Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Невзоров

 

Тост за народ

 

Перед Новым годом политики с друзьями ходят на банкет, традиция у них такая! За праздничным столом звучат обычные здравицы в честь гаранта, затем поднимаются бокалы за технического премьера и прочих руководителей государства и правительства. Собравшиеся элитарии с воодушевлением накатят за партию власти — "ЕдРо нашей политической системы". Закусывая почти запрещенной осетриной и черной икрой, негромко поговорят о том, что в Конституцию пора добавить подзабытые слова о "руководящей и направляющей силе постсоветского общества". Или даже особым пунктом честно написать: "ЕдРо существует для власти и служит власти". Хотя бы в целях обеспечения перманентной "стабильности" и преемственности власти!

И тут же, спохватившись, выпьют за нерушимость нашей Конституции! Потом за "единство и неслиянность" всех ветвей российской власти. Ну и добавят по маленькой за каждую ветвь в отдельности. Щедро нальют за вне- и над- конституционные органы власти — саму Администрацию и всяких прочих Полпредов. С улыбкой тяпнут за Общественную палату. И тут же серьезно и навытяжку примут за принятие бюджета-2006. И особо — за бюджеты субъектов федерации. И сугубо — за объекты, восстановленные в Чечне. Не чокаясь, молча помянут Стабилизационный Фонд. А затем Пенсионный…

И только в самый разгар банкета какой-то, разгоряченный не в меру, юрист поднимет свой тост "за народ". Здесь сразу наступит напряженная тишина. И, неловко оправдываясь, тостующий многословно разъяснит, что имелся в виду исключительно "многонациональный и поликонфессиональный народ Российской Федерации". Тот самый конституционный "носитель суверенитета" и "источник власти". Точнее, так называемый "народ"… Ну, который по Основному закону "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госвласти…"

И тут вся полнота государственной власти, собравшаяся в банкетном зале, взорвется от радостного, понимающего смеха. Разом захохочет, откроет игристого и отхлебнет с блуждающей ухмылкой — "за народ!". Пригубит бокальчик с непременными шуточками про "двести душ на каждого" и комическими вопросами — "А сам-то знаешь, как плохо живет наш народ"?" Ну, как тут под самый Новый год не выпить, пусть и смеху ради, "за народ"! Да и, в самом деле, куда денешься от этих "людишек". Нельзя же совсем обойтись без "народа", как-то не принято еще!.. А если начальство начнет руководить исключительно собой, то получается не настоящая власть, а какое-то уже совсем неприличное "самообслуживание". И после тоста "за народ" руководящие работники, повеселев, разом заговорят о чем–то своем. Это значит, что официальная часть банкета закончилась.

По залу теплой волной пройдет умиротворяющий гул, многие расслабят галстуки, самые смелые — закурят. Два русачка за дальней колонной забубнят под огурчик о товарище Стапине, о его знаменитом тосте  "за русский народ". Круглоголовый политолог в очечках, тихо подошедший сзади, негромко, но твердо поправит товарищей с мест. Гениальный политтехнолог всех времен и народов имел ввиду не идеалистическую "народность", заметит сталинский коллега. И уж точно не сомнительную "русскость", совершенно ненужную после Победы.

Иосиф, внушительно скажет очкарик, пил за ту решающую силу, которая обеспечила историческую победу. За "доверие Русского Народа Советскому Правительству". А что такое доверие? — менторски спросит телевизионный политолог. И сам себе привычно объяснит. Доверие — это всего лишь подручный инструмент для мобилизации масс. А нам сегодня нужна совсем наоборот — стерилизация активности. Опять же, у нынешней власти есть куда более эффективные рычаги для управления демократией — финансовые потоки, пропаганда и админресурс. Или даже ГАС Выборы, не к ночи будь помянуты. Ну, сам знаете, товарищи с мест! Для выборов любого уровня так называемый "народ", по большому счету, уже не применяется. И русаки, прикусив языки, дружно закивают столичной штучке. Дескать, знаем, знаем — сколько раз выбирали, а никакого "народу" сроду не видали!

А политолог рассеянно пойдет с бокалом по хмельному залу, вздрагивающему от гортанных криков чеченских "героев России". Как все-таки сильна наша власть, подумается ему. Всякую "сволоту" может вобрать в себя, сдавить олигархической пятой и сделать политическими "своими". Мы так сильны, что можем вопреки классику "распустить народ" и набрать себе новый! Скажем, напустить в страну любых мигрантов, чтоб потом пасти чужие народы жезлом железным… Тут в мозгу бывшего историка банкетный зал вдруг предстанет помостом над стонущим полоном, на котором пируют хазарские князья. И он сразу отгонит эту совершенно неуместную картину.

И услужливое воображение политолога привычно вообразит "народ" в виде большого, неповоротливого животного. Нет, не Левиафана! Но, скорее, в виде огромной и ленивой Черепахи, на панцире которой так уютно устроилась Власть. А Черепаха та, в свой черед, покоится на трех Китах. Первый Кит, довольно фыркая, плещется в финансовых потоках. Второй — хвостом разруливает миграционный вал инородцев. А третий — купается в море пропаганды, регулярно пуская фонтан пустословия и самовосхваления власти. Что-то есть в этой троице — пиар, финансы, миграция — подумает политолог, и покинет гульбище ради труда написания доклада.

 

***

 

В новогоднюю полночь колеса шоу-бизнеса замирают на положенные две минуты — новые русские бабки и старые советские актрисы пропадают с экрана. Под звон курантов на всех каналах появляются голубые ели у красной зубчатой стены. Из-под елки как испуганный зайчик выскакивает лысоватый человек. Он сбивчиво, будто волнуясь, читает с листка очередное новогоднее послание. На этот раз неподвижная маска озвучит нам тост про "российский народ". Новейшие историки потом напишут, что в этот новогодний миг прозвучала магическая формула власти. Под кремлевской елочкой была произнесена чеканная, почти уваровская триада:

 

Самославие, Трубодержавие, Инородность.

 

АПН

30.12.2005


Реклама:
-