А.Н.Савельев

 

Танк с русской душой

31 марта 1940 года начался серийный выпуск танка Т-34

 

Все знают, что оружие без человека – просто груда металла. Но есть оружие, хранящее дух наших героических предков. В нем сконцентрирована память нации о победах и подвигах. Танк Т-34 вознесен на пьедесталы по всей России именно потому, что стал символом русского духа. Боевая машина была одухотворена теми, кто сражался за Родину.

Специалистами танк Т-34 назван лучшим танком Второй мировой войны. Причем речь идет не об уникальном образце, а о массовом производстве. К концу войны немцы сумели создать более совершенные модели танков и эффективные противотанковые средства, но Т-34 остался самым удачным по сочетанию эффективность/затраты. Это было не только техническое и экономическое чудо. Это было чудо русского духа, явленное по Божиему промыслу талантом русских конструкторов, беззаветностью русских инженеров и рабочих, подвигом русских солдат. Русский дух сделал из стального изделия оружие Победы.

Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов и другие, собрав все лучшее в танкостроении 30-х годов, с большим трудом пробивались сквозь армейскую бюрократию, направлявшую советское танкостроение в тупик. Будущий танк разрабатывался фактически в инициативном порядке, помимо задания Наркомата обороны, делавшего ставку преимущественно на легкие колесно-гусеничные танки, либо на сверхтяжелые тихоходные машины. Конструкторы создали модель среднего танка с мощным вооружением и броней. Только после тяжелейшего демонстрационного пробега двух тридцатьчетверок в февральскую стужу 1940 года из Харькова в Москву, было дано «добро» на серийное производство.

Серийное производство Т-34 началось 31 марта 1940 года на Харьковском паровозостроительном заводе. Но план по выпуску танков на 1940 год был сорван. Ситуацию с серийным производством осложнила кончина в сентябре Генерального конструктора М.И. Кошкина, сильно простудившегося во время демонстрационного пробега. Поток рекламаций на первые образцы провоцировал усиленное производство проработанных ранее моделей легких танков. Выпуск Т-34 чуть было не остановили. В первое полугодие 1941 года новый танк только начал поступать в войска, а затем его производство пришлось возобновлять уже за Уралом.

Бюрократическая волокита и стратегический просчет в военно-технической сфере дорого стоили Советскому Союзу и нашему народу. В первые месяцы войны был потерян практически весь танковый парк, который по численности кратно превосходил танковый потенциал всей Европы. Реализованная в предвоенные годы концепция танкостроения оказалась гибельной для Красной Армии. Напротив, все еще экспериментальная модель Т-34 продемонстрировала решительное преимущество перед танками вермахта. В гитлеровских войсках шок вызвала способность Т-34 отражать артиллерийские и танковые снаряды. Танк казался неуязвимым. 45-мм бронекорпус (сначала это были бронелисты, позднее – литая броня) имел точно просчитанный угол наклона и приводил к рикошету вражеских снарядов. В конструкции танка были и другие уникальные новшества – например, мощная 76-мм пушка, какой в тот момент не имел ни один танк мира. Она позволяла пробивать 60-мм броню на дистанции 1000 м. Немалую роль сыграла и повышенная проходимость и скорость танка, обеспеченные уникальным дизелем В-2 мощностью 500 л. с.

Тридцатьчетверку в период войны не раз пришлось серьезно модернизировать. На Курской дуге Т-34 встретился с немецкими «тиграми» и «пантерами», заимствовавшими у нашего танка форму брони и мощное вооружение. Танки противника могли вести эффективный огонь по нашим танкам с дистанции 1500 метров, а наш огонь из 76-мм пушки был эффективным только с 500-600 м, а в некоторых случаях испытания прогнозировали необходимость сокращать дистанцию даже 200 м.

Уже с осени 1943 началось производство тридцатьчетверки с 85-мм пушкой, пробивавшей 100 мм броню танков противника, и утолщенной башней (90 мм). Эти и другие модернизации восстановили бесспорное преимущество Т-34 над танками противника. Всего за время войны наши танкостроители выпустили 61 тыс. танков Т-34. Причем основные элементы базовой конструкции были сохранены.

Надо сказать, что в Великую Отечественную войну мы имели дело с умным и мужественным врагом, чья инженерная мысль работала не менее эффективно, чем наша. Но это была мысль другого народа, и это было мужество другого народа. Русский интеллект и русское мужество оказались сильнее. Их воплощение – танк Т-34.

Победа на Курской дуге далась нам дорогой ценой – наши войска потеряли около 6 тыс. танков и САУ, а немцы – только 1,5 тыс. Тем не менее, даже при больших потерях, Т-34 оставался более технологичной моделью, чем противостоящие ему боевые машины, а отечественная промышленность набрала темп производства и была способна к быстрым модернизациям. Стратегические задачи с использованием Т-34 на Курской дуге были решены. Потому что мы производили оружие коллективного действия. В какой-то период уступая немецким танкам в дуэльной схватке, Т-34, как модель, назначенная в массовое производство, явно превосходил все немецкие аналоги. Это был поистине русский танк.

Стремительное развитие танкостроения достаточно быстро оставило Т-34 в историческом прошлом. Использование этой модели некоторыми слаборазвитыми странами вплоть до нашего времени можно считать скорее анахронизмом. Но мы помним, что с этим танком никакая современная модель не может сравниться по числу уничтоженных врагов России. История дает оценку воину и его оружию именно по этому критерию.


Реклама:
-