Журнал «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной мысли

 

С. Телегин

 

Кризис ЖКХ и его тенденции[1]

 

ЖКХ – самая большая отрасль хозяйства РФ, в которой сосредоточена 1/3 основных фондов страны и работает 4 млн. человек. ЖКХ - часть жизнеобеспечения населения страны. Отапливаемое жилье – фундаментальное условие права на жизнь. До 1993 г. право на благоустроенное жилье относилось к категории гражданских прав и было записано в Конституции. В нынешней Конституции РФ оно неявно присутствует в провозглашении РФ социальным государством.

В 1992 г. была начата «реформа ЖКХ». Она исходила из представления ЖКХ не как сферы необходимого жизнеобеспечения, а как обычной предпринимательской деятельности, которая должна быть рентабельной и регулироваться рыночными отношениями. Замысел реформы сводится к тому, чтобы провести «разгосударствление» ЖКХ, лишить его «коммунального» характера, снять с государства обязанность содержать, развивать и модернизировать главные технические системы ЖКХ.

Государственная власть стала «уходить из ЖКХ», меняя принципы финансирования, сокращая долю бюджета в расходах на содержание системы и перекладывая эти расходы на население. Быстро повышались цены и тарифы. Значительно снизилась, по сравнению с другими отраслями, заработная плата работников ЖКХ, что привело к ухудшению кадрового потенциала. Расчленение и частичная приватизация отрасли вызвали быструю деградацию ее материально-технической базы.

В 2003 г. премьер-министр М.Касьянов высказал принципиальную вещь: «За десять лет реформ предприятия ЖКХ так и не сумели решить главную проблему - выйти на рентабельную работу». В доктрине реформ главная задача ЖКХ – не обеспечение жителей сносными условиями жизни, а рентабельность. Это ложная установка. В хозяйстве есть множество сфер, которые не могут быть рентабельными. И если они не подкрепляются нерыночными средствами, то экономика несет ущерб, многократно превышающий «экономию». ЖКХ – одна из таких сфер. Разница между государственным и рыночным ЖКХ принципиальна, как между армией, которая охраняет страну и всех граждан, и частной охранной структурой, которая удовлетворяет только платежеспособный спрос.

Вот пример. Теплоснабжение - подсистема национальной безопасности, а не источник «ренты». В Национальном окладе «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса» (2000) сказано:

 

«Задача теплоснабжения северной страны, стоящая в одном ряду с вопросами, определяющими жизнеспособность государства (такими как оборона границ), не может не быть в сфере государственного регулирования... Вопрос качественного теплоснабжения - это вопрос выживания нации».

 

В послании Федеральному собранию 2002 г. президент В.В.Путин сказал:

 

«Один из самых острых вопросов, связанных с отсутствием конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг,– это реформа ЖКХ». Трудно сказать, как предполагает президент создать конкуренцию в теплоснабжении. Ведь в самых экономичных и надежных системах теплосети закольцованы и подача тепла в них полностью обезличена. Во что превратит такие системы реформа, нацеленная на «создание конкурентной среды»?

 

За последние 13 лет установки власти в отношении ЖКХ не изменились. В докладе «группы Шувалова», которая готовила недавно принятые законы о ЖКХ, сказано:

 

«Жилищный сектор должен действовать на рыночных принципах и удовлетворять запросы основной части населения на уровне, соответствующем платежеспособному спросу»...».

 

Таким образом, государственная власть сбрасывает с себя обязательства в жилищной сфере, здесь она отказывается быть социальным и становится чисто рыночным. Это прямо противоречит конституции, поскольку жилье – главная часть социальной сферы.

Реформаторы не признают иного основания для права на жизнь, кроме платежеспособного спроса. Вот уже 13 лет в РФ проводится политика перевода на рыночные отношения всех сторон нашей жизни. Эта утопия недостижима нигде в мире, в России же ее реализация означала бы физическую гибель большой части населения. Правительство делает вид, будто трудов русских ученых, пришедших к такому выводу еще в XIX веке, просто не существует. Здесь – корень всего нашего кризиса, в том числе в ЖКХ.

Состояние и тенденции. Каково состояние ЖКХ сегодня, каковы тенденции этого состояния? Вот общий вывод экспертного заключения на конец 2000 г.:

 

«В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ».

 

Как же видит главные проблемы власть? В 2001 г. В.В.Путин сказал, что «ЖКХ переживает системный кризис». Это - заклинание, заменяющее рациональное изложение проблемы. Если кризис, то следует назвать его причины. Ведь он возник не в результате стихийного бедствия. Кризис ЖКХ - результат решений, которые принимались начиная с 1991 г. Под эти решения была подведена идеологическая база, они выражают доктрину политики реформ.

ЖКХ, которое унаследовала РФ от РСФСР, сложилось за 70 лет как государственная, принципиально нерыночная система. Доктрина ее реформирования и не предполагала, что эта система сможет быть сохранена в дееспособном состоянии. Уже в начале 90-х годов было очевидно, что рынок разрушит эту систему! Для этого есть фундаментальные причины – они в самом строении исторически сложившейся инфраструктуре ЖКХ (она составляет более половины стоимости всей системы). Отменить историю не мог Ельцин, не сможет и Путин – а вот уничтожить ЖКХ России власть, видимо, в состоянии. Разумеется, при соучастии самого общества.

Первое, что толкает страну к техносферной катастрофе – рыночный фундаментализм властной элиты (сопряженный с коррупцией ее «социальной базы»). Он вызывает глубокую деформацию мышления. В 2003 г., после волны аварий, вице-губернатор Петербурга А.Смирнов сказал:

 

«Если говорить в общем, то в последний год проблему ЖКХ только научились правильно понимать. Но этой проблемой по-настоящему пока ни граждане, ни власти ещё не начали заниматься».

 

Чего можно было не понять в «проблеме ЖКХ»? При правительстве работает большая группа экспертов, в стране есть ряд НИИ, КБ, вузов.

То же мы слышим от нынешнего директора Федерального агентства по строительству и ЖКХ В.Аверченко – в ноябре 2004 г., в выступлении перед профессионалами, мэрами северных городов. Вот как он видит самую главную проблему ЖКХ:

 

«О коммунальном хозяйстве. Первое, самое главное, на мой взгляд, вынесенное из всего моего жизненного опыта и профессиональной деятельности, отсутствие единого понимания проблем в этом секторе. Вообще-то, отсутствие нормального информационного пространства. Я вынес из своей жизни то, что отсутствие такой открытости обсуждения проблем на телевидении, на радио, в печати, я сюда задержался, потому что давал интервью, и поверьте, я не встречал за всю свою жизнь ни одного корреспондента, профессионально разбирающегося в нашей сфере. Все это попытки выдернуть какие-то отдельные факты, отдельные моменты. То есть это самая главная проблема».

 

Почему же главная проблема ЖКХ – в «отсутствии понимания»? Ведь журналисты излагают ту мешанину утверждений, которую год за годом вываливают перед ними министры. Пониманию мешают идеологические установки власти. Пока эти установки не изменятся, тенденции неблагоприятны. Правительство не сможет выправить положение в рамках сложившейся в ходе реформы экономической системы. Оно будет все глубже увязать в утопических и даже абсурдных проектах.

Приоритеты власти и реальность. В Послании 2004 г. В.В.Путин сказал:

 

«Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Это по-прежнему – очень болезненный вопрос для большинства людей в России».

 

Тезис неверно передает суть проблемы. Сейчас для большинства населения РФ главной проблемой является не приобретение жилья, а его содержание. Население с большим трудом выдерживает оплату услуг, а речь идет о деградации основных фондов – зданий и инфраструктуры. И в справочнике о ЖКХ РФ (2000 г.), и в документах правительства говорится о критической изношенности основных фондов. Это неумолимый фактор. Его невозможно устранить с помощью конкурентной среды, слияния министерств, установки счетчиков или приватизации РАО ЕЭС. Нужны ресурсы для восстановления материально-технической базы. Действительно приоритетной задачей власти как раз и стало – переложить эти расходы на плечи населения.

В результате реформы деградировал целый ряд больших систем жизнеобеспечения РФ. К ним относятся ключевые подсистемы ЖКХ – тепло- и водоснабжение. В Докладе экспертов (2001 г.) сказано так:

 

«Сегодняшнее состояние системы теплоснабжения в стране можно определить как критическое, постепенно переходящее к уровню национального бедствия… Система начала разваливаться, и если не принять срочных мер, то процесс станет необратимым… Система централизованного теплоснабжения России медленно деградировала до сегодняшнего состояния в течение 10 лет, приводить же ее в порядок необходимо быстро, иначе начнутся необратимые процессы. На восстановление того, что было раньше, средств не найти, не хватит всего бюджета страны».

 

Кто же должен содержать ЖКХ? В советское время эти расходы несло государство, а после 1991 г. не нес никто. Оказавшись неспособным, в силу самой природы отрасли, перевести за 10 лет ЖКХ на реально рыночную основу, государственная власть в то же время изъяла из отрасли все амортизационные отчисления, которые были предназначены для проведения плановых ремонтов (неважно даже, на какие цели были истрачены эти деньги). В результате ЖКХ поставлено на грань гибели. Теперь госвласть уходит от ответственности и бросает население перед лицом грядущей техносферной катастрофы в ЖКХ. Под разговоры о «доступном жилье» власть сбросила с себя ЖКХ, которое сама и довела до краха. Новый Жилищный кодексе и закон о тарифах в ЖКХ предусматривают, что теперь сами жильцы обязаны нести все затраты по содержанию и ремонту жилья, в том числе капитальному.

Представляют наши граждане, каков масштаб этих расходов? Эта сумма была названа в 2003 г.: «Коммунальной катастрофой назвал сегодняшнее положение в ЖКХ страны зам. председателя Госстроя России Л.Чернышев на заседании коллегии Госстроя РФ… Чтобы как-то исправить ситуацию, пояснил он, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5-5 триллионов рублей». Вот сколько задолжало государство перед ЖКХ - 5 триллионов рублей (165 млрд. долларов)! Итак, только чтобы стабилизировать ситуацию с разрушением ЖКХ, надо срочно вложить 5 триллионов руб. Задержка означает ускоренный рост этой суммы. Может ли население выплатить такие деньги? Нет, не может.

Возьмем самую срочную задачу – замену аварийных теплосетей, уже не подлежащих ремонту. В докладе экспертов сказано:

 

«Количество аварийных сетей к 2000 году начало расти в геометрической прогрессии, а количество аварий стало удваиваться через каждые 2 года, в среднем увеличившись за последние 6 лет в 10 раз».

 

В 2000 г. необходимые меры выражались в таких терминах:

 

«15% тепловых сетей требуют безотлагательной замены... Для приведения системы транспорта теплоносителя в надежное состояние необходимо капитально отремонтировать или построить заново 150 тыс. км теплотрасс в двухтрубном исчислении».

 

С тех пор прошло еще 4 года! В конце 2003 г. переложить 1 км теплосети стоило 300 тыс. долларов или около 9 млн. руб. Переложить 150 тыс. км - 45 млрд. долл. А только безотлагательная замена стоила на тот момент около 9 млрд. долларов. Допустим даже, цена не выросла – все равно таких денег ни у кого нет. Реально в нынешней экономической системе РФ теплосети страны восстановлены быть не могут.

Напомним, что помимо попытки возложить на население расходы по восстановлению ЖКХ, правительство собирается обременить жильцов и другими платами. Пока что Госдума отложила введение обязательного страхования жилья – но надолго ли? Во сколько оно обойдется населению, когда его введут? Пресса сообщала:

 

«Эксперты предполагают, что тарифы на обязательное страхование жилья составят 3% от рыночной стоимости квартиры в год».

 

Госстрой называл цену страховки – 2% в год.

По самым скромным оценкам рыночная стоимость всех квартир РФ равна примерно 1 триллиону долл. Это значит, что за страховку население должно будет выкладывать в год по 30 млрд. долл. Вводится «местный налог на недвижимость». Пока что говорят о высшей ставке в 1%. Это 10 млрд. долларов в год. Может население выплачивать ежегодно такие суммы? Нет, таких денег оно не имеет и иметь не будет.

Заметим, что новый Жилищный кодекс носит явный антисоциальный характер. Его достоинства усматривают именно в беззащитности жильца перед собственником и властью. Он, например, разрешает выселять людей из дома, если власти захотят использовать землю под ним в других целях – «с компенсацией на приобретение жилого помещения в сумме не меньшей, чем рыночная стоимость сносимого жилого помещения». Это издевательство. «Рыночная стоимость сносимого жилого помещения» равна стоимости выеденного яйца.

Ветхое и аварийное жилье. В годы реформы стала быстро расти доля аварийного и ветхого жилья. Причина в сокращении жилищного строительства (373 тыс. квартир в 2001 г. против 1312 тыс. в 1987 г.) и почти полном прекращении капитального ремонта, так что разрушается и то жилье, которое при нормальном содержании послужило бы еще не один десяток лет. Это проблема срочная, т.к. площадь аварийного жилья в РФ составляет 50 млн. кв. м, из такого жилья власть обязана людей переселить. Каковы же действия власти? Есть программа «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда». На нее до 2010 г. выделено 32 млрд. руб. Как сказал В.Аверченко,

 

«в 2003 г. из федерального бюджета на ее реализацию было выделено 1 млрд. 348 млн. руб., на 2004 г. запланирована такая же сумма».

 

О 2005 годе он сказал в ноябре: «на следующий год планируется 1,277 в проекте бюджета, и поправками депутатов еще полтора миллиарда, итого 2,8 миллиарда».

Вдумайтесь в эти величины. Можно ли за 32 млрд. руб. (чуть больше 1 млрд. долларов) построить до 2010 г. хотя бы 50 млн. кв. м для замены аварийного жилья? Нет, по средним ценам в РФ можно построить лишь 2 млн. кв. м. На выделенные деньги можно только снести аварийные дома. Масштабы проблемы и выделяемые средства совершенно несоизмеримы.

Несоизмеримость величин – общий дефект подхода власти ко всем проблемам ЖКХ. Вспомним, например, что списке всех проблем ЖКХ В.В.Путин поставил на второе место льготы:

 

«Вы даже не представляете, сколько людей пользуются льготами и либо совсем не платят, либо платят только 50% от требуемой суммы в систему ЖКХ. Их - 85 миллионов человек».

 

Так ли велика проблема льготников, как утверждает президент? По данным Госстроя, в 2003 г. из бюджетов всех уровней на оплату льгот по ЖКХ было выделено 13,8 миллиарда рублей. В среднем на одного льготника выходило по 13 руб. 53 коп. в месяц. Достаточно ли это, чтобы «совсем не платить либо платить 50%»? Нет, власть в своих объяснениях полностью искажает реальную картину. Расходы на льготы – величина ничтожно малая по сравнению с 5 триллионами рублей, что правительство изъяло из ЖКХ за годы реформы.

Что касается расселения людей из аварийных домов, несоизмеримость – по всем городам РФ. Вот вести с мест. «Аварийный жилфонд Самары 135,2 тыс. кв. метров. В результате реализации Программы (к концу 2010 года) будет ликвидировано 23,2 тыс. кв. метров аварийного жилфонда». Что же это за программа? Ликвидируют 1/6 часть от уровня 2000 г., а за это время аварийный фонд еще вырастет в несколько раз. Вот Новосибирск: «На 1 января 2003 года ветхое жилье составляло 15% всего муниципального жилого фонда, в нем проживали около 70 тыс. человек. С 2000 по 2003 год мэрией было расселено 174 семьи». Вот Саратов: по данным мэрии, «чтобы решить проблему «падающих домов», необходимо 380-420 млн. руб. в год». На программу расселения выделено 7,6 млн. руб. - 2% необходимых средств! Разве это можно назвать «государственной программой»?

И никто как будто не замечает этой несуразицы. Почему? Потому, что никто всерьез программы правительства уже не принимает.

То же самое – с капитальным ремонтом. Справка Госстроя (13.11.2003) гласит, что «при нормативной потребности в капитальном ремонте 4-5% за год в Ульяновской обл. отремонтировано лишь 0,04% государственного и муниципального жилищного фонда, в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Кировской и Самарской областях – 0,1%, в Сахалинской и Ярославской областях – 0,2%». На что же рассчитывает государство? Оно неспособно управиться с хозяйством – и подвергает риску жизнь миллионов граждан.

Положение с износом жилья и инфраструктуры представляется правительству настолько безвыходным, что оно, похоже, прибегает к фальсификации данных. Например, в целом износ инженерных коммуникаций ЖКХ на 2000 г. оценивался в 60%. Прошло 4 года – и В.Аверченко опять называет ту же степень износа – 60%. Между тем износ в последние годы жизненного цикла технических систем происходит с ускорением. Например, износ инфраструктуры ЖКХ за 2002 г. специалисты оценивали в 10% - при среднем годовом износе в 90-е годы 4%. Если так, то к концу 2004 г. износ сетей приблизился к 90%.

Так и с ветхим и аварийным жильем. После 2001 г. Госкомстат дает ту же самую величину – 90 млн. кв. м, как будто жилье перестало стареть. В ноябре 2004 г. В.Аверченко заявил:

 

«По ветхому жилью. Ситуация в стране закритическая. С 1995 года ветхое жилье в стране увеличилось с 30 миллионов кв. м до 91 на сегодняшний момент. С момента начала этого года ветхое жилье увеличилось на 3 миллиона кв. м, вот с 1 января до сегодняшнего 1 ноября увеличилось на 3 миллиона кв. м. И составляет сегодня свыше 3,2 процента от общего количества жилья в нашей стране».

 

А председатель Госстроя РФ Н. Кошман заявил (8.04.2003): «В этом году в состояние ветхого и аварийного жилья перешло 22 миллиона квадратных метров». Судя по его заявлениям, на конец 2003 г. аварийного и ветхого жилья уже было около 140 млн. кв. м.

В феврале 2004 г. Госстрой РФ, Министерство жилищного строительства США и Всемирный банк провели в г. Дубна международный семинар. Выступали вице-премьер РФ В.Яковлев, председатель Госстроя Н.Кошман, замминистра экономики А.Дворкович. В пресс-релизе сказано, что в РФ «ветхий и аварийный фонд ежегодно растет на 40%». Рост на 40% в год – прикиньте, сколько это будет в 2010 г.! Так кто искажает реальность, В.Яковлев, Н.Кошман и Всемирный банк – или нынешний глава агентства по строительству и ЖКХ? Дело нешуточное, кто-то из них совершает должностной подлог.

Частные инвестиции. После того, как правительство «акционировало» предприятия ЖКХ, главные надежды оно возлагало на «частных инвесторов». Это – в лучшем случае утопия, говорящая о поражении рационального мышления. Известно, каких инвестиций срочно требует отрасль только для того, чтобы остановить сползание к катастрофе 5 триллионов руб. Население не имеет возможностей заплатить за услуги ЖКХ такую цену, чтобы обеспечить инвесторам приемлемую прибыль. Председатель Госстроя в 2002 г. подчеркнул, что «слабым звеном в осуществлении жилищной реформы остается полное отсутствие конкуренции в ЖКХ, в которое никто не хочет вкладывать средства».

Невозможно привлечь частные инвестиции в отрасль-банкрот, обремененную колоссальным долгом и в реальных условиях не имеющую никаких шансов стать рентабельной. Вот типичная справка (из Свердловской областной думы):

 

«В сети Свердловской области нужно вложить 60 млрд. рублей. Таких денег нет ни у кого. Потому реформу и спихнули на регионы, по сути, заморозили. Hо при износе инфраструктуры жилкомхоза от 80 до 100% привлечение сюда инвестиций – дело нереальное».

 

Показателен почти двухлетний опыт холдинга «Российские коммунальные сети», учрежденного РАО ЕЭС и Газпромом. Его широко разрекламированные планы капиталовложений в инфраструктуру ЖКХ 14 регионов кончились ничем – денег не появилось, активность холдинга потихоньку сворачивается. В. Аверченко сказал об этой инициативе:

 

«Я рассматриваю РКС как некую «Аврору», которая сделала выстрел и оповестила Россию о начале интереса частного бизнеса к этому сектору экономики. Свою историческую роль РКС выполнила, может становиться на вечную стоянку. Выстрел был, по всей видимости, холостой».

 

Эти холостые выстрелы мы и слышим 12 лет.

Реально и правительство, и местные власти продолжают брать внешние займы, часто под 20,5% годовых, на ремонт водопровода, теплоснабжения и т.д. – под залог городской недвижимости. Это - порочный круг, говорящий о безысходности ситуации в рамках нынешней экономической системы. Города РФ влезают в долги, чтобы сделать то, для чего в стране имеются и все необходимые производства, и специалисты, и рабочие руки. Еще 15 лет назад такого и в страшном сне не могло присниться.

Ипотека. В Послании 2004 г. В.В.Путин сказал:

 

«Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010-му году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям. Приобрести – за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов».

 

Задумаемся о прогнозе: к 2010 г. в РФ якобы будет 50 млн. граждан, способных купить по 25 кв. м нового жилья. Какими деньгами должны для этого располагать эти 50 млн. граждан вместе с банками, готовыми дать им кредит на покупку? В 2010 г. 1 кв. м в «квартире, отвечающей современным требованиям», будет стоить на рынке не меньше 1000 долларов. Значит, по расчетам правительства, в 2010 г. в РФ треть населения будет способна выложить 875 миллиардов долларов!

Разумно ли это предположение? Нет, оно просто не имеет смысла. Может ли в РФ вдруг возникнуть почти триллион свободных, никуда не вложенных долларов? Не будет таких свободных денег у населения, как нет их сегодня и у 10% граждан РФ. Сегодня квартиры как жилье покупают около 1 млн. человек - 0,7% населения РФ. Остальные не могут. Нет для этого денег! И ипотека здесь не при чем - ведь банки еще не научились качать деньги из воздуха.

Ипотека - финансовый инструмент для «среднего класса», а в РФ этот «средний класс» уничтожен реформой.

Невозможность ипотеки носит принципиальный характер. По легальным ипотечным кредитам ставки 10-13%. Такие кредиты дают только людям с «белой» зарплатой не менее 3 тыс. долл. в месяц. «Группа Шувалова» назвала причины слабого развития ипотеки: «низкая доля легальных доходов населения, невозможность собрать средства на первоначальный взнос». Это препятствия объективные, непреодолимые. Никаких признаков их устранения нет, даже если пустят на ипотеку, как предлагается, пенсионные накопления граждан и активы страховых компаний.

Поэтому не имеет оснований и тот совет, который В.В.Путин дал гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах (18.12.2003): «А какой выход? Он в развитии ипотечного кредитования». Этот призыв тем более не имеет смысла, что в ветхих и аварийных домах не живут люди, получающие «белую» зарплату по 3 тыс. долларов в месяц.

«Синдром счетчика». В 2003 г. был начат спектакль под названием «счетчики расхода тепла и воды». Как сказано, промышленность разработала «свыше 200 наименований теплосчетчиков и счетчиков горячей воды и пара для систем теплоснабжения, налажен их выпуск». Власть (и «либеральная оппозиция») объясняют этот психоз тем, что установка счетчиков якобы сократит потери энергии и денег. Г.Явлинский требовал «снижения на 3 года на 75% тарифов на коммунальные услуги для граждан, установивших счетчики». Какой отход от здравого смысла! Даже если счетчик полезен и доступен, он влияет только на сферу распределения, а не на сферу производства и транспорта тепла. Счетчик никоим образом не укрепляет изношенную трубу или насос в котельной.

К тому же установить в квартирах счетчики тепла невозможно. В принятой в 2001 г. Концепции развития теплоснабжения РФ сказано:

 

«При существующей конструктивной и технологической схеме систем отопления в многоэтажных жилых зданиях, построенных и строящихся в России, обеспечить измерение количества тепловой энергии, затрачиваемой на отопление одной квартиры, практически невозможно».

 

Суть всей акции в том, что государство отказывается приводить в порядок тепло- и водоснабжение как целое, как систему, но и жителям предлагается не поддерживать это целое, а платить только за потребленное в квартире тепло, для чего и будут установлены счетчики. Этот «синдром счетчика» – признак деградации управленческого мышления, неспособности к системному видению проблем.

Общий вывод таков: в созданных реформой экономических условиях государство и население не могут содержать тот жилой фонд и инфраструктуру ЖКХ, которые РФ унаследовала от советского периода. В то же время они не могут в достаточных масштабах и построить новый жилой фонд и иную, приспособленную к новым условиям инфраструктуру. При следовании прежним курсом реформы техносферная катастрофа в ЖКХ неизбежна, и она повлечет за собой тяжелые социальные и политические последствия.

 

Сайт Глазьева



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-