А. Цыганок
Блеф
под названием «несокрушимая армия»
С большой помпой и на самом высоком уровне недавно было
заявлено о повышении денежного довольствия военнослужащим. Мизерном, отметим,
повышении, совершенно не компенсирующим то, что было отнято 1 января. Будто бы
речь идет о не людях в погонах, которые обеспечивают обороноспособность
государства, а об обычных ветеранах и пенсионерах, с которыми власть уже давно
привыкла общаться языком подачек.
О том, во что превращается армия благодаря курсу, который
проводит Минобороны, и почему российские вооруженные силы никогда не смогут
догнать по своему уровню ВС западных стран, рассказал Анатолий Цыганок, полковник, кандидат военных наук, профессор
Академии военных наук. Он называет проводимые сегодня в армии реформы
виртуальными:
- Выступления высшего руководства армии о полном завершении
реформ, пожалуй, в обществе никого особенно не удивили и не восхитили. Большая
часть военных аналитиков со скептицизмом встретили парадные доклады руководства
МО РФ. Реально ситуацию в армии и на флоте по итогам (2004) года можно
охарактеризовать «как практически неизменную в течение последних тринадцати
лет».
То, что было в армии при «лучшем министре обороны всех
времен – П. Грачеве», сохранилось и поныне. По-прежнему, несмотря на то, что у
России другие границы, другие угрозы, другие возможности, другие соседи и
партнеры, в 2004 году российская армия готовилась к сражениям, в которых
планировались участвовать тысячи танков и бронетранспортеров.
До сих пор вопросам наступательных и оборонительных
операций учатся полки и дивизии, корпуса и армии, военные округа и флоты. По
большому счету, в российской армии остались прежние нормативные документы -
уставы и наставления, по которым учатся сами и учат подчиненных стратеги и
тактики. В них 80% отведено наступательным и оборонительным операциям, 15%
операциям в особых условиях (в горах, пустынях, северных районах) и 5%
десантным и противодесантным операциям.
По мнению большинства ведущих экспертов Запада, в первой
половине 21 века напрочь отсутствуют военные угрозы глобального масштаба, в
которых могут принимать участие сотни тысяч бронированных машин (танков, БТР,
БМП, БРМ, самоходных орудий) и прочей тяжелой техники.
Предполагается, что основные угрозы стабильности в мире
возможны, в основном, в прибрежных областях на глубину 200-300 км от побережья.
В этих областях ориентировочно проживает до 60% всего населения мирового
сообщества. В частности, правительство США последние годы проводит
реорганизацию своих ВС и войск с перспективными задачами по ликвидации угроз, в
основном, на приморских направлениях.
Вооруженные силы США, по мнению многих военных чинов, «не
друг и не враг, а так» – 80% отводят десантным и противодесантным операциям.
Складывается впечатление, что российская армия готовится к войнам ХХ века, а
наши партнеры по антитеррористической коалиции - почему-то к войнам ХХI.
Видимо, поэтому у наших коллег по профессии за рубежом существуют отдельные
министерства армии и флота, небольшой комитет Начальников штабов и
самодостаточные региональные командования, включающие в себя армию, авиацию и
флот.
В России же, верной историческим традициям, гражданский министр
обороны командует парадом(?), Генеральным штабом, аппаратом министра
(сравнявшимся в прошлом году по «весу» с ГШ) и архаичной структурой военных
округов. Для действий на отдельных направлениях, как было продемонстрировано на
стратегических учениях «Маневренность 2004» в Приморье, по старинке было
быстренько сформировано командование, в котором никто никого не знал, но в «боевой»
экстремальной обстановке быстренько познакомились, быстренько организовали
взаимодействие и «без потерь» начали отражать высадку стратегического десанта
террористов.
За последние годы Министерством обороны и Генеральным
штабом введены «новые» оперативно-стратегические понятия. К
оперативно-стратегическим отнесены КШУ с Тихоокеанским флотом (август 2003):
тревожная группа пограничных войск, мотострелковая рота, рота инженерного
саперного полка и отдельного путевого железнодорожного батальона, а также взвод
старшего лейтенанта А. Цыбикова.
В феврале 2004 года, в ходе стратегических командно-штабных
учений, вышла в море одна ПЛАРБ, которая вместо запланированного реального
пуска РСМ-54 совершила его имитацию по полигону Кура, чем оконфузила Верховного
главнокомандующего, присутствовавшего на ней.
На «самых масштабных учениях в новейшей истории России» от
Балтики до Приморья в июне 2004 года к стратегическому масштабу приравняли уже
парашютно-десантную роту Псковской дивизии, батальонную тактическую группу
мотострелков Приволжско-Уральского военного округа, а к оперативному соединению
флота приравняли десантно-штурмовую роту бригады морской пехоты Северного
флота. Министр обороны и командующие округами в «сражение за мост при Терешках»
получили практику по вводу в сражение мотострелкового взвода и управления
ремонтной мастерской железнодорожных войск, а также стратегической переброски
800 десантников и морских пехотинцев с использованием самолетов Аэрофлота.
Правда, из-за отсутствия авиакеросина стратегическая
переброска в обратную сторону этих десантников, по словам начальника главного
управления боевой подготовки МО РФ, затянулась на два месяца.
Российская армия - единственная в мире армия, которая не имеет
профессиональной прослойки сержантов. В течение года так и не была решена
проблема создания средних учебных заведений для их подготовки. Мальчишек после
нескольких месяцев обучения только в насмешку можно называть сержантами.
В повседневную норму в армии введено выдвижение офицеров и
генералов на высшие должности через две-три ступени, по скрытым мотивам, без
обсуждений офицерской общественностью. Высшие должности замещаются не открытым
конкурсом (баллотировкой), как было принято в русской армии до 1917 года, или
как сейчас во многих армиях мира, а по фаворитизму.
Поэтому, несмотря на трехкратное увеличение ассигнований на
армию и флот, за последние три-четыре года эффективность выделенных средств
непомерно низка, поскольку при таком прохождении службы «выращены» командующие
и заместители министра обороны, не имеющие практики управления войсками, лично
не управлявшие пусками ракет, не пользующиеся авторитетом у подчиненных.
Самым главным отрицательным итогом 2004 года было принятие
законодательной властью с подачи исполнительной пакета законов и поправок к
ним. Наиболее казуистическая из них - «не считать службу в районах,
приравненных к районам Крайнего Севера, за работу в районах Крайнего Севера» -
полностью зачеркнула закон «О статусе военнослужащего», принятый при президенте
Ельцине.
Принятие данных поправок полностью зачеркнуло всю
перспективу службы молодым лейтенантам. В результате можно прогнозировать, что
отмена льгот повлечет массовый отток из армии офицеров младшего и среднего
звена. Армия вообще невозможна без лейтенантов, капитанов и майоров. В итоге,
отменив все льготы для военнослужащих, российское государство, не воюя (по
большому счету), фактически проводя косметические реформы для успокоения
общества (только в сегменте комплектования), оставив неизменной архаичную
структуру стратегических и оперативных командований 60-80 годов прошлого
столетия, само разваливает свою российскую армию.
Проводимые в течение года учения в армии и флоте носили
ярко выраженный пиаровский характер, и направлены они были, в первую очередь,
на создание перед Верховным главнокомандующим и обществом ложного имиджа о
несокрушимой и высокоманевренной армии.
Громогласные заявления о нанесении ударов по террористам в
любой точке земного шара, при отсутствии военно-морских и военно-воздушных баз,
без которых практически невозможно осуществить радиолокационную разведку,
наведение и управление ударами - наносят вред имиджу России.
В принципе, поддерживая эту позицию государственной власти,
мы недоумеваем по поводу непродуманной легковесности заявлений. Современная
армия невозможна без воссоздания института сержанта с профессиональным
двух-трехлетним обучением для занятий должностей, подлежащих комплектованию
контрактниками.
Ложный посыл о том, что на простейших должностях солдат и
сержантов должны быть контрактники, связан с неудачами применения войск в
антитеррористических операциях и в борьбе с сепаратистами на Северном Кавказе,
к которым, по большому счету, армию вообще нецелесообразно привлекать, за
исключением подразделений спецназа.
В этой связи высказывание господина С. Иванова[1] в журнале «Россия в глобальной политике,
где он относит к угрозам, нейтрализация которых входит к числу задач
Вооруженных сил «деятельность сепаратистских и радикальных
религиозно-националистических движений; трансграничную преступность,
контрабандную и иную противозаконную деятельность», дает основание полагать,
что он, исполняя должность министра обороны, до сих пор все оценивает через
призму генерала спецслужбы. Только этим и можно объяснить гонки атомных крейсеров
за браконьерами и тематику оперативных и стратегических учений 2004 года с
целью снижения уровня контрабанды на конкретном оперативном направлении.
[1] Сергей Иванов. Вооруженные силы России и ее
геополитические приоритеты. Россия в глобальной политике. Том 2, №1.С.42
МиК 31.01.05