Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.Б. Жукова

 

От примирения к единению?

 

4 ноября с.г. Россия впервые отметит новый для неё праздник – День народного единства - с государственным нерабочим днём вместо 7 ноября, который назван теперь Днём Согласия и Примирения. В пояснительной записке к проекту соответствующего Закона, принятого Госдумой в декабре прошлого года, говорилось, что 4 ноября отмечается как памятная дата освобождения Москвы в 1612 году от польских интервентов, когда была продемонстрирована “сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе”. Одновременно это и дата окончания Смутного времени.

Отмечая окончание Смуты на Руси в начале XVII века, нелишне вспомнить причины её возникновения и следствия. По свидетельству В.О.Ключевского, который, несомненно, является весьма авторитетным отечественным историком, были две коренные причины той Смуты – “пресечение династии” и острые социально-политические разногласия в обществе. Смуте предшествовало правление царя Бориса Годунова, который начал “поднимать на высокие степени худородных и безграмотных людей”, и В.И.Шуйского с его “слабостью к иноземцам“. Появление самозванцев и иноземцев на Руси в Смутное время В.О.Ключевский считает производным явлением от этих двух коренных причин. По его словам, “бояре видели в самозванце ряженую куклу, которую, подержав до времени на престоле, потом выбросили на задворки”.

Самым характерным признаком Смутного времени, по оценке В.О.Ключевского, является “стремление общественных низов прорваться наверх и столкнуть оттуда верховников”. Смута прекратилась, когда удалось выбрать достойного царя. Её следствием стало осознание “верхами” той простой истины, что народ может обойтись без государя, но “ни государь, ни государство не могут обойтись без народа” и что “государство не может принадлежать никому, кроме самого народа”. Преодолеть Смуту и “спасти общество, когда надломились политические скрепы общественного порядка”, стало возможным лишь благодаря крепким национальным и религиозным связям русского и других коренных народов России.

Уроки истории всегда поучительны, а уроки “смутных времён” – тем более, в том числе и по той причине, что они дают бесценный материал для ознакомления с повадками иноземцев в трудные для России исторические периоды. По свидетельству известного русского историка М.О.Кояловича, “Смутное время в России было временем наплыва в неё целых полчищ иноземцев, которые в это время были часто главными двигателями наших событий” /М.О.Коялович, “История русского самосознания”/. Об истинных устремлениях “главных двигателей” можно, в частности, составить представление по годам “бироновщины”, когда все высшие должности в России при царице Анне Иоанновне заняли ставленники “курляндско-браншвейгского табора, рассевшиеся, словно голодные кошки, вокруг котла с кашей” /В.О.Ключевский, “Курс русской истории”/, а также по “окаянному времени” гражданской войны, развязанной интернационалистами-русофобами после Октября 1917 года.

Наше время имеет много общего с той эпохой. Так, после смены династии “руководящей и направляющей силы” партноменклатуры “худородными и безграмотными” самовыдвиженцами резко усилилось социально-политическое расслоение общества. Сегодня только в одной Москве проживает 33 долларовых миллиардера, а по всей России насчитывается 88 тысяч миллионеров при ужасающей нищете всего остального населения. В этих условиях невозможно заполнить вакуум между властью и народом простой заменой “Дня примирения и согласия” на выходной “День народного единства” без осознания того, что “государство не может принадлежать никому, кроме самого народа”.

Идея “народного единства”, похоже, возникла в Кремле после провала затеи с “общественным примирением”, с которой кремлёвские политтехнологи начали носиться ещё весной 1994 года, предлагая всем политическим партиям и общественным организациям подписать договор “Об общественном согласии”, чтобы предотвратить критику власти и действия против неё. Эта затея провалилась, т.к. не может быть примирения между палачом и жертвой, грабителем и ограбленным, произволом и беззаконием, общепринятыми нормами права и морали вседозволенности.

Отмечая 393-ю годовщину со дня окончания Смуты XVII века, мы должны, прежде всего, ясно осознавать жизненно важную “цену вопроса” сохранения государственности России. Весь наш исторический опыт свидетельствует, что разрушение государственных устоев не решает социальные проблемы. Преступно рушить государственную власть на потребу корыстным интересам “теневых” правителей, прикрытым теми или иными лозунгами, в том числе и абстрактных “свобод” и “демократий”.

Смертельно опасно для государства также пренебрежение преемственностью и легитимностью власти. Любая нелигитимная власть никогда не была долговечной в России. И если страна зримо разрушалась при слабых лидерах, то и незримо возрождалась даже из пепла при достойных вождях. Этот феномен всегда удивлял иностранцев, которые называли его русским чудом. “Примирение и единение” России может дать только правительство, признанное всей страной, а не поставленное на кормление современными боярами.

Исторический опыт свидетельствует также, что надёжной прививкой против Смуты может быть только сплав национальных, социальных и моральных принципов государственного устройства России. Но очевидно и то, что национальный облик государству придаёт только сам государствообразующий народ, который расплачивается собственной кровью и лишениями за свои ошибки и доверчивость к разного рода идеям “ниспровергателей устоев“. Служить надо Родине, а не идеологиям.

 

Автор - член Политсовета

Политической партии «РОДИНА»


Реклама:
-