Журнал «Золотой Лев» № 63-64 - издание русской консервативной
мысли (www.zlev.ru)
А. Крылов
Кто
такие грузины[1]
В недавнем историческом прошлом образ грузин был для русских
вполне определенным. В их глазах типичными грузинами были герои одноименных
фильмов "Отец солдата" и "Мимино". Грузинские торговцы
фруктами царствовали на рынках по всему СССР, сорили деньгами в ресторанах и
вообще были известны как кутилы и прожигатели жизни. У прочих, не слишком
благоденствовавших в советские времена национальностей, сложилось стойкое
представление, что грузин может быть только богатым или очень богатым,
а уж бедным – точно никогда.
В настоящее время от прежнего этнического стереотипа не
осталось ничего. Российская пресса и ТВ полны сообщениями об обнищавшем и
лишенном элементарных человеческих удобств населении Грузии и не стесняются в
выражениях по отношению к управляющей этим населением грузинской политической
элите. Среди последних прозвучавших эпитетов можно назвать следующие:
политические хулиганы, клоуны, психопаты, коррупционеры, воры, моськи (лаящие
на слона – т.е. Россию), зловредные клопы, заокеанские политические марионетки,
и т.д. и т.п.
Вполне очевидно, что грузины, как и все народы «бывшего СССР»
больше не являются частью единой исторической общности «советских народов» и
окончательно перестали быть "социалистической нацией". Что же осталось
после того, как, употребляя либеральную риторику, коммунистическое иго и
"русское имперское ярмо" окончательно сброшено? А после этого обнаружилось,
что несмотря на ярко выраженное и безусловно господствующее у грузин национальное
самосознание[2], несмотря на
общий преподаваемый в школах литературный грузинский язык, процесс национальной
консолидации грузинской нации еще очень далек от завершения.
Общая численность грузин составляет более 4 млн. человек,
но к настоящему времени из «независимой Грузии» уехало по разным подсчетам от
одного до полутора миллионов. Подавляющее большинство этих не выдержавших
испытания собственной «национальной» независимостью людей относятся к молодому
и среднему возрасту, имеют неплохое и даже хорошее образование, многие из них
являются признанными корифеями в медицине, искусствах и многих областях
научного знания. Почему же наиболее энергичная и предприимчивая часть грузин,
можно сказать весь цвет грузинского народа, ныне оказалась в столь нелюбимой
нынешней тбилисской политической элитой авторитарной России, а не в родном,
истинно демократическом (и более того, уверено несущем демократию по всему
миру) Сакартвело? И вообще, кто такие грузины?
Прежде всего, нужно отметить, что под общим названием
"грузины" объединено более 20 субэтносов, причем
проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и
культурном плане от остального грузинского населения, что правильнее было бы
рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским).
Поэтому является вполне обоснованным мнение тех отечественных и зарубежных
ученых (Дж. Хьюитт и др.)[3],
которые предлагают использовать не термин "грузины", а самоназвание
"картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской
группы (но не взаимопонятных между собой) грузин Восточной Грузии, мегрелов и
сванов.
Невысокий уровень консолидации грузинского народа
объясняется тем обстоятельством, что как справедливо констатирует грузинский
историк и политический деятель постсоветской Грузии Г.Мамулия, она
(автор именует народ нацией) начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII в.,
после того, как "находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII в.) в
тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи"[4].
Нынешние тбилисские правители этот факт не признают и
пытаются представить российский период грузинской истории в качестве
тяжелейшего испытания для грузинского народа, которое было подобно
татаро-монгольскому игу. Подобные заявления свидетельствуют не столько о полной
дремучести в собственной истории, сколько об их воинствующей русофобии, которая
настолько нелепа и иррациональна, что объяснение ей нужно искать не историкам и
политологам, а практикующим психиатрам.
Но оставим психиатрию и вернемся к интересующему нас
сюжету. Формирование грузинского народа имело многочисленные и специфические
особенности, которые оказали самое непосредственное влияние на происходящие в современной
Грузии общественно-политические процессы. К моменту включения в состав
Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной
дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными
субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины,
хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского
языка.
Проживавшие в Западной Грузии мегрелы и сваны имели
собственную самобытную культуру и уклад жизни, отличные как от грузинского
населения Восточной Грузии, так и от соседних абхазов. Они говорили на
собственных языках, которые не являются взаимопонятными ни между собой, ни с
современным грузинским языком. Различия между мегрелами, сванами и грузинами
Восточной Грузии настолько велики, что правильнее было бы называть их тремя
разными народами. Как собственно и делалось в царской России и на первых порах
существования СССР. Наряду с картвелами в Грузии проживали многие другие народы
(как дисперстно, так и в собственных гомогенных национальных районах).
Сформировавшееся после присоединения к России грузинское
просветительское, а затем этническое движение (первоначально дворянское, а
затем разночинно-интеллигентское) имело своей целью духовное возрождение
собственного народа, преодоление его многовековой культурно-языковой раздробленности
и формирование единого грузинского народа и государства. Источником вдохновения
и важнейшей частью идеологии грузинского движения (движение
"Тергдалеули", Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.)
стало богатое историческое прошлое Грузии, особенно времена существования так
называемой "идеальной Грузии" – средневекового Грузинского царства
X-XIII вв.
Исторические события, заново переосмысливаемые с точки
зрения современных реальностей и сиюминутных задач, приобрели в современной
Грузии настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться
на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское царство
(точнее – Абхазо-Грузинское царство) появилось благодаря не грузинам, а абхазам.
В VIII в. абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского
царства, которое при поддержке хазар вышло из-под контроля Византии, а затем
начало экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была
включена вся Западная Грузия, в Кутаис была перенесена столица Абхазского
царства. В Х в. династия абхазских царей прервалась, и престол перешел к
Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).
Династия Багратионов продолжила политику территориальной
экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII
веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось,
воцарилась феодальная междоусобица, и страна на многие века оказалась в том
"тупике социального развития", о котором пишет Г. Мамулия. Этот период
закончился лишь с приходом в Закавказье России, после которого в Грузии,
огражденной от внешних нашествий дружескими русскими штыками, начался период народного
возрождения.
Почему же события средневековья приобрели столь большую
актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на
бесчисленные группы и течения грузинское движение XIX-XX вв. было едино в
определении границ "исторически принадлежавшей грузинам территории":
ими стали именно границы "идеальной Грузии" – средневекового
Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета.
Согласно официальной грузинской версии истории, уже
летописцы в Х веке под названием "Картли" подразумевали всю Грузию –
"обширную страну, где христианское богослужение ведется на грузинском
языке. Объединение феодальной Грузии в XI-XII вв. в еще более значительной
степени способствовало укреплению этих элементов общности и фактически
завершило процесс формирования единой грузинской народности"[5].
На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами
"идеальной Грузии" определяются "исконные грузинские
земли", именно они являются справедливыми на уровне современного
грузинского массового сознания.
Порочность данного подхода заключалась в том, что данное
средневековое царство (подобно всем аналогичным царствам и империям древности и
средневековья) изначально было многонародным, что, в частности, было закреплено
и в титулатуре его правителей: "царь абхазов, картвелов, эгров,
кахов…". Поэтому не только грузины, но и все проживавшие на территории современной
Грузии народы, имеют собственные и неоспоримые в их глазах исторические права
на те земли, где они ныне проживают. Уже в середине ХХ века противоположная
трактовка вопроса о том, кто на территории Грузии является
"хозяином", а кто – "гостями" стала предметом острой
дискуссии в обществе, способствовала ухудшению отношений между грузинами и проживавшими
на территории этой тогда «социалистической республики» этническими меньшинствами.
Наряду с объявлением меньшинств "гостями на исконных
грузинских землях", грузинская общественно-политическая мысль изначально
включила мегрелов и сванов в состав «единой грузинской нации» и отказалась
признавать за ними право на собственное существование. Проиллюстрируем значение
и суть этого судьбоносного для «грузинской нации» положения на примере славян.
Как известно, чехи, сербы, поляки и другие народы являются славянами, имеют
общих исторических предков и языковое родство, но никому не придет в голову
провозглашать их русскими. Различия же между великороссами и малороссами (украинцами)
куда меньше, чем между мегрелами, сванами и грузинами Восточной Грузии
(взаимопонятные языки, близость культуры и т.п.).
Можно себе представить, сколь причудливым оказался бы
исторический путь России, если бы русские, подобно грузинам, объявили всех
славян составной и неотъемлемой частью единой русской нации и начали бы строить
на подобной основе свою государственную политику. Так что, изначально, еще в
XIX в., задача консолидации грузин была крайне осложнена уже в силу
многочисленности мегрелов, чей удельный вес в составе грузинского этноса все
еще составляет по разным оценкам от 20 до 30 процентов.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. мегрельская
интеллигенция поднимала вопрос об автономии Мегрелии на основании того, что
мегрелы имеют свою историю, самобытную культуру и т.д. В XIX веке была издана
мегрельская азбука из 35 букв (тогда же была создана и сванская азбука), в
1931-1935 гг. для мегрелов издавалась ежедневная газета тиражом в 10 тыс. экз.
В те годы идея мегрельской автономии пользовалась большой популярностью в среде
мегрельской интеллигенции и местной партийной верхушки.
Первая попытка осуществить на практике права грузин на
"свои исторические земли" была предпринята после распада Российской
империи[6],
в период существования «независимой» Грузинской республики. В то время
население Грузии сохраняло свою этническую пестроту: общая численность грузин
(с мегрелами и сванами) составляла в нем лишь 64,8%. Уже одно это обстоятельство
требовало проведения очень осторожной национальной политики. Но власти страны,
стремившиеся добиться национальной консолидации грузин в максимально сжатые
сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно
шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец:
"в Грузии усиленно культивируется
национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают
говорить по-армянски… Все время велась резкая борьба против стремления Аджарии
к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная
борьба идет и в Абхазии. Национализм доходит до курьезов. Так, в учебнике, по
которому в школах изучается история, рассказывается, что Грузия была еще в древности
самой культурной страной, так что из нее Греция получила свою культуру. В детях
с малых лет воспитывается презрительное отношение к армянам и т.п."[7].
Как и в прошлом, в настоящее время грузины и этнические
меньшинства этого края имеют собственные версии своей истории. К примеру,
отношения между абхазами и грузинами, и, особенно, период пребывания Абхазии в
составе Грузинской ССР оценивается просто с диаметрально противоположных
позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа – массовые аресты,
истребление интеллигенции и значительной части крестьянства, запрет говорить на
родном языке и т.п. – с союзными руководителями грузинского происхождения
(И.Сталин, Л.Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые
совместно проводили политику насильственной грузинизации населения в масштабах
Грузинской ССР.
Грузинская сторона связывает все проблемы в отношениях
между двумя народами с политикой союзного руководства, которое во имя
"господства Москвы" сознательно разъединяло и противопоставляло
братские народы. Грузинские авторы склонны рассматривать все достижения Абхазии
коммунистического периода в качестве результата патерналистской политики руководства
ГССР по отношению к меньшинствам, особым, "толерантным" отношением
грузин к малочисленным народам и т.п.
"Грузинский народ никогда не
притеснял абхазов. В Абхазии были созданы максимально возможные в ту пору
условия для развития экономики и культуры. В Грузии абхазы не только не были
дискриминированы, наоборот – им были созданы все возможные условия для
национально-культурного, социально-политического и экономического развития.
Более того, в Абхазии сложилась парадоксальная ситуация – остро встал вопрос о
необходимости защиты прав и свобод грузин"[8].
Как показывают социологические исследования, в настоящее
время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского
населения:
"грузины считают, что нигде в СССР
столь малочисленному этносу не была предоставлена такая широкая автономия, как
абхазам. В грузинском массовом сознании большинство предков сегодняшних абхазов
– это спустившиеся с гор племена, заселившие территорию Абхазии, где до этого
жили более близкие к грузинам по происхождению настоящие абхазы"[9].
Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально
важное явление. В течение всего этого периода важнейшей задачей руководства
Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в послекоммунистические
времена) было достижение консолидации грузин в максимально короткие исторические
сроки. В период правления Сталина и во время максимального влияния грузинского
лобби в Кремлевских кабинетах эта задача решалась откровенно репрессивными
методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды,
турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам – были объявлены
"грузинскими племенами" и должны были быть насильно грузинизированы.
Затем, уже в условиях послекоммунистического периода
политика государственного строительства «независимой Грузии» вновь строится на
основе жесткого унитаризма, на дискриминации и подавлении меньшинств.
Пагубность курса на построение моноэтничного грузинского государства в крае,
где численность меньшинств составляет более 30 % населения, в
современных условиях является совершенно очевидной.
Конституция 1995 г. провозгласила Грузию федеративным
государством, но это осталось чисто пропагандистским шагом: условием начала
рассмотрения всех связанных с федерацией вопросов было объявлено
"восстановление территориальной целостности Грузии". Большинство
грузинских законодателей продолжает заявлять о своем отрицательном отношении к
любым мерам, которые могут "подорвать унитаризм грузинского
государства"[10].
Нынешнее политическое руководство Грузии готово нести знамя
демократии и прогресса в Зимбабве, в Северную Корею, на Кубу и в другие оплоты
мирового зла, но у себя в стране продолжает прежнюю политику дискриминации
меньшинств. Результатом стал глубокий социально-экономический кризис и деградация
самих грузин грузин, вновь оказавшихся, по терминологии Г.Мамулия, в
"тупике социального развития".
Таким образом, глубокий кризис государственности в современной
Грузии был во многом предопределен не только личными особенностями ее
правителей или зловредной ролью Кремля, а вполне объективными факторами. Прежде
всего, принципиальной невозможностью осуществить избранную еще в XIX веке
стратегию строительства «грузинской нации и грузинского государства». Очевидно,
что нормализация обстановки и успешное экономическое развитие вряд ли возможно
без отказа от этого пути.
Новая политика
26.05.2005
3.06.2005
[1] Текст приводится с редакционными изменениями (прим ред. ЗД).
[2] Скорее следует говорить об этническом сознании, так как грузинская общность является не нацией, а народом (прим. ред. ЗЛ).
[3] См.: Практика федерализма. Поиски альтернатив для Грузии и Абхазии М., "Весь мир", 1999, с. 21
[4] Мамулия Г.С. Концепция государственной политики Грузии в отношении депортированных и репатриированных в Грузию месхов. История и современность // Центральная Азия и Кавказ, №1(2), 1999, с. 153-155.
[5] Грузинская советская социалистическая республика. Тб., 1981, с. 248
[6] Автор ошибается, распада Российской империи не было. Скорее всего, он имеет в виду этно-сепаратистские процессы, обусловленные русской революцией начала XX века (прим. ред. ЗЛ).
[7] Н.Мещеряков. В меньшевистском раю. Из впечатлений поездки в Грузию. Сух., 1991, с.44.
[8] Жоржолиани Г., Лекишвили С., Тоидзе Л., Хоштария-Броссе Э. Исторические и политико-правовые аспекты конфликта в Абхазии. Тб., 1995, с. 38-39, 43.
[9] М.Никурадзе. В чем видит грузинская народная дипломатия причины грузино-абхазского конфликта. // Аспекты грузино-абхазского конфликта. Ирвайн, 2000, с.128.
[10] См.: Грузино-абхазский конфликт: прошлое, настоящее, перспективы урегулирования // Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), М., 1998, с.15