В. Ансимов

 

Святая Русь, Русский Порядок и Третий Рим

 

Как и любой организм[1], народ есть нечто большее, чем простая сумма составляющих его людей. Подобно тому, как личность человека определяется его характером и образом мыслей, личность любого народа определяется его представлениями о добре и зле, о жизни и своем месте в ней.

Наиболее ярко и вместе с тем лаконично эти представления отражаются в национальных идеях - ведь каждый народ вкладывает в представление о самом себе и о своей стране то, что считает самым ценным и достойным. А то, что он считает самым ценным, лучше всего говорит о нем.

Немцы гордятся своим порядком и военным гением, по воле которого они начитают покорять мир всякий раз, как только достигнут определенного уровня концентрации сил. Американцы считают Америку заповедником свободы, пристанищем искателей приключений со всего мира и идеальным поприщем для реализации талантов и амбиций. Французы прагматичны и сентиментальны - они придумали естественное право и называют свою родину "милой Францией", La douce France. Японцы гордятся умением достигать гармонии с миром и называют свою Японию "страной восходящего Солнца". Греки и итальянцы гордятся античным прошлым. Англичане ценят осторожный стариковский консерватизм и верность традициям, они называют свою страну "старой доброй Англией".

Чем же гордятся русские, что составляет их национальную идею?

Мы знаем по крайней мере две ее составляющие - Святая Русь и Третий Рим.

 

Истоки и кризис русской идеи

 

Откуда и когда появилось понятие "Святая Русь", найти несложно. С момента своего возникновения из синтеза славянских племен, объединенных политической волей русов и православной верой, русский народ начал осознавать себя как одно целое, противостоящее враждебному окружению восточных и западных соседей. В этом противостоянии наши предки осознавали свою родину святой в двух смыслах, единых в целостном средневековом мировоззрении - в христианском смысле, как хранительницу истинной веры, и в личностно-психологическом смысле, как бесконечно дорогую и милую русскому сердцу. "А полно мне ездить по святой Руси", говорит былинный Илья Муромец, отправляясь в самоубийственный путь к разбойникам.

Еще проще обстоит дело с понятием "Третий Рим". В 1453 году под натиском турецких полчищ пал Царьград - столица Византии, религиозной матери Руси. С этого момента Русь, лишившаяся "религиозной опеки", вступает в период национальной самостоятельности. Перед лицом страшных событий, многими воспринимавшихся как начало Апокалипсиса, перед Русью встает проблема определения своего места в новом, изменившемся мире. И Русь делает достойный выбор. Письмо старца Филофея Ивану Третьему лишь высказывает мысль, зачатую и выношенную русским национальным сознанием - "яко вси христианские царства придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росейское царство, два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Кроме мистической полноты числа "три", эту мысль подсказывала и простая политическая логика - не осталось больше в мире государства, способного нести бремя носителя и защитника православной веры.

И Русь понесла эту миссию, о чем свидетельствует мировая история до наших дней. В бесконечных войнах она раз за разом отражала попытки погасить огонь своего света, освободив братские славянские страны, дважды остановив "завоевателей мира", дважды достигнув стен Царьграда, трижды взяв Берлин и трижды великодушно отдав его обратно.

Наши национальные идеи не только величественны, но и совершенно реальны, ощутимы.

Однако настоящее располагает к тому, чтобы воспринимать эти идеи как исторические мифы, потерявшие свою актуальность сегодня. Праведности у нас, судя по всему, не намного больше, чем у любого другого народа. Патриотизм стал убеждением политических маргиналов. Идеи Третьего Рима, защитника православия и славянства во всем мире, дискредитированы советским атеизмом, предательством Сербии и фактической потерей статуса сверхдержавы.

 

Переосмысление или замена

 

Каким путем будет идти дальнейшее развитие русского самосознания - путем переосмысления старых идей или их радикальной замены на новые?

Скептики и рационалисты не видят никакой иной перспективы у Святой Руси и Третьего Рима, кроме как и далее быть лозунгами политических маргиналов и аутсайдеров. Либералы предлагают привить русскому самосознанию западные идеи конкуренции, рынка, демократии, индивидуализма и плюрализма. Процесс переформатирования русской идеи идет под их руководством уже второй десяток лет, и они добились определенных и явных результатов. Однако пока что разгул коррупции, демографический кризис, утечку капиталов и разрушение промышленности вряд ли можно считать признаками роста и развития.

Прочие версии модернизации русской идеи пока что далеки от широкой публики. В кулуарах нового поколения московской интеллигенции обсуждается теория "русского национализма", суть которой - создание "русской нации", отличающейся от современной политически аморфной "протонации" более высоким уровнем целостности и активности, ценной сама по себе, без внешних ценностей-целей типа Третьего Рима. Последние имеют право на существование только как субъективное национальное волеизъявление, а не как национальная миссия, служение и предназначение - долг, т.к. самодостаточная нация никому ничего не должна. Не вдаваясь в критику этого направления, хочется отметить лишь одну его самую слабую сторону - именно самодостаточность. Будучи логически замкнутой сама на себе, идея "строительства русской нации" теряет динамизм и целеустремленность. Самодостаточен один лишь Бог, все остальное обречено стремиться к чему-то внешнему по отношению к себе. Попытка сделать бога из "русской нации" противоречит русскому менталитету и поэтому в лучшем случае останется политически бесплодным достоянием московских кулуаров, в худшем - станет трамплином для провокации извне.

Стоит задаться вопросом - а насколько вообще национальный характер и национальная идея могут быть изменены без ущерба для их носителя - народа? Для этого надо ответить на вопрос, что такое национальная идея вообще и какую роль в организме народа-нации она несет.

Национальная идея есть лишь вершина определенной иерархии, своего рода знамя на идейном здании ценностей. Соответственно, русская национальная идея сложена из русских ценностей, православных и славянских - соборность, служение, самопожертвование, взаимопомощь, милосердие, справедливость, правда.

Национальная идея в сознании каждого конкретного человека выполняет функции самоидентификации, ответа на вопрос - "кто я?", и мотивации - "чего я хочу?". Производными от них являются функции социальной идентификации - "кто ты?", являющейся основой социально-психологической системы "свой-чужой", групповой идентификации - "кто мы?" и целеполагания - "что я должен (мы должны) делать?".

Очевидно, что любые радикальные попытки изменения составляющих национальной идеи могут лишь вызвать расстройство психологии ее носителя - если мы говорим о народе, то широкомасштабные расстройства национального сознания. Утратив в момент перестройки способность к самоидентификации, нахождению друзей и определению врагов, запутавшись в своей мотивации - то есть буквально "потеряв смысл жизни", человек, группа и народ не могут эффективно справляться с вызовами, которые ставит каждый новый день, каждый следующий шаг, не говоря уже об решении задач повышенной сложности - таких как выживание в условиях экономического кризиса, коррупции, неадекватного поведения власти и т.п. Утрачивая способность к созданию целевых групп, направленных на борьбу за свой участок общественных отношений, утрачивая мотивацию к жизни и борьбе, народ шаг за шагом начинает скатываться к обочине исторического бытия - вот отсюда и происходят все имеющиеся на данный момент кризисы.

Национальная идея и национальный характер есть такие же элементы народа, как язык, культура и расовый портрет, которые невозможно быстро и безболезненно заменить на другие. Более того, национальная идея является одним из критериев национальной идентичности и самотождественности. Иными словами, ты настолько русский, насколько ты разделяешь те идеи, которые разделялись русскими на протяжении их исторического существования. Если ты не разделяешь эти идеи, значит, ты не являешься русским, ты иной, и упорное самоназвание вопреки этому лишь углубляет ненужную путаницу.

Главные идеи народа могут меняться лишь постепенно, веками, и лишь в своих неосновных чертах. Меняется оболочка, но ядро остается неизменным - будь то в языке, культуре или расовом портрете.

Следовательно, менять идеи не нужно, потому что невозможно. Надо лишь снять с них напластовавшиеся ассоциации с ветхой историчностью и музейностью и увидеть силовые точки современного бытия, в которых эти идеи продолжают жить и быть востребованы жизнью.

 

Святая Русь

 

Очевидно, что моральные принципы продолжают жить в русском народе, несмотря на успехи агрессивной либеральной пропаганды "свобод". Независимо от степени своей религиозности, подавляющее большинство русских считает себя православными и достаточно прохладно относится к представителям других религий, не отвергая свободу совести, но и не желая идти на компромисс и смешение границ в этом вопросе. Если взглянуть на сферу искусства, которое по праву считается барометром духовного состояния нации, мы видим, что серьезное русское искусство - кинодраматургия и проза - по-прежнему остаются верны религиозному психологизму Достоевского и Толстого, и только в них продолжают добиваться значительных творческих успехов, которыми можно гордиться на международном уровне, например "Возвращение" Звягинцева, в то время как пробы в стиле "боевик" и "триллер" остаются в лучшем случае смешными, в худшем - бездарными поделками, которые забываются через несколько минут после просмотра.

Святая Русь продолжает жить в сердцах русских людей, в их совести и крови. Проблема в том, что им противоречит разум, отравленный продуктами враждебной пропаганды. В то время как потаенный Китеж внутри каждого из нас стремится к свету, правде, служению и самопожертвенной любви, сознание наше пытается работать по внедренным извне алгоритмам выгоды, конкуренции, гедонизма, индивидуализма и эгоизма. В итоге, раздираемые внутренними противоречиями, мы не преуспеваем ни в том, ни в другом - не становимся ни праведниками, ни героями, ни преуспевающими бизнесменами. Пора определиться со своими жизненными принципами и перестать изображать собой злосчастную тройку из басни Крылова. Зачем нам чужое, да еще и бывшее в употреблении? Ум есть слуга воли, источник которой - сердце, а ангел-хранитель - совесть. Исправим ум и волю по совести, и будем сами собой - русскими людьми.

Святая Русь, повторимся, есть понятие двухуровневое - религиозное и психологическое, Божественное и человеческое. Божественный смысл Святой Руси заключается в том, что православная вера должна занять свое место в русском сознании, принадлежащее ей в силу порядка вещей - как основание нравственных ценностей, объяснение необходимости труда и жертв, с которыми неразрывно связана жизнь и борьба. Духовность России есть Христос, а Христос есть Сын Божий, пожертвовавший Собой ради того, чтобы открыть нам путь в Жизнь Вечную. Сделав так, Он предписал это и нам - взять каждому свой крест и идти за Ним по этому пути. Такова духовная сторона Святой Руси.

Человеческая сторона Святой Руси заключена в нас самих - в том, как мы относимся к своей родине. Если мы любим ее не холодным умом, а всей полнотой сердца, если Русь, каждая пядь ее земли, не только чистые поля и леса, но и грязные дворы между домами, и асфальт под нашими ногами, святы для нас - значит, мы живем в Святой Руси, и она живет в нас. На практике это означает, что мы должны посмотреть другими глазами на свое повседневное бытие, изменить свое отношение к тому, что происходит вокруг нас - потому что это происходит внутри нас, в Святой Руси. Мы должны почувствовать себя наконец хозяевами своей земли, потому что других хозяев здесь нет и не должно быть, не планировалось изначально. Мы должны научиться воспринимать каждое злое дело, творимое на нашей земле, как плевок в свое сердце, независимо от того, кому оно причинено. Святая Русь - это территория нашего сердца, где нет места для грязи, нечистоты и зла. Святая Русь - это "субъективированное объективное", это объединение нашего внутреннего с внешним - с русской землей и русскими людьми - через приятие их внутрь своего сердца.

 

Третий Рим

 

Очевидно, что утрата Россией статуса сверхдержавы ознаменовала начало глобальной утраты мирового равновесия, в результате чего мир погрузился в хаос разрушений и войн, и это погружение еще далеко не окончено. И никакая сила не может удерживать мировое равновесие, если Россия не обретет свое место вновь. Для этого она должна иметь мощную современную армию, обладающую полным набором вооружений, воинов и специалистов, которые необходимы для обеспечения возможности военных действий в любом уголке земного шара. В свою очередь, для этого Россия должна обладать мощной и независимой экономикой, которая позволит ей, в частности, добиваться политических целей экономическими средствами, высококачественным и доступным образованием, передовой и хорошо финансируемой наукой. В свою очередь... и здесь мы начинаем уходить от проблематики Третьего Рима к внутрироссийской проблематике.

Почему так происходит? Видимо, между Святой Русью и Третьим Римом существует еще одно, связующее звено, которое до сих пор обходилось нашим национальным мышлением и поэтому не получило должного освещения и осмысления. И возможно, что именно из-за этого недостатка осмысления и возникают проблемы современности.

Если Святая Русь в обоих своих значениях относится к внутреннему миру русской идеи, то Третий Рим является внешним признаком русской идеи, указывающим на ее миссию вовне. Образно говоря, если Святая Русь есть внутренний дух русской нации, то Третий Рим - ее внешнее служение в мире.

Однако между духом и служением нет прямой связи. Эта связь осуществляется посредством тела - единства определенным образом устроенных органов, взаимодействующих между собой в определенном порядке - от высших, таких как воля, до служебных и самых простых.

 

Русский Порядок

 

Что есть тело, одухотворенное как Святая Русь и действующее как Третий Рим? Это тело есть Русский Порядок - единство органов-институтов церкви, государства, общества и народа, устроенных определенным, русским образом.

Русская Церковь есть орган жизни русского народного духа - Святая, Соборная и Апостольская. Русская Церковь должна иметь право и возможность при поддержке государства выполнять свою миссию в областях, где востребованы ее способности воспитания и уврачевания человеческих душ - в детских и юношеских образовательных учреждениях, в местах наказания и лишения свободы. Но для нормальной работы и обновления организма Церкви должны быть восстановлены и утверждены заложенные в нее самим Христом первоначала соборности.

Русская власть - единоправная, соборная и профессиональная. Единоправие означает, что прямую личную ответственность за положение дел в государстве несет его верховный правитель. Единоправие в переводе на греческий и по существу своему есть монархия. И эта форма организации власти соблюдается у нас нерушимо до сих пор, невзирая на переименования должностных лиц. Вот с другим хуже - с соборностью. С того момента, как ее упразднил Петр Первый, никто и не думает восстанавливать этот важнейший орган государства, обеспечивающий обратную связь власти с народом. И пока этот орган не будет восстановлен в своей надлежащей форме, которая была выработана Русью уже в средние века, власть по прежнему будет безответственна перед народом, "свободна" от него, а выборы будут оставаться не более чем карнавалом закулисных манипуляций и подлогов. Профессионализм власти означает, что ее несение и исполнение может быть доверено только особой категории людей, имеющих способности к управлению и ответственность, чтобы не употребить эти способности во зло. Чтобы реализовать эти два требования, необходимо создать два института - институт профессионального отбора и подготовки политиков и институт их ответственности за последствия деятельности на своем посту.

Русское общество - правдивое, нравственно здоровое, равномерное, вертикально и горизонтально подвижное. В таком обществе нет места манипуляции сознанием, в какой бы форме оно не осуществлялось - будь то политтехнологии, пиар, реклама или бульварная пресса. Вертикальная подвижность общества означает высокий уровень и свободу социальной мобильности, позволяющую новым Ломоносовым искать и находить свое место в столицах для того, чтобы самореализоваться и тем самым принести пользу и славу Родине. В то же время равномерность общества означает равенство по крайней мере экономических условий существования города и деревни, столиц и регионов. Горизонтальная подвижность общества означает высокую роль деятельности добровольных общественных организаций и высокий уровень их влияния на те сферы общества, в которых влияние церкви и государства затруднено либо неуместно.

Русский народ - православный, верный традициям, здоровый, трезвый, семейный, трудолюбивый, единый. Русский человек исповедует православную веру либо не исповедует никакой, но быть мусульманином, иудеем, буддистом или принадлежать к другой институционализированной конфессии он не может, потому что тем самым он изменяет свою национальную самотождественность. Русская традиция есть возрождение и следование национальной оригинальности в костюме, быте, общении, проведении досуга и праздников. Здоровье и трезвость народа обеспечивается деятельностью государства по развитию и распространению физической культуры на все слои населения, одновременно с борьбой против курения и пьянства. Семейность народа означает высокий приоритет семейных ценностей, необходимость побуждать людей к созданию и сохранению семьи, к многодетности и укреплению родственных связей. Трудолюбие народа есть признание труда как необходимого условия человеческого существования, равно как и несправедливость спекулятивного обогащения. Однако это условие не может быть выполнено, если государство не обеспечивает каждому возможность трудиться тем трудом, к которому он имеет способности и желание, и если нарушители этого условия, спекулянты и коррупционеры, имеют возможность на глазах у народа безнаказанно наслаждаться благами своего образа жизни. Для исполнения этого требования необходимо рациональное перераспределение государственной собственности и средств производства - то, что принадлежит народу и обеспечивает государственные интересы, должно вернуться в собственность государства, в то время как условия деятельности мелких и средних предприятий должны быть облегчены настолько, насколько нужно для того, чтобы дать возможность каждому предпринимателю реализовать свои торговые таланты. Единство русского народа есть осознание всеми его членами, вне зависимости от образа жизни и социального положения, своей принадлежности к одному целому, в рамках которого они неразрывно связаны друг с другом долгом взаимного служения. Те, кто по каким-то причинам прямо не желает называть себя русским или косвенно свидетельствует это в своих убеждениях, языке и поведении, тем самым являет свое нежелание единства с русскими и потому не может иметь на территории России тех же прав, что и русские. Единство психологическое может дополняться добровольными учреждениями социального и хозяйственного единства - через развитие системы местных общин, клубов, общественных организаций, касс взаимопомощи.

 

Вместо заключения

 

Осознать и сформулировать основы Русского Порядка - задача, над решением которой надо трудиться упорно, соборно и организованно. В конечном счете установить Русский Порядок в России невозможно без использования политических средств, и прежде всего, политической организации, которая стала бы его первичным носителем и "донором" по отношению к остальному, "неупорядоченному" обществу, преодолев сопротивление как несознательных любителей "свобод", так и сознательных врагов русского будущего и русской державы.

Путь этот нелегкий, и не всем суждено, да и не всем надо по нему идти. Однако все мы должны помнить - без осознания необходимости порядка мы не выберемся из трясины, в которую мы забрели за последние годы, даже столетия. Мы должны понять, что не во всем виноваты наши правители - во многом виноваты мы сами. Хаос вокруг нас есть лишь отражение хаоса внутри нас.

И пусть Русский Порядок станет третьей составляющей русской национальной идеи, вместе со Святой Русью и Третьим Римом - третьим звеном, связующим два предыдущих в одно естественное, живое и жизнеспособное целое. И да будем мы живы и здоровы в этом целом, исполняя свое дело в обновленном, оздоровленном и осветленном мире. Каким он будет - поговорим в следующий раз.

 

Фонд "Русская Цивилизация"

21.02.2005



[1] Неверно уподоблять народ организму; такое сравнение предполагает, что народ, как и любой организм, смертен (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-