Журнал «Золотой Лев» № 63-64 - издание русской консервативной
мысли (www.zlev.ru)
Е. Малер-Матьязова
Этносепаратизм
казанских татар[1]
На современном
историческом этапе ни о каком мирном равноправном сосуществовании двух народов
и конфессий на территории Татарстана говорить невозможно. Современный Татарстан
являет собой поэтапную реализацию уже давно запущенного в Поволжье проекта
"русский ислам", в котором православию будет выделено скромное место
конфессии абсолютного меньшинства.
Республика Татарстан является одним из важнейших регионов
России с точки зрения обоих определяющих всемирные политические и исторические
процессы факторов - и геополитического, и религиозного. В геополитическом
смысле территория Татарии является регионом, обеспечивающим связь европейской и
азиатской частей России. Именно в этом регионе расположена центральная часть
Волги - основная торговая, жизнеобеспечивающая артерия европейской части
России. Именно этот регион имеет серьезное геополитическое воздействие на прилежащие
к нему области - прежде всего Нижегородскую область, Удмуртию, Марий Эл и Башкирию.
В религиозном смысле Татария также является регионом повышенного значения, поскольку
его конфессиональное содержание непосредственно отражается на конфессиональном
содержании всех прилегающих к нему областей, а, значит, на конфессиональном
содержании всей России.
Считается, что достоянием Татарии является мирное и равноправное
сосуществование на ее территории двух народов и конфессий: русских и татар, и,
соответственно, православия и ислама. И нужно сказать, что это действительно
так - а точнее, было так до весьма определенного времени - до второй половины
XIV в.
Исторически на территории Татарии христианство появилось
уже в первые века от Рождества Христова - тогда же, когда оно начало
распространяться во всей Восточной Европе. В конце IX в. территория Татарии частично
входила в состав Волжской Булгарии - развитого государства на крайнем востоке
Европы со столицей в г. Булгар, основу населения которого составляли булгары -
Приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные
племена. В X в., после приезда в Булгарию Багдадского посольства, съезд всех
булгарских племен принял ислам в качестве государственной религии, но несмотря
на это на ее территории продолжало существовать достаточно большое число
христиан. В летописных сводах встречаются данные о принятии крещения
булгарскими князьями со своими семьями, а в перечне археологических памятников
города Булгара имеется так называемая "Греческая палата" -
православный храм. В XIII в. в результате нападения Бату-хана Булгария была
завоевана монголами и была включена в состав Золотой Орды - крупнейшего
средневекового государства на территории Евразии. В Золотой Орде действовала
Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и
православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, а резиденция правящего
архиерея располагалась в столице Золотой Орды - г. Сарае. В 1276 г. хан Золотой
Орды Менгу-Тимур отдал Булгарскую и Казанскую землю в удел своему зятю -
русскому православному князю Федору, впоследствии канонизированному Русской
Православной Церковью как Федор, ярославский Чудотворец. В 1315 г. русский
православный князь Юрий Данилович женился на сестре хана Узбека Кончаке,
которая была крещена и получила имя Агафии.
Но в 30-х. гг. XIV в. Монгольская Империя приняла в
качестве государственной религии ислам, а XV в. происходит ее распад на
различные ханства, после чего территория Татарии стала территорией постоянного
противостояния между двумя религиозно-культурно-цивилизационными проектами -
православием и исламом.
Сначала, весьма ненадолго, победа была одержана исламским
проектом. В 1445 г. в северных пределах Волжской Булгарии было образовано
Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее исповедовать ислам,
принятый Золотой Ордой. Причем на этот раз и внутренняя, и внешняя политика
нового государства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило
активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и
народов соседних государств, захватывало в плен огромное число русского
населения, а, кроме того, контролировало важнейший для России Волжский торговый
путь. Понятно, почему такое соседство оказалось не только не выгодным, но и
враждебным для Русского православного государства. В связи с этим русский царь
Иван IV предпринял несколько дипломатических попыток посадить в Казанском
ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости
взятия Казани. В 1552 г. в верховьях Волги в районе город Углича был сооружен
деревянный город - крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на
определенное время стал административным, торговым и христианским русским
центром на востоке государства. Затем 150-тысячное русское войско осадило
Казань и успешно штурмовало город в результате взрыва 48 бочек пороха.
Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил
имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя, за что даже получил во
владение город Звенигород.
С этого времени началась новая эпоха - эпоха православной
Татарии, эпоха ее активной христианизации. Под руководством русского мастера
Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится
величественный Благовещенский Собор, а вся Казань застраивается православными
храмами и монастырями. В конце XVI в. выходит указ царя Феодоpа Иоанновича о
ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на
строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была
построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда
Марджани.
История православной Татарии началась с чудесного явления в
Казани новой иконы Божией Матери, названной Казанской. По преданию, это
произошло в 1579 г., когда по Казани прошел страшный пожар, после которого
дочери казанского купца Онучина девятилетней девочке Матроне во сне явилась
Богородица и открыла, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный
образ, зарытый исповедниками христианства еще при татарском владычестве. После
троекратного явления Богородицы Матрона вместе с митрополитом Казанским Иовом и
всем духовенством 8 (21) июля обнаружила святой Образ в указанном месте.
Митрополит передал икону почитаемому казанскому священнику
отцу Ермолаю, который в 1589 г. принял постриг с именем Гермоген в Московском
Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру. Местом обитания иконы
был выбран Благовещенский Собор Казанского Кремля. Монах Ермоген написал
новоявленной иконе Богоматери Казанской тропарь "Заступнице
Усердная", ныне знаемый всей Россией, а также составил Сказание о чудесах
Казанской иконы, постоянно исходящих от Нее с момента появления.
С новоявленной иконы был снят список, который вместе с
описанием постоянно совершаемых иконой чудес был отправлен царю Ивану IV. Тот
дал распоряжение соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного
образа и основать Казанский женский монастырь, что и было сделано монахом
Гермогеном, а первой его инокиней и настоятельницей стала Матрона, принявшая
монашеский постриг под именем Мавра. Казанская икона Божией Матери являлась
истинной заступницей и охранительницей России на протяжении всей ее дальнейшей
истории. Именно с ее помощью русское ополчение одержало победу и освободило
Московский Кремль от польских интервентов 22 октября (4 ноября) 1612 г., в
связи с чем было установлено второе всероссийское празднование дня Казанской
иконы; именно с ее помощью русским войском были одержаны первые победы над
французской армией Наполеона; и наконец именно с ее помощью во время Великой
Отечественной Войны были спасены Москва, оборонявшаяся от немцев уже в
Подмосковье, Ленинград, переживший жуткую блокаду, и Сталинград, в котором
состоялась знаменитая Сталинградская битва и победа; интересно, что Киев - мать
городов русских - был освобожден русскими войсками именно 22 октября - в день
празднования Казанской иконы Божией Матери.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской
Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как
Казанская. Особо же чтимым считаются три ее чудотворных образа: образ,
находящийся в Казанском Богородичном монастыре, образ, находящийся в Московском
Казанском Соборе, построенном князем Дмитрием Пожарским на Красной Площади, и
образ, находящийся в Санкт-Петербургском Владимирском Соборе.
В 1904 г. 29 июня Казанская Икона Божией Матери Казанского
Богородицкого монастыря была похищена. По последним данным образ был продан
заграницу и "путешествовал" по разным странам и Европы, и Америки.
Только в семидесятые годы один священник-иезуит выкупил икону на аукционе в США
и привез её в итальянский город Фатину. В 1993 году, когда Папа Римский посетил
этот город, монахи подарили ему Казанскую икону Божией Матери. С этим событием
связано исполнение известного Фатимского пророчества, согласно которому возрождение
России наступит после того, как икона Казанской Божьей Матери вернётся на
Родину.
Дальнейшая история православной Татарии связана с блестящей
деятельностью Казанской епархии РПЦ. Казанская епархия была учреждена соборным
определением при Московском митрополите Макарии 3 Апреля 1555 г. В
иерархическом отношении Казанская епархия Московской митрополии заняла среди
восточно-русских епархий третье место после Москвы и Новгорода. Это было
связано прежде всего с невероятно плодотворной деятельностью, развернутой ее
служителями. Речь идет, во-первых, об осуществляемой епархией активной
образовательной деятельности: в 1732 г. Казанской епархией была открыта
Казанская Духовная семинария на основе славяно-латинской школы для детей
духовенства, а в 1798 году была открыта Казанская Духовная Академия, но первая
попытка ее создания не удалась, и вновь она была открыта уже в 1842 году.
Во-вторых, речь идет о развернутой епархией активнейшей миссионерской деятельности.
Можно назвать целый ряд ее служителей, отличившихся своими миссионерскими трудами
- "излишним рвением в насаждении христианства": это митрополит XVII Iв
Тихон (Воинов), иеромонах Алексий (Раифский), епископы XVIII в. Лука
(Канашевич) и Гавриил (Кременецкий) и многие другие. Казанская епархия ставила
одной из основных своих целей катехизацию нехристианского населения, в связи с
чем проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для
новокрещенных и инородцев. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора
новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована
основная часть чувашей, удмуртов и марийцев. Казанской епархией в 1830 г. была
учреждена особая инородческая миссия, а в 1854 г. при Казанской духовной
академии открылись три миссионерских отделения и переводческий факультет. В XIX
в. в Казанской Епархии была развернута деятельность известного миссионера и
переводчика Н. И. Ильминского - так называемого "апостола Казанских
инородцев". Благодаря ему, в 1867 г. было учреждено Православное братство
святителя Гурия (по имени первого епископа Казанской епархии), которое стало
центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов
России, трудами которого в 1864 г. была открыта Центральная крещено-тарская
школа, а в 1872 г. - Инородческая семинария. Эта активная катехизаторская и
образовательная деятельность Казанской епархии привела к катехизации и
христианизации всех народов Поволжья.
Православный этап истории России временно прервался на
70-летний атеистический коммунистический период, после которого началась
активное Православное Возрождение. В современной же Татарии происходит процесс
возрождения как православия, так и некогда существовавшего на его территории
ислама.
Символом современного возрождения православия стали
прошедшие в Казани торжества, приуроченные ко Дню явления Казанской иконы
Божией Матери, к 450-летнему юбилею Казанской епархии РПЦ и к 1000-летнему
юбилею самого города Казани. Весьма плодотворным оказался визит по случаю
торжеств в Казань Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Прежде всего, Патриарх Алексий II посетил все основные православные центры Казани:
Казанский Кремль, Петропавловский Собор, в котором состоялось Всенощное бдение,
Благовещенский Собор Кремля, в котором была совершена Божественная литургия и
молебен и, конечно, Богородице-Рождественский монастырь, в котором состоялось
главное знаменательное событие всех торжеств. Патриарх Алексий II совершил
передачу великой русской святыни - списка чудотворной Казанской Иконы Божией
Матери на место Ее чудесного обретения Казанской епархии в лице архиепископа
Казанского и Татарстанского Анастасия. После Патриарх посетил Свято-Успенский
женский монастырь на Зилантовой горе, где провел совещание со всеми правящими
архиереями приволжского региона. Именно в Зилантов монастырь доставили чтимый
список Казанской иконы Божией Матери, который пробудет в монастыре до окончания
реставрационных работ в Крестовоздвиженской церкви Богородице-Рождественского
монастыря. Помимо этого, Патриарх Алексий II принял участие в ряде важнейших
государственных мероприятиях: в Казанском Кремле состоялась встреча Патриарха с
Президентом Татарстана Мантимером Шаймиевым, а также мэром Казани Камилем
Исхаков, председателем Совета муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином и муфтием
Татарстана Гусманом Хазратом Исхаковым. Патриарх обратился со словами особой
благодарности за устроенные торжества к Президенту и вручил ему орден Русской
православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени, который был
учрежден Священным Синодом РПЦ 26 декабря 1978 года.
Патриарх назвал произошедшие в Казани торжества символом
истинного церковного православного возрождения Татарстана, отметил важность
возрождения величественного Благовещенского Собора в самом сердце Татарстана -
в Казанском Кремле. Но вместе с тем налицо наличие огромного числа проблем,
связанных с полным отсутствием реставрационных работ остальных многочисленных
православных храмов и монастырей Казани, в том числе и Богородице-Рождественского
монастыря, который на самом деле должен был быть полностью подготовленным к
принятию чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Патриарх выразил надежду на
активную помощь государственных структур Татарстана в восстановлении Казанской
епархии РПЦ и Казанской семинарии, а также в реализации проекта строительства в
Казани православного Паломнического центра, необходимого многочисленным
паломникам чудотворной Казанской иконы.
Препятствия же к реализации всего этого связаны с тем, что,
несмотря даже на официальные данные Татарстана, по которым соотношение его
татарского и русского населения, равно как и мусульманского и православного,
составляет практически равный процент, явным предпочтением для реализации в
Татарстане пользуются исключительно "национальные" мусульманские татарские
проекты. Сам же Татарстан становится или создается исключительно как татарская
мусульманская республика. Это прекрасно видно по тем парадигмальным изменениям,
появляющимся в современном Татарстане, которые тематически можно отнести к двум
мировоззренческим тенденциям: к тенденции "возрождения" национального
татарского религиозно-культурно-цивилизационного проекта и закономерной в связи
с этим тенденции отречения от русско-евразийского религиозно-культурно-цивилизационного
проекта.
Важно отметить, что все эти изменения происходят не только
в Татарстане, но распространяются практически на весь Среднеазиатский регион
России. В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие события,
происходящие в рамках "возрождения" "национальной" "татарской"
религии, культуры и истории.
- Происходит агрессивное насаждение ислама, причем
абсолютно диспропорциональное по сравнению с присутствием православия. Весьма
показательно число имеющихся в республике мечетей, которых насчитывается больше
1200, и православных храмов, число которых не превышает и 250. Кроме того, к
юбилею города была построена самая большая мечеть в Европе "Кул
Шариф", претендующая на статус центра европейских мусульман. Идея этой
мечети носит откровенно антирусский подтекст: новая мечеть построена в
Казанском Кремле именно на том месте, где стояла мечеть, разрушенная Иваном
Грозным при взятии Казани; архитектурная форма новой мечети воспроизводит
корону казанских ханов, увезенную после взятия Казани в Москву и до сих пор
хранящуюся в оружейной палате Московского Кремля (есть, правда, версия, что
этот головной убор был изготовлен по приказу Ивана Грозного после взятия
Казани); и, наконец, название мечети - "Кул Шариф" связано с реальным
именем сеида, или главы мусульман Казанского ханства Колшэрифа, который был одним
из вождей обороны Казани и погиб, защищая ее от русских воинов. Важно отметить,
что мусульманская татарская общественность отказывается воспринимать не только
возможность, но и факт существования татарского православия, ярким примером
которого являются татары-кряшены - общность татар, со времен Ивана Грозного
исповедующих православие.
- Радикально антиправославными являются резкие выпады со
стороны татарской общественности по поводу возвращения в Казань иконы Божией
Матери: протестующие называли Казанскую икону символом русской экспансии и
предлагали отправить ее в Москву в обмен на возвращение "шапки казанских
ханов" в Казань. И уже совсем абсурдными кажутся претензии, предъявленные
татарской общественностью к гимну России, звучание православного колокольного
звона в котором якобы оскорбляет чувства татарских мусульман. Интересно, что
нижегородские татары (вместе с поддержавшим их лидером "Родины" Д.
Рогозиным) предложили идею ввести в государственную структуру России пост
вице-президента - мусульманина - идею, напрямую угрожающую целостности России.
- Происходит создание татарской нации, то есть активное
выделение "татар" в некую отдельную от русской, и даже противостоящую
русской нации (в то время как сами русские могут быть определены только через
евразийскую этническую смесь славянского и татарского элементов). Происходит
противопоставление татар и русских как этноса здорового, сильного и активного -
этносу уставшему, слабому и пассивному. Больше того, татары начинают называть себя
непризнанными строителями России, претендующими на статус непризнанного
государствообразующего народа.
Абсурдность этого искусственного выделения татарского
этноса среди русского проявляется в создании обособленных татарских общин не
только в этнически подходящих для этого регионах, скажем того же Поволжья, но и
в таких этнически далеких регионах, как Ивановская область, и даже Белоруссия.
В Татарстане активно действует общественная организация, отстаивающая «права
татар» во всем мире, причем именно на антирусской волне - Всетатарский общественный
центр (ВТОЦ). Важно заметить, что в рамках единства с татарским этносом
татарская общественность активно поддерживает крымских татар в их борьбе с
русским населением Крыма, что напрямую противоречит внешней политики РФ.
- Происходит насаждение татарского языка, который должен,
по мнению татарской общественности, со временем полностью вытеснить русский
государственный язык. Оплотом татарского языка становится Казанский
университет, а татарские языковые центры распространяются по всему Поволжью. В
Татарстане начинает появляться телевидение и радио на татарском языке,
начинается переименование городских улиц на татарские названия, при этом
русский язык - официальный государственный язык России - перестает
использоваться даже в качестве параллельного. Можно вспомнить и о недавнем
желании Татарстана перевести татарскую письменность на латиницу - идея, носящая
как антирусский, так и антинациональный подтекст, которая было запрещено
Конституционным судом России.
- Происходят попытки радикального пересмотра некоторых
событий русской истории. Прежде всего, это касается трактовки татаро-монгольского
ига, которое понимается как исторический процесс созидания татарского
государства. Ну и конечно, это касается трактовки Куликовской битвы, которая
понимается не как победа русского войска над татарским, а как
военно-политический поход Москвы с целью помочь хану Золотой Орды Тохтамышу
подавить мятеж своего темника Мамая, опиравшегося на помощь Крымского хана, и
тем самым спасти целостность татарского государства. Впервые эта трактовка
Куликовской битвы была озвучена при отмечании 620-летия русской Куликовской
победы, а вновь появилась сейчас, в год ее 625-летнего юбилея. Кроме того,
татарская общественность выступила категорически против проекта установления в
Казани памятника российскому императору Петру I, в память о его пребывании в
Казани. Идея поставить подобный памятник в Казани является не очень
оправданной: в память о пребывании императора в Казани уже был построен
Петропавловский Собор; в Казани же скорее нужно соорудить памятник русскому
царю Ивану IV Великому, сделавшему Казанское ханство частью великого
Московского Царства. Тем ни менее, мотивация протеста татарской общественности
связана ни с чем иным, как с подъемом антироссийских настроений и желанием
отделить историю Татарии от русской истории.
Все вышеперечисленные примеры наглядно подтверждают
развитие в современном Татарстане двух тенденций - тенденции
"возрождения" национального татарского
религиозно-культурно-цивилизационного проекта и тенденции отречения от
русско-евразийского религиозно-культурно-цивилизационного проекта.
Действительно, большинство предложений татарской общественности демонстрируют
желание отделиться от России, ее истории и культуры, и переосмыслить себя
иначе, нежели как части русского пространства и времени. При этом, предлагаемые
якобы национальные проекты на самом деле отрезают Татарию от ее собственной истории,
причем гораздо более православной, нежели мусульманской, неразрывно связанной,
а во многом и слившейся с великой русской историей и культурой.
Таким образом, на современном историческом этапе ни о каком
мирном равноправном сосуществовании двух народов и конфессий на территории
Татарстана говорить невозможно. Современный Татарстан являет собой поэтапную
реализацию уже давно запущенного в Поволжье проекта "русский ислам",
в котором православию будет выделено скромное место конфессии абсолютного
меньшинства. И не случайно внутри исламской общины происходит вытеснение
умеренных мусульман, скажем Таджуддина, агрессивными радикалами - например,
Гайнутдином.
Российские государственные органы должны остановить попытки
осуществления татарского цивилизационного проекта на территории России с
дальнейшими явными сепаратистскими по отношению к России целями. Русская
Православная Церковь должна добиться хотя бы равноправного положения в
Татарстане, а в дальнейшем - продолжить становление православной Татарии, иначе
- соседство на территории Казанского Кремля Благовещенского Собора и мечети Кул
Шариф вряд ли продлится долго. А русская православная общественность должна
выйти навстречу черному краснокрылому дракону Зиланту, языческому символу
волжских булгар и, одновременно, исламскому символу казанских ханов,
изображенному на Казанском гербе, с образом Святого Георгия и уже состоявшейся
и запечатленной на Московском гербе Православной Победой.
Правая.Ru
1.08.2005
http://www.pravaya.ru/look/4246