Бюджет либеральных догм

 

Бюджет – единственный оставшийся у нас рудимент планирования, по которому можно судить о действительных намерениях нынешнего правительства. Принятый 29 сентября Государственной Думой в первом чтении бюджет-2005, как и бюджеты последних лет, имеет ясно выраженный либеральный характер. Как и ранее, его основная идея состоит не в том, чтобы изыскать и обеспечить финансовыми ресурсами достижение общенациональных целей, а лишь в поддержании соответствия расходов с доходами государства.

Концепция бюджета свидетельствует, что его составители игнорировали важнейшую задачу, поставленную Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию: «основой формирования бюджета должны стать чётко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты». Это означает, что запланированные расходы, деформированные жёстким ограничением на стимуляторы инвестиционной активности и экономического роста, не позволят решить задачу удвоения ВВП, преодоления бедности и снизить уровень дифференциации социально-экономического развития регионов.

Более того, накопленные значительные резервы во всех сегментах финансово-банковской системы планируется изъять из внутреннего экономического оборота через стабилизационный фонд, который с учётом золотовалютных резервов может составить к концу 2005 года около 4 триллионов рублей. Иными словами, - федеральный бюджет-2005 ориентирован не на решение острейших экономических и социальных проблем, а на дальнейшее накопление федеральных финансовых средств в полном соответствии с догмами либерализма. Это наглядно видно на смещении акцента в бюджетной политике 2003-2005 года к обслуживанию внешнего долга по сравнению с обязательствами по внутреннему долгу государства. Приоритетное выполнение неочевидных обязательств по внешнему долгу в совокупности с ростом внутреннего долга, стабилизационным фондом и бюджетным профицитом ограничат в 2005 году финансовые ресурсы социально- экономического развития страны на 25-30 млрд. долларов.

На практике это означает курс на сдерживание роста платёжеспособного спроса на внутреннем рынке, блокирование роста заработной платы, социальных выплат, поддержки развития высоких технологий, перекладывание на регионы значительной части социальных и других обязательств без соответствующего роста их доходов. В целом это курс на торможение экономического роста и дальнейшее обнищание населения. Расходы по большинству социальных статей в федеральном бюджете-2005 либо снижены /ЖКХ, охрана окружающей среды, образование/ или же их рост крайне незначителен /культура, кинематография, СМИ – на 17%, здравоохранение и спорт – на 9%/. Следует также учитывать, что замена натуральных льгот денежными выплатами хотя формально и выводит некоторую часть населения из числа бедного слоя, но в действительности не повышает реальный уровень его жизни.

В бюджете-2005, как и в бюджетной политике текущего года, не решаются и задачи, определённые в Бюджетных посланиях Президента РФ на 2004-2005 годы, а именно о настройке налоговой системы «под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности». Решение задачи реформирования налоговой системы предполагает, в частности, изменение системы имущественного налогообложения, внедрение эффективного механизма изъятия в бюджет природной ренты и сверхдоходов от добычи полезных ископаемых. Вместо этого бюджет-2005 ориентирован на сохранение устаревшей методологии, механизмов и инструментов налоговой системы, а не на поиск новых подходов к её построению, базирующихся на рентных платежах за используемые в производстве ресурсы по всей технологической цепочке /а не только по природным ресурсам/.

Важным источником пополнения бюджета является таможенная политика, которая даёт до 40% доходной части бюджета. Она должна разрабатываться с учётом интересов экспортёров и импортёров, отечественных производителей продукции, государства и всех граждан. Однако в нашем ныне действующем Таможенном кодексе нет не только определения целей таможенной политики страны, но даже упоминания о ней. Таможенные пошлины продолжают повышаться или понижаться лишь как результат борьбы тех или иных лоббистов крупных корпораций.

Одной из важных идей бюджета является ставка на перекладывание расходов федерального бюджета на бюджеты субъектов Федерации как в абсолютном, так и относительном выражении. Это означает, что ответственность за предстоящее снижение социальных прав и гарантий населению возлагается на губернаторов и глав администраций в условиях их ограниченных финансовых ресурсов. Кроме того, на развитие регионов средства распределены явно не по экономическим, а по политическим соображениям. Так, на реализацию Федеральной целевой программы /ФЦП/ «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года» выделяется больше средств, чем на 4 ФЦП вместе взятые /«сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации в 2002-2010 гг.»/, «Юг России», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2011 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области на 1994-2005 гг.»/. При этом по уровню социально-экономического развития Республики Башкортостан и Татарстан значительно опережают указанные регионы Российской Федерации.

И, наконец, в бюджете-2005 не предусматривается существенное изменение характера хозяйственной динамики и структуры факторов экономического роста, то есть не предусматривается переход от экспортно-сырьевой модели к ориентированной на внутренние нужды страны. Оценка бюджета с позиций экономической безопасности страны даёт основания для вывода, что в сфере экономики сохраняются угрозы национальным интересам России.

Бюджет-2005 решает в основном задачи минимизации расходов на решение проблем в сфере реальной экономики и социальной сфере ради обеспечения его профицитности, погашения внешнего долга за счёт внутренних источников, сдерживания роста денежной массы ради снижения инфляции. Он не соответствует масштабу внутренних и внешних проблем, с которыми сталкивается Россия в современных условиях.

Исходя из этих соображений фракция «Родина» в Государственной Думе голосовала против принятия такого бюджета.

 

Информационно-аналитический отдел

партии «Народная Воля

Сайт Партии


Реклама:
-