Журнал «Золотой Лев» № 61-62 - издание русской консервативной мысли

 

Л.Г. Бызов

 

Русские предприниматели и их социальная ответственность

 

Частное предпринимательство в современной России миновало стадию становления и сегодня является признанной экономической и политической силой, с которой никто не может не считаться. Налицо существенная эволюция бизнеса от "дикого капитализма" начала-середины 90-х годов, до современного, если и не полностью "цивилизованного состояния", то, по крайней мере, общество отмечает явное движение в направлении "цивилизованности". Почти 41% опрошенных отмечает позитивные тенденции, хотя значительная часть - около трети опрошенных, считает, что "бизнес остался таким же, каким и был". Только 12,5% опрошенных видит в нынешнем бизнесе перемены к худшему за последние годы. Эту эволюцию отмечают представители практически всех сил общества, различных социальных и возрастных групп. Если ранее позитивные изменения российского бизнеса, в первую очередь, отмечали наиболее социально активные группы общества, обычно голосующие за партии либеральной ориентации, то сегодня эти тенденции касаются в определенной степени и электоратов партий, идентифицирующих себя как "левых" - КПРФ и "Родины". "Тает" недоверие к бизнесу и со стороны старшего поколения россиян.

Анализ ответов на другие вопросы также позволяет говорить, что в обществе сложилась критическая масса людей, позитивно относящихся и к бизнесу, и к бизнесменам. Эта доля составляет более половины россиян, так в целом положительно воспринимают тех, кто занимается крупным бизнесом около 55% опрошенных при 34,1% тех, кто негативно относится к людям, занимающимся крупным бизнесом. На отношение к бизнесменам наиболее существенно влияют такие факторы как возраст и политические симпатии. Значение этих факторов продолжает уменьшаться в процессе социализации новых поколений, которые уже выросли в условиях рыночной экономики. Если среди старших поколений много тех, кто негативно относится к представителям крупного бизнеса, даже реально в жизни с ними не сталкиваясь, то есть скорее по идеологическим мотивам, то оценка бизнесменов новыми поколениями представляет особый интерес.

Важно то, что можно ощутить в реальной жизни - это новые рабочие места (это отмечают 76,8% опрошенных), а также "нужные стране и людям товары и услуги" (46,2%).Такой фактор как "обеспечение бюджета налогами" занимает лишь скромное третье место с 38,8%. Это означает, что современным россиянам для их позитивной оценки конкретного бизнеса или бизнесмена важна положительная оценка товара или услуги, производимой бизнесменом. Так, только 25,0% опрошенных считают, что для признания бизнеса "нормальным", полезным для общества достаточно того, что бизнесмен создает рабочие места и платит налоги. Нет, этого недостаточно для большинства россиян. Им важно также знать, что именно бизнесмен производит, какую, полезную ли для общества продукцию, а также источники (происхождение) его бизнеса, честно или нечестно он получил предприятие, как накопил свой первоначальный капитал.

 

Крупный бизнес нелегитимен

 

Достаточно прозрачны и причины негативного отношения к крупному бизнесу сегодня. В основном те, кто выражает это свое негативное отношение, акцентируют внимание на том, что бизнесмены уклоняются от налогов, уводят капиталы за рубеж (65,1%), что, судя по всему, является достаточно широко распространенным явлением. Отмечается и то, что крупный бизнес нелегитимен по своему происхождению - возник в большинстве случаев в процессе "грабительского первоначального накопления", то есть, был за бесценок выкуплен в ходе приватизации (59,4%), в этой связи часто упоминается общее состояние власти, которая является по распространенной оценке, сильно коррумпированной (40,9%). Зато те факторы, которые ставятся крупному бизнесу в "плюс", то есть производство нужных товаров и создание рабочих мест, в данной оценке играют существенно меньшую роль, отходя на второй и даже третий план.

В целом позитивное отношение к крупному бизнесу и бизнесменам предопределяет и соответствующую оценку их личных качеств. На основе опроса населения вырисовывается достаточно благоприятный портрет бизнесмена, для которого, в первую очередь, характерны такие качества как энергичность, инициативность, находчивость (50,6%), профессионализм, компетентность (28,8%), а также трудолюбие, работоспособность (28,6%), хорошие организаторские способности (29,6%). Все это традиционные положительные качества, присущие деловым, преуспевающим людям, сделавшим бизнес-карьеру своими собственными усилиями. Среди негативных качеств отмечаются: стремление к легкой наживе (26,7%), безразличие к государственным и общественным интересам (27,2%), безжалостность и потребительское отношение к людям (27,4%).

 

8,2% считают, что в России можно вести законный бизнес

 

Важной проблемой, определяющей отношение общества к крупному бизнесу, является оценка тех социальных условий, в которых этот бизнес существует. Значительная часть населения достаточно снисходительно относится к "издержкам" бизнеса, связанным и с уклонением от налогов, и другим "криминалом", исходя из того, что в наших условиях полностью законно вести свой бизнес попросту невозможно. Это – оценка, в разной степени жесткости, подавляющего большинства россиян. Так лишь 8,2% опрошенных считают, что в России безусловно можно вести законный бизнес. Почти в четыре раза больше - 31,9% - уверены в обратной точке зрения - законно вести свой бизнес практически невозможно. Но самая большая доля опрошенных занимает промежуточную позицию, согласно которой вести свой бизнес честно можно, но чрезвычайно трудно (таких 47,4%). Основная причина такого обстоятельства носит скорее оправдательный для бизнесменов характер - они сами не виноваты, просто так обстоят дела из-за коррупции в органах государственной власти (63,5%), из-за несовершенного законодательства, которое просто невозможно полностью соблюдать (58,9%). Как следствие, необходимость иметь "черный нал", в том числе для дачи взяток тем коррумпированным госчиновникам. В противном случае бизнесмен либо разорится, либо будет вытеснен из своего бизнеса. Значительно меньше тех (15,7%), кто винит в нарушении законом самих бизнесменов, полагая, что они идут на нарушение законов из-за собственных низких моральных качеств и присущей им непорядочности.

 

Позитивно воспринимаются "Газпром" и "Балтика"

 

Отсутствует какой-то один фактор, который позволяет считать бизнес в России успешным с общественной точки зрения, достойным того, чтобы рассчитывать на общественное одобрение и государственную защиту. Общественно важным, значимым признается бизнес, связанный с производством товаров массового потребления, в том числе продуктов питания, с предоставлением услуг населению, со строительством, связью и транспортом, а также с развитием высоких технологий, металлургией и машиностроением. Зато большие сомнения испытывает общество в отношении тех представителей крупного бизнеса, которые занимаются добычей и переработкой природных ресурсов (примерно поровну позитивное и негативное отношение), а также тех, кто специализируется на финансово-кредитной сфере. В первом случае речь идет об эксплуатации природы - природные ресурсы производит не бизнесмен, он к ним только "присосался". Во втором, проявляется характерное для обществ с архаичной экономической культурой недоверие к финансово-банковской сфере как таковой, усугубленное негативным опытом последнего десятилетия с его дефолтами и финансовыми пирамидами недвижимость.

Эти особенности восприятия крупного бизнеса отчетливо проявляются в симпатиях населения к отдельным, наиболее крупным и известным компаниям. Позитивно воспринимаются те компании, которые "делают что-то конкретное", будь то "Газпром" или "Пивоваренная компания "Балтика". Менее позитивно - нефтяные компании, особенно те, вокруг которых происходят скандалы (ЮКОС), а также банки, кроме Сбербанка, пользующегося доверием населения.

В связи с таким избирательным отношением россиян к крупному бизнесу, сама социальная ответственность крупного бизнеса понимается в достаточно широком контексте.

 

Государство имеет право изымать из крупного бизнеса

дополнительные средства помимо налогов

 

По мнению значительного большинства опрошенных (58,1%), для признания бизнеса социально ответственным мало того, что бизнесмен производит хорошую продукцию, создает рабочие места и исправно платит налоги. Важно также, чтобы крупный бизнес участвовал в решении социальных проблем страны в целом, а также отдельных регионов, непосредственно, а не только путем выплаты налогов: поддерживал бы медицину, образование, помогал бедным и так далее.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой социальная ответственность бизнеса в таком широком толковании является более важной составляющей, чем его собственно экономическая эффективность (60,4% против 37,3%). Государство наделяется правом привлекать бизнес к решению социальных задач общества в целом или регионов (62,9%), то есть фактически изымать из крупного бизнеса дополнительные средства, непредусмотренные налоговым законодательством. За подобной позицией стоит и традиционная политическая культура жизни не по законам, а по "понятиям", согласно которой доходы хоть и могут различаться в зависимости от качества и количества труда, но это не освобождает обладателей более высоких доходов необходимостью "делиться" (так считает более 70% опрошенных).

 

В чем должна состоять социальная ответственность бизнеса

 

Государство вправе относиться не ко всем бизнесменам одинаково, а более тесные и дружественные отношения выстраивать с "социально ответственными", то есть с теми, кто "делится", считают 57,8% опрошенных. В чем же конкретно должна состоять такая "социальная ответственность"? Создание новых рабочих мест - 55,8%, развитие материальной базы социальной сферы (строительство школ, больниц, спортивных сооружений) - 56,6%, а также непосредственная денежная помощь малоимущим и наиболее социально уязвимым группам населения - 51,1%. В чем для самого бизнеса может состоять польза от социальной поддержки общества? Это - рост доверия общества к деятельности компании, ее товарам и услугам - 50,1% или "создание позитивной общественной репутации, имиджа" - 39,5%. Отношение к проблеме социальной ответственности отечественного бизнеса, "завязанное" практически исключительно на "помощи государству", является чертой, характерной для ментальности постсоветского общества, 66,3% которого уверены, что в силах крупного бизнеса существенно улучшить их положение.

Что касается более общих социальных и экономических проблем - таких, как жизненный уровень населения страны в целом или преодоление бедности, то роль бизнеса здесь также вторична по отношению к роли государства, сам бизнес может здесь повлиять положительно, но лишь в "некоторой степени". О конкретных акциях крупного бизнеса, которые могли бы быть отнесены к проявлениям его социальной ответственности, общественному мнению практически ничего не известно. Лишь 24,4% опрошенных выразили свое мнение относительно деятельности негосударственных организаций, осуществляющих финансовую поддержку социальным программам, остальным трем четвертям населения либо ничего не известно, либо они не интересуются данной проблемой. Только 5,5% что-то определенное знают об участии российского бизнеса в решении социальных проблем или благотворительных акциях, еще 37,1% что-то слышали, но ничего конкретного вспомнить не смогли, а 48,3% вообще ничего не знают о такого рода деятельности.

Не видит общественное мнение и факторов социальной ответственности, которые могли бы отрицательно повлиять на конкурентоспособность крупного бизнеса. Лишь 8,6% опасаются, что чрезмерная щедрость бизнесменов отрицательно скажется на их производственной деятельности. По мнению большинства, социальная ответственность либо никак не скажется на деятельности компаний (30,9%), либо скажется положительно (34,3%).

Относясь позитивно в целом к крупному бизнесу, общество одновременно продолжает смотреть на него с некоторой опаской и даже недоверием, доверяя решение социальных проблем преимущественно государству, а частному бизнесу - только через посредство государства. Так общественное мнение не дает бизнесу "карт-бланша" идти ради повышения экономической эффективности на те или иные "непопулярные" меры, связанные с нарушением или ущемлением прав наемного работника.

 

Портал сдп

31 января 2005


Реклама:
- палубный брус для сцены