Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
Ф. Мостоцкий
В
Питере 50% первоклассников — дети мигрантов
По оценкам комитета по образованию правительства
Петербурга, сегодня в Северной столице 50% первоклассников — дети
мигрантов. Они учатся в обычных общеобразовательных школах, при этом
многие из них почти не владеют русским языком. Кем они станут завтра?
Тема миграции и демографии, никогда особо
не волновавшая жителей СССР, стала остроактуальной в России начала
XXI века. Теперь и дня не проходит без оглашения катастрофических
показателей смертности и рождаемости, стремительной убыли населения. Хотя
тенденция обозначилась уже в начале 1990-х, когда рождаемость упала
в два раза, а смертность возросла в полтора. Похоже, что тогда
Правительству, занятому шоковой терапией, демографическая перспектива не казалась
столь уж проблемной. Простому народу тоже некогда было посмотреть на 10
лет вперед, вопрос стоял — выжить бы.
Но и сегодня от проблем демографии многие
отмахиваются, дескать, ну кризис и кризис, живем ведь, и дальше будем
жить. Между тем, невидимая взгляду обывателя борьба за завтрашний облик
Петербурга уже идет, и на передовом крае этой борьбы культур
и национальностей стоят обычные школьные учителя. Именно они пытаются
научить языку, литературе и остальным предметам детей... с нулевым
знанием русского языка, детей петербургских мигрантов.
Русский как неродной
Сегодня в Петербурге половина первоклассников —
дети мигрантов, в разной степени владеющих русским языком. Кто-то, чья
семья переехала в Северную столицу несколько лет назад, способен общаться
на бытовом уровне. Кто-то не знает языка совсем. Между тем, все эти
дети учатся в российских общеобразовательных школах, где предметы
преподаются на русском. Естественно, в полном объеме усвоить знания,
полученные на малознакомом языке, невозможно. Отсюда — отставание
от общей группы, груз всевозможных комплексов. Конечно, существуют
альтернативные варианты образования в виде национальных школ
с обучением на родном языке, но таких школ в Петербурге
почти нет. В них и нет особой надобности. Как отмечает директор школы
N462 Алла Кузнецова, в большинстве случаев родители-мигранты предпочитают
отдавать своих детей в обычные школы, избегая образовательных учреждений
с этническим уклоном.
Школа N462 Пушкинского района Петербурга — учреждение
уникальное. Даже не в том смысле, что для 30% ее воспитанников
русский язык — не родной. Это как раз для района почти норма.
Специалисты связывают это с тем, что Пушкинский район привлекает мигрантов
своим относительно дешевым жильем. В условия низкой рождаемости
в семьях старожилов и большого количества многодетных семей мигрантов
в районе появился принципиально новый тип образовательного
учреждения — многонациональная школа. В школе N462 учителя пытаются
обеспечить доступное среднее образование детям, для которых русский язык
не является родным.
Братских народов союз вековой
«С 1995 года у нас в школе отрабатывалась модель
«Школа для всех», которая строилась на индивидуальном подходе к обучению
ребенка, — рассказывает Алла Кузнецова. — А с 2001 года
совместно с правозащитным обществом «Мемориал» мы работаем над
созданием цыганской школы, привлекая цыганских детей к среднему образованию.
С этого года школа стала лабораторией по интеграции детей
в культурно-языковое пространство России в условиях полиэтничной
школы».
Сегодня в школе N462 учатся русские, армяне,
азербайджанцы, грузины, узбеки, цыгане, эстонцы. Помимо прочего, в школе
функционирует цыганский ансамбль. Остается только удивляться, как дети
уживаются друг с другом в одном здании. Школе помогают 10-летний опыт
преподавательского состава и штатный детский психолог.
«Коррекционные» дети
Проблемы, с которыми сталкиваются ученики подобных
школ, знакомы во многих странах Европы. В Германии и Франции
многонациональные школы существуют не один десяток лет. Дети нуждаются
в помощи логопеда, психолога, многие на исторической родине проживали
в сельской местности, а потому тяжело переносят городские условия.
«Некоторые дети ранее учились в школах с другой бальной системой, где
оценка могла быть, например, «135». Им непривычно получать «пятерку»
за отличный ответ. Но главная проблема в том, что в школе
они учат русский, а в семьях продолжают разговаривать на родном
языке. После летних каникул русский вообще приходится учить заново», —
говорит Алла Кузнецова.
Другая сторона вопроса — кадры, которые, как известно,
решают все. В Петербурге крайне мало подготовленных учителей, способных
преподавать русский язык как неродной. Подготовкой по этой специальности
занялись в РПГУ им. Герцена на кафедре межкультурных коммуникаций,
но там первый выпуск грядет не ранее следующего года.
Пока что учителя, которые находят в себе силы
разрабатывать специальные методики и преподавать в классах
с детьми мигрантов, в буквальном смысле жертвуют своей карьерой. Дело
в пресловутой аттестации преподавателей. Чтобы получить высшую категорию,
учителю нужно иметь класс, состоящий из отличников, победителей олимпиад
и обладателей почетных грамот. «О каких олимпиадах и грамотах может
идти речь в наших классах, где дети с трудом усваивают русскоязычные
уроки?» — спрашивают чиновников учителя 462-й школы в Пушкине
и Осельковской школы с цыганскими классами. С другой стороны,
вряд ли можно утверждать, что обучение и воспитание апатичных
и забитых жизнью детей мигрантов требует меньше учительского таланта, чем
пестование активных и благовоспитанных учеников гимназий.
Упрекнуть государственные органы в игнорировании
ситуации нельзя. Каждый регион эту проблему видит и решает по-своему.
И если в Пушкине детей мигрантов пытаются адаптировать к российской
образовательной действительности в рамках обычной школы, то
в Осельках (Всеволожский район Ленобласти), по информации
координатора правозащитной организации «Мемориал» Ольги Абраменко, готовятся
пойти иным путем. Тамошние начальники спят и видят образовать специальные
коррекционные цыганские классы. «Коррекционные классы — это клеймо для
человека на всю жизнь, — считает правозащитница. — Нельзя делать
детей мигрантов и их учителей детьми второго сорта, они не виноваты
в том, что не знают русского языка. Нужно издавать специальные
учебники и создавать нормальные условия для преподавателей
в многонациональных классах». По словам Ольги Абраменко,
в Осельковской школе цыганские дети учатся в отдельном здании, больше
похожем на сарай. В итоге между цыганами и «обычными» детьми
выстраивается стена отчуждения.
Английский язык до армянского доведет
Между тем в школе N462 успешно обучают русскому языку
тех, кто еще вчера не мог разобрать и трех букв русского алфавита.
Но самыми сложными для детей мигрантов стали уроки английского.
Родители-армяне одного из учеников поделились методикой выполнения домашнего
задания: «Сначала ребенок переводит упражнение с английского
на армянский, а потом с армянского — на русский».
«Система обучения английскому языку должна быть скорректирована», —
соглашается Алла Кузнецова.
В любом классе есть неуспевающие дети. Для обычной
школы их существование никогда не было проблемой. Все мы помним
закоренелых двоечников, долгие годы спокойно просидевших за последними
партами и вышедших из школы с натянутыми троечными аттестатами.
В национальной школе закоренелый двоечник это тот, кто не может
выучить русский язык, а значит, в принципе не способен стать
гражданином своей новой страны. «Если ребенок испытывает трудности
в овладении русским языком, у него тут же появляется целый груз
комплексов, переживаний. Это приводит к тяжелому кризису, самым страшным
последствием которого является суицид», — говорит детский психолог школы
N462 Илья Бердышев. С неуспевающими детьми психолог работает индивидуально,
в основу обучения закладывая понятие «успешность».
«Успешные» дети из 462-й школы в свободное
от занятий время ездят на экскурсии — в Псков, Новгород,
по Золотому кольцу России, не забывают и питерские музеи,
впитывая богатейшую культуру края, ставшего для них второй родиной. Их учителя
недавно собрались на научно-практический семинар «Образование
в полиэтнической школе: проблемы и перспективы развития»
и предложили организовать специальные курсы русского языка для детей мигрантов
6-7 лет, посоветовали изыскать в городском бюджете дополнительные средства
для поддержки учителей, работающих в школах с многонациональным
контингентом. Возможно, это действительно лучше, чем создавать коррекционные
классы и школы для детей с задержкой языкового развития. Для того
чтобы завтра на наших улицах не появилось целое коррекционное
поколение.
http://www.rosbalt.ru/2005/10/20/230944.html
Интернет против телеэкрана
24.10.05