Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Заочная дуэль[1]

Сентябрьская речь В.В. Путина и ее анализ Максимом Калашниковым

 

В. Путин: Инвестиции в человека

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Основной целью нашей с вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России.

Я собрал вас сегодня для того, чтобы обсудить вопросы создания новых механизмов для решения именно этой задачи. Время встречи тоже выбрано не случайно. Мы встречаемся после того, как на основе положений ежегодного Послания президента Федеральному Собранию Правительство Российской Федерации подготовило и направило в парламент проект бюджета на 2006 год. Не буду сейчас вдаваться в детали, в подробности, отмечу лишь наиболее существенное для сегодняшней нашей встречи.

Рост непроцентных расходов запланирован почти с ростом в 24,4 процента. В реальном выражении это будет означать рост в 14 процентов. А рост экономики планируется только на 5,8 процента. Правительству в целом тем не менее удалось сбалансировать проект бюджета по макроэкономическим показателям. Но это стало возможным не в последнюю очередь за счет хорошей внешнеэкономической конъюнктуры. Прошу вас это учитывать при дальнейшей работе над бюджетом и воздержаться от таких решений, которые могли бы создать серьезные проблемы для развития России в будущем. Уверен, вы понимаете, что я имею в виду: мы можем тратить только столько, сколько зарабатываем. Если мы воспользуемся внешнеэкономической конъюнктурой, хорошей для нашей страны сегодня, влезем в долгострой на десятки лет вперед, все вы прекрасно понимаете или должны понимать, что это будет означать, в случае изменения этой конъюнктуры необходимо либо снова залезать в долги, для того чтобы завершить начатые проекты, либо резко и болезненно сокращать расходы.

Давайте будем думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем нашей с вами страны. Вместе с тем убежден: сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Напомню, за последние пять лет экономика России выросла почти на 40 процентов. Проводимый курс обеспечил макроэкономическую стабильность. Есть и неплохие сдвиги в развитии социальной инфраструктуры, в увеличении доходов населения. Но, будем откровенны, цифры экономического роста еще для очень многих людей в стране остаются пока абстрактными. Нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и потому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам. Конечно, еще совсем недавно мы говорили о том, что за чертой бедности у нас живет более 30 миллионов человек. Сдвиги есть, они очевидные, позитивные. Но мы понимаем, что и 25 миллионов - это огромная цифра. Об остроте этих проблем и путях их решения говорилось в посланиях 2004 и 2005 годов, говорилось как о единой программе наших действий на ближайшую перспективу. Эта программа реализуется, но, думаю, вы со мной согласитесь, крайне медленно.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Мы много раз возвращались к этой теме. Считаю необходимым вернуться к этой проблеме еще раз.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Прежде всего о мерах в области здравоохранения.

Будем откровенны, о его состоянии люди судят по тому, как их принимают и как им помогают в конкретном фельдшерском пункте, поликлинике либо больнице. Надо признать, что положение дел здесь далеко не благополучно. Его нужно коренным образом менять. Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения. Мы обязаны существенно снизить распространенность инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и других, ввести новые программы медицинского обследования новорожденных.

Что у нас произошло в 1991 году? Мы формально и окончательно передали в муниципалитеты вот это самое первичное звено. Но там не было ни умения самостоятельно решать ряд важнейших вопросов, не было и до сих пор отсутствует правовая база и, самое главное, там не было и до сих пор нет нужного количества денег. Только сейчас мы с вами говорим о разделении полномочий в рамках здравого смысла и с обеспечением необходимым финансированием. И то до сих пор эту работу не довели до конца. Я прошу Правительство и всех, кто этим занимается, эту «бодягу» как можно быстрее заканчивать, как можно быстрее.

И вот в результате такого положения дел из года в год ситуация в первичном звене здравоохранения постепенно, но уверенно ухудшалась. И нужно прямо признать, что муниципальная сеть здравоохранения находится сейчас в плачевном состоянии. И предлагаю сегодня говорить о проблемах не в общем виде, а предельно конкретно. И нужно прямо и честно сказать: без нашей помощи никакие новации там будут невозможны. Нужно это звено здравоохранения - первичное здравоохранение - поддержать с федерального уровня.

В ближайшие два года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения. У нас их чуть больше, около 17,5 тысячи, но разница - это ведомственная сеть.

В начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи. Хочу подчеркнуть: не до 10 и до 5 тысяч, а на 10 и на 5 тысяч - то есть плюсом к тому, что есть.

Надо обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики. Следует серьезно обновить и автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Особая проблема - это доступность высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, ряде других важнейших областей и прежде всего их использование при лечении детей.

Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в регионах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток.

На решение обозначенных выше задач предлагаю направить существенные средства федерального бюджета. При этом сразу же обращаю внимание на необходимость того, чтобы планы были сжатыми и совершенно конкретными. Современные строительные технологии, технологии оборудования медицинской части позволяют сделать это в кратчайшие сроки. За два года мы в состоянии решить эту проблему. И работу эту нужно начинать сейчас, прямо сейчас.

Вместе с тем проблемы здравоохранения не могут быть решены только за счет новых финансовых вливаний. Нам нужны решительные продуманные шаги по системной модернизации отрасли, и здесь нужно вести продуктивный диалог, в том числе с медицинским сообществом.

Следующий вопрос - это создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы. Этой программой будут охвачены несколько десятков вузов и тысячи школ страны. За этот же период еще как минимум 20 тысяч школ должны получить доступ к Интернету. К 2008 году количество таких школ должно составить более 30 тысяч - более половины всех школ Российской Федерации. При этом должны активно внедряться современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения. У военнослужащих срочной службы должна быть возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, а у контрактников должна быть возможность готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Прошу решить вопрос о создании в 2006-2007 годах на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов в Южном и Сибирском федеральном округах, а также об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Мы рассчитываем, что региональные власти и частные инвесторы также проявят интерес к участию в подобных проектах. При этом хочу отметить: это должны быть совершенно новые, качественно новые учебные заведения и центры подготовки, на самом современном уровне. Надо существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Работа в российских университетах должна быть привлекательной и для высококвалифицированных специалистов, в том числе для иностранных, и особенно для наших соотечественников, работающих сейчас за рубежом. Для того чтобы поддержать инициативную, способную, талантливую молодежь, будет учреждено не менее 5 тысяч индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов.

Нельзя забывать: добротная, первоклассная подготовка студентов и аспирантов - это необходимое условие развития фундаментальной науки. Нужно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой.

В августе мною были даны поручения по повышению оплаты труда работников Российской академии наук. При некотором сокращении количества бюджетных ставок в течение 2006-2008 годов ежемесячная заработная плата квалифицированных научных сотрудников в среднем должна вырасти до 30 тысяч рублей, при этом заработная плата молодого поколения исследователей, от которых во многом зависят перспективы и динамика развития российской науки, должна увеличиться наиболее ощутимо.

Низкая зарплата педагогов - это одна из ключевых проблем российской школы. Напомню, что уже принято принципиальное решение об увеличении заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении в течение ближайших трех лет. Здесь произошли те же самые проблемы, что и в здравоохранении при передаче всего и вся на муниципальный уровень без соответствующего обеспечения.

Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания. В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Наряду с этим целесообразно установить и дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. Это в целом около одного миллиона учителей. Мы должны помнить, что воспитание школьников - это важнейшая часть работы педагога, требующая от него большой отдачи. Предлагаю также учредить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны.

Уважаемые коллеги!

Теперь о жилищной политике и о жилищных проблемах. От качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей. Наша задача к 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. По отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть. Для этого в бюджетах всех уровней прежде всего нужно выделить средства на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство. Я подчеркиваю: именно из бюджетов всех уровней.

В последнее время много говорится об ипотеке. Однако на практике делается еще явно недостаточно. Прошу завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Поручаю Правительству Российской Федерации разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, а также значительно, значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, предоставив ему серьезные государственные гарантии.

Обращаю внимание Правительства на исполнение нового законодательства об обеспечении жильем военнослужащих. Работа затянулась. В месячный срок должны быть согласованы все требуемые документы и обеспечено полноценное функционирование накопительной ипотечной системы. Мои контакты с военнослужащими показывают, что они об этом почти ничего не знают. Нужно наладить информирование должным образом.

В целом проблемам военнослужащих, сотрудников правоохранительной системы должно постоянно уделяться особое внимание. Эти люди выполняют задачи по обеспечению безопасности граждан и государства, и вопросы их социального обеспечения должны решаться существенно более высокими темпами, а предлагаемые меры - учитывать специфику службы в армии, в иных силовых структурах и при этом находиться в общей логике наших действий по повышению качества жизни граждан России.

Особый вопрос - значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей. Надо помочь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе. Рассчитываю здесь на заинтересованное участие региональных и местных властей. Практика, положительная практика такой работы имеется. В гораздо больших объемах должны исполняться государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан. Необходимо навести порядок с тарифами на наиболее востребованные и социально значимые услуги, которые регулируются местными органами власти. Речь прежде всего идет о тарифах на общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и связь. Право определять размеры тарифов в этих сферах нужно, конечно, предоставлять органам субъектов Федерации, но не выше пределов, установленных федеральным Правительством, чтобы не было в этой сфере никакой вакханалии.

Поручаю Правительству подготовить поправки в законодательство, а региональным властям - предметно заняться демонополизацией ЖКХ, системы общественного транспорта и связи. Одной монетизации здесь недостаточно. Знаю и помню, как многие губернаторы говорили, что еще немного, еще два-три года максимум - и транспорт полностью развалится. Да, какие-то средства сейчас стали поступать в транспортную систему. Повторяю, этого недостаточно. Нужно проводить структурные изменения в этих отраслях, иначе без конкуренции по-прежнему будут расти только цены и тарифы, но не качество и не разнообразие самих услуг.

Еще один принципиальный вопрос - газификация. Поддерживаю инициативу компании «Газпром» по реализации масштабной программы газификации страны. В нее должно быть вложено не менее 35 миллиардов рублей в ближайшие три года. Такая программа особенно необходима сельским территориям страны. При этом улучшение жизни на селе, развитие агропромышленного производства считаю, безусловно, приоритетным.

Сегодня в сельском хозяйстве доля лиц, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, наиболее высока. Бедность и отсутствие работы ведут к потере жизненных ориентиров, способствуют распространению пьянства и других пороков. Вместе с тем опыт многих агрохозяйств уже свидетельствует: российское село может и должно быть экономически успешным и инвестиционно привлекательным. И нам уже удалось добиться значительных успехов в производстве зерна. Из импортера Россия стала его экспортером. В последнее время у меня было много встреч с работниками агропромышленного комплекса. Я разделяю полностью их мнение о необходимости дополнительной поддержки сельхозпредприятий, в том числе крестьянских и подсобных хозяйств, обратив сегодня особое внимание на создание условий для развития животноводства. Сельхозпредприятия должны получить реальный доступ к кредитным ресурсам. Из федерального бюджета нужно выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок. В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков.

Надо стимулировать создание заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, а также производств по переработке сельхозпродукции, кредитных кооперативов. Это должно позволить существенно увеличить объем производства и покончить с монополизмом перекупщиков, а значит, повысить доходы самих производителей сельхозпродукции.

В федеральном бюджете прошу предусмотреть дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам сроком до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Те, кто работает на селе, и те люди, с которыми я встречался и которым вполне можно доверять, имея в виду их результаты в практической деятельности, просят как раз об этом. Полностью их поддерживаю.

Значительные ресурсы следует выделить на развитие сельхозлизинга. Это должно позволить стране в течение двух лет поставить десятки тысяч голов племенного скота, а также технику и оборудование для животноводства.

Требует совершенствования практика таможенно-тарифного регулирования при определении квот на продовольствие. Действовать, конечно, при этом нужно аккуратно, не создавая дефицита на рынке продовольствия. Соответствующие поручения мною уже даны.

Кроме того, считаю целесообразным отменить ввозные пошлины на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. Да и в целом полагаю, что Правительству необходимо решить вопрос о существенном снижении, а в отдельных случаях и отмене ввозных пошлин на импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов, и для других отраслей, обеспечив тем самым ускоренное технологическое перевооружение российской экономики и науки. Наполняемость бюджета у нас, вы знаете, хорошая. И здесь субстантивные моменты развития нашей экономики должны уступить место текущим вопросам фискального характера.

Уважаемые коллеги!

Работа над реализацией национальных проектов, которую мы начали два года назад, не может исчерпываться только вышеперечисленными мерами. Повторю: надо продолжить системную модернизацию здравоохранения, образования, жилищной сферы. И здесь я рассчитываю на конструктивное сотрудничество всех ветвей власти.

Проект федерального бюджета на 2006 год уже внесен в Думу. Обращаюсь к парламентариям и членам Правительства. Важно сохранить уже взятый хороший темп бюджетного процесса. В ходе дальнейшей работы прошу акцентировать внимание на обозначенных приоритетах. Ход этой работы намерен постоянно держать в поле зрения. Для этого будет создан совет по реализации приоритетных национальных проектов, деятельность которого буду контролировать лично. Считаю, что в его состав могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил. В работе совета должны принять участие экспертные и деловые круги. И прошу Администрацию подготовить соответствующие предложения.

В заключение хотел бы подчеркнуть: концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. Проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Я уже говорил на одной из встреч: у нас не должно быть бюджетопроедания. Но это курс на инвестиции в человека[2], а значит, и в будущее России. В этом абсолютно убежден.

 

Максим Калашников

 

 

СУПЕРБРЕЖНЕВЩИНА

Клиническое несоответствие

 

Что ни говори, а президент РФ все больше напоминает персонажа с известного сайта vladimir.vladimirovich.ru... Вернее, нынешняя «элита» беловежской Рашки совершенно не соответствует своей неадекватностью вызовам времени.

Давайте рассудим трезво. РФ, почитай, с 1991 года пережила тяжелейшую войну. Все, что в ней есть, пребывает в плачевном состоянии. Все превращается в труху, металлолом или развалины. Износ и разрушение грозят вооруженным силам, авиационному и железнодорожному транспорту, энергетике, годами не ремонтировавшемуся жилью, коммунальному хозяйству. Оборудование наших заводов и фабрик - по большей части технический музей. Добавьте к этому элементарное вымирание народа. Оно, конечно, такое же, как и в Европе, но при этом у последней есть «подушки безопасности» в виде мягкого климата и огромного накопленного богатства, что позволяет стареющей Европе содержать стариков и нанимать молодых гастарбайтеров. А вот у РФ таких «подушек» нет. И вообще, список угроз существованию РФ как таковой можно расписать на целый лист ватмана.

А что нам предложено? Какая эпохальная программа?

1. Здравоохранение

Здесь предлагается оснастить новым диагностическим оборудованием 10 тысяч муниципальных клиник, а также райбольницы и фельдшерские пункты. Врачам повысят оклады на 10 тысяч рублей, а медсестрам - на 5 тысяч.

2. Образование.

20 тысяч школ - подключить к Интернету за предстоящие два года. Открыть управленческие бизнес-школы, организовать 5 тысяч грантов для студентов и молодых специалистов, повысить зарплату квалифицированных научных сотрудников в среднем до 30 тысяч рублей за 2006-2008 годы. Плюс учредить ежегодные премии в сто тысяч целковых для 10 тысяч лучших учителей страны.

3. Строительство.

Увеличить объем вводимого жилья к 2007 году на треть по сравнению с 2004-м. Для этого бюджеты всех уровней должны тратиться на подводку инженерных коммуникаций к участкам застройки. Как всегда, будет субсидироваться ипотечное кредитование (это у Путина - идея фикс) и «Газ-пром» истратит на газификацию жилья 35 миллиардов рублей за три ближайших года.

4. Сельское хозяйство

В основном все сводится к наладке механизма все той же ипотеки: взятия кредитов под залог земли.

И еще что-то невнятно было сказано об активизации инновационной политики, а также о том, что наш эль-президенте создаст особый орган при себе для личного контроля за осуществлением титанических задач.

На все это в следующем году бросят крохи с барского стола: 115-120 миллиардов рублей. То есть, примерно 4 с половиной миллиарда долларов из полутора сотен, что были накоплены в стабфонде и золотовалютных резервах Центробанка.

Спорить с тем, что зарплаты людям повышать надо, я не собираюсь. (Правда, почему не забыли врачей и ученых, а про офицеров - ни слова, для меня загадка.) И жилищное строительство - тоже дело нужное. И селу надо помогать. И даже (если немного уклониться от темы) строить газопровод в обход всяких польских, прибалтийских и украинских националистических режимов.

Только где в этой программе ответы на вызовы времени? Ни одного, если разобраться.

Я выскажусь с позиций здравого смысла: все, что предложило путинство (олицетворение РФовской системы), - это чистые затраты. Это способы истратить деньги, а не заработать их. То есть практически чистый популизм. И он, вне всякого сомнения, повысит популярность Путина и стоящей за ним системы.

Но это ни на йоту не остановит соскальзывание Эрэфии в разряд отсталых сырьевых стран. Ни на гран не изменит нынешнюю политику «экономического развития», которая превращает остаток распавшейся в 1991 г. России в страну, живущую исключительно за счет экспорта сырых нефти, газа, бревен и металлических болванок. В страну, производящую главным образом пиво, водку и проституток. В страну, импортирующую непозволительно много тряпок, автомобилей, электроники, - далее по списку. И все это ведет РФ к распаду в бурном мире наступившего века. Нефте-сырье-пивная страна не сможет удержать господство над одной седьмой частью суши.

Чтобы действительно изменить участь РФ, рядом с пакетом социальных программ, предложенных Путиным, должен быть вдвое больший объем программ по государственной поддержке производительных проектов, реальных «точек роста» в передовых секторах экономики, в инфраструктуре и сфере «создания будущего».

Такие проекты должны:

- на деле создавать множество высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных инженеров и рабочих, связывая русскую науку, производство и высокотехнологичный бизнес;

- уводить страну от «нефтегазовой зависимости» на траекторию высокотехнологичного развития путем создания новых «центров прибыли»;

- реально сокращать расходы бюджетов всех уровней на текущее функционирование (на отопление, завоз топлива, энергоснабжение, строительство), позволяя перебросить средства в развитие человеческого капитала, накопление новых знаний и высокотехнологичное производство;

- обеспечивать развитие депрессивных областей и краев, восстанавливая связность страны и укрепляя ее безопасность;

- пополнять в дальнейшем бюджет РФ доходами не за счет вывоза сырья, а за счет конкурентоспособного производства знаний, товаров и услуг;

- продвигать нас в грядущую эру «подрывных инноваций» с заменой индустриальных монстров на безлюдные производства и компактные установки на закрывающих технологиях (производящих столько же, сколько и старые многолюдные заводы, но с гораздо меньшими затратами рабочей силы, денег, ресурсов и энергии);

- ощутимо преодолевать грядущую демографическую проблему (когда у нас будет много стариков, но мало молодых) - как уменьшая потребность предприятий в людях, так и стимулируя рождаемость.

Может, россиянскому обывателю из-за куриных мозгов все оное и до одного места, а умным людям ясно: без таких программ РФ не выжить. Если их запустить, то наш бюджет утроится, заработки людей вырастут кратно, а власти не придется кидать подачки нищим бюджетникам. При этом государственные программы поддержки конкретных направлений и проектов - вполне рыночная практика. Царская Россия участвовала казной в сооружении Транссиба. Нынешние Ирландия и Исландия не стесняются оказывать господдержку высокотехнологичным проектам, а Израиль - своим технополисам. Приоритетные программы развития в США имеются в изобилии. Например, разработок в области водородной энергетики. Наконец, Китай обладает гаммой программ державной поддержки производственных и научно-технологических проектов.

В беловежской Рашке подобного нет и близко. Ее «аристократия» все время пытается доказать, будто все сделает рынок. Будто частные инвесторы смогут сделать что-то подобное Транссибу, Днепрогэсу или ядерному проекту. А страна тем временем бодро марширует к печальному концу, по-прежнему оставаясь с экономикой Нефти, Болванки и Пива.

 

А где же поддержка малого и среднего бизнеса?

 

Обратите внимание: в инициативах власти и полуслова нет о поддержке малого и среднего бизнеса. Даже ради пропаганды - и то молчат.

Что же это получается? С 1991 года «бело-сине-красные» успешно построили олигархическое, криминально-нефтяное государство, где все богатства - в руках кучки сверхбогачей, а все остальные угодили в нужду и нищету. Малый и средний бизнес в Рашке «опущен» и вынужден выживать. Ни тебе доступного кредита, ни защиты от чиновничьих поборов. Он вытеснен в сферу примитивной торговли. А ведь в случае нормального развития мало-средний капитализм мог бы вобрать в себя миллион-другой активных людей, стать средоточием маневренных производств на высоких технологиях и дать работу 10-20 миллионам душ.

Казалось бы, сегодня властвующим рыночникам-либералам нужно вовсю развивать такие программы, пользуясь нефтедолларовым изобилием. Ведь кто кумир нынешних россиянских бонз? Президент США Рональд Рейган образца 1981 года. Тот сворачивал социальные программы в стране, приватизировал все, что только можно, призывал американцам зарабатывать самим, а не ждать помощи из бюджета. В этом смысле путинство норовит попереть по сходному пути, проводя всяческие монетизации, переходы на накопительную систему, урезая бесплатную медицину и т.д. Но Рейган-то при этом развивал федеральную и региональные программы помощи малому и среднему бизнесу! Тогда осуществлялась философия «Надо давать людям не рыбу, а удочки». А в Эрэфии такие программы окончательно свернуты! Вместо сети фондов по кредитованию и микрокредитованию небольших фирм, вместо сонма лизинговых компаний (сдающих а аренду производственное оборудование) - шиш с маслом! Мы, «дорогие россияне», вас посылаем на три буквы и лишаем остатков социализма, вы теперь сами себя обеспечивайте. А как - не наше барское дело думать.

В нынешней «социальной революции сверху» (как поспешили окрестить президентские инициативы придворные льстецы) на помощь малому и среднему бизнесу отпускается хрен целых ноль десятых. Почему? Криминально-нефтяному режиму не нужны и опасны рати независимых, предприимчивых людей «снизу». Ему удобнее править толпами нищих люмпенов, озабоченных примитивным выживанием - а потому оглупевших и верящих любой чуши, что несут по телевизору.

 

Переименовать «Путь Ленина» в «Лень Путина»

 

Выдвинутая программа бессвязна. Она носит явно показушный, агитационно-декоративный характер. Ученым, конечно, нужно повышать зарплаты - но где при этом создание механизмов для широкого внедрения в производство того, что они наработали и наработают? Где программы модернизации их лабораторий (работающих на технике 70-80-х годов прошлого века), где развертывание сети технополисов и технопарков, венчурных фирм?

Особенно раздражает какая-то маниакальная тяга к ипотеке. Ее путинство считает лекарством от всех бед. Сельскому хозяйству нужно помочь? Пусть берет кредиты под залог земли. По три копейки на гектар? И это - на фоне полного бардака в россиянской зерноторговле!

Поясню: в аграрной сфере должен быть социализм. Государство обязано иметь Федеральную зерновую корпорацию, которая за бюджетный счет должна покупать у села хлеб по цене, достаточной для поддержания рентабельности аграрных предприятий. Если ее нет, то наступает полный караул. При хороших урожаях цены на зерно падают (по законам рынка) - и крестьяне не могут расплатиться за взятые в долг горючее, технику и посевной материал. Что получится, коль нынешняя власть запустит сельскую ипотеку, не создав государственной зерновой компании? Люди возьмут кредиты под залог земли, вырастят хороший урожай - и будут разорены хищными частными зерноторговцами. Те скажут: «У нас рынок? Поэтому цены на хлеб упали. Платить больше не станем....». И земли перейдут от разоренных хозяйств банкам.

Почему власть не создает нормальной системы для села? Потому что работать не хочет. Потому что за чиновниками такой корпорации нужен глаз да глаз. Их нужно жестоко карать за воровство. А вот этого власть не умеет и не желает делать в принципе. А потому и машет своей ипотекой на каждом углу. У, блин, красавцы!

И то же самое можно сказать о путинских посулах увеличить темпы строительства жилья за счет ипотечного кредитования. Охренели они, что ли? Чтобы воспользоваться ипотекой, нужно иметь квартиру - дабы взять под ее залог кредит под строительство новой «хаты». А что делать сотням тысяч бесквартирных офицеров или молодых, вынужденных жить с нищими родителями? Вот что пишет по поводу «ипотечного блефа» мой друг Юрий Крупнов:

 

«...Ипотека тут не поможет. Во-первых, даже самые оптимистические заявления указывают, что не более 20 процентов населения сможет ею воспользоваться. Реально же рекомендуем разделить этот чисто рекламный показатель на 2 или 3. Во-вторых, сама ипотека не строит - строит градостроительная промышленная система, которая из рук вон плоха, технически отстала и невероятно затратна. Одно это превращает ипотеку в очередной блеф. Закачай в  нынешний стройкомплекс денег вчетверо больше - и ничего не получится.

Денег нужно как минимум в десять раз больше. Ведь стройкомплекс нужно кардинально обновлять:  строить новые заводы стройматериалов, машины, создавать современные сорта цемента, открывать профессиональные училища и техникумы и т.п. А еще нужны астрономические вложения в инфраструктуру ЖКХ - в канализацию, водопроводы, газ, теплоснабжение. И тут волосы встают дыбом: только на лёгкую модернизацию ЖКХ существующего типа сегодня необходимо единовременно вложить около 500 млрд. долларов (пять годовых бюджетов РФ). Примерно такого же размера средства необходимы для минимального обновления стройкомплекса. Общий триллион долларов можно будет собрать только одним способом - попросить США два года передавать свой военный бюджет прямо нашему градостроительному комплексу. Но вряд ли они на это пойдут.

Курс на панельное строительство изначально направлен на обеспечение современными квартирами от силы пятой части российского населения. В этом и будет главное отличие нынешней жилищной политики от той «тоталитарной» советской: жилье -  не каждой семье, а только каждой пятой...».

 

В общем, и тут путинство нам туфту гонит. Какая, к чертовой маме, ипотека, если вы, элитные бездари, не контролируете строительный комплекс -  национальное позорище? В нем людей откровенно «кидают». Если в ваших банках - запредельные проценты по кредитам? Если из-за всего этого «ипотечник» вынужден переплачивать за квартиру вдвое? Если цены на жилье в спекулятивно-ублюдочной экономике РФ ушли за облака - и обычному человеку нужны десятки лет, чтобы накопить на покупку несчастной «двушки»?

Ипотека может сработать лишь в одном случае: если будут применены революционные методы и технологии строительства, позволяющие возводить большие дома за несколько месяцев, а коттеджи - за считанные дни. Если при этом цена квадратного метра будет сбита до (хотя бы!) 200 долларов, а не тысячи, как нынче. Если при этом государство станет жесточайшим образом карать тех, кто собирает с людей бабки под строительство, а потом «разоряется». Ничего этого режим сделать не может. В стране нет ни одного масштабного проекта с применением русских прорывных технологий строительства - будь то дома С08 Сергея Сибирякова или коттеджи Валериана Соболева. Где пилотные проекты по строительству кварталов с децентрализованными системами теплоснабжения - с применение конверсионных разработок?

В общем, и тут - полная показуха. Липа. Фальшивка...

 

Новый Брежнев, или фальшивый рассвет

 

Словом, предложенная нам «социальная революция сверху» - не что иное, как грандиозная фальшивка, чисто пропагандистский шаг. Знаете, что все это напоминает? Брежневщину (дорогой Леонид Ильич правил в 1964-1982 гг.), только весьма ухудшенную. Вернее, доведенную до логического финала.

Путина норовят сравнивать с Андроповым (1983-1984 гг.). Но это чушь собачья. Перед нами - эпигон Брежнева. Параллели налицо. Брежнев погубил СССР, посадив страну на «нефтяную иглу» после 1973 года. Вместо того чтобы на нефтедоллары закупать передовое оборудование и технологии, развивать отечественные прорывные технологии и переводить их в гражданское производство, брежневщина начала массированные закупки готовых товаров на Западе. Наши нефтедоллары спускались на американское зерно, финскую колбасу и финские костюмы, арабскую мебель, австрийскую обувь, греческие соки и т.д. (Хотя, справедливости ради, отметим: при Брежневе часть нефтедолларов все же тратилась на технологические прорывы в оборонном комплексе и космические программы.) При Лёне началась политика проедания страны: обеспечения больших зарплат и огромных социальных льгот трудящимся вне зависимости от производительности труда.

Результат был плачевным. Страна вошла в застой - и впала в кризис, едва только американцам удалось сбить мировые цены на нефть в 1983 году. Выросла орда оголтелых потребителей, готовых за импортные товары и деньги продать маму родную - будущий демократический электорат.

Совокупные Ельцин и Путин - это суперБрежнев. Они также посадили страну целиком на нефтяную иглу. Только при этом не пускают часть миллиардов на оборонку и космос. Брежневские тенденции доведены до сбывшейся мечты высшей номенклатуры. Отныне нефтедоллары не «размазываются» по всему обществу, а в основном достаются олигархам и высшему эшелону госаппарата. Ну, а всякие там армию, науку, ВПК откинули прочь, как вещи слишком обременительные и никакой потребительской ценности не представляющие.

По моему разумению, последние инициативы РФ-власти ничуть не изменили ее истинной матрицы: воплощенной мечты Гитлера об устройстве оккупационного режима на захваченных терититриях СССР. По природе своей власть превращается в замкнутую суперкорпорацию по колониальной эксплуатации русских земель (в основном - сырья). Эта корпорация стремится вписаться в космополитическую глобальную «элиту», разоружая РФ и губя ее высокотехнологичный потенциал. И еще - снижает «накладные расходы», ликвидируя социальные затраты. И любой ценой хочет понравиться Западу, без устали перегоняя в его банковскую систему русские нефтяные миллиарды.

Такова логическая вершина процесса «нефтяной деградации», невольно запущенного Брежневым. Просто при Путине процесс настолько реформировали, что электорат зароптал. А потому режим решил сымитировать «заботу о народе», ничего в принципе не изменив.

Сегодня Путин углубляет необрежневизм: начинает политику социальных подачек, нимало не думая о том, что стране надо развиваться. Подобная политика привела СССР к краху. Но что станет с РФ, когда мировые цены на нефть упадут? А это случится неминуемо в ходе нового глобального кризиса, когда начнется переход на новое топливо и энергосберегающие технологии следующей волны. РФ рухнет!

Подоплека путинского «необрежневизма» читается легко. Она - из той же оперы, что и внешнее копирование «лёнькиной эпохи» в риторике и антураже режима. По всем социологическим опросам, электорат испытывает ностальгию по временам знаменитого бровеносца. Вот ВВП и потакает вкусам толпы. Вся программа «социальной революции сверху» состряпана политтехнологами, бьющими на коллективное бессознательное бывших советских людей. Учтем также, что ВВП и его подельники - дети брежневского времени. Тогда были еще цветочки, а они - ягодки. Люди, клянчившие жвачку у интуристов, думавшие о колбасе и тряпках, нынче стали «элитой». Вот и пошли остатки СССР в распыл и окончательное проедание. Максимум, что они могут породить, - только бело-сине-красное криминально-нефтяное государство, прикрытое великодержавной бутафорией. А на деле - слабое, продажное, лишенное способности развиваться.

 

Диктатура убожества

 

Ничего иного нынешняя «элита» делать просто не в состоянии. Все, что сложнее добычи и переброски сырья (а также расплода чиновников и производства пустого «пиара»), - выше их сил. Ведь в таком случае надо думать, искать подрядчиков и субподрядчиков, денно и нощно смекать: как проконтролировать затраты и снизить издержки. Это нынешней «элите», прямо скажем, «в лом». Куда приятнее бумажки подписать, бюджетец сбалансировать - и свалить на Канары, жизнью наслаждаться. К тому же, компетентность высших чиновников в Рашке сильно упала. Они деградируют на глазах, лишаясь научно-технического кругозора. То есть, как приватизировать, как сдирать с творцов бабки и их «пилить», они знают. А вот создавать новую космическую технику, энергетику, вести сложные проекты в области машиностроения, инфомационно-компьютерных технологий или связи - тут они полный пас. Или почти полный. Мы имеем дело с катастрофически негодной и неконкурентоспобной "элитой". Путинский период принес господство постсоветских чиновничков городского масштаба, не имеющих никакого реального опыта созидательного развития. (Ельцин имел в распоряжении хотя бы старые советско-технократические кадры).

Не хотелось бы сводить все к личности Путина. В конце концов, процесс варваризации и примитивизации россиянских верхов начался задолго до него. Но ведь он практически ничего не делает, чтобы изменить положение! И это раздражает. Это бесит! ВВП выступает как прыщик на теле громадного Голема - правящей в Рашке «элиты» ворья и продажных шкур. Он ярко олицетворяет тупую и ленивую големью систему. Елки-палки! Перед страной стоят такие задачи, для выполнения коих нужен человек с качествами Рузвельта, Сталина и Гитлера в одном лице. Гибкий, изобретательный, неутомимый суперменеджер! А вместо этого мы видим маленького обывателя, проводящего долгие часы в бассейне, в лыжных забавах или на прогулке с любимой собакой. Мещанина, с трудом работающего два часа в день, способного изучать сложную тему на заседании всего сорок минут. Какой самоотверженности от подчиненных он может требовать? Каков поп - таков и приход.

Отсюда и маниакальная страсть россиянской верхушки упростить государственную деятельность до трех-четырех проектов. Мол, больше не нужно! Средства, дескать, распыляются! Господи, да посмотрите на развитые страны: там правительства могут вести десятки программ одновременно. Еще в СССР мастера оргтехнологий, группировавшиеся вокруг Кузнецова и Никанорова, смогли создать методики взаимной увязки и жесткого контроля десятков программ, разбросанных по сотням исполнителей - без создания дополнительных бюрократических структур. Все это применялось для осуществления сложных проектов в космическом комплексе. Но для бонз РФ сие неприемлемо. Ведь такие системы моментально выявляют лентяев, воров и некомптентных, мешая «пилению» казенных бабок.

Поэтому выбираются несколько программ попроще. Ну, новые машины для «Скорой помощи» закупить, ипотеку просубсидировать. Никакой системности и близко нет.

Ярко выражена примитивность и организационная беспомощность РФ-"элиты" в судьбе накопленных валютных резервов. Их сегодня надо с умом вкладывать! Но каждый раз Путин повторяет набор аргументов для идитов: «У нас есть резервы благодаря высоким ценам на нефть. Если мы сейчас возьмем эти деньги и вложим в какие-нибудь долгострои, то цены на нефть могут упасть - и мы останемся без средств, нам придется влезать в долги!» В кулуарах столпы власти выражаются еще проще: мол, дадим денег - а их разворуют. Начальник экспертного управления при путинской администрации Аркаша Дворкович (и за какие такие заслуги сей юноша сделан главным экспертом?) заявляет: «Мы не можем освоить эти миллиарды долларов!».

Хочется ответить: «Не мы, а вы не можете!». Оставьте ваши рассуждения для круглых идиотов. Средства из стабфонда совершенно не обязательно вбухивать в долгострои. В стране полно проектов, способных дать отдачу за два-три года! Стоит клич кликнуть - их принесут целый вагон. Есть несколько способов неинфляционного «впрыскивания» резервов в производство, отработанных на Западе. Вплоть до вариантов, когда деньги вообще не покидают государственных «закромов». (За неимением места отошлю любопытствующих к своему труду «Код Путина».) Почему все это не применяется? Никакой загадки нет. Во-первых, потому что в Вашингтоне не велят. Во-вторых, потому что сами тупорылы и невежественны. В-третьих, потому что власть в «беловежской Рашке» настолько гнилая, что не может обеспечить жесткую ответственность чиновников и бизнесменов за вверенные им проекты.

Вот страна и превращается в мировое захолустье, обладая колоссальными финансовыми резервами. Коих, к примеру, хватило бы СССР, чтобы вчистую выиграть "холодную войну"!

В итоге мы имеем картину под стать бреду сумасшедшего. Страна, обладающая всем необходимым для рывка вперед, на глазах превращается в Верхнюю Вольту. Скоро - без ракет. А корень зла - в «элите». И ради спасения страны нужен новый 1937 год... Чтобы расчистить место для настоящих людей.

 

Мутанты

 

Таким образом, правление Путина войдет в историю как время упущенных шансов. Как бездарно упущенная возможность.

Нам, людям нормальным, в РФ душно и гнетуще. Здесь все, как в абсурдном кошмарном сне. Элита напоминает идиотов, то затаскивающих корову на соломенную крышу, то конопатящих острог блинами. Одни чиновные придурки хлещут море бичами, другие - носят воду в решете, третьи - тесто топором рубят. От такого буквально сходишь с ума. Ты пытаешься кричать им - но горло сдавливает. Ты хочешь бежать к цели - но какая-то незримая сила сковывает тебя. Ты идешь по прямой - но попадаешь в заколдованный круг. Или бежишь. Чтобы удержаться на месте. А окружают тебя сытые морды каких-то мутантов, хохочущих над тобой, купающихся в роскоши и богатстве....

Причины, по которым страна сегодня ввергается в новый застой, лежат в семидесятых годах. Именно тогда была выведена порода людей-мутантов, уродов, «низшая раса» субпассионариев. Людишек с инстинктами полуживотных. Помешанных на вещах и «красивой жизни», но не желающих и не умеющих трудиться. В семидесятые эти убожества часами могли листать потрепанные каталоги западных товаров типа «Неккермана», жадно рассматривая яхты, «тачки», тряпки... Я их сам видел.

И вот эти мутанты из брежневского болота пришли к власти. Судьба тысячелетней страны оказалась в руках быдла, обывателей, предел устремлений которых - «крутая» яхта и домик в Швейцарии. В руках ходячих «кассовых аппаратов», за личные счета в зарубежных банках готовых продать и уничтожить все, что можно. Оголтелых потребителей, паразитов.

Я не верю в чудесное превращение мутантов в патриотов, государственных мужей и самоотверженных предпринимателей. И знаю: покамест они у власти - страна будет проедаться. Для блага нации их нужно уничтожить.

Как? Я не верю в выборы, партийную говорильню или «оранжевую революцию». Легальная политика намертво заблокирована мутантами. А «оранжизм» приводит к власти всю ту же сволочь. Кроме того, я сильно подозреваю, что и в нашей полит-оппозиции полным-полно убожества. Нужны новые способы войны с врагом. Политика, замаскированная под неполитику, под бизнес, предпринимательство и социально-культурные инициативы. Позволь, читатель, не вдаваться здесь в подробности. Сему автор этих строк посвятил книгу «Война с Големом», которая готовится к печати. Там есть список возможных проектов - ударов в тыл и фланги ненавистной россиянской системы.

Но итог должен быть один: упразднение нынешней «элиты». Как класса. И приход к власти нас - людей, а не мутантов.

 

Дуэль 4.10.05



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».

[2] Фамилия этого человека указана не была (Прим. ред. «Дуэли»)


Реклама:
-