Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

О. Доброчеев, Ю.Зубков

 

Территориальная реформа: неизбежно, но осторожно

Об устойчивой административно-политической структуре России

 

Россия сегодня активно перестраивается. Меняются хозяйственный механизм, административно-территориальная структура, политическая вертикаль, практически все отрасли народного хозяйства. Наверное, естественно время от времени (в случае России как минимум раз в 70 - 80 лет) пересматривать и перестраивать все сферы жизни в соответствии с веяниями времени.

 

Анализ проблемы

 

Обратимся к существующим закономерностям структурных общественных преобразований. При этом самое пристальное внимание обратим на наиболее консервативные факторы и тенденции социальных перемен (не подверженные влиянию человеческого фактора). В частности, на эволюцию административно-территориальной структуры.

Понимая, однако, объективную ограниченность подобного рода знаний, воспользуемся смыслом теоремы эргодичности и рассмотрим наряду с временной эволюцией социума его эволюцию в так называемом фазовом пространстве физических переменных, то есть изменчивость размеров административных единиц в зависимости от времени, географического положения и средних климатических температур.

Одна из первых работ в этом плане выполнена в 1997 году Мартыновым, Артюховым и Виноградовым (см. сайт: sci.aha.ru/RUS/wacb_.htm). Некоторые результаты этой работы представлены на рис. 1[1].

На этом рисунке видно, что средние размеры государств мира растут в направлении с Юга на Север. И растут весьма значительно - их средние площади увеличиваются от экватора до 80-го градуса северной широты до 12 раз.

При этом средние минимальные размеры составляют около 300 тыс. кв. км, максимальные средние - 3800 тыс. кв. км, а общий диапазон вариаций размеров 200 государств мира находится в диапазоне от 60 до 17 000 тыс. кв. км.

Мы решили выборочно проверить эти данные и рассмотрели эволюцию размеров самых крупных стран, правда, в соответствии с нашими представлениями о турбулентной природе общественного развития, не по широте расположения государств мира, а по их средней климатической температуре (рис. 2).

Как видно на рис. 2, даже самые устойчивые социальные системы - крупнейшие государства мира - тоже увеличиваются в своих размерах при движении с теплого Юга на холодный Север. Причем увеличиваются многократно.

Следующий вопрос, который мы себе задали: 'Может быть, и более мелкие административные единицы государств - области, края, провинции - тоже изменяются в размерах не столько в зависимости от политической целесообразности, сколько от некоторых внешних, в частности физических, факторов общественной жизни?'

Имея отечественную статистику, мы построили график зависимости самых крупных, то есть самых устойчивых, областей России от средней климатической температуры. На сей раз из всех крупных областей, краев и республик мы отобрали те, в которых сельское население практически одинаково - около 700 плюс-минус 100 тысяч человек - или составляет кратную этому числу часть. Эти данные представлены на рис. 3.

Как видно на этом рисунке, в областях России в целом тоже имеет место тенденция роста размеров в направлении от теплых регионов к холодным, или в наших условиях - с юго-запада страны на ее северо-восток. Заметно и другое - тенденций роста имеется как минимум две. Одна наблюдается в регионах Дальнего Востока и Сибири, в которых с похолоданием от 1° С (в Новосибирской и Омской областях) и -4° С (в Хабаровском крае и Читинской области) до -10 в Республике Саха одинаковое число жителей оказалось расселенным на территориях, отличающихся по площадям в 5 и 20 раз соответственно (160, 800 и 3100 тыс. кв. км).

Кстати, согласно научным принципам неравновесная структура регионов говорит об их молодом, не устоявшемся с исторической точки зрения положении и о неизбежности трансформаций в будущем.

Совсем иная тенденция наблюдается в европейской части страны. Там площадь наиболее холодных северных регионов оказалась уменьшающейся с понижением температуры, а в наиболее теплых, южных, - растущей. Это свидетельствует об устойчивом, а значит, и в некотором смысле отжившем характере сложившейся структуры европейской части России.

При нулевых же и слабых положительных температурах размеры большинства крупнейших, а значит, и самых устойчивых и сибирских, и европейских областей страны близки, находясь в диапазоне от 600 тыс. кв. км (Архангельская область) или 300 тыс. кв. км (Томская) до 200 - 150 тыс. кв. км (Новосибирская и Вологодская области).

С этими данными резко диссонируют два региона - Красноярский край, превышающий по размерам аналогичные по климатическим условиям соседние регионы страны в 3 - 5 раз, и Тюменская область, превышающая размеры соседей в 5 раз.

В попытках выяснения возможных причин установленной аномалии мы обратились к мировой статистике.

 

Первые итоги

 

Первое, что удалось обнаружить у давно сложившихся государств мира, - наличие в их структуре устойчивых размеров областей и провинций.

Выяснилось, в частности, что США, Китай, страны Единой Европы, находящиеся приблизительно в одном климатическом поясе со средней в течение года температурой в диапазоне от 7 до 15° С, имеют разные размеры административных единиц.

Средний размер штата США составляет 185 тыс. кв. км (что эквивалентно площади страны - 9300 тыс. кв. км, деленной на 50 штатов).

Средний размер государств Единой Европы - 100 тыс. кв. км (что эквивалентно площади Единой Европы - 2500 тыс. кв. км, деленной на 25 государств, входящих в ЕС). То есть приблизительно в 1,8 раза меньше.

А средний размер провинций Китая - 320 тыс. кв. км (что эквивалентно площади Китая - 9600 тыс. кв. км, деленной на 30 провинций страны). То есть в 1,7 раза больше американского штата.

Диапазон возможных вариаций размеров рассмотренных социальных систем, находящихся в одном климатическом поясе, оказался широким. Соотношение наиболее крупных и мелких систем - 3 раза. Эти вариации зависят, по нашим представлениям, преимущественно от культуры хозяйствования, исторически сложившейся в том или ином регионе мира. Любопытно, что вариации находятся в рамках жесткой математической пропорции 1:1,7:3, основанной, как показали исследования Виктора Кузьмина и Алексея Жирмунского по физической и биологической структуризации мира, на числе Непера.

Второй ряд рассмотренных данных касался влияния климата на размеры провинций. Этот ряд представлен на рис. 4.

Для сравнения на этом рисунке помимо некоторых российских территорий показаны данные по размерам штатов США, провинций Канады (Америка), а также провинций Китая. Поскольку мы располагали информацией о размерах всего трех регионов Америки и Китая, существующих при средней температуре +10, 0, -10° С соответственно, остальные оценочные значения размеров территорий мы построили по универсальной зависимости, установленной на североамериканском континенте, на котором при средней температуре около 10° С средний размер штата оказался равен 186 тыс. кв. км, а при понижении температуры на 10° С увеличивался в 4 раза, составляя 770 тыс. кв. км.

 

Предварительные выводы для России

 

Опираясь на эти, поскольку других данных нет, грубые оценочные соотношения, мы в результате сопоставления данных российской статистики с мировой смогли обнаружить ряд удивительных вещей.

Выяснилось, например, что даже самые крупные южные регионы России размером около 100 тыс. кв. км, находящиеся в сходных с США и Китаем климатических условиях (Краснодарский край, Ростовская область), раза в два уступают по размерам американским штатам и в три - китайским провинциям. Близкими к этим самым крупным российским регионам юга страны оказались лишь размеры среднего, а не самого крупного европейского государства, составляющие те же 100 тыс. кв. км.

А вот в более холодных регионах страны, реальные, а не расчетные аналоги которым существуют только в Канаде, мы обнаружили три уровня соотношений.

Ряд областей России, в частности Хабаровский край и Иркутская область, существующие в том же температурном диапазоне, что и провинции Канады, оказались практически идентичными им по размерам.

Второй ряд регионов, в частности Красноярский край и Тюменская область, с чуть более теплым климатом, оказались в 2 - 3 раза более крупными, чем штаты Северной Америки. Близкой по размерам к американской тенденции в этом температурном диапазоне оказались из рассмотренных лишь Архангельская и Томская области, размером 600 и 320 тыс. кв. км соответственно, и Республика Коми, размером 420 тыс. кв. км.

Третий ряд - холодные северные и восточные российские регионы, такие как Новосибирская и Омская области, Приморский край, оказались в 2 - 3 раза меньше американских административных единиц.

В совокупности результаты проведенного исследования позволили прийти к выводу о том, что укрупнять у нас можно даже самые крупные из южных областей и республик страны. Причем не менее чем в 1,5 раза, потому что оптимальным для этих областей является размер 100 - 320 тыс. кв. км. В случае подобного преобразования южные российские области по совокупной экономической мощности смогут многократно превысить потенциал любой закавказской республики или даже всех их, вместе взятых, решительно усиливая влияние нашей страны в этом регионе мира.

То же относится и к областям России со средней температурой 2 - 6° С, поскольку их расчетные размеры находятся в диапазоне 160 - 480 тыс. кв. км, а не в диапазоне 40 - 120, как сегодня.

Уникальное положение Республики Саха не позволяет взвешенно сравнить ее с другими регионами страны или мира. Оценки же, которые можно сделать на основе проведенного исследования, говорят, что в самых холодных областях страны со средней температурой на уровне -10° С размер области или края может достигать 3100 тыс. кв. км, как в Якутии.

В регионах со средней температурой в диапазоне от -3 до +2° С оптимальным является размер области в диапазоне 400 - 1200 тыс. кв. км, как в Томской или Иркутской областях, но не в 1,5 - 2 раза больший, как в Красноярском крае и Тюменской области, и не в 3 раза меньший, как в Омской области.

В первом приближении проведенное исследование свидетельствует: проблема структуры этих и подобных им регионов страны с площадями, резко отличными от оптимальных, заслуживает изучения. Очевидно, что принятое сегодня решение подобных задач путем плебисцита - не самый лучший прием в XXI веке, когда все оптимизируется. Действовать подобным образом - значит определять оптимальные размеры самолета с помощью голосования инженерно-технического состава.

Во втором приближении, опираясь на выявленные особенности глобальной социально-политической структуризации, можно предложить алгоритм более устойчивой структуризации регионов России. В соответствии с ним, во-первых, надо оставить в неизменности края и области, которые удовлетворяют критериям устойчивости, связывающим размеры территорий с температурой. Во-вторых, надо осуществить объединение или разделение оставшихся областей для приведения их к оптимальным для существующих климатических условий размерам.

Результаты этой оценочной работы представлены в виде таблицы и показаны на карте.

 

Средняя температура

Оптимальная площадь, тыс.кв.км

Число областей

Название областей, краев и новых регионов страны

Площадь, тыс.кв.км

№ региона

-4...-10

3100 (1600-4800)

4

Республика Саха

3100

2

Таймырский+Эвенкийский округа

1630

1

Магаданская+Камчатская области+Чукотский округ

1667

3

Бурятия+Тува+Иркутская+Читинская области

1720

4

+2...-30

400-1200

5

Архангельская+Мурманская области

732

5

Коми

416

6

Ямало-Ненецкий+Ханты-Мансийский окгуга

1273

7

Хабаровский край+Амурская область+Приморский край+Сахалин

1440

9

Алтай+Хакасия+Красноярский+ Алтайский края+ Кемеровская область

1127

8

2-6

160-500

15

Томская область

317

23

Новосибирская область

178

24

Тюменская+Омская области

302

22

Свердловская область

194

19

Пермская область

160

15

Челябинская+Курганская области

159

21

Башкортостан

143

20

Карелия

172

10

Северо-западный регион

196

11

Вологодская область

146

12

Тверская+Ярославская+Костромская области

180

13

Удмуртия+Кировская область

163

16

Мордовия+Нижегородская+ Пензенская области

146

17

Татария+Чувашия+Марий Эл+Ульяновская область

147

18

Московская+Владимирская+Тульская+ Рязанская области

142

14

6-10

100-300

11

Самарская+Оренбургская области

178

28

Брянская+Калужская+Смоленская области

115

25

Орловская+Липецкая+Тамбовская+ Белгородская+Воронежская области

168

26

Волгоградская область

114

29

Саратовская область

100

27

Ростовская область

101

30

Калмыкия+Астраханская область

120

31

Краснодарский край+Адыгея

84

32

Ставропольский край+Кабардино-Балкария+ Северная Осетия+ Карачаево-Черкесия

87

33

Дагестан+Чечня+Ингушетия

70

34

Калининградская область

15

35

-31...+25

17000

35

Россия

17000

 

 

Любопытно, что после выполненных (теоретически) преобразований большинство новых структурных единиц страны оказались ее старыми, проверенными не только анализом, но и временем образованиями. Так, из 35 новых областей страны 15 составляют старые.

При построении таблицы помимо 'естественной' логики преобразования в ситуациях неоднозначности мы исходили из того, что в приграничных областях следует оставлять по возможности крупные административные единицы. Поэтому появились крупный Хабаровский край с прилегающими областями и большая структура на основе Иркутской области. В оправдание этим построениям можно кроме физических аргументов привести исторические. Известно, например, что в Российской империи были подобные крупные образования под названиями Амурское и Иркутское генерал-губернаторства. По этой же логике предполагается сохранить в качестве административной единицы целый Центрально-Черноземный район, состоящий из 6 областей, и объединить 9 северо-кавказских областей, краев и республик в три своеобразных генерал-губернаторства. В случае укрупнения регионов Северного Кавказа нам придется нарушать и известную мировую тенденцию сокращения размеров горных государств.

Впрочем, эту не вполне 'естественную' логику преобразований можно отвергнуть и оставить в рассматриваемых регионах еще около 7 административных единиц, доведя таким образом общее число российских регионов до половины существующих.

В случае приведения размеров территорий к оптимальным, а значит, и устойчивым, их совокупный валовой продукт способен, как убеждает опыт стран с устойчивой внутренней административной структурой (Китая, США, Канады, ЕС), возрасти многократно.

 

Как интегрироваться дальше

 

В начавшейся новой волне российской интеграции ничего принципиально нового сделать, по нашему мнению, нельзя. 'Процесс пошел', как однажды об аналогичной ситуации отозвался Михаил Горбачев. Инерция этого процесса в великой по размерам России столь значительна, что остановить преобразования никому не под силу. Их можно лишь подправить.

Как?

Во-первых, учесть естественную, а значит, и довольно консервативную логику преобразования.

А поэтому и, во-вторых, создав Стабилизационный фонд, возможно, стоит подумать о его интеллектуальной надстройке - Стабилизационном центре российских преобразований, своеобразном центре собирания российских земель и российских умов.

Конечно, это тема отдельного исследования, однако, забегая вперед, можно сказать, что точки опоры для новой интеграции существуют. В Сибири, например, имеется две области - Томская и Новосибирская, - известные исключительно выгодным географическим положением и высоким научным и промышленным потенциалом.

 

Политический класс

август 2005



[1] В настоящей публикации рисунки не приводятся (прим. Ред. ЗЛ).


Реклама:
-