Журнал «Золотой Лев» № 63-64 - издание русской консервативной мысли (www.zlev.ru)

 

Стратегия развития России[1]

 

ПРИНЯТА

V Внеочередным Съездом Политической партии "РОДИНА"

11 июня 2005 года

 

Действующая Программа и Манифест от 2004 года отражают позицию Партии "РОДИНА" по актуальным вопросам внешнего и внутреннего положения страны и определяют подходы к их решению.

На основе указанных документов и оценок текущей ситуации Партия приняла Стратегию развития.

Стратегия, как искусство руководства общественно-политическими процессами для достижения каких-либо целей, применительно к Партии -это организация целенаправленной борьбы за власть для реализации социал-патриотической идеологии и соответствующей стратегической программы развития страны.

 

I

 

Официально объявленные стратегические цели развития страны - сильное государство, эффективная экономика, достойный уровень жизни - могут быть достигнуты лишь при наличии активного гражданского общества, действенной политической системы и организованного на этой основе постоянного, непрерывного взаимодействия власти и народа.

Стратегическое развитие партии возможно только на базе социал-патриотической идеологии формирования сильного российского государства и целенаправленной кадровой политики. Только тогда партия сможет сформировать кадровый ресурс высокопрофессионального уровня и предложить общенациональную кадровую систему. Только тогда партия станет сильной политической организацией, готовой к борьбе за власть и способной ответственно осуществлять властные функции.

Идеология и кадры, способные её реализовать - вот две основные стратегические задачи Партии "РОДИНА".

Интересы, ценностные установки социальных групп и индивидов выражаются в совокупности идей, целей, приоритетов и критериев жизни. Целостная система таких идей, целей, приоритетов, с помощью которых формируется общественное сознание, общественное согласие, мобилизуется общественная воля, превращается в идеологию, если она подкреплена силой.

Такая сила может исходить от власти или от мощной политической организации. Либо это может быть сила, возникающая в обществе, народе как отторжение, неприятие политики государственных властей, и стремящаяся изменить сложившийся порядок,

Деидеологизированное общество, которое пыталась создать государственная власть в нашей стране в 90-е годы, опасно, так как именно в таком обществе зреет нестабильность и спонтанно формируется деструктивное общественное сознание.

Система идей, идеология может стать эффективной, если она отражает интересы людей, всей страны, и определяет путь движения в будущее. В настоящий переломный момент резко обостряется конфронтация позиций, идей, ценностей за выбор пути России.

Партия "РОДИНА" считает своим делом, обязанностью и долгом решительно вмешаться в эту борьбу.

 

II

 

Неоспоримая ценность - это человеческая Жизнь. Государство, власть - лишь средства, инструменты обеспечения и защиты этой ценности. Средства обеспечения и защиты права на достойные жизненные условия и создания возможностей для их развития, включая культуру и духовную сферу человеческой цивилизации.

Однако право жить достойно, как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад, остается недостижимой целью для многих, если не для большинства наших сограждан. По-прежнему нет ответа на вопрос - почему это право до сих пор не реализуется, почему в такой богатой стране, как Россия, ее народ бедствует. Почему страна остановилась в своем развитии и что за сила требуется, чтобы Россия активно двинулась вперед.

Мы исходим из того, что это может быть только сила российского государства, которая в настоящее время существенно подорвана.

Сила государства, необходимая для, решения задач сохранения и развития страны, для утверждения социальной справедливости и зашиты основных прав народа и гражданина, должна . быть восстановлена. Восстановлена волей народа, как единственного источника власти в стране, и задействована под контролем общества строго по назначению. В том числе и для борьбы против олигархии, как особого способа правления и как процесса сращивания бюрократии, бизнеса и криминала для захвата власти с целью раздела и передела бывшей обшей собственности.

Наша позиция: требуемая сила государства - это способность действовать активно и целеустремленно для достижения принятых обществом стратегических целей и задач сохранения и развития страны.

Основа такой силы - эффективно функционирующая система "власть - народ", в которой народ становится активным участником подготовки и принятия ключевых решений, касающихся его судьбы. Система, в которой законодательно устанавливается механизм согласования базовых, жизненно важных интересов между государством, обществом и бизнесом.

Цель партии - борьба за выживание, развитие народа и единого российского государства в современном сложном, динамично развивающемся мире.

 

III

 

Борьба за выживание, за ресурсы жизнеобеспечения и за цивилизационное лидерство никогда не прекращалась в истории человечества. И именно государству под силу мобилизация и концентрация средств для цивилизационного прорыва, необходимого в связи с истощением ранее используемых ресурсов.

История свидетельствует, что очень трудно при изменении условий жизнеобеспечения изменить хозяйственную структуру страны. Государство поддерживает определенную систему хозяйствования, но в экстремальных ситуациях оно же должно заставить ее измениться, спасая от катаклизмов. Крах системы хозяйствования несет крах и государству. Только развитие, увеличение для этого объема знаний и их материализация позволяет стране выжить в принципиально новых условиях существования.

Эволюция человечества определяется технологиями и расширением использования природных ресурсов, как тех, что вовлечены в процессы производства, так и тех, что могут быть вовлечены в производство, исходя из существующего объема знаний. Все страны, кто останавливается в своем развитии, рано или поздно отдают ресурсы, земли и жизни своих граждан тем, кто находит в себе силу и волю идти вперед.

Только радикальная системная модернизация обеспечивает возможность движения страны в будущее. Только подъем духовного, культурного уровня позволяет преодолеть ограничения общества потребления и сохранить перспективы для будущих поколений.

Наша позиция: модернизация есть основное условие развития страны. Она должна осуществляться как научно-техническая и социальная революция. Необходимость такой модернизации должна быть в центре внимания общественного сознания и как цель, и как причина формирования общественно-политических моделей.

Только один путь преодоления общесистемного российского кризиса остается перспективным в долгосрочном плане - модернизация, опережающее развитие науки, культуры, образования и формирование необходимого "человеческого капитала".

Российская системная модернизация должна быть социально-экономически и экологически целесообразным, эффективным процессом.

Задача партии - добиться смены нынешнего экономического курса в сторону системной модернизации, интенсификации на этой основе темпов новой индустриализации, активного проведения политики государственного протекционизма.

 

IV

 

Попытки реформ в стране начались в середине 80-х годов XX века именно с объявления курса на развитие, активное включение научно-технического прогресса в экономику, поиск эффективных методов управления всем процессом модернизации и адекватных политических свобод.

Однако эффективность любого действия оценивается как степень соответствия достигнутых результатов продекларированным целям. Если такими целями были распад страны, развал экономики, обнищание широких масс населения, обогащение небольшой группы лиц и формирование олигархии, то инициаторы и исполнители тех реформ "блестяще" справились со своей задачей.

Но подобные цели открыто не заявлялись. Фактически, власти отказались от декларируемого курса и осуществили в стране контрреволюцию. Сменили форму собственности, несправедливым путём ликвидировали бывшую общую собственность, прежде всего на стратегические природные ресурсы.

Распространив институт частной собственности в России не на результаты труда и идеи, которые создаются конкретными людьми и по праву должны принадлежать этим людям, а на природные ресурсы, группа олигархов создала условия, при которых она с помощью коррумпированной власти получила доступ к неконтролируемой, беспощадной эксплуатации национального богатства. Модернизация в стране так и не началась, а закрепилась сырьевая направленность экономики.

Нынешний упадок социальной сферы в стране - следствие падения технического уровня производства, ориентированного на добывающие отрасли, требующие минимальной квалификации занятых. Следствие свертывания фундаментальной и прикладной науки и образования. Следствие низкого, непрофессионального уровня в системе государственного управления. Следствие замедления самого процесса модернизации, его практически полного прекращения.

В процессе модернизации особая роль должна была бы принадлежать истинному предпринимателю, а не спекулянту. Именно предприниматель должен собирать экономические ресурсы для реализации новых идей в производстве, будучи по определению заинтересованным организатором материального прогресса. Однако в России, по сути, произошла подмена функции предпринимателя.

В целом, вместо реформ был осуществлен обман, мошенничество, либо откровенное преступление против своей страны, своего народа. В любом случае по отношению к народу, большинству граждан совершена величайшая несправедливость, за что никто не понес никакой ответственности. Долг государства перед народом - остался.

В настоящее время Россия стоит перед выбором:

- "войти" в мировую экономику, интегрироваться и раствориться в ней, окончательно потеряв экономический суверенитет и какую-либо перспективу на достойное место в будущем, а, может быть, и само будущее;

- или же проводить партнерскую, но жесткую протекционистскую экономическую политику, мобилизовав все свои богатства и ресурсы на системную модернизацию страны, на осуществление научно-технической и социальной революции.

В первом случае власти будут доводить псевдореформы до логического конца: окончательно "раздадут" всю собственность и "поделят" страну между олигархами, которые превратят регионы в свои вотчины, в придаток своей частной собственности.

Во втором случае потребуется создать систему именно вокруг социальных гарантий, решив для этого стратегические проблемы:

- смены курса и организации процесса модернизации;

- оптимизации самих социальных гарантий;

- законодательного установления источников этих гарантий и соответствующих финансово-экономических инструментов;

- реального, законодательного введения социальной ответственности, как государственной власти, так и бизнеса;

- организации процесса вовлечения народа в решение важнейших государственных вопросов, касающихся его будущего.

Именно это есть путь к восстановлению исторической социальной справедливости.

Наша позиция: мы выбираем второй путь развития страны.

Социальные гарантии - это не патернализм, и тем более не подачка со стороны власть имущих. Это - следствие, ответ, реакция государства и бизнеса на модернизационный вызов, требующий бережного отношения к ресурсам вообще и к трудовым в особенности.

Основным выразителем стратегии научно-технического развития может и должно стать государство, способное управлять таким процессом, имеющее силу и волю отстаивать и защищать национальные интересы.

Задача партии - сделать все возможное, чтобы Россия пошла по пути модернизации, или научно-технической и социальной революции, пути восстановления прогрессивного призвания и роли предпринимательства, пути утверждения подлинной социальной справедливости.

 

V

 

Проблемы будущего для любой страны - доступ к ресурсам; наличие мощного научно-технического потенциала; рынки сбыта продукции; рынки рабочей силы; возможности роста экономики (конкурентоспособность, уровень издержек, масштабы производства, производительность в промышленности); энергетическая и продовольственная безопасность; возможность влияния на финансовые рынки, стремление к финансово-экономической самостоятельности.

Решить эти проблемы без модернизации страны невозможно.

Особенно остро указанные проблемы встают в связи с глобализацией. Процессы глобализации, при многих объективных и положительных предпосылках, имеют конкретную тенденциозную направленность.

Основа тенденциозности - ограниченность редких, прежде всего не возобновляемых экономических ресурсов, и целенаправленная борьба за установление контроля над ними. Проблема доступа к таким ресурсам в перспективе ведет к серьезным ограничениям развития не только отдельных стран, но и человечества в целом.

Суть нынешней модели глобализации в том и состоит, чтобы сформировались условия, позволяющие отдельным, наиболее развитым странам решать эту задачу в собственных интересах. Основная идея этой модели глобализации - превратить мир в единую экономическую систему, в которой выживут и сохранятся немногие суверенные нации.

Основное требование в такой глобализации - открытость национальных экономик и наличие условий для свободного перемещения финансовых капиталов, ресурсов и товаров. Это ведет к существенной трансформации условий и возможностей поддержания конкурентоспособности экономик многих стран.

Если чистая рыночная конкуренция - соперничество и борьба за выживание отдельных организаций, корпораций, то нынешняя модель глобализации - фактически способ подавления государственных методов защиты экономического суверенитета.

Ясно, что при вхождении в процессы глобализации существенным фактором становятся стартовые условия страны - располагаемые экономические и финансовые ресурсы; достигнутый уровень жизни населения; фактическая эффективность и структурная сбалансированность экономики; имеющиеся инвестиционные возможности; технологический уровень промышленности и степень ее адаптации к инновациям; истинная конкурентоспособность собственной экономики, прежде всего по отношению к импорту; наличие потенциала развития, условия его усиления и готовность страны к постоянному процессу модернизации или к реализации непрерывной научно-технической революции.

Россия пока находится на стартовой позиции и располагает определенными особенностями, учет которых дает шанс избежать многих отмеченных угроз или противостоять им.

По сути своего политического и экономического устройства наша страна в настоящее время представляет своего рода модель, адекватно отражающую вышеотмеченные мировые процессы и тенденции.

Так, среди субъектов Федерации есть: экономически развитые и слабо развитые регионы; в основном промышленные и в основном сельскохозяйственные регионы; обладающие значительными ресурсами и не располагающими ими; регионы с развитой инфраструктурой, выгодным географическим положением и не имеющие таких возможностей и т.п.

Среди субъектов экономики есть транснациональные и трансрегиональные корпорации, олигополии и естественные монополии, формируются отрасли и т.п. Есть мощная финансовая основа - стабилизационный фонд и золотовалютный запас.

Идут процессы: экспансии корпораций в регионы; борьбы между крупным и средним, малым бизнесом за выживание; утраты регионами финансовой и экономической самостоятельности; слияния, поглощения, укрупнения корпораций и пр. Т.е. внутри страны происходит многое из того, что характеризует глобализацию.

Все это сопровождается жесточайшими и усложняющимися социально-экономическими проблемами для значительной массы населения, тяжелейшим демографическим кризисом, практическим "вымиранием" деревень и малых городов, опустошением северных и восточных территорий, "размыванием" государства.

Ни субъекты Федерации, ни субъекты российской экономики пока не показали, что готовы к активному, конкурентоспособному, самостоятельному участию в сложных мировых процессах глобализации. Все они нуждаются в серьезной поддержке и защите со стороны государства. А для этого должна быть восстановлена утраченная сила государства.

Потенциально богатая, но актуально бедная Россия действительно имеет шанс на достойное будущее. Однако внутренняя ситуация свидетельствует, что российская экономика пока не готова к новой роли и новым геополитическим условиям. Не готова осуществить широкий маневр в экономической политике, нацеленный на модернизацию и наращивание потенциала развития. Наша экономика не просто технологически устарела - она раздроблена на уклады, переток ресурсов между которыми затруднен. И требуется гармоничное сочетание собственного экономического развития и участия в процессах экономической глобализации.

Наша позиция: нынешняя модель глобализация - способ навязывания будущего, где России нет места. И основной инструмент этой модели - контроль над финансовыми и энергетическими ресурсами, конкурентоспособностью и инвестиционными возможностями.

Только внятная стратегия развития и укрепления государства может стать основой успешного участия нашей страны в борьбе за свое будущее. Только курс на непрерывную научно-техническую революцию и восстановление утраченной силы государства позволит России добиться достойного места в перестраивающемся мире.

Задача партии - развернуть борьбу за принятие целенаправленной и протекционистской государственной инновационно - инвестиционной политики, нацеленной на модернизацию и наращивание собственного потенциала развития. Лоббировать создание в стране национальной инновационно - инвестиционной системы.

Сохранить и вернуть национальное богатство народу и будущим поколениям - не только наша партийная задача, но и общенациональный интерес.

 

VI

 

В национальном интересе выражается жизненная воля и стремление нации к самовыживанию, самосохранению, самоутверждению и обеспечению своей безопасности.

Нация - это, прежде всего, наличие общего, общенационального интереса людей, составляющих данную историческую общность. Это - сформированное гражданское общество, способное выразить и отстаивать общенациональный интерес. Это - государство, способное защитить национальный интерес.

Когда государство проявляется в основном как защитник преобладающего большинства населения, оно становится национальным государством. Именно в этот момент интересы общества (в вопросах выживания, творческой самореализации и т.п.) в основном совпадают с целями государства. И именно такое государство является силой, способной сформировать нацию.

Всякая нация внутри разобщена по многим признакам: этническим, политическим, идеологическим, экономическим, групповым, религиозным, профессиональным и т.д. Но как бы ни расходились и ни различались интересы социальных групп в данном обществе, все они имеют и общенациональный интерес.

Сила России - в многообразии составляющих её народов и народностей. Нация не должна и не может противостоять народам нашей страны. И именно общенациональный интерес выражает то общее, что объединяет интересы и ценности различных этнонациональных общностей.

Такой общенациональный интерес в современной России должен состоять в выживании Родины, необходимости защиты человеческой жизни, обеспечении будущего страны.

Общенациональный интерес проявляется и находит свое выражение в стратегических целях государства.

Гражданское общество и государство, как две главные составляющие нации, находятся в состоянии постоянного противоречивого взаимодействия и взаимовлияния. И нация существует там и тогда, где и когда имеются в наличии государство и гражданское общество в их нерасторжимом единстве и стремлении выражать и защищать общенациональный интерес.

Нация сильна своей солидарностью в защите общенациональных интересов и ценностей. Существование нации требует постоянного и полнокровного соучастия в национальной жизни всего народа. Нация проявляет себя через двуединство государства и гражданского общества.

Наша позиция: форсированное формирование нации - это сегодня ключ к решению подавляющего большинства острых, актуальных и системных проблем России.

Права нации, как и права гражданина, нуждаются в защите. И, прежде всего, в формировании внятной государственной политики по реализации и защите общенациональных интересов.

Права нации и гражданина в современной России должны быть защищены от непрофессионализма и безответственности бюрократии, от тотальной коррупции. Борьба с коррупцией сейчас становится одной из основ общенационального интереса.

Формирование нации, защита национальных интересов, создание полноценной системы национальной безопасности, борьба с коррупцией и защита прав гражданина - это единый, системный процесс.

Задача партии - активное участие в процессах формирования нации, добиваясь реализации конституционного права нашего народа - быть действительно единственным источником власти в стране.

 

VII

 

Права гражданина, его роль и место в жизни - острейшая проблема современной России. -

Интересы каждого российского гражданина заключаются в возможности реализации своей жизненной перспективы, в том, чтобы осуществить свои собственные замыслы и цели, добиться личностного самовыражения, профессионального и творческого роста, повысить уровень своего благосостояния, дать будущее своим детям, защитить свой дом.

Уровень и масштабы таких интересов разные. Их реализация определяется социально-экономическими условиями, нравственностью и политической культурой общества.

Согласование таких интересов на основе справедливости - сложнейший элемент взаимодействия людей, государства и общества. Принятие соответствующих законов и реализация справедливых принципов и норм согласования жизненно важных интересов граждан - высшая форма проявления демократии, которая требует особой культуры взаимоотношений и взаимодействия государственной власти, общества, личности.

Согласованные интересы становятся общенациональным интересом, который государственная власть должна защищать.

Пока же ключевые государственные, политические, экономические решения принимаются без учета интересов граждан, за счет граждан и, зачастую, во вред им. В общественном сознании все более укрепляется ощущение тотальной социальной несправедливости.

Первым шагом к восстановлению социальной справедливости значительная часть российского общества считает решение материальной проблемы распределения между различными социальными слоями общества произведенного материального продукта. Преступная приватизация привела к тому, что существующая система распределения считается в высшей степени несправедливой.

Проблема усугубляется тем, что бывшая общая собственность, дававшая доход и обеспечивавшая социальные гарантии, была практически "роздана" в частные руки не только за бесценок, но и без ответственности за эффективность её использования во благо всех.

В этой ситуации законодательно установленный и внедряемый в настоящее время в социальную практику принцип "каждый должен платить за себя сам" порождает реальное чувство безысходности. Где этому "каждому" найти средства, достаточные для оплаты жизненно необходимых товаров и услуг с учетом постоянного роста цен, состояния занятости и уровня заработной платы? Ведь социально ответственной государственной экономической политики по-прежнему не существует.

Наша позиция: проблема защиты основных прав граждан должна решаться государством на основе разрешения основного противоречия российского общества - между частными интересами немногих, которые выиграли от несправедливой приватизации, и конституционно установленными социальными обязанностями государства.

Необходимо решение проблемы использования бывшей общей собственности во благо всего общества и соответствующего изменения государственной социально-экономической политики. Именно государство должно в превентивном порядке начать политику, обеспечивающую "каждому" возможность зарабатывать так, чтобы платить за себя самому.

Задача партии - добиться формирования в стране справедливой системы согласования жизненно важных интересов всех основных социальных групп, законодательно оформить механизм общенациональных переговорных процессов по согласованию таких интересов.

 

VIII

 

Обязанность государственной власти - быть инструментом поддержания в любом обществе определенного порядка, быть средством реализации и защиты национальных интересов, прав и свобод граждан.

Свобода, как принадлежащее человеку право делать всё, что не наносит ущерба правам других, зависит от границ, в пределах которых каждый может действовать без ущерба правам другого. Эти ограничения могут определяться лишь Законом.

Свобода и справедливость могут стать реальными ценностями только при условии, что государственная власть, устанавливающая эти законы, де-юре и де-факто будет ответственной перед обществом. Будет на деле подконтрольна обществу, действительно отвечать перед народом.

Социал-патриотическая Партия "РОДИНА" заявляет свои стратегические приоритеты:

- очищение государственной власти от олигархов и коррумпированных бюрократов, обеспечение ответственности власти перед народом;

- формирование нации на основе общенационального интереса, чувства солидарности и общей защищенности;

- сохранение и укрепление единства страны, которое является одним из главных условий возникновения нации и ее существования;

- восстановление утраченной силы государства, способной защитить целостность страны и права своих граждан;

- создание условий для использования этой силы исключительно под контролем общества;

- законодательное установление следующих принципов: власть и собственность обязывают; власть и собственность должны служить во благо всего общества; власть и собственность ответственны перед народом;

- модернизация, научно-техническая революция как основное условие развития и обеспечения достойного места России в глобализирующемся мире;

- восстановление у людей ощущения жизненной перспективы и уверенности в будущем;

- искоренение бедности;

- укрепление здоровья нации и новых поколений;

- подготовка и организация цивилизационного прорыва;

- реализация идеалов свободы, патриотизма, справедливости и солидарности.

 

Сайт партии «Родина»

12.06.2005



[1] Название уточнено редакцией «Золотого льва».


Реклама:
-