Журнал «Золотой Лев» № 63-64 - издание русской консервативной
мысли (www.zlev.ru)
О.Р. Маковеев
Синайский
монастырь и Фирман Мухаммеда
Уникальный исторический документ может послужить на благо
России
После трагедии в Беслане ситуация в отношениях между
православными и мусульманами остается далеко не простой. Пользуясь этим, враги
России предпринимают попытки разжигания в нашей стране очагов межнациональных
конфликтов. Между тем, в многовековой истории взаимоотношений Православия и
Ислама есть такие прецеденты, которые, на самом деле, исключают любое
межконфессиональное противостояние и противоборство. Об одном из таких
исторических событий, имеющем для современной России, все еще балансирующей на
грани межнациональных конфликтов, огромное значение и рассказывается в этой
статье.
Дарованная в VII веке от Р.Х. Синайскому православному монастырю
охранная грамота (Фирман Мухаммеда) явила собой свидетельство глубочайшего
уважения к христианству и показала пример исламской веротерпимости в лучшем
смысле этого слова – веротерпимости, основанной на глубинном духовном опыте.
Библейский Восток является религиозным центром мира.
Протянувшись от Иерусалима и Вифлеема на севере до Синая на юге, он на
протяжении многих веков привлекает к себе паломников со всего мира, и, конечно,
православный народ из России. Гора Синай находится на юге Синайского полуострова,
который входит в состав Египетского государства. И в древние времена, и сейчас,
на Синай стремятся попасть люди, жаждущие своими глазами увидеть и прикоснуться
к святыням библейских мест, где были явлены великие чудеса и просияли духовными
подвигами величайшие Божии угодники, столпы и светильники православной веры. 40
лет прожил на Синае святой пророк Моисей. Именно здесь в пламени Неопалимой
Купины явился ему Бог. Здесь же Моисей получил скрижали Ветхого Завета – заповеди
Божии. На Синае укрывался от гнева царицы Иезавель и молился Богу святой пророк
Илия, подвизались преподобный Иоанн Лествичник, Анастасий Синаит, Нектарий
Патриарх Иерусалимский. Здесь покоятся мощи великомученицы Екатерины (глава и
правая рука), преподобного Ефрема Сирина, здесь же находится гробница
преподобного Иоанна Лествичника. Издревле здесь пребывали христианские
подвижники, бежавшие в пустыню от современного им греховного мира. Издревле
здесь существуют монашеские общины.
Многовековая история Синайского монашества знает взлеты и
падения, великие милости могущественных правителей древних царств и тяготы
постоянных лишений, нищету и набеги злобных кочевников. Первая церковь возле
Неопалимой Купины была возведена в 330 году от Р.Х. по повелению святой
равноапостольной царицы Елены. Через 200 лет, в 521 году по приказу императора
Юстиниана был построен стоящий здесь доныне храм в честь Преображения Господня,
а вокруг построек предыдущих времен возведены монастырские стены. Над их
главными воротами и сегодня видны надписи на арабском и греческом языках, возвещающие
о том, что «…с основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где
Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его
и супруги его Феодоры. Окончен после 30 года царствования его. И поставлен в
нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527».
Библиотека Синайского монастыря является одним из
крупнейших в мире хранилищем древних рукописей (284 латинских и 2319 греческих)
и икон (до 2 тысяч). С V11 века игумен Синайской обители имеет епископское
достоинство, а с конца 1Х века – архиепископское. По существующей традиции
Архиепископ Синайский получает рукоположение от Предстоятеля Иерусалимской
Церкви, в состав которой Синайская Церковь входит на правах автономной.
Многовековую историю имеют отношения и связи Святой Руси,
русского православного народа со святой Синайской горой и ее монастырями.
Православное Московское царство всегда покровительствовало святым библейским
местам и населявшим их монахам. Именно поэтому русского царя Алексея
Михайловича Тишайшего греки считали ктитором всего православного Востока, а его
жалованные грамоты, давали игуменам Синайского монастыря права на сбор в России
денег для монастырских нужд. С богатыми дарами, в том числе шитым золотом покровом
на мощи святой великомученицы Екатерины, отправил в 1558 году к Восточным
патриархам свое посольство царь Иоанн 1V Грозный. В своем послании Иоанн
Васильевич писал тогда: «Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в
Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем
здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах
Иване и Феодоре и о всем православном христианстве». Дважды, в 1689 и 1860
годах, из России на Синай посылались серебряные с позолотой раки для мощей
святой великомученицы Екатерины.
В 641 году Синай был захвачен арабами-мусульманами, но не
пострадал, т.к. имел особую охранную грамоту. Поразительно, но даже под игом
мусульман Синай продолжал оставаться центром средневекового восточного
монашества, когда «все другие монастыри находились в крайней бедности и
угнетении, и сильно страдали от сарацин». Это удивительное, но, к сожалению,
чрезвычайно мало известное у нас в России, историческое событие требует к себе
особого внимания и более подробного освещения.
В изданной в 2002 году в Санкт-Петербурге в серии
«Библиотека христианской мысли» книге И.И.Соколова «Состояние монашества в
Византийской церкви с середины 1Х до начала Х111 века (842-1204). Опыт
церковно-исторического исследования», говорится, что «…на благосклонность
мусульман к синайским монахам влиял фирман (охранная грамота), который по
преданию был дан Магометом Синайскому монастырю и подлинник которого, как
уверяют, сохранился в сокровищнице султана в Константинополе, … составляя по
своей веротерпимости предмет удивления магометан». Перевод этого уникального
исторического документа, лично составленного и написанного самим основателем
мусульманской веры, приводится в книге А.Уманца «Поездка на Синай», изданной в
Санкт-Петербурге в 1850 году.
Дарованный Синайскому православному монастырю Фирман
Мухаммеда свидетельствует о глубочайшем уважении Пророка Мухаммеда к
христианству и об исламской веротерпимости в лучшем смысле этого слова –
веротерпимости, основанной на глубинном духовном опыте. О важности и значимости
этого редчайшего исторического документа именно для нас, жителей современной
России, говорить, я думаю, излишне. Особая важность документа требует и особо
внимательного к нему отношения. Поэтому прибегнем к цитатам из книги А.Уманца:
«…Фирман о неприкосновенности монастыря и
свободе отправления в нем богослужения, дан был самим Мухаммедом. Когда он
одержал первую замечательную победу…у Бедра (1 марта 622 г.) и через нее
сделался страшным во всей Аравии, то Синайский монастырь,…послал к нему свою
депутацию с поздравлением и подарками. Депутация была принята весьма ласково, и
обратно в монастырь привезла с собою самый благосклонный фирман. Архиепископ
Констандиус в книге своей «Египтиада» говорит, что «Мухаммед, будучи доволен
приемом, сделанным ему на Синае, в начале его проповедания, и заметив, что
правила Синаитов заключались в тихой и благочестивой жизни, в знак
благодарности дал своим наследникам письменное завещание, которым подтвердил
прежние привилегии, Юстинианом данные, и добавил к ним еще и свои». Фирман был
написан на коже газели куфическими буквами, а вместо подписи была приложена на
нем, в буквальном смысле, десница Мухаммеда».
«…Все мусульмане признали данные монастырю
преимущества как неприкосновенную святыню; а Султан Селим 1, когда по
завоевании Египта в 1517 году синаиты представили ему завещание Мухаммеда и
просили его защиты, отозвался, что нашел неоцененный клад и что не столько
радуется покорению Египта, сколько приобретению такой драгоценности. Подлинник
фирмана он потребовал к себе и с того времени этот документ хранится в
султанской сокровищнице Стамбула, ключ от которой находится у самого султана и
куда вход для христиан до сих пор невозможен. Вместо подлинника, он выдал в
монастырь перевод с этого фирмана на турецкий язык, для ближайшего уразумения
его турецкими правителями Египта. К переводу сделано вступление и заключение в
самых изысканных выражениях в восточном вкусе».
Далее в своей книге А.Уманец, наряду с кратким пересказом
содержания фирмана, приводит также и подробный перевод текста фирмана с
турецкого и арабского языков. Даже самое сокращенное изложение основных
положений и мыслей этого документа, несомненно вызовет у читателей самый
горячий интерес:
«…Сделав обращение к своим последователям,
о строгом выполнении даваемого завета, и подтверждая, что нарушающий его есть
«преступник, посмевающийся над религией, и достоен проклятия, будь он владыка
народов или простой правоверный», Мухаммед обозначает в этом фирмане, едва ли
не самом первом, им от себя выпущенном, даруемые им права и преимущества: а)
всем вообще христианам и b) в особенности лицам духовным – епископам,
священникам и монахам.
Христианам вообще он предоставляет
следующие права личности и собственности:
на свободное отправление и сохранение
своей религии.
на сохранение и новую постройку церквей,
молелен и мест поклонения(здесь разумеются монастыри); сверх того он обязывает
мусульман оказывать им в этом всякое пособие.
Мухаммед до того простирает дух
веротерпимости, что запрещает последователям своим входить с христианами в
споры о превосходстве религии, а если христианке случится быть между
мусульманами, то приказывает дозволять ей молиться по своей вере; и «кто
поступит против этого, тот есть бунтовщик против Аллаха и Его пророка».
На правосудие и защиту.
На освобождение от обязанности ходить на
войну.
На освобождение от всяких повинностей.
На владение поземельной собственностью.
Христиане могут вести торговлю. За сии
права собственности положено взносить весьма умеренную плату.
Лицам духовного звания даны сим фирманом
сверх того следующие важные преимущества:
Каждому из них, где б он ни поселился,
обещана непременная защита от врагов и отвращение от всякой обиды; Мухаммед
обещает быть сам со своими последователями «окрест их, быть их охранителем и
покровом, где бы они ни находились».
Гражданские власти не должны вмешиваться в дела
христианского духовенства и «да не сменится епископ или священник от своих мест
и не изженется монах из своего монастыря».
«Да не разрушится ни единая из церквей или
часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку
мечетей или домов мусульманских».
Данное право слишком серьезно нарушено, и в особенности со
времени взятия Константинополя (1453), и что Софийский собор был первым из
храмов христианских обращен в мечеть. На основании настоящего Мухаммедова
фирмана, христиане могли бы домогаться восстановления этой и многих других
церквей, подвергшихся той же участи. Может быть, настанет время, когда этот
фирман будет сильным документом в руках наших.
Духовные освобождались от всяких податей и десятины,
вносимой всеми мусульманами; дозволялось же принимать от них одни только
добровольные приношения (бахшиши), отнюдь не принуждая их ни к какому платежу;
а если бы наступила дороговизна и неурожай, то повелевалось самим мусульманам
давать им пособие хлебом.
Фирман писан в собственной мечете пророка (в
Мекке-прим.автора) и поручителями в верном его исполнении были вернейшие друзья
и последователи Мухаммеда, числом 22 человека».
Замечательный своей веротерпимостью, Фирман Мухаммеда
является и поныне важнейшим религиозным и историко-политическим документом для
всего христианского мира, который его появлением обязан именно Синайскому
монастырю.
Дивны дела твои Господи! В последнее время усилиями многих
неравнодушных людей в Россию были доставлены и, тем самым, явлены для
благоговейного поклонения величайшие святыни православия. Среди них мощи святой
преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и праведного Алексея, человека
Божия. Огромную, искреннюю радость принесли они всему верующему народу, даруя
Божию благодать, освещая русскую землю. Многие мусульмане с великим почтением и
благоговением прибегали к этим православным святыням, испрашивая у них помощь,
поддержку, исцеление. В тоже время священная книга мусульман Коран признает
Божественное происхождение Исы(Иисуса) сына Марьям(Марии). Фирман Мухаммеда
чтится мусульманами как великая святыня. Православные же люди могут относиться
к нему, как к явленному по Божией воле откровению, воздающему знаки великого
уважения и почтения к Православной вере и Церкви, возвещающему всему
мусульманскому миру мудрость и волю основателя ислама и открывающему, тем
самым, прямой и самый верный путь к межнациональному миру и согласию в нашей
стране.
Следуя Божественным заповедям, заветам пророков и прямым
указаниям, изложенным в Фирмане Синайскому монастырю самим Мухаммедом, все
подлинные последователи ислама, особенно в России, должны пребывать в уважении
и почтении к Православию и православному народу, а никак не во вражде,
ненависти или нетерпимости.
Назрела необходимость иметь у нас, в России, максимально
подробную и достоверную копию этого выдающегося исторического документа, чтобы
зримым образом свидетельствовать, утверждать и укреплять мир и согласие между
народами России. Совершить такое великое дело будет не просто, но за людей,
способных на это, настоящих подвижников и патриотов России, будет без сомнения
молиться весь русский православный народ.
Фотографии и виды Синайского монастыря и Неопалимой Купины
находятся на сайте: www.pravoslavie.ru.