Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
Климент (Капалин)
Митрополит Калужский и Боровский
Школа
должна научить делать добро
Доклад на XIV Рождественских чтениях 30.01.2006 г.
Христианское понимание образования в формальном отношении
соответствует общепринятому, согласно которому образование есть формирование
человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и
социализации в соответствии с определенным идеалом.
В содержательном отношении церковное понимание воспитания и
образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной
традиции.
Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек - это
многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры,
способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и
раскрытию своего творческого потенциала. В то же время, это социально
ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении
индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в
целом.
В связи с этим, смысл образования Церковь видит в
приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что
является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование
направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и
к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как
индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальную этику
(включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладение, как
теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными
навыками.
В процессе образования человек приобщается к высшим
достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению мира и его
эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и
многообразия культурных традиций, к результатам научного познания и
технического прогресса.
Другими словами, образование есть приобщение к многовековой
мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям
своего народа.
Особое значение, данное понимание образования получило на
рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо,
прежде всего, воспитать человека - гражданина, который сумеет воспользоваться
во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если
государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе религия, и
духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может
просто не реализоваться.
Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в
ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое
из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа.
Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома, как на форму
существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то
очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков,
не будут решены. Если библейская заповедь: "Чти отца твоего и мать
твою" не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее
поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с
малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди "Не
убий", то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а
Россия все больше будет погружаться в демографический кризис.
Не случайно Рождественские чтения проходят в период
празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что даёт нам возможность
особо понять, что главная ценность человеческой жизни - есть божественная
жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая
избавиться от него.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и
воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и
выполняют задачу вырастить молодое поколение добрыми, честными и трудолюбивыми.
Эта задача не только современных поколений, она стояла и
перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая
духовность русского образования с древних времён обусловливала его высокий
нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно
чистой, действенной и сильной культуры.
Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни
одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность
народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений.
И действительно, русская литература вместе с её искусством представляет собой
на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и
крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.
Странными, в связи с этим, кажутся происходящие в школах
процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой
нравственных норм, и с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы
типа "Планирования семьи", разрушающие личность ребёнка.
Школа занимает особое место в образовании и воспитании, как
один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок,
а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне
определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем
редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в
формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом.
Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством
знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через
преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою
задачу в духовном и нравственном становлении личности.
Известно, что российская школа в настоящее время
претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих
изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост
качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшение положения
педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли
школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной
системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по
утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI
века.
Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении
многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви. Изначально все
школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских
учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских
школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия,
которую (в 1686 г.) основали греческие ученые братья-монахи Иоаникий и Софроний
Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию
в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов,
приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской
академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том
числе и основоположник светской отечественной академической науки
ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.
Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как
институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со
временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно,
независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская
наука ограничилась вопросом "как устроен мир?", в то время как
Церковь и ее институты дают ответ на вопросы "зачем этот мир
устроен?" и "каковы в нем место и роль человека?". Те и другие
познают законы Божии, но одни - физические, химические, биологические,
социальные и т.д., а Церковь - духовные и нравственные законы.
Основным принципом церковного образования является единство
обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в
том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через
его духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента
Александрийского, наш Педагог - Иисус Христос... у Которого любовь выставляется
принципом, а богоподобие - целью воспитания с обращением особого внимания на
душу. Учительная направленность христианства проистекает из заповеди Спасителя:
идите, научите все народы (Мф.28,19). Тем более и в первую очередь надо научить
собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.
Из этих положений проистекают вековые традиции
отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам
святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви
и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно
был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды
Ушинского, Макаренко, Сухомлинского - это звенья одной цепи российской педагогики,
которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного
гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага
Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне,
не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после
десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере
отцов.
Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего
развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще
мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для
общественной и государственной жизни. Платон в своем "Государстве"
рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал
зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами,
которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут
строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения,
полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и
мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время
учебы.
На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки
воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были
практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и
установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой
информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала
коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает
себя не как богоподобную личность, а как вещь и готовится к тому, чтобы
продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой
он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для
этого существует даже профессия имидж-мейкера, которая помогает человеку
казаться кем-то, и не быть самим сабой.
Современная школа также склонна смотреть на процесс
обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится к учащимся как к
капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается
возможным ради получения гранта ввести в школьную программу такие дисциплины,
которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей.
Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в
общеобразовательной школе также является признаком потребительского сознания и
остатком советской идеологии в современной школе.
Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на
западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах
современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и
функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы,
которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие,
могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том,
что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания
способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше
переживать за то, чтобы нас не растлили духовно. Богатство можно снова
накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.
Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации,
поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие основоположники
западной педагогики как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег выступали против
религиозного воспитания в школе. Они и их последователи имели своей целью
воспитание человека для жизни на земле. "Жить - вот ремесло, которому я
хочу научить", - писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под
влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной
педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и
вскоре там распространился практический материализм.
Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней,
где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и нравственные нормы
диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие утрата
христианской духовности порождает в Западном мире все новые проблемы - и
социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм
жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение
получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью
исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от
неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего
общества. Назову только часть - наркомания, распад семьи, демографический
кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа,
сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность
педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их
список.
Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом
опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений - и положительный, и отрицательный
- дан живущим сегодня как маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть
в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными
для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность
разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России,
который мы впервые праздновали 4 ноября прошлого года. День Народного Единства
объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас с
теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не
только ратного, но и духовного подвига для защиты Отечества. Этот праздник
должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому
пути, любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и
современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих
граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные
сотнями предыдущих поколений живших на этой земле.
Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь
как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как Православие -
это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с
Православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать
красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются
ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты.
Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того,
чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной
безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми,
разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к
врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное
мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в
том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот
духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.
Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом
направлении. Разработан курс "Основы православной культуры", который
дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать
по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир,
познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе
этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или
вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон - например, наркоман или лжец
или человеконенавистник.
В ряде областей предмет "Основы православной
культуры" уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это
возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные
граждане, предмет "Основы православной культуры" должен быть введен в
программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников.
Отсутствие предмета ОПК лишает детей возможности изучить свою культуру, и в их
сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.
Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует
Министр Образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей
Александрович: "Не бойтесь того, что в школу придёт священник или
православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в
сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные
явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к
ним придёт проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через
вертуальный мир в их душу". Ведь в современном мире молодого человека
окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание Основ православной
культуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того,
чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы
наше общество получило надежду на будущее.
Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным
потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны
действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения
имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь
должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и
формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное,
нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения
достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы
и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.
Благодарю за внимание.
http://www.patriarchia.ru/db/text/79883.html
Патриархия.Ru
30.01.06