Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.С. Леонов

Запад продолжает «бетонировать» Россию[1]

Истинная подоплека «газовой войны»

 

"Yтро": Николай Сергеевич, какова, на ваш взгляд, истинная подоплека "газовой войны" между Россией и Украиной, подлинные мотивы Москвы и Киева, учитывая, что многое в этой "войне" осталось "за кадром"?

 

Николай Леонов: Такие больше проблемы полностью в "мешок молчания" не засунешь. Даже по открытой информации можно составить близкую к истине картину происходящего. Вся проблема торговли газом со стороны России представляется своего рода загадкой сфинкса: кто формирует и утверждает цены от имени "Газпрома"? Какими резонами руководствуются люди, определяющие ценовую политику? Цена на российский газ, продаваемый различным государствам, колеблется в огромном диапазоне – от $46 за 1 тыс. кубометров Белоруссии до $270, которые Россия ставит перед Турцией. Лично не могу объяснить, почему Грузии, которая занимает в отношении России отнюдь не дружественную позицию, газ мы продаем по $110, странам Балтии, которые вошли в НАТО и Евросоюз, – по $110, Болгарии – по $83, а Молдавии – уже по $260? И почему для Украины взято $230, хотя уже сейчас с Европы мы требуем 250? Глядя эту газовую "колбасу", депутаты Государственной думы потребовали от правительства объяснений, кто и как формирует цены на газ. Правительство обещало прислать кого-то на днях.

Проблема действительно существует, потому что в этой чересполосице цен невозможно определить ни политического, ни политического вектора. Либо мы уж руководствуемся экономикой, т.е. рыночными механизмами, опираясь на стоимость газа и его транспортировки. И тогда чем дальше страна, тем дороже для нее будет стоить газ. Либо – политическими мотивами: друзьям подешевле, врагам подороже. Но я не вижу ни экономической, ни политической логики. Почему именно сейчас поставлен вопрос о повышении цены на газ, а не раньше? Ведь год назад все было ясно – политическая картина отношений между Россией и Украиной резко изменилась, когда пришел к власти Ющенко. Если мы хотели хоть как-то влиять политически, то надо было делать это тогда. А уж экономически это надо было делать и два, и три года назад, когда росла цена на газ. Но российское правительство не может объяснить своей политики, при которой теряются наши деньги. А ведь Владимир Путин сказал, что в год мы теряли $3,6 миллиарда. Кто компенсирует это хотя бы за последний год?

Из-за того, что контрольный пакет "Газпрома" находится в руках государства, любой может трактовать действия российского правительства как произвольные. Присутствует непрозрачность...

 

"Y": Об этом как раз говорится и в заявлении Кондолизы Райс...

 

Н.Л.: В этом Кондолиза Райс частично права, потому что любое отсутствие чисто экономической составляющей подразумевает, что кто-то на кого-то обиделся и решил устроить бяку. Когда развалился Советский Союз и каждая бывшая союзная республика на все лады кричала, что освободилась от деспотизма, я был сторонником того, чтобы строить отношения с новыми государствами в чисто рыночном варианте: вы покупаете – платите, мы покупаем – платим. Но мы все запутали. Торговля и продажа стали, с одной стороны, элементом политической игры, а с другой – коррупции, что самое ужасное. Путин нам все время говорил, что Черномырдин – блестящий посол, который блестяще решает газовые дела. Но этот великолепный посол довел до кризиса наши газовые отношения с Украиной. Я уже не говорю о прочих делах – границах и т.д. Поэтому надо обратиться к оценке работы наших послов.

Но то, что сейчас сделали с Украиной, я считаю победой России, потому что мы все-таки внесли ясность. Я оцениваю, как реагирует на это Запад, сама Украина, и говорю о победе. Я большой любитель покритиковать российское правительство, которое является бескрылым и жалким. Располагая такими гигантскими финансовыми возможностями, оно абсолютно ничего не может сделать для реального развития страны. Никаких инновационных проектов, ничего нет. Мы не можем смотреть дальше, чем на год-два вперед. Но на Украине Рада отправила правительство в отставку за такое решение конфликта – они раздражены, ведь Россия настояла на главном – повышении цены до $230. Причем эта цена не является жесткой и будет меняться в зависимости от конъюнктуры рынка. И это тоже победа России, потому что цена на газ будет расти неумолимо.

 

"Y": Есть еще одно последствие газового противостояния – вбивается клин уже на уровне людей, граждан двух близких между собой стран...

 

Н.Л.: К сожалению, мы уже все сделали для того, чтобы размежеваться. Мы тешим себя иллюзиями. Патриоты говорят о статусе Севастополя и т.д. Но мы уже подписали общий договор с Украиной об окончательном размежевании. Сейчас осталось размежеваться по морским границам: Керченскому проливу и Азовскому морю. Невозможно ожидать, что развитие отношений с Украиной повернется к возобновлению союзничества, и, тем более, ожидать создания единого государства. Российская и украинская элиты сделали за последние 15 лет все, чтобы закрепить раскол. Хотя если бы сейчас провели референдум в обеих странах, то убежден, что большая часть людей проголосовала бы за создание единого государства...

 

"Y": Но одно из недавних социологических исследований говорит об ином – на Западной Украине около 55% опрошенных заявили, что видят в России противника. Какое тут может быть объединение?

 

Н.Л.: На Западную Украину мы никогда не рассчитывали. Львов – единственный город на Украине, где говорят на украинском языке. Во всех остальных городах-миллионщиках общаются на русском. Левобережная и Восточная Украина практически вся говорит на русском языке. Но властные структуры ведут дело к разъединению народов с помощью всей мощи Запада. С Украиной американцы подписали соглашения, в которых территориальная целостность и неприкосновенность Украины гарантируются США. Поэтому говорить о каких-то наших розовых надеждах и продолжать по 50 долларов поставлять газ нецелесообразно.

 

"Y": Несмотря на правительственный кризис, Киев собирается вступать в НАТО. К каким последствиям для России может привести такой шаг?

 

Н.Л.: Россию систематически заталкивают вглубь евразийского континента. Сейчас происходит создание "малой Антанты". В конце концов, им наплевать, какой строй в России – социалистический, монархический или демократический; главное, чтобы она не была великой державой. Во Вторую мировую "малая Антанта" рассыпалась, и тогда возникла идея "железного занавеса". Эта позиция была сформирована в Фултоновской речи Черчилля, которой 5 марта с.г. исполнится 60 лет. Отгородить Россию, создать блокадную экономическую, финансовую, научно-техническую систему. Блокада была поставлена профессионально и внесла свой вклад в ослабление развития Советского Союза. Сейчас эта политика приобрела новую окраску. Увы, Россия, как ящерица при виде опасности, отбрасывает свой хвост. Она отделилась от союзных республик, и этим мгновенно воспользовались западники. Такой исторический момент им бы не представился даже во сне! И снова создается "малая Антанта": Прибалтика, Польша, Украина, Молдова. И дальше – Грузия, Азербайджан, Средняя Азия. Так формируется новый пояс изоляции остатков большой России.

Конечно, НАТО проглотит Украину. Возможно, мы будем упираться по Севастополю, то есть какое-то формальное препятствие имеется – наличие российской военно-морской базы в Крыму. А по уставу в НАТО нельзя принимать страну, если на ее территории находятся иностранные военные базы. Но, в конце концов, они могут и на это наплевать. Принятие Украины в Североатлантический альянс ложится в русло длительной и отчетливо просматриваемой в последнее время политики "бетонирования" России на евроазиатском пространстве для закрытия выхода на Запад. И Молдову, и Украину будут использовать в этих целях. Если мы будем и дальше хлопать себя ушами по щекам и упустим историческую возможность создать союз с Белоруссией, то и там со временем произойдут изменения, которые позволят ее принять в НАТО. Это стратегическая цель. И только совершенные новички в политике или люди ангажированные могут утверждать обратное.

 

"Y": Тема ангажированности тех или иных фигур в высших эшелонах российской власти не теряет актуальности с момента распада СССР. Действительно ничего не изменилось за 15 лет?

 

Н.Л.: Многих официальных представителей России, в том числе членов правительства, российскими патриотами я не считаю. Нормальной логике их поведение не отвечает. Возьмем министра финансов Кудрина, господина Грефа. Возникает вопрос – где находится огромный золотовалютный запас России в $180 миллиардов? За всю историю у нас не было таких накоплений. Этот запас переведен в чужие ценные бумаги, преимущественно в американские. И приносит нам копеечный доход – 0,5% или 1% в год. Причем, ценность этих бумаг определяется доверием, и ничем больше. Завтра произойдет кризис, и мы получим, как во время дефолта 98-го, дырку от бублика. Почему этот запас не хранится в виде золотых слитков в подвалах нашего казначейства? В ответ на этот вопрос мы видим только молчание и туповатые лица. А цена золота растет темпами, поражающими воображение: с 2000 г. – с $270 до $520 за унцию. Если бы мы хранили наши запасы в золоте, то уже увеличили бы их вдвое! Но господа, отвечающие за судьбу страны, действуют иначе, и моя логика отказывается их воспринимать как слуг Отечества и народа. Соединенные Штаты не полагаются на рубли и юани, а хранят свои сбережения в золоте. Это логика поведения тех, кто знает цену своей безопасности. Это практические вещи, которые понятны тем, кто хочет понимать.

 

"Y": Николай Сергеевич, вопрос к вам как к профессиональному разведчику. В свое время вы констатировали, что добытые разведкой сведения и аналитическая информация часто "не были востребованы руководством страны". Изменилась ли ситуация сегодня?

 

Н.Л.: Мне трудно говорить, какую информацию готовят для правительства наши теперешние коллеги в спецслужбах и в какой мере она учитывается. Но проблема адекватности между получаемой информацией и принимаемыми мерами является больной не только для России. Я был знаком со многими разведчиками и аналитиками в других странах. Они признают, что часто бывает так: спецслужбы предупреждают о чем-то, а правительство поступает иначе. Взаимоотношения поставщиков информации и тех, кто ее реализует, всегда сложные и не безоблачные.

 

"Y": В создании "кордона" вокруг России особое место отводится Грузии, в которой продолжается интенсивная подготовка к войне за Южную Осетию и Абхазию. Каковы ваши прогнозы на развитие событий в этом регионе?

 

Н.Л.: Не самые утешительные. В составе делегации Госдумы мне довелось принять участие в мероприятиях в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Во время встречи с нынешним Генсеком организации я задал ему вопрос: как в НАТО будут действовать в случае, если будет попираться воля народов Абхазии и Южной Осетии, которые со всей очевидностью сказали, что не желают жить в составе Грузии? Генсек НАТО съежился, ответив, что "будем искать мирные формулы сохранения целостности Грузии". На насильственные действия, на кровопролитие НАТО, видимо, согласие не даст. Но вот на коррупцию, многолетний пропагандистский нажим на население этих стран, на благотворительность, обещания и посулы жителям Абхазии и Южной Осетии Запад не поскупится. Начнется долгосрочное давление с целью сломить волю этих народов и заставить их жить в рамках Грузии. Они пойдут даже на предоставление широкой автономии. Но, как известно, что предоставляется, то с такой же легкостью и отнимается. Они не готовы признать право этих народов на самоопределение и самостоятельное государственное существование. Как в свое время в Европе решали возможность принадлежности Саарской области к Германии или Франции? Лига Наций пошла на проведение референдума в начале 30-х гг. прошлого века. Было принято решение присоединиться к Германии – стране, побежденной в Первой мировой войне, потому что так решило население! Так же оформили принадлежность Триеста, на который претендовали Югославия и Италия. Там была создана сложная дипломатическая система, но волеизъявление людей было в пользу Италии.

Сейчас мы говорим о том, что Запад действует не по принципу универсального международного права, а по принципу "закон, что дышло, куда повернул, то и вышло". Где им выгодно – они за волю населения, где это невыгодно – воля народа попирается. Так что они будут стоять на своем. И, надо сказать, терпения и последовательности у них хватает, чего не скажешь о российском правительстве.

Россия на официальном уровне не один раз заявляла об уважении территориальной целостности Грузии. Правительство связало себе руки и ноги. Если говорить честно, то, по существу, оно отказалось от Абхазии и Южной Осетии. Сейчас пойдет давление с требованием вывести наших миротворцев. Это будет идти годами. В конце концов, их выдавят. Как сказал Черчилль 60 лет назад, так они и следуют одной дорожкой, ни разу не изменив курса. А мы за это время таких зигзагов нарисовали в своей политической траектории, что самим страшно.

 

"Y": Могут ли при таких зигзагах у России оставаться союзники?

 

Н.Л.: Наша политика невнятна как внутри страны, так и вне ее. Внешняя политика является продолжением внутренней, только иными средствами. У нас неясность внутренней политики, шамканье, неспособность сказать народу, куда мы идем, что строим и какой страна будет через 5 и 10 лет. Привычка олигархическо-бюрократического правительства жить одним днем сказывается и на внешней политике. У государственного руководства на всех уровнях нет способности к стратегическому мышлению. Это трагедия государства. Мы не можем прописать свою позицию ни в одном вопросе, сделав ее внятной. Поэтому наше правительство и не пользуется доверием. Проводят исследования: президенту доверяют, а правительству нет. Несуразица какая-то получается, ведь правительство назначается президентом!

...Союзников сейчас у России, в принципе, нет. Только одна страна стремится к союзничеству. Это Белоруссия. Во всех документах и выступлениях своего руководителя она четко выступает за союз с Россией. Беда в том, что наше правительство внятно не говорит, что является препятствием для создания Союзного государства. Причина необъединения – здесь, в Москве, так же, как здесь лежали причины разъединения СССР. Ельцин и Горбачев виновны в развале исторической России. Давайте говорить человеческим языком. Ведь не украинцы с белорусами восстали. Сама Москва явилась источником разъединения, а вот объединительным центром она никак не может стать. В 1996 г., когда Ельцину захотелось вновь стать президентом и он знал, что шансы крошечные, он начал разыгрывать карту союза с Белоруссией. На Соборной площади Кремля, в присутствие патриарха, под колокольный звон был поставлен такой спектакль объединения народов, что у каждого русского и белоруса сердце защемило от радости. Наконец-то! Но прошло 10 лет, и нет ничего, кроме софистической фразы Путина об отделении мух от котлет. Не расшифровали, что есть первое, а что второе. Народ так и не знает, что же стало препятствием в союзе России и Белоруссии.

 

"Y": С другой стороны, Лукашенко на Западе называют "последним диктатором Европы". Российские СМИ в лучшем случае молчат, а в худшем рисуют тот же портрет одиозного лидера...

 

Н.Л.: Только не надо ссылаться на западные СМИ; они делают то, что им политически выгодно. Им абсолютно наплевать на то, что Назарбаев трижды, в нарушение всех демократических правил, избирается президентом. Им наплевать на Туркменбаши. Никто же не кричит, что его надо исключить из ООН. Никто не ставит вопрос о клане Алиевых, где власть передается от отца к сыну. Потому что все это соответствует интересам Запада. Лукашенко ненавистен только потому, что видит свою ключевую задачу в объединении с Россией. Из-за этого против него брошена вся пропагандистская машина.

Сейчас разрабатываются несколько вариантов Конституционного акта Союза России и Белоруссии. Согласовано все, кроме тех вопросов, которые должны согласовать лично Лукашенко и Путин. Эксперты говорят, что Конституционный акт согласован на 99,99%. Но, видимо, одна сотая процента и является главной. А годы идут, и только отдаляют наши государства друг от друга. Я чувствую, что вся идея вязнет, как в болоте, в тенденциях центробежного характера.

 

"Y": В России через два года состоятся президентские выборы. Как по-вашему, преемственность курса нынешней власти, со всеми вытекающими последствиями, сохранится?

 

Н.Л.: Внешнеполитические перипетии радикальных изменений не претерпят. "Холодная война" против России продолжится. Для американцев мы все еще потенциальная угроза. И нас будут прессовать, безразлично по какому вопросу – газу, госконтролю за неправительственными организациями и т.д. Все будет против нас. В пользу России решения приниматься не будут.

Мы же пока – государство-мутант, не демократическое и не тоталитарно-деспотическое, но с элементами того и другого в достаточно сложных пропорциях. Это коктейль политических систем, которые сложились в действительности. И операция "Преемник" у нас будет проходить не так, как в тех странах, с которых мы вроде берем пример. В силу неразвитости гражданского сознания существует глубокая убежденность российских верхов в том, что они с помощью информации и пропаганды могут навязать любую идею. В этом отношении они не сильно ошибаются. Голосуем в каком-то бессознательном состоянии, как под наркозом. Нам еще надо зреть. Народ имеет то правительство, которое заслуживает. Олигархическо-бюрократическая верхушка не допустит смены власти по существу и будет ставить людей, которые укрепят строй, существующий сегодня.

Говоря о кандидатах – все раскладывают колоду по своему вкусу. Я чувствую, что скорее выдвинут кандидатуру Медведева, по нескольким причинам. Он никогда ничем не руководил, ни за что не в ответе. Его ни вы, ни я, ни одна фракция или партия не могут покритиковать. Да, был руководителем администрации президента, у которого высокий рейтинг. Что плохого сделал Медведев? Ничего. А всякого другого можно покусать, и сильно: один в коррупции завяз, другой неэффективен как министр.

Медведеву дали четыре самых привилегированных, выигрышных направления. Эти социальные проекты – прелесть, начало президентской кампании. Кто нам до этого мешал заняться жильем, образованием, здравоохранением, сельским хозяйством? Есть же соответствующие министерства. Но вспомнили об этом именно сейчас, дали дополнительные ассигнования и назначили особо ответственного – первого вице-премьера. С такими козырными тузами на руках – деньгами и всеми ресурсами – ему дали играть. Медведева уже начали обкатывать, показывая за рубежом. Проводят некоторый ликбез и по этой части. Нормально выглядит, нормально говорит, а большего мы и не требуем.

 

"Y": Спасибо за интервью.

 

 

Юрий КОТЕНОК

 

16.01.2005

http://www.utro.ru/articles/print/2006/01/16/512669.shtml

 

УКРАИНА

Всю предновогоднюю неделю внимание мировой общественности было приковано к решению газовой проблемы Украины и России. Стоял вопрос о том, сколько должна платить украинская сторона за российский газ?

В итоге, все эти события вылились в столкновение между Президентом Украины В. Ющенко и Верховной Радой, которая отправила в отставку правительство своей страны, за то, что ющенковское правительство подписало договор с правительством России об оплате европейской цены за газ.

Кто же стоит за всеми этими событиями, и на кого в этом противоборстве Верховной Рады с правительством Украины поставит Запад? Кто же выйдет из него победителем, что должно делать для укрепления своего влияния на Украине российское правительство?

 

- Николай Сергеевич, как вы полагаете, правильно ли была решена газовая проблема между Украиной и Россией?

 

- Может быть, Вы сторонник более жесткого решения этой проблемы? Возможно, надо было поднять цену на газ еще на 50 процентов, чтобы украинской стороне неповадно было говорить об изгнании из Керчи военно-морской базы России?

Я соглашусь с тем, что Россия правильно называет решение этой газовой проблемы компромиссным, а не победным. Во-первых, для того, чтобы не травмировать правительство и президента Украины, и, во-вторых, потому что это ближе к истине.

Когда мы с вами еще в мае прошлого года дебатировали по вопросу газового конфликта между Россией и Украиной, ни одно СМИ нашей страны не обратило внимания на тот факт, что Россия блокирует все поставки на Украину туркменского газа. Этот вопрос они оставили за скобками.

Поэтому, с одной стороны, Россия получила возможность повысить цену за свой газ, проходящий по территории Украины, до двухсот тридцати долларов за тысячу кубов, и стала диктовать на него цену в зависимости от европейской цены за газ на мировом рынке.

Причем, заметьте, с возможным поднятием этой цены, так, чтобы плата за него была для Украины стабильной.

Это, по моему глубочайшему мнению, победа России над Украиной в «газовой войне», как ее окрестили российские СМИ.

Но в то же время Россия пошла на разблокировку всех наших газопроводных путей и на облегчение доступа среднеазиатского газа на Украину и в Западную Европу. По последним данным, на рынке Западной Европы наличие азиатского газа увеличилось с четырех процентов до десяти или даже одиннадцати процентов, и в связи с этим Россия в лице среднеазиатских стран получила конкурента в торговле газом с Украиной. Большую часть их газа теперь станет покупать Украина.

Компромисс данного договора заключается еще и в договоренности всех сторон о том, что всеми поставками газа на Украину и в Европу будет заниматься отдельная компания « РосУкрЭнерго».

Правда, не понятно, почему она зарегистрирована в Швейцарии. Кроме двух соучастников, России и Украины, в ней никого не должно быть. Компания к тому же является оффшорной. А значит, ее могли создать с не очень чистыми целями, например,чтобы избежать налоговых российских тягот или увести ее из российского правового поля.

 

- А кто же, по вашему мнению, может за ней стоять?

 

- Я думаю, что за ее созданием стоят короли нашего газового бизнеса. В этом нет вопроса, потому что 50% акций «РосУкрЭнерго» принадлежат «Газпромбанку», но, по последним данным, он передает их напрямую «Газпрому». А вторая половина акций этой компании будет приобретена украинской стороной.

Сейчас же эта половина принадлежит австрийской газовой компании «Распейджер», но в Интернете прошло сообщение, что ее приобретет Украина.

Эта сделка была бы логичной, если бы компания не находилась в Швейцарии и ее деятельность была прозрачна. А поскольку «РосУкрЭнерго» будет заниматься покупкой и российского, и среднеазиатского газа для Украины, то эта цифра, девяносто пять долларов за одну тысячу кубов, складывается из двух потоков газа: российского – за цену двести тридцать долларов (объем его будет определен в семнадцать миллиардов кубометров в год), и двойного объема газа (тридцать четыре – тридцать пять миллиардов кубометров) среднеазиатского, который будет смешиваться с российским на границе с Украиной, и поставляться ей по цене около ста долларов за тысячу кубов, откуда и родилась это мистическая цифра.

Естественно, Россия увеличила цены на свой газ для Украины; но она же вынуждена была открыть свои трубопроводы для поставки среднеазиатского газа на Украину и в Западную Европу.

Что касается реакции на это решение со стороны мировой общественности, она, естественно, была негативной. Достаточно вспомнить выступление в таких крупных изданиях, как «Таймс», «Нью-Йорк Таймс» Государственного Секретаря США К. Райс. Она обвинила Россию в том, что та заняла диктаторскую позицию в отношении Украины и нагло продиктовала ей свои цены на свой же газ.

Английские власти пошли дальше госпожи Райс и поставили перед мировым сообществом вопрос о месте России в восьмерке наиболее развитых государств в связи с ее нецивилизованным давлением на Украину.

Все эти всхлипы западных стран можно отбросить, потому что, если уж мы сейчас живем по правилам рынка, то в нем есть циничное, но точное правило: хочешь – покупай, а не хочешь – не покупай!

Что же касается цен на газ, то их формирование сейчас загадочно. Например, как сообщили по радио, Молдавии Россия будет продавать свой газ по цене сто десять долларов за ту же тысячу кубов, поскольку такая цена установлена Россией для Грузии и Прибалтики. Возникает законный вопрос: кто в «Газпроме» устанавливает цены?

 

- Так кто же их устанавливает?

 

- Кроме руководства Совета директоров «Газпрома», никто не может их устанавливать.

Как вы знаете, закон о запрете участия высших чиновников России в бизнесе существует только на бумаге. По вашему мнению, Николай Сергеевич, в составе учредителей швейцарской компании «РосУкрЭнерго» могут состоять крупные чиновники «Газпрома», которые смогли скупить за копейки ее акции, записав их на своих родственников, получив от них расписки, что после их ухода из «Газпрома» акции вернутся к своим истинным владельцам?

Конечно, потому что никто из нас не может объяснить, почему цена на газ для Украины составляет двести тридцать долларов за тысячу кубометров, а для Молдовы сто десять за ту же тысячу кубометров. Ведь для этого должны быть какие-то политические или экономические уступки, но их нет. Значит, откаты или дележка между самыми высшими чинами России, в виде каких-то поблажек финансового плана, о которых никто публично говорить не станет.

Задача по решению проблемы воровства, о которой вы меня спросили, является основной для правительства России, потому что «Газпром» является государственной структурой. Контрольный пакет ее акций находится у государства. Рано или поздно оно должно будет публично рассказать России, как, исходя из чего формируются цены на газ. Формируются ли они, исходя из принципов рыночной экономики; или они формируются из принципов экономической и политической симпатии или антипатии; либо, что еще хуже, их формируют по принципу коррупции, что вообще недопустимо и опасно для нашего государства?

Поэтому ситуация в российско-украинском споре о торговле газом, как мне кажется, разрешилась нормально.

Конечно, украинским властям обидно, из-за чего последовала реакция Верховной Рады по отставке правительства своей страны, как ответ на решение подписать договор с Россией на поставку газа на украинскую землю по европейским ценам.

Госпожа Тимошенко в своих публичных речах тоже договорилась до того, что правительство, с членами которого она еще год назад стояла на одной площади, надо отправить в отставку, а договор о продаже Украине российского газа по европейским ценам надо денонсировать. Все это – отражение негодования по поводу того, что Украина должна платить России нормальную цену за российский газ.

Тот скандал, который России подбросило правительство Украины в связи с захватом Ялтинского маяка, тоже реакция его обиженного самолюбия. «Если мы проиграли в газовой войне, то отомстим России, влепив ей моральную пощечину!»

Это не соответствует тем нормам поведения в отношениях, которые стали формироваться между нашими странами. России придется мириться с этим, потому что у нас с Украиной сложились непростые отношения. И они рискуют усложниться по мере того, как Украина будет предпринимать новые и новые шаги по интеграции в НАТО и вступлению в Европейский союз.

 

- Кто же стоит за всеми ссорами в высших кругах украинской власти? И может ли, по вашей оценке, этим политическим комбинатором быть бизнесмен Борис Березовский? Не с его ли голоса запел первый президент незалежной Украины Л. Кравчук, заявивший, что новый президент Украины Ющенко является безголовым политиканом, который окружил себя военными и не сумел набрать в свою команду ни экономистов, ни политиков. Причем,заметьте, что Кравчук осознал этот факт после того, как В. Ющенко, которого Б. Березовский и привел к власти, отказал своему спонсору в приобретении какого-то ни было бизнеса на Украине.

 

- Мы с вами помним, что Березовский мутил воду, где только мог. Я помню эпопею нашего конгрессмена Вани Рыбкина, который был шестеркой Бориса Абрамовича. Как он еще в 2004 году вдруг внезапно оказался на Украине после того, как его кто-то похитил, предварительно избив. Как известно, после этого Ваня Рыбкин вообще исчез с политической арены. И это были все проделки «мелкого беса» Березовского, а Ване Рыбкину, бывшему секретарю Волгоградского обкома КПСС и видному демократу, не следовало бы портить свою репутацию, связываясь с Березовским. Сам же Березовский, конечно, принимает активное участие во всех политических играх украинских прозападных политиков, с которыми он, естественно, связан.

Политическая ситуация на Украине сейчас сложилась очень непростая, потому что отцы «оранжевой революции» прошлого года, победив в этом противостоянии, не смогли разделить наследство в виде власти, а сразу все дружно рассорились.

Главный оппозиционер нынешней власти В. Янукович стал набирать политические очки и, вполне возможно, одержит победу в марте этого года и пройдет в Верховную Раду Украины.

А президент Украины В. Ющенко, со своей стороны, пытается отменить законы, которые могут ограничить его власть, и вернуться к временам Кравчука, чтобы восстановить законы, ничем не ограничивающие его власть.

Но Верховная Рада, почуяв запах реальной власти, ему этого сделать не позволит. В связи этим на Украине начнется такое переплетение интересов и склок, что очень трудно сейчас прогнозировать, к чему это приведет.

Мы видим, что у Ющенко нет ни реальной программы действий, нет единого крепко сколоченного государственного коллектива, в состав которого вошли бы политики и аналитики, что в политических играх необходимо.

Мне ситуация стояния на майдане в Киеве, напоминает 1991 год, когда все в августе бросились к стенам «Белого дома». После того, как защитили его, сбросив правительство коммунистов, в России начался бардак, продолжавшийся в нашей стране до 1993 года, когда в октябре произошел расстрел Верховного совета, и установилась монархия Ельцина.

 

- А такие же события, то есть установление диктатуры, могут произойти на Украине?

 

- Вполне может быть, потому что страна не может долго жить в таком сумеречном состоянии, когда Верховная Рада хочет одного, президент В. Ющенко жаждет другого, а третья сила, в лице экс-премьера Тимошенко, желает третьего. Янукович же предлагает провести четвертую реформу. Поэтому лебедь, рак и щука не смогут долго удержать под своим контролем ситуацию ни в какой стране мира.

Когда во Франции в послевоенное время воцарилась та же ситуация, она привела к власти генерала де Голля.

А когда подобное произошло после 1991 года в России, это привело к монополии власти Б. Ельцина и стоявших за ним сил. И эта монополия сохранилась до сих пор.

 

- Кто же из политических противников на Украине, по вашему мнению, одержит победу?

 

- Президент Виктор Ющенко, за которым стоят его соратники из спецслужб безопасности, МВД и Генштаба Украины, уже заявивший, что не сдаст на милость Верховной Раде премьера, своего партнера по бизнесу и друга Ю. Еханурова? Или победа будет за подругой металлургических и газовых королей Украины и России, Юлией Тимошенко, которая после своей отставки с поста премьера Украины, посетив Москву, заявила, что Украине надо идти по одному пути экономического развития с ее старшей сестрой Россией?

Я вовсе не исключаю, что на мартовских выборах в Парламент Украины победу одержат противники президента Ющенко. У них сейчас гораздо больше шансов победить, потому что нынешний президент Украины сейчас не выглядит сильным национальным лидером.

Победив в политической борьбе исключительно благодаря многолетней поддержке Запада, он столкнулся с рядом неразрешимых проблем.

Во-первых, повторюсь, у него нет ясной программы действий, и, во-вторых, нет сплоченной команды политических единомышленников. Он не выглядит сильным политическим лидером. Я думаю, что он на этих парламентских выборах победы не одержит, а коли так, то на Украине воцарится противостояние парламента и президента, которое было у нас в России в течение нескольких лет.

 

- Кого поддержат Государственный департамент и ЦРУ США, с директором которого, как ясно из российских СМИ, встречался президент Виктор Ющенко: его или Юлию Тимошенко? Ведь, как известно, США всегда было все равно, кого поддерживать. Главное для них, чтобы этот поддержанный ими политик был полностью ориентирован на США.

 

- Вы правы в своей оценке действий Центрального Разведывательного Управления. Оно всегда прагматично поддерживает тех, кто соответствует текущим национальным интересам Соединенных Штатов Америки. Для них такой политической фигурой сейчас на политическом небосклоне Украины является ее нынешний президент В. Ющенко. Для США объявленный Ющенко антирусский национальный политический курс более выгоден, чем предвыборные политические программы развития Украины всех его политических противников. В связи с этим именно при его президентстве США рассчитывает на большее количество политических и военных дивидендов для себя.

 

- Что же будет с лучшим другом главного антисоветчика Збигнева Бжезинского Юлией Тимошенко? По вашему мнению, сделанное ею заявление в Москве о том, что Россия - старшая сестра Украины, пройдет незамеченным ЦРУ? И смогут ли столь неосторожные слова, сказанные ею в пылу обиды на Ющенко, поставить на ее добрых отношениях с Госдепом США жирный крест?

 

- Каждая подобная фраза, брошенная ею в пылу чувств или из-за обиды, что ее отстранили от премьерства, американцами никогда уже не забудется. И она будет лежать в ее личном деле в ЦРУ и останется в нем до конца жизни госпожи Юлии Тимошенко. Американские спецслужбы не забывают ни таких случайно брошенных фраз, ни политических позиций, заявленных лидерами разных политических группировок, одну из которых возглавляет на Украине госпожа Тимошенко. После таких ее политических высказываний для США предпочтительней будет, естественно, Ющенко.

 

- Значит, вы, Николай Сергеевич, допускаете, в случае зеркального повторения на Украине московских событий 1993 года, оказание помощи Ющенко от США в виде ввода на Украину американских войск?

 

- Это предположение о вводе войск США на Украину весьма рискованно.

 

- Вы согласны с мнением аналитика Г. Павловского о том, что между Ющенко и грузинским президентом Саакашвилли есть договор, согласно которому, в случае возникновения на Украине осложнений для ющенковского режима, в Киев или в Одессу может прибыть группа грузинских работников спецслужб, переодетых в штатское, и они смогут устроить резню в районе, населенном русскоязычными гражданами. После чего, под предлогом наведения порядка, по всей Украине будет объявлено ЧП, и выборы в Верховную Раду можно будет отменить одной президентской властью? Также, как мне говорил Ваш коллега из ФСБ России, для этой цели спецслужбы Украины, которыми руководит верный Ющенко человек, смогут использовать чеченскую или татарскую общину Крыма?

 

- Здесь для меня нет вопросов. У спецслужб Украины, которыми, как вы правильно заметили, руководят,под командой инструкторов ЦРУ, преданные Ющенко люди, хватит сил, чтобы в любой момент осложнить политическую ситуацию на Украине. И устроить ту провокацию, которую вы описали в своем вопросе. Под предлогом борьбы с национализмом возможность введения чрезвычайного положения на Украине весьма велика.

В Крыму сейчас политическое положение напряженное, потому что отношения между русскоязычным и мусульманским населением очень сложные. Спровоцировать там любые беспорядки ющенковским спецслужбам ничего не стоит. Им достаточно будет для введения ЧП бросить искру между татарами и русскими, что населяют Крым, или устроить провокацию вокруг баз Черноморского флота России. Ведь сейчас бригада морской пехоты Российского флота, что размещена на своей базе в Севастополе, вынуждена охранять территорию базы, не полагаясь на добрую волю украинского правительства. В этом я вижу колоссальную опасность, и этот конфликт, после той провокации, что вы описали в своем вопросе, может произойти в любой момент.

 

- По вашей оценке политической ситуации в мире, следует ли ожидать иностранной интервенции на Украину? Ведь в Турции, которая отделена от Украины Черным морем и является членом НАТО, уже сейчас расквартированы, как передавали российские СМИ, дополнительные силы быстрого развертывания США.

 

- Я не вполне уверен, что США решатся на введение своих спецчастей на Украину. Это обусловлено политической ситуацией в самих США.

Положение у президента Буша в собственной стране не такое, чтобы ему можно было кидаться в новые политические авантюры.

Этим он обязан своей идее о покорении Ирака и о возможном походе американских войск в Иран?

Это ситуация и с Ираком, и с Ираном. Ведь на днях будет поставлен вопрос о переносе ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН. Мы с вами не знаем, какую позицию по этому вопросу займут все остальные его члены.

18 января 2006 года в Конгрессе США впервые поставлен вопрос об импичменте президенту США Джорджу Бушу. Такого раньше и предположить было нельзя, ведь история Соединенных Штатов знала очень немного подобных фактов в своей истории!

 

- Кроме рассмотрения в Конгрессе США «Уотергейтского дела» о прослушивании конкурентов тридцать седьмого президента США Ричарда Никсона на президентских выборах в 1974 году, по его личному распоряжению?

 

- Да, вы правы: со времен Никсона история США не знала такого скандала.

Сейчас же Буша осуждают представители его же собственной Республиканской партии за то, что он дал разрешение Агентству Национальной Безопасности прослушивать все телефонные разговоры своих граждан в обход законов, которые по Конституции США гарантируют их гражданские свободы.

Сделал он это без разрешения Верховного Суда Соединенных Штатов Америки. Как это обернется для Буша, я лично не знаю. Я только могу предположить, что данное обвинение в нарушении им закона США о работе на ее территории спецслужб есть только предлог, а объявлен импичмент Бушу будет за то, что он потерпел поражение во всей национальной политике США на мировой арене.

Поэтому ему сейчас не стоит вводить свои войска на Украину. Вдруг после этого ввода появится группа боевиков, которые окажут сопротивление, как сделали это Щорс или Махно после оккупации в 1918 году Украины кайзеровскими войсками, которые стали громить захватчиков.

Но политическую, финансовую, организационную и консультативную поддержку Госдеп и ЦРУ США режиму Ющенко, в случае его противостояния с Парламентом, всегда окажут.

 

- Что же, по вашему мнению, в такой политической ситуации должна делать Россия?

 

- Россия не может оставаться равнодушной к тому, что происходит на территории сопредельных с ней стран.

Сколько раз Президент России Владимир Путин повторял в своих публичных выступлениях, что приоритетом внешней и оборонной политики Россиидолжна быть забота о состоянии дел в сопредельных с Россией странах. Все страны постсоветского пространства – Украина, Белоруссия, Закавказье и среднеазиатские страны – это предмет нашего беспокойства номер один, и это не звучит цинично. Это нормальная политическая практика. Россия должна в каждой стране иметь свои пророссийские силы, и они есть в каждой бывшей республике СССР.

 

- Кто же входит в них из политиков Украины?

 

- Вся левобережная Украина, я имею в виду простой народ, готова сотрудничать с Россией, не говоря о Крыме и Донбассе. В это число политиков вошел, причем давно, еще с первого тура прошлогодних президентских выборов, Виктор Янукович, о чем он много раз говорил в своих публичных выступлениях. Владимир Путин неоднократно ездил к нему в Киев, когда Янукович исполнял обязанности премьер-министра.

На Украине сейчас просто нет организованной силы, на которую Россия могла бы опереться. Там сейчас работает очень слабый в политическом плане посол Виктор Черномырдин. Как бы это не казалось странным, но он – человек, который всю свою жизнь занимался газовыми делами, – исчез с украинской земли, когда там возник газовый конфликт между Украиной и Россией.

 

- А мог он это сделать по приказу Б. Березовского, с которым его связывал общий бизнес и правила работы с партнерами в этом бизнесе, где всегда действовал принцип ростовщиков: «Разделяй и властвуй»? Ведь след во всех украинских делах Березовского очень заметен.

 

- Конечно, мог. Поэтому речь и идет о том, что Россия должна в каждой стране на постсоветском пространстве иметь политических деятелей, которые симпатизируют России и выступают за максимальное развитие с ней добрососедских отношений, от научно-технических до торгово-экономических. И стремятся к военно-политическим союзам с нашей страной.

 

- В эту обойму политических союзников с Москвой входит Юлия Тимошенко, изгнанная ЦРУ и Госдепом из рядов своих союзников?

 

- Можно было бы ставить теперь и на нее. Но скорее только теоретически.

 

- Чем Россия может поддерживать своих союзников на территории государств постсоветского пространства?

 

- Что касается Белоруссии, то здесь надо ускорить разработку Конституционного акта, принимать его, и на его основе выстраивать все наши союзные отношения с ней.

Что касается Украины, то здесь Россия должна содействовать победе пророссийских сил, которые будут антиющенковской направленности, в том числе и партии, возглавляемой бывшим премьером Украины Юлией Тимошенко. А для этого необходимо таких политиков как можно чаще приглашать в Россию, давать им возможность чаще выступать в российских СМИ. И, если потребуется, поддержать и в финансовом плане.

Если мы создали коррумпированные партии в своей стране, то почему же правительство России не может пользоваться этим инструментом в интересах своего государства, как это делают сотрудники ЦРУ с союзниками США, когда создаютим политическую рекламу?

 

- То есть деньги «Газпрома» можно употребить и на создание таких пророссийских партий за рубежом России на территории постсоветского пространства, а не только на покупку яхт, роскошных вилл и домов на Лазурном берегу во Франции для его истинных хозяев?

 

- Учитывая большую игру с ценами на газ, конечно, можно взять деньги на эту операцию из «Газпрома», чтобы добиться прихода пророссийских сил к власти на постсоветском пространстве.

 

- В заключение нашей беседы вы, Николай Сергеевич, как бывший оперативник и руководитель спецслужб СССР, могли бы, обращаясь к своим украинским коллегам, и особенно к руководству Украинской Службы Безопасности, которое сейчас задумалось, а кого же им поддержать в случае столкновения президента и парламента их страны, сказать: «Господа, опомнитесь, не дайте превратить себя в послушное оружие подавления своего и русского народа, с которым ваши прадеды с 1654 года стали жить одной семьей, изгнав из своей страны польских интервентов!»

 

- Я, конечно, обращаюсь к своими украинским коллегам, и могу им сказать только одно: вспомните, сколько Украина получила от союза с Россией плюсов. Не говоря уже о ее промышленности, об огромном территориальном росте, не говоря о культурных связях, которые в наших странах носили вековой характер, ведь произведения Гоголя изучались и изучаются в российских школах, они ставятся на сцене русских театров. Украина должна остаться в тесных дружеских и союзнических отношениях с Россией, и всякая попытка украинского правительства играть роль последней спицы в колеснице западноевропейских инструментов гораздо позорнее для великого пятидесятимиллионного украинского народа, чем быть равноправным партнерам и союзником России.

 

- Не стоит ли им помнить, что они дали присягу на верность своей стране, а не Госдепу или ЦРУ США?

 

- Ни военнослужащий, ни, тем более, работник спецслужб Украины, не должен выполнять приказы исполнительной власти, направленные против собственного народа или организованных политических сил, действующих конституционно на территории Украины.

 

Беседовал Илья Тарасов

 

СпецназРоссии

январь 2006



[1] Эксклюзивное интервью с депутатом Госдумы (фракция Родина), членом комитета по безопасности, бывшим начальником Аналитического управления КГБ СССР, генерал-лейтенантом Н.С.Леоновым.


Реклама:
-