Один шаг до третьего раждела Российского государства[1]

 

Немногие вспомнили, что ровно восемь лет назад, 27 января 1997 года, на территории т.н. Чеченской республики прошли президентские выборы, которые были признаны международными наблюдателями и независимыми экспертами из 30 стран мира честными и демократичными. Президентом страны с результатом 59,1% голосов был избран Аслан Масхадов, который уже через несколько месяцев - 12 мая 1997 г., вместе с президентом России Борисом Ельциным поставил свою подпись под Договором о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия - документом, по сути признающим независимость Чечни.

Что было дальше – всем известно, и вот уже другой президент Чеченской республики вместе с другим президентом Российской Федерации собираются подписать новый договор, своим названием напоминающий прежний: "Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики на период 2005-2015 годов"[2].

В настоящий момент проект этого документа, основные положения которого уже озвучил президент ЧР Алу Алханов, находится в доработке, однако заложенные в нем требования сразу же вызвали протест многих российских экспертов. На предстоящие 10 лет руководство Чечни намерено все собираемые на ее территории налоги, а также доходы от деятельности нефтегазового комплекса (в Чечне добывается около 2 млн. тонн нефти в год), оставлять в республиканском бюджете, все земли, недра, растительные и животные ресурсы - объявить исключительно неделимым достоянием и собственностью народа, а также открыть национальный банк ЧР, который станет составной частью российского ЦБ. Эти преференции заложены в особом статусе "региона интенсивного экономического развития", на присвоении которого Чечне настаивают ее нынешние власти.

В свое время президент В.Путин поддержал идею использования средств, получаемых от экспорта чеченской нефти, для восстановления и социального развития республики. Некоторые эксперты полагают, что именно тогда была дана отмашка разработке нынешнего договора. Однако до сих пор никем не опровергнут известный показатель, согласно которому только 10% из направляемых федеральным бюджетом средств на восстановление народного хозяйства республики, доходят до получателя. И вряд ли эта ситуация сможет измениться, если средства будут направляться из другого источника. Расхитители, что, вдруг обретут мораль, и, разворовывая российский бюджет, постесняются украсть из собственного?

Вообще-то, наблюдая за некоторыми телевизионными сюжетами о жизни чеченских властей, в их вменяемости можно усомниться. Чего только стоит недавнее открытие в Гудермесе аквапарка, куда вице-премьер Рамзан Кадыров прибыл во главе автоколонны, состоящей из восьми "Хаммеров". Как раз на 1$ млн. будет - прикинули обалдевшие от увиденного в теленовостях граждане. И что, этой разнузданной от своей безнаказанности власти Кремль готов предоставить еще и экономическую самостоятельность?

Прокомментировал ситуацию Иван Антонович, профессор, член Коллегии военных экспертов:

 

- Я хочу провести аналогию с СССР, когда начался его кризис и все начали оспаривать его легитимность. Никому тогда не пришло в голову почитать Союзный договор от 1922 года, который предусматривал невозможность его пересмотра. И поэтому, вот это наше юридическое невежество, или сознательное уклонение от обсуждения проблемы в юридическом аспекте, и способствовало тому, что мы начали поощрять массу сепаратизмов. Поэтому, что значит сегодня подписать отдельный договор, федеративный, или как угодно его назовите, с Чечней?

Чечня находится в составе Российской Федерации, где в Конституции достаточно прописаны все нюансы в отношении автономных или иных образований[3]. И если только мы выделим какой-то особый статус одному из них, опять начнется движение к этому каждого! И каждая из автономных субструктур найдет, так сказать, основание для пересмотра своего положения. То есть, мы открываем новую страницу юридического пересмотра.

На мой взгляд, сейчас не главное – юридический статус Чечни. Главное – что нам пока не удается преодолеть там активную деятельность бандитских формирований[4], которые совершенно сознательно выносят свои действия далеко за пределы своей территории, в соседние автономные республики, и тем самым взрывают Кавказ.

Пока нет военного решения проблемы[5], новые мирные договоры ничего не дадут! Потому что мы наподписывали сколько угодно соглашений, и уже несколько лет подряд мы всаживаем туда огромные деньги. Но никто толком не знает, как они тратятся и на что они уходят[6].

Поэтому никаких отдельных договоров с Чечней подписывать нельзя потому, что это означает пересмотр всей системы конституционного функционирования страны!

Ведь тогда каждая из республик найдет, что попросить у Центра. И, давайте прямо скажем, это иждивенчество регионов к Центру у нас имеет застарелые традиции. Не только с советской эпохи, но и еще со старой, имперской государственности.

Поэтому, что нужно сегодня для Чечни – это усиление чисто военной составляющей по прекращению действий бандитских формирований и по закрытию тех дыр, через которые влезает к нам со всего мира эта террористическая нечисть.

Пока этого решения нет, чего не подпиши, оно не будет работать. А ведь степень поражения этой нечистью просто фантастическая! Вы же видите, мы не сумели вычистить ни правоохранительные органы, ни ликвидировать тайное сотрудничество с бандитами населения. Мы же там совершенно скандальные случаи все время наблюдаем. (…)

Вот на примере этой банды, которую уничтожили на днях в Нальчике, это можно наглядно увидеть – ведь получается, что эти люди совершенно сознательно образовали банду, чтобы обеспечивать себе добычу.

Это значит, что параллельно, с чисто политическим явлением терроризма, направленным на уничтожение России, там идет то, что я бы назвал коммерческим бандитизмом. Это давно уже процветало там, со времен распада СССР, причем на всех кавказских границах, в том числе, и с суверенными государствами. И вы знаете, какой там творится беспредел!

Поэтому самое страшное, что до сих пор, в течение уже почти 10 лет, не положен конец бандитизму. И пока бандиты не уничтожены, никакие договоры с правительством не будут действовать!

Но при этом надо отметить, что мы не имеем чисто по-человечески, по-граждански, претензий к новому президенту республики. Это честный человек, который старается все сделать правильно. Но он окружен совершенно жуткой, коммерческой, политической и коррупционированной субкультурой, и пока мы ее не вытравим, ничего нельзя подписывать.

Чечня - все еще открытый регион, как и Кавказ в целом, для военных действий. Поэтому пока не будет найдено военное решение проблемы, пока не будет положен конец действиям бандитам, я повторяю, новые договорные устройства, которые в какой-то мере будут ослаблять ныне действующий коррупционный строй, с Россией невозможны.

Ведь, собственно говоря, в чем заключается преступление, чисто законодательное, в ситуации, произошедшей на Украине? Они под давлением Америки остановили конституционный процесс, то есть выборы. Поменяли полностью правила игры и стали действовать дальше. Так вот, пока не закончена военная часть и гражданское сопротивление в Чечне продолжается, никакая остановка и передел конституционных и прочих правил в пользу сражающихся невозможны! Надо сначала решить военным путем эту проблему, и только потом думать о договорах.

И потом, почему Чечня должна получить какой-то больший конституционный статус в пределах Российской Федерации, чем другие республики? Она не имеет на это никаких оснований и прав! Это уже много десятилетий регион-донор, это черная дыра. И почему мы сейчас должны давать ей какие-то особые привилегии в автономии?

Это что, означает, что мы коррумпированным кланам предоставляем большую возможность действовать безнаказанно?

Видимо так. Поэтому, пока эта бандитская среда, и, скажем так, сепаратистская среда, продолжает действовать и наносить удары по конституционному режиму, никаких договоров нельзя подписывать.

 

- А в военном плане, как Вы думаете, можно проблему решить? Вновь полномочия между силовыми структурами перераспределить? Вот сейчас МВД занимается наведением порядка в республике, и там служат многие бывшие боевики, сдавшиеся властям. Что надо делать, на Ваш взгляд?

 

Да, именно так, в МВД Чечни находятся бывшие боевики, которые получили благодаря этому оружие. Что делать? Это вопрос, на который трудно ответить. Я бы лично предполагал, что военное решение должно исполняться регулярными вооруженными формированиями.

МВД – это система поддержания порядка, государственного, гражданского и прочего. Это отнюдь не структура, которая будет заниматься решением военных вопросов.

 

*****

 

Проект Договора[7]

О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики на период 2005-2015 года

 

Российская Федерация и Чеченская Республика,

руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики и Федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ»,

стремясь к дальнейшему развитию федеративных отношений,

исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,

подтверждая общность исторических судеб народов Чеченской Республики Российской Федерации,

заботясь об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия безопасности народов,

реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства иных различий,

способствуя сохранению и развитию исторических и национальных традиций культуры и языков,

выражая стремление народов к укреплению взаимопонимания, доверия сохранению и

расширению их дружеских связей,

признавая, что вопросы о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органа государственной власти Чеченской Республики закреплены в конституции Российской Федерации и Конституции Чеченской Республики.

учитывая масштабы и степень материального и морального ущерба нанесенного в ходе военного конфликта народу Чеченской Республики, и что важнейшими целями взаимодействия в преодолении его последствий является стабилизация общественно-политической ситуации, ускорение процесса восстановления и развития экономики и социальной инфраструктуры необходимость восстановления прав репрессированных народов,

в целях обеспечения территориальной целостности и единства экономического пространства Российской Федерации

договорились о нижеследующем:

Статья 1. Признать, что Чеченская Республика находится в особых условиях экономического, социального и экологического бедствия.

Статья 2. Предоставить Чеченской Республике на период с 2005 до 2015 года

Особый статус- «Регион интенсивного «экономического развития».

Порядок функционирования «Региона интенсивного экономического развития» определяется Постановлением Правительства Российской Федерации по предложению Правительства Чеченской Республики.

Статья 3. Земля, ее недра, растительные и водные ресурсы на территории Чеченской Республики объявляются на срок действия настоящего Договор исключительным неделимым достоянием и собственностью народа, проживающего в Чеченской Республике.

Предоставление их в федеральное пользование в каждом конкретном случае осуществляется отдельным Соглашением, учитывающим интересы народа Чеченской Республики.

Статья 4. Органам государственной власти Чеченской Республики предоставляется право:

- на создание Национального Банка Чеченской Республики, как составной части Центрального Банка Российской Федерации. Взаимоотношения Национального Банка Чеченской Республики с другими банками устанавливаются отдельными соглашениями;

- на создание и регистрацию предприятий, в том числе с иностранным участием независимо от отраслевой принадлежности и величины уставного капитала привлекаемых для восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики:

- самостоятельно и по поручению органов Государственной власти Российской Федерации осуществлять внешнеэкономическую деятельность с международными организациями, субъектами и административно-территориальными образованиями зарубежных государств, не противоречащую Конституции Российской Федерации Конституции Чеченской Республики и данному Договору;

- ведения переговоров и подписания торгово-экономических договоров »и Соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере науки, образования медицины, экологии, культуры, спорта и туризма с международными организациями, субъектами и административно-территориальными образованиями зарубежных стран без предоставления специальных полномочий со стороны государственных органов власти Российской Федерации;

- на открытие, по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации, при торговых представительствах Российской Федерации за рубежом представительств Чеченской Республики;

- установление на территории Чеченской Республики льгот, стимулирующих инвестиционную деятельность иностранных и российских инвесторов;

- на развитие всех видов связи, включая системы мобильной и космической телефонной сети;

- с учетом нанесенного военными действиями ущерба, высоким уровнем безработицы и низким прожиточным уровнем жизни населения, освободить на 10 лет физические лица на территории Чеченской Республики от уплаты за потребляемые ими газ и электроэнергию.

Статья 5. Органы государственной власти Чеченской Республики участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых и адресных программ:

- по социально-экономическому развитию и структурной перестройке экономики Чеченской Республики, защите генетического фонда ценных пород животных, растений и охране окружающей среды;

- восстановления агропромышленного комплекса Чеченской Республики по отдельному Соглашению;

- восстановления объектов среднего, профессионального и высшего образования, выделения выпускникам школ Чеченской Республики ежегодно целевых мест для поступления в средние специальные, высшие учебные заведения Российской Федерации на бюджетной основе;

- восстановления и развития объектов здравоохранения, санаторно-курортных комплексов и реабилитационных центров на территории Чеченской Республики, реализуемых за счет федерального бюджета и инвестиций;

- по охране окружающей среды и восстановлению экологического баланса за счет средств федерального бюджета, очистке территории Чеченской Республики от неконтролируемых захоронений радиоактивных и токсичных веществ, полному разминированию сельскохозяйственных угодий, бывших зон отдыха, предприятий, других объектов и территорий, подвергшихся минированию;

- по возмещению ущерба, нанесенного в ходе военных действий предприятиям всех форм собственности, в том числе потребительской кооперации, малого, среднего бизнеса и предпринимательства, поддержке их интенсивного развития, созданию льготных условий для привлечения инвестиций и средств внебюджетных фондов.

Статья 6. Российская Федерация:

- в течение одного месяца после подписания настоящего Договора совместно с Правительством Чеченской Республики создает комиссию по определению степени экономического и морального ущерба, нанесенного Чеченской Республике в ходе разрешения кризиса на ее территории;

- содействует Чеченской Республике в создании национальной (республиканской) топливно-энергетической компании, для чего в трехмесячный срок передает ей в собственность федеральные государственные унитарные предприятия нефтегазовой отрасли с их имущественными комплексами, а также сто процентов акций этих акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чеченской Республики;

- делегирует сроком на 10 лет полномочия Правительству Чеченской Республики на лицензирование геологических разработок, добычу природных ресурсов Чеченской Республики, их переработку, транспортировку и реализацию, в том числе за пределами Российской Федерации;

- устанавливает льготы для предприятий всех форм собственности, участвующих в восстановлении экономики и социальной сферы Чеченской Республики;

- с целью обеспечения защиты конституционных и гражданских прав, физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и восстановления основных принципов перемещения товаров и транспортных средств, через таможенную границу, отменить п.4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 года № 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района»;

- предусматривать в 2005-2015 годах выделение средств из федерального бюджета для реализации Особого статуса «Регион интенсивного экономического развития» на территории Чеченской Республики в размере 100 процентов сумм пошлин и налогов, взимаемых Чеченской таможней;

- предоставляет Правительству Чеченской Республики гарантии под ежегодный банковский кредит для реализации Особого статуса «Регион интенсивною экономического развития» на сумму три миллиарда рублей;

- осуществляет восстановление авиационного, железнодорожного, автомобильного сообщения и транспортного коридора «Север - Юг» через Чеченскую Республику;

- Завершает в течение 6-ти месяцев восстановление аэропорта города Грозный. На эти цели выделяются целевые средства из федерального бюджета и имущество, в том числе и недвижимое;

- осуществляет строительство, реконструкцию, ремонт и содержание отдельных республиканских автомобильных дорог, являющихся продолжением федеральных трасс общего пользования;

- согласовывает вопросы назначения и освобождения руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, и совместно с руководством Чеченской Республики осуществляет координацию и контроль за их деятельностью;

- выплачивает жителям Чеченской Республики причитающуюся каждому из них долю от приватизации государственного имущества в Российской Федерации с учетом цен по состоянию на первое января 1993 года, т.е. с соответствующей индексацией;

- в связи с тем, что чеченский народ - единственный из репрессированных пародов Северного Кавказа, в отношении которого не реализован Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов» принимает нормативный правовой акт, устанавливающий форму компенсации из расчета 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за утерю имущества и 1000 минимальных размеров оплаты труда за потерю жилья за счет федерального бюджета;

- принимает до первого июля 2005 года согласованную с Чеченской Республикой Целевую программу по медицинской, социальной и психологической реабилитации жителей республики и обеспечивает ее финансирование;

- принимает нормативно-правовой акт, засчитывающий трудовой стаж лицам, работавшим па территории Чеченской Республики с 1991 -1999 г.г. а также выслуга лет работникам правоохранительных органов;

- законодательно определяет статус мирных жителей Чеченской Республики, получивших ранения или увечья и ставших инвалидами в результате военных действий на территории Чеченской Республики. Для этих категорий граждан исключается формулировка причин инвалидности «общее заболевание».

Статья 7. Российская Федерация с органами государственной власти Чеченской Республики разрабатывает целевую программу использования трудовых ресурсов Чеченской Республики в субъектах Российской Федерации, включая и организацию вахтовых бригад.

Статья 8. Правительство Российской Федерации и Правительство Чеченской Республики формируют постоянно действующую совместную рабочую группу по розыску без вести пропавших с 1991 года лиц, разрабатывают и осуществляю специальную систему мер, охватывающую все электронные и печатные средств массовой информации, по искоренению мифического образа чеченца-злодея, необоснованно внедренного в сознание российской и мировой общественности пресекают любые действия и бездействие, ущемляющие права и свободы человека гражданина, как представляющие угрозу стабильности, единству и целостности многонационального российского государства.

Статья 9. Правительство Российской Федерации уполномочивает банк России, осуществляющих возврат внешних государственных долгов, предоставлять Правительству Чеченской Республики для восстановления экономики и социально сферы ежегодно по отдельным Соглашениям право на поставку из стран-должников в счет погашения их долга Российской Федерации оборудования, современны технологий, товаров, работ и услуг на сумму 100 миллионов долларов США.

Перечень стран-должников, объемы поставок и услуг для Чеченской Республики ежегодно определяются Правительством Российской Федерации Соглашениями.

Статья 10. Для осуществления мер по обеспечению финансирования комплексного развития Чеченской Республики все доходы от уплаты налогов и сборов, собираемых в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Чеченской Республики, в течение 10-ти лет в полном объеме дополнительно направляются в бюджет Чеченской Республики.

Статья 11. В целях совершенствования процедур кассового исполнения: федерального бюджета органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Чеченской Республики устанавливают, что финансирование федеральных расходов, осуществляется Управлением Федерального казначейства по Чеченской Республике.

Статья 12. Компенсация за счет средств федеральных источников увеличения расходов или уменьшения доходов Чеченской Республики, возникших вследствие принятия федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов государственной власти, осуществляется по отдельному Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики.

Статья 13. Взаимная передача федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Чеченской Республики право осуществления полномочий в соответствии со ст.78 Конституции Российской Федерации, может иметь место по Соглашению во всех случаях, когда в Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве не содержится прямого запрета па передачу осуществления соответствующих полномочий.

При передаче права отдельных полномочий в соответствующем Соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий.

Статья 14. В области взаимодействия с воинскими частями Министерства обороны и подразделениями МВД Российской Федерации, находящимися на территории Чеченской Республики:

- их размещение на территории Чеченской Республики, вывод из Чеченской Республики, вывоз материальных ценностей и технических средств, созданных с участием Чеченской Республики, осуществляются по согласованию с Правительством Чеченской Республики;

- командование воинских частей и других силовых структур, дислоцированных на территории Чеченской Республики, несут ответственность за соблюдение норм международного права, законов Российской Федерации и Чеченской Республики в отношении гражданского населения и обязаны заблаговременно извещать руководство Чеченской Республики о проводимых военных учениях и всех внеплановых перемещениях воинских подразделений на территории Чеченской Республики;

- запрещается их вмешательство в ее внутренние дела;

- транспортировка через Чеченскую Республику ядерного, химического оружия и других видов оружия массового поражения допускается с согласия руководства Чеченской Республики;

- подразделения Министерства обороны и МВД Российской Федерации несут, в соответствии с федеральным законом, ответственность за нанесенный ущерб мирному населению, народному хозяйству, окружающей среде и памятникам материальной культуры республики. Ущерб, нанесенный их деятельностью Чеченской Республике, возмещается за счет Федерального бюджета, предприятиям Чеченской Республики предоставляются приоритетные права на поставку для воинских частей Министерства Обороны и МВД Российской Федерации дислоцированных на территории республики, продуктов питание, вещевого имущества и других материальных средств по отдельным Соглашениям;

- граждане Чеченской Республики, подлежащие призыву в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, проходят службу на территории Чеченской Республики или на добровольной основе за ее пределами.

Статья 15. Российская Федерация подтверждает и закрепляет административные границы Чеченской Республики с Республикой Ингушетия в рамках, существовавших по состоянию на 15 января 1934 года (на момент объединения Чеченской автономной области и Ингушской автономной области).

Статья 16. Настоящий Договор конкретизируется вытекающими из него дополнительными Соглашениями по отдельным направлениям сотрудничества (примерный перечень Соглашений прилагается), которые заключаются в течение трех месяцев после подписания настоящего Договора и являются его составной частью.

Статья 17. До __ 2005 года органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, обеспечивающие выполнение данного Договора и приводят в соответствие с его требованиями ранее принятые.

Статья 18. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.

Договор вступает в силу через 10 дней после подписания и подлежит опубликованию.

 

Источник: газета "Чеченское общество", № 2 (40), 1 февраля 2005 года

 

МиК 1.02.05



[1] Название материала дано редакцией «Золотого льва». Его текст приводится с редакционными поправками. Говоря об угрозе третьего раздела Российского государства, редакция под первые его разделом имеет в виду события 1917-1922 гг., под вторым - события 1989-1992 гг.

[2] Стоит напомнить, что инициатива разработки подобного «договора» принадлежит Путину (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).

[3] Ст. 5 Конституции РФ именует «республику в составе РФ» государством. Утверждается, что эту запись в текст внес лично Б. Ельцин. В другой статье этой конституции говорится о равенстве прав субъектов федерации. Следовательно - все 88 или 89 субъектов РФ являются по статусу государствами.

[4] Точнее говоря - вооруженных формирований чеченских мятежников-сепаратистов.

[5] Режим умышленно не подавляет чеченский мятеж военными методами, в противном случае проблема восстановления порядка и истребления активных участников вооруженного мятежа не заняла бы столько времени.

[6] Превращение мятежной территории Чечни в многолетнюю черную дыру для государственного бюджета - сознательная политика режима Ельцина-Путина, и на этот счет не стоит заблуждаться.

[7] В благоустроенном государстве за причастность к подготовке подобных текстов прокуратура должны немедленно привлекать всех виновных к уголовной ответственности по статье о государственной измене. Тот факт, что ни ФСБ, ни генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры никак не отреагировали на данное преступление, разве не свидетельство того, что либеральный режим Путина продолжает ликвидацию Российского государства, начатую Горбачевым-Ельциным?


Реклама:
-