Журнал «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной
мысли
С.Г. Кара-Мурза
Теория и практика цивилизационных революций[1]
В 30-е годы ХХ века, после изучения опыта всех великих
революций прошлого, а также русской революции и национал-социалистической
революции в Германии (фашизм), родилась принципиально новая теория, согласно
которой первым объектом революционного разрушения становилась надстройка
общества, причем ее наиболее «мягкая» и податливая часть – идеология и установки
общественного сознания. Разработка ее связана с именем Антонио Грамши, основателя
и теоретика Итальянской компартии.
Грамши создал новую теорию государства и революции - для
городского общества, в отличие от ленинской теории, созданной для условий крестьянской
России. Ключевой раздел труда Грамши - учение о культурной гегемонии. Это -
часть общей теории революции как слома государства. Изложение ее содержится в
«Тюремных тетрадях», огромном труде, который Грамши написал в тюрьме. Записи
были тайно вывезены и через Испанию переправлены в Москву. Труд опубликован
впервые в Италии в 1948-1951 гг., в 1975 г. вышло его четырехтомное научное издание
с комментариями.
Положение, при котором достигнут достаточный уровень
согласия граждан и власти, Антонио Грамши называет культурной гегемонией. По
его словам, «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения».
Таким образом, принуждение - лишь броня гораздо более фундаментального
содержимого. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное
(активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется власти
(шире - господствующему классу). Грамши дает такое определение: «Государство -
это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством
которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство,
добиваясь при этом активного согласия руководимых».
Если главная сила государства и основа власти - гегемония,
то вопрос стабильности политического порядка и, напротив, условия его слома
(революции) сводится к тому как достигается или подрывается гегемония. Кто в
этом процессе является главным агентом? Каковы «технологии» процесса? Гегемония
- не застывшее, однажды достигнутое состояние, а динамичный, непрерывный
процесс. Ее надо непрерывно обновлять и завоевывать.
По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - процесс
«молекулярный». Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал
такие механистические аналогии, которые привлекает исторический материализм), а
как невидимое изменение мнений и настроений в сознании людей. Грамши
подчеркивает, что «гегемония, будучи этико-политической, не может также не быть
экономической». Но он уходит от «экономического детерминизма» истмата, который
делает упор на базисе, на отношениях собственности.
Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое
включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле,
множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта. Пока
это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля»,
направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного
ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции.
Для подрыва гегемонии надо воздействовать не на теории
противника и не на главные идеологические устои власти, а на обыденное
сознание, на повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый
эффективный способ воздействия - неустанное повторение одних и тех же
утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Это
— не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании,
какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных
статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской
совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная
воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы
получилось действие, координированное и одновременное во времени и
географическом пространстве».
Главное действующее лицо в установлении или подрыве
гегемонии - интеллигенция. Именно создание и распространение идеологий,
установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл
существования интеллигенции в современном обществе. Это нагляднее всего видно
как раз на примере «бархатных» революций конца ХХ века. Например, основную роль
в подрыве легитимности политической системы ПНР сыграла участвующая в движении
«Солидарность» специфическая польская интеллигенция.
Вот к какому выводу пришли польские ученые, изучая эту
историю: «Автор и исполнитель программы «Солидарности» – образованный класс. Он
сформировался под влиянием национального, политического и культурного канона
польского романтизма, культа трагического героя, подчинения политической
активности моральным требованиям и приоритета эмоций над рационалистическим
типом поведения. Мифологизация политики, сведение ее к этической сфере, подмена
политической конкретики абстракциями – результат огромного влияния художественной
литературы на формирование политической традиции страны в ХIХ в. Это влияние сохранилось
и даже усилилось во время войн и общественных кризисов ХХ в. Оно характерно и
для 1948-1989 гг., когда литература выполняла роль «невидимого правительства»,
а «польским героем» был, по выражению И.Курчевской, ангелоподобный член
идеального с моральной точки зрения сообщества, католик, защитник наследия
национальной культуры, но не гражданин в представлении западной демократии».
Учение Грамши о гегемонии стало важной главой в современной
политологии. С использованием предложенной им методологии ведется много
прикладных исследований и разработок. Во многих случаях противостоящие
политические силы сознательно планировали свою кампанию как борьбу за гегемонию
в общественном сознании по конкретному вопросу. Так было, например, в
Великобритании во время кампании Тэтчер по приватизации в 1984-1985 гг. - английские
профсоюзы, противодействующие приватизации, пытались склонить на свою сторону общественное
мнение, но проиграли соревнование за гегемонию. В результате англичане дали согласие
на приватизацию и отшатнулись от тэтчеризма только когда испытали ее
последствия на своей шкуре.
Исходя из положений этой теории была «спроектирована» и
гласность в СССР как программа по подрыву гегемонии советского строя. Когда
«кризис гегемонии» созрел и возникает ситуация «войны», нужны уже, разумеется,
не только «молекулярные» воздействия на сознание, но и быстрые целенаправленные
операции, особенно такие, которые наносят сильный удар по сознанию, вызывают
шок (типа провокации в Румынии в 1989 г. или «путча» в Москве в августе 1991
г.). Эти открытые действия по добиванию власти, утратившей культурную
гегемонию, ведутся, согласно концепции Грамши (в отличие от Маркса), не
классовые организации, а исторические блоки – временные союзы внутренных и
внешних сил, объединенных конкретной краткосрочной целью свержения власти. Эти
блоки собираются не по классовым принципам, а ситуативно, и имеют динамический
характер. Их создание и обновление – важная часть политической деятельности.
Теория революции Грамши развивается множеством авторов, на
ее основе пишутся даже учебники. К ним относится, например, книга Дж.Шарпа “От
диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения”. Она издана в 1993
году и является учебным пособием для активистов «оранжевых революций». Лежащая
в основе этого текста доктрина управления сознанием масс и идеология экспорта
демократии отчетливо проявились в уже произошедших грузинских и украинских
событиях. Текст Дж.Шарпа размещен на сайте его собственного института
(www.aeinstein.org), а также на сайтах грузинской «Кмары» и молодежной
организации белорусской оппозиции «Зубр», созданной для борьбы с «диктатурой
Лукашенко» (http://www.zubr-belarus.com).
В логике учения Грамши велся подрыв гегемонии
социалистических сил в СССР и странах Восточной Европы в 70-80-е годы. Этому
служил и самиздат, и передачи специально созданных на Западе радиостанций, и
массовое производство анекдотов, и работа популярных юмористов или студенческое
движение КВН в СССР. Массовая «молекулярная» агрессия в сознание велась
непрерывно и подтачивала культурное ядро.
Особое значение имел театр. В США сделаны диссертации о
роли театра в разрушении культурного ядра социалистических стран. Так, например,
рассмотрена работа известного в ГДР театра Хайнера Мюллера, который в своих
пьесах ставил целью «подрыв истории снизу». Это - типичный пример явления,
названного «анти-институциональный театр», то есть театр, подгрызающий
общественные институты. Согласно выводам исследования, постановщики сознательно
«искали трещины в монолите гегемонии и стремились расширить эти трещины - в
перспективе вплоть до конца истории». Концом истории издавна было названо
желаемое крушение противостоящего Западу «советского блока».
Вершиной этой «работы по Грамши» была, конечно, перестройка
в СССР («грамшианская революция»). Она представляла собой интенсивную программу
по разрушению идей-символов, которыми легитимировалось идеократическое
советское государство. В том мире культуры, который создан общественным
человеком и в котором он живет, особое место занимает мир символов («универсум
символов»). Символы - отложившиеся в сознании образы (призраки) вещей, явлений,
человеческих отношений, общественных институтов, которые приобретают метафизический
смысл, то есть смысл, выходящий за рамки физического существования тех
объектов, из которых выделился символ. Символы - часть оснащения нашего разума,
она может быть разрушена или повреждена. Мир символов легитимирует жизнь
человека в мире, придает ей смысл и порядок. Религия - один из «срезов» мира
символов, но и без нее этот мир очень богат и полон.
Мир символов упорядочивает также историю народа, общества,
страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. В отношении
прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся
народом. В отношении будущего символы соединяют нас в народ, указывая, куда
следовало бы стремиться и чего следовало бы опасаться. Тем свойством, благодаря
которому символы выполняют свою легитимирующую роль, является авторитет.
Символ, лишенный авторитета, становится разрушительной силой - он отравляет
вокруг себя пространство, поражая целостность сознания людей.
Как писал известный католический богослов Р.Гвардини,
«разрушение авторитета неизбежно вызывает к жизни его извращенное подобие -
насилие». Огромным экспериментом был тот «штурм символов», которым стала
Реформация в Западной Европе. Ее опыт глубоко изучил Грамши при разработке
учения о гегемонии. Результатом Реформации была такая вспышка насилия, что
Германия потеряла 2/3 населения.
Поскольку советское государство было идеократическим, его
легитимация и поддержание гегемонии опирались именно на авторитет символов и
священных идей, а не на политический рынок индивидуального голосования. Во
время перестройки идеологи перешли от «молекулярного» разъедания мира символов,
который вели «шестидесятники», к его открытому штурму. Этот штурм был очень
эффективным.
Важное отличие теории революции Грамши от марксистской и
ленинской теорий было и то, что Грамши преодолел свойственный историческому
материализму прогрессизм. И Маркс, и Ленин отвергали саму возможность революций
регресса. Такого рода исторические процессы в их концепциях общественного
развития выглядели как реакция или контрреволюция. Как видно из учения о
гегемонии, любое государство, в том числе прогрессивное, может не справиться с
задачей сохранения своей культурное гегемонии, если исторический блок его противников
обладает новыми, более эффективными средствами агрессии в культурное ядро
общества.
У Грамши перед глазами был опыт фашизма, который применил
средства манипуляции сознанием, относящиеся уже к эпохе постмодерна и подорвал
гегемонию буржуазной демократии – совершил типичную революцию регресса. Но
теория истмата оказалась не готова к такому повороту событий. Недаром немецкий
философ Л.Люкс после опыта фашизма писал: “Благодаря работам Маркса, Энгельса,
Ленина было гораздо лучше известно об экономических условиях прогрессивного
развития, чем о регрессивных силах”. При этом, опять же, подрыв культурных
устоев, которые могли бы противостоять соблазнам фашизма, проводился силами
интеллигенции. Л.Люкс замечает: «Именно представители культурной элиты в Европе,
а не массы, первыми поставили под сомнение фундаментальные ценности европейской
культуры. Не восстание масс, а мятеж интеллектуальной элиты нанес самые тяжелые
удары по европейскому гуманизму, писал в 1939 г. Георгий Федотов».
Более того, элита советских коммунистов, получившая в 30-е
годы образование, основанное на прогрессистских постулатах Просвещения (в
версии исторического материализма), долго не могла поверить, что в Европе может
произойти такой в сфере сознания. Это не позволило осознать угрозу фашизма в
полном объеме. Это особо подчеркивает Л.Люкс: «После 1917 г. большевики
попытались завоевать мир и для идеала русской интеллигенции – всеобщего
равенства, и для марксистского идеала – пролетарской революции. Однако оба эти
идеала не нашли в «капиталистической Европе» межвоенного периода того отклика,
на который рассчитывали коммунисты. Европейские массы, прежде всего в Италии и
Германии, оказались втянутыми в движения противоположного характера,
рассматривавшие идеал равенства как знак декаданса и утверждавшие
непреодолимость неравенства рас и наций. Восхваление неравенства и иерархического
принципа правыми экстремистами было связано, прежде всего у
национал-социалистов, с разрушительным стремлением к порабощению или
уничтожению тех людей и наций, которые находились на более низкой ступени
выстроенной ими иерархии. Вытекавшая отсюда политика уничтожения, проводившаяся
правыми экстремистами, и в первую очередь национал-социалистами, довела до
абсурда как идею национального эгоизма, так и иерархический принцип».
Оптимизм, которым было проникнуто советское мировоззрение,
затруднил понимание причин и глубины того кризиса Запада, из которого вызрела
фашистская революция. Л.Люкс пишет по этому поводу: «Коммунисты не поняли
европейского пессимизма, они считали его явлением, присущим одной лишь
буржуазии… Теоретики Коминтерна закрывали глаза на то, что европейский
пролетариат был охвачен пессимизмом почти в такой же мере, как и все другие
слои общества. Ошибочная оценка европейского пессимизма большевистской идеологией
коренилась как в марксистской, так и в национально-русской традиции».
Опыт фашизма показал ограниченность тех теорий общества, в
которых не учитывалась уязвимость надстройки, общественного сознания.
Крупнейший психолог нашего века Юнг, наблюдая за пациентами-немцами, написал
уже в 1918 г., задолго до фашизма: “Христианский взгляд на мир утрачивает свой
авторитет, и поэтому возрастает опасность того, что “белокурая бестия”,
мечущаяся ныне в своей подземной темнице, сможет внезапно вырваться на поверхность
с самыми разрушительными последствиями”.
Потом он внимательно следил за фашизмом и все же в 1946 г.
в эпилоге к своим работам об этом массовом психозе (“немецкой психопатии”)
признал: “Германия поставила перед миром огромную и страшную проблему”. Он
прекрасно знал все “разумные” экономические, политические и пр. объяснения
фашизма, но видел, что дело не в реальных “объективных причинах”. Загадочным
явлением был именно массовый, захвативший большинство немцев психоз, при котором
целая разумная и культурная нация, упрятав в концлагеря несогласных,
соединилась в проекте, который явно вел к краху.
Иррациональные установки владели умами интеллигенции и
рабочих во время «бархатных» революций в странах Восточной Европы. Они ломали
структуры надежно развивавшегося общества и расчищали дорогу капитализму, вовсе
того не желая. Польские социологи пишут об этом явлении: «Противостояние имело
неотрадиционалистский, ценностно-символический характер («мы и они»), овеяно
ореолом героико-романтическим – религиозным и патриотическим.
«Нематериалистическим» был сам феномен «Солидарности», появившийся и
исчезнувший… Он активизировал массы, придав политический смысл чисто моральным
категориям, близким и понятным «простому» человеку – таким, как «борьба добра
со злом»… Широко известно изречение А.Михника: «Мы отлично знаем, чего не
хотим, но чего мы хотим, никто из нас точно не знает».
Подобный слом произошел в СССР в конце 80-х годов.
Поведение огромных масс населения нашей страны стало на время обусловлено не
разумным расчетом, не “объективными интересами”, а именно всплеском
коллективного бессознательного. Это поведение казалось той части народа,
которая психозом не была захвачена, непонятным и необъяснимым. В некоторых
частях сломанного СССР раскачанное идеологами коллективное бессознательное
привело к крайним последствиям. Возьмите Армению начала 90-х годов. Нет смысла
искать разумных, пусть и эгоистических, расчетов в ее войне с Азербайджаном.
Это — массовый психоз, вызванный политиками для свержения советского строя и разрушения
СССР.
Перестройка и начальная фаза рыночной реформы в СССР –
чистый случай революции регресса, и его совершенно не могло предсказать
советское обществоведение исходя из теорий революции Маркса и Ленина. Кто в
90-е годы поддержал Ельцина, если не считать ничтожную кучку “новых русских” с
их разумным, даже циничным расчетом, и сбитую с толку либеральную
интеллигенцию? Поддержали именно те, в ком взыграло обузданное советским строем
антицивилизационное коллективное бессознательное. Эти внеклассовые массы людей,
освобожденные от рациональности заводов и КБ, правильно поняли клич Ельцина “я
дал вам свободу!” В самом понятии рынок их слух ласкал эпитет: стихийный
регулятор. А понятие плана отталкивало неизбежной дисциплиной. И к этим людям,
как запорожцы босым, но пьяным и веселым, КПРФ взывала: выберите нас, мы
восстановим производство и вернем вас к станку и за парты.
Когда такая революция регресса происходит с половиной
народа и он начинает “жечь костры и в церковь гнать табун”, то это —
национальная катастрофа. Это вовсе не возврат к досоветской российской
цивилизации («контрреволюция через 70 лет»), а «революция гунна», имеющая
цивилизационное измерение. В РФ оно выражается в демонтаже главных структур
современной цивилизации – промышленности, науки, образования, больших
технических систем (типа Единой энергетической системы).
Революция может иметь причиной глубокий конфликт в
отношении всех фундаментальных принципов жизнеустройства, всех структур
цивилизации, а вовсе не только в отношении способа распределения произведенного
продукта («прибавочной стоимости»). Например, многие немецкие мыслители первой
половины ХХ в. считают, что та революция в Германии, которая возникла в
результате Первой мировой войны, имела в своем основании отношение к государству.
О.Шпенглер приводит слова видного консерватора И.Пленге о том, что это была
«революция собирания и организации всех государственных сил ХХ века против
революции разрушительного освобождения в ХVIII веке». О.Шпенглер поясняет:
«Центральной мыслью Пленге было то, что война привела к истинной революции,
причем революции социалистической. «Социализм есть организация», он
предполагает плановое хозяйство и дисциплину, он кладет конец эпохе
индивидуализма».
Понятно, что такая революция совершенно противоречит теории
Маркса, ибо для марксизма государство – лишь паразитический нарост на обществе.
О.Шпенглер отмечает: «Маркс и в этом отношении превратился в англичанина:
государство не входит в его мышление. Он мыслит при помощи образа society –
безгосударственно».
Для нашей цели – описания и анализа «бархатных» и
«оранжевых» революций, которые сложились как специфическая политическая
технология свержения государственной власти в самые последние десятилетия (на
пороге постмодерна) – нет необходимости вдаваться в детальную классификацию
множества революций второй половины ХХ века. Главное – принять и осмыслить тот
факт, что реально имевшие место в ХХ веке революции вызваны необходимостью
решать задачи не столько формационного характера, сколько цивилизационного.
Для их понимания и предвидения надо вглядываться не только
в противоречия, созревшие в базисе общества, но и в процессы, происходящие или
целенаправленно возбуждаемые в надстройке общества – в культуре, идеологии и
сфере массового сознания.
Грамши дал сильную теорию таких революций, а в последние
полвека накапливается и систематизируется богатый эмпирический материал. Эта
работа достигла того уровня зрелости, когда появилась возможность быстро
разрабатывать технологии таких революций применительно к конкретной социокультурной
обстановке.
Интернет против телеэкрана
13.04.05