М.Г. Делягин

 

Подавление социального протеста -

главная задача власти в 2005 году

По материалам пресс-конференции М.Делягина 19 октября

 

Проект бюджета на 2005 год сформулирован в духе последовательной антисоциальной политики и закрепляет впечатление о полной деградации государства. Такую нелицеприятную оценку бюджету России на следующий год дает председатель Института модернизации Михаил Делягин.

Экономист подвел итоги исполнения федерального бюджета за первые три квартала 2004 года. По его мнению, они свидетельствуют о сохранении основных особенностей бюджетной политики государства: тенденции замораживания в бюджете не только дополнительных доходов, но и недофинансированных расходов ради сдерживания инфляции; тенденции исключительно неравномерного финансирования различных расходных статей.

Так, при перевыполнении бюджетных проектировок января-сентября по доходам на 20,0% (то есть на 484,6 млрд.руб.) его расходы были недофинансированы на 3,7% (на 75,3 млрд.руб.). В результате неиспользуемые остатки на счетах бюджета выросли на 347.4, за сентябрь - на 133,9 млрд.руб.. Сверх этого неиспользуемые остатки на счетах бюджетополучателей выросли за январь-сентябрь на 115,8 млрд.руб. (правда, в сентябре они сократились на 17,9 млрд.руб.). Всего за январь-сентябрь в бюджете «заморожено» 463,2 млрд.руб. - 19,1% его доходов!

Также Михаил Делягин обращает внимание на то, что показатели доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2004 года составили 20% ВВП, и это выше показателей января-сентября 2003 г - 19,7% ВВП. Такой слабый рост при резком удорожании нефти, по его мнению, признак скорее неблагополучия экономики.

Одновременно резко упали расходы - с 18,4 до 16,1% ВВП. Благодаря этому при некотором росте доходов профицит бюджета вырос втрое - с 1,3 до 3,9% ВВП. При этом бюджетные проектировки предусматривали дефицит в 2,0 млрд.руб.. Основная часть профицита (347,4 из 476,4 млрд.руб., то есть 72,9%) легла на счета бюджета «мертвым грузом», увеличив неиспользуемые остатки. При этом стабилизационный фонд вырос лишь с 106,0 до 349,7 млрд.руб. То есть, 103,7 млрд.руб., или 30% прироста неиспользуемых остатков, в бюджете не учтены.

М. Делягин особо подчеркивает крайне неравномерное расходование бюджетных средств от месяца к месяцу. Причем, по его словам, эта неравномерность заметно усилилась по сравнению с прошлым годом: «Если в январе-сентябре 2003 года разрыв между максимальным и минимальным месячным уровнем доходов составлял 24.9%, то в аналогичный период 2004 - 42,6%. Вероятно, такие колебания расходования бюджетных средств связаны с ударным финансированием перед президентскими выборами, а затем - с общей дезорганизацией государственного механизма в ходе реструктуризации правительства».

Еще одной специфической чертой исполнения бюджета в январе-сентябре 2004 года стала небывало выросшая неравномерность осуществления расходов по различным статьям.

«Если перефинансирование космоса (на 14.8%), образования и культуры (на 1,0%) можно объяснить внебюджетными доходами их предприятий, то перефинансирование обороны, поддержки правопорядка и обеспечения безопасности государства на 0,1% - отражение приоритетов государства», - уверен М. Делягин.

На 100% профинансированы только расходы на преодоление чрезвычайных ситуаций и СМИ. Хорошо финансировались лишь госрезервы (99,7%) и суды (99,0%). Удовлетворительно - помощь регионам (на 97.3%), госаппарат (96,7% - вероятно, экономия вызвана параличом «административной реформы») и социальная политика (на 95,2%).

В то же время плохо (90-95%) финансировались утилизация вооружений (93,2%) и здравоохранение (92,2%). Не хочется лишний раз упоминать господина Зурабова, но, видимо, он слишком увлекся монетизацией льгот и забыл про здравоохранение.

Финансирование остальных расходных статей сорвано: дорожное хозяйство профинансировано лишь на 84.1%, наука - на 84.0%, промышленность - на 76.3%, транспорт и связь - на 71.7%, военная реформа - на 71.0%, экология - на 40.6%, а сельское хозяйство - и вовсе только на 40,0%.

Что касается проекта бюджета на будущий год, то он, по мнению Михаила Делягина, закрепляет и усиливает негативные тенденции прошлых лет.

Экономист дает следующую оценку принципам формирования бюджета-2005:

 

- Прозрачность снижается под пропагандистские завывания об ее увеличении. Так, раздел «расходы на общегосударственные нужды» включил госуправление, суды, международную деятельность, обслуживание госдолга и даже пополнение госрезервов. Они функционально различны, но их объединение затрудняет сопоставление с бюджетами прошлых лет, а по некоторым статьям делает его невозможным.

Стабфонд упоминается в бюджете лишь дважды без описания использования его средств. Впервые Госдума не получила даже описания включенных в бюджет федеральных целевых программ. Раньше этот коррупциогенный инструмент служил лоббистским интересам депутатов, а в однопартийной системе, похоже, стал служить представителям правительства.

Бюджет страны наиболее полно отражает приоритеты государства. За форсированное финансирование силовиков прежние бюджеты нередко называли «военно-полицейскими». Волна терактов, поднявшаяся 9 мая, доказала, что рост расходов без перестройки и смены мотиваций не повышает эффективность.

 «Заливание гноящейся раны деньгами лишь усилило разложение структур, которые все чаще зовут силовыми и все реже (и все с большей иронией) - правоохранительными. Стали нормой ситуации, когда капитан милиции, разъезжающий на роскошном «Мерседесе», дарит невесте еще более эффектную машину», - отмечает М. Делягин.

 

Экономист уверен, что федеральный бюджет в 2005 году содержит «не имеющий оправдания перегиб». Так, по данным, предоставленным М. Делягиным, расходы на оборону вырастут на 28%, на правопорядок и госбезопасность - на 26%, притом, что общий рост расходов составит лишь 14%, а увеличение непроцентной их части - 17,8%. При этом расходы на сельское хозяйство сокращены на 10%.

- В реальном же выражении под истошные крики о многократном росте социальных выплат расходы на социальную политику сокращены на 1.5%, на образование - на 8.6%, на экологию - на 15,2%. Расходы на силовиков (оборону, правопорядок и безопасность) составят 926,4 млрд.руб. и более чем вдвое превысят все расходы на социальные нужды - 436,3 млрд.руб. (включая социальную политику - 172,1 млрд., образование - 154.5, здравоохранение - 71.2, культуру и СМИ - 38,5 млрд.руб.).

С точки зрения М.Делягина этот очевидный перекос бюджета вызван не только политическим доминированием силовиков, но и потребностью компенсировать последствия либеральной политики, передающей ресурсы населения бизнесу за счет свертывания социальных гарантий.

 

- В 2005 году подавление социального протеста станет главной задачей государства. Когда население столкнется с отменой прав на адекватную социальную помощь, жилье, пенсии, образование и здравоохранение, а именно в этом суть либеральных реформ - при неготовности к зиме (вероятной при параличе правительства) ненависть к государству, как в конце 80-х, вновь сплотит общество.

- Но объективная необходимость задабривания военно-полицейской бюрократии лишь оттеняет её превращение в реального хозяина страны. Вместо «земли обетованной» либеральных фундаменталистов - Португалии - Россия дрейфует к Нигерии и Гаити, считает М. Делягин.

 

Отдельно Михаил Делягин рассматривает проблему взаимоотношений центра и регионов.

- Экономическим инструментом «укрепления вертикали власти», переросшего в переход от федерации к неэффективному для России унитарному государству, стало ограничение ресурсов регионов без учета их нужд. Этот курс породил коммунальную катастрофу зимы 2002/2003 годов и продолжается. Сбрасывание на регионы новых расходных полномочий, заведомо не обеспеченных доходами, ставит ряд губернаторов перед выбором между социальной, коммунальной и бюджетной катастрофами.

- Верное намерение поднять зарплату бюджетников на 20% касается только «федералов». Регионы будут повышать их по возможности, а возможности у всех будут разные. Уровень минимальной зарплаты может сильно разниться в соседних регионах. Это разрушает единое экономическое пространство и создает предпосылки для дезинтеграции России.

Конечно, движение в этом направлении начато монетизацией льгот, но проект бюджета-2005 закрепляет эту тенденцию.

 

Весьма яркой характеристики «личной шутки товарища Кудрина» удостоился от М. Делягина стабилизационный фонд. Экономист ставит под сомнение официальную мотивацию создания этого института.

- В условиях, когда почти 20% населения РФ живет ниже прожиточного минимума, а в переводе на русский – голодает, как назвать перевод денег, полученных от высоких цен на нефть в стабфонд?!

Официальная цель стабфонда - накопить денег «на черный день», на случай удешевлении нефти. Вопрос, что будет, когда его средства иссякнут - «табу». Реальное назначение стабфонда не имеет никакого отношения к гипотетическому падению цен на нефть, реальная цель – это узаконивание варварского замораживания средств в бюджете ради заведомо незначительного снижения инфляции, считает экономист.

- Кудрин твердил о «достаточности» Стабфонда в 500 млрд.руб., но за 2005 год намерен увеличить его до 719,5 млрд.руб. Правительство и не пытается «слезть» с «нефтяной иглы», модернизировав экономику, а просто бессмысленно копит нефтедоллары, как старушка - «гробовые», - завершил свой пессимистический анализ М. Делягин.

 

МиК 22.10.2004


Реклама:
-