С.Матвейчук

 

Идентификация национального мировоззрения

 

Второй десяток лет стоит Россия, подобно былинному витязю на перекрёстке, перед выбором направления государственного развития. Если в политической и экономической сфере сложился определённый консенсус на базе признания плюрализма мнений и рыночных свобод, то сформулировать идеологию государственного развития (система взглядов и идей, раскрывающая содержание целей и задач), приемлемую большинством общества, не удаётся ни одной из политических сил. Некоторые горячие головы призывают вообще отказаться от государственной идеологии, ссылаясь на негативный опыт СССР. Однако данный опыт показывает лишь пагубность тоталитаризма, когда государство (в лице новой политической элиты, революционным путём захватившей власть), насильственно, распространяло на всё общество чуждую традиционной национальной идее идеологию. Устойчивость же государственного развития зиждется на идеологии, соответствующей духу национальной идеи, тогда общество, в лице государствообразующего народа, задаёт направление исторического развития страны, а не государство, в лице преходящей политической власти. В странах западной демократии идеология развития государства формулируется в результате политического соперничества либералов и консерваторов при единстве их национальной мировоззренческой позиции. Поэтому духовное лицо протестантского, католического или исламского государства остаётся неизменным в течение его исторической жизни, а те страны, где эгоистичная элита предаёт духовные традиции предков, исчезают с политической карты мира. Национальные меньшинства в современных странах либеральной демократии всё чаще конкурируют с государствообразующим народом в деле обустройства страны, что приводит на выборах к увеличению количества голосов, отданных в пользу национал – патриотических (шовинистических) партий. Такая реакция общества понуждает власть к превентивным мерам в государственной политике, ради сохранения стабильности в стране. В результате прихода к власти в России либеральных демократов, определённые малые народы перехватили политическую инициативу: конституционно закрепили свою идеологию развития государства; в СМИ прививают своё мировоззрение молодому поколению; захватили ключевые позиции в экономике. Спустя десятилетие, бывший государствообразующий народ, похоже, обрёл своего лидера, но отсутствие у него сформулированной национальной идеи и идеологии государственного развития не способствует духовному и организационному объединению нации. Причинам такого ненормального состояния российского общества и возможности его оздоровления, посвящено нижеследующее исследование.

 

1. Постановка вопроса.

 

Противостояние в среде российской политической элиты на рубеже третьего тысячелетия судьбоносно для страны, т. к. обусловлено не различием мнений либералов и консерваторов, а различием мировоззрений политических группировок, претендующих на власть. Выбор пути развития, по сути, будет зависеть от выбора большинством общества национального мировоззрения (взгляд на мир, отражающий характер нации), которому соответствуют вполне определённые нравственные ценности и образ жизни. Похожий вопрос стоял перед киевским князем Владимиром более десяти веков назад. Нынешним потомкам князя проще, ведь они могут оценить отечественный опыт мировоззренческих исканий двадцатого века, по итогам которого страна потеряла четверть территории, народ десятки миллионов жизней, церковь поставлена на грань физического уничтожения. Однако, потомкам не удаётся сделать объективный анализ этого опыта, более того, не состоялась и их самоидентификация как православного государствообразующего народа, в результате, во властной элите постсоветской России доминируют носители западного мировоззрения. Почему таким трудным оказался вопрос самоидентификации? Да потому, что для православного народа он может состояться только после акта покаяния, примером подобного акта может служить соборное покаяние в Москве после изгнания поляков, которое положило конец смутному времени (1613 г.). Способен ли на такой подвиг народ, три поколения которого воспитывались в духе коммунистической религии, а традиционная вера оплёвывалась, искажалась, загонялась в подполье??? Ведь даже институт православной церкви не принёс публичного покаяния, хотя канонические отступления 18 – 19 веков внесли свою лепту в подготовку катастрофы 1917 года. Что станет со страной, при отрицательном ответе, уже описал американский политический «пророк» З. Бжезинский (Мировая шахматная доска) – распад по типу СССР. Покаяние (перемена ума - гречес.) невозможно без видения и осознания собственных грехов, при этом нужна недюжинная сила воли для их публичного признания. Светский взгляд по данному вопросу прекрасно выразил академик Д. Лихачёв – «для устойчивого развития государства не требуется фантастических планов, требуется во время вскрывать свои ошибки и принимать меры к их устранению и не повторению». Автор предлагает свою версию идентификации нынешних претендентов на роль государствообразующего народа России и их влияние на выбор пути развития страны и общества.

 

2. Идентификация мировоззренческих цивилизаций.

 

Не случайно, анализ духовного состояния российского общества начнём с обзора духовного состояния глобальной цивилизации. Ведь зачинателем эпохи глобализации была коммунистическая Россия, организовавшая идеологическую экспансию по всему миру, лишь в последней трети 20 века Запад, вооружённый новейшими информационными технологиями, перехватил инициативу. Процесс длительного идеологического противостояния привёл к пониманию того, что в мире эволюционирует шесть мировоззренческих цивилизаций, не имеющих чётких государственных границ, но определяющих политику государств и государственных сообществ с соответствующей мировоззренческой доминантой. Духовными источниками у данных цивилизаций являются шесть традиционных религиозных направлений: языческое; восточное (буддизм, индуизм); иудейское; западно- христианское (католицизм, протестантизм); православное; исламское. О завершении религиозной идентификации народов мира говорит тот факт, что самой молодой религии уже 13 веков, а многочисленные секты, возле традиционных конфессий, не поколебали основ традиционных учений. На базе многовекового воспитания духовных ценностей, образовались генотипы народов с устойчивым мировоззрением, которые можно сгруппировать в шесть цивилизаций, находящихся в различных состояниях развития. Почему именно шесть? Дело в том, что критерием идентификации является порядок сочетания трёх составляющих человеческой личности – духовная (сердце); умственная (разум); телесная (чувства). Поведение народа (как совокупности родственных душ) основано на, исторически приобретённом, свойстве руководствоваться в принятии жизненных решений вполне определённым иерархическим порядком сочетания голоса сердца, разума и плоти, это свойство предопределяет тип характера. Вариантов такого сочетания всего шесть и каждый из народов мира несёт типовые признаки одного из них, что предопределяет существование шести мировоззренческих цивилизаций В просторечии, различие в мировоззрениях народов уже давно получает свои идентификационные характеристики - вот некоторые из них: «на западе живут по закону, а в России по совести»; «тело христианского мира находится в Америке, ум – в Европе, а душа – в России»; «хочешь познавать Бога телом – стань буддистом, умом – иудеем, душой – православным». Краткая характеристика современного состояния, представленных цивилизаций, поможет оценить их влияние на историческое развитие Государства Российского.

 

3. Шесть параллельных миров.

 

Мир языческий, некогда процветавший в империях инков, ацтеков, римлян и т. п., ныне сохраняется в реликтовом или деградирующем состоянии ряда народов и государств. Стоит охранять его остатки, чтобы зримо видеть то состояние, в которое христианское общество может очень быстро вернуться, когда гордыня народа отвергает приоритетЗакона Божьего, что подтвердил недавний исторический опыт фашистской Германии и коммунистической России. Промежуточной ступенью для возврата к языческому мировоззрению является атеистическая среда, где роль божественных идолов заменяют кумиры массовой культуры и магии, а жертвоприношения от наркомании, алкоголизма и других пороков переплюнули своей массовостью ритуалы самых жестоких языческих народов. Достижения этого мира остаются познавательными источниками для развития современных культур. Характерная черта мировоззрения – высокоразвитая интуиция, позволяющая выживать в природной среде, но недостаточная для успешной конкуренции с иными цивилизациями.

Мир Восточной цивилизации объединяют нравственные ценности буддизма. Он давно прожил стадию своего расцвета, когда Чингисхан вершил судьбами стран двух континентов, а сейчас решает вопросы выживания среди более сильных конкурентов. Жизненное кредо самого многочисленного народа этой цивилизации хорошо выразил один из руководителей современного Китая: « китайцы живут, для того чтобы кушать, а русские кушают – чтобы жить». В перспективе, религиозные государства (Индия …) и народы (тибетцы …) сохранятся в виде реликтов Восточной цивилизации, а секуляризованные - вряд ли выдержат ассимиляционный натиск иных мировоззрений. В своё время достижения Востока в науке и промышленности были развиты Западным миром на качественно ином уровне и внесли свой вклад в его военное и экономическое превосходство. Современные же страны Востока интенсивно перенимают зарубежные научные и технологические достижения, чтобы догнать и перегнать Запад. Однако только экономической мотивации здесь недостаточно, нужны адекватные изменения в духовной сфере, ведь именно обретение новых духовных ценностей вывело христианские цивилизации в лидеры мирового развития. Характерная черта мировоззрения - терпение и трудолюбие.

Мир ислама. Самая молодая мировоззренческая цивилизация находится в состоянии постоянного противостояния с христианским и иудейским миром. Современная фаза этого противостояния характеризуется локальными военными конфликтами, глобальным терроризмом и идеологической агрессией на информационном поле. Отсутствие политического единства в Исламском мире, обусловленное этническими и религиозными разногласиями, приводит к возникновению разрушительных идей о Мировом Халифате или глобальном терроризме. Вклад в развитие Мировой цивилизации на сегодня в основном составляют поставки энергоресурсов и рабочей силы. Характерная черта мировоззрения – горячее сердце, а способность к самопожертвованию напоминает отличительную особенность ранних христиан. Однако христиане жертвовали своей жизнью за веру или ради спасения единоверцев, а мусульмане – ради устрашения врагов.

Западное христианство. Внесло наибольший вклад в развитие основных составляющих мировой культуры: духовной, научной, промышленной. Если до Реформации импульс развития задавали католики, то с 17 века инициативу перехватывают протестанты. При этом реки крови, пролитой в религиозных, политических и экономических внутренних конфликтах, не поколебали мировоззренческих устоев цивилизации. Признаком устойчивости нынешнего развития данной цивилизации является наличие системообразующего(генерирующего идеологию развития цивилизации) государства – США и его оппонента в лице Европейского союза. Генерация новых технологий составляет основной взнос в развитие Мировой цивилизации. Характерная черта современного Запада – присвоение себе роли спасителя Мира путём навязывания другим странам идеологии либерализма, что, по сути, повторяет мессианский путь коммунистической идеологии.

Иудейская цивилизация уникальна в том, что большую часть своей истории находится в рассеянном состоянии, сохраняя духовное единство, стержнем которого является Ветхий завет и традиции еврейского общежития. Многовековое пребывание в разных странах в роли притесняемого нацменьшинства, способствовало созданию своеобразной культуры, которую можно представить в виде дерева, где ветви олицетворяют диаспоры иудейского народа (германские евреи, русские евреи, американские евреи …..), впитавшие в себя культуры других народов, а ствол - вышеназванный стержень. Неудивительно, что плодами такого дерева являются глобальные системные продукты в виде: мировой финансовой системы; системы управления мировой экономикой; идеологии открытого общества и общечеловеческих ценностей. Внедрение данных глобальных продуктов происходит в альянсе с Западной христианской цивилизацией, которой отведена роль исполнителя, для краткости, далее этот альянс будет именоваться Западом. Значительный вклад в интеллектуальное развитие Мировой цивилизации внесли открытия фундаментальной науки, сделанные учёными евреями. Данные достижения стали результатом культивируемой в народе склонности к умственному труду, и принадлежность к типу нацменьшинств, для которого отечество это весь Мир, потому они не обременяют себя заботами о государственном обустройстве. Характерная черта мировоззрения – склонность к роли дирижёра окружающими народами, государствами, а в конечном итоге всем Миром, обоснованная верой в свою миссию Богом избранного народа и интеллектуальное превосходство.

Православная цивилизация имеет тот же духовный источник, что и западно – христианская, однако понимание сущности этого источника у них различное, отсюда и мировоззрения сформировались различные. Развитие данной цивилизации всегда зависело от состояния дел в системообразующих государствах – Византии, а затем России, которые исполняли роль охранителя духовных ценностей христианства и балансира в столкновениях между Западом, Востоком и Югом. Самое весомое достижение - русская литература, которую ценит весь просвещённый мир. Отличительной чертой характера является широчайший диапазон душевного восприятия мира – от, беспредельной любви и простодушия, до, безрассудной ненависти, что отражается в головокружительных рывках в развитии, победах над более сильным врагом и длительных периодах застоя.

Обобщающий взгляд на мировоззренческую картину мира позволяет увидеть её органичную целостность, основанную на принципе взаимной дополняемости всех шести её частей. Цивилизация, которая найдёт механизмы, взаимно выгодного, межцивилизационного обмена достижениями, при сохранении своего мировоззренческого своеобразия, обретёт искомую модель устойчивого развития. Иудейская цивилизация уже создала прообраз такой модели, однако она не отличается устойчивостью, так как не соответствует принципам открытости и взаимной выгоды. Теперь, с высоты обзора Мировой цивилизации нам легче будет разобраться, кем был советский народ, из которого мы (граждане России) выделились.

 

4. Советский народ.

 

Искусственно созданное сообщество из народов бывшей Российской Империи, путём подмены национальной идеи, каждого из них, на единую идею построения коммунизма. Ради того, чтобы привить народам новую национальную идею, необходимо было дискредитировать прежние, которые имели духовные корни в традиционных религиях. Для чего новой властью было объявлено, что Бога нет, а против всех религий развёрнута, беспрецедентная атеистическая война. Однако вместе с разрушением религиозных институтов была утрачена система нравственного воспитания и нравственной цензуры, что способствовало ослаблению государственного управления и анархии в обществе (аналогичная ситуация возникнет в конце 20 века). Поэтому коммунистической партии пришлось, кроме функций политического и экономического руководителя, принять функцию церкви и прививать гражданам идеологию нового образа жизни с детсадовского возраста и до пенсии. Так как население не горело любовью к данной идеологии (согласно переписи 1936 года 2/3 населения признали себя верующими), партия осваивала системы тотального принуждения и пропаганды. В конечном итоге, КПСС приобрела вид религиозной тоталитарной секты, типовые признаки которой: обожествление вождей, молельные дома, штатные проповедники, преследование вероотступников и т.д. Идеальный аппарат управления, принуждения и пропаганды не спас КПСС от неизбежного краха, так как в основании её лежало ложное учение, противоречащее Истине. Истине, которую не поколебали тысячелетия испытаний человеческой истории. В данном исследовании нам важно разобраться не с философией коммунизма, а с тем, кого представляла революционная элита, сместившая, с поста государствообразующего, православный народ в лице его, нравственно разложившейся, политической элиты. Империя вмещала в себя народы всех мировоззренческих цивилизаций, где русских, на рубеже 20 века, было около 70% (сейчас около 80%), Особую прослойку русского народа представляло западничество – порождение реформ Петра, зародившееся в дворянской среде, это мировоззрение постепенно проникло во все сословные элиты, за исключением крестьянской. Характерной чертой западников является стремление переделать (либо вовсе отказаться) православную культуру и образ жизни по европейским аналогам. В течение трёх столетий менялись формы взаимоотношений отечественных западников с Западной цивилизацией: от подражания и копирования достижений духовной, интеллектуальной и материальной культуры в 18-19 вв., до экспорта на Запад идеологии коммунизма в 20 веке. Идейными оппонентами западников стали почвенники, противостояние между ними, с переменным успехом, продолжается и по сию пору. Эволюция этого противостояния в 19 и 20 веке запечатлена в названиях главных действующих лиц со стороны западников и почвенников: декабристы, народовольцы, большевики – ленинцы, либерал – демократы; и их оппоненты славянофилы, чёрносотенцы, коммунисты – сталинцы, национал - патриоты. На рубеже 20 века организационно сформировалась новая политическая сила, представляющая иудейское мировоззрение, где основной движущей силой была еврейская революционная молодёжь . Гений Ленина объединил радикальных революционеров в партию большевиков, цель которой - свержение самодержавия и построение коммунизма во всём мире. Коммунистическая партия большевиков, после революции, довольно быстро расправилась со своими политическими союзниками и заняла место монархического института, а Советская власть, за которую было отдано 10 миллионов жизней в гражданской войне, получила роль декорации народовластия и исполнителя воли партии. Не даром, «провидец грядущего», батька Махно говорил – я борюсь за Советскую власть, но против коммунистов. Правящая партия, в мировоззренческом плане, представляла химеру из представителей трёх цивилизаций: западно христианской (Ленин); иудейской (Троцкий); православной (Сталин). Поэтому, после победы над общим врагом в гражданской войне, между ними началась внутрипартийная борьба за лидерство. Ленинцы первыми пожали плоды победы, даровав независимость народам западно христианского мировоззрения (Польша, Прибалтика, Финляндия), правда блицкриг экспорта революции на Запад не удался, там властям удалось справиться с революционным пожаром. Тогда они перешли к долговременной стратегии строительства сети коммунистических партий по всему миру и поддержки движений за независимость. Троцкисты заняли ключевые места в печати, кино и театре, откуда удобнее было громить старую русскую культуру, религию, историю и, с чистого листа, формировать в умах образ коммунистической России. Как они понимали Русь православную с высоты своего мировоззрения, видно из стихотворения В. Александровского в газете «Правда» за 13.08.1925 г.

 

Русь! Сгнила? Умерла? Подохла? // Что же! Вечная память тебе. // …Костылями скрипела и шаркала, // Губы мазала в копоть икон, // Над просторами вороном каркала, // Берегла вековой, тяжкий сон. // Эх, старуха! Слепая и глупая!…

 

Сталинисты несли организационное бремя восстановления экономики и государственного управления, а также модернизации народного хозяйства и системы власти. 15 лет внутрипартийной политики компромиссов и политического лавирования, закончились пятилеткой физического и морального уничтожения ленинцев и троцкистов. Затем 20 лет (1936 – 1956 гг.) страна, впервые с допетровских времён, жила единой нацией, когда властная элита и народ были равны перед законом. Истинное мировоззрение вождя станет доступно, если абстрагироваться от разных мнений о его личности и посмотреть на результаты его трудов: историческая память и культурное наследие возвращены народу (правда в искажённом виде), Православная церковь полностью восстановлена в правах; практически восстановлены территориальные потери, а вдоль границ создан буфер из зависимых стран социалистической ориентации; модернизирована экономика, заложен долгосрочный фундамент развития в науке, энергетике, природных ресурсах. Данные достижения позволили стране обрести во второй половине 20 века, признанный в мире, статус сверхдержавы.

1956 год стал годом реанимации, казалось бы, придушенной Сталиным, мировоззренческой химеры в партии. Власть взяли наследники ленинского мировоззрения. По традиции, начали с зачистки политических противников, гонений на Православную церковь и разрушения храмов, а ресурсы государства широкой рекой потекли: на финансирование зарубежных компартий; на вооружение национально – освободительных и революционных движений; на помощь прокоммунистическим развивающимся странам. Однако эти ленинцы были лишь бледной тенью своих идейных прародителей - революционеров интеллектуалов. Поэтому от экспансии, довольно быстро (1968 г.), пришлось перейти в глухую оборону на идеологическом, политическом и экономическом фронтах, причём, внутри страны крепло диссидентское движение из активистов иудейского мировоззрения, получающих материальную, интеллектуальную и политическую поддержку от единоверцев из зарубежья. Противостояние привело в середине восьмидесятых годов к перерождению верхушки КПСС в апологетов либеральной демократии и их объединению с диссидентами в единый прозападный альянс. Этот альянс, по сути, повторил революционный путь большевиков 17 года, когда за устранением прогнившего режима последовало разграбление национального богатства, а приватизированные средства массовой информации стали коллективным пропагандистом и агитатором западного мировоззрения и образа жизни. Понимание мировоззренческой подоплёки происходивших в 20 веке политических событий, позволяет увидеть закономерность сегодняшнего отступления необольшевизма, когда в жёсткой конкурентной борьбе приходят к власти сторонники традиционного мировоззрения, в лице чекистов, при поддержке Православной церкви и большинства населения. Численное меньшинство российских западников не должно вводить в заблуждение, ведь реально за ними стоят сотни миллионов Западно христианской и Иудейской цивилизаций, а православный народ может черпать силы только в своём духовном наследии от святых отцов, пророков и мучеников за веру, и в отечественном опыте государственного и общественного обустройства. Однако наше непокаянное состояние не позволяет в полной мере черпать из этого источника, что приводит к топтанию на месте в государственном и общественном развитии. Такое топтание может привести через 15 лет к реваншу западников и реализации сценария З. Бжезинского, о котором говорилось в начале статьи. Дело в том, что каждые 25 – 30 лет происходит смена поколений, значит, примерно, через 15 лет политику в стране будет определять поколение, сформировавшееся в посткоммунистическое время (с 1991 г.). Ведь не даром руководители правых партий просят у народа - дайте нам ещё время для либеральных реформ, и через 15-20 лет вы будете жить в совершенно другой России. Правда, они стесняются уточнить, что имеют в виду другую по мировоззрению страну: протестантско-иудейскую. Как готовят себе смену народы, претендующие на государствообразующую роль в России? Западники в первую очередь позаботились о воспитании и образовании своей смены. Только в Москве функционирует около двухсот иудейских школ и гуманитарный университет. Сеть платных гимназий и спецшкол по всей стране аккумулирует лучшие преподавательские кадры, оголяя бесплатные школы, которые предназначаются для основной массы православного населения. Руководящий состав ВУЗов гуманитарного и юридического профиля, в большинстве своём, представлен западниками, которые куют кадры для формирования западного мировоззрения и его законодательного утверждения в России. Политическая и предпринимательская элита западников сегодня отдаёт предпочтение школьному и университетскому образованию в Европе или США, где молодые люди не только получают образование, но и впитывают культуру и образ жизни, соответствующий мировоззрению их родителей. Какую смену готовят себе носители православного мировоззрения?

О школьном образовании сказано выше, а в ВУЗах, за исключением элитных, идёт процесс старения и деградации кадров и материальной части, качество образования, естественным образом, соответствует данным процессам. Отрадную картину представляют достижения в военном образовании – кадетские корпуса воспитывают православных защитников отечества, благо в этом деле конкуренции со стороны западников не наблюдается. Православное воспитание в школах удаётся наладить лишь там, где объединяются энтузиазм церкви, местной власти и родителей. Надо честно признать, что воспитанием мировоззрения большей части российской молодёжи ныне занимаются западные производители товаров и услуг, используя СМИ и средства массовых развлечений. В результате такого воспитания, лет через пятнадцать, сформируется электоральное большинство, опираясь на которое к власти придут новые западники на смену устаревшим чекистам и православным неофитам. Носители православного мировоззрения окажутся в таком же меньшинстве, как нынешние коммунисты, правда, в отличие от них, вместе с православной армией. Эта армия поможет православным русским уйти в Сибирь, на Дон, на Кубань и создать там православное государство – Русь Святую. Новые испытания, наконец-то, приведут к перемене ума (покаянию), тогда придёт понимание, что страна может быть много конфессиональной, а вот государствообразующий народ, ответственный за всю страну, может быть только моно конфессиональным с единым мировоззрением, на этом зиждется устойчивость фундамента государственности. Национальные меньшинства могут реализовывать своё мировоззрение в рамках культурной автономии и участвовать в решении общегосударственных проблем в качестве соратников государствообразующего народа. Такое упорядочивание мировоззренческого разнообразия способно не только убрать фактор нестабильности в государстве, но и реализовать принцип гармоничного сосуществования представителей различных мировоззренческих цивилизаций в виде автономных образований на территории единой страны.

Представленный, негативный сценарий развития страны основан на реалиях сегодняшнего мировоззренческого противостояния, характерным примером которого может служить отказ правительства Москвы вводить школьный курс православной культуры, ведь этот город для страны значит больше чем столица, он является местом сосредоточения элит: политической, интеллектуальной, финансовой, духовной. В подобном состоянии столица оказывается не впервой. Иван Грозный, спасаясь от ересей, покинул Москву и приступил к строительству новой столицы на Севере. Усердная работа опричников и раскаяние народа привело к возвращению Москве столичных функций. Сталин, в аналогичной ситуации, никуда не выезжал, а проводил зачистку от носителей чуждого мировоззрения в столице в рамках общегосударственной программы, благо опричников у него было больше, чем у царя Ивана. Так что нынешние разговоры о переносе столицы, возникают не на пустом месте. Возможен ли позитивный сценарий развития, когда вместо распада будет рост: территории, политического авторитета, экономической мощи? Ответ на этот вопрос должен начинаться с понимания кем мы являемся после распада советского народа, т. е. какой веры, какого образа жизни, какой идеи будем продолжателями.

 

5.Русский народ 21 века – это кто?

 

В 19 веке Ф. М. Достоевский дал определение, что в России понятия русский и православный идентичны, отказавшийся от православия перестаёт быть русским. В тоже время, национальность не имела для православного братства значения, чтимы и любимы народом были и императрица немка, и поэт эфиоп, и полководец грузин за их служение обществу в духе единой веры. Как идентифицируют себя русские в 21 веке можно увидеть из опроса 10 тысяч телезрителей на третьем канале (Русский взгляд, октябрь 2003 г.): по крови – 30%; по вере – 24%; остальные – по языку, гражданству, культуре. Данный ответ говорит об отсутствии объединительного стержня, либо о не способности его увидеть. В таком состоянии находится примерно 70% населения в основном молодого и среднего возраста. Люди верующие определились сразу после развала КПСС – стали восстанавливать храмы, мечети, синагоги и общинную жизнь, а верующие коммунисты, организовали новую секту и продолжили политическую борьбу, теперь уже за своё выживание. Однако будущее страны зависит от мировоззренческого самоопределения, выше названного, большинства. Сознание и душу трёх поколений этого большинства калечила коммунистическая и атеистическая пропаганда, а после 1991 года им на смену, из-за рубежа, пришли новые армии пропагандистов от: чуждых конфессий, сектантов, индустрии развлечений, производителей товаров и услуг. Зачем они хотят завоевать души наших людей? Ради приобретения новых потребителей своей духовной, интеллектуальной и материальной продукции. В западном обществе потребления, конкуренция за потребителя настолько высока, что экспансия на новые рынки является условием выживания для производителей массовой продукции. Параллельно иностранцам, действуют доморощенные ловцы душ – сектанты, целители, маги, финансовые мошенники и т. п. Вся эта нечисть продолжает гулять по России, что говорит о затянувшейся болезни общества и слабости государства. Современные почвенники выдвигают теории заговоров (еврейского, масонского, американского и т.п.), цель которых - уничтожить русский народ. Напрасный труд, этот народ, как минимум столетие, занимается самоуничтожением: вырубает собственные духовные корни; искажает и оскверняет историю страны; уничтожает память, поливает помоями своих царей и вождей. Душевно больной народ в начале 20 века встал на путь измены традиционным ценностям и пристрастился к отбросам западного общества: атеизму; нигилизму; экзотическим теориям процветания, типа марксизма и т. п. Нравственный упадок привёл к расцвету наркомании, алкоголизма, половой распущенности, воровству, богоборчеству. И, как апогей болезни, массовое братоубийство. Коммунистические целители провели многолетнее лечение в виде обильного кровопускания (избавление от внутренних болезней), железного занавеса (охранение от внешних болезней), новой религии и идеологии (исцеление от мук совести и вольнодумства). То, что болезнь просто загнали внутрь, стало ясно после падения железного занавеса, когда повторно расцвели все пороки общества начала 20 века. Только названия болезней стали иными: героинозависимость; СПИД; коррупция; экзотическая теория свободного рынка М.Фридмана вместо марксизма и т. п., большого братоубийства не произошло просто потому, что у народа истощились все силы – сила духа, сила воли, сила тела. Нет сил и на то, чтобы вернуться к исцеляющему источнику веры, хотя известно какая награда ждёт блудного сына по возвращении в дом отца своего (Евангелие от Луки,15). Такое состояние общества порождает разрушительные силы национального шовинизма и фашизма, противостоять которым сможет только народ, объединённый верой, идеей, традициями. Политика коммунистов, по созданию единого советского народа, поощряла кровосмесительные браки между представителями разных народов, поэтому выделиться по крови, тем русским, которые считают себя наследниками государствообразующего народа Российской Империи, практически не возможно. Зато остаётся возможность, осознать себя наследниками православного мировоззрения. Как это уже сделали другие русские: западники (западно христианское мировоззрение); евреи (иудейское мировоззрение); мусульмане (исламское мировоззрение); буддисты (восточное мировоззрение). Особняком стоят коммунисты – наследники химеры из трёх мировоззрений, что объясняет их нынешний поиск союзников одновременно среди православных, олигархов западников и олигархов иудеев. Таким образом, бывший советский народ разошёлся по своим исконным мировоззренческим квартирам, кроме наследников православного мировоззрения, одна часть которого хочет вернуться к идеализированному русскому народу в идеализированную Российскую империю, а другая часть не хочет отказываться от достижений советского периода. Наверное, правы и те и другие, для вновь рождаемого народа важно понять и принять всю полноту духовного наследия предков, но также важно принять опыт высшего достижения самоорганизации народа – власти советов народных депутатов, наследницы опыта вече, общины, земства. Правда, необходимо констатировать, что советы не смогли реализовать потенциал народовластия, так как сами находились под управлением идеологической власти – КПСС. Необходимо признать, что в сегодняшней России называют себя русскими, зачастую, представители разных народов и мировоззрений. Если для Зарубежья упрощённое название всех жителей России русскими приемлемо, то для молодого поколения страны такое упрощение затрудняет понимание собственного мировоззрения, ответственности перед обществом и гражданской роли в обустройстве государства.

 

6. Православный государствообразующий народ.

 

Закономерным фактом можно признать постепенный приход во властные структуры политиков и управленцев православного мировоззрения на смену западникам. Их единение между собой и сочувствующим населением пока не сформулировано идеологически (система взглядов и идей отражающая содержание целей), а основывается скорее на интуиции, генной памяти, чувстве самосохранения. Отсутствие идеологии может привести к тому же финалу, что пережил период реставрации И. Сталина, когда преобразования в стране, основанные на интуиции, размышлениях и чувствах вождя, скончались вместе с ним. Возможно ли, создать идеологию развития государства, если даже элитные слои православного народа (политическая, интеллектуальная, религиозная …) не смогли пока принести акта соборного покаяния? Ведь это не просто христианский ритуал, а перемена ума, позволяющая увидеть вехи пути, с которого сбился грешный народ. Нынешняя неспособность к покаянию говорит о высокой степени повреждения души, сознания и чувств, православного(по духу) советского(по организации жизни) человека. Выход из такого состояния, как всегда, подсказывает Евангелие. Один человек попросил Иисуса исцелить его тяжелобольного сына. Иисус сказал, что исполнит его просьбу, если он искренне верует. Человек сознавал слабость своей веры, но имел огромное желание помочь сыну. Тогда он возопил. «Верую Господи! Помоги моему неверию!». Больной был исцелён. Эта библейская история подсказывает, что исцеление православного народа зависит от степени: осознания своего маловерия; желания спасти себя и своих детей; обращения за омощью к Господу.

Как, на практике, можно реализовать, по мнению автора, философское осмысление роли государствообразующего народа в деле государственного обустройства страны. Для начала, посмотрим, на примерах других стран христианского мира, как вопросы покаяния и вероисповедания народа влияют на политическое и экономическое состояние государства.

Духовные силы процветающей Германии около полувека питаются непрерывным покаянием лютеранского государствообразующего народа за злодеяния немецкого фашизма. Бремя контрибуции странам победителям, колоссальные затраты на обустройство бывшей ГДР, на репатриантов из бывшего СССР и еврейской диаспоры, на компенсации жертвам фашистского государства – все эти траты приводят, как не странно, к росту благосостояния и политического авторитета страны. Секрет успеха в единстве народа, скреплённом общими целями, традициями, верой. Внешние проявления этих скреп мы, сторонние наблюдатели, можем увидеть: в обычае лютеран жертвовать десятую часть дохода церкви; в способности служить не ради денег, а ради уважения общества и памяти потомков; в приверженности к самодисциплине и экономии ресурсов.

Американский народ тридцатых годов, потрясённый великой депрессией, пришёл к «перемене ума», что проявилось: в массовом возвращении к ортодоксальным ценностям протестантизма; в аскетизме личной жизни; во вновь обретённой национальной цели борьбы за материальное благополучие. В результате, в пятидесятые годы СЩА стал производителем 2/3 промышленной продукции капиталистического мира и лидером технологического прогресса, а президент Эйзенхауер называл своё правительство исполнителем Божьей воли на земле. Православное понимание акта покаяния предусматривает сокрушение сердца, о вскрытых грехах, в течение всей оставшейся жизни человека или исторической жизни народа, иначе искушение прежними грехами и расплата скорбями повторится с неизбежной закономерностью. Нынешнее состояние США характеризуется неуклонным сокращением его доли в мировом промышленном производстве, которое сопровождается деградацией: религиозного духа в обществе и нравственных норм в государстве и бизнесе. Очевидные признаки духовного упадка государствообразующего (протестантского) народа можно продемонстрировать на следующих известных фактах. Растёт число политиков, предлагающих отменить обязательную молитву в школах, в рамках пропаганды за светский образ жизни. По всей стране открыто 200 институтов иудаики, для разъяснения смысла иудейского мировоззрения. В 2000 году едва не пришёл к власти ортодоксальный иудей Либерман - кандидат в вице-президенты (кандидат в президенты А. Гор называл его мозгом будущей администрации), он уже объявил себя кандидатом в президенты на 2004 год. Д. Сорос обещает направить все свои ресурсы на выборах 2004 года против переизбрания ревностного протестанта Д. Буша, так как видит в нём угрозу для идеологии либерализма в стране. Сегодняшнее военное и политическое могущество США не должно вводить в заблуждение - оно обусловлено исчезновением конкурирующей сверхдержавы.

Два приведённых примера позволяют понять причины скоропостижного краха КПСС, СССР и второй, по мощи, экономики мира. Ведь видимых причин не было. Новые скрепы, которыми революционная элита соткала духовное единство советского народа, не выдержали испытания временем и были отторгнуты, а старые восстановить не просто, так как процесс воспитания и образования молодого поколения в духе исконного мировоззрения и традиций занимает обычно четверть века. Сознательные мусульмане, буддисты, иудеи, западники быстро встали на этот путь, получая помощь от единоверцев из-за рубежа. Верность избранного ими пути подтверждается плодами: Татарстан, Башкортостан, Калмыкия успешно развиваются во главе с национальными лидерами; западники и иудеи заняли ведущие позиции в бизнесе, исполнительной власти, СМИ. В тоже время, большинство потомков православного народа блуждает, без духовных ориентиров, в поиске хлеба насущного или материального богатства, доверяя вопросы воспитания и формирования образа жизни своего молодого поколения иностранным наставникам: Гарри Портеру, А. Шварценеггеру, Д. Соросу и т. п. Ещё 10 – 15 лет такой духовной ассимиляции, и вопрос с самоопределением решится естественным образом – население западного мировоззрения окажется в большинстве, а православный народ в роли национального меньшинства. По мнению автора, ни одно, из четырёх одновременно живущих поколений православных граждан (деды, отцы, сыны, внуки), сегодня не готово к соборному покаянию в лице своих элит. Однако осознать глубину своего духовного повреждения и изъявить желание встать на путь к исцелению, доступно всем. Как организовать этот путь к «перемене ума» в духовной, политической и экономической жизни со стороны общества и государства?

Духовные скрепы. Как и кем, осуществляется воспитание этих скреп в личностях, соединение - личностей в общины, общин в соборную общину – страну, страны с государством (системой управления делами соборной общины)? В Российской Империи основными воспитателями и хранителями духовных ценностей были: семья, школа, церковь. В СССР данные функции выполняла КПСС через: массовые организации (пионерская, комсомольская, профсоюзная …); СМИ; органы принуждения. Опыт показал, что формализм и принуждение в духовном воспитании приводят к ослаблению скреп и распаду государства. В современной России мы имеем другую крайность – освещение и разъяснение сути православных духовных ценностей в СМИ кране скупо, например: на первом телеканале 10 минут в неделю («Слово пастыря»); на третьем 30 минут в неделю («Православная энциклопедия»). И это на фоне ежедневной многочасовой пропаганды ценностей иных мировоззренческих цивилизаций. Церковь реально занимается духовным воспитанием не более 5% населения. Без кардинальных решений национально ориентированной власти, мировоззренческая ассимиляция потомков православного народа приобретёт необратимый характер. Отечественный опыт показывает, что разрушительные силы нашего государства всегда произрастали из атеистической среды, не обременённой нравственными условностями. По мнению автора, вопрос обретения народом, искусственно утраченного и искажённого, духовного наследия предков, можно решить путём создания системы духовного воспитания, образования и просвещения. Система предусмотрит обязательное преподавание Закона Божьего (по конфессиональному признаку) в начальных классах, преподавание основ духовной культуры шести мировоззренческих цивилизаций в старших классах, а для взрослых ликбез в СМИ по тем же основам духовной культуры. Тогда дети получат знание нравственных основ жизни, которые заложены в традиционных религиозных учениях; а молодёжь и взрослые сознательно определяться со своим мировоззрением. Если власть будет строить данную систему также усердно и ретиво как, в своё время, коммунизм и либерализм, то гражданское общество родится естественным путём, а не из искусственной среды либерально демократической тусовки.

Скрепы власти. Власть наследственной монархии и власть компартии одинаково, не смотря на их внешнее могущество, не сумели избежать катастрофических потрясений государственного строя. Власть превращалась в Колосс на глиняных ногах, когда ржавели до предела духовные скрепы между народом и властной элитой (дворянской, коммунистической), тогда оппозиции достаточно было тихо предать во дворце (февраль 1917 г.) или хором крикнуть на площади (август 1991 г.), чтобы Колосс рухнул. Уроки истории подсказывают, что революционное переустройство власти слишком дорого обходится населению, пора обрести модель развивающейся системы власти, которая способна трансформироваться в соответствии с достижениями в духовной, умственной и производственной сферах жизни общества. Два элемента такой модели прошли испытание временем на доверие народа. Первый – единоначалие от князей и царей до генсеков и президентов. Самые жестокие правители (Иван Грозный, Пётр 1, Сталин) стали наиболее почитаемыми у православного народа, понимавшего, что правители были попущением Божьим за грехи вероотступничества, беззакония, братоубийства, ради очищения от скверны и укрепления государственности. У иноверцев российских противоположное мнение о данных правителях и их деяниях и это понятно, так как у них иное мировоззрение, непонятно только почему мы позволяем писать официальную историю Государства Российского согласно интерпретации нацменьшинства. Второй – соборное самоуправление от вече и общины до земства и советов. По системе формирования и функциональным структурам советская власть была образцом демократии, где пропорциональное представительство имели практически все слои населения и национальности, а структура народного контроля действительно работала. Другое дело, что содержание работы этой власти находилось под идеологическим руководством КПСС. После устранения КПСС, устранили и советы, так как именно западная модель формирования власти позволяла новой элите легально манипулировать общественным мнением и формировать власть по своему усмотрению. Народ выражает своё отношение к новой системе формирования власти тем, что на выборах растёт число не голосующих и голосующих против всех.

Развитием и укреплением системы власти сейчас занимается один Президент при духовной поддержке РПЦ. Выстроить двухпартийную систему ему пока не удаётся, а народ теряет доверие ко всем партиям, так как они не несут конструктивных идей развития и не занимаются организационной работой по разрешению проблем государства и общества. Если политическая элита сумеет решить положительно вопрос о государствообразующей роли православного народа, то строительство двухпартийной системы приобретёт идейно осмысленный вид. Обе партии должны быть едины по мировоззрению, но различны по идеологии развития страны. Одна партия почвенников, другая – западников. Православные почвенники видят источники развития: в историческом опыте; в отечественных ресурсах; в принципе самодостаточности. Православные западники – не поклонники западного мировоззрения, а наследники западной политики Петра I, Екатерины II, Сталина, которые для масштабной модернизации страны привлекали с Запада лучших специалистов и учёных, передовые технологии, при этом, не уступивших и пяди государственной независимости. Народы других мировоззрений могут быть представлены в партиях своими фракциями. Таким образом, и государство и партии будут устроены по одному политическому принципу – государствообразующий народ (партия) несёт основное бремя государственного строительства, другие народы (фракции) объединяются вокруг лидера с целью совместного обустройства общего дома. Кто не желает объединяться, может удовлетвориться обустройством своей культурной автономии на территории унитарного государства – Православной России.

Экономические скрепы. Имеют третьестепенное значение по отношению к первым двум, но без них страна также не жизнеспособна. Экономический статус страны в современном мире зависит от наличия идеологии развития, ресурсов и состояния коммуникаций. Идеология – не в виде фантазий политиков, а в виде системы взаимоувязанных концепций и проектов по решению текущих и стратегических экономических проблем общества – не родилась ещё ни во власти, ни в научной элите. Кадровые ресурсы находятся в расстроенном состоянии – невостребованные высококвалифицированные специалисты либо обслуживают зарубежные экономики, либо поменяли род занятий, а система подготовки кадров разрушена. Энергетические и сырьевые ресурсы стали не доступны для не модернизированной части отечественной экономики из-за либеральной ценовой политики. Такая политика могла иметь оправдание, если бы прибыль от продажи дорогих ресурсов шла на модернизацию обрабатывающей промышленности, а не утекала в зарубежные экономики. Какое значение имеет стоимость энергоресурсов для развития экономики, можно проиллюстрировать на действиях властей США, которые развязали войну с Ираком ради дешёвой нефти. Стратегия развития коммуникационных сетей (связи, транспорта) имеет сегодня такое же базовое значение для экономики страны, как в своё время электрификация и индустриализация. Решение этого вопроса может быть только инновационным и уникальным, адекватным проблеме коммуникационного единства самой большой, по территории, страны мира, здесь и ключ к конкурентоспособности среди высокоразвитых экономик.

Эффективность экономических скреп напрямую зависит от состояния скреп власти, которая должна предлагать идеологию развития страны, основанную на принципах национальной идеи государствообразующего народа. Правда, осознать смысл данной национальной идеи, способна только та часть общества, которая способна самоидентифицировать себя в качестве русского православного народа. Своё видение вопроса самоидентификации автор предложил на суд читателей.

 

Русская цивилизация

17.9.2004


Реклама:
-