Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Павлюк

 

«Либералы» усиливаются?

 

Кабинет министров в результате административной реформы, которая была начата 24 февраля 2004 года, стал абсолютно неэффективным органом власти. К середине 2005 года стало окончательно понятно, что правительство в нынешнем виде не сможет решать задачи, которые стоят перед страной. Президент попал в ситуацию, когда ему необходимо было сделать выбор — либо начать новую административную реформу, либо сохранить существующее положение дел. Владимир Путин сделал выбор в пользу точечных изменений, которые сути дела не меняют. Примером могут быть перестановки в правительстве и Администрации президента, которые были осуществлены 14 ноября.

Смысл перестановок — борьба внутри политической элиты. "Либералы" сделали очень мощную заявку на укрепление своих позиций и создание полноценного противовеса "силовикам".

В феврале 2004 года была запущена административная реформа. Результатом стало существенное изменение структуры правительства. В число официально декларируемых целей преобразований вошло повышение эффективности кабинета министров. Но с момента начала реформы эффективность правительства постепенно снижалась. Административная реформа не только не решила имеющихся проблем, но и усугубила их. Процесс принятия решений в правительстве приобрел чрезвычайно конфликтный характер.

Единственная задача, которая была решена с помощью административной реформы, — зачистка политического поля от представителей "старой" элиты. Элита путинского призыва получила возможность поставить на ключевые посты своих людей. Но это не привело к уменьшению конфликтов внутри правительства, а, наоборот, заставило "путинскую элиту" более активно вести борьбу внутри себя, что негативно отразилось на работе кабинета министров. Примером могут быть масштабные конфликты между министрами, которые начали нарушать договоренности, которые были достигнуты во времена общей борьбы со "старой" элитой. Если при Михаиле Касьянове министры хоть как-то работали и пытались показать обществу, что они одна команда, то при Фрадкове правительство превратилось в "банку с пауками".

Изначально говорилось, что правительство будет формироваться по функциональному признаку, то есть будет написана новая организационно-штатная структура, а потом начнется назначение людей на должности на основании профессиональных данных. В реальности же сохранился принцип распределения должностей и полномочий в соответствии с аппаратным весом. Примером этого может быть восстановление в структуре правительства Министерства связи и информационных технологий, которое было ликвидировано в начале административной реформы. Леонид Рейман, будучи одним из влиятельных правительственных игроков, сумел добиться восстановления формального статуса через воссоздание Минсвязи. Это создало прецедент, и многие чиновники взяли курс на повышение аппаратного статуса по примеру Реймана.

Административная реформа была призвана разделить властные полномочия по трем "этажам" правительства: министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам. Каждое ведомство должно было выполнять строго определенные функции. Министерствам было отдано право законодательной инициативы. Федеральные службы получили функции надзора, федеральные агентства — предоставления услуг и управление имуществом. Ведомства должны были контролировать друг друга. В действительности контроля не получилось. Наиболее влиятельные чиновники сумели "продавить" существенное расширение своих функций и превращение ведомств в "миниминистерства".

Между тем общество полагает, что исполнительной власти федерального уровня надо немного поработать. Количество "мин под режимом Путина" растет буквально каждый день. И стоит отметить, что во многих из них уже запущен часовой механизм. На этом фоне политическая элита пытается подготовиться к выборному циклу 2007-2008, поэтому необходимость создания более-менее стабильной ситуации становится еще более важным начинанием. В первую очередь это важно для несиловой элиты, потому как "силовики" могут просто захватить власть в стране без слишком технологически сложных планов.

Логично было бы провести новую компактную и эффективную административную реформу. Но нынешний дизайн политического поля подсказывает, что новая административная реформа целесообразна, если ее результатом станет создание единой команды, в которой любые конфликты будут минимизированы. Единая команда может быть создана, если в правительство войдут представители одной части политической элиты, которая сама может рассматриваться монолитно. Под такое определение лучше всего подходят "силовики", внутренние конфликты которых могут быть решены путем перераспределения властных полномочий в правительстве. "Либералы" обладают меньшим внутренним единством, они не смогут сформировать полноценной команды, в которой конфликты будут минимизированы. Но такой расклад, что и понятно, не подходит для "несиловой" части элиты. Владимир Путин же отличается компромиссной моделью поведения, что задает рамки для его политических решений и не позволяет отдать практически все аппаратное поле в руки одной части элиты. Шаткий баланс элит — основа личной власти президента.

Если взять за основу мой посыл, что новая масштабная административная реформа по многим причинам в настоящее время затруднена, то встает вопрос о том, что делать с кабинетом министров, чтобы он начал работать. Эта задача может быть решена множеством способов. Одним из таковых является внесение точечных изменений в структуру и кадровый состав кабинета министров. Можно говорить о том, что Путин именно это и сделал.

Все действия президента остаются в рамках его компромиссной модели. Основным назначением можно считать перевод Дмитрия Медведева с поста главы Администрации президента на должность первого вице-премьера правительства. Слухи о том, что Александр Жуков не справляется со всеми вице-премьерскими функциями, встал довольно давно. Это и понятно. Когда работа правительства — перманентный конфликт, вице-премьеру очень сложно справиться со своими обязанностями. Поэтому Михаил Фрадков практически год просит себе еще хотя бы одного зама. Сегодня его желание исполнилось — он получил сразу двух новых заместителей. Кроме Медведева вице-премьером был назначен министр обороны Сергей Иванов. Теперь у Фрадкова будет один первый заместитель — Медведев, и два простых — Иванов и Жуков. Таким образом, видно, что назначены представители от двух противоборствующих лагерей политической элиты — от "силовиков" Иванов, и от "либералов" Медведев. Причем Иванов сохранил за собой пост министра обороны.

Назначения в правительстве по идее авторов этого решения должны улучшить работу кабинета министров. Но я лично в этом очень сильно сомневаюсь. Правительство так и останется не слишком эффективным институтом власти. Но в этих назначения есть смысл. Дмитрий Медведев существенно потерял в аппаратном весе, перейдя в правительство. Ранее его формальный статус был если не выше, то, как минимум, равен статусу Фрадкова. Теперь он первый зам. главы самого не эффективного института власти, причем все политические решения принимаются именно в АП, которую он возглавлял. Кроме того, Медведев сам крайне не эффективный менеджер. Он привык работать только тогда, когда проблема вызрела настолько, что угрожает его политическому выживанию (что видно на примере его действий в борьбе за "Газпром"). Если же проблема не остра, то Медведев будет заниматься более приятными для него делами. Например, выбором костюмов, галстуков и запонок.

Возникает резонный вопрос: почему "несиловая" элита согласилась на это назначение? На мой взгляд, объяснение сводится к тому, что Медведев был направлен в правительство как представитель "либералов" для того, чтобы, наконец, объединить правительственную часть группировки и координировать их действия в аппаратной борьбе. Известно, что между Германом Грефом и Алексеем Кудриным, которые являются главными представителями "либералов" в правительстве, существуют серьезные противоречия. Кроме того, остальные "либералы" также не горят желанием решать общие для группировки вопросы. И тут-то Медведев становится незаменимым человеком. Он будет медиатором в конфликтах "либералов", что решит очень большое количество вопросов. Результатом этого назначения должно стать существенное усиление "либералов", за счет сплочения группировки.

Очень интересна фигура человека, который заменил Медведева на посту главы АП. Главой администрации стал губернатор Тюменской области Сергей Собянин. На первый взгляд, это назначение кажется неожиданным. Но в нем есть смысл. Собянин является представителем сразу двух частей потенциального "антисилового союза", к которому стремятся "либералы". В качестве губернатора он очень активно должен был контактировать с "несиловой" частью АП, так как именно она отвечают за региональную политику федерального центра. Причем Собянин всегда выступал как губернатор, у которого все хорошо. Его всегда звали показать, что российскими регионами можно руководить эффективно. Так что он близок к "несиловой" части АП. Кроме того, он как губернатор очень богатого на полезные ископаемые региона выстроил систему взаимоотношений с крупным бизнесом. В результате он сможет стать коммуникатором между политической и экономической "несиловой" элитой, что приближает создание "антисилового союза".

 

АПН

15.11.2005


Реклама:
-