Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.Н. Крутов

 

Законопроект «О персональных данных» опасен для общества

Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 25 ноября 2005 года

при обсуждении проекта ФЗ "О персональных данных"

 

Уважаемые субъекты персональных данных! Уважаемые идентификаторы!

Судя по тому, как с нами активно проводят "практическую имплементацию" (бедный русский язык, это выражение из пояснительной записки к закону "О персональных данных"), скоро это станет обычным обращением среди граждан России. Как стало "мужчина" и "женщина" вместо "товарищ". Мне лично не очень хочется быть субъектом персональных данных, тем более идентификатором.

На днях мы крестили 30 воспитанников детского дома. Эти маленькие, брошенные родителями детки, получали красивые имена Василий, Николай, Ксения, Любовь, Борис. И мы, православные хотим, чтобы они прожили свою жизнь с именами своих святых, а не с компьютерными номерами.

Любые действия государства, направленные на защиту прав и свобод человека, находят у фракции Родина" понимание и поддержку. Но многие положения рассматриваемого законопроекта вызывают, мягко говоря, недоумение, хотя министр здесь и говорил, что работали над этим законопроектом 4 года. Четыре года работы - и такой слабый документ. Это подтвердил в своем выступлении и председатель Комитета.

Понятийный аппарат не проработан. Не определен перечень персональных данных. Что входит в понятие общедоступные персональные данные? Кто определяет избыточность или неизбыточность персональных данных? Что такое всевозможные биометрические данные? Кто и как может быть собственником информационной системы? Что за дополнительные случаи, которые вправе устанавливать правительство, при которых не требуется регистрация информационной системы? Кем и для чего будет использоваться Государственный регистр?

Сегодня все белее очевидным становится тот факт, что, прикрываясь борьбой с международным терроризмом, сильными мира сего выстраивается система глобального управления человеческим сообществом, куда втягивают и Россию. Возрастают возможности социального и политического контроля над личностью, становится возможным осуществлять непрерывный контроль за каждым гражданином, и вести постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье.

У наших чиновников нет денег на увеличение пособий многодетным семьям, пособий на рождение детей, увеличение пенсий и зарплат, а вот на то, чтобы знать о своих гражданах все: от результатов анализа ДНК до формы уха, от политических взглядов до религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, сексуальных наклонностей, деньги нашли. Хотя сбор и обработка такой информации в принципе запрещена Конституцией России, но, как всегда, существуют исключения. И их в законопроекте хватает с избытком.

Одна статья 8 чего стоит. Сначала утверждается, что сбор и обработка информации осуществляются только с согласия человека. Но затем говорится о случаях, когда согласие не требуется. А в статье 6 на сбор информации вообще никакого согласия не нужно. Специальный уполномоченный орган будет заниматься координацией. Он получит контроль над всеми информационными базами страны. Он что, будет независимым? Подчиняться Правительству? Неизвестно.

Кроме того, создавать информационную систему теперь будет возможно, только имея соответствующую регистрацию. Каков механизм её получения, тоже неясно.

При высокой степени коррупции в государстве, черном рынке персональной информации, где можно приобрести базы данных самых разных государственных и частных структур, в законопроекте отсутствует реальное наказание за кражу информационных баз.

А вы знаете, что хакерское движение дает убедительные примеры несанкционированного вторжения даже в такие закрытые информационные сети, как Пентагон, НАСА, ЦРУ, других правительственных учреждений США.

И что самое интересное, закон вводит для обязательного употребления, что бы здесь ни говорил господин министр, уникальный и постоянный для каждого лица пожизненный и посмертный "идентификатор персональных данных", заменяющий имя человека. Форма, порядок присвоения и использование этого суррогата имени не определены в законопроекте. Что касается заявления Священного Синода, господин министр, из которого Вы выхватили цитату. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем обращении заявил, что персональный код оскорбляет религиозные чувства верующих, а закон не содержит достаточных гарантий для отказа от принятия идентификатора. Цитирую: "Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени. Подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться не к личности, а к документу или к записи в базе данных". Св. Синод отмечает, что "вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе, за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов.

аконец - и это главное, - недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Должна быть предусмотрена альтернативная система учета", а вот такой альтернативы законопроект не предусматривает. Альтернативная система учета данных должна быть, чтобы не было случаев массовых протестов и митингов, как это было недавно при введении ИНН.

Мы считаем, что предложенный законопроект опасен для общества. Фракция "Родина" будет голосовать против этого законопроекта.

 

Русская линия

28.11.2005


Реклама:
-