Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Представление «Русской доктрины» на острове Корфу

 

От Редакции «Золотого льва»: В начале октября группа авторов, возглавляемая А.Б. Кобяковым и В.В. Аверьяновым, представила разработанный ими труд под названием «Русская доктрина». Презентация состоялась на острове Корфу, овеянном славой русских военных побед. Ниже приводятся публикации в русской прессе, посвященные этому событию.

 

"Русская доктрина" в Греции

 

Группа русских патриотов — разработчиков концептуального стратегического документа "Русская доктрина" посетила греческий остров Корфу в рамках дней памяти адмирала Федора Ушакова, где состоялась презентация данного проекта. Среди ключевых авторов "Русской доктрины" можно отметить целый ряд известных экспертов-консерваторов, таких как: философ и публицист Виталий Аверьянов, главный редактор журнала "Русский Предприниматель" Андрей Кобяков, известный аналитик и публицист, председатель "Консервативного совещания" Егор Холмогоров, главный редактор "Правой" Илья Бражников, а также крупный православный политолог, постоянный автор нашего сайта Кирилл Фролов и многие других выдающихся людей.

 

Голос России

10 октября 2005 г.

 

 

"Русская доктрина" заявлена на острове русской славы

 

Остров Корфу, фигурирующий на картах также под именем Керкира, - самый северный и самый крупный в группе Ионических островов у западного побережья Греции, или Эпира, как издревле называлась эта часть Эллады. Для истории России остров Корфу - один из знаковых символов. Здесь была одержана одна из самых славных побед русского оружия.

В 1799 году Россия вела войну с республиканской Францией. В то время, когда армия Суворова освобождала от французов Северную Италию, к Ионическим островам, захваченным французами, через Босфор и Дарданеллы была двинута эскадра под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Это был первый выход русского флота на просторы Средиземного моря. И он ознаменовался беспримерной в военных летописях победой, одержанной военно-морскими силами над сухопутным гарнизоном мощной крепости. Для рациональной военной истории это - результат чётких внезапных действий русского флотоводца, применившего совершенно неожиданную для противника тактику, но для многих современников и потомков победа на Корфу воспринималась и воспринимается как чудо.

На освобождённом архипелаге была образована Республика Соединённых Ионических островов - первое в новой истории независимое Греческое государство. Память о событиях конца XVIII столетия на Корфу равно дорога русским и грекам. Проводимые на Корфу ежегодные торжества, посвящённые тем событиям, с недавних пор стали ключевым моментом более широкой программы культурных мероприятий под названием "Русская Неделя на Корфу", организуемой в октябре каждого года.

Нынешняя "Русская Неделя на Корфу" прошла с 7 по 11 октября. Центральное место в программе заняли: дружественный визит на Корфу большого десантного корабля "Азов" Русского Черноморского флота, праздничная служба в самом древнем храме Корфу с вручением храму иконы Фёдора Ушакова, крестный ход, возложение венков к памятникам нашему адмиралу и Иоанну Каподистриа - первому главе независимого Греческого государства (впоследствии - российскому дипломату), гала-концерт на площади перед крепостью и двухдневный кинофестиваль в Ионической академии. В мероприятиях принимали участие официальные лица с обеих сторон: посол России в Греции Андрей Вдовин, губернатор нома Керкира, мэр города Керкира.

"Русская Неделя на Корфу" становится удобной возможностью "себя показать и других посмотреть" для представителей отечественных бизнес-, арт-, политической и интеллектуальной элит. Не стал исключением и подобный слёт в нынешнем году. Заметное место в программе "Русской Недели" заняла презентация "Русской Доктрины" и посвящённый ей круглый стол экспертов, политиков и журналистов. Как можно судить по размаху мероприятия, которое придали ему устроители, "Русская Доктрина" претендует на значение всеобъемлющей программы преодоления нынешнего системного кризиса России и её развития на почве традиционных ценностей - программы, имеющей консолидирующее значение для российских элит незападной ориентации.

Труд с таким названием появился на свет в результате совместного труда многих патриотически настроенных учёных и публицистов. Наиболее значительную роль в его подготовке сыграли хорошо известные и уважаемые в патриотических кругах Виталий Аверьянов и Андрей Кобяков. Авторами "Русской Доктрины" являются также Александр Анисимов, Илья Бражников, Пётр Калитин, Владимир Кучеренко (Максим Калашников), Егор Холмогоров, Константин Черемных, а также автор этого комментария. В подготовке различных разделов "Доктрины" своими материалами и экспертными оценками принял участие очень широкий круг учёных и публицистов.

Создание "Русской Доктрины" обусловено тем, что, как указали авторы документа на его первой странице, "проект, начатый в 1991 году, доказал свою нежизнеспособность. В сегодняшнем мире страна под названием "Российская Федерация" обречена. В мировом разделении труда ей отведена самая позорная роль - поставщика сырья для развитых стран... А участь сырьевой страны печальна: в этом случае РФ не сможет прокормить более 50 миллионов человек и удержать свою обширную землю, в недрах которой хранится ресурс выживания всего человечества".

В чём же отличие "Русской Доктрины" от множества других, циркулирующих среди российской общественности, программных документов, указывающих на ту же опасность для России и излагающих меры по преодолению кризиса и возрождению страны? Авторы "Доктрины" надеются, что их работа послужит "знаком того, что от бесконечных и ни к кому не обязывающих словопрений о "национальной идее" нация переходит на более жизненный уровень". Стремясь к созданию "системного стратегического проекта консервативных преобразований", авторы "Доктрины", вместе с тем, "стремятся подвигнуть общественное мнение к осознанию необходимости... программы национального развития, а также побудить... экспертов и общественных деятелей к совместной разработке... параметров этой программы и "рабочих чертежей" для её реализации".

"Русская Доктрина" носит не идеологический, а сугубо прагматический характер, основанный на глубоком и всестороннем анализе разных аспектов жизни России и её положения в современном мире. "Русская Доктрина" состоит из шести больших разделов: "Духовно-политическая нация", "Русский дух", "Русское государство", "Русское хозяйство", "Русский социум" и "Пути преобразований". Меры, предлагаемые в "Доктрине", имеют, как правило, чёткое рациональное обоснование, исходящее из реального видения российской ситуации, и ориентированы на позитивное восприятие всех общественных кругов, которые соединяют своё благополучие с благополучием родной страны, а не с планами эмиграции из неё. Она приемлема для различных политических сил, не претендует на роль абсолютной идейной истины и открыта к творческой конкуренции с другими программами. Как заявлено в "Доктрине", "настоящая борьба должна идти между десятью, двадцатью и более программами Реставрации Будущего России, пусть выполненными с разных точек зрения и исходя из различных ценностных систем".

"Доктрина" составлена в расчёте на три основных возможных сценария ближайшего будущего, условно названных "пессимистическим", "оптимистическим" и "наиболее вероятным". Первый сценарий предусматривает эскалацию кризисных и дезинтеграционных процессов в России и потерю ею суверенной субъектности. В этом случае "Доктрина" может послужить руководством к действию для патриотического сопротивления, задачей которого будет любыми средствами восстановить реальность российской государственности. Второй вариант - взятие "Доктрины" на вооружение государственной властью в скором будущем. Третий сценарий - стабилизация и консервирование нынешней стагнации. Для этого варианта авторы "Доктрины" считают возможным выстраивание сетевых экономических, социальных и политических структур, которые явочным порядком берут на себя реализацию основных положений "Доктрины", с перспективой превращения этих сетевых структур в контуры новой русской государственности.

Пока сложно говорить определённо о том, какой из вариантов осуществится, равно как и о реакции политических кругов на представленный проект. Член Совета Федерации В. Лихачёв озвучил на "круглом столе" собственную точку зрения, сказав, что "Русская Доктрина" должна представлять интерес для российской власти. В целом, можно утверждать, что появление программы, подобной "Русской Доктрине" как по своей направленности, так и по масштабности поставленных в ней задач, давно востребовано разными кругами российской политической и экономической элиты. Очевидна также объективная потребность страны в рациональном проекте консервативного национального возрождения, отвечающем на все вызовы современности.

Но сможет ли стать "Русская Доктрина" таким проектом? Не положит ли она начало очередной отвлечённой дискуссии, на сей раз развёрнутых многостраничных проектов, каждый из которых претендует на роль доктрины русского спасения? Думается, что уже ближайшие месяцы прояснят это.

 

Ярослав Бутаков

«Русская цивилизация»

12.10.2005

 

 

Русская доктрина на острове русской славы

 

Главным событием "Русской недели" на Корфу стала презентация «Русской доктрины». В день рождения Путина на остров высадился десант бизнесменов, священников, консервативных идеологов, политологов и журналистов

Греческий остров Корфу в Ионическом море по праву можно назвать островом русской славы. Это одно из тех немногих мест на земле, где к России и русским относятся с братской любовью. В феврале 1799 года после блестящего штурма адмирал и святой православной церкви Федор Ушаков освободил остров от наполеоновских войск. С тех пор царская дипломатия взяла остров под свою опеку и почти до самой революции Россию и Корфу связывали тесные деловые и культурные связи.

Общественный форум «Русская неделя» в память о тех героических днях проводится на Корфу регулярно. Однако в этом году организаторы решили внести в программу качественное изменение, перекинуть мостик из славного прошлого в великое будущее России. Главным событием недели стала презентация «Русской доктрины» — фундаментальной стратегии духовно-политического развития нашей страны, подготовленной группой православных экспертов. 7-го октября, в день рождения Путина, на остров высадился внушительный десант бизнесменов, священников, консервативных идеологов, политологов и журналистов. В составе десанта оказался и корреспондент Правой.Ру. Впрочем, обо всем по порядку.

Официально-дипломатическая программа недели началась в субботу с прибытия в порт Керкиры (Корфу) большого десантного корабля "Азов" Черноморского флота. Ранним утром военные моряки в сопровождении патриотической общественности отправились на торжественную службу в храм Св. Иоанна Предтечи, куда представителями русской православной церкви была передана икона святого Серафима Саровского.

Торжественный крестный ход от храма Иоанна Предтечи до памятника первому президенту независимой Греции Иоаннису Каподистрии очевидцы запомнит надолго. Греческий и русский военные оркестры играли гимны, офицеры и морпехи маршировали с калашниковыми в руках, священники несли хоругви и иконы, а по сторонам на все это великолепие смотрели восхищенные горожане и туристы. Не каждый день по улицам разнеженного фешенебельного курорта чеканит шаг православное воинство.

В возложении венков к памятнику Каподистрии принимали участие представители российского посольства, губернатор и митрополит острова Корфу. Иоаннис Каподистрия, статс-секретарь российского министерства иностранных дел, был первым правителем независимой Греции после 1821 года, когда страна освободилась от турецкого владычества. После возложения венков Каподистрии, долг чести был отдан Святому адмиралу Федору Ушакову, к памятнику которого участники отправились живописной процессией через центр города. На церемониях звучали речи об общей славной истории, слова благодарности русской армии, призывы к православной солидарности и сохранению памяти о деяниях великих предков. Сегодня память об этих двух искусных политиках – Ушакове и Каподистрии — «работает» на возобновление братских связей между двумя православными народами.

Вечером того же дня в Старой крепости состоялся гала-концерт с участием популярной исполнительницы народных песен Пелагеи, а также нескольких фольклорных коллективов. Многие греческие семьи, гулявшие в этот погожий день в центре города, не отказали себе в удовольствии послушать прекрасные русские песни. Среди слушателей было много и представителей русскоязычной колонии Корфу – понтийских греков и бизнес-эмигрантов, променявших непредсказуемую Родину на целебный воздух благополучного острова. Последние слушали Пелагею особенно внимательно.

Центральным событием «Русской недели» стала, безусловно, презентация «Русской доктрины», которая прошла в конференц-зале пятизвездочного отеля Corfu Imperial. Напомним вкратце о проекте. Еще в мае этого года в ходе Консервативной Генеральной Ассамблеи было объявлено об инициативе Центра динамического консерватизма по созданию Русской доктрины. Проект является независимым по отношению к каким-либо сложившимся политическим группам. Инициаторы и организаторы проекта решили дать ему личное имя и остановили свой выбор на имени преподобного Сергия Радонежского – вечного защитника и покровителя России, не раз являвшегося в самые трудные для нее времена. Учредителями центра выступили известные деятели: экономист, главный редактор журнала «Русский предприниматель» Андрей Кобяков, философ и идеолог Виталий Аверьянов, писатель Максим Калашников (Владимир Кучеренко).

В течение трех месяцев предварительной разработки Сергиевского проекта был организован цикл семинаров, в ходе которых создана концепция Русской доктрины а также сложился круг соавторов и экспертов, участвующих в ее создании. Среди многих известных в православно-консервативной среде авторов, в редколлегию и экспертный пул доктрины вошли и постоянные авторы Правой.ру Ярослав Бутаков, Егор Холмогоров, Владимир Карпец, Аркадий Малер, Кирилл Фролов и главный редактор Правой Илья Бражников.

Перед участниками Сергиевского проекта была поставлена амбициозная цель: описание мировоззрения и первоначальная проработка программы консервативных преобразований в современной России. При этом решалась двуединая задача: дать точный анализ нынешней ситуации и предложить комплексное видение того, каким образом Россия может сохранить свою цивилизационную идентичность и стать в XXI в. мировым лидером. Сегодня, имея перед собой фундаментальный интеллектуальный продукт, можно уверенно сказать, что вдохновители доктрины добились своего. Не исключено, что в ближайшем будущем доктрина может быть взята на вооружение здоровыми национально ориентированными государственными и общественно-политическими силами.

Доктрину представляли Виталий Аверьянов и Андрей Кобяков. Кроме них, в президиуме сидели: политологи Сергей Пыхтин, Владимир Хомяков, Ярослав Бутаков, а также писатель Петр Калитин. Вел пресс-конференцию директор PR-агентства «Социомастер» Александр Бородай. Авторы доктрины рассказали публике о масштабах проведенной работы, коротко осветив содержание каждой из глав текста. Присутствующие в зале журналисты отмечали, что в контексте начала в России нового избирательного цикла текст получил предельно актуальное звучание. Доктрина открывается злободневной цитатой из Князя Дмитрия Пожарского: «Стоять вместе против общих врагов и против русских воров, которые новую кровь в государстве вчинают».

Создавая доктрину, авторы исходили из трех сценариев нашего будущего: «1) развал России, распад ее на части, провозглашение местных суверенитетов; 2) стагнация на условиях близких нынешним, сохранение неустойчивого равновесия; 3) глубочайший кризис, граничащий с катаклизмом, в результате которого власть путем скачка перейдет к идеологии, отвечающей традиционным, проверенным веками принципам русской цивилизации». На каждый из сценариев доктрина отвечает набором методологических рекомендаций, адресованных государственной власти и управленческой элите. Одной из самых сильных сторон доктрины является экономический блок, в котором прогностический анализ строится исходя из паритетных курсов валют, отражающих реальное, а не виртуальное состояние мировой экономики.

На другой день после презентации в Corfu Imperial прошел круглый стол с обсуждением текста Доктрины. Главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков, политический обозреватель «Литературной газеты» Александр Ципко, глава ВЦИОМа Валерий Федоров, писатель-экономист Андрей Паршев и другие выступавшие, высоко оценив коллективный труд авторов доктрины, высказали ряд критических замечаний. Авторов упрекали в «неизвестности», в смешивании религии и политики, в романтизации государственной власти и т.п. Однако практически во всех выступлениях рефреном звучала обеспокоенность за дальнейшую судьбу документа: «Не постигнет ли его маргинализация, свойственная для патриотических начинаний?» «Удастся ли донести его смысл до власти?» «Насколько продуманы механизмы практической реализации рекомендаций доктрины?» Отвечая на вопрос о возможных «фигурах умолчания», соруководитель проекта Андрей Кобяков заметил, что часть разделов доктрины, создававшихся с учетом мнения специалистов из спецслужб, несет конфиденциальную информацию, а потому не подлежит обнародованию.

Обсуждение доктрины продолжилось в неформальной обстановке на борту боевого десантного корабля «Азов», офицеры которого на собственные средства организовали торжественный ужин для участников «Русской недели». Русская водка с салом, вкусный корабельный плов и легкие фрукты быстро сломали барьер между греческой и русской делегациями. По слухам из дипломатических источников, присутствие русских моряков побудило греков просить ВМС НАТО приостановить военно-разведывательную активность в районе Ионических островов на время «Русской недели».

В программе форума было еще много интересных встреч, поездок и презентаций. Например, в здании Ионической Академии был представлен новый российско-греческий международный кинофестиваль. Фестиваль открыл премьерный показ фильма секретаря Союза кинематографистов России режиссера Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР, 21». Это – третья серия документального проекта, начатого еще 14 лет назад. Режиссер проследил судьбы простых советских детей разных национальностей, живших в то время в разных республиках Союза в семьях с различным культурным и социальным уровнем. Через трагедии своего времени, герои фильма проходят путь от ушедшего детства к осознанию себя гражданином. Программа фестиваля была воспринята греками с интересом, и возможно, на остров теперь будут регулярно возить новинки русского кино.

Покидая Корфу, участники торжеств искренне благодарили организаторов одного из немногих мероприятий, действительно, а не мнимо работающих на повышение статуса и улучшение имиджа нашей страны за рубежом. Спасибо Посольству России в Греции, Федеральному агентству по военно-техническому сотрудничеству, Данилову ставропигиальному мужскому монастырю, и, конечно, благотворительному фонду "Русский предприниматель", без которого форум не был бы столь масштабным. Будем надеяться, что «Русская неделя на Корфу» будет ежегодной, а «Русская доктрина» станет хорошим подспорьем руководству страны в деле возрождения нашего великого государства.

 

Михаил Голованов

«Правая.ру»

12 октября 2005 г.

 

 

Русская доктрина

Явление на Корфу

 

«Русскую неделю» на греческом острове Корфу, освобожденном некогда русским адмиралом и «отцом греческой независимости» Федором Ушаковым, наши озабоченные сплетнями и политической возней СМИ, в большинстве своем, проигнорировали. В крайнем случае, поминали парой строк визит десантного корабля «Азов», возложение венков к монументам, потрясающий концерт и мини-кинофестиваль. И, правда - что им возвращение русского флага в Средиземноморье, восторг греков при виде марша русской морской пехоты, совместный крестный ход с привезенной на Корфу и одинаково почитаемой русскими и греками знаменитой иконой Серафима Саровского?

Впрочем, Бог с ними: как говорится, «не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет». Главное, что за всем этим, безусловно важным, «не заметили» САМОЕ ВАЖНОЕ событие «Русской недели»: на Корфу состоялось представление не больше не меньше как «РУССКОЙ ДОКТРИНЫ» - мировоззренческой концепции для России XXI века. Не «одной из», а на сегодняшний день - единственной в своём роде. Ибо это – действительно Русский Проект созданный на действительно русской основе. В отличие от глобально-космополитической идеологической мешанины, которую раз за разом подсовывают России либералы вот уже 15 лет, и которая при всем обилии проставляемых под нею «раскрученных» имен на статус «Доктрины» никак не тянет. Не говоря уж о праве именоваться «русской».

Востребовано ли само появление подобной Доктрины? Несомненно! Ибо брести «туда – не знаю куда», строя «то – не знаю что» народу порядком поднадоело. Тем более что и результаты – соответствующие. Выступивший на обсуждении Василий Лихачёв (зам.пред. комитета по международным делам Совета Федерации.) откровенно и совершенно справедливо констатировал, что и российская Власть сегодня испытывает колоссальный дефицит идей. Попросту говоря, не знает, куда вести, чтобы вывести.

Впрочем, в последнем нет ничего удивительного: ведь «производство идей» монополизировано в сегодняшней России либеральной «тусовкой» едва ли не в большей степени, чем в своё время их предшественниками из КПСС. Сложилась замкнутая группа либеральных идеологов, выдающих идеи исключительно в контексте участия России в «Западном проекте». Группа «экспертов» (как правило, имеющих отношение к финансируемым из-за кордона фондам и исследовательским центрам), подводящая под эти изыски «научную базу». И, наконец, группа «известных политологов», в абсолютном большинстве – опять-таки «либералов-западников», доносящих с незначительными вариациями через практически монопольно используемые ими СМИ очередную теорию до нас, грешных, - но уже в качестве чего-то само собой разумеющегося... Именно поэтому все появляющиеся в последние годы с этой стороны «серьезные» проекты представляют собой не что иное, как более или менее удачные копии с предложенной некогда А.Чубайсом «либеральной империи» (продолжение прежнего либерального курса в модной «патриотической» упаковке).

И вот дефицит идей преодолен: впервые за последние полтора десятилетия создан полноценный мировоззренческий проект ВНЕ «либеральной тусовки», и создан прежде, чем она сумела предложить нечто более или менее равноценное! Как тут не понять возмущение «тусовщиков», прямо-таки сквозившее в выступлении присутствовавшего на обсуждении В.Третьякова, походя обвинившего Доктрину в «маргинальности» и «отсутствии академического обоснования» (видимо, на том основании, что, хотя среди авторов имеются кандидаты и даже доктора разнообразных наук, она не прошла согласования у «старших товарищей»), а также в избытке «религиозно-мистического» и «православного» в ущерб «рациональному». Справедливости ради отметим, что присутствовавший здесь же другой известный политолог А.Ципко, напротив, отнесся к Доктрине куда более лояльно, поставив ей в вину (кстати, вполне обоснованно!) только недостаточную проработанность «советского» периода нашей истории и его влияния на менталитет Нации.

Что ж, слабые места в Доктрине, разумеется, есть. И это немудрено, принимая во внимание тот факт, что в её создании принимали участие десятки авторов и экспертов, чьи работы были объединены редакторами воедино только на заключительном этапе. Но слабость проработки отдельных вопросов не умаляет общей ценности сделанного. Ибо главным, ключевым и поистине революционным является сам подход к созданию Русского Проекта, давно высказывавшийся в патриотических кругах, но впервые примененный при создании такого масштабного проекта как «Русская Доктрина».

Как говаривал профессор Преображенский из «Собачьего сердца», «разруха начинается не в туалетах, а в головах». Мы же, с подачи «либералов», все последние годы безуспешно пытаемся починить именно «туалеты» (т.е. экономику, политическую систему, законодательство и т.п.), воображая, что при этом «разруха в голове» (духовно-мировоззренческий, нравственный, культурный и этический кризисы) исчезнет сама собой. И это – в России, стране изначально идеократической, т.е. ведомой всегда высокими идеями, а не выгодой и «желудком»! Впрочем, весь либерализм стоит исключительно на «желудочных» мотивациях…

Авторы же «Русской Доктрины» строят её принципиально иначе: и политика, и экономика, и всё прочее выстраивается ими исходя из ментальности Нации, её системы ценностей (в корне отличающейся от Западной), её традиции, этических и культурных норм. Да, в первооснове своей – православных, ибо именно на православных подходах базировался изначально наш первый полноценный цивилизационный проект – «Третий Рим». Но при этом – не вызывающих отторжения и неприятия ни у мусульман, ни у буддистов, ни у неверующих, но порядочных (с точки зрения наших норм) людей. Именно этот, единственно верный в наших условиях подход позволяет считать Доктрину действительно прорывной и заслуживающей внимания всех истинных патриотов, осознающих необходимость обретения Россией собственного обоснованного и всестороннего Проекта. Проекта, КОНСЕРВАТИВНОГО по своей сути.

Здесь необходимо маленькое уточнение. Авторы Проекта именуют себя «динамическими консерваторами». Термин, может быть, несколько спорный (особенно учитывая так долго насаждавшееся «либералами» негативное отношение к самому слову «консерватизм»), но суть отражает точно. Современный Консерватизм – это отнюдь не призыв вернуться к «исконным» деревянной сохе и керосиновой лампе. Это передовой, более того – играющий на опережение нынешней загибающейся постиндустриальной цивилизации, Русский по сути и духу Проект, базирующийся на традиционных для нашей Русской цивилизации (консервативных) духовных и нынешней загибающейся постиндустриальной цивилизации, Русский, по сути и духу Проект, базирующийся на традиционных для нашей Русской цивилизации (консервативных) духовных и мировоззренческих основах. Так что ЯВЛЕНИЕ «Русской доктрины» состоялось. Пока – на Корфу, в ходе «Русской недели». Но завтра Доктрина шагнет в Россию, станет основой для объединения действительно лучших умов вокруг общего дела. Проявится через конкретные политические проекты, впервые – созидательные в самой своей основе. Это произойдет, как бы ни старались ангажированные СМИ сделать вид, что ничего важного не случилось. И что бы ни думало на сей счёт порядком всем поднадоевшее и уже, к счастью, начавшее потихоньку вымирать в России страшноватенькое племя «либералообразных».

 

Владимир Хомяков

«Русская идея»

17.10.2005

 

 

Новые Одиссеи.

На Корфу состоялось обсуждение новой доктрины реформирования России

 

В рамках форума состоялись конференция и «круглый стол», посвященные обсуждению концепции нового глобального документа, который авторы назвали Русской доктриной. Документ этот - плод коллективного труда известных российских ученых и экспертов. Авторский коллектив весьма велик - несколько десятков человек, но к ключевым фигурам можно отнести двоих - редактора журнала «Русский предприниматель» Андрея Кобякова и философа Виталия Аверьянова.

Проект адресован не элите общества, а самому обществу. Внешне это фолиант форматом стандартного листа бумаги в 350 страниц. Внутренне - новая программа преобразований в современной России, основанных на историческом опыте и лучших традициях российской государственности. По мнению авторов, доктрина дает ответы на вызовы времени, показывает возможные пути построения будущего не только для России, но и для многих других народов и культур. Русская доктрина представляет собой оригинальные разработки в сфере вероисповедной политики, образования, культуры, массовой информации, морали, права, государственного и административного устройства, безопасности, военного дела, внешней и внутренней политики, демографии, миграции, социальной политики.

В разделе «Русское хозяйство» дан детальный анализ экономического положения России, содержания экономических реформ последних лет. В разделе есть «формула» оптимальной экономики страны и антикризисная программа как стратегия достижения такой экономики. Участники проекта в феврале этого года создали Центр динамического консерватизма, поскольку считают: близки качественные перемены как в мире, так и в России, приближается момент «великого перелома». Авторы признают, что документ в нынешнем виде - открытая для поправок книга. Это, скорее всего, незаконченная стройка, многие заложенные в доктрине идеи еще ищут свое место.

По мнению авторов, четыре основные идеологические платформы, сосуществующие и конкурирующие сегодня в России (социал-демократия, радикальный либерализм, радикальный русский национализм и более поздний либеральный консерватизм), являются заемными, скопированными из западной политической практики и взяты различными партийными группами как инструмент для имитации политики. Платформа же Русской доктрины не вписывается ни в одну из этих идеологических матриц. Русская доктрина - это прежде всего динамический консерватизм. Он не запрограммирован на какой-то однозначный вектор: вполне возможно, что завтрашние угрозы для России придут не с тех направлений, с которых они ожидаются сегодня, а сегодняшние противники страны могут оказаться союзниками. Динамический консерватизм, таким образом, вооружает методологией моделирования и прогнозирования. Англо-американская глобализация, считают авторы доктрины, себя дискредитировала и уже не является серьезным противником. «Трудности внутри нас», - утверждает г-н Кобяков. Он признает, что в характере русских отсутствует этническая солидарность, вместо нее, увы, - самоненависть и самопоедание. То есть гражданская война все еще продолжается. Если сегодня не принять идей Русской доктрины, говорят авторы, появится шанс у радикального национализма и даже национал-социализма.

При обсуждении доктрины на Корфу выявились как сторонники документа (их было большинство), так и противники. Например, политолог Виталий Третьяков считает, что в документе много мистического, излишне много монархического лексикона. А вообще, по мнению г-на Третьякова, труд носит характер маргинального. Один из авторов документа, представитель Госдумы Сергей Пыхтин, проводит историческую параллель. В свое время подобные доктринальные документы были написаны в Германии и во Франции. После «Немецкой идеологии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса появились «Коммунистический манифест» и «Капитал», ставшие программой действий на многие годы. После трудов французских энциклопедистов случилась Французская революция, перепахавшая всю Европу. Такой может быть сила документа, который вначале принимается в лучшем случае критически, а то и пренебрежительно.

Известный политолог Александр Ципко считает появление Русской доктрины событием, следующим по важности за знаменитым сборником статей российских публицистов и философов «Смена вех», вышедшим в 1909 году, а авторов труда - будущей национальной элитой. Однако и попенял авторам: в доктрине не должно быть спорных вещей. Таких, например, как утверждение о том, что время ссудного капитала прошло. «Об этом писал еще Николай Бердяев», - сказал г-н Ципко. Несколько озадачивает новая терминология доктрины. Эклектичным выглядит, например, выражение «сетевая святая Русь». Создатели документа отсылают к эпохе Сергия Радонежского, когда от монастырей отпочковывались новые обители, благодаря чему шла колонизация новых территорий. На современном языке это -- сетевой метод. Он и мыслится формой осуществления нового проекта.

Лидер Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев считает, что Русскую доктрину надо бы обсуждать не вдали от России, а где-нибудь в ее центре - Новосибирске или Красноярске. Создатели доктрины поспешили сообщить, что презентация документа состоится в ближайшее время в Москве. По мнению, генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова, труд интересен «как утопия, как идеология, но не научная работа». Г-н Федоров по-марксистски поставил точку: «Авторы объясняют мир, а надо его преобразовывать».

Член Совета Федерации Василий Лихачев, однако, пообещал содействие в продвижении доктрины как «важного явления в политической жизни России» в органы государственной власти. Тем более что, считает г-н Лихачев, эти самые органы «испытывают интеллектуальный голод».

 

Николай Поросков

«Время Новостей», № 198

25 октября 2005

 

 

В России появился первый документ о национальной идее

 

На греческом острове Корфу, где уже третий год подряд проводится общественный форум «Русская неделя». В этот раз представительство наших соотечественников было весьма пестрым – бизнесмены, священники, политологи, журналисты, писатели, кинорежиссеры, очень много прогрессивной молодежи, которая называет себя консерваторами. Удивительно – дожить до времен, когда это слово приобрело позитивный оттенок. (,,,)

Больше всего во время «Русской недели» журналистов и политологов заинтересовала презентация необычного издания под пафосным названием «Русская доктрина». Монументальный труд, над которым несколько месяцев трудился огромный авторский коллектив, грозит стать бестселлером среди мыслящей российской публики.

Руководители проекта экономист Андрей Кобяков и философ Виталий Аверьянов возложили на себя непростую задачу – на 363 страницах изложить ни много ни мало национальную идею России, некий концептуальный план развития страны на ближайшие 50 лет.

Впрочем, если руководство страны не спешит поделиться с гражданами своими соображениями на тему «Что делать», то рано или поздно сами граждане проявляют инициативу, ибо свято место пусто не бывает.

Даже червяк знает, куда ему ползти, чтобы добыть свежий листок. А Россия уже 15 лет топчется на одном месте, не решаясь сделать внятное телодвижение. Вот что пишут авторы доктрины в предисловии к своей работе: «Россия – это система стропил, поддерживающих свод над всеми народами мира, дарующая мировому целому равновесие и стабильность.

Когда в голосе нашего государства послышатся узнаваемые ноты тысячелетней России – Запад и Восток не удивятся, более того, они вздохнут с облегчением». Звучит красиво и по-мессиански, но уж лучше так, чем затянувшаяся идеологическая молчанка, в которую тупо играет уже не первое поколение кремлевских обитателей.

В «Доктрине» очень оригинально и образно изложен взгляд на самые жгучие проблемы современной России: что такое русская цивилизация, дух нации, государственность, военная доктрина, принципы хозяйствования, социальная политика, культура, демография… Создавая «Доктрину», авторы исходили из трех сценариев нашего будущего: «1) развал России, распад ее на части, провозглашение местных суверенитетов; 2) стагнация на условиях, близких нынешним, сохранение неустойчивого равновесия; 3) глубочайший кризис, граничащий с катаклизмом, в результате которого власть путем скачка перейдет к идеологии, отвечающей традиционным, проверенным веками принципам русской цивилизации». Вывод авторов довольно оптимистичен: несмотря на все обрушившиеся на нашу страну беды, именно сейчас у нее есть потрясающий шанс вырваться, подняться и еще не раз удивить мир. Завораживает терминология, которая используется на страницах «Доктрины», – «смыслократия», «динамический консерватизм»… На фоне навязших в зубах «измов» за этими чувствуется что-то действительно новое, мощное и давно ожидаемое.

Любопытно, что среди совершенно разных участников презентации не было слышно ни слова против самого проекта. Во время обсуждения «Доктрины» главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков, политический обозреватель «Литературной газеты» Александр Ципко, глава ВЦИОМа Валерий Федоров, писатель-экономист Андрей Паршев и другие высоко оценили коллективный труд авторов «Доктрины», высказали ряд критических замечаний. Авторов упрекали в смешивании религии и политики, излишнем мистицизме и романтизации государственной власти и т.п. Однако практически во всех выступлениях рефреном звучала обеспокоенность за дальнейшую судьбу документа: «Удастся ли донести его смысл до власти? Насколько продуманы механизмы его практической реализации?» Тем не менее появление такого документа обнадеживает: наша страна выздоравливает, она ищет свой путь и не согласна с той ролью, которую ей готовит «новый мировой порядок».

Иными словами, мы еще пободаемся… P.S.Редакция «РК» благодарит Благотворительный фонд «Русский предприниматель», посольство РФ в Греции, Федеральное агентство по военнотехническому сотрудничеству РФ и Данилов ставропигиальный мужской монастырь за организацию «Русской недели» на острове Корфу.

 

Сергей Фролов

Адрес http://www.ruscourier.ru/archive/641

 

 

Русская доктрина» стала реакцией на бездуховность, царящую в обществе

 

Екатеринбург. Проект «Русская доктрина» — это реакция со стороны здоровых общественных сил на кризис порядка, криминализации жизни и бездуховность, царящую в современном обществе. Об этом заявил президент Фонда «Русский предприниматель» и один из разработчиков проекта Сергей Писарев.

Есть уверенность, считает он, что органы власти различных уровней будут использовать доктрину в разработке и реализации программ различной направленности. На сегодняшний день необходимо, чтобы общество привыкло к позитивным смыслам, которые несут в себе термины «мононациональность» и «моноконфессиональность» в России, отмечает Писарев. После подготовки общественного мнения, предполагает президент фонда, будет возможна применение доктрины в пределах всей страны.

Кроме того, Писарев сказал, что к дальнейшей проработке «Русской доктрины» будет привлекаться как можно больше ученых и экспертов для ее унификации.

 

Екатеринбург. Фонд «Русский предприниматель» на круглом столе в Уральском государственном горно-геологическом университете, посвященном проблемам образования и будущему России, презентовал проект «Русская доктрина».

По словам одного из авторов проекта, политического обозревателя радиостанции «Маяк» (Москва) Егора Холмогорова, это коллективный труд более ста российских ученых и специалистов, объединившихся с целью дать системную картину состояния нынешней России и масштабное видение комплекса преобразований, необходимого для восстановления традиционной мощи и жизнестойкости нации.

«Русская доктрина», которая не имеет аналогов, была представлена сегодня впервые в России. До этого она представлялась на суд экспертов 10 октября на острове Корфу (Греция) в рамках «Русской недели на Корфу».

По словам Холмогорова, инициаторами создания «Русской доктрины» стали представители Екатеринбурга, Курска и Белгорода. Именно с этими городами связывается возрождение России, прежде всего, духовное, считает он.

Основная идея проекта, сказал Холмогоров, заключается в единстве русской нации, состоящей из представителей всех национальностей, проживающих на территории России.

 

Екатеринбург. Научные достижения, заложенные в проекте «Русская доктрина», имеет смысл использовать для создания в России единой системы образования, основанной на воспитании духовности в подрастающем поколении. Такое мнение высказал заведующий научно-исследовательской лабораторией «Педагогика православия» УрО РАН Станислав Погорелов, выступая на круглом столе, посвященном проблемам образования и будущему России, в Уральском государственном горно-геологическом университете.

По его словам, речь идет еще и о том опыте, который был накоплен педагогами в дореволюционной, советской и пореформенной России. Все уровни власти, ученые, предприниматели и просто граждане страны заинтересованы в создании единой системы образования, считает Погорелов.

Кроме того, он позитивно оценил идею распространения русской культуры на иммигрантов, прежде всего, посредством образования. Эту процедуру уже используют западноевропейские страны, такие как Германия, отметил ученый. «Погружение» иммигрантов в русскую культуры, считает Погорелов, будет способствовать только сплачиванию нации и снижению межнациональной напряженности в России.

 

АПИ 7.11.05

 

 

Из Интервью Председателя Союза писателей России, доктора исторических наук

Валерия Ганичева

 

- Как сообщалось в различных СМИ, на Корфу произошло знаменательное событие - группой учёных была представлена (и было положено начало обсуждению) фундаментальная работа <Русская доктрина> (<Сергиевский проект>).

Во время поездки на Корфу один из молитвенных, мужественных, активных участников экспедиции сказал мне: "А вы думаете, что деятельность Союза писателей России, Всемирного Русского Народного Собора, ваших журналов не дает плодов. Нет, она прорастает во многих других книгах и изданиях, в душах наших людей.

И, действительно, это мы в полной мере почувствовали на третий день пребывания на острове, когда группа ученых, общественных деятелей, публицистов представила на обсуждение необычайно важное и знаковое, объемное и разноплановое сочинение под названием "Русская доктрина". И очень знаменательно, что представлена она была в том историческом месте, где более 200 лет назад была явлена Греции и миру <православная доктрина> адмирала Ушакова.

Мир после распада СССР (и это признано официально) погрузился в глубочайший геополитический кризис. Создатели <Русской доктрины> заявили, что против нашей страны было применено "консциентальное оружие" (оружие, поражающее сознание, разрушающее менталитет противника) - с середины 80-х годов с провозглашением нашей страны "империей зла". Мы извне и изнутри (но оплачиваемые извне) услышали такое количество брани, похабщины, увидели такую непристойность, направленную в наш адрес, что любой другой народ бросился бы в самоубийственный бой против обидчика (который и ожидал этой неподготовленной к победе реакции). Надо честно сказать, у народа, у патриотических здоровых сил не оказалось адекватного орудия противодействия.

Но постепенно такие духовные силы собирались. Они в разных местах, в разных слоях общества ковали "оружие ответа" этой агрессии. И это оружие может выковаться только на духовно традиционалистской основе. В "Русской доктрине" (<Сергиевский проект>) сказано: "Если для других наций крах государства - это еще не полная катастрофа: то мы, потеряв государство, потеряем все. Но даже если исходить из худших сценариев, у нас есть поучительные и вдохновляющие примеры. Это святой Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский, именем которого назван наш проект. В эпоху погибели земли Русской святой Александр Невский не утратил веры в будущее, не растерялся, а сумел мобилизовать народ на сохранение веры, на сбережение национальных святынь. Веком позже в самый разгар татарского ига преподобный Сергий Радонежский показал Руси - зачем жить".

С глубоким удовлетворением хочу отметить, что в составе авторского коллектива, редколлегии, экспертного совета <Русской доктрины> работало немало членов Союза писателей России - В. В. Аверьянов, П. В. Калитин, А. Б. Кобяков, А. Н. Анисимов, И. Л. Бражников, Я. А. Бутаков, В. А. Кучеренко, Е. С. Холмогоров, К. А. Черемных, Ю. А. Бородай, В. И. Карпец, В. Л. Махнач, К. А. Кокшенёва, С. П. Пыхтин, В. Е. Хомяков, Т. Л. Шишова, Л. Сычёва.

И сейчас мы видим как наполняются живительным воздухом паруса державного российского корабля, в наше сознание, наш дух, быт входят те, кто, как и святой праведный воин Феодор Ушаков, одухотворил нашу державу, наш народ.

 

Руководитель пресс-центра СП России

Александр Дорин


Реклама:
-