Журнал «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной
мысли
Ю. Громыко
доктор психолог. наук, профессор,
действительный член
РАЕН
Россия
– трудный путь к мировому лидерству
В настоящий момент, когда завершается, возможно, один из
самых тяжёлых периодов в истории России, как никогда необходимо думать о
будущем. Сегодняшнее настоящее жалко, бессмысленно и разрушительно, поэтому
мысли о будущем России должны быть бескомпромиссны. Все основные наши проигрыши
последнего десятилетия связаны с взятием на себя ложных самоопределений и
излишних, стратегически нереализуемых, а вследствие этого непосильных задач. С
одной стороны, мы видим лживые тексты и неверную позу, обращенные к нам с телеэкрана
в виде обмена доверчиво-радостными улыбками В.Путина и Г.Киссинджера, а с
другой стороны – шапкозакидательство и прожектёрство (построение капитализма
с человеческим лицом; проект русского мира, при помощи которого якобы удастся
превратить все волны иммиграции в пятую колонну, а также обратить в православие
китайцев и ассимилировать азербайджанцев; удвоение ВВП). По этому поводу
хочется заметить, что неотчётливое, не проявленное, компромиссное
самоопределение, как и ложное прожектёрство, в равной степени ведут к ошибкам и
проигрышу. И особенно остро это осознается в связи с нашим геополитическим
разгромом на Украине.
По иронии судьбы, сегодня питерская государственническая
группа подводит страну к полному геополитическому краху – разгрому дела Петра
Великого. Россию возвращают к тому историческому состоянию, с которого начинал
«свои славные дела» российский император. Что мы сегодня наблюдаем: ликвидацию
выхода к Чёрному морю и потерю исконно русских земель, связывающих Россию с
древним центром государственности – Киевской Русью. Поэтому, что бы ни говорили
наши политтехнологи, а это – полный и позорный разгром.
Их «оправдания», что мы мол занимались честными выборами, а
нам подсунули революцию, неуместны и бессмысленны. Подобные рассуждения
равносильны старым разговорам про узкую специализацию: вы приходите к зубному
врачу с невыносимой зубной болью, он вам ставит пломбу, а через день у вас
«разносит» щёку так, что вы можете умереть от абсцесса лица. Врач на это,
оправдываясь, говорит, что он ничего не знает про воспаления тройничного и
лицевого нерва. Но если он в этом ничего не понимает, то зачем берется за
лечение зуба?
Хотя, в случае с украинскими выборами можно обсуждать
другое: играла ли кремлёвская администрация на две руки, поставляя команды
политтехнологов и нашим и вашим, думая лишь об одном – высоких гонорарах. Но
мне неинтересны рассуждения про исходную порочность российских политтехнологов
и их исключительную верность лишь деньгам, а не профессионализму. Это слабые
ресентиментные рассуждения людей, которые сами ничего не могут предложить и
завидуют чужим высоким гонорарам. Мне важно и интересно другое: где провал и в
чем слабость профессиональных действий политтехнологов, приведших Россию к
геополитической катастрофе? И на этот вопрос у нас есть собственный ответ.
Этот провал, как ни странно, связан с продолжением исходных
мыслей Чубайса, которые, в самом начале Ельцинских реформ, стали основой
самоопределения для очень многих жителей России, мечтавших и мечтающих стать
основой leisure class по Торстену Веблену. С точки зрения их самоопределения
основная задача России состоит в том, чтобы встроиться в западную экономику,
стать как Запад. Провести все необходимые преобразования и совпасть с Западом
онтологически. Подстроить, подстругать, подчистить себя под западный
миропорядок. Но достичь этого никак не получается. Как только огромный
резервуар природных и человеческих ресурсов, незаселённых территорий, с
редеющим и тающим населением, бесконечных запасов нефти и пресной воды
приближается к глазам западной стагнирующей и скупой мироэкономики, то
возникает естественное желание всем этим распоряжаться и владеть. Это желание
взять для себя резервы и ресурсы России, чтобы запустить их в выгодный оборот,
сопровождается одновременным грандиозным бессилием, отсутствием больших
проектных стратегических целей. Поэтому попытка этого взятия становится
равносильна какой-то уж прямо неприличной алчности. Я вспоминаю глаза одного
знакомого немца, примерного католика, философски размышляющего и очень
неплохого человека, которого прямо от бешенства трясло при простом восприятии и
просматривании российской карты. «Сколько у вас земли! Сколько у вас земли!» –
восклицал этот немец, тут же вспоминая Петра Первого, пригласившего немцев в
Россию. «Вот и вам так надо», – говорил он.
Но мы бы обратили внимание на следующий почти что парадокс.
Чем больше усилий предпринимается для того, чтобы сблизить Россию с Европой,
тем больше между Россией и Европой возникает противоречий. Это весьма странное
и непонятное обстоятельство. Такое российско-европейское сближение чем-то
напоминает растягивание неподатливой пружины. Чем старательнее мы тянем Россию
к Европе, стремясь представить Россию максимально похожей на Европу, и чем
больше мы обнаруживаем различий между нами – «европейцами» в противоположность
китайцам, иранцам, малайцам, индусам, тем с большей силой разгибающаяся пружина
отбрасывает нас назад, к осознанию нашей абсолютной непохожести на Европу и
Запад.
Стремление показать, что Россия может быть весьма
старательной и добросовестной ученицей Запада, приводит к тому, что претензий к
этому ученику предъявляется всё больше и больше. Наши либералы прилагают
огромные усилия для того, чтобы показать себя радивыми учениками. Выдавливают
из себя последние капли «рабской психологии». Но в ответ на подобные усилия мы
наблюдаем только холодную усмешку, скорбную брезгливость и предъявление всё
новых и новых требований к слабоумному и отсталому ученику. Конечно, настоящему
западному жителю понятно, что идиот, «убогонький» не сможет быть полностью
похожим на западного горделивого собрата, но надо, чтобы он старался, стремился
таким стать. Скоро мы будем наблюдать, как в очередь за европейской
идентичностью поставят нашего брата украинца. И ему, чтобы получить на лобик
штамп истинного европейца, надо будет простоять достаточно долго. А он, ещё не
допущенный до Европейской святая святых, морочась в пыльном и отдалённом конце
очереди, на наше приятельски-свойское обращение к нему будет злобно отвечать:
«Пошёл прочь, азиатская морда». Да, мы для сегодняшнего руководства Украины уже
стали азиатской мордой. И блаженная Юлия Тимошенко – эта женщина с огромной
проходимостью – совсем скоро, и не сомневайтесь в этом, будет учить нас
демократии и показывать, как надо присваивать европейские ценности.
Из предшествующих рассуждений отнюдь не следует, что нам не
надо осваивать общечеловеческие ценности и общецивилизационную культуру в виде
памперсов, прокладок, системы общепита, гигиенического душа с пахучим гелем и
т.д. Безусловно, надо. И более того, в этой области у России есть огромный шанс
стянуть на себя мировое лидерство и заявить себя в качество мирового лидера.
Парадоксально, господа, после всех этих скандалов с ЮКОСами, с нечеловеческими
условиями жизни в Чечне, с нищетой и бедностью в российской деревне, с туберкулёзными
больными в российских тюрьмах, с ужасающими порядками в сумасшедших домах, с
невиданной коррупцией среди чиновничества, мы утверждаем следующее: Россия
может сегодня стать лидером в области политических и демократических ценностей.
Россия может предъявить себя в качестве мирового лидера, утверждающего систему
демократических ценностей. У России есть силы не предъявлять себя любому члену
мирового сообщества:
в качестве жадного потребляющего населения, одержимого
желанием стяжательства чужих богатств и чужих территорий, похотливо
уничтожающего чужие человеческие и природные ресурсы;
в виде сморщенной мормышки несостоявшейся нации, покрытой
государственным железным панцирем, своеобразной железной маски, которая мечом и
кнутом проводит маниакальный, понятный только ей одной мировой порядок;
страной, обуреваемой жадностью, которая готова удушить
любую другую, посадив её на ростовщический процент, требуя возвращения
задолженности через систему мировых организаций, в каждую из которых она
просунула свои загребущие руки.
А предъявить себя просто живым участником мирового диалога,
обладающего пониманием и восприятием чувства справедливости в новых мировых
условиях. У России сейчас нет своих и чужих, у России нет своекорыстных узких
интересов.
Что необходимо для подобного поведения? Так ли оно легко, и
не впадаем ли мы в своеобразное глупенькое сентиментальное благомыслие? Отвечая
на эти вопросы, скажем, что для реализации принципов подобного поведения
необходимо самое трудное для России: быть самой собой. И нужно совершенно
спокойно откликаться на любые происходящие события. Именно в этом случае
произойдёт то, что предрекает России Эммануэль Тодд в книге «После империи»
(Emmanuel Todd. Apres L'empire ),
утверждая, что именно Россия в этом случае выступит перехватчиком лидерства в
области демократических ценностей.
Но именно против возможности подобного перехвата направлена
политика центров мирового господства. В частности, США (сенаторы-демократы –
Холбрук, Маккэйн, Либерман, поднявшие вопрос перед встречей Путина с Бушем в
Братиславе об исключении России из «восьмёрки», а с другой стороны, Дж. Шульц,
Волфовиц, Кондолеза Райс) стремятся показать, что в России сегодня нет
вменяемой власти и надёжного устойчивого правительства, поддерживаемого
большинством населения. Подобную неустойчивость государственной конструкции
России показать весьма просто, если, например, радикалистские
финансово-экономические реформы первоначально опробовать и запускать в России,
а уж затем, на основании извлечённых уроков, модифицировать для домашнего
использования.
В подобном рассуждении, вдумчивый читатель, мы просто хотим
обратить Ваше внимание на то, что в сегодняшнем мире всё перепутано: внешняя
политика вдруг становится внутренней, и, наоборот, сугубо внутренние процессы –
например, процессы выбора населением своего собственного президента (мы только
что пережили это на Украине) – превращаются в предмет обсуждения в конгрессе
США. А Збигнев Бжезинский, этот налитый кровью столетней ненависти к России
американец польского происхождения, у которого вдруг воспаляется уже, казалось
бы, истлевшая его родовая память, заявляет, что победа прорусской партии на
Украине это опасность восстановления России в качестве мирового лидера.
Сегодняшний мир характерен тем, что даже самый слабый
импульс вдруг становится самым сильным. Для нас это означает приоритет
гуманитарных технологий, позволяющих нам выявлять и описывать духовные
ценности, возвышающиеся над культом денег и технологической силовой мощью того
или иного государства. Проблема состоит не в том, что России не позволяют стать
мировой силой и мировой державой (World Power), проблема в том, что ей через
смешение и склеивание внешней и внутренней политики, через слом идентичного
самосознания населения перекрывают путь к мировому лидерству как лидерству
прежде всего духовному. Но только через духовное лидерство Россия может
утвердить нужный тип технологического прогресса, необходимый тип развития
науки, промышленности, образования. Только через утверждение духовных ценностей
равенства в межцивилизационном диалоге Россия может через обращение ко всему
миру создать для себя режим наибольшего благоприятствования для формирования
механизмов развития, которые нужны всей Евразии, всему планетарному
человечеству.
Можно сказать, что мобилизация российского населения через
обращение к силе, к необходимости напрячься, сделать, ударить, тут же обращает
это импульс в пустотный прах, поскольку не удаётся дотянуться до ценностей
более высокого уровня – поиска истины для всех народов в мире, достижения
справедливости для каждой страны и каждого её жителя. Но именно этот уровень
ценностей и определяет путь страны к планетарному мировому лидерству.
ММК / Россия - мировое лидерство /
Политическая антропология
4 Апреля 2005