Журнал «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной
мысли
Л.Г. Бызов
Русские
предприниматели и их социальная ответственность
Частное предпринимательство в современной России миновало
стадию становления и сегодня является признанной экономической и политической
силой, с которой никто не может не считаться. Налицо существенная эволюция
бизнеса от "дикого капитализма" начала-середины 90-х годов, до
современного, если и не полностью "цивилизованного состояния", то, по
крайней мере, общество отмечает явное движение в направлении "цивилизованности".
Почти 41% опрошенных отмечает позитивные тенденции, хотя значительная часть -
около трети опрошенных, считает, что "бизнес остался таким же, каким и
был". Только 12,5% опрошенных видит в нынешнем бизнесе перемены к худшему
за последние годы. Эту эволюцию отмечают представители практически всех сил
общества, различных социальных и возрастных групп. Если ранее позитивные
изменения российского бизнеса, в первую очередь, отмечали наиболее социально активные
группы общества, обычно голосующие за партии либеральной ориентации, то сегодня
эти тенденции касаются в определенной степени и электоратов партий,
идентифицирующих себя как "левых" - КПРФ и "Родины".
"Тает" недоверие к бизнесу и со стороны старшего поколения россиян.
Анализ ответов на другие вопросы также позволяет говорить, что
в обществе сложилась критическая масса людей, позитивно относящихся и к
бизнесу, и к бизнесменам. Эта доля составляет более половины россиян, так в
целом положительно воспринимают тех, кто занимается крупным бизнесом около 55%
опрошенных при 34,1% тех, кто негативно относится к людям, занимающимся крупным
бизнесом. На отношение к бизнесменам наиболее существенно влияют такие факторы
как возраст и политические симпатии. Значение этих факторов продолжает уменьшаться
в процессе социализации новых поколений, которые уже выросли в условиях
рыночной экономики. Если среди старших поколений много тех, кто негативно
относится к представителям крупного бизнеса, даже реально в жизни с ними не
сталкиваясь, то есть скорее по идеологическим мотивам, то оценка бизнесменов
новыми поколениями представляет особый интерес.
Важно то, что можно ощутить в реальной жизни - это новые
рабочие места (это отмечают 76,8% опрошенных), а также "нужные стране и
людям товары и услуги" (46,2%).Такой фактор как "обеспечение бюджета
налогами" занимает лишь скромное третье место с 38,8%. Это означает, что
современным россиянам для их позитивной оценки конкретного бизнеса или бизнесмена
важна положительная оценка товара или услуги, производимой бизнесменом. Так,
только 25,0% опрошенных считают, что для признания бизнеса
"нормальным", полезным для общества достаточно того, что бизнесмен
создает рабочие места и платит налоги. Нет, этого недостаточно для большинства
россиян. Им важно также знать, что именно бизнесмен производит, какую, полезную
ли для общества продукцию, а также источники (происхождение) его бизнеса,
честно или нечестно он получил предприятие, как накопил свой первоначальный
капитал.
Крупный бизнес нелегитимен
Достаточно прозрачны и причины негативного отношения к
крупному бизнесу сегодня. В основном те, кто выражает это свое негативное
отношение, акцентируют внимание на том, что бизнесмены уклоняются от налогов,
уводят капиталы за рубеж (65,1%), что, судя по всему, является достаточно
широко распространенным явлением. Отмечается и то, что крупный бизнес
нелегитимен по своему происхождению - возник в большинстве случаев в процессе
"грабительского первоначального накопления", то есть, был за бесценок
выкуплен в ходе приватизации (59,4%), в этой связи часто упоминается общее
состояние власти, которая является по распространенной оценке, сильно
коррумпированной (40,9%). Зато те факторы, которые ставятся крупному бизнесу в
"плюс", то есть производство нужных товаров и создание рабочих мест,
в данной оценке играют существенно меньшую роль, отходя на второй и даже третий
план.
В целом позитивное отношение к крупному бизнесу и
бизнесменам предопределяет и соответствующую оценку их личных качеств. На
основе опроса населения вырисовывается достаточно благоприятный портрет
бизнесмена, для которого, в первую очередь, характерны такие качества как
энергичность, инициативность, находчивость (50,6%), профессионализм, компетентность
(28,8%), а также трудолюбие, работоспособность (28,6%), хорошие организаторские
способности (29,6%). Все это традиционные положительные качества, присущие
деловым, преуспевающим людям, сделавшим бизнес-карьеру своими собственными
усилиями. Среди негативных качеств отмечаются: стремление к легкой наживе
(26,7%), безразличие к государственным и общественным интересам (27,2%),
безжалостность и потребительское отношение к людям (27,4%).
8,2% считают, что в России можно вести законный бизнес
Важной проблемой, определяющей отношение общества к
крупному бизнесу, является оценка тех социальных условий, в которых этот бизнес
существует. Значительная часть населения достаточно снисходительно относится к
"издержкам" бизнеса, связанным и с уклонением от налогов, и другим
"криминалом", исходя из того, что в наших условиях полностью законно
вести свой бизнес попросту невозможно. Это – оценка, в разной степени
жесткости, подавляющего большинства россиян. Так лишь 8,2% опрошенных считают,
что в России безусловно можно вести законный бизнес. Почти в четыре раза больше
- 31,9% - уверены в обратной точке зрения - законно вести свой бизнес практически
невозможно. Но самая большая доля опрошенных занимает промежуточную позицию,
согласно которой вести свой бизнес честно можно, но чрезвычайно трудно (таких
47,4%). Основная причина такого обстоятельства носит скорее оправдательный для
бизнесменов характер - они сами не виноваты, просто так обстоят дела из-за коррупции
в органах государственной власти (63,5%), из-за несовершенного
законодательства, которое просто невозможно полностью соблюдать (58,9%). Как
следствие, необходимость иметь "черный нал", в том числе для дачи
взяток тем коррумпированным госчиновникам. В противном случае бизнесмен либо
разорится, либо будет вытеснен из своего бизнеса. Значительно меньше тех
(15,7%), кто винит в нарушении законом самих бизнесменов, полагая, что они идут
на нарушение законов из-за собственных низких моральных качеств и присущей им
непорядочности.
Позитивно воспринимаются "Газпром" и
"Балтика"
Отсутствует какой-то один фактор, который позволяет считать
бизнес в России успешным с общественной точки зрения, достойным того, чтобы
рассчитывать на общественное одобрение и государственную защиту. Общественно
важным, значимым признается бизнес, связанный с производством товаров массового
потребления, в том числе продуктов питания, с предоставлением услуг населению,
со строительством, связью и транспортом, а также с развитием высоких
технологий, металлургией и машиностроением. Зато большие сомнения испытывает
общество в отношении тех представителей крупного бизнеса, которые занимаются
добычей и переработкой природных ресурсов (примерно поровну позитивное и
негативное отношение), а также тех, кто специализируется на финансово-кредитной
сфере. В первом случае речь идет об эксплуатации природы - природные ресурсы
производит не бизнесмен, он к ним только "присосался". Во втором,
проявляется характерное для обществ с архаичной экономической культурой
недоверие к финансово-банковской сфере как таковой, усугубленное негативным
опытом последнего десятилетия с его дефолтами и финансовыми пирамидами
недвижимость.
Эти особенности восприятия крупного бизнеса отчетливо
проявляются в симпатиях населения к отдельным, наиболее крупным и известным
компаниям. Позитивно воспринимаются те компании, которые "делают что-то
конкретное", будь то "Газпром" или "Пивоваренная компания
"Балтика". Менее позитивно - нефтяные компании, особенно те, вокруг
которых происходят скандалы (ЮКОС), а также банки, кроме Сбербанка,
пользующегося доверием населения.
В связи с таким избирательным отношением россиян к крупному
бизнесу, сама социальная ответственность крупного бизнеса понимается в
достаточно широком контексте.
Государство имеет право изымать из крупного бизнеса
дополнительные средства помимо налогов
По мнению значительного большинства опрошенных (58,1%), для
признания бизнеса социально ответственным мало того, что бизнесмен производит
хорошую продукцию, создает рабочие места и исправно платит налоги. Важно также,
чтобы крупный бизнес участвовал в решении социальных проблем страны в целом, а
также отдельных регионов, непосредственно, а не только путем выплаты налогов:
поддерживал бы медицину, образование, помогал бедным и так далее.
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно
которой социальная ответственность бизнеса в таком широком толковании является
более важной составляющей, чем его собственно экономическая эффективность
(60,4% против 37,3%). Государство наделяется правом привлекать бизнес к решению
социальных задач общества в целом или регионов (62,9%), то есть фактически
изымать из крупного бизнеса дополнительные средства, непредусмотренные
налоговым законодательством. За подобной позицией стоит и традиционная
политическая культура жизни не по законам, а по "понятиям", согласно
которой доходы хоть и могут различаться в зависимости от качества и количества
труда, но это не освобождает обладателей более высоких доходов необходимостью
"делиться" (так считает более 70% опрошенных).
В чем должна состоять социальная ответственность бизнеса
Государство вправе относиться не ко всем бизнесменам
одинаково, а более тесные и дружественные отношения выстраивать с
"социально ответственными", то есть с теми, кто "делится",
считают 57,8% опрошенных. В чем же конкретно должна состоять такая
"социальная ответственность"? Создание новых рабочих мест - 55,8%,
развитие материальной базы социальной сферы (строительство школ, больниц,
спортивных сооружений) - 56,6%, а также непосредственная денежная помощь
малоимущим и наиболее социально уязвимым группам населения - 51,1%. В чем для
самого бизнеса может состоять польза от социальной поддержки общества? Это -
рост доверия общества к деятельности компании, ее товарам и услугам - 50,1% или
"создание позитивной общественной репутации, имиджа" - 39,5%.
Отношение к проблеме социальной ответственности отечественного бизнеса,
"завязанное" практически исключительно на "помощи государству",
является чертой, характерной для ментальности постсоветского общества, 66,3% которого
уверены, что в силах крупного бизнеса существенно улучшить их положение.
Что касается более общих социальных и экономических проблем
- таких, как жизненный уровень населения страны в целом или преодоление
бедности, то роль бизнеса здесь также вторична по отношению к роли государства,
сам бизнес может здесь повлиять положительно, но лишь в "некоторой
степени". О конкретных акциях крупного бизнеса, которые могли бы быть
отнесены к проявлениям его социальной ответственности, общественному мнению
практически ничего не известно. Лишь 24,4% опрошенных выразили свое мнение
относительно деятельности негосударственных организаций, осуществляющих
финансовую поддержку социальным программам, остальным трем четвертям населения
либо ничего не известно, либо они не интересуются данной проблемой. Только 5,5%
что-то определенное знают об участии российского бизнеса в решении социальных
проблем или благотворительных акциях, еще 37,1% что-то слышали, но ничего
конкретного вспомнить не смогли, а 48,3% вообще ничего не знают о такого рода
деятельности.
Не видит общественное мнение и факторов социальной
ответственности, которые могли бы отрицательно повлиять на
конкурентоспособность крупного бизнеса. Лишь 8,6% опасаются, что чрезмерная
щедрость бизнесменов отрицательно скажется на их производственной деятельности.
По мнению большинства, социальная ответственность либо никак не скажется на
деятельности компаний (30,9%), либо скажется положительно (34,3%).
Относясь позитивно в целом к крупному бизнесу, общество
одновременно продолжает смотреть на него с некоторой опаской и даже недоверием,
доверяя решение социальных проблем преимущественно государству, а частному
бизнесу - только через посредство государства. Так общественное мнение не дает
бизнесу "карт-бланша" идти ради повышения экономической эффективности
на те или иные "непопулярные" меры, связанные с нарушением или
ущемлением прав наемного работника.
Портал сдп
31 января 2005