Планы вмешательства США в зону интересов

исторического Государства Российского[1]

 

Некоторые документы и факты

 

Пообещав использовать американскую дипломатию для содействия установлению баланса сил во благо свободы, Кондолиза Райс была 28 января торжественно приведена к присяге в качестве 66-го по счету Государственного секретаря США судьей Верховного суда Рут Бейдер Гинсбург в Государственном департаменте.

Райс дала торжественную клятву в связи с вступлением в должность вечером 26 января в Белом доме после того, как в тот же день ее назначение было утверждено Сенатом в полном составе. Во время последующей церемонии приведения к присяге в Государственном департаменте, на которой присутствовали Президент и Первая леди, члены семьи Райс, представители Конгресса и сотрудники Государственного департамента, новый Госсекретарь заявила о необходимости работать в партнерстве с союзниками США и другими странами во всем мире, "используя инструменты дипломатии для работы по объединению, укреплению и расширению сообщества демократий", говорится в сообщении Бюро информационных программ Госдепартамента США.

По ее словам, теракты 11 сентября 2001 года как никогда более ясно показали, как "связаны и соединены на всем земном шаре" ценности и интересы США. "Тот день пожара заставил нас осознать, что лучший способ гарантировать мир и надежду во всем мире - это строить мир свободы", - подчеркнула она. "Мы стремимся не просто к отсутствию терроризма; мы стремимся к миру, в котором чаяния людей о свободе одержат триумф", - сказала Райс.

По ее словам, США всегда отстаивали дело свободы, и хотя основатели Америки понимали, что "любое правительство, созданное человеком, не будет совершенным. Они создали демократическую систему правления народа и для народа, содержащую в себе средства, с помощью которых граждане, обладающие убеждениями и смелостью, могли бы исправить ее недостатки".

"Мы полностью признаем, что трудное дело свободы - это задача не для одного поколения, однако это крайне необходимая работа, которую нельзя откладывать, - сказала Райс. - И, в конечном счете, люди во всем мире, которые с нетерпением ждут свободы, борются, спотыкаются и вновь поднимаются, чтобы поддержать дело свободы, достигнут успеха, ибо сила человеческого духа - это великий двигатель истории".

По словам Буша, Райс в последнее время исполняла лидирующую роль в качестве советника по национальной безопасности "во время, когда события, вызванные не нашей волей, выдвинули Америку на передний край истории". "Она твердо убеждена в силе демократии и в ее способности обеспечивать правосудие, свободу и участие мужчин и женщин всех рас и вероисповеданий в жизни общества, идущего курсом, намеченным свободными для себя нациями", - заявил Президент.

Из выступления Госсекретаря Райс:

- Нам предстоит решить много задач. Сейчас поистине замечательное время в истории нашей страны. Президент выдвинул по-настоящему смелую повестку дня американской внешней политики, и Государственный департамент должен играть ведущую роль в этот период, когда дипломатия будет столь важна для упрочения завоеваний последних четырех лет и для энергичного осуществления повестки дня более свободного и благополучного мира. Не могу себе представить лучший призыв, чем сказать, что Америка будет отстаивать свободу, что Америка будет поддерживать тех, кто хочет осуществить свое стремление к свободе. И я, и Президент будем рассчитывать на то, что Государственный департамент возглавит эту работу. Нам надо не просто проводить политику, нам понадобятся идеи, интеллектуальный капитал. Мне нужны ваши идеи. Моя дверь будет открытой. Пожалуйста, поймите, что сейчас такое время, когда нас призывает история. И я рассчитываю работать с каждым из вас для достижения этой цели…

Я хочу поделиться личным воспоминанием, приступая к работе здесь. В последний раз я была в правительстве фактически с 1989 по 1991 год. Тогда тоже было экстраординарное время. Мне повезло: я работала в Белом доме специалистом по Советскому Союзу в конце холодной войны. Не менее интересно, чем сейчас. И мне довелось участвовать в воссоединении Германии, освобождении Восточной Европы и мирном распаде Советского Союза.

Но, знаете, я осознавала, что просто пожинаю плоды хороших решений, принятых в 1946, 1947 и 1948 годах. Многие из тех решений стимулировались хорошей работой, проделанной в этом здании сотрудниками Государственного департамента. В те дни должно было казаться, что марш свободы не гарантирован. Подумайте об этом. В 1947 году гражданские войны в Греции и Турции, в 1948 - постоянное разделение Германии вследствие Берлинского кризиса, а в 1949 году Советский Союз взрывает ядерное оружие на пять лет раньше намеченного срока, а в Китае побеждают коммунисты.

Должно быть, не похоже было на то, что марш свободы обеспечен, но они как-то сплотились, такие люди, как Трумэн, Ачесон, Маршалл и, конечно, на Капитолийском холме сенатор Ванденберг. И они создали политику и ряд институтов, которые дали нам прочный мир. Хотя в то время никто не мог бы себе представить демократическую Германию или демократическую Японию, сейчас, когда Президент Буш сидит рядом с канцлером Шредером или премьер-министром Коидзуми, он сидит рядом не просто с другом, а с демократическим другом.

Знаю, кое-кто сомневается, может ли демократия закрепиться на каменистой почве Западного берега, или в Ираке, или в Афганистане. Я считаю, что мы, как американцы, знающие, как труден путь к демократии, должны в это верить. И мы должны сделать так, чтобы мы работали с теми, кто хочет реализовать эти устремления, чтобы когда-нибудь будущий Президент сидел рядом с демократическим Президентом или премьер-министром одной из многих стран Ближнего Востока, из многих стран, которые еще не знали демократии.

 

Выдержки из доклада Госдепартамента США

«Поддержка прав человека и демократии: действия США в 2003-2004 г.»

(Евразия)

 

Предисловие

Продвижение прав человека и демократии по всему миру не только отражает глубочайшие ценности нашей страны, но и отвечает нашим коренным интересам. Ведь мир, где соблюдаются основополагающие свободы, а граждане могут выбирать подотчетные представительные органы власти, - это мир надежд и возможностей, где не вспыхивают конфликты и хаос и не может процветать тирания и терроризм.

Работа Соединенных Штатов во имя прав человека и демократии пользуется твердой двухпартийной поддержкой в стране и во многом проводится нами в партнерстве с нашими союзниками и друзьями за рубежом. Американцы могут гордиться международными правозащитными механизмами, которые мы помогли сформировать и укрепить. Мы проявляем солидарность с замечательными мужчинами и женщинами всего мира, которые идут на большой личный риск, чтобы пролить свет на нарушения прав человека и добиться демократических перемен, - такими мужественными людьми, как Освальдо Пайя на Кубе, Морган Тсвангираи в Зимбабве и Аунг Сан Су Чи в Бирме.

На каждом континенте мы делаем важные долгосрочные инвестиции в демократию. Мы помогает строить демократические институты. Мы работаем с неправительственными организациями, религиозными группами, оппозиционными партиями, меньшинствами и профсоюзными движениями для развития динамичных гражданских обществ. Мы содействуем эффективному управлению, чтобы создать условия для экономического роста и устойчивого развития. Мы помогаем освобождать поток информации и обеспечивать свободные и честные выборы. А по нашим обменным и другим программам мы знакомим подрастающие поколения с демократическими идеями и процессами. Михаил Саакашвили из Грузии - лишь один из многих молодых лидеров, которые участвовали в финансируемых США программах обмена и вернулись на родину с твердым настроем продвигать реформы. В 2003 году Саакашвили возглавил мирную "революцию роз", которая привела к новым демократическим выборам. Теперь Президенту Саакашвили и его народу предстоит решить сложную задачу - воплотить демократические идеалы, которые они приняли, в повседневную практику. И мы делаем все от нас зависящее, чтобы помочь им добиться успеха.

Издаваемый по требованию Конгресса ежегодный доклад "Поддержка прав человека и демократии: действия США" показывает, как Соединенные Штаты работали по всему миру в 2003 и 2004 годах, чтобы выявлять и исправлять нарушения прав человека и способствовать развитию сильных и стабильных демократий. Как сказал Президент Буш, "обращение к тем, кто жаждет свободы и добивается реформ, таково: они могут быть уверены, что у них есть твердый и постоянный союзник в лице Соединенных Штатов Америки".

Колин Л. Пауэлл, Государственный секретарь

 

ЕВРОПА И ЕВРАЗИЯ

В прошлом году наблюдались неоднозначные результаты в области укрепления прав человека и демократии в Европе и Евразии. Наиболее позитивной общей тенденцией стал рост активности населения и увеличение запаса жизненных сил гражданского общества повсюду в регионе, зачастую в условиях серьезных репрессий. [...]

 

АРМЕНИЯ

Политика правительства в области прав человека оставалась неудовлетворительной. Несмотря на некоторые улучшения в ряде областей, сохранялись серьезные проблемы. ... Президент Роберт Кочарян был переизбран в 2003 году на спорных выборах, которые были омрачены многочисленными серьезными нарушениями, вследствие которых выборы не удовлетворяли международным стандартам. Некоторые сотрудники сил безопасности допускали нарушения прав человека. Поступали сообщения о необоснованных арестах и задержаниях. Одной из проблем оставалось длительное содержание под стражей до суда. Проводилась реформа пенитенциарной системы, но условия содержания заключенных в тюрьмах в целом оставались неудовлетворительными. Исполнительная власть оказывала давление на судей, а некоторые судьи были коррумпированными. Действовали некоторые ограничения на свободу средств массовой информации, собраний, объединений и вероисповедания. Существовала проблема социального насилия против женщин. Имела место также проблема торговли людьми, для решения которой правительство предприняло ряд шагов.

Стратегия США в области прав человека и демократии по-прежнему сосредоточена на фундаментальных вопросах, включая потребность в выборах, удовлетворяющих международным стандартам, становление динамично развивающегося гражданского общества, соблюдение прав человека и власти закона, реформу судебной власти, уважение свободы средств массовой информации, собраний и вероисповедания, повышение прозрачности правительства и борьба с торговлей людьми. Объем помощи США в поддержку этой стратегии в 2003 финансовом году составил 22,4 млн. долларов, из которых около 12,2 млн. долларов было выделено на финансирование программ обучения и обмена на территории США.[...]

 

АЗЕРБАЙДЖАН

Деятельность правительства в области прав человека оставалась неудовлетворительной, и оно продолжало действовать с серьезными нарушениями в этой области. В октябре 2003 года Президентом был избран Ильхам Алиев на спорных выборах, омраченных многочисленными серьезными нарушениями, вследствие чего выборы не удовлетворяли международным стандартам. Сотрудники служб безопасности продолжали совершать многочисленные серьезные нарушения прав граждан, включая чрезмерное использование силы в отношении демонстрантов, а также пытки и избиения задержанных. Продолжали проводиться необоснованные аресты и задержания, а после выборов по стране прокатилась организованная властями волна задержаний и арестов по политическим мотивам. По состоянию на 1 марта 2004 года более 100 человек оставались в заключении. Условия содержания в тюрьмах оставались жесткими и представляющими угрозу для жизни. Имела место проблема длительного содержания под стражей до суда, а справедливое и скорое судебное разбирательство было затруднено тем, что судебная власть находилась под контролем исполнительной власти и была поражена коррупцией. Правительство продолжало частично ограничивать свободу слова, печати, собраний, объединений и вероисповедания и содержать в тюрьмах ряд политических заключенных. Имела место проблема торговли людьми.

Стратегия США в области укрепления прав человека и демократии в Азербайджане охватывает широкий спектр важнейших вопросов, включая соблюдение прав человека, демократические процессы, гражданское общество, власть закона, фундаментальные свободы и борьбу с торговлей людьми. Объем помощи США в поддержку этой стратегии в 2003 финансовом году составил 16,1 млн. долларов, из которых около 7,6 млн. долларов было выделено на финансирование программ обучения и обмена на территории США. [...]

 

БЕЛАРУСЬ

Президент Александр Лукашенко, впервые избранный в 1994 году, в 1996 году внес поправки в Конституцию в результате омраченного рядом серьезных недостатков референдума, а в 2001 году продлил свои полномочия посредством выборов, признанных Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) несвободными и нечестными. Выборы в местные органы власти в марте и ноябре 2003 года также не были ни свободными, ни честными. Судебная власть не является независимой.

В 2003 году и в начале 2004 года политика правительства Лукашенко в области прав человека оставалась весьма неудовлетворительной и даже ухудшилась в ряде областей; несмотря на улучшения в отдельных областях, власти продолжали совершать многочисленные нарушения прав граждан. Правительство фактически продолжало отказывать гражданам в праве менять свое правительство. Службы безопасности продолжали преследовать и задерживать политических оппонентов, журналистов, активистов правозащитного и профсоюзного движений. Продолжались полицейский произвол и периодическое применение пыток к заключенным и задержанным. Власти по-прежнему отказывались прилагать серьезные усилия для расследований исчезновений известных оппозиционных политических деятелей в предыдущие годы и реагировать на заслуживающие доверия сообщения о причастности к этим исчезновениям правящего режима. Помимо совершения массовых нарушений прав человека и гражданских прав режим провел явно спланированную кампанию по закрытию независимых средств массовой информации и неправительственных организаций. Журналисты, критикующие правительство, подвергались административным наказаниям (обычно в форме штрафов) на основании обвинений в клевете. Правительство также усилило репрессии в отношении независимых профсоюзов, что побудило Комиссию по расследованиям обратиться в Международную организацию труда (МОТ) провести расследование серьезных нарушений прав трудящихся. Власти продолжали ограничивать свободу вероисповедания, угрожая, штрафуя и арестовывая тех, кто занимался неофициальной религиозной деятельностью. Запугивание правительством оппозиционных партий и организаций гражданского общества строго препятствовало развитию прозрачного и демократического политического процесса. Имела место проблема торговли людьми.

Стратегия США по развитию демократии и прав человека в Беларуси заключается в применении политических и экономических ограничений, оказании постоянного двустороннего и многостороннего дипломатического давления и выборочного вмешательства, мониторинга и освещения нарушений. США выделили 8,9 млн. долларов на финансирование программ поддержки независимых СМИ, политических партий, гражданского общества и профсоюзов, пропаганду свободных и честных выборов и власти закона, а также защиты прав человека. [...]

 

ГРУЗИЯ

Правительство Грузии возглавляет Президент Михаил Саакашвили, который был избран 4 января 2004 года на выборах, приблизивших Грузию к выполнению международных стандартов. Парламентские выборы, проведенные 2 ноября 2003 года, были омрачены массовыми подтасовками и манипулированием результатами голосования со стороны избирательных комиссий, контролируемых правительством. ...

Политика правительства в области прав человека оставалась неудовлетворительной, хотя в ряде областей произошли некоторые улучшения. Многочисленные неправительственные организации (НПО) разоблачали случаи смерти в местах заключения в результате физического насилия, пыток или вследствие содержания в негуманных или угрожающих здоровью условиях. НПО сообщали о продолжающихся случаях насилия со стороны правоохранительных органов. Силы безопасности по-прежнему применяли к задержанным пытки, избиения или другие виды насилия. В правоохранительных органах по-прежнему повсеместно имела место коррупция. Проблемами оставались необоснованные аресты и задержания, а также слабая подотчетность. Реформы, нацеленные на создание более независимой судебной власти и обеспечение процесса судопроизводства, тормозились задержками с регулярными выплатами зарплаты судьям. Оставались проблемами затягивание судопроизводства, а также длительное содержание задержанных под стражей. Пресса в целом была свободной; однако иногда правоохранительные органы и другие власти прибегали в отношении журналистов к запугиванию и насилию. В ноябре силы безопасности воздержались от насильственного разгона демонстрантов. Правительственные чиновники посягали на свободу религии и по-прежнему терпимо относились к дискриминации, травле и насилию по отношению к некоторым религиозным меньшинствам. Оставалась проблемой торговля людьми.

Предыдущие выборы в Грузии были омрачены серьезными нарушениями, которые ограничивали право граждан менять свое правительство. В результате стратегия США в отношении прав человека и демократии заключалась в предоставлении помощи, призванной повысить участие и прозрачность в избирательных процессах, борьбе со злоупотреблениями в правоохранительных органах, дискриминацией и преследованием религиозных меньшинств, коррупцией и торговлей людьми, поддержке гражданского общества, содействии судебной реформе и пропаганде идеи независимости средств массовой информации. Объем помощи США в поддержку этих усилий в 2003 финансовом году составил примерно 20,4 млн. долларов, из которых около 8,3 млн. долларов было выделено на финансирование программ обучения и обмена на территории США. [...]

 

КАЗАХСТАН

В течение 2003 года и в начале 2004 года политика правительства в области прав человека оставалась неудовлетворительной, и оно продолжало совершать многочисленные нарушения. Правительство жестко ограничивало право граждан менять свое правительство, и демократические институты остались слабыми. Сотрудники сил безопасности и правоохранительных органов в ряде случаев пытали, избивали и иным образом оскорбляли задержанных. Некоторые должностные лица были наказаны за эти нарушения, в том числе были вынесены первые приговоры по поправке 2002 г. к уголовному кодексу о пытках. Условия в тюрьмах оставались суровыми, однако правительство взяло на себя активную роль в попытках улучшить условия в тюрьмах и обращение с заключенными. Правительство продолжало использовать необоснованные аресты и задержания и избирательно преследовать политических оппонентов, и длительное содержание под стражей было проблемой. Поправки к нескольким законам, регламентирующим полномочия прокуратуры, еще более подточили независимость судебной власти. Правительство ограничивало свободу собраний и объединений и ограничило демократическое выражение мнений, введя ограничения на регистрацию политических партий. Положение со свободой вероисповедания в течение года улучшилось. Сотрудники национальных и региональных учреждений стремились исправлять инциденты, когда местные власти преследовали нетрадиционные религиозные группы или их членов; в результате число таких инцидентов в течение года значительно уменьшилось. Серьезной проблемой было насилие против женщин, включая бытовое насилие. Сохранялись проблемы с дискриминацией женщин, инвалидов и этнических меньшинств. Правительство допускало дискриминацию в пользу этнических казахов. В сельскохозяйственных районах широко применялся детский труд. Торговля людьми, особенно девушками-подростками, была проблемой, для решения которой правительство предпринимало определенные шаги.

По состоянию на конец года лидер оппозиции Галимжан Жакьянов по-прежнему находился в тюрьме, а выборы в местные органы власти в сентябре и октябре 2003 года были омрачены нарушениями. Большинство аналитиков сошлись во мнении, что избирательное законодательство не соответствует стандартам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и создавало неравные условия для кандидатов от оппозиции. Наблюдатели сообщили, что после того, как в 2002 году правительство с помощью самых различных средств, включая меры уголовного и административного наказания, физические нападения и акты вандализма, ликвидировало большинство средств массовой информации, которые были готовы прямо критиковать Президента, эти события продолжали оказывать пугающее воздействие на журналистов, большинство из которых занималось самоцензурой. После трудного 2002 года, в течение которого власти сажали в тюрьму оппозиционных политических деятелей и преследовали независимые СМИ, США нацелили свою стратегию в области прав человека и демократии на прекращение регресса демократических завоеваний и возобновление прогресса. [...]

Дипломатическая деятельность США в течение года была тесно увязана с программами содействия демократии, общая стоимость которых в 2003 финансовом году составила 13,9 млн. долларов, из которых 6,4 млн. долларов было выделено на финансирование программ обучения и обмена на территории США. [...]

 

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В течение 2003 и в начале 2004 года действия киргизского правительства в области прав человека оставались неудовлетворительными, причем в ряде областей положение ухудшилось; хотя в некоторых областях достигнуты успехи, правительство продолжало совершать многочисленные нарушения. Оно жестко ограничивало право граждан менять свои органы власти, и демократические институты оставались слабыми. Сотрудники сил безопасности временами избивали людей и жестоко обращались с ними. Условия в тюрьмах оставались очень плохими, но в течение года немного улучшились. Хотя безнаказанность оставалась проблемой, многочисленные сотрудники правоохранительных органов были уволены или привлечены к судебной ответственности за злоупотребления или неправомерные действия. Было много случаев произвольного ареста или задержания. Полный контроль судебной системы исполнительной властью ограничивал право граждан на надлежащую правовую процедуру, и подобное вмешательство влияло на вердикты по делам видных деятелей оппозиции. Правительство ограничивало свободу слова и печати, хотя и разрешило приступить к работе независимой типографии и телекомпании. Власти использовали бюрократические методы преследования и давления на независимые СМИ, некоторые неправительственные организации (НПО) и оппозицию, хотя государственный уполномоченный по правам человека активно работал, защищая личные права. Особенно проблематичным был проведенный в феврале 2003 года с многочисленными нарушениями конституционный референдум, который укрепил власть Президента и ослабил парламент и Конституционный суд.

Поскольку на 2005 год намечены парламентские и президентские выборы, стратегия США по продвижению демократии и прав человека все больше ориентировалось на создание благоприятных условий для прозрачных, свободных и честных выборов путем укрепления демократических институтов, более полного соблюдения прав человека, поддержки организаций гражданского общества и содействия развитию независимых средств массовой информации. [...]

В 2003 финансовом году в рамках программ США по содействию демократии в Киргизской Республики было израсходовано в общей сложности 14,2 млн. долларов на техническую помощь и гранты в области гражданского общества, власти закона и СМИ для укрепления демократических процедур среди граждан и институтов. Из этой общей суммы 4,4 млн. долларов было выделено на учебные и обменные программы на базе США. [...]

 

МОЛДОВА

В 2001 году парламентские выборы привели к новому коммунистическому большинству в парламенте и правительстве. В целом выборы были свободными и честными; однако в сепаратистской Приднестровской области органы власти затрудняли местным жителям возможность проголосовать. В 2001 году парламент избрал лидера Коммунистической партии Владимира Воронина Президентом. Хотя местные выборы в мае и июне 2003 года в целом соответствовали международным стандартам, наблюдатели выразили озабоченность в связи с запугиванием и арестами оппозиционных кандидатов, давлением на независимые средства массовой информации и использованием государственных СМИ для распространения тенденциозной информации. Конституция предусматривает независимый суд; однако судьи, как сообщалось, подвергались внешнему влиянию и коррупции.

Правительство в целом соблюдало права своих граждан; однако в некоторых областях были проблемы, а приднестровские власти слабо обеспечивали права человека. По сообщениям, власти пытали и избивали некоторых лиц, особенно задержанных и цыган. Условия в тюрьмах оставались тяжелыми. Было распространено мнение о том, что спецслужбы следят за политическими деятелями, используют несанкционированные прослушивающие устройства и временами проводят незаконные обыски. Действовал ряд ограничений на свободу печати, в том числе законы о диффамации и клевете, которые побуждали к самоцензуре, и правительство продолжало ограничивать доступ к независимым СМИ. В течение года правительство ввело новые ограничения на свободу объединений. Несколько религиозных групп продолжали сталкиваться с трудностями при официальной регистрации. В отношении женщин, детей и цыган в обществе по-прежнему распространены насилие и дискриминация. Действовал ряд ограничений на права работающих. Очень серьезной проблемой оставалась торговля женщинами и девочками.

Приднестровские власти, по имеющимся сведениям, продолжали использовать пытки, произвольные аресты и задержания. Условия в тюрьмах в Приднестровье оставались тяжелыми, и три члена группы Иласку молдавской национальности оставались в тюрьме, несмотря на утверждения международных групп, что суды над ними были пристрастными и несправедливыми. Правозащитным группам было отказано в разрешении посетить заключенных в Приднестровье. Приднестровские власти преследовали независимые СМИ, ограничивали свободу объединений и вероисповедания, дискриминировали лиц, говорящих на цыганском языке.

Стратегия США по продвижению прав человека и демократии в Молдове ориентируется на укрепление власти закона, эффективного управления и гражданского общества, содействие свободным и честным выборам и борьбу с торговлей людьми. В 2003 финансовом году в рамках программ содействия демократии в Молдове на техническую помощь и гранты было израсходовано в общей сложности более 8,4 млн. долларов. Из этой суммы 4,2 млн. долларов было выделено на учебные и обменные программы на базе США. [...]

 

РОССИЯ

Хотя правительство России в целом соблюдало права человека в ряде областей, положение с правами человека в нескольких областях в 2003 году ухудшилось. Неудовлетворительными остаются действия властей в Чечне, откуда поступали достоверные сведения о серьезных нарушениях, в том числе многочисленные сообщения о незаконных убийствах и о жестоком обращении с гражданским населением со стороны как федеральных сил безопасности, так и режима Кадырова, а также чеченских боевиков. Парламентские выборы в декабре 2003 года не соответствовали международным стандартам. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) издала пресс-релиз, назвав мартовские президентские выборы "в целом хорошо организованными", но "лишенными элементов подлинной демократической состязательности", упомянув "отсутствие содержательных дебатов" и тенденциозное освещение, особенно по государственному телевидению. В течение всего 2003 и в начале 2004 года давление российских властей ослабляло свободу мнений и средств массовой информации, все большему давлению подвергались также независимые неправительственные организации (НПО) и их сторонники. Продолжали поступать достоверные сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов прибегают к насилию и другому жестокому или унижающему поведению, часто оставаясь безнаказанными. Несколько укрепилась независимость судебной системы, хотя она серьезно искажена коррупцией и испытывает на себе неправомерное влияние исполнительной власти. Ряд дел о предполагаемом шпионаже продолжал вызывать озабоченность в связи с отсутствием надлежащей правовой процедуры и влиянием Федеральной службы безопасности на судебные дела. Власти преследовали некоторые религиозные группы и вводили ограничения на их деятельность. Этнические меньшинства, в том числе цыгане и лица с Кавказа и из Центральной Азии, подвергались широко распространенной государственной и общественной дискриминации, включая насилие. Усилились ограничения на права работников, участились и сообщения о принудительном рабском и детском труде. Серьезной проблемой оставалась торговля людьми.

Стратегия США по правам человека в России заключается в том, чтобы содействовать осведомленности и соблюдению всего спектра прав человека, открытой, прозрачной и представительной демократической политической системе, включая сильное гражданское общество, основополагающим свободам; становлению справедливой и беспристрастной судебной системы и доступу к разнообразным и независимым средствам массовой информации. Американская помощь в поддержку этих целей в 2003 финансовом году составила в общей сложности примерно 79,2 млн. долларов, из которых около 48 млн. было выделено на учебу и обмены на базе США. [...]

Кроме того, в 2003 финансовом году Соединенные Штаты выделили в общей сложности 22,5 млн. долларов на международные программы гуманитарной помощи по удовлетворению широкого диапазона потребностей вынужденных переселенцев на Северном Кавказе, и Соединенные Штаты продолжают оказывать такую помощь. [...]

 

ТАДЖИКИСТАН

Действия правительства в области прав человека оставались неудовлетворительными и в нескольких областях ухудшились; хотя в некоторых областях были достигнуты успехи, оно продолжало совершать многочисленные серьезные нарушения. Полиция и силы безопасности периодически безнаказанно пытали, избивали и унижали задержанных и других лиц. Правительство арестовывало и задерживало произвольно и по политическим мотивам меньше людей, чем в прошлом, но продолжало ограничивать свободу объединений и собраний, осуществляя жесткий контроль над политическими организациями и откладывая регистрацию политических партий. Правительство ввело в действие новые законы, ограничивающие свободу слова и массовой информации, и подвергло преследованиям несколько независимых газет. Правительство продолжало требовать регистрации религиозных учреждений и следить за содержанием проповедей в мечетях, хотя и в меньшей степени, чем в предыдущие годы. Судебная система подвергалась политическому и другому давлению, и судебные процессы часто откладывались. Серьезной проблемой оставалась торговля людьми.

Стратегия США в области прав человека и демократии ориентируется на развитие потенциала правительства и гражданского общества, содействие власти закона, свободным и честным выборам и борьбу с торговлей людьми.

В 2003 финансовом году в рамках программ США по содействию демократии в Таджикистане было израсходовано в общей сложности более 7,5 млн. долларов на техническую помощь и гранты в области прав человека, гражданского общества, власти закона и средств массовой информации для укрепления демократических процедур среди граждан и институтов. Из этой общей суммы 1.9 млн. долларов было выделено на учебные и обменные программы на базе США. [...]

 

ТУРКМЕНИСТАН

Туркменистан представляет собой однопартийное государство, где господствует Президент Сапармурат Ниязов, который сохраняет свою авторитарную монополию на политическую власти и на Демократическую партию, остающуюся единственной юридически признанной политической партией в стране. Ниязов занимает президентский пост с момента обретения независимости в 1991 году и юридически может оставаться в должности до 2010 года. В августе 2003 года Ниязов был пожизненно избран председателем Народного совета, что дает ему возможность существенно повлиять на выбор преемника на посту Президента. Усилия правительства по-прежнему были сосредоточены на укреплении централизованного государственного управления и прославлении Президента. Однопалатный парламент не обладает реальными самостоятельными полномочиями; в августе Народный совет заменил его в качестве верховного законодательного органа. Судебную систему контролировал Президент Ниязов.

Неудовлетворительные действия правительства Туркменистана в области прав человека ухудшились, и оно продолжало совершать многочисленные серьезные нарушения. Положение с правами человека заметно ухудшилось после вооруженного нападения на кортеж Президента Ниязова 25 ноября 2002 года. Поступали многочисленные достоверные сообщения о нарушениях прав человека, совершаемых должностными лицами в ходе расследования этого нападения, в том числе достоверные сообщения о пытках и задержании сотен родственников подозреваемых. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Комиссия ООН по правам человека предложили направить международных представителей для расследования этих сообщений; правительство отказалось содействовать таким визитам. В течение всего 2003 и в начале 2004 года правительство усиливало репрессии в ответ на мнимые угрозы режиму. В начале 2003 года правительство ввело наказание в виде пожизненного заключения за нечетко определенные преступления против государства и ввело режим выездных виз для своих граждан, так что туркменским гражданам стало крайне трудно ездить за границу. Требование о выездных визах было официально отменено в январе 2004 года. В ноябре 2003 года правительство ввело в действие драконовские законы об общественных организациях и религиозных группах, которые жестко ограничивают свободу объединений и вероисповедания, вводя уголовные санкции за незарегистрированную деятельность. Правительство резко ограничивает свободу слова и не допускает свободы печати. В стране нет правозащитных групп ввиду ограничений на свободу слова и объединений. [...]

В 2003 финансовом году в рамках американских программ по содействию демократии в Туркменистане было израсходовано в общей сложности примерно 4,7 млн. долларов, из которых 2,8 млн. было выделено на учебные и обменные программы на базе США. [...]

 

УЗБЕКИСТАН

В течение 2003 и в начале 2004 года действия правительства в области прав человека оставались крайне неудовлетворительными, оно продолжало совершать многочисленные серьезные нарушения. Пытки применяются повсеместно, условия в тюрьмах чрезвычайно тяжелые, преследованиям подвергаются независимые журналисты, оппозиционные политики и правозащитники. В 2003 году, по меньшей мере, четыре человека погибли под стражей при подозрительных обстоятельствах - возможно, вследствие жестокого физического обращения со стороны спецслужб. В конце года число людей, находящихся в тюрьме по политическим или религиозным мотивам, в основном лиц, по мнению правительства, связанных с экстремистскими исламскими политическими группами, составляло, по оценке, от 5300 до 5800. В 2002 году Президент Каримов был избран на второй срок в результате выборов, которые, по широко распространенному мнению, не были ни свободными, ни честными. После проведенного в январе 2002 года референдума, на который международные организации и посольства отказались направить своих наблюдателей, поскольку они не считали, что существует основа для свободных и честных выборов, срок полномочий Президента Каримова был продлен с пяти до семи лет. Парламентские выборы назначены на 2004 год, но к настоящему времени не зарегистрирована ни одна оппозиционная партия.

Соединенные Штаты хотели бы, чтобы правительство Узбекистана добилось большего институционального прогресса, особенно в области демократических реформ. Подход США - интенсивные дискуссии о правах человека и демократизации на всех уровнях власти, прямая межправительственная помощь в области подготовки по правам человека и правовой реформы, поддержка местных неправительственных организаций (НПО) и активное сотрудничество с узбекскими правозащитниками - дал позитивные результаты для гражданского общества. ...

В 2003 финансовом году в рамках американских программ по содействию демократии в Узбекистане было израсходовано в общей сложности 15,9 млн. долларов, из которых 6,3 млн. было выделено на учебные и обменные программы на базе США. [...]

 

УКРАИНА

Проведенные с нарушениями парламентские и местные выборы в 2002 и 2003 годах ограничили право граждан менять свое правительство. Последние процедурно искаженные предложения о поправках к Конституции, внесенные в декабре 2003 и феврале 2004 года, вызвали сомнение в приверженности Украины демократии. Действия правительства в области прав человека оставались неудовлетворительными; хотя в некоторых областях были достигнуты успехи, серьезные проблемы остались. Сотрудники спецслужб безнаказанно совершали нарушения прав человека, включая пытки и гибель людей под стражей. Проблемой оставались произвольные аресты и задержания, порой явно по политическим мотивам. Власти продолжали вмешиваться в деятельность средств массовой информации, преследуя и запугивая журналистов, подвергая материалы цензуре и вынуждая прибегать к самоцензуре. Правительство не обеспечило правосудия в связи с убийствами журналистов Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова. В конце 2003 и начале 2004 года правительство усилило репрессии против гражданского общества, особенно представителей оппозиции и независимых СМИ, урезая гражданские и политические свободы и нарушая права человека. Конституция предусматривает независимость суда; однако суды подвержены политическому вмешательству и коррупции, рассмотрение дел часто откладывается. Серьезной проблемой оставалась торговля женщинами и девочками.

Стратегия США по правам человека и демократии для Украины ориентируется на создание условия для свободных и честных президентских выборов в октябре 2004 года. Это включает в себя укрепление власти закона, независимых СМИ и соблюдения гражданских свобод, а также расширение контрольных и пропагандистских возможностей правозащитных организаций. Ключевой целью является также борьба с торговлей людьми. [...]

В 2003 финансовом году американская помощь Украине в области демократии составила в общей сложности 55 млн. долларов, из которых около 26,5 млн. было выделено на учебные и обменные программы на базе США. [...]

 

Опубликовано Бюро информационных программ

Госдепартамента США.

МиК 2.02.05



[1] Название материала принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-