Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В. Андрианов

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ

 

В мировой практике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Главные составные части и движущие силы национального богатства - природные ресурсы, трудовой потенциал, аккумулированный капитал и накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации, искусство управления (человеческий капитал) и др.

По экспериментальным расчетам специалистов Института экономики РАН, выполненным на базе данных Всемирного банка, на начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн долл., из которых половина приходилась на страны большой «семерки» — США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Канаду, Японию. Национальное богатство США оценивалось при­мерно в 24 трлн долл. в текущих ценах и 2 трлн долл. в сопоставимых ценах 1929 г. Остальная половина распределялась между стра­нами ОПЕК — 95 трлн долл., странами СНГ — 80 трлн долл. и прочими странами — 100 трлн долл.

Следует подчеркнуть, что больше половины мирового национального богатства составляет человеческий капитал — 365 трлн долл., на воспро­изводимый и природный капитал приходилось соответственно 95 и 90 трлн долл. Человеческий капитал практически во всех странах мира превышал половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне разви­тия стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства.

В рамках данного исследования национальное богатство России оценивалось в 60 трлн долл., из которых на человеческий капитал приходилось 30 трлн долл., на природный — 24 трлн долл. и на воспроизводимый — 6 трлн долл. Удельный вес накопленного человеческого капитала в России был значительно ниже, чем в промышленно разви­тых странах. В расчете на душу населения Россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства — 400 тыс. долл. США, что в 4 с лишним раза выше общемирового показателя.

 

Историческая справка. Первые попытки практического изучения национального богатства России датируются началом XVIII века. Среди наиболее выдающихся исследований того времени необходимо выделить работу Ивана Тихоновича Посошкова (1652—1726) «Книга о скудости и богатстве. Сие есть изъявление, от чего приключается напрасная скудость, и от чего гобзови-тое (обильное) богатство умножается», написанную в 1724 г., задолго до появления известного произведения Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов».

Богатство вещественное или материальное, по его мысли, складывается из «богатства царского» и «богатства всенародного», при этом земля есть самый богатый «данник» царю.

Особым богатством Руси И.Т. Посошков считал христианскую любовь, которую называл венцом невещественного «богатства правды» и основой устойчивого развития русской государственности.

Вторым после И. Т. Посошкова в ряду российских экономистов, внесших существенный вклад в исследование данной темы, следует упомянуть первого действительного члена Российской академии наук по экономике А.К. Шторха. Совокупность вещественных (материальных) благ А.К. Шторх называл народным (национальным) богатством. Совокупность невещественных благ — национальной цивилизацией, а совокупность тех и других — «народным благоденствием» (благосостоянием). В то время А.К. Шторх критиковал Адама Смита за то, что тот не включал в состав народного дохода продукты «духовного труда».

Необходимо также отметить вышедшую в 1847 г. интересную работу А.И. Бутовского «Опыт о народном богатстве», которая на протяжении многих десятилетий оставалась единственным учебником по политэкономии России.

 

В период существования СССР также предпринимались попытки оценить национальное богатство страны. В частности, серии работ С.Г. Струмилина в 1960— 1970-е годы стали поводом для дискуссии отечественных ученых по проблеме экономической оценки природных ресурсов. В результате в качестве стоимостной основы оценки природных ресурсов была признана дифференциальная рента, но из расчетов исключалась абсолютная рента, которая фактически изымалась государством в доход общества как монопольного собственника этих ресурсов.

Среди исследований современных ученых-экономистов, посвященных оценке Национального богатства России, следует выделить работу академика Н.П. Федоренко «Россия: уроки прошлого и будущего» (Москва, 2001 г.). В монографии сделана попытка проанализировать динамику развития национального богатства России за последние 100 лет.

 

Историческая справка. По данным академика Н.П. Федоренко, физический объем национального богатства России за 100 с лишним лет (1895—2000) увеличился в почти в 32 раза. Значительное влияние на колебание темпов роста национального богатства России на протяжении всего ХХ века оказывали мировые экономические кризисы и политические катаклизмы внутри России. В этой связи интересны сравнения темпов прироста национального богатства по «периодам правления» государством различными лидерами.

В частности, в эпоху фактического правления последнего императора России Николая II (1894—1917) национальное богатство страны увеличилось на 64%. В то время, когда премьер-министром был известный реформатор С.Ю. Витте (1905—1906), роста национального богатства не было зафиксировано. При руководстве правительством царской России П.А. Столыпиным (1906-1911) национальное богатство страны увеличилось на 6,2%.

В период правительственной чехарды (1911—1917), когда сменилось только 7 председателей правительства, национальное богатство уменьшилось на 3,2%.

В эпоху правления В.И. Ленина (1917—1924) национальное богатство страны увеличилось на 20,8%.

Наибольшее приращение национального богатства России в составе бывшего Советского Союза произошло в период правления И.В. Сталина (1924— 1953). За это время данный показатель увеличился на 240%.

При руководстве Советским Союзом Н.С. Хрущевым (1953—1964) прирост национального богатства страны составил 64%.

В период «застоя», когда страной руководил Л.И. Брежнев (1964—1982) данный показатель возрос на 186%.

После смерти Л.И. Брежнева краткий период времени у власти находились Ю.В. Андропов (1982—1983) и К.У. Черненко (1983-1985), которые не успели оказать реального воздействия на динамику развития национального богатства.

В годы правления М.С. Горбачева (1985—1991) объем национального богатства, по официальной статистике, увеличился на 28%.

Распад Советского Союза и непродуманные хаотические экономические реформы при Б.Н. Ельцине (1991— 1999), по оценке российских ученых, привели к снижению реальной стоимости национального богатства России в исчислении примерно на 10%.

Период стабилизации экономического развития современной России начался с приходом к власти Президента В.В. Путина. Правительству во главе с М.М. Касьяновым удалось начать реальные экономические преобразования. С 2000 г. начинается рост экономики и постепенное увеличение национального богатства России, которое за период с 2000 по 2003 г., по данным официальной статистики, возросло почти на 70%. Правительство М.Е. Фрадкова пытается выработать программу экономического развития, направленную на стимулирование экономического роста и решение масштабных социальных программ.

 

В настоящее время в большинстве стран мира при оценке стоимости национального богатства, как правило, в него включаются:

нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);

непроизводственные активы, в том числе материальные (земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы);

нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, ноу-хау, передаваемые договоры и др.);

финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).

Таким образом, национальное богатство страны можно определить как совокупность экономических активов страны, уменьшенную на стоимость ее финансовых обязательств.

По данным Госкомстата России, в 2003 г. национальное богатство России (без учета стоимости земли, недр, лесов) составляло 35,2 трлн руб., из них 28,9 трлн руб. — основные фонды, 2,5 трлн руб. — материальные оборотные средства, 3,8 трлн руб. — домашнее имущество. В пересчете по официальному курсу рубля к доллару, в конце 2003 г. национальное богатство России оценивалось в 1,2 трлн долл.

Необходимо отметить, что в официальной российской статистике оценка стоимости природных богатств, вовлеченных в экономический оборот, долгое время не производилась. Природные богатства учитывались в натуральном выражении.

Госкомстат России разработал специальную программу по совершенствованию оценок национального богатства страны и приведению их в соответствие с требованиями международной статистики.

В конце 2000 г. впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т.п.) и материальных активов. Национальное богатство России было оценено в 670 трлн 614 млрд руб., что в пересчете по официальному курсу составляло около 24 трлн долл. Основной частью непроизводственных активов является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2003 г. составляла 1709,8 млн га, (свыше 17 млн кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%, на сельскохозяйственные угодья — 12,9%, болота — 12,4% и другие земли (под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) — 24,2%.

Общая площадь лесных ресурсов России на начало 2003 г. оценивалась в 883 млн га, из них покрытая лесом — 776 млн га. Общий запас древесины составлял 82 млрд кв. м.

По данным Института мировых ресурсов, именно Россия обладает наиболее обширными территориями, слабо затронутыми или не затронутыми хозяйственной деятельностью, площадь которых сотавляла 7,5 млн кв. км. Для сравнения: в Канаде такие территории составляли 6,4 млн кв. км., в Китае — 2,1 млн кв. км.

Сохранение российских лесов и болот позволяет демпфировать климатические изменения, смягчать экономические и социальные потери не только для России, но и для других регионов мира. Нельзя исключать возможность, что в будущем мировое сообщество придет к выводу о необходимости компенсировать России (как и некоторым другим государствам) потери от неосвоенности обширных территорий, являющихся мировым биосферным резервом.

Россия обладает весьма значительными водными ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2002 г. составляла 4682 кубических километра в год. Почти половина всего речного стока приходилась на крупнейшие реки России, в том числе на Енисей — 756 (куб. км в год), Обь - 555, Лену - 543, Амур - 283, Волгу — 264, Печору — 153, Северную Двину — 104, Дон — 20 куб. км в год.

В европейской части России находится 7 крупных озер, каждое из которых имеет площадь более 1000 кв. км. По среднемноголетним объемам воды наиболее крупные из них — Ладожское (911 куб. км), Онежское (292 куб. км).

В азиатской части расположено самое крупное в Азии озеро Байкал, площадь которого составляет 32 тыс. кв. км, а объемы воды — 23 тыс. куб. км.

Кроме того, на территории России расположены крупные водохранилища: Братское — 170 (среднемноголет-ние объемы воды в куб. км), Красноярское — 73, Куйбышевское — 58, Волгоградское — 32, Саяно-Шушенское — 31, Рыбинское — 26 куб. км.

Россия имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в начале третьего тысячелетия оценивалась почти в 30 трлн долл. а прогнозный потенциал — в 150 трлн долл.

Необходимо отметить крупномасштабность и комплексность природно-ресурсного потенциала страны. Природные ресурсы России являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в режиме расширенного воспроизводства и международного сотрудничества.

В стране открыто и разведано около 20 тысяч различных видов месторождений полезных ископаемых, из них 37% введено в промышленное освоение.

Несмотря на различные оценки потенциальных запасов полезных ископаемых в России, несомненно, что страна располагает самыми крупными в мире разведанными запасами (в % от общемировых) апатитов (64,5), природного газа (35,4), железа (32), никеля (31), бурых углей (29), олова (27), кобальта (21), цинка (16), урана (14), нефти (13), свинца (12), меди (11).

Кроме того, Россия имеет крупные запасы золота, алмазов, изумрудов, платины и др., которые наиболее активно вовлекаются в промышленную разработку.

Национальное богатство каждой страны создается непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики. Трудовые ресурсы, в свою очередь, зависят от общей численности населения стран мира, которое с 1900 по 2000 г. возросло в 4 раза и в начале третьего тысячелетия превысило 6 млрд человек.

По состоянию на начало 2003 г. трудовые ресурсы России составляли более 80 млн человек, или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимала 5-е место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии.

Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность экономически активного населения (рабочей силы), обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2003 г. составляла 70 млн человек, что также соответствовало 5-му месту в мире.

Сокращение ВВП, спад промышленного производства, кризисная ситуация во многих отраслях российской экономики в 1990-е годы привели к сокращению общего числа занятых в народном хозяйстве. За период с 1990 по 2002 г. численность занятых в экономике России сократилась с 75 млн до 65 млн человек.

В начале третьего тысячелетия Россия переживала тяжелый демографический кризис, уходящий истоками в 60-е годы, но резко обострившийся в 90-е годы. Кризис проявляется прежде всего в низком уровне состояния здоровья и высокой смертности населения (особенно трудоспособных мужчин), беспрецедентных для развитых стран. Это не позволяет реализовать в полной мере высокий потенциал образования и квалификации населения.

Демографические ресурсы России очень ограниченны, особенно относительно ее территории и природных ресурсов. В текущем тысячелетии продолжится процесс депопуляции населения, начавшийся в 1992 г.

В конце 90-х гг. уровень смертности в России был такой же, как в странах, находящихся в условиях войны. За период с 1992 по 2002 г. население России сократилось на 4,3 млн человек и составляло 145 млн человек.

По прогнозам специалистов-демографов, при сохраняющихся тенденциях к 2015 г. население страны может уменьшиться еще на 9—17 млн человек, а к 2028 г. — сократиться на 23 млн и составить 124 млн человек.

 

Историческая справка. Известный французский экономист Эдмонт Тери в 1914 г. опубликовал в Париже книгу «Трансформация экономики России», в которой подробно проанализировал влияние аграрных реформ П. Столыпина на увеличение населения страны. За период с 1902 по 1912 г., несмотря на губительную войну 1904—1905 гг., ежегодно население России увеличивалось на 3,7 млн человек. По оценка Э. Тери, при таких темпах прироста населения общая его численность к 1948 г. должна была бы составить 344 млн человек. При этом население крупнейших стран Европы (Германии, Австро-Венгрии, Англии, Италии и Франции), вместе взятых, к тому времени прогнозировалось на уровне 336 млн человек.

 

При сохранении нынешних тенденций к середине столетия население России может сократиться наполовину. Это коснется всех регионов страны, кроме Северного Кавказа. Больше всего пострадают Дальновосточный, Северо-Западный и Центральные районы.

Особо следует подчеркнуть, что одним из главных и наиболее ценных богатств России являются ее духовные ресурсы. Именно духовная энергия составляет основу творчества и созидания, которые в конечном итоге определяют главные направления экономического развития страны, ее конкурентоспособность в глобальной экономике и прогресс мировой цивилизации.

 

* * *

 

По подсчетам российских экономистов, средневзвешенный коэффициент фактического использования общего ресурсного потенциала на начало третьего тысячелетия в России составлял примерно 18%, в Японии — 88%, в странах ЕЭС - 78%, в США - 76%.

По отдельным видам природных ресурсов (земельные угодья, водные ресурсы, уголь, нефть, газ и др.) данный показатель во многих европейских странах достигал 75—80%.

Таким образом, промышленно развитые страны демонстрируют высочайшую эффективность использования национального богатства. Вместе с тем появляется реальная опасность быстрого полного истощения собственных сырьевых ресурсов.

Экономическая история России последних веков показывает, что стране при различных устройствах государственной власти так и не удалось эффективно использовать национальное богатство во благо своего народа.

Россия пока сохраняет свой значительный ресурсный потенциал. При рациональном использовании национального богатства Россия еще долго будет превосходить остальные страны мира.

Однако национальное богатство России уже не носит замкнутого характера, а фактически постепенно превращается в составную частью мирового национального богатства.

Интенсивно развивающиеся в современном мире процессы глобализации ведут в перспективе к превращению национального богатства России, как и любой другой страны, во взаимосвязанную систему.

Следует подчеркнуть, что глобализация не отделима от империй. Нельзя понять природу глобализации, если не осознавать, что США — американская империя.

Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ — для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке. Империя обычно многонациональное государство, но оно всегда основано на главенстве одной нации.

После распада Советского Союза большинство из указанных признаков Россия утратила. Поэтому ярко выраженная тенденция к однополюсной глобализации в интересах международных финансовых элит грозит России реальной угрозой утраты контроля над эксплуатацией ее национального богатства.

В этой связи весьма показательно циничное заявление бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. По ее мнению, несправедливо, что Сибирь — богатый природными ресурсами регион принадлежит только России.

В последние десятилетия национальное богатство России стало ареной жестокой борьбы между мировыми империями за экономический передел мира. Основной интригой третьего тысячелетия вполне может стать борьба между современными империями за контроль над национальным богатством России. Возникает реальная угроза использования национального богатства России не на возрождение страны, а на материальную подпитку процессов однополюсной глобализации.

Следует отметить, что на протяжении многих десятилетий в России доминирует топливно-сырьевая специализация. Такого рода специализация бесперспективна с эволюционной точки зрения развития экономики, имеет системные недостатки, осложняющие достижение устойчивого развития. Такая модель экономического развития фактически ориентируется не на сохранение и приумножение, а на «проедание» национального богатства.

Национальное богатство России — это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняе-мых природных богатств.

Мировой опыт показывает, что не всем странам имеющим богатые природные ресурсы, удается достаточно рационально использовать их как источник благосостояния нации и залог устойчивого экономического развития.

К качестве положительного примера можно привести опыт Норвегии. Запасы нефти в Северном море были обнаружены лишь в конце 1960-х годов. Экономические и политические институты в стране в то время были уже достаточно развиты. Поэтому Норвегии удалось избежать и «голландской болезни», и деструктивной деятельности различных групп влияния вокруг природных богатств.

Созданный норвежский нефтяной фонд аккумулировал доходы от продажи нефти, которые размещались в иностранных ценных бумагах. В 2005 г. норвежский нефтяной фонд оценивался в 130 млрд долл. По закону для покрытия текущих государственных расходов возможно использовать лишь прибыль фонда в размере 4%. Рациональное использование средств фонда не только позволило Норвегии решить ряд социальных проблем, но и способствовало развитию современных наукоемких отраслей.

Пример Норвегии подтверждает основной вывод, сделанный учеными Института германской экономики, проведшими в 2005 г. исследование о влияние сырьевых богатств на экономическое развитие 21-й страны. Природные богатства могут сыграть положительную роль в экономике той или иной страны, если доходы от экспорта полезных ископаемых служат основой для расширенного воспроизводства и структурной трансформации экономики.

В то же время богатые сырьевые ресурсы могут негативно сказаться на состоянии экономики страны, если значительные доходы от вывоза сырья ослабляют стимулы к экономическому развитию, создают почву для коррупции и неверной экономической политики.

В России назрела необходимость разработать реальные механизмы эффективного использования растущих доходов от экспорта, прежде всего энергоносителей, для стимулирования экономического развития и структурной трансформации экономики.

Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала.

Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора.

Без осознания разными слоями российского общества необходимости перемен и направлений этих преобразований любые реформы априори обречены на неудачу.

Фактически речь идет о человеческой революции, которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создать механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом и окружающей средой.

Реальная возможность обеспечить более устойчивое развитие России зависит от способности населения, государственных и общественных институтов осознать сложный комплекс вопросов развития и охраны окружающей среды для того, чтобы сделать верный выбор путей экономической трансформации и дальнейшего развития.

Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах. Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики, настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, различных политических партий и движений.

В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной «вечно зеленых помидоров», которая в течение длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.

 

Автор - референт Председателя Правительства РФ, профессор, доктор экономических наук

 

ФельдПочта

№ 97 - 24 октября 2005 г.


Реклама:
-