у
США". И перспективы улучшения ситуации, - более чем туманны. Как указывается
в отчете Всемирного Банка: "... отдельные данные свидетельствуют о том,
что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший
способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие
американские компании в сфере высоких технологий ..." Впрочем, с учетом
ликвидации отсрочек в упомянутых технических ВУЗах, - последнее высказывание
скоро потеряет свою актуальность, так как и студенты - скорее всего, -
последуют по пути разработок (ну а уж для того, чтобы не понимать, что
аспиранты востребованных на мировом рынке специальностей, ни при каких
условиях не пойдут в казармы на 2 года, а моментально уедут - надо вообще быть
полным идиотом).
Заключение
Когда звучат многочисленные призывы снять Россию с
"сырьевой иглы", и перейти на экспорт высокотехнологичной продукции,
- сразу же встает вопрос об искренности этих призывов, а для той, очень
небольшой их части, которую еще можно признать искренней, - вопрос об
адекватности их авторов реальности, и/или - о достоверности имеющейся у них
информации. Вся имевшаяся ранее научно-техническая инфраструктура - уничтожена
полностью, - "в ноль", ее - уже не существует, как не трудно было в
это поверить. Абсолютно все легальные пути выхода любых российских разработок
на мировой рынок - заблокированы просто намертво, причем - заблокированы
очень продуманно и грамотно, - "все - по закону". Налоговая - не дает
"справку" - без справки от таможни - а таможня - не дает
"справку" - без справки от налоговой, нет лицензионного договора -
нет регистрации, нет регистрации - нет оснований для платежей, но если нет
платежей - не может быть и никакого договора (что - может и к лучшему, так как НДС
- все равно не возвращают). И т.д. и т.п., - бесконечные круги полнейшего
идиотизма, абсолютного, рафинированного идиотизма, но что удивительно, круги -
без малейшего зазора, без малейшего пространства для маневра, все - очень
грамотно и качественно. "Мы бы и рады, но вы же понимаете, - мы не
можем нарушать закон". Мы - все понимаем.
Мы все, очень хорошо, и очень правильно понимаем. Под
непрекращающуюся, насквозь лживую, болтовню высших государственных чиновников
"об инновационном развитии", в РФ, целенаправленно и совершенно
осознанно сформирована и весьма "успешно" действует разветвленная,
качественно организованная и обеспеченная всеми ресурсами, мощная
"сетевая" система жесткого подавления любой инновационной
деятельности, система пресечения любых научно-технических работ, система
преследования отдельных успешных исследователей и даже целых научных
коллективов. Факт наличия и деятельности этой сети - уже давно не является
секретом для специалистов, сталкивающихся с ней постоянно (но возможно станет
откровением для "широкой общественности", для которой настоящая статья
и предназначена). Результатом работы этой сети - стала не только неустранимая
неконкурентоспособность всех пока еще появляющихся российских разработок
(отставание - на 1-2 поколения техники), но уже и прекращение выхода даже таких
разработок. Если в самое ближайшее время, эта сеть не будет уничтожена, или как
минимум нейтрализована, - через 2-3 года, вся, пока еще хоть как-то ведущаяся,
научно-техническая деятельность - будет прекращена уже полностью, а еще через
5-7 лет - государство "Российская Федерация" - просто не сможет
обеспечивать себя жизненно-необходимыми разработками (электронными, теми же
авиационными, ракетными и ядерными), и с очень большой долей вероятности, -
прекратит свое независимое существование.
Русский Профсоюз Инноваторов
Интернет против телеэкрана
26.01.06