М.Г. Делягин

председатель президиума — научный руководитель

Института проблем глобализации, доктор экономических наук.

 

ЕЩЕ ОДИН АНТИРОССИЙСКИЙ БЮДЖЕТ

Власть сильна умами, а не сапогами.

 

Истина, оспариваемая делами нынешнего государства

Исправленный вариант проекта федерального бюджета на 2005 год с беспощадной ясностью обозначает как приоритеты российского государства в первый год второго президентского срока Путина, так и политические силы, пришедшие к власти на деле, а не на словах.

 

Власть силовой олигархии

 

Все бюджеты президента Путина предусматривали форсированное финансирование силовых и правоохранительных структур и потому заслуженно характеризовались аналитиками как «военно-полицейские». Длительное время этот крен казался вполне оправданным — с одной стороны, длительным недофинансированием соответствующих ведомств, приведшим к их глубокому разложению, а с другой — продолжением военных действий в Чечне.

Однако не столько даже дело «ЮКОСа», события 9 мая в Чечне, 22 июня в Ингушетии, подрыв двух пассажирских самолетов и то, что еще случится, пока этот номер будет печататься в типографии, сколько сама обыденная житейская практика весьма убедительно свидетельствует, что простой рост финансирования без изменения мотиваций не способен привести к модернизации этих ведомств. Более того, попытка залить гноящуюся рану деньгами привела лишь к усилению разложения структур, которые все чаще называются силовыми и все реже (и все с большей иронией) — правоохранительными.

Продолжение доказавшей свою как минимум недостаточность политики в масштабах, явленных нам в проекте бюджета 2005 года, с точки зрения простого здравого смысла трудно охарактеризовать иначе, кроме как не имеющий оправдания перегиб. В наибольшей степени планируется нарастить расходы на национальную оборону (на 28%), а также на охрану правопорядка (на 26%) — при том  что общий рост расходов составит лишь 14%, а увеличение непроцентной их части — 17,8%.

При этом расходы на сельское хозяйство сокращены на 10%, что стало причиной демарша мужественного министра А.Гордеева[1]. В реальном выражении расходы на социальную политику сокращены на 1,5% (и это одно выявляет бесконечную лживость официальной пропаганды по всем вопросам, связанным с монетизацией льгот), на образование (!!) — на 8,6%, на охрану окружающей среды — на 15,2% и, наконец, на жилищно-коммунальное хозяйство — на 28,0%.

Глубочайшее впечатление производит и сопоставление масштабов расходных статей: оборона — 528,0 млрд руб., поддержание правопорядка и госбезопасность — 398,4 млрд, а все социальные расходы — 436,3 млрд руб. (включая социальную политику — 172,1 млрд, образование — 154,5, здравоохранение — 71,2, культуру, кинематограф и СМИ — 38,5 млрд руб.).

Правда, ускоренное наращивание «силовой» и «правоохранительной» компоненты вызвано не только недофинансированием и разложением соответствующих органов, но и экономической политикой государства. Ее суть — масштабное перераспределение ресурсов в пользу бизнеса, прежде всего крупного, и правящей бюрократии (главным образом в пользу последней, эффективно вымогающей деньги у бизнесменов на всех уровнях) за счет комплексного, системного сокращения социальной поддержки.

При этом оформившийся правящий класс — силовая олигархия создала новую модель функционирования экономики, заключающуюся в передаче ей «нефтедолларов» через бизнес, низведенный из движущей силы экономики в простого и бесправного посредника.

В рамках этой модели вроде бы очевидное противоречие между силовиками и либералами носит поверхностный характер и превращается в простое прикрытие сути сложившегося режима. Несмотря на идеологические разногласия, либералы жизненно необходимы силовикам: в рамках либеральной идеологии при помощи снижения налогов они передают ресурсы бизнесу и несут ответственность за последствия. При этом они создают общественное недовольство, формируя тем самым социальную базу силовиков.

Благодаря этому силовики получают возможность без каких-либо ограничений «доить» бизнес не в общественных интересах, а для удовлетворения личных и клановых аппетитов и амбиций.

Понятно, что такая политика, идущая вразрез не только со всеми предвыборными обещаниями и поствыборными ожиданиями, но и с коренными интересами подавляющего большинства граждан России, не может не вызвать у них раздражения, постепенно переходящего в активный и сознательный протест. Это раздражение и этот протест придется подавлять, что требует нового увеличения финансирования соответствующих структур.

В 2005 году эта потребность станет особенно острой. Пенсионная реформа, лишающая будущих пенсионеров всяких гарантий, жилищная реформа, по сути, отменяющая конституционное право на жилье, «монетизация льгот» и безвозмездная отмена целого ряда видов социальной помощи, отрицающие конституционный принцип социального государства и развертывающие подлинный социальный геноцид, а также многие другие разрушительные реформы, обрушенные либеральными фундаменталистами на головы граждан России, безусловно, усилят напряженность в обществе и повысят потребность в силовых структурах.

Действительно, если безоружные инвалиды, пытаясь бороться за свои права, сминают ОМОН, как это было во время митинга против «монетизации льгот» 2 июля перед Госдумой, — понятно, что финансирование ОМОНа должно быть увеличено.

Так или иначе, изменение расходов по различным статьям весьма внятно отражает не только экономические приоритеты, но и политическую структуру влияния. Проект бюджета-2005 наглядно свидетельствует, что реальным хозяином России окончательно стала силовая, военно-полицейская бюрократия.

 

Сильные регионы — сильная Россия, слабые регионы — сильная бюрократия

 

Наряду с бизнесом и народом реальным противником «новых хозяев» России стали региональные и местные власти, на которых, при всех их недостатках, и держится повседневная жизнь нашей страны. Их обуздывание осуществляется как прямым запугиванием (в том числе возбуждением уголовных дел — классическими примерами служат такие губернаторы, как Аяцков, Машковцев, Лисицын), так и выдвижением на ключевые посты «социально близких» — сначала бывших генералов, а теперь уже и бывших уголовников (хотя кто сказал, что «бывшими не бывают» только сотрудники КГБ?).

Однако главным инструментом «укрепления вертикали власти», которое приближается уже к переходу от федерации к заведомо неэффективному в российских условиях унитарному государству[2], является ограничение финансовых ресурсов региональных бюджетов, последовательно осуществляемое без всякого учета реальных потребностей последних. Эта политика, уже приведшая к масштабной коммунальной катастрофе 2002–2003 годов, в полной мере проявляется и в проекте бюджета-2005.

При совершенно незначительном увеличении финансовой помощи на регионы был сброшен широкий перечень новых расходных полномочий. Губернаторы ряда дотационных регионов вынуждены выбирать между социальной, коммунальной и бюджетной катастрофами.

Достаточно указать на намерение повысить зарплату бюджетников на 20%. В принципе его можно только приветствовать (в 2004 году без этого обошлись — за президента и так голосуют «как надо», а раздражающих людей социальных реформ еще не планировалось), однако это повышение касается только малой части бюджетников, оплачиваемых из федерального бюджета. Регионы, как официально заявлено, будут повышать зарплаты в сроки и в масштабах, соответствующих их финансовым возможностям.

Это означает, что в некоторых регионах зарплата будет повышена с опозданием, а в некоторых не будет повышена вовсе. В результате бюджетники одинаковой квалификации, живущие в разных субъектах Федерации, будут получать разные зарплаты и иметь различные минимальные гарантии. По сути дела, это разрушает единое экономическое и социальное пространство Российской Федерации и создает предпосылки для ее территориальной дезинтеграции. Конечно, движение в этом направлении начато другими законами, в первую очередь о «монетизации льгот», однако проект бюджета-2005 закрепляет намеченную разрушительную тенденцию.

Другая разрушительная тенденция, закрепленная проектом бюджета, — резкое сворачивание всей системы социальной поддержки. При этом наименее защищенные в социальном отношении люди, активно пользующиеся этой системой и живущие за ее счет, в массе своей будут поставлены практически в невыносимые условия. С одной стороны, это обеспечит «разгрузку» пенсионной и социальной систем, с другой — позволит говорить о развязывании либеральными фундаменталистами социального геноцида, то есть геноцида по социальному признаку.

Отдельные разрозненные меры социальной направленности выступают в качестве простого прикрытия, маскировки смысла и целей проводимых реформ. Помимо увеличения зарплат бюджетникам на 20%, следует обратить внимание на намерение поднять стипендию студентам. Если разделить выделенную на это повышение сумму на количество студентов, получится, что среднее повышение стипендии составит 50 руб. в месяц, что представляется, по крайней мере, не меньшим издевательством, чем ее нынешний размер.

 

Вредительство под видом Стабилизационного фонда

 

Поразительно, что в уже несколько лет захлебывающемся от переизбытка «нефтяных» денег федеральном бюджете предусмотрены еще и значительные (3,65 млрд долл.) внешние займы. Цель этих займов проста и ужасна одновременно: пополнение Стабилизационного фонда.

Того самого фонда, который уже стал притчей во языцех. Того самого фонда, умертвление в котором денег, от нехватки которых задыхается вся находящаяся за пределами оборота олигархических корпораций страна, является главной претензией к экономическому курсу Путина — причем претензией, объединяющей и правых, и левых. Того самого фонда, существование которого является подлинным апофеозом плюшкинской политики либеральных фундаменталистов, сознательным и бесповоротным отказом от модернизации, объявленной было Путиным накануне его выборов.

Сам Кудрин многократно заявлял о том, что считает «достаточным» Стабилизационный фонд в размере 500 млрд руб. — и тем не менее, вопреки собственным заявлениям, планирует за 2005 год довести этот фонд до 795,3 млрд руб. — эквивалент 26,5 млрд долл. (и это уже после выплат из этого фонда 92,2 млрд руб. по внешнему долгу и 74,7 млрд руб. в Пенсионный фонд).

За 2005 год Стабилизационный фонд вырастет на 387,8 млрд руб., что составляет эквивалент 12,9 млрд долл. Этот прирост на 109,7 млрд руб. превышает весь планируемый профицит федерального бюджета (278,1 млрд руб.). Откуда возьмутся эти деньги? Ответ прост: из внешних займов, рублевый эквивалент которых составляет практически ту же самую величину — 109,5 млрд руб.!

Все повидала наша бюджетная политика. И хроническое недофинансирование расходов при переизбытке бюджетных средств. И борьбу с инфляцией за счет «замораживания» денег на счетах бюджета — лекарство, которое гарантированно страшнее болезни. И намерение размещать средства Стабилизационного фонда в госбумагах наших стратегических конкурентов с обязательством в случае нехватки средств на текущие расходы брать средства не в Стабилизационном фонде, а у тех же самых конкурентов — понятно, под значительно большие проценты.

Но такого еще не было: правительство намерено брать внешние займы, чтобы нарастить Стабилизационный фонд до величины, в 1,6 раза превышающей ту, которую то же самое правительство считает достаточной!

При этом средства Стабилизационного фонда будут вкладываться в госбумаги не просто наших стратегических конкурентов, но, возможно, тех самых конкурентов, у которых мы будем брать эти же деньги в кредит — под значительно более высокие проценты, чем получим за их размещение!

Воистину, правительство Российской Федерации еще раз наглядно доказывает всем нам, что управлять государством может отнюдь не всякая кухарка — даже если она имеет «правильную» прописку и придерживается «правильной» идеологии либерального фундаментализма.

 

Что нарисуем, то и будет

 

Более всего в бюджете поражают внутренние несуразности, свидетельствующие о глубокой безответственности, по крайней мере, части его разработчиков.

Так, сопоставление максимальной величины государственного внешнего долга на 1 января 2006 года, установленной проектом федерального бюджета на 2005 год одновременно в долларах и евро (109,4 млрд долл. и 79,7 млрд евро), показывает, что правительство ориентируется на курс 1,37 доллара за 1 евро на конец 2005 года.

Этот курс заведомо непосилен для европейской экономики и потому попросту невозможен. Проект бюджета, основанный на подобных предположениях, заведомо не имеет отношения к действительности.

Вызывает сомнения и заложенный в проект бюджета уровень мировых цен на нефть в 28 долл./барр. Понятно, что он будет существенно выше — и, соответственно, обеспечит бюджету (как это было все последние годы) дополнительные доходы, основная часть которых вновь будет заморожена в Стабилизационном фонде. Понятное с бюрократической точки зрения стремление правительства «подстраховаться» и создать «запас прочности» еще более снизит эффективность использования бюджетных денег и ограничит возможности направления «нефтедолларов» на модернизацию страны.

 

Москва

октябрь 2004



[1] Редакция «Золотого льва» не разделяет столь положительной оценки аграрного министра, вся деятельность которого по отношению к сельскому хозяйству страны заслуживает прямо противоположных оценок.

[2] Это утверждение автора, как полагает редакция «Золотого льва», ошибочно. Не унитаризм, а федерализм, достигший в последние 20 лет степени гротеска и фарса, смертельно опасен для целостности и развития России в качестве мировой державы. Не стоит также путать территориальное устройство государства, при котором никакой регион не может быть субъектом права, с предательством, вредительством и продажностью институтов и органов власти и алчностью очевидных расхитителей общенационального имущества, именующих себя бизнесменами. Впрочем, о вредительском характере власти и бизнеса автор пишет ниже (прим ред ЗЛ).


Реклама:
-