А.Д. Цыганок

 

Новые угрозы и опасности XXI века

для Евроазиатского континента

 

Основными угрозами для Европы в 21 веке в современных условиях глобализации могут быть следующие:

Во-первых - угроза со стороны так называемого «международного терроризма» носит очевидный характер и является основной на сегодняшний день. Все увеличивающиеся угрозы исламского терроризма при финансовой поддержке его основных центров со стороны Саудовской Аравии и Пакистана и непросчитанные последствия войны в Ираке на сегодняшний день являются основными.

Масштабы терроризма требуют все большего вмешательства вооруженных сил. Существующее мнение о том, что борьба с терроризмом – дело спецслужб, не совсем верно. Во-первых, масштаб и техническая оснащенность современного терроризма все чаще требуют привлечения армии. Во-вторых, несмотря на транснациональный характер террористических угроз, за ними всегда стоят конкретные государства.

Другими словами, за формально внутренней угрозой фактически стоит внешняя угроза. Следует прямо сказать, что для Европы главную угрозу представляет исламский терроризм, основными спонсорами которого являются Садовская Аравия и Пакистан.

Во-вторых, замороженные конфликты (Приднестровья, Южного Кавказа), нерешенные балканский и арабо-израильский конфликт. Нерешенность территориальных проблем, вопросов территориальной целостности, как в Европе (Дания - Люксембург), Косовский конфликт так и на ее границах (Грузия, Армения, Азербайджан), в Средней и Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан).

В-третьих, не меньшую опасность для Европы представляет распространение ОМП, существование нежизнеспособных государств и организованная преступность.

В-четвертых, все возрастающая угроза со стороны КНР. Это пористость и наличие спорных участков границы между РФ, Индией, Казахстаном, Вьетнамом, Тайванем и Китаем. Это непредсказуемость развития событий при предполагаемом развале коммунистического Китая и возможных конфликтов в приграничных областях, несбалансированность вооруженных сил (в разы), слабо прикрытые территориальные претензии к соседним странам, декларируемые во внутриполитических дискуссиях, демографическое давление на приграничные страны. Вероятный конфликт с Китаем является единственным, в котором неизбежно могут быть применены все средства вооруженной борьбы.

КНР - уже сейчас страна более сильная и, по оценкам многих экспертов, с некоторых пор выходит на передовые позиции в Евразии. Противостоять такому гиганту при каком-либо конфликте в одиночку практически невозможно. А такой конфликт, хотя и маловероятен, но и не исключен. КНР еще предстоит ломка коммунистической системы, а как показывает история, такие кризисы редко не сопровождаются вспышками насилия.

КНР - одна из пяти общепризнанных стран, владеющих ядерным оружием, а начиная с 2003 года, и владеющая технологиями управляемых космических полетов, обладающая одними из крупнейших вооруженными силами трех основных видов - ВВС, ВМС и СВ, представляющих НОАК (Народно-освободительную армию Китая).

В июне 1985 года Политбюро и ЦВК ЦК КПК предписали руководству ВС КНР в области военного строительства и стратегии по существу прекратить подготовку к ядерной войне, а вместо этого модернизировать и готовить ВС к ведению прогнозированных локальных войн обычными вооруженными силами по периметру Китая.

С этого времени началась последовательная перестройка ВС КНР, в результате чего к 1990 году количество военных округов было сокращено с 11 до 7, а сухопутные войска реорганизованы в 24 общевойсковые армии, численностью примерно по 50 000 человек.

К 1994 году численность ВС сократилась с 4 до 2,82 миллиона человек, в том числе, на 600 тыс. человек кадровых офицеров[1][2]. По ряду признаков КНР предполагает завершить перестройку ВС, сократив их численность еще на 500 тысяч человек, в ближайшее десятилетие.

Широкомасштабная деятельность НОАК разрешалась и поощрялась в качестве подспорья национальной экономике. По данным китайских и российских аналитиков, годовой объем военного бизнеса КНР в его пиковый период (середина 90 годов) составлял 9 миллиардов долларов ежегодно, а чистая прибыль превышала в иные годы 1,1-3 миллиарда долларов, обеспечивая одновременно до 2% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

По оценкам американского агентства по контролю за вооружениями, общие ежегодные расходы КНР на военные цели (1987-1997 годы) оставались на одном уровне и составляли, поофициальным данным, от 7,2 до 7,8 млрд. дол. При значительном сокращении НОАК.

Анализируя оборонные бюджеты КНР и их эволюцию за последнее десятилетие, разведывательно-аналитические органы США, Японии, Индии предполагают, что официально объявляемые цифры занижены по отношению к фактическим оборонным расходам как минимум в 2-3 раза.

Например, в докладе МО конгрессу США «О военной мощи КНР» (июнь 2002 года) утверждается, что фактические расходы на оборону КНР в 2002 году ближе к 65 млрд. долл., а не 21 млрд., как показано в официальном документе. Предполагается, что оборонные расходы Китая к 2020 году в реальном исчислении могут возрасти в 3-4 раза.

В-пятых, очаги напряженности на Ближнем Востоке, связанные с угрозой возможных несанкционированных пусков одиночных ракет, в том числе, и с ядерными боеголовками с территорий КНДР, Ирана, Пакистана. Между этими государствами налажено сотрудничество и обмен ракетными технологиями. Эти государства располагают ракетами средней дальности, которые могут поражать цели на расстоянии 2000 км.[3] Территория Евразии находится в их зоне досягаемости и поражения.

В-шестых, угроза ввода иностранных войск, в нарушение устава ООН, на территорию сопредельных государств.

В седьмых, угроза со стороны тоталитарных режимов, непредсказуемое поведение которых постоянно будет создавать напряженность.

Среди множества невоенных угроз для  Европы и России наибольшую угрозу представляют: новые угрозы в области пограничной сферы (наркотрафик, незаконная миграция), угрозы безопасности трубопроводным и энергетическим системам, угрозы в информационной сфере.

Для Евразии основная наркоугроза исходит со стороны Афганистана, где, по данным специального представителя ООН, среднесемейный доход от продажи опиума в 2004 г. составит ориентировочно от 4 до 6 тысяч долларов.

Самую большую опасность для себя и Европы Россия видит в увеличении вала наркотиков через реку Пянджи на Афгано-Таджикской границе. Если всего в 2002 году пограничные войска РФ задержали более 4881 кг наркотических веществ, в том числе, более 2,5 тонн героина, то в 2003 году – 6304 кг, в том числе, около 3 тонн героина, при этом на таджикском участке было задержано более 6 тонн и порядка 3000 кг героина.[4] 

По оценкам экспертов ООН, ближайшие 15 лет ожидается рост посевов опиумного мака, которые уже сейчас занимают 70-90 тысяч гектаров. На обработке этого мака занято около 1 800 000 человек. Примерный доход составляет около 1 миллиарда долларов. Уже после свержения талибов посевы мака выросли в 36 раз. В стране в 2003 году было ориентировочно произведено 3,6 тыс. тонн опия. По данным миссии ООН в Афганистане, нынешний урожай наркотического сырья составит более 4 тысяч тонн.

Лидерами в производстве опиума сырца являются восточная провинция Нангархар, доля которой в производстве опиума составляет 25% страны, далее следуют провинции Бамиан и Гор, где маковые плантации составляют 80 % плодородных земель.

Каждый гектар приносит владельцу прибыль 15-16 тысяч долларов. После пересечения границы стоимость 1 кг наркотиков в таджикском кишлаке, в зависимости от чистоты героина, колеблется от 1800 до 3000$. В Душанбе - примерно 15000, в Москве – от 50000 до 200 000$, а при продаже этого героина в Лондоне его стоимость составляет – 300 000$ (!)

 

Угрозы для трубопроводных и энергетических систем

 

Террористические угрозы – это не что-то абстрактное, а конкретное проявление в форме подрыва или вывода из строя нефте- и газопроводов, ЛЭП, железнодорожных путепроводов, мостов - не только в России или Ираке, но и во Франции, Италии, Турции. К сожалению, реакция властей как всегда опаздывает. Решения принимаются уже после того, как прекратится подача газа, нефти или электроэнергии. А быстрое решение, как правило, не всегда всесторонне продуманно и обеспеченно.

Наиболее наглядно новые угрозы демонстрируются на примере систем безопасности газопроводов и нефтепроводов. По трубам, например, в России, транспортируется весь добытый газ, 99 процентов нефти, половина продукции нефтеперерабатывающих заводов[5].

Для трубопроводных систем, расположенных по европейской части России, необходимо проведение дополнительных мероприятий по сплошной очитке от взрывоопасных предметов, оставшихся после войны, хотя бы на наиболее опасных участках позволяющих беспрепятственно подойти к трубопроводу.

Современным террористам на территории СНГ совершенно нет необходимости провоза и подноса ВВ на большие расстояния. Так, например, в России, Украине, Молдавии, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литве и других странах СНГ достаточно взять любую туристическую карту, на которой очень подробно и разборчиво показаны рубежи боев, проходимых в той или иной местности, найти укромный овраг (лесок) и спокойно отрыть один-два окопа, при этом обязательно будут найдены несколько мин, снарядов, оставшихся после войны. Этого хватит для подрыва трубы, где под давлением прогоняется газ или нефть.

Поскольку трубопроводы залегают на глубине 1-3 метра, они находятся в относительной безопасности. Кроме находящихся на поверхности земли отдельных элементов (терминалов, станций контроля и перекачки, вентильных узлов), которые располагаются открыто и доступны любому прохожему. Видимо, необходимо изменить требования к доступности к этим наиболее уязвимым элементам.

На этапе проектирования и строительства трубопроводов, проложенных неглубоко под землей, необходимо закладывать в проекты строительство дополнительных элементов, как говорится, «легендировать» устройство маскирующих масок в виде сарая, трансформаторной будки, подстанции, склада, хранилища, ритуального объекта и т.п. Одновременно нужно строить ложные наземные элементы, имитирующие прохождение трубопровода.

Не исключено, что потребуется строительство капитальных сооружений для укрытия реальных наземных объектов в местах, где невозможно оборудовать ложные трубопроводы. Примером современного подхода к безопасности трубопровода может служить нефтепровод проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. При проектировании его предусмотрено полное заложение его в грунт на протяжении всей его длины, за исключением терминалов и насосных станций. Помимо этого будут обеспеченны дополнительные меры безопасности во избежание нелегальных врезок. На всем протяжении трубопровода также будет находиться охрана, в том числе, и конная, а специальное оборудование будет обеспечивать безопасность круглосуточно[6].

 

Угрозы в информационной сфере тесно переплетаются с информационной безопасностью. Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что важнейшим фактором, определяющим развитие современного общества, является бурное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы современной жизни. Наиболее важным ресурсом, оказывающим все большее влияние на национальную безопасность, становится информация, циркулирующая в автоматизированных системах управления и связи. Данные системы являются неотъемлемым компонентом структуры управления государством, экономикой, финансами и обществом. Они становятся основой управления жизнедеятельностью и жизнеобеспечением стран и континентов. В то же время во все большей степени развертывается межгосударственная борьба за лидерство в информационной сфере.

В международных отношениях давно в ходу такие понятия, как «информационная война», «информационные войска», «информационное противоборство», «информационная операция».

Суммируя все вышеперечисленные угрозы и вызовы, можно сделать вывод о том, что в одиночку противостоять новым угрозам 21 века невозможно, и только объединяя усилия по этим направлениям международных объединений возможно их преодолеть.

Автор - полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа.

 


[1] Вячеслав Баскаков, Александр Горшков Китай готовится к локальным войнам Независимое военное Обозрение.2003

[2] Цит. Соч.там-же.

[3] Иван Сафронов. США будут сбивать иранские ракеты над Европой. Коммерсантъ. 7. 10. 2004. № 187. С. 11.

[4] Александр Тихонов. Рубежи отечества. Красная Звезд 28 мая 2004, № 96(24125) .С.3.

[5] Факк. России нужна труба. Известия. 30. 06. 2004. С.11

[6] Девид Вудворт. «Наши инвестиции начинают оправдываться» Известия.№180, 29. 089. 2004. С.13.

 

МиК 22.10.04


Реклама:
-