С.С. Серебряков

 

Если не усложнять

Есть упоение в бою.

А.С. Пушкин

Жизнь сложна. Еще сложнее отдельному человеку разобраться в том, каким законам она подчиняется и есть ли они вообще. Многие не имеют ни возможности, ни желания постигнуть тайны мироздания, доверяясь мнению либо близких, либо большинства, чаще же каких-нибудь фальшивых авторитетов, вроде современного телевидения, нагло въехавшего в каждый дом. Сталкиваясь с действительностью, они оказываются в полной растерянности, не находя вразумительных ответов на простые в общем-то вопросы.

К примеру, почему так легко огромные богатства страны, бывшие собственностью всего общества, оказались в руках нескольких сотен никому не известных ранее проходимцев, которые сейчас входят во всемирный клуб долларовых миллиардеров? Ничего не создав, ничего не сделав, став их обладателями благодаря одними только циничным спекуляциям, откровенному воровству. А мощное государство, еще совсем недавно бывшая сверхдержавой, исчезло, став конгломератом враждующих государственных режимов, живущих подаяниями, займами и ссудами Международного валютного фонда или правительств великих держав, составляющих так называемую “семерку”, торгуя при этом направо и налево национальными интересами.

Найти ясного ответа не удается ни в работах популярных либеральных авторитетов, писавших несколько десятилетий о проблемах “этой страны”, ни в трудах поверженных классиков коммунизма, поклонники которых ощущают себя гражданами “Советского Союза”, ни в работах русских мыслителей прошлого, для которых отечеством всегда была Россия, ни в многочисленных современных публикациях, являющихся, в сущности, формой идеологических или партийных споров. Значит, чтобы не оказаться в дураках, надо разобраться самим.

Недостатки незнания

Начнем с самого простого - экономических отношений. В современных условиях, как оказалось, реально возможны только два варианта. Либо хозяйственный потенциал приводится в движение общественной, либо - частной собственностью. Или все субъекты хозяйствования представляют собой обособленные предприятия, которые приобретают ту или иную частную организационно-правовую форму, или все они оказываются составной частью “единого народнохозяйственного комплекса”, которым руководят государственные органы управления.

В первом случае предприятие не более чем производственный цех на единой общенациональной фабрике. Его руководство распоряжается имуществом “цеха” не на праве собственности, а на праве оперативного управления. А поскольку и цех, и созданная им продукция - общественная собственность, то между цехом и фабрикой нет и не может быть никаких налоговых отношений. Вся вновь созданная стоимость автоматически оказывается в государственной казне и используется на общественное благо. Эта форма утвердилась в России в результате великой революции начала XX века, которая в действительности была крестьянской, а потому уравнительной. Иногда нас уверяют, что в 1917 году русские, проявляя некую “отсталость”, совершили ошибку, упразднив частную форму собственности. Но если взглянуть на события прошлого с высоты прожитого страной века, то общественная форма собственности не кажется такой уж неэффективной. По крайней мере, именно благодаря ее использованию одна из великих держав мира превратилась в одну из двух его сверхдержав. А победителей, как известно, не судят.

Во втором случае каждое предприятие имеет полную свободу действия, обособленное имущество и самостоятельный бюджет, ведя хозяйствование на свой страх и риск. Его отношение с государством регулируются законами, главным образом налоговыми. Государственная казна и кассы предприятий при этом никак не сопрягаются. Они принадлежат разным собственникам. Именно такого рода экономические отношения утверждаются теперь в нашей стране. Совершается новая революция. Ее экономическая сущность состоит в том, чтобы упразднить общественную и утвердить в качестве господствующей частную форму собственности.

Почему это стало не только возможным, но и необходимым? Потому что примерно десять лет назад, когда все это началось, в России мало кто сомневался, что социалистический метод хозяйствования, в основе которого была общественная форма собственности, себя полностью исчерпали. Не так важно, соответствовало ли это убеждение действительности, главное состояло в том, что капиталистические отношения, игра рыночных сил, господство денежного эквивалента представлялись могучими рычагами, которые обеспечат такое материальное изобилие, которое и не снилось “советскому человеку”.

Теперь тому же самому большинству очевидно, что сладкие, но беспочвенные ожидания, обернулись после 10 лет “перестроек” и “реформ” горьким разочарованием, крахом надежд. И вновь в обществе разгораются диспуты, напоминающие и повторяющие предыдущую эпоху. Но теперь их предметом оказываются не постылая партийно-хозяйственная номенклатура, а ненавидимые “реформаторы”, не герои “застоя”, а энтузиасты “рынка”, не Лигачев или Зайков, Гришин или Слюньков, а Чубайс и Березовский, Гусинский и Уринсон. Впору совершать очередной прыжок из “царства необходимости в царство свободы”, вновь менять форму экономических отношений, не задумываясь о их сущности.

В действительности же не форма, какой бы значительной она ни была, предопределяет суть происходящего, в их содержание. А содержанием экономических отношений является реально существующее материальное богатство, которым, обеспечивая ее потребности, располагает нация, и которое находится под защитой и покровительством государственного суверенитета. Прежде чем рассуждать о недостатках или преимуществах той или иной формы собственности, необходимо понять размер национального имущества или величину русского национального богатства. Иначе говоря, что по усам уже текло, но в рот так и не попало.

Как бы это ни казалось невероятным, но до самого последнего дня русские не располагали сведениями о стоимости того, чем они реально облагали. Утверждение, что “мы баснословны богаты”, или, наоборот, что “мы бедны, как церковные крысы”, повисало в воздухе. Буквально до самого последнего времени обществу не было известно, какими богатствами оно располагает. Хотя в научном мире такие расчеты предпринимались. Например, в энциклопедии “Политическая экономия”, национальное богатство СССР, в которое не включалась стоимость земли и лесов, составляло на 1976 год 2 трлн. руб. Оно увеличивалось за год на 100 млрд. (М, 1979 г., т.3, с 59-60).

Вероятно, к 1990 году общая сумма богатства, согласно принятой тогда методике счета, выражалась в сумме не менее 3 трлн. руб., в расчете на одного жителя примерно 10 тыс. руб. Как оказалось впоследствии, это расчеты, основанные на планомерно регулируемых внутренних ценах, были занижены по сравнению с рыночной методикой не менее чем в 60 раз. Но как раз такой номинал был воспроизведен на приватизационном чеке (ваучере), что было более чем заниженной суммой, не отражавшей реальную картину.

Первая по-настоящему серьезная попытка выразить рыночную стоимость национальное богатство, включающее все его элементы, была предпринята лишь в 1998 году. Согласно опубликованным данным (в пределах РФ) оно исчисляется примерно в сумме 320-380 трлн. долларов. Природно-ресурсные факторы, еще не вовлеченные в функционирующее хозяйство, составляют 80-85 процентов. Вовлечено в экономический оборот от 15 до 20 процентом или, даже если брать по минимуму, от 48 до 64 трлн. долларов. Чтобы понять, каким богатством располагала Россия в границах СССР, эти цифры надо, по крайней мере, удвоить.

В рублевом эквиваленте, полагают эксперты, национальное достояние РФ распределяется так: лесные угодья - свыше 200 квадрлн. руб., пашни и другие сельхозугодья - 5, основные фонды - 17, “потребительское богатство домохозяйств” - 9, материальные оборотные средства и запасы - 3 квадрлн. руб. Бесспорная собственность за рубежом - 70 млрд. долл. (см. Интерфакс-АиФ, 1998, № 23). Таким образом, она потенциально богаче Америки в расчете на одного жителя в 2,5 раза, в 6 раз - Германии, Японии - в 22 раза.

Даже если считать по минимуму, отталкиваясь от суммы в 320 трлн. долларов, при исчислении в рублях по ныне сложившемуся курсу, общая цена национального достояния будет составлять 1984 трлн. руб. В пересчете на одного жителя стоимость совокупного национального богатства равна примерно 2,2 млн. долл. или около 14 млн. руб. Если исключить из этой суммы ту часть богатства, которая еще не вовлечена в хозяйственную деятельность, то в активе остается примерно 3 млн. “новых” руб. или 500 тыс. долларов на одного человека.

Долг нации - вернуть свое

Если переход от капитализма к социализму, от множества самостоятельных экономических субъектов к единому хозяйствующему субъекту, преодоление частной собственности является национализаций, то противоположное движение, от социализма к капитализму, в результате которого преодолевается общественный или общенациональный характер собственности, носит, соответственно, характер разгосударствления, денационализации, а когда она оказывается в собственности частных лиц - приватизации.

Чтобы из наемной рабочей силы, частью которой являлись все взрослые жители страны, превратиться в частных собственников, чтобы всю совокупность материального богатства, создававшегося и организованного в единый народнохозяйственный комплекс, превратить в бесконечное множество независимых друг от друга, конкурирующих хозяйств, можно было использовать известное множество технических приемов, ничего не разрушая и никого не разоряя.

Но власти РФ и большая часть ее населения, недолго думая, сошлись на том, чтобы, с одной стороны, осуществить этот переход одним стремительным броском, а с другой - использовать наиболее криминальную форму - приватизационные чеки на предъявителя. Нет нужды описывать процесс приватизации, так как он хорошо известен всем. В его результате львиная доля приватизационных чеков, розданных населению с номиналом, как было уже сказано, в 10000 рублей, оказалось, через сравнительно непродолжительное время, перепроданной небольшому числу спекулянтов и подставных лиц, не превышающих численно, насколько можно судить по расчетам экспертов, 1 процента населения. Делом техники было обменять ваучеры на контрольные пакеты “ценных бумаг” предприятий, попавших под колесо приватизации, превратившись в их собственников. Но продажа ваучера являлась актом, лишавшим продавца права на долю в общенациональной собственности. При этом мало кто осознавал, что за сумму, эквивалентную в лучшем случае 10 “новым” рублям, владелец ваучера навсегда отказывается от собственности стоимостью в 3 миллиона.

Таким образом, через два-три года после начала реформ не менее 90 процентов населения РФ из совладельцев единого народнохозяйственного комплекса, в расчете на одного человека составляющего приличную сумму в 3 млн. новых рублей, превратились в лишенных права на средства производства пролетариев, источником существования которых является теперь (да и то гипотетически) классическая для капитализма продажа единственного блага, которое у них осталось - способности к труду.

Чтобы понять, почему сравнительно легко удалось, грубо говоря, облапошить десятки, если не сотни миллионов человек, недостаточно списывать состоявшееся мошенничество за счет циничного использования естественных слабостей, присущих человеку, как таковому, - жадности, зависти и глупости. Дело не только в том, что коренное население России оказалась жертвой разрушительного союза оборотистых мошенников и корыстолюбивых невежд. Удача сопутствовала группировке “реформаторов” потому, что имел место заговор, в котором удалось соединить интересы новоявленной финансовой плутократии и старой государственной бюрократии внутри страны с внешними антирусскими силами, которые известный русский мыслитель И. Ильин, живший многие годы в иммиграции, назвал “закулисой”. Фактически можно говорить о состоявшемся заговоре, направленном против самого существования России, поскольку дело идет о ничем не прикрытой, бессовестной кражи, в результате чего русские, лишившись всех средств существования, оказались нацией одураченных. Всю совокупность событий, происшедших в России, можно свести, таким образом, к трем моментам.

У русских отняли реально функционирующее национальное богатство, а значит - и законную ренту на капитал, которая когда-то аккумулировалась в так называемых общественных фондах потребления и использовалась для удовлетворения личных потребностей населения. И капитал, и рента с него присваивается теперь кучкой удачливых мошенников, которых ни с того, ни с сего именуют олигархами, в то время как перед нами - откровенная плутократия, крупные спекулянты, обогатившиеся благодаря экономической некомпетентности и неправдоподобному инфантилизму населения России. Кроме того, отказавшись от реального богатства, граждане России воздвигли формальные препятствия и на пути к богатству потенциальному. А это в денежном выражении примерно 12 млн. рублей на каждого, которые можно постепенно превратить в действующее производство, а значит - и в конкретные виды реального богатства, которые обретают конкретного собственника. Теперь эта часть богатств России может попасть лишь к новоявленным владельцам частных капиталов, но отнюдь не к национальному большинству, переставшему, благодаря собственным “ абсурдным усилиям”, быть собственниками.

Но потерей прав на средства производства дело не ограничилось. Инфляционная политика правительства лишила русских и оборотных средств, благодаря которым хозяйственный потенциал приводится в движение, а его недостаток или отсутствие лишает национальное хозяйство дееспособности и приводит большую часть реальных производств к неизбежному обесцениванию. По некоторым подсчетам, произведенным в Российской академией наук, сумма потерь, понесенных Российской Федерацией вследствие такой экономической политики за последние пять-семь лет, составила примерно 2 трлн. долларов или 12 трлн. рублей.

Наконец, самое главное, русские и другие коренные народы России оказались без собственного государства, которое формально было объявлено упраздненным, стало быть - они лишились единственного исторически оправдавшегося инструмента политической самоорганизации. Последнее обстоятельство особенно нетерпимо, поскольку, в отличие от истории Европы, являвшейся “историей борьбы классов”, или истории Азии, которая является историей “способа производства”, история России была, как утверждал Карамзин и как оценивал ее Пушкин, историей Государства Российского, государственной историей.

Образно говоря, русские самым неожиданным для себя образом оказались и без “злата”, и без “булата”, не в состоянии ни купить, ни взять, ни защитить все то, что принадлежит им или должно принадлежать по праву, по правде, по справедливости.

Сложилась ситуация, которая ставит русскую нацию в безвыходное положение. Либо она отказывается от экономического и политического самоопределения, превращаясь в безжизненный объект, над которым либеральный эксперимент будет безжалостно продолжен. Тогда неизбежен “конец русской истории”. Либо русские все-таки продолжат собственную историю, что предполагает необходимость общенациональной консолидации и самые решительные действия. На первом этапе преодоления кризиса они должны быть направлены, исходя из изложенного, на достижения следующих целей. Во-первых, восстановление Российского государства, его централизованных институтов и вооруженных сил. Дело идет о баснословном богатстве, которое и является объектом непосредственного алчного посягательства, в связи с чем Россия должна иметь средства его защитить. Во-вторых, экспроприация недобросовестных собственников, завладевших материальными и финансовыми активами страны путем мошенничества; очищение отношений собственности от плутократии и спекуляции, для чего должна быть использована власть русского национального права и сила государства. В-третьих, овладение оборотным капиталом и максимально быстрое возвращение его в экономику, придание дееспособности национальному хозяйству и, таким образом, обеспечение всех трудоспособных граждан России работой и материальным достатком.

Вряд ли кому-нибудь придет в голову наглость опровергать самоочевидную истину, что русские в России должны жить, ни в чем не нуждаясь. Для этого, как показывают расчеты, исторический опыт и здравый смысл, есть все предпосылки. Разумеется, чтобы вернуть себе свое, чтобы вновь обрести национальное достоинство, не обойтись без организационных и волевых усилий, без драки, без борьбы. Но разве не обращена к современному положению России известная мысль поэта Гейне о том, что “лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой”?