О.Г. Дмитриева

Депутат Госдумы

 

ПУСТЬ ВЛАСТЬ РАСПЛАЧИВАЕТСЯ ЗА СВОИ ОШИБКИ

 

Оксана Генриховна Дмитриева, независимый депутат Государственной думы (избрана по одномандатному округу 213 г. Санкт-Петербурга, депутат четырех созывов). Она активно выступала против принятия закона №122 о монетизации льгот. Анализируя ситуацию, сложившуюся в стране после вступления в силу скандального закона, она призывает россиян не расслабляться.

 

— После того как правительство, стремясь погасить накал протеста, пошло на некие послабления, вернув льготникам бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а М.Зурабов пообещал всех их бесплатно обеспечить лекарствами, некоторые граждане решили, что одержана победа над 122-м законом. На самом деле победы никакой нет.

Правительство пошло на мелкие подачки только для того, чтобы унять протестующих, но от своих планов не отказалось. Такие подачки будут появляться всегда, как только ситуация начнет выходить из-под контроля. Но подачки — не решение проблемы. Закон №122 остается в силе и будет постоянно «напоминать» о себе все большему и большему числу россиян. Стоит только народу успокоиться, как появятся новые проблемы, не менее острые, чем проезд на городском транспорте.

По моим прогнозам, уже к весне этого года ситуация обострится, когда все устремятся на дачи и огороды. Возникнет вопрос с пригородным автобусным сообщением, которое по закону №122 тоже стало платным для льготников. Тогда пенсионерам и инвалидам вновь придется перекрывать автомагистрали.

Через 2—3 месяца кончатся лимиты на лекарства. Совершеннейший абсурд со стороны Зурабова утверждать, что каждый льготник может прийти в аптеку и бесплатно получить все необходимые лекарства хоть на целых 2—3 тыс. рублей. Мягко говоря, господин министр вводит народ в заблуждение. Чтобы один льготник смог получить на 3 тыс. руб. лекарств, остальным девяти таким же, как он, льготникам придется остаться без единой таблетки. Только при таких условиях один льготник из десяти сможет получить на 3 тыс.руб. лекарств.

Зурабову можно было бы поверить лишь в том случае, если бы по 350 руб. (сумма, причитающаяся по закону на лекарства льготникам) причиталось бы каждому застрахованному гражданину РФ. Тогда понятно: один здоров — ему лекарства не нужны, не израсходованные им средства идут в пользу того, кто нуждается в лекарствах. У нас же речь идет о пенсионерах, инвалидах. Среди них нет ни одного человека, кому лекарства были бы не нужны. Так можно ли заверять, что каждый льготник получит все нужные ему лекарства, хоть на 2500 руб., хоть на 3 тыс. руб.? Реально льготник не может истратить на лекарства больше 350 руб. в месяц.

Просто сейчас ведется пропаганда, подкрепляемая выписыванием лекарств без ограничений. Это закончится тем, что все лимиты быстро исчерпаются и в последующем льготники останутся без лекарств.

Кроме лекарственного мифа, широко распространяется миф о выгодах монетизации для сельских жителей. ТВ показывает, как радуются селяне компенсационной прибавке к пенсии. Думаю, они еще не поняли, чем обернется для них закон №122. Он и их достанет, несмотря на то, что сельские жители мало ездят и у них меньше расходов на транспорт. Представим, кому-то из них потребовалось поехать в район — в больницу, аптеку или по другим надобностям. Раньше пригородный автобус их вез бесплатно, теперь за проезд придется платить, что селянам выльется в существенные затраты.

А ездить им обязательно придется, и чаще, чем прежде. Вот почему. 122-м законом отменен ряд давно существовавших для сельских врачей и учителей льгот: 25% надбавка к зарплате, предоставление им бесплатного помещения с отоплением и освещением, бесплатные коммунальные услуги. Теоретически вопрос об этих льготах отнесен на усмотрение субъекта РФ, но все знают, что в их бюджетах средств на сельских учителей и врачей нет. Таким образом, если до закона №122 в селе еще как-то сохранялась та же система здравоохранения, то с отменой льгот ситуация резко ухудшится, что скоро почувствуют на себе сельские жители и в итоге быстро истратят все свои компенсации на проезд за элементарной медицинской помощью. Да еще и останутся в значительном накладе.

Еще и потому, что законом №122 отменена сельчанам и еще одна важная льгота, которая существовала с 30-х годов ХХ века, — бесплатное выделение лесного фонда для порубки на дрова. Сельским инвалидам и пенсионерам эта возможность предоставлялась бесплатно. Отныне их расходы на дрова и отопление существенно возрастут. Если все перевести на деньги и подсчитать, получится, что компенсация, которую получат сельские жители, чуть не в 2 раза меньше суммы отобранных льгот. Только они это почувствуют позже и поймут, как ухудшилось их материальное положение.

Но так как у нас в стране население преимущественно городское, сельское составляет всего 20%, то и льготники главным образом живут в городах — порядка 90%. Например, 50% участников и инвалидов Великой Отечественной войны живут в Москве и Санкт-Петербурге. Питерцы, почти все награжденные медалью «За оборону Ленинграда», которые приравниваются к участникам войны, жители блокадного Ленинграда, их 200 тыс. человек, — живут в Санкт-Петербурге.

Инвалиды — также преимущественно городское население. Это, во-первых, потому, что инвалидность получить в РФ не так легко, и сельские жители, может быть, и имели бы право на получение инвалидности, но фактически не могут ее оформить. Во-вторых, сельские условия не позволяют долго жить инвалидам. Учитывая такую специфику, считаю, что со стороны тележурналистов, занимавшихся пропагандой закона №122, по меньшей мере некорректно, а по сути кощунственно строить свои репортажи на мнении сельских жителей. Это не отражает позиции подавляющего большинства россиян.

Теперь все пожинают плоды непродуманной социальной политики, ангажированной пропаганды, бездумного законотворчества. Заявленная монетизация обернулась отъемом средств у самых социально незащищенных граждан.

Вот данные по Санкт-Петербургу. Инвалиды II группы — основная категория федеральных льготников, их около 10 млн. человек в стране, в Санкт-Петербурге живет значительная часть. Им по 122-му закону полагается компенсация всего в 550 руб., а стоимость проездного билета по городу 600 руб., стоимость 50% льготы на телефон — 85 руб., вневедомственной сигнализации — 70 руб. Я перечисляю только то, что автоматически получал каждый инвалид II группы в Санкт-Петербурге. Многие инвалиды являются еще и тружениками тыла, это были пересекающиеся категории, и каждый такой льготник имел определенные преимущества. В первую очередь у него было право выбора тех льгот, которые ему нужнее. Являлся, скажем, ветеран труда одновременно и тружеником тыла, как ветеран труда он имел 50% скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг, а как труженик тыла имел право на льготные лекарства и санаторно-курортное лечение. Закон №122 лишил такого права эту категорию льготников.

По самым скромным подсчетам, в сумме установленных компенсационных выплат инвалидам II группы не хватает как минимум 250 руб. Я уже не говорю о том, что у них отняли междугородный проезд, бесплатное пользование пригородным автобусным сообщением, что для большинства из них было необходимо.

Монетизация жестоко обошлась и с детьми-инвалидами, хотя им и причитается компенсация несколько больше — 950 руб. за вычетом социального пакета. Но до закона №122 дети-инвалиды имели право на бесплатный проездной для самого ребенка и сопровождающего его лицо. Теперь сопровождающий лишен бесплатного проезда. Куда отправится ребенок-инвалид без сопровождающего? А семьи, где есть дети-инвалиды, как правило, малообеспеченные. Компенсация в 950 руб. не перекрывает даже транспортных расходов для поездок детей-инвалидов и сопровождающих их родственников.

Элементарный арифметический подсчет показывает, что денежные компенсации всем категориям льготников значительно меньше стоимости предоставлявшихся им натуральных льгот. А если говорить о бухгалтерском подходе, на который ссылается господин А. Исаев, то именно с бухгалтерской точки зрения концептуально закон №122 был обречен на эти негативные последствия.

Вряд ли правительство не знало об этом. Сейчас всем известные министры спешат всю вину свалить на регионы. Но регионы оказались заложниками скандального закона и его авторов. Первоначально правительство сказало, что расходы по федеральным льготникам (льготников законом поделили на федеральных и региональных) берет на себя федеральный бюджет. Но потом центр потребовал, чтобы именно регионы обеспечили льготный проездной билет всем льготникам. По факту, регионам за свой счет потребовалось доплачивать разницу между настоящей ценой проездного билета и его льготной стоимостью. Во что это выльется региональным бюджетам и где им брать эти средства, федеральные министры «не подумали». А выливается в кругленькую сумму. Скажем, проездной в Санкт-Петербурге стоит 600 руб. Региональным льготникам установлена компенсация за городской проезд в 230 руб. Значит, и федеральным льготникам нужно продавать проездной за 230 руб. А 370 руб. должен доплачивать город? Правительство заявило, что оно сможет доплатить из федерального бюджета только 50 руб., а большую половину оплаты проезда федеральных льготников пусть оплатит субъект РФ. Внутригородской проезд — самая дорогостоящая льгота, а правительство, по сути, отказалось исполнять свои собственные обязательства. Так в чем же здесь вина регионов? Я подсчитала, что оплата проездных как для региональных, так и федеральных льготников обойдется регионам в 60 млрд.руб. дополнительных расходов.

И это при том, что федеральное правительство отобрало в пользу федерального центра у субъектов РФ доходную базу на сумму 102 млрд.руб. Изъяты: налог на прибыль — это около 45—50 млрд.руб., отчисления фонда обязательного медицинского страхования — около 40 млрд.руб., водный налог, налог на рекламу. «Взамен» отданы дополнительно расходы по выплате детских пособий в сумме 27 млрд.руб., обеспечение противопожарной безопасности и расходы на начальное профессиональное образование, что в общей сумме составляет свыше 40 млрд. руб.

Теперь, когда народ вышел на улицы и магистрали, правительство спешно направляет в регионы средства, широко рекламируя свои «благодеяния». Распределяются средства, выделяемые, как они говорят, на финансирование льгот следующим образом: около 100 млрд.руб. — на денежные компенсации, выплачиваемые через Пенсионный фонд; 50 млрд. руб. — лекарства; около 10 млрд.руб. — на санаторно-курортное обслуживание, около 10 млрд. — на железнодорожное обслуживание, средства идут прямо РАО ЖД; 170 млрд. руб. — стоимость социального пакета; порядка 30 млрд.руб. — помощь регионам из федерального бюджета на иные направления; 27 млрд. руб. — дополнительно заложено субъектам на компенсацию по линии ЖКХ. Ну еще где-то порядка 40 млрд.руб. на социальные расходы.

То, что сейчас называется «выделением дополнительных средств регионам», на самом деле было заложено в бюджете РФ. В регионах объективно недостает средств, тем более что им вменили дополнительные социальные обязательства. Вот правительство и сказало, что 5 млрд. руб. будет давать дополнительно. Хотя это не означает, что правительство изыскивало новые финансовые источники. На помощь регионам в федеральном бюджете закладывался резерв.

В целом, напомню, федеральный бюджет 2005 года составлен с огромным люфтом. На какие расходы — не ясно. Чего стоит только Стабилизационный фонд. По последним данным, на начало 2005 года с учетом сверхплановых доходов, которые были не израсходованы в 2004 г., Стабилизационный фонд превышает 700 млрд. руб. Плюс у него еще будут плановые поступления порядка 200 млрд. руб., не считая расходов на погашение внешнего долга и на помощь Пенсионному фонду. Почти триллион рублей Стабфонда — прямые поступления, которые к тому же исчисляются по заниженной цене на нефть — всего по 27,5 дол. за баррель, а сейчас баррель нефти стоит около 50 дол. — более чем в 1,5 раза выше.

Все, что связано с этим фондом, его доходы и расходы — закрыто для общественности. По идее, он должен формироваться из остатков неиспользованных бюджетных средств. Как происходит реально — сказать трудно. Правительство депутатам только в отчете сообщает, что считает сверхплановыми доходами, что считает нужным распределить, куда и как — исключительно на усмотрении правительства. Все делается по формуле «пол плюс потолок». Фонд не подотчетен, никем не контролируем. Но у всех должно быть на слуху, что деньги в стране есть и на достойные компенсации льготникам, и на иные государственно значимые расходы.

Хорошо это или плохо — люди должны сами сделать для себя выводы и решить, нужно ли им такое правительство, нужны ли депутаты, голосовавшие за закон №122. Люди должны сами дать правильную оценку и соответственно ей действовать. Иначе они и дальше будут обманываться, и их будут обманывать еще больше.

Вспомним парламентские выборы в 2003 году. Многие проголосовали за «Единую Россию». Но уже тогда было ясно, что именно эта партия голосовала за пенсионную реформу заведомо провальную, которая привела к снижению уровня пенсий. Именно «Единая Россия» не позволяла Госдуме долгое время преодолеть вето на закон о восстановлении так называемых нестраховых периодов. Именно «Единая Россия» не давала возможности увеличить пенсии на коэффициент 1,2. Именно эта партия голосовала за пенсионную реформу, которая ответвляла средства на накопительную часть пенсии и давала возможность Зурабову фактически их «крутить». В итоге средний размер пенсий начал снижаться относительно уровня средней заработной платы. Если ранее средняя пенсия составляла 33% от средней заработной платы по стране, то сейчас она составляет всего 25%, а к 2007 году составит всего 22%, и далее по нисходящей. Уже, казалось бы, только голосование «Единой России» за «реформирование» пенсионной системы, снижающее уровень жизни пенсионеров, красноречиво указывало, как действует эта партия. Но люди этому мало внимания уделяли. Пришли на выборы и проголосовали за «Единую Россию», которая с новой силой продолжила начатое дело по снижению жизненного уровня россиян.

Что собой представляет «реформирование» пенсионной системы и отмена льгот? Всего-навсего — отказ от системы социального страхования, от взаимной ответственности поколений, когда работающее население, платя налоги в фонд соцстраха, обеспечивало выплату пенсий. Мы идем к тому, что пенсионерам придется влачить жалкое существование. Как было при монархии, когда налоги платили только на армию и обеспечение двора — строительство дворцов, проведение балов, празднеств и т.п.

Меня часто спрашивают: в чем выход? Решение тут может быть политическое. Если народ не заставит власть расплачиваться за свои ошибки, то тогда власть будет чувствовать свою абсолютную безнаказанность и продолжит «гасить» вспышки протеста унизительными подачками. Перекрыли магистраль в каком-то регионе — что-то сделают до следующего перекрытия. И так будет продолжаться до тех пор, пока люди будут такое государство терпеть. Таковы мои выводы.

 

 

К данной статье приложены результаты телеопроса телекомпании «Волга» от 2.02.05 с ответами на вопрос: «что вы будете делать после подорожания услуг ЖКХ?». Всего 2073 звонка. Результаты ответов: пойду протестовать 47,8%, перестану платить 28,1%, заплачу и пойду по миру 22,9%, нет проблем с оплатой 1,2%.

 

Записала Галина ПЛАТОВА

 

Редньюс

6-02-2005


Реклама:
-