Валерий ДЕМИН

ГИПЕРБОРЕЯ — ШАГ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

В последнее время снова на слуху у всех название загадочной страны - Гиперборея. Впрчем, так было всегда. Древние эллины, утратив контакты с народами Севера и начисто забыв о своей древней прародине, придумали для всех скопом искусственное название - "те, кто живут за северным ветром - Бореем" (по-гречески - "гипербореи"). Таким образом, Гиперборея - древнее название Севера. Связь между Элладой и Гипербореей сохранялась на протяжении веков и тысячелетий. Это наложило отпечаток на эпитеты некоторых великих героев: Геракл Гиперборейский, который, как писал Пиндар, "достиг земель, что за спиной у ледяного Борея"; Персей Гиперборейский, который сражался со смертоокой Горгоной Медузой во все тех же владениях "ледяного Борея". Солнцебог Аполлон носил тот же эпитет, потому что родился в Гиперборее и возвращался туда на крылатой колеснице каждые 19 лет. Из Гипербореи в Элладу пришли и первые жрецы - служители Аполлона во главе с прорицателем, у которого было вполне русское тотемное имя - Олен[ь]: они-то и воздвигли знаменитый дельфийский храм, создав вдохновенные стихи о своем путешествии и деяниях (обо всем этом подробно рассказано у Павсания).

Гиперборея столь же знаменита, как и ее географическая сестра - Атлантида. Участь обеих одинакова: они погибли в результате мощного природного катаклизма, описанного в Библии под названием "потопа" (в действительности в истории Земли таких потопов было великое множество). Остались однако неуничтожимые следы. Во-первых, чудом сохранившиеся свидетельства античных источников - разрозненные, противоречивые, но нисколько не утратившие своей ценности. Во-вторых, материальные памятники (точнее - то, что от них осталось по прошествии веков и тысячелетий), сохранившиеся по периферии погрузившегося на дно материка - Арктиды-Гипербореи; пока что наиболее исследован в данном плане Кольский полуостров, край древнего Солнечного Божества - Коло, но не менее перспективными являются также Полярный Урал, Новая Земля, Шпицберген (русский Грумант) и другие северные территории. В-третьих, идейное гиперборейское наследие, дожившее до наших дней в виде мифологемы Золотого века.

 

1. Праматерь мировой культуры

О жителях Гипербореи сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира - Плиний Старший писал о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, жившем у полярного круга, и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. Вот что дословно говорится в "Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. ...Нельзя сомневаться в существовании этого народа".

Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории" нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое - и это самое главное, - она размещалась там, где Солнце может не заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались Подсолнечным царством. Другой важное обстоятельство: климат на Севере Евразии в те времена был совсем другим. Это подтверждают и новейшие комплексные исследования, проведенные недавно на севере Шотландии по международной программе: они показали, что еще 4 тысячи лет назад климат на данной широте был сравним со средиземноморским, и здесь водилось большое количество теплолюбивых животных. Впрочем, еще ранее российскими океанографами и палеонтологами было установлено, что в 30-15 тысячелетии до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной Америки. В свою очередь, российские ученые давно установили, что мощные горные образования - хребты Ломоносова и Менделева - сравнительно недавно (10-20 тысяч лет тому назад) возвышались над поверхностью Ледовитого океана, который сам тогда - в силу мягкого климата - не был полностью скован льдом.

Убедительным подтверждением неоспоримого факта благоприятной климатической ситуации, существовавшей в прошлом, служат ежегодные миграции перелетных птиц на Север - генетически запрограммированная память о теплой Прародине. Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить находящиеся здесь повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники (знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французсской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова).

Сохранилась карта Г.Меркатора - наиболее известного картографа всех времен, опиравшегося на какие-то древние знания, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой посередине. Вселенская гора прапредков индоевропейских народов - Меру (от этого древнего слова происходят русские понятия "мир" - во всех его ипостасях - "Вселенная", "народ", "согласие"; а также - "мера", "смерть", "мор", "море" и т.д.) - располагалась на Северном полюсе и являлась центром притяжения всего небесного и поднебесного мира. Люботыно, что, согласно, ранее закрытым данным, в полярном акватории, в российских водах Ледовитого океана действительно существует подводная гора, практически достигающая ледяного панциря (есть все основания предполагать, что она, как и упомянутые выше хребты погрузилась в морскую пучину сравнительно недавно).

Древние авторы и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии" пишут также об окраинной северной территории, полярной оконечности Земли, именуемой Туле (Тула). Туле как раз и занимает то место, где по расчетам должны быть Гиперборея или Арктида (точнее Туле - одна из оконечностей Арктиды). По Страбону, эти земли расположены в шести днях плавания на север от Британии, и море там студнеобразное, напоминающее тело одной из разновидности медуз - "морского легкого". Если надежных текстов нет, а материальные памятники либо не распознаны, либо скрыты под арктическим льдом, - помочь может реконструкция языка: он как хранитель мысли и знаний исчезнувших поколений не менее надежный памятник в сравнении с каменными мегалитами - дольменами, менгирами и кромлехами. Нужно только научиться читать скрытый в них смысл.

Словесной калькой древнего арктического материка Туле (Тула) является название старинного русского города Тула. Конечно, вряд ли русский город Тула имеет прямое отношение (по принадлежности) к древней Гиперборее (Туле). Однако вполне возможно, что народ, связанный с Гипербореей (Туле), некогда вынужден был мигрировать из легендарной страны и присвоить новому месту поселения название Тула (дословно - "потаеное место"). Именно такой смысл имеет, согласно Словарю Даля, понятие "тула": "скрытое, недоступное место", "затулье", "притулье" ("тулить" - укрывать, скрывать, прятать и т.п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: “туло, туловище” - тело без головы, рук и ног; “туло” - колчан в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка"). Производными от той же корневой основы в русском языке являются слова: “тыл” - затылок и вообще - задняя часть чего-либо, “тло” - основание, дно (в современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "до тла"); “тлеть” - гнить или чуть заметно гореть и т.д.

Как видим, имя города Тула имеет богатейшее смысловое содержание, а топонимы с корнем "тул" имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульчин - на Украине, река в Мурманской области - Тулома, озеро в Карелии - Тулос. На американском континенте также известен город Тула - древняя столица доколумбова государства тольтеков (на территории современной Мексики). Арктическое содержание архаичного корня "тул" проявляется и в другом аспекте. Известно, что слово "тюлень" в русском и некоторых других славянских языках происходит от восточно-саамского "тулла", где явственно слышится автохтонное название древней Гипербореи. (Кстати, русское слово "морж" также происходит от восточно-саамского слова того же звучания, и в нем уже слышится другая древнейшая корневая основа, вошедшая в название Вселенской полярной горы Меру и понятие "море").

Несмотря на скудные сведения историков, античный мир располагал обширными представлениями и немаловажными подробностями о жизни и нравах гиперборейцев. И все потому, что корни давних и тесных связей с ними уходят в древнейшую общность праиндоевропейской цивилизации, естественным образом связанную и с Полярным кругом и с "краем земли" - северной береговой линией Евразии и древней материковой и островной культурой. Именно здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной пустыне диких скифов" - по приказу Зевса был прикован к скале непокорный Прометей: вопреки запрету Богов, он подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию под парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобным коршуном Прометей, покуда его не освободил Геракл, - не всегда был столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда несколько раньше сюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медузой и завладеть волшебными крылатыми сандалиями.

Видимо, неспроста многие древние авторы, включая крупнейших античных историков, настойчиво говорят о летательных способностях гиперборейцев, то есть о владении ими техникой полета. Такими, правда, не без иронии их описал еще Лукиан. Может ли быть такое - чтобы древние жители Арктики владели техникой воздухоплавания? А почему бы и нет? Сохранились ведь во множестве изображения вероятных летательных аппаратов - типа воздушных шаров - среди наскальных рисунков Онежского озера. Есть среди них и предположительное изображение летящего гиперборейца. Русский фольклор также сохранил немало образов-символов летательных средств: Летучий корабль, Деревянный орел, Ковер-самолет, Ступа Бабы-Яги и др. Эллинский Солнцебог Аполлон, рожденный в Гиперборее и получивший по месту рождения один из своих главных эпитетов, как уже говорилось выше, постоянно посещал свою далекую родину и прародину практически всех средиземноморских народов. Сохранилось несколько изображений Аполлона, летящего к гиперборейцам. При этом художники упорно воспроизводили совершенно нетипичную для античной изобразительной символики крылатую платформу, восходящую, надо полагать, к какому-то реальному прервообразу.

Думается, не случайно и в северном искусстве сложился настоящий культ крылатых людей. Уместно предположить, что особо любимые и чтимые на Руси образы птицедев Сирина, Алконоста, Гамаюна уходят своими корнями в глубокую гиперборейскую древность - не обязательно напрямую, а, скорее всего, через взаимодействие разных культур, опосредованных в пространстве и во времени. Совсем недавно множество литых бронзовых фигурок крылатых людей, вновь заставляющих вспомнить о гиперборейцах, обнаружено при раскопках святилища на о. Вайгач, расположенном в акватории Ледовитого океана - месту прописки древней Гипербореи.

Но еще раньше множество стилизованных бронзовых изображений птицелюдей было найдено в разных местах Прикамского региона и Приполярного Урала - образцы так называемого Пермского звериного стиля. Почему-то их принято именовать “чудскими древностями” и односторонне привязывать к финно-угорской культуре: раз последними по времени аборигенами здесь являются коми, ханты, манси и др. народы, значит, именно им и принадлежат обнаруженные археологами предметы и изделия. Однако истоки финно-угорских, самодийских, индоевропейских и всех других народов следует искать в нерасчлененном северном Пранароде с единым языком и культурой. Именно в эту гиперборейскую древность уходят и корни “пермского стиля” с его крылатыми птицелюдьми, распространенными, впрочем, по всему земному шару - вплоть до Южной Америки и о. Пасхи. Подтверждением тому служат и другие сюжеты чудских (в смысле “чудесных” от русского слова “чудо”) сокровищ. Так, повсеместно распространенными являются изображения сдвоенных солнечных коней, найденных также и в Прикамье. Но доказывает это лишь одно - общемировое происхождение культур и их носителей!

Описания “механизма” полетов во множестве сохранились в памяти северных народов в виде устойчивых фольклорных образов, бережно передаваемых из поколения в поколение. Уместно напомнить кульминационный эпизод “Калевалы”, где рассказывается о решающем морском сражении между главными героями карело-финского эпоса с противостоящим им народом далекой северной земли Похъёлы за право владения волшебной мельницей Сампо - неиссякаемым источником богатства и процветания. Действие происходит посреди моря-океана. Испробовав все боевые средства против сынов страны Калевы и потерпев неудачу, владычица Похъёлы - ведьма Лоухи - оборачивается гигантской птицей-“летучим кораблем”. Вот как это выглядело в передаче народных сказителей:

Сто мужей на крылья сели

Тысяча на хвост уселась,

Села сотня меченосцев,

Тысяча стрелков отважных.

Распустила Лоухи крылья,

Поднялась орлом на воздух.

Дополнительным доводом в пользу сказанного может послужить еще один факт, продолжающий “крылатую тематику”. Археологов не перестает удивлять обилие так называемых “крылатых предметов”, постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к самым отдаленным временам истории Арктики. Вот он еще один символ Гипербореи! Сделанные из моржового клыка (откуда их поразительная сохранность), эти распростертые крылья, не вписывающиеся ни в какие каталоги, сами собой наводят на мысль о древних летательных приспособлениях. Впоследствии эти символы, передаваясь из поколения в поколение, распространились по всему свету и закрепились практически во всех древних культурах: египетской, ассирийской, хеттской, персидской, ацтекской, майя и так - до Полинезии. Ныне парящие крылья как подсознательная память о заре человечества стали эмблемой российской авиации и космонавтики.

2. Тайна осталась на Севере

Необычную записку отправил в Политбюро ЦК ВКП(б) летом 1925 года нарком иностранных дел Г.В.Чичерин. Она начиналась так: "Некто Барченко уже 19 лет изучает вопрос о нахождении остатков доисторической культуры. Его теория заключается в том, что в доисторические времена человечество развило необыкновенно богатую культуру, далеко превосходившую в своих научных достижениях переживаемый нами исторический период…" (Цит. по: Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы: Новые материалы о русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине ХХ века (Бурятия, Монголия, Тибет). СПб.-Самара-Прага. 1997. С. 170). Накануне они встречались. Барченко просил разрешить ему выехать с экспедицией в Афганистан и Тибет, где, по его сведениям, по-прежнему живут хранители древнего универсального знания. Чичерин решил поддержать удивительные поиски. Однако экспедиция не состоялась из-за козней ОГПУ. Барченко отказывался включить в число участников небезызвестного Якова Блюмкина - убийцу немецкого посла Мирбаха, который преспокойно продолжал работать в органах госбезопасности (лишь спустя некоторое время он будет расстрелян за тайные контакты с Троцким).

Но у всей этой истории была и предыстория. Чичерин неспроста указывает в своей записке, что Барченко вот уже почти два десятилетия занимается проблемой, которая имеет колоссальное значение для познания глубинных корней всей мировой цивилизации. Большевикам-государственникам этот вопрос был далеко не безразличен. А уж невероятные древние знания и подавно. Еще раньше по всем этим делам с Барченко встречался Дзержинский. Его интересовали детали состоявшейся еще в 1922 году экспедиции Барченко на Север, на Кольский полуостров, в самое сердце Русской Лапландии.

Но кто же он такой - человек, идеями которого вынуждено было заниматься всесильные ЧК—ОГПУ, Наркомат иностранных дел и Политбюро? Александр Васильевич Барченко (1881-1938) - трагическая фигура отечественной истории. По существу он стал заложником тайн, которыми владел. Талантливый писатель и ученый, профессиональный экстрасенс, он занимался вопросами передачи мыслей на расстояние. В дореволюционной периодике был опубликован ряд статей на данную тему, опирающихся на блестяще проведенные эксперименты. Кстати, и на Мурман он поехал в начале 20-х годов по мандату Института мозга, подписанному академиком Бехтеревым, с целью изучения таинственных явлений психики, присущих исключительно северным народам. Эта сторона деятельности Барченко также интересовала органы госбезопасности Он был привлечен к сверхсекретным научным разработкам, возглавил лабораторию психотронного направления и погиб в годы массовых репрессий.

Но Барченко настойчиво занимался и проблемами прдыстории человечества, поисками универсального и высокоразвитого знания, которыми владели древние цивилизации, в том числе и существовавшие на территории Русского Севера. Несомненно, Барченко соприкасался с неким тайным источником знаний, откуда почерпнул имевшиеся у него факты и сведения. Судя по всему, это был тот же самый источник, который заставил и Николая Рериха сняться с насиженных мест и устремиться в поисках Универсального знания. Рерих и Барченко действовали как бы синхронно, искали одно и то же, но первый - на Востоке, а второй - на Севере.

У Барченко была достаточно стройная и аргументированная концепция развития мировой цивилизации. Она возникла и процветала вместе со всем человечеством на Севере, где царил Золотой век и были благоприятные климатические условия. Но где-то 9-12 тысяч лет назад на Земле все переменилось. В результате космического катаклизма изменился климат, последовала целая серия всемирных потопов, высокоразвитые цивилизации погибли, а уцелевшие люди вынуждены были мигрировать с Севера на Юг. Именно тогда и произошел массовый исход ариев - прапредков всех современных индоевропейских народов - из районов, прилегающих к Кольскому полуострову, в места их нынешнего расселения.

В 1922 году, во время трехлетнего пребывания в Мурманске Барченко предпринял попытку отыскать в центре Русской Лапландии свидетельства былого существования в этом регионе древнейшей цивилизации. По расчетам его друга и участника лапландской экспедиции, геофизика и астронома Александра Кондиайна Барченко привел свой отряд к священному и табуированому саамскому Сейдозеру. Только раз в году шаман приводил сюда окрестных лопарей, чтобы совершить ритуальную трапезу и массовые любовные оргии. И дальше все вновь погружалось в таинственную тишину. Только стометровое человекоподобное изображение на скале Куйвы охраняло покой этих мест.

Отряд Барченко пробыл в заповедных местах недолго: приближалась ранняя в здешних местах зима - нужно было срочно возвращаться назад. Но кое-что все-таки обнаружили. Газеты того времени сообщали: в центре Кольского полуострова найдены древние пирамиды. Академик Ферсман, побывавший в тех же местах с целью разведки полезных ископаемых, саркастически опровергал сенсационные сообщения прессы. В черновиках дневников Кондиайна (в семейном архиве чудом уцелело несколько листков; сами дневники погибли) сообщалось о древней мощеной дороге, просеках в безлюдной тайге, отесанных и геометрически правильных плитах, белой колонне, других реликвиях. Вот и все, что было известно 75 лет спустя, когда перед автором настоящей статьи и организованной им научно-поисковой экспедицией вновь остро возник вопрос о поисках материальных следов и доказательств в пользу существования на Севере былой высокоразвитой цивилизации, именовавшейся у античных историков и географов Гипербореей.

Перед экспедицией "Гиперборея", которая работала летом 1997/98 гг. на Кольском полуострове, как раз и стояла прямая задача - отыскать следы древней Прародины человечества. Почему на Севере - уже было объяснено выше. Классические древние цивилизации появились в местах своего пребывания на Ближнем Востоке, Южной и Восточной Азии в промежуток между 12-м и 2-м тысячелетиями до новой эры. А до этого прапредки многих из них обитали на Севере, где климат тогда был совершенно иным. Собственно, изменение климата и резкое похолодание, причины которого имеют геофизическую природу (например, смещение наклона земной оси и изменение местонахождения полюсов, так считал еще Ломоносов) - именно данное обстоятельство заставило наших далеких предков мигрировать с Севера на Юг. Объяснение прошлых вселенских катастроф имеет множество научных версий. Среди них: непомерное увеличение масс полярных льдов, в результате чего земля теряет равновесие и совершает "кувырок"; геомагнитная инверсия (смена местами магнитных полюсов); космические аномалии: вспышка сверхновой или обычной звезды, резкие скачки солнечной активности, нарушение гравитационного баланса планет Солнечной системы в результате перегруппировки планет, появления (или, напротив, исчезновения) среди них нового массивного тела, столкновение с кометой или астероидом, сближение с Луной и др.

Подобные катастрофические события достаточно подробно и эмоционально описаны практически во всех древнейших священных книгах и текстах. В Библии вселенский катаклизм назван одним собирательным и леденящим душу словом - "потоп". В реальной истории Земли таких потопов случалось немало. Между прочим в одном из вариантов широко распространенного и популярного в Древней Руси апокрифа "Беседа трех святителей" говорится, что библейский потоп произошел на "земле Север". Более того, из контекста "Беседы", опирающейся какие-то древние источники, следует, что на Севере последовательно произошло два потопа: один канонический - Ноев, другой - при его детях, спустя 89 лет. Весь вопрос в том: где находился в то время Север, если привязывать его к соответствующему полюсу, а полюс в случае смещения земной оси мог находиться совсем не там, где он находится сейчас. Интереснейшие расчеты провели российские геологи и планетологи Г.Г.Кочемасов, С.Г.Сколотнев, В.Л.Сывороткин. Согласно их выводам, земная ось в далеком прошлом находилась не на линии Арктика—Антарктика, а на линии Памир ("Крыша мира")—остров Пасхи ("Пуп Земли"). Соответственно располагались и полюса. Дальнейшие расчеты показали, что в иные времена, отстоящие друг от друга на значительные отрезки времени, земная ось могла проходить и по другим линиям: остров Новая Гвинея—скала Сан-Паулу в Атлантическом океане; регионы - Японский—Южно-Атлантический, Калифорнийский—Южно-Индоокеанский, Азорский—Новозеландский.

Такой подход по существу является новейшей и хорошо обоснованной конкретизацией давнишней концепции "блуждания" географических полюсов. Это - не считая хорошо просчитанной теории регулярной перемены местами магнитных полюсов (согласно новейшим данным такая геомагнитная инверсия за всю историю Земли происходила не менее 171 раза; последняя - 10-12 тысяч лет до новой эры). Естественно, что в каждом таком отдельно взятом случае на планете происходило подлинное светопреставление.

Кроме того, во многих первоисточниках содержатся описания многих чисто северных феноменов: полярных ночей, северных сияний и т.п. Первым, кто обратил на это внимание был выдающийся индийский ученый и общественный деятель Б.Тилак. Его ныне ставший классическим труд так и назывался "Арктическая родина в Ведах". Кстати, Ломоносов (вслед за "отцом истории" Геродотом и другими античными историками) считал, что человеческая история начиналась 400 тысяч лет тому назад. И это не предел!

Таинственная страна за Полярным кругом была сотнями культурно-исторических нитей связана с древними цивилизациями. Письменных свидетельств самых авторитетных ученых и писателей на сей счет, как было проиллюстрировано выше, более чем достаточно. Но не хватало материальных фактов. Предположительное местонахождение следов Гипербореи (точнее - одного из ее культурных очагов) сначала было открыто "на кончике пера": книги "Откуда ты, русское племя?" и "Тайны русского народа: В поисках истоков Руси", цикл статей в газетах и журналах.

Логика подсказывала: материальные памятники Прародины цивилизаций могли сохраниться на Кольском полуострове! Почему именно здесь? Можно привести десятки аргументов. Вот лишь некоторые из них. Гиперборейцы были солнцепоклонниками. Культ Солнца процветал на Севере во все времена. На Мурмане и по сей день сохранились древние петроглифы с изображением Солнца. Зачастую они представляют собой протоиероглифы: точка внутри одного или двух кругов. Аналогичная символика легла в основу древнеегипетских и древнекитайских иероглифов, вошла в современный научный обиход (символическое изображение Солнца в современной астрономии точно такое же, как и многие тысячи лет назад). На Севере берет свое начало и культура лабиринтов; именно отсюда распространились они по всем континентам. Ученые (и в частности - русский историк науки Д.О.Святский) давно доказали, что северные лабиринты (а значит - и их аналоги во всем мире) - не что иное как закодированная проекция блуждания Солнца по полярному небу.

Название Кольского полуострова, образованное от протекающей здесь реки Колы, как раз и означает Солнечную землю. Коло (Коляда) древний языческий (и в первую очередь - славянский) Бог Солнца. Коло - это и есть одно из древних названий Солнца. Практически до наших дней дожили зимние языческие празднества в честь Коляды с веселым ритуалом колядования и пением архаичных обрядовых колядок. Память о древнем солнечном Божестве закрепилась и в понятии "коловорот", первоначально означавшее "солнцеворот", то есть весеннее возвращение солнца после долгой зимней ночи. Хорошо известен и народный астроним Кол - в ряде местностей так именовали Полярную звезду: архаичное представление о небесном неподвижном Коле предполагало медленное вращение вокруг него звездного ковра. Таким образом, солнечный культ недвусмысленно указывает на гиперборейскую Прародину.

Идя по следам отряда Барченко, экспедиция "Гиперборея" отправилась в самый центр Кольского полуострова, в район горного массива Ловозерские тундры и священного саамского Сейдозера. Оно испокон веков окутано тайной. Геологи определяют его окрестности как геотермическую аномалию. Эзотеристы склонны искать здесь Северную Шамбалу и место, где проходит невидимая "космическая струна", облегчающая контакт с Мировым разумом. Существует поверье, что у озера вообще двойное дно. Неудивительно, что именно здесь, в труднодоступной горной местности, на высоте примерно полкилометра от уровня озера, и были обнаружен мощный мегалитический комплекс: циклопические сооружения, культовые и оборонительные кладки, геометрически правильные плиты с таинственными знаками и следами техногенной обработки. Наконец, останки обсерватории - проложенный в скальных породах и устремленный в небо 15-метровый желоб с визирами - отдаленно он напоминает утопленный в грунте секстант знаменитой обсерватории Улугбека под Самаркандом. Однако, глядя на обнаруженные руины (возможно, в далеком прошлом здесь было также и перекрытие), поневоле вспоминается описанный Диодором Сицилийским храм Аполлона в Гиперборее, имевший не только культовое, но и астрономическое предназначение. Оттуда, по словам античного историка, "Луна видна так, будто она близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле" (здесь явный намек на какой-то неизвестный Диодору прибор, "приближающий" Луну к наблюдателю).

Все это подтверждает вывод о существовании на Севере России в очень отдаленные времена высокоразвитой культуры, генетически связанной с другими известными культурами Древности. Это значит: писаная история России, всех населяющих ее народов должна быть скорректирована. Это значит: нижняя планка хронологии Отечества должна быть значительно снижена. Сенсационные открытия, сделанные в 1997 году были продолжены и закреплены летом 1998 года. На добровольной основе и условиях полного самообеспечения в новой экспедиции приняло участие несколько десятков человек всех возрастов из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Североморска, Мончегорска, Оленегорска, Апатитов, Ловозера, Электростали Московской области и ряда других мест. Специалисты различного профиля обследовали обширную территорию горного массива Ловозёрских тундр и расположенных тут же трех заповедных озер - Луявра, Сейдъявра и Умбъявра. Цель одна: развить прошлогодние успехи, найти новые памятники, свидетельствующие о существовании здесь в далеком прошлом древнейшей северной цивилизации.

Поставленные задачи были с лихвой выполнены. Обнаружены материальные следы, подтверждающие глубокую древность процветавшей здесь некогда самобытной культуры, вполне вписывающейся в общую линию развития общемирового исторического процесса.. Независимые эксперты подтвердили глубокую древность найденных памятников. Достигнутые результаты требуют дальнейшего осмысления и обсуждения со стороны научной общественности.

Так, в окрестностях Сейдозера множество геоглифов (гигантских "земляных" изображений). Помимо исполинской стометровой человекоподобной фигуры Куйвы с крестообразно раскинутыми руками, на северном склоне все той же горы Нинчурт, просматривается еще более впечатляющее своими размерами полустертое изображение трезубца. Хорошо видно его лишь во время полярного дня, когда солнце светит с севера, а ориентировочные размеры - 400 метров, что почти вдвое превышает величину более известного по многочисленным публикациям белого геоглифа в форме "канделябра", находящегося на Тихоокеанском побережье Перу.

Но и это открытие не самое потрясающее! Автономный московский отряд Транснациональной школы выживания “Vitalis” (руководители А.В.Иванов и А.Т.Гутин), входивший в состав экспедиции, но избравший самостоятельный маршрут, - обнаружил гигантскую крестообразную фигуру на дне (!) Сейдозера. Увидать ее можно только с вершины противолежащей горы при хорошем солнечном освещении. Западная часть Сейдявра достаточно мелководна, и с высоты (вот где нужен вертолет!) хорошо просматривается загадочный крестообразный контур, выложенный из глыб. Его размеры не могут не поразить воображение: 200 х 100 м! Как разложить под водой тяжелые булыжники практически по прямым линиям? По мнению открывших удивительный гидрофеномен поисковиков, каменные стенки можно выложить зимой по льду, а весной они аккуратно опустятся на дно. Хотя трудно представить, кому потребовалось проделывать столь адскую работу и зачем.

Сдвинуть с места – не то что бы перетащить на значительное расстояние – даже одну глыбу подчас трудоемкая задача для нескольких человек. А тут сотни метров ровной гряды! Да еще под водой! Правда высказывалось вполне обоснованное мнение, что выкладка производилась посуху. И тогда на этом месте вовсе не было никакого озера, а вода скапливалась и устремлялась к Луявру севернее, где с высоты хорошо просматривается высохший водосток. Но что же тогда из себя представляет само Сейдозеро? Искусственное водохранилище? Но кто и когда его соорудил? Остается сожалеть, что так и не доехали нынешним летом до базы экспедиции наши аквалангисты: не нашли денег на доставку громоздкого и тяжелого снаряжения. Так что у исследования загадочных подводных сооружений всё еще впереди.

Не менее сложно разгадать символику циклопических изображений. Как и повсюду в Гиперборее в ней угадывается крест. Но размеры! Гигантский трезубец на склоне горы Нинчурт – 300 м, подводный “крест” – 200 м, великан Куйва – 100 м. Невольно вспоминаются и знаменитые рисунки в южноамериканской пустыне Наска, и недавно открытый в Австралии и сфотографированный с самолета 4-километровое (!) изображение обнаженного мужчины. Откуда же все это? Что за исполины их создавали? По неволе на ум приходят скупые сведения составителей и комментаторов библейских книг, а также свидетельство вавилонского историка Бероса (3-й в. до н.э.) о существовании на земле до человека и одновременно с ним цивилизации исполинов.

Русская Лапландия - край древнейшей культуры, быть может, одной из самых древних на Земле - имеет прямое отношение к региону Арктиды—Гипербореи. Об этом свидетельствуют и новонайденные каменные сооружения, и традиционное для саамов, уходящее в глубь веков и тысячелетий поклонение сейдам (что отличает их - аборигенов Севера - от всех других народов). Лопарский сейд - это, как правило, водруженные друг на друга камни. Лопари-саамы считают духов камня - главными Божествами природных стихий, дарующими удачу и благосостояние (или же напротив - наказывающими тех, кто нарушает гармонию природы). Дух, заключенный в камне, способен не только принести пользу или вред, но и перенести сейд - свое обиталище - с места на место или спрятать его от любопытных глаз. Из камней (а также из оленьих рогов) складывались и традиционные саамские пирамиды - ранее они встречались повсюду, но теперь сохранились только в труднодоступных местах и на вершинах гор.

Вопреки ходячему мнению, культура пирамид - не южного, а северного происхождения. В культово-ритуальной и архитектурно-эстетической форме они воспроизводят древнейший символ арктической Прародины - Полярной горы Меру. Согласно архаичным мифологическим представлениям, она располагается на Северном полюсе и является осью мира - центром Вселенной. Индийцы после постепенной миграции их прапредков с Севера на Юг сохранили память о Полярной горе Меру практически во всех священных книгах и величественных эпических поэмах (позднее древние космологические воззрения вошли в буддийский канон и в изображения на священных мандалах). Однако, еще раньше Мировой горе поклонялись прапредки современных народов, входившие в состав нерасчленненой этнолингвистической общности. Эта Вселенская гора и стала прообразом многочисленных пирамид Старого и Нового Света. Кстати, в древнеегипетском языке пирамида именовалась mr, что полностью созвучно с названием священной горы Меру (с учетом что гласные в египетской иероглифике отсутствуют).

Значение открытия, сделанного в центральных районах Кольского полуострова, трудно переоценить, Впервые найдены материальные подтверждения сведений древних письменных источников и сообщений античных авторов. Таким образом, возникает совершенно новое видение истории России в контексте мирового исторического процесса. Безусловно, открытие древнего культурного очага, связанного с Гипербореей, и начатые исследования - как теоретические, так и практические - следует продолжить уже не на самодеятельной, а на профессиональной основе - с подключением специалистов различного профиля - археологов, спелеологов, геологов, геофизиков, этнографов, лингвистов.

Конечно, в ходе летних поисков всем хотелось большего. Но иного, видимо, не следовало ожидать с самого начала. Что сохранилось от великой столицы Чингисхана - Каракорума в Монголии или столицы Золотой Орды - Сарая на Волге? Абсолютно ничего! А ведь какие-то полтысячи лет тому назад здесь находились центры, где вершились судьбы мира. Та же участь постигла столицы двух других средневековых империй на территории России - Хазарского каганата и Великой Булгарии. Применительно же к северной прародине человечества - Гиперборее - счет идет на тысячелетия. Немудрено, что следы тех времен смогли сохраниться лишь в виде сильно пострадавшей от катаклизмов "каменной летописи", прочесть которую до конца еще предстоит.

За два года работы экспедиции "Гиперборея" мы значительно продвинулись вперед в решении многих вопросов. Но возникло еще немало новых. Исследования следует распространить и на другие северные регионы. На это потребуются годы. Потому и концепция дальнейших изысканий ориентируется уже на новое тысячелетие: "Гиперборея-2000: шаг из прошлого в будущее". Главные открытия, как всегда, впереди!

3. Когда-то мы были счастливы…

Гиперборея - это не просто социокультурный феномен. Гиперборея - это еще и мировоззрение. Можно даже сказать - философия. Философия Золотого века, утраченная вроде бы навсегда, но тем не менее сохранившаяся в основных своих чаяниях и надеждах на лучшее будущее в памяти всех поколений. Золотой век - эпоха справедливости, благоденствия и процветания первобытных людей, живших в мире и достатке, не знавших голода и болезней. Античные авторы однозначно связывали "золотое время" человеческой истории с северной Гипербореей и гиперборейцами - сильными, счастливыми, не ведавшими невзгод и болезней. В памяти северных народов смутные воспоминания о Золотом веке сохранились в форме разного рода мифологем, у карело-финских народов, например, - в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. В русском фольклоре также сохранились отзвуки о чудесной мельнице - символе вечного изобилия и счастья. Это - известный сюжет о волшебных жерновках, которые герой сказки добывает на небе, взобравшись туда по стволу и ветвям огромного дуба (коррелят Мирового Древа). Что касается самого Золотого века, то в русском фольклоре сохранился образ Золотого царства, рассказ о котором предваряет присказка о месте, где текут молочные реки с кисельными берегами (см.: Сборник Афанасьева, № 130). Мифологема "молочные реки" присутствует и в классических описаниях Золотого века у античных авторов:

Не отдыхая, поля колосились в тяжелых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.

Это - Овидий. Ранее Гесиод описывал Золотой век еще детальнее:

Жили те люди, как Боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем не известен…

Картина блаженной жизни из Гесиодовых "Трудов и дней" чуть ли не дословно совпадает с описанием "счастливого народа - гиперборейцев", в приведенным выше отрывке из "Естественной истории" Плиния Старшего: " Там не известны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью." Похожие характеристики Золотого века и его привязку к северным регионам можно обнаружить в других первоисточниках. Священная книга древних иранцев - Авеста - рисует царство Первопредка Йимы, где не было ни зноя, ни холода, ни боли, ни смерти. Фирдоуси в "Шахнаме" уточняет: "Не знали в ту пору ни смерти, ни зла". Индоевропейская общность тогда еще не была расчленена. Впоследствии грянули морозы и сковали землю, они-то и заставили прапредков современных иранцев мигрировать в южном направлении. Но и в сопредельных культурах Евразии и других континентов сохранились воспоминания о счастливом прошлом.

Такова была жизнь древних аборигенов Севера на обширных землях Гипербореи, в число культурных очагов которой входил и нынешний Мурманский край - священная земля древнего языческого Солнцебога Коло, и Карельская земля - родина "Калевалы", и Полярный Урал, и легендарные территории, именовавшиеся Бьярмия и Югорская Земля. Безмятежная жизнь "золотовекцев", ве всякого сомнения, не только выражалась в приспособлении к окружающей среде, но и материализовывалась в рукотворных объектах и сооружениях. Академик Б.А.Рыбаков высказал оригнальную и вполне обоснованную мысль, что в "Калевале" описывается никакая не мельница, а древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие. На Севере такую глубоко закодированную смысловую нагрузку как раз и несут саамские сейды (см: Рыбаков Б.А. Сампо и сейды // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984, С. 73). Вполне возможно, что многочисленные сейды, которые и по сей день сохранились высоко в горах и других глухих местах Русской Лапландии (немало из них - ранее неизвестных - было открыто в ходе экспедиции "Гиперборея") и есть воплощенный в камне символ Золотого века - Сампо.

Исключительно важно понять саму философию Золотого века, дабы спроецировать ее на современные реалии - изменившийся ландшафт и возможно сохранившиеся памятники. При этом безусловно приходится учитывать множество помех на пути такого правильного понимания. Во-первых, значительная удаленность эпохи Золотого века во времени. Во-вторых, природные и климатические катаклизмы (включая смещение земной оси, повлекшее за собой "всемирный потоп"), уничтожившие большую часть материальных следов. В-третьих, возможное отсутствие подобных следов в принципе, ибо, по свидетельству античных авторов, гиперборейская цивилизация была "перьевой": гиперборейцы облачали свое тело в легкие перья, на данной основе, видимо, покоились и их летательные способности (естественно, сохранность подобного материала в виде культурных памятников более чем ограничена). Наконец, в-четвертых, субъективное неприятие консервативно настроенных ученых самой концепции Золотого века, ее привязки к Гиперборее и активное противодействие любым исследованиям, проводимым в данном направлении.

Природа человеческого существа, его эгоистичность и непредсказуемое поведение, казалось бы, оставляют мало шансов для складывания гармонических отношений в масштабах всего общества или целой формации. И все же такое почти что неправдоподобное состояние - не утопия, а реальность, существовавшая, правда, в далеком прошлом. Чтобы превратить идеал в реальность будущего (для настоящего это более чем маловероятно), необходимо учесть опыт предков и прапредков, попытаться создать хотя бы приблизительную гармоническую модель общественного устройства, позволяющего правильно построить и организовать воспитание, регулировать страсти, эгоистические побуждения, уравновешивать интересы полов и поколений.

Против фактов устоять трудно. Логика неумолимо приводит к неизбежному, хотя и парадоксальному выводу: Золотой век - он же Древнекаменный. Просто необходимо внести коррективы в бытующие представления о последнем. Горные массивы Русского Севера - немые свидетели древнейшей истории России, хранящие немало тайн, относящихся к той неимоверно далекой эпохе. Время не исчезает бесследно. На всём оставляет оно следы памяти. Нужно только научиться читать великую книгу Хроноса.