Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
М. Хазин
СУДЬБЫ
ГОСУДАРСТВА И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
Для того чтобы понять феномен современного государства с
точки зрения экономики, необходимо сказать несколько слов о системе разделения
труда. Суть её, если не вдаваться в детали, состоит в том, что типовое производство
более эффективно и более технологично, чем уникальное. Грубо говоря, есть три
мастера, которые делают колёса, и делают они их по две штуки в день. А если
один делает ободы, другой – спицы, а третий всё это собирает, то они будут
делать не шесть, а, скажем, восемь штук.
В древнем мире уровень разделения труда был крайне низок, и
поэтому преимущество имели те, кто контролировал природные источники богатств.
Историческая роль Египта и Вавилона (Ассирии) во многом была связана с
источником продовольствия – высокоурожайными землями вокруг Нила и в
Междуречье. Сила императорского Рима была в том, что он контролировал серебряные
рудники в Испании, за которые перед этим вёл кровопролитные войны с Карфагеном.
Когда эти рудники иссякли, Римская империя постепенно пала. Отметим, что она
лишь чуть-чуть не дошла до того места, где в Рудных горах (современная Чехия) в
Средние века было обнаружено серебро, обеспечившее успешное начало империи
Габсбургов.
А вот мануфактуры Средневековья уже обеспечивали достаточный
прибавочный продукт по сравнению с натуральным хозяйством, поскольку в них
уровень разделения труда был существенно выше. В результате возник феномен
города как самодостаточной единицы, а не просто слободы при замке феодала. Но
дальше возник очень интересный эффект. Дело в том, что в прежние времена рынки
были очень узкими. Феодальная раздробленность, даже в рамках одного крупного
средневекового владения, жёстко их ограничивала. И как только производительность
труда достигала уровня, позволяющего обеспечивать потребности всего доступного
рынка, начинались проблемы. Причём как внутренние (конкуренция между
производителями за покупателя), так и внешние (необходимость рыночной
экспансии). Отметим, что усиление уровня разделения труда требовало и новых
технологий, которые нуждались в предварительном финансировании. Их стоимость
всё время росла, и окупаемость процесса также требовала расширения рынков
сбыта.
Современные государства возникли именно тогда, когда
контроль над территорией (играющий принципиальную роль в эпоху преимущественно
рентной экономики) стал уступать место контролю над рынками. Свои рынки нужно
было защищать от внешней экспансии, и всё международное законодательство
начиная с XVII века постепенно развивалось в направлении признания приоритета
прав государства на контроль за своими рынками.
Но поскольку технологический прогресс в общем развивался
достаточно последовательно, то к концу XIX – началу XX века выяснилось, что
маленькие государства, в которых проживало существенно меньше 100 миллионов
человек, оказались неконкурентоспособными. Они не могли себе позволить
развивать современные технологии – ни разрабатывать, ни закупать, поскольку
незначительность рынков не обеспечивала возврата инвестиций, а на внешние рынки
их не очень-то пускали. В результате уровень независимости, суверенности
государств перестал быть одинаковым. Вроде бы все равны, но некоторые “равны
особенно”. И Первая мировая война как раз и была войной за рынки – старая, ещё
феодальная по происхождению система государств явно вступала в противоречие с
экономическими реалиями. И велись эти войны уже коалициями, в каждой из которых
были свои лидеры и аутсайдеры, причём каждый из последних имел уже не
“самодостаточную”, а достаточно специализированную в рамках коалиции экономику.
К середине века, к концу Второй мировой войны, необходимые
для нормальной окупаемости технологий объёмы рынков начали составлять уже сотни
миллионов потребителей, и по-настоящему независимых государств осталось всего
два. А когда после очередных технологических революций эта величина стала
превышать миллиард, стало понятно, что даже для двух суверенных образований
места на земле нет.
Сегодня весь мир представляет собой один – “западный” –
кластер разделения труда. И в этом смысле расширять его просто некуда. Остаётся
двигаться “вглубь”. Однако оставшиеся от реальной независимости институты,
вроде политических партий, парламентов, да и правительств у отдельных
государств, серьёзно затрудняют этот процесс. Они пытаются защищать остатки
своих национальных рынков, медленно прислушиваются к советам “старших товарищей”
и т.д. В общем, уровень управляемости “из центра” резко падает.
Классическим примером являются США. Для усиления своего
контроля над мировыми ресурсами они придумали концепции “свободы торговли”, “экономического
либерализма” и т.д. Всё это замечательно, но и свою собственную экономическую
политику они были вынуждены перестроить, чтобы соответствовать этим концепциям.
И когда выяснилось, что эти принципы работать перестали, то отказаться от них
стало очень сложно – нужно было бы отказываться от базовых идеологических
принципов. Именно необходимостью крупной “встряски” идеологизированного
американского общества с целью изменения государственной экономической политики
(отказа от либеральных принципов) автор этого текста объяснял 10 сентября 2001
года на интернет-форуме журнала “Эксперт” неизбежность крупных террористических
актов против США. И, как выяснилось уже на следующий день, не ошибся…
Основной направленностью “западной” идеологии на сегодня
является создание механизмов (типа “всеобщей борьбы с терроризмом”),
направленных на нивелирование остатков государственного суверенитета и
непосредственное руководство мировыми рынками. Есть серьёзные сомнения в том,
что эта операция достигнет цели: США уже показали свою слабость и в Ираке, и в
Новом Орлеане, а ведь на мировую арену вышли ещё два очень сильных игрока:
Китай и Индия. Но остановиться “западный” глобальный проект уже не сможет, а
потому вопрос стоит: кто кого? И, таким образом, многочисленные террористические
акты, другие процессы, направленные на дискредитацию руководителей существующих
ещё государств и создание механизмов “надгосударственного” контроля над
рынками, станут нашими постоянными спутниками в ближайшие десятилетия.
Веку национальных государств пришёл конец…[1]
Главная тема
№ 7, сентябрь 2005 г.
[1]
В данном случае автор имеет в виду государства, созданные для отдельных этносов,
если брать Европу, то таких как венгры, чехи или словенцы. В русской
политологии благодаря теориям, созданным марксизмом и либерализмом, термин
нация используют как синоним термина этнос, что, разумеется, является ошибкой.
Наций в собственном смысле этого слова в современном мире не более десятка,
когда как народов или этносов - более 2000. Веком государств, в основе которых
- этнический фактор, являлось XX
столетие. Его породила Версальская система, навязанная Европе и отчасти Азии Лондоном
и Парижем в 1919 г., что нужно рассматривать как аномалию, но не естественный
порядок вещей. Нормой следует считать империи, взаимоотношения между которыми и
является общим правилом, управляющим политическим и экономическим процессом (прим. ред. ЗЛ).