Об отношениях России с Прибалтикой и

другими новыми членами Евросоюза

 

22 октября 2004 года в Государственной Думе прошло обсуждение законопроекта, устанавливающего новые особенности правоотношений России со странами - новыми членами Европейского союза. Особо были затронуты проблемы взаимоотношения с Прибалтийскими государствами. От фракции «Родина» выступили Андрей Савельев, Владимир Никитин и Виктор Алкснис.

 

Андрей Савельев:

 

"Мне кажется, что сегодняшнее представление на ратификацию указанного соглашения является типичным примером бюрократического манипулирования. Вместо того чтобы Министерство иностранных дел оказывало давление на Европейский союз, а тот в свою очередь оказывал давление на фашистский режим в Латвии, у нас обратная манипуляция: фашистский режим в Латвии оказывает давление на Европейский союз, Европейский союз на наш МИД, а МИД приходит сюда и оказывает давление на нас. Вот такая процедура, она происходит оттого, что сознание многих наших политиков стремительно глобализируется, и они, вместо того чтобы защищать национальные интересы, защищают почему-то интересы Европейского союза и почему-то выносят на ратификацию такие документы, которые ровным счетом ничего не дают для укрепления международных позиций России. Получается, что мы имеем дело не с суверенными государствами, а с некими бюрократическими структурами, которым делегированы полномочия этих суверенных государств.

И то, что сегодня мы услышали, что около сотни международных договоров, в которых Россия участвовала, денонсировано в одностороннем порядке теми, кто вступил в Европейский союз, - это оскорбление России. Мы этот вопрос отставляем в стороне и вообще не обсуждаем, а, как только Европейскому союзу что-то надо от России, быстренько торопимся ратифицировать. Мне кажется, что прилично было бы отложить этот вопрос в очень долгий ящик и заниматься реальными проблемами, а не подписывать торопливо очередное соглашение с Европейским союзом, не приводящее к решению конкретных проблем, в которых более всего заинтересована Россия. Не проблемы крупного рогатого скота и ветеринарной службы нас должны интересовать, а положение русских в Прибалтике - вот этот вопрос является первым, и все остальные вопросы должны быть отложены в сторону, пока не решен этот вопрос. Предлагаю голосовать против этой ратификации".

 

Владимир Никитин:

 

"Просто парадоксально идет обсуждение, и действительно диву даешься, что у нас есть депутаты Государственной Думы, которые так вот ездят в Латвию, в то время как депутатам от фракции "Родина" невозможно донести свою позицию и совершить подобного рода поездку. Точно так же парадоксально выглядят и те два документа, которые мы обсуждаем одновременно, то есть документы по пунктам 7.1 и 7.2. В пункте 7.1 мы ратифицируем в форме федерального закона протокол, а пунктом 7.2, если кто внимательно его прочитал, по сути дела, камня на камне не оставляем от предложения провести сегодня его ратификацию. Я удивляюсь, похоже, некоторые просто не читали документа, подготовленного в форме заявления Государственной Думы, и тех прекрасных материалов, которые приложены по линии Комитета по международным делам и комитета по экономической политике. Там сделан глубокий анализ ситуации с использованием материалов парламентских слушаний, и удивительно, что эти материалы сегодня практически не фигурируют, а фигурирует та закоснелая позиция Министерства иностранных дел, которая уже неоднократно приводила к тому, что мы оказывались в луже с нашими ратификациями и со многими решениями по международным делам.

Зачем ратифицировать? Вот здесь было много вопросов. Первый ответ очевиден - это "датский" язык, на котором разговаривают наш МИД и бюрократические структуры: к 11 ноября вынь да положь, чтобы на саммите то, о чем они договорились, было - то есть ратификация по линии Российской Федерации. Как будто небо рухнет или что-то изменится, если это будет сделано несколько позже, поэтому всё - к этой дате, вся процедура. Отсюда все закулисные договоренности с европейскими структурами, отсюда тот темп, который навязывается российским депутатам. Между тем это ведь решение исключительной важности. Оно, кстати, будет иметь далеко идущие политические и социально-экономические последствия. Ведь на чем основывается аргументация страны, которая выступает за ратификацию: нам хуже не будет, мы будем только дополнительные механизмы использовать по линии Евросоюза.

Уважаемые коллеги, если подобного рода аргументы работали еще какое-то время назад, то теперь, после того как латвийские школьники съездили в Страсбург и провели там демонстрации, мы увидели, что, наоборот, структуры Евросоюза работают против Российской Федерации. Они нас убеждают и детей - латвийских школьников - что им нужно учить латышский язык, нужно интегрироваться в латвийское общество и вообще нужно ассимилироваться и покаяться, что они относятся к русским, к народу, который растоптал независимость вот этих маленьких "великих государств". С этой точки зрения я хотел бы все-таки попросить вас чуть-чуть подробнее посмотреть тот текст, который мы примем как заявление. Посмотрите, что написано в пункте 2 относительно Калининградской области. Ведь всё правильно написано, написано, что не решаются эти вопросы вопреки договоренностям, за эти полгода стало ясно, что процедура таможенного оформления резко усложнилась, тарифы на транзит возросли на 30 процентов, я вам скажу. А что такое рост тарифов на 30 процентов на нефтепродукты в преддверии зимы? Это значит, что трещат местные бюджеты. Если зимой произойдет срыв отопления, как будут относиться жители Калининградской области вообще к российским властям, не только местным, но и к федеральным. Это же потом может иметь далеко идущие последствия, ведь найдутся люди, которые начнут раскручивать эту тему. Следующий момент. Если таковы процедуры оформления таможенных грузов, то каковы перспективы развития Калининградской области в российском экономическом пространстве? Ведь, по сути дела, ставится тогда шлагбаум, так сказать, для Калининградской области. Какими могут быть перспективы у особой экономической зоны, если вообще ничего развивать нельзя, потому что заморочки с провозом грузов через границы, которые искусственно еще в последнее время поставлены? Они же делают невыгодным вообще любой проект, не только в рамках особой экономической зоны. С этой точки зрения мы должны видеть, что пытаются Калининградскую область вытолкнуть не только из экономического, но во многом и из политического пространства Российской Федерации, причем идет как будто развешивание пряников: идите в другую сторону - здесь никаких барьеров вам на поставки продукции из Калининградской области.

Следующий момент в этом пункте - реализация проекта по высокоскоростному безвизовому железнодорожному сообщению. Ну, это так долго говорится, на самом деле это тот скоростной поезд, который, помните, мы обсуждали здесь, в Государственной Думе, 160 километров в час, чтобы никто не выпрыгивал, но никто и не досматривал. Так вот, литовский Сейм в сентябре принимает решение, по которому фактически ревизует эту вещь (времени у меня не очень много, вы можете с ним ознакомиться сами), речь идет о том, что они считают, что это противоречит интересам литовского государства. Значит, на этом ставится крест, значит, на безвизовом режиме ставится крест, значит, отход от тех договоренностей, которые были раньше. Так можно говорить по разным пунктам. Значит, механизм Евросоюза Россия для себя использовать не может. Мы видим, как после этого вступления, после расширения ухудшение ситуации происходит по многим направлениям. И не надо нам про сталь рассказывать и про рост товарооборота - это совершенно другие процессы. При повышении цен на энергоносители я вам любые цифры роста товарооборота между Евросоюзом и Россией сделаю. Речь идет о реальном сужении многих процессов, которые нас должны жизненно интересовать. Кто использует трибуну Евросоюза? Как раз те государства - я прежде всего говорю о Литве, Латвии и Эстонии, - которые очень активно лоббируют там свои интересы. И сейчас весь Евросоюз начинает вмешиваться в наши дела. Вы помните их заявления о внутриполитических процессах, которые происходят в России. И я вам хочу сказать, что Литва, Латвия и Эстония будут использовать механизм Европейского Суда и трибуну Евросоюза для того, чтобы выколачивать из России долги за так называемый ущерб после оккупации 1940 года.

Вот что мы получим в результате тех решений, которые сейчас нам предлагают поспешно подписать, завизировать и за которые проголосовать. С этой точки зрения, я считаю, самым разумным было бы, вообще-то, сегодня не выносить на обсуждение, поручить правительству и другим структурам, которые с этим связаны, продолжать эту работу. Мы бы действительно вот этот мониторинг отсюда и проводили, наблюдая за тем, как развиваются эти процессы. А сам договор этот и протокол к нему работали бы в режиме временного использования, как они с 1 мая, собственно, и реализуются. Ведь ничего же страшного не произошло из-за того, что он не ратифицирован. Мы считаем, что такое решение нам все-таки следует принять.

Фракция "Родина" против сегодняшней ратификации. И мы считаем, что механизм вот этого временного использования позволяет дифференцированно подойти к этой "десятке": нормальные отношения с Польшей, нет никаких проблем - слава богу, режим наибольшего благоприятствования, то есть мы несколько разноскоростные процессы включаем. А сейчас наше решение будет выглядеть как дискредитация российской власти, которая настаивала на многих принципиальных вещах, оно будет наносить огромный ущерб престижу Российской Федерации как государства".

 

Виктор Алкснис:

 

"В отличие от господина Пожигайло (фракция "Единая Россия" - прим.) я не был девять раз за полгода в Латвии. Я уже двенадцать лет не был у себя дома, в отличие от господина Пожигайло, который лоббирует (подчеркиваю: лоббирует) в этом зале интересы националистического руководства Латвии, который защищает попрание прав русского населения Латвии и наносит большой ущерб авторитету российской Госдумы, осуществляя подобные поездки в Латвию и там, еще раз повторяю, защищая этих националистов. Так вот, извините, господин Пожигайло, я, как латыш, могу сказать, что я владею немножко лучше вас ситуацией в Латвии, и мне стыдно за вас, еще раз повторяю.

Я вообще с удивлением смотрю на вас, уважаемые господа-товарищи. Что же вы делаете?! Что же вы делаете с людьми?! Вначале, в 1988 году, Москва, ЦК КПСС и КГБ создали в Латвии ячейки Народного фронта. Да, да, тот самый Народный фронт, который выступил разрушителем Советского Союза, создавался не снизу - директивы из Москвы шли. И я знаю анекдоты, когда некоторые секретари парткомов на крупных предприятиях, парткомов КПСС, получали взыскания за то, что они не содействовали росту первичных организаций Народного фронта на этих предприятиях. Потом - совершенно безумная политика Горбачёва в 1989-1991 годах, которая закончилась тем, что в сентябре 1991 года в нарушение Конституции СССР, в нарушение закона о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР, было подписано решение Госсовета о признании независимости Прибалтийских республик, и осталось за скобками всё: права человека, собственность... И при этом каждый раз убеждали: "А что мы можем сделать? Вы видите: уже произошло. Ну надо делать! Это будет способствовать нашим лучшим отношениям с этими республиками". После этого началось паническое бегство Российской армии оттуда, досрочное, в нарушение опять же всех достигнутых договоренностей, потом - усиленное выпихивание Прибалтийских республик в структуру НАТО и Евросоюза (я подчеркиваю: выпихивание, максимальное содействие этому процессу), потому что некоторым нашим московским господам наличие этих республик в составе Евросоюза позволяло сказать, что это, мол, не наши проблемы, это проблемы Евросоюза, пускай они там занимаются этим вопросом. И надежда на то, что в Евросоюзе научат, как цивилизованно себя вести с русскими в Латвии...

Так вот, уважаемые господа-товарищи: не научат, потому что там живут русские и защищать надо права русских. Евросоюз будет бороться до конца за права пяти белорусских диссидентов, и будет стенать, и будет кричать, и будет вводить санкции, и будет что угодно делать, заявляя о нарушении прав человека в Белоруссии, но никогда ни слова не скажет о нарушении прав русских рядом - в соседней Латвии или Эстонии. Никогда! Никогда он не выступит с осуждением этих явлений, позорных явлений! Именно поэтому я считаю, еще раз повторяю, что это очередная уступка, очередная капитуляция России.

И я знаю, что пройдет пара лет - и господин Косачёв (председатель комитета ГД по международным делам - прим.) и господин Чижов (заместитель министра иностранных дел России - прим.) на очередном заседании скажут: "Ну а что теперь можно сделать, ведь Госдума два года ратифицировала это соглашение, теперь мы ничего сделать не можем, теперь надо ратифицировать следующую уступку". Это будет следующее предательство официальных лиц России. И куда же мы, в конце концов, придем? Поэтому я лично буду голосовать против этого соглашения и призываю вас сделать то же самое".

 

Сайт «Родины»


Реклама:
-