А. Цыганок

 

Блеф под названием «несокрушимая армия»

 

С большой помпой и на самом высоком уровне недавно было заявлено о повышении денежного довольствия военнослужащим. Мизерном, отметим, повышении, совершенно не компенсирующим то, что было отнято 1 января. Будто бы речь идет о не людях в погонах, которые обеспечивают обороноспособность государства, а об обычных ветеранах и пенсионерах, с которыми власть уже давно привыкла общаться языком подачек.

О том, во что превращается армия благодаря курсу, который проводит Минобороны, и почему российские вооруженные силы никогда не смогут догнать по своему уровню ВС западных стран, рассказал Анатолий Цыганок, полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук. Он называет проводимые сегодня в армии реформы виртуальными:

 

- Выступления высшего руководства армии о полном завершении реформ, пожалуй, в обществе никого особенно не удивили и не восхитили. Большая часть военных аналитиков со скептицизмом встретили парадные доклады руководства МО РФ. Реально ситуацию в армии и на флоте по итогам (2004) года можно охарактеризовать «как практически неизменную в течение последних тринадцати лет».

То, что было в армии при «лучшем министре обороны всех времен – П. Грачеве», сохранилось и поныне. По-прежнему, несмотря на то, что у России другие границы, другие угрозы, другие возможности, другие соседи и партнеры, в 2004 году российская армия готовилась к сражениям, в которых планировались участвовать тысячи танков и бронетранспортеров.

До сих пор вопросам наступательных и оборонительных операций учатся полки и дивизии, корпуса и армии, военные округа и флоты. По большому счету, в российской армии остались прежние нормативные документы - уставы и наставления, по которым учатся сами и учат подчиненных стратеги и тактики. В них 80% отведено наступательным и оборонительным операциям, 15% операциям в особых условиях (в горах, пустынях, северных районах) и 5% десантным и противодесантным операциям.

По мнению большинства ведущих экспертов Запада, в первой половине 21 века напрочь отсутствуют военные угрозы глобального масштаба, в которых могут принимать участие сотни тысяч бронированных машин (танков, БТР, БМП, БРМ, самоходных орудий) и прочей тяжелой техники.

Предполагается, что основные угрозы стабильности в мире возможны, в основном, в прибрежных областях на глубину 200-300 км от побережья. В этих областях ориентировочно проживает до 60% всего населения мирового сообщества. В частности, правительство США последние годы проводит реорганизацию своих ВС и войск с перспективными задачами по ликвидации угроз, в основном, на приморских направлениях.

Вооруженные силы США, по мнению многих военных чинов, «не друг и не враг, а так» – 80% отводят десантным и противодесантным операциям. Складывается впечатление, что российская армия готовится к войнам ХХ века, а наши партнеры по антитеррористической коалиции - почему-то к войнам ХХI. Видимо, поэтому у наших коллег по профессии за рубежом существуют отдельные министерства армии и флота, небольшой комитет Начальников штабов и самодостаточные региональные командования, включающие в себя армию, авиацию и флот.

В России же, верной историческим традициям, гражданский министр обороны командует парадом(?), Генеральным штабом, аппаратом министра (сравнявшимся в прошлом году по «весу» с ГШ) и архаичной структурой военных округов. Для действий на отдельных направлениях, как было продемонстрировано на стратегических учениях «Маневренность 2004» в Приморье, по старинке было быстренько сформировано командование, в котором никто никого не знал, но в «боевой» экстремальной обстановке быстренько познакомились, быстренько организовали взаимодействие и «без потерь» начали отражать высадку стратегического десанта террористов.

За последние годы Министерством обороны и Генеральным штабом введены «новые» оперативно-стратегические понятия. К оперативно-стратегическим отнесены КШУ с Тихоокеанским флотом (август 2003): тревожная группа пограничных войск, мотострелковая рота, рота инженерного саперного полка и отдельного путевого железнодорожного батальона, а также взвод старшего лейтенанта А. Цыбикова.

В феврале 2004 года, в ходе стратегических командно-штабных учений, вышла в море одна ПЛАРБ, которая вместо запланированного реального пуска РСМ-54 совершила его имитацию по полигону Кура, чем оконфузила Верховного главнокомандующего, присутствовавшего на ней.

На «самых масштабных учениях в новейшей истории России» от Балтики до Приморья в июне 2004 года к стратегическому масштабу приравняли уже парашютно-десантную роту Псковской дивизии, батальонную тактическую группу мотострелков Приволжско-Уральского военного округа, а к оперативному соединению флота приравняли десантно-штурмовую роту бригады морской пехоты Северного флота. Министр обороны и командующие округами в «сражение за мост при Терешках» получили практику по вводу в сражение мотострелкового взвода и управления ремонтной мастерской железнодорожных войск, а также стратегической переброски 800 десантников и морских пехотинцев с использованием самолетов Аэрофлота.

Правда, из-за отсутствия авиакеросина стратегическая переброска в обратную сторону этих десантников, по словам начальника главного управления боевой подготовки МО РФ, затянулась на два месяца.

Российская армия - единственная в мире армия, которая не имеет профессиональной прослойки сержантов. В течение года так и не была решена проблема создания средних учебных заведений для их подготовки. Мальчишек после нескольких месяцев обучения только в насмешку можно называть сержантами.

В повседневную норму в армии введено выдвижение офицеров и генералов на высшие должности через две-три ступени, по скрытым мотивам, без обсуждений офицерской общественностью. Высшие должности замещаются не открытым конкурсом (баллотировкой), как было принято в русской армии до 1917 года, или как сейчас во многих армиях мира, а по фаворитизму.

Поэтому, несмотря на трехкратное увеличение ассигнований на армию и флот, за последние три-четыре года эффективность выделенных средств непомерно низка, поскольку при таком прохождении службы «выращены» командующие и заместители министра обороны, не имеющие практики управления войсками, лично не управлявшие пусками ракет, не пользующиеся авторитетом у подчиненных.

Самым главным отрицательным итогом 2004 года было принятие законодательной властью с подачи исполнительной пакета законов и поправок к ним. Наиболее казуистическая из них - «не считать службу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, за работу в районах Крайнего Севера» - полностью зачеркнула закон «О статусе военнослужащего», принятый при президенте Ельцине.

Принятие данных поправок полностью зачеркнуло всю перспективу службы молодым лейтенантам. В результате можно прогнозировать, что отмена льгот повлечет массовый отток из армии офицеров младшего и среднего звена. Армия вообще невозможна без лейтенантов, капитанов и майоров. В итоге, отменив все льготы для военнослужащих, российское государство, не воюя (по большому счету), фактически проводя косметические реформы для успокоения общества (только в сегменте комплектования), оставив неизменной архаичную структуру стратегических и оперативных командований 60-80 годов прошлого столетия, само разваливает свою российскую армию.

Проводимые в течение года учения в армии и флоте носили ярко выраженный пиаровский характер, и направлены они были, в первую очередь, на создание перед Верховным главнокомандующим и обществом ложного имиджа о несокрушимой и высокоманевренной армии.

Громогласные заявления о нанесении ударов по террористам в любой точке земного шара, при отсутствии военно-морских и военно-воздушных баз, без которых практически невозможно осуществить радиолокационную разведку, наведение и управление ударами - наносят вред имиджу России.

В принципе, поддерживая эту позицию государственной власти, мы недоумеваем по поводу непродуманной легковесности заявлений. Современная армия невозможна без воссоздания института сержанта с профессиональным двух-трехлетним обучением для занятий должностей, подлежащих комплектованию контрактниками.

Ложный посыл о том, что на простейших должностях солдат и сержантов должны быть контрактники, связан с неудачами применения войск в антитеррористических операциях и в борьбе с сепаратистами на Северном Кавказе, к которым, по большому счету, армию вообще нецелесообразно привлекать, за исключением подразделений спецназа.

В этой связи высказывание господина С. Иванова[1] в журнале «Россия в глобальной политике, где он относит к угрозам, нейтрализация которых входит к числу задач Вооруженных сил «деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений; трансграничную преступность, контрабандную и иную противозаконную деятельность», дает основание полагать, что он, исполняя должность министра обороны, до сих пор все оценивает через призму генерала спецслужбы. Только этим и можно объяснить гонки атомных крейсеров за браконьерами и тематику оперативных и стратегических учений 2004 года с целью снижения уровня контрабанды на конкретном оперативном направлении.

 

[1] Сергей Иванов. Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты. Россия в глобальной политике. Том 2, №1.С.42

 

МиК 31.01.05


Реклама:
- запой лечение вебсайт