Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Г. Делягин

 

КУДА УХОДИТ БИЗНЕС?

 

В третьем квартале 2005 года чистый отток частных капиталов (0,3 млрд долл. в первом квартале и 5,3 млрд во втором) вновь сменился его притоком, составившим 2,9 млрд долл. В результате чистый отток за первые три квартала составил лишь 2,7 млрд долл., что почти в 6,5 раза меньше, чем в аналогичный период прошлого года (1 7,5 млрд долл.), и заметно ниже уровня первых трех кварталов 2003 (3,8 млрд), 2002 (4,3 млрд) и 2001 годов (10,4 млрд долл.).

 

Движение капиталов: Россия принимает чужих и выталкивает своих

 

Это действительно выдающееся улучшение. Тем не менее оно маскирует резкую интенсификацию движения капитала в обе стороны: как в страну, так и из нее. Приток капитала действительно догоняет его отток, что позволяет официальным лицам не задаваться вопросом о причинах его увеличения либо же однозначно трактовать его как «глобальную экспансию российских капиталов». Правда, оценки такого рода столь же сомнительны, что и трактовка миграции в Россию и поездок родственников из стран СНГ как «международный туризм».

Однако усиление оттока капитала само по себе, даже если оно сопровождается увеличением его притока, — весьма тревожный фактор. Прирост активов банковского и нефинансового секторов (включая статью платежного баланса «пропуски и ошибки», отражающую движение капитала по «черным», невидимым для государства каналам) стремительно нарастает в последние годы. Если в первые три квартала 2001 и 2002 годов он составил лишь 16,2 и 14,9 млрд долл., то в аналогичный период 2003 года — уже 27,3, 2004-го - 35,5, а 2005 года -и вовсе 51 млрд долл.!

Главная причина растущего оттока капитала, как представляется, та же, что и у торможения экономики, несмотря на галопирующие мировые цены на нефть. Это сложившаяся в последние годы модель общественного устройства, основанная на полном освобождении правящей бюрократии от какого-либо контроля со стороны общества. В результате коррупция заменена повсеместным силовым рэкетом, ставшим значимым макроэкономическим фактором, убийства бизнесменов вновь, как в первой половине 90-х годов, стали нормой жизни, а суммы взяток, вымогаемых у бизнеса, выросли, по оценкам фонда «Индем», в валютном выражении в 8,5 раза с 2000 по 2004 год.

По оценкам ряда бизнесменов, с 2004 года начался массовый выход российских предпринимателей из бизнеса, вызванный не «усталостью» или «кризисом среднего возраста», но нарастающим давлением силовой олигархии. Предприниматели продают свои активы либо иностранным (преимущественно западным) корпорациям, защищенным от силового давления своими правительствами, либо представителям силовой олигархии и чиновничества в целом. Сами они, как правило, уезжают на Запад и либо «уходят на пенсию», либо открывают там (или на Украине и в Прибалтике) небольшой новый бизнес.

 

Дробление бизнеса: отступление от завоеваний цивилизации

 

Из-за повсеместного давления чиновников и создания ими весьма существенных барьеров для входа на рынок производителей, не имеющих с ними доверительных отношений, а то и не контролируемых ими прямо, возникла тенденция разукрупнения бизнеса. На рынках не стратегических товаров крупные игроки, претендовавшие на общефедеральный масштаб деятельности, а также компании «второго эшелона» сталкиваются с серьезными трудностями. Именно поэтому благоденствует огромное количество мелких компаний, действующих в масштабе региона, а то и города и, как правило, неформально принадлежащих чиновникам либо «крышуемых» ими. В результате рынки не стратегических товаров подвергаются региональной сегментации, что отбрасывает российскую экономику на десятилетие назад.

Принципиально важно, что это вовсе не привычный «произвол губернаторов». Скорее напротив: на произвол губернаторов наложился качественно новый фактор — коррупция, инициированная давлением представителей федерального Центра.

Насколько можно понять, назначение губернаторов сопровождается жесткой торговлей, касающейся не только чисто коррупционных вопросов, но и определения будущих «правил игры». В результате почти каждому назначаемому губернатору, по-видимому, четко указывается, что платой за его назначение является подчинение представителям «групп влияния», обеспечившим его назначение, но главное — заранее определяется, в каких сферах губернатор имеет право реализовать свои интересы, а какие он должен отдать на откуп этим представителям. Вероятно, в условия торга включаются конкретные назначения заместителей с распределением обязанностей между ними, а иногда и отдельные чиновники более низкого уровня.

С политической точки зрения это означает невозможность для губернатора сформировать свою собственную властную «команду» и, соответственно, принципиальную невозможность какой бы то ни было самостоятельности в действиях. С коррупционной — существенно сужает сферу интересов региональной и местной бюрократии, что, соответственно, усиливает коррупционное давление на нее.

 

Скрытая национализация

 

Насколько можно понять, многие крупные корпорации, формально остающиеся частными, фактически национализированы. Их владельцы, по сути, низведены до положения советских директоров, которые обязаны беспрекословно подчиняться обкому партии и несут всю полноту ответственности за последствия его указаний. Отличие в том, что прибыль от национализированного «теневым образом» имущества служит не государству, не обществу в целом, а силовой олигархии, то есть частным лицам, превратившим в инструмент личного обогащения насилие и угрозу применения насилия от имени государства.

Отношение правящей бюрократии к российскому несырьевому бизнесу основано на четком понимании достаточности денег от контролируемой этой бюрократией добычи экспортного сырья для реализации любых проектов. При этом допуск на российские рынки западного бизнеса рассматривается уже не только как инструмент задабривания Запада (и получения от него политических и коммерческих дивидендов, включая личные), как в 90-е годы, но и как инструмент системного подавления любой возможности сопротивления со стороны российского бизнеса.

 

Бизнес выдавливается в политику

 

В этих условиях крупный и средний региональный бизнес столкнулся с необходимостью кардинального изменения своего образа действий (не будем забывать, что давление правящей бюрократии дополняется давлением коммерческих конкурентов из Европы, и особенно Китая).

Российские предприниматели в массе своей осознали, что в современных условиях экономический ресурс коммерсанта неизбежно пропорционален его политическому ресурсу. При избытке второго он захватит соответствующие коммерческие активы, при недостатке — будет вынужден их отдать. Соответственно, в деловой среде укореняется идея необходимости создания действенной политической поддержки. Бизнесмены поняли, что стоят перед выбором: либо они создадут себе такую поддержку, либо их заставят отдать собственность.

Это вновь, как в начале 90-х годов, создает основу для широкой поддержки бизнесом независимых или относительно не зависимых от правящей бюрократии политиков — но уже не «чисто» либерального, а патриотического направления, — стремящихся к синтезу патриотических, либеральных и социальных ценностей. Причина в том, что масштабы регионального бизнеса, как правило, достаточны для того, чтобы испытывать значительные неудобства от внешней конкуренции, но недостаточны для получения преимуществ от интеграции на Запад. В результате он оказывается сторонником разумного протекционизма и исполнения государством своих обязанностей перед обществом (хотя бы в части развития некоммерческой инфраструктуры, поддержания порядка, обеспечения приемлемого уровня образования и здравоохранения).

Безусловно, правящая бюрократия осознала эту опасность. По-видимому, курс взят на создание целой гаммы управляемых структур для выявления недовольных бизнесменов и вовлечения их в заведомо бесплодную и контролируемую имитацию борьбы по устанавливаемым бюрократией правилам, призванную истощить их силы. Логика проста: «пока они будут впустую бороться по нашим правилам, они будут молчать, растратят свои ресурсы и все так же молча уйдут в небытие».

Российские бизнесмены видят эту перспективу и, демонстрируя лояльность, будут играть по всем предлагаемым правилам. Однако, объективно нуждаясь в политической поддержке и политическом выражении своих интересов, они будут помогать независимым политикам неофициально, создавая инфраструктуру разумного и ответственного государства, не раскрывая себя и не подставляясь под удар правящей бюрократии.

 

Автор - председатель идеологического совета партии «Родина», доктор экономических наук

 

ФельдПочта

28 ноября 2005 г.


Πεκλΰμΰ:
-