Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Варнавский

доктор экономических наук

 

ЭКОНОМИКА РФ: ФАКТОРЫ РОСТА

 

В мировой экономике известны три фактора роста: труд, капитал и научно-технический прогресс. В России их тоже три, но другие - дефолт, цены на нефть и В.В. Путин. Случилось так, что сошлись эти факторы в одно время (конец 1990-х - начало 2000-х годов) и в одном месте (Россия). Судьба.

По прошествии лет за повседневными заботами мы стали забывать, что такое Россия конца 1990-х годов. А ведь тогда производство падало, промышленность стояла, государственный долг увеличивался, социальная напряженность нарастала. Мировая экономика процветала, а российская — умирала. МВФ давал России кредиты и постоянно учил нас жить. Ставка рефинансирования Центрального банка России, например, за период с 27 мая по 4 июня 1998 г. составляла 150% (сейчас 13%), золотовалютные резервы на конец 1998 года — 12,2 млрд долл. США (на 1.11.2005 — 165 млрд долл.), инфляция за 1998 год — 84,4% (2004-й — 11,7%). Средняя номинальная заработная плата в 1998 году была равна 1051 руб., а в 2004-м - 6828 руб.

Но драматическое падение курса рубля в 1998 году — с 6 до 20 руб. за один американский доллар — привело с небольшим отложенным по времени эффектом к резкой активизации экспортно-ориентированных отраслей российской экономики, поскольку отечественные товары при выражении их цен в долларах стали на внешнем рынке в несколько раз дешевле и, следовательно, конкурентоспособнее. Экспорт товаров из России в течение 1998—2004 годов вырос в 2,5 раза — с 74 до 184 млрд долл.

Медленно, но верно, несмотря на коррупцию и произвол чиновников, российская экономика становится все более притягательной для иностранного капитала. Прямые инвестиции в российскую экономику возросли более чем в 10 раз — с 373 млн долл. в 1998 году до 3577 млн долл. только за первую половину 2005 года.

Дефолт 1998 года — это банкротство государства, как в зеркале отразившее упадок экономики, квазилиберальных институтов и государственности. Но в то же время это не такая уж и трагедия для России в целом и ее народа. Дефолт и падение курса рубля затронули лишь некоторые слои общества (средний класс), а также тех, кто имел крупные вложения в рублевой наличности и не обладал превентивной информацией о грядущих событиях.

Но не все то, что плохо для одной группы населения или имиджа государства, отрицательно сказывается на многих других категориях граждан. Любой кризис имеет и положительную сторону — вымываются самые неэффективные активы, фонды, мощности, а остаются наиболее конкуренто- и жизнеспособные предприятия. Конечно, кризис — это и людские трагедии. Но человек, проходя через них, закаляется, приспосабливается, обучается, а в последующем способен противостоять и более серьезным испытаниям. Почему американская экономика самая устойчивая в мире, в ней самая высокая производительность труда, конкурентоспособность и эффективность производства? Не только потому, что она выкачивает огромные ресурсы со всего мира (кстати, непрерывно дорожающие), а доллар — мировая валюта, но и потому, что в США идет постоянная борьба за выживание: до 2 млн компаний банкротятся каждый год, а на их месте создаются новые.

Мировые цены на нефть всегда были важнейшим фактором развития экономики России. В 1998 году баррель нефти стоил на мировом рынке в среднем 12 долл. Сейчас его цена подскочила до 50 долл. и выше. Даже в реальном выражении (то есть без учета инфляции доллара) произошло минимум трехкратное увеличение стоимости нефти. Естественно, что еще в большей степени выросли прибыли отечественных нефтедобывающих компаний, экспортирующих «черное золото» на внешний рынок. Но для России самое главное — это то, что за последние годы государство смогло изъять у отечественных нефтяных компаний значительную часть природной ренты и пополнить государственную казну, чего не было в 1990-е годы.

Доходы федерального бюджета в 1998 году составляли всего 326 млрд руб. В 2004-м они равнялись уже 3426 млрд руб. (более чем десятикратный рост!). Даже если вычесть инфляцию, то окажется, что размер поступлений в федеральный бюджет в реальном выражении увеличился почти в 6 раз за 7 лет. Беспрецедентный случай в современной мировой экономике! В первую очередь это произошло вследствие того, что государство заставило нефтяные и другие сырьевые компании вернуть в казну, а посредством ее — и обществу значительную часть природной ренты. И здесь роль Президента страны как главы государства в соответствии с Конституцией была не только определяющей, но и решающей.

Не было бы у нас и четырех национальных проектов, если бы не Президент страны. Либералы — теоретики из правительства годами бы обсуждали их необходимость и в результате так ни на что и не решились бы. Лишнее тому свидетельство — Инвестиционный фонд или дискуссия о снижении НДС. Будем надеяться, что следующие национальные проекты России, которые озвучит Президент страны, будут так же конкретны, как и предыдущие: «повышение рождаемости в России», «малые города», «местная промышленность».

Сейчас в сравнении с концом 1990-х годов в мировой экономике все перевернулось с точностью до наоборот: в России высокие темпы экономического развития, а в основных центрах мировой экономики — стагнация или существенно более низкие темпы роста (см. табл.).

 

Темпы ежегодного прироста реального объема ВВП России и развитых стран мира, %

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

I кв. 2005 г. к I кв. 2004 г.

Россия

5,1

4,7

7,3

7,2

5,2

Великобритания

2,1

1,7

2,1

3,1

2,7

Германия

0,8

0,2

-0,1

1,6

-0,3

Италия

1,8

0,4

0,3

1,2

-0,2

Канада

1,9

3,3

1,7

3,1

3,3

США

0,8

1,9

3,0

4,4

2,8

Франция

2,1

1,2

0,5

4,4

1,9

Япония

0,4

-0,3

2,5

3,7

0,8

Источник: Росстат.

 

В результате совокупного действия выделенных трех факторов кредитный рейтинг страны постоянно повышается. МВФ уже не учит Россию, и мы стали забывать, что эта организация вообще существует. И международные кредиторы России не хотят досрочного получения долгов нашей страны, потому что деньги особо не нужны — долларами и так переполнена мировая финансовая система. Главное — это природные ресурсы. Они есть во многих странах. Но таких, как в России, нет нигде.

А чего же России не хватает? Что является тормозом на пути дальнейшего роста экономики страны? Причин много. Но главная из них, с нашей точки зрения, состоит в отсутствии главного институционального фактора, обеспечивающего экономический рост, — квалифицированного государственного аппарата по управлению экономикой, адекватного переходной стадии, на которой находится Россия[1]. Этот аппарат должен соответствовать не теоретическим постулатам экономики с либеральным рынком и свободной конкуренцией (которой, кстати, нет нигде в мире), а реальным экономическим отношениям в России.

Нынешняя экономическая власть все время хочет продемонстрировать, что Россия — страна с рыночной экономикой, и применяет соответствующие рецепты для ее развития и модернизации. Но этого нет и быть не может — за 10 лет рыночную экономику построить нельзя, особенно в такой стране, как Россия. Рыночная экономика требует огромного социального переустройства всего общества: производительных сил, институтов, ментальности и т.д. Мы не США или Германия, Великобритания или Франция с их многовековой культурой рынка и социальных институтов, конкуренции и государственного регулирования, частной собственности и гражданского общества. Мы находимся в стадии трансформации и, скорее всего, длительного, исчисляемого десятилетиями перехода от командно-административной системы управления экономикой к квазирыночной. И должны применять соответствующие механизмы и инструменты.

Китай, например, не питает иллюзий, будто у него рыночная экономика, и демонстрирует темпы прироста 8% в год и более. И тем самым обеспечивает позитивную для России повышательную тенденцию мировых цен на нефть, выдвинувшись на второе место после США по импорту сырой нефти.

На вещи надо смотреть реально. Великую державу, евроазиатскую империю строит общество, а ведет его государство, чиновники. В Советском Союзе именно чиновники способствовали, чтобы русский балет и космические ракеты были лучшими в мире. Чиновники пестовали многонациональную культуру и промышленность, образование и науку. Вот какие были чиновники. Сейчас таких нет.

Именно по вине чиновников у нас практически не растет инновационная экономика, влачит жалкое существование малый бизнес, слабы банковская сфера и система страхования, практически не наблюдается межотраслевого перелива капитала из ресурсоизбыточных отраслей добывающей промышленности в те сегменты экономики, в которых есть острая нехватка капитала. Острейшая ситуация — с социальной и производственной инфраструктурой (дороги, здравоохранение, образование).

Но теперь у государства появились деньги для решения этих проблем, чего не было в конце 1990-х годов. Сейчас, в отличие от предыдущих 5 лет увеличения производства высокими темпами, нужно качество роста, а не его количество. Фаза экстенсивного развития подходит к концу. Нечем наращивать экспорт нефти. Построенные еще при советской власти производственные мощности всей промышленности либо полностью задействованы, либо разрушены, а новые не строятся.

У России еще есть резерв и временной (2—3 года), и конъюнктурный (заниженный курс рубля на 5—8 руб. за доллар). И запасы у государства есть. Стабилизационный фонд к концу 2005 году должен достичь 1,2 трлн руб. Бюджетный профицит по результатам этого года будет и того больше — 1,44 трлн руб. Если прибавить золотовалютные резервы, которые накопил Центральный банк за 10 месяцев 2005 года, в размере 40 млрд долл., то нетрудно посчитать, что государство «сэкономило» в этом году на своей экономике, сохранило в запасах, вывело из воспроизводственного процесса средства, составляющие по объему второй федеральный бюджет.

Подобное «омертвление» средств в «закромах родины» убийственно для любой западной рыночной экономики. Даже американская экономика с ее колоссальным запасом прочности завтра же «ляжет», если правительство законсервирует 18% ВВП. Это будет похлеще кризиса 1929—1933 годов. А российская экономика не только оказывается жизнеспособной, но и демонстрирует темпы ежегодного прироста более 6%. Поистине огромен ресурс потенциального развития у нашей Родины!

 

ФельдПочта

№ 102 - 28 ноября 2005 г.



[1] Автор, разумеется, прав, но лишь отчасти. Русскому чиновнику недостаточно быть высокообразованным, энергичным и инициативным работником. Главное, что характеризует его квалификацию, это безоговорочная приверженность национально-государственным интересам России. Но именно этого качество совершенно нет в госаппарате РФ. (прим. Ред. ЗЛ).


Реклама:
-